Использование кейс – технологий в ДОУ при обучении дошкольников правилам безопасного поведения на дороге
методическая разработка (средняя группа)

Выбор данной темы обусловлен тем, что обеспечение безопасности движения на дороге становится все более важной задачей. Большую роль в решении этой проблемы имеет организация работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма в дошкольных учреждениях. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл alimova_keys_2.docx26.71 КБ

Предварительный просмотр:

1 слайд:

Здравствуйте уважаемые коллеги и члены жюри! Меня зовут Алимова Оксана Геннадьевна, я воспитатель муниципального дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребёнка – детский сад № 8 «Золотая рыбка» г. Валуйки.

Позвольте представить вашему вниманию актуальный педагогический опыт «Использование кейс – технологий в ДОУ при обучении дошкольников правилам безопасного поведения на дороге».

2 слайд:

Выбор данной темы обусловлен тем, что обеспечение безопасности движения на дороге становится все более важной задачей. Большую роль в решении этой проблемы имеет организация работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма в дошкольных учреждениях.

Знакомить детей с правилами дорожной безопасности, формировать у них навыки правильного поведения на дороге необходимо с самого раннего возраста, т.к. знания, полученные в детстве, наиболее прочные; правила, усвоенные ребенком, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение – потребностью человека.

3 слайд:

Ведущей педагогической идеей данного опыта является обучение правилам дорожной безопасности посредством элементов Кейс-технологии обеспечивающей и познание, и активное обсуждение и принятие, и аналитику и оценивание ситуации, и обоснованный перенос или конструирование способа поведения. Она объединяет в себе одновременно и ролевые игры, и метод проектов, и ситуативный анализ. Любой кейс воспитатель может использовать с разной целью и на разных этапах образовательной деятельности. Например, в начале занятия или в конце плавно перейти к самостоятельной деятельности.

4-5 слайд:

В кейсе по ПДД должны быть те, которые используют педагоги для работы с детьми дошкольного возраста, должны отражать не абстрактные, а реальные жизненные ситуации. Материалы кейса не просто описывают проблемную ситуацию, а представляют собой единый информационный комплекс, который позволит детям решить ситуацию и найти необходимые варианты ее решения.

Кейс по ПДД может содержать иллюстрации, фотографии, комплекты карточек и картинок, аудио- и видеофайлы, обозначающие в доступной форме дорожную ситуацию или проблему. Также используются книги, пазлы, настольные игры, конструкторы.

6 слайд:

В основе опыта использовались идеи педагогов и психологов Н.Н. Авдеевой, В.Г. Каменской, О.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной

7 слайд:

Кейс-технология – это общее название технологий обучения, представляющих собой методы анализа ситуаций.

Кейс-технология – это интерактивная технология для краткосрочного обучения , на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у слушателей новых качеств и умений.

8 слайд

Внедрение кейс-технологий в дошкольном образовательном учреждении позволяет на практике реализовать компетентностный подход.

Кейс-технология – это интерактивная технология для краткосрочного обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у слушателей новых качеств и умений. Главное ее предназначение – развивать способность анализировать различные проблемы и находить их решение, а также умение работать с информацией.

9-10 слайд:

При работе была поставлена цель, достижение которой осуществлялось через ряд задач, представленных на слайде.

11 слайд:

Работа строится с учётом общепедагогических принципов.

  • Принцип системно - деятельностного подхода
  • Принцип интегративности
  • Принцип наглядности
  • Принцип систематичности
  • Принцип доступности и последовательности
  • Принцип сотрудничества
  • Принцип возрастной адресованности

12 слайд:

Кейс- технология поэтапно включалась в деятельность детей, постепенно усложняя познавательный материал, при этом учитывались возрастные и индивидуальные особенности детей.

12-13-14-15-16 слайд:

Решение кейсов рекомендуется проводить в следующем порядке:

  1. Знакомство с ситуацией.
  2. Выделение основной проблемы.

3. Предложение одного или нескольких вариантов последовательности действий, указание на важные проблемы, механизмы их предотвращения.

  1. Формулирование правила, вывода по основной проблеме.

Что должно быть в кейсе по ПДД.

Кейсы, которые используют педагоги для работы с детьми дошкольного возраста, должны отражать не абстрактные, а реальные жизненные ситуации. Материалы кейса не просто описывают проблемную ситуацию, а представляют собой единый информационный комплекс, который позволит детям решить ситуацию и найти необходимые варианты ее решения.

Кейс по ПДД может содержать иллюстрации, фотографии, комплекты карточек и картинок, аудио- и видеофайлы, обозначающие в доступной форме дорожную ситуацию или проблему. Также используются книги, пазлы, настольные игры, конструкторы.

Применение кейса по ПДД в работе с детьми.

Кейс-технологии используются как составную часть познавательного или речевого цикла. Как форма работы в рамках совместной или самостоятельной деятельности. Как часть проекта по формированию безопасного поведения детей.

Этапы работы с кейсом по ПДД:

  • разработать проблемную дорожную ситуацию;
  • оформить кейс: подобрать иллюстрации, макеты и другие материалы.
  • показать кейс детям, дать время ознакомиться с ним;
  • озвучить задание, обсудить с детьми проблемную ситуацию;
  • предоставить детям время на самостоятельный поиск решений кейса;
  • поддерживать дискуссию в подгруппах, помогать оценивать решения кейса;
  • выслушать, проверить решения детей.
  • подвести итоги.

Практическая часть.

Уважаемые коллеги, для того чтобы вы лучше поняли основную суть кейс-метода, предлагаю Вам на практике изучить несколько видов кейсов, для этого мне понадобится фокус-группа из 6 человек. Я буду выступать в роли автоинспектора, а вы – воспитанников. Итак, преступим.

1-ой подгруппе предлагаю рассмотреть «Фото-кейс» (картинки дорожных ситуаций, дорожных знаков, кармашки цвета светофора – красный, жёлтый, зелёный)

Посмотрите, пожалуйста, кейс, и назовите что в нём лежит (называют). Как вы думаете, что можно сделать с данными картинками? Участники: Разложить картинки по кармашкам. В красный – запрещающие дорожные знаки, опасные дорожные ситуации. В жёлтый – предупреждающие знаки. В зелёный разрешающие. Ведущий: Верно.

Пожалуйста, выполните задание. Выполняют. Ведущий: Фото-кейсы и кейсы-иллюстрации вы можете использовать в образовательной ситуации, в совместной и самостоятельной деятельности детей. Чтобы дети решали кейсы, не нужно их специально к этому подготавливать и объяснять алгоритм действий.

2 подгруппа рассматривает кейс «Анализ конкретны ситуаций». Информация в кейсе представлена в виде сказки. Мы сейчас попробуем разобраться в конкретной дорожной ситуации. Скажите, что изображено на картинке? (Картинка, где Зайка выбежал на проезжую часть). А теперь послушаем текст сказки. История эта произошла с маленьким Зайчонком, который жил в сказочном лесу недалеко от большой дороги. На День рождения Зайчонку папа подарил красивый красный скейтборд и сказал: «На скейтборде можно кататься только на широкой поляне и по лесным тропинкам. На дорогу – ни ногой! Ты ещё маленький - тебе только семь лет. Да и движение там очень быстрое! Но Зайчонку очень хотелось на большой скорости промчаться по гладкой асфальтированной дороге, и он пошел к ней. Дорога круто поднималась вверх, а потом был длинный извилистый спуск. Вот с него и хотел с ветерком и на большой скорости скатиться Зайчонок. Сорока - Белобока, которая всюду летала, все знала, строго следила за всем, что происходит в лесу. Она-то и увидела, куда собрался Зайчонок, поняла, что он хочет сделать, хотела его остановить, да не тут-то было, Зайчонок её даже слушать не стал. Тогда Сорока - Белобока полетела к отцу Зайчонка и всё ему рассказала. Папа Заяц очень испугался за сына и бросился к дороге, чтобы успеть остановить непослушного малыша и спасти его от неминуемой гибели. Но тот уже мчался с горы. Тогда Папа Заяц побежал к повороту, надеясь, что сможет помочь сыну. Зайчонок несся с такой скоростью, что сам испугался, а остановиться не мог (у скейтборда нет тормозов). Папа Заяц расставил лапы, поймал сына и полетел вместе с ним в ближайшие колючие кусты, а скейтборд не вписался в поворот и упал в глубокий овраг. «Вот видишь, что ты натворил. Хорошо, что я подоспел вовремя, а то упал бы ты вместе со скейтбордом в овраг», - сказал Папа Заяц. Зайчонок, почёсывая ушибленное колено и ссадины, низко опустил голову и сказал виновато: «Прости меня, папа, я больше никогда не буду ездить по дороге, а знаки я все выучу обязательно! Обещаю!». Папа пожалел малыша, погладил по голове и сказал: «Хорошо. Я тебе верю. Скейтборд я тебе новый сделаю, но ездить будешь только тогда, когда ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ выучишь, и только на полянке и в лесу. Помни, что дорога – не место для игр и развлечений!»

-Что произошло в сказке? О чём она? (Зайка случайно выбежал на дорогу.) Это сказка о нарушении правил дорожного движения.

- Давайте подумаем, что может произойти с Зайкой? Продолжите сказку (Зайку может раздавить машина, или зайка может пойти поиграть на площадку )

- Как правильно поступить в этой ситуации? Что можно сделать по-другому? (Уйти с проезжей части, можно отправиться играть на детскую площадку )

3 подгруппа выполняет задание это - «Кейс – драматизация».

Этой подгруппе предлагается набор: светофор, дорожные знаки, жезлы инспектора ГИБДД, миниатюрные машинки и т.д. Предлагаю вам обыграть ситуацию, которая может произойти на дороге, если не соблюдать правила дорожного движения.

-А пока наша фокус-группа готовит ответы, мы с вами, уважаемые коллеги, познакомимся ещё с одной кейс-технологией под названием

«Кейс с заданиями» - это методический прием обучения по принципу «от типичных примеров, ситуаций - к правилу, а не наоборот».

-Я предлагаю послушать вам ситуацию, которая, произошла со мной вчера, после чего ответить на вопросы.

-Света, ты меня сегодня очень расстроила! Ты поставила под угрозу свою жизнь и здоровье. Сейчас ты, как воспитанный ребенок, дойдешь до пешеходного перехода, посмотришь по сторонам, убедишься, что машины остановились и только потом, не торопясь, лучше за руку со взрослым, перейдешь дорогу.

Вывод: Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод о результативности использования методов Кейс-технологии в образовательной деятельности учреждения и дальнейшем совершенствовании этого направления, подтверждается тем, что за годы работы по обучению детей Правилам безопасности дорожного движения не было ни одного дорожно-транспортного происшествия, причиной которого было бы нарушение правил движения нашими воспитанниками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование кейс – технологий в ДОУ при обучении дошкольников правилам безопасного поведения на дороге»

laquo;Использование кейс – технологий в ДОУ при обучениидошкольников правилам безопасного поведения на дороге»    Как показывает практика – систематическа...

Мастер-класс для воспитателей по ПДД: «Использование кейс-технологий в ДОУ при обучении дошкольников правилам безопасного поведения на дороге».

Цель: научить педагогов ДОУ применять   кейс-технологии в образовательной деятельности с детьми.Задачи:-познакомить участников мастер-класса с методом кейсов с целью формирования у педагогов...

Мастер-класс для педагогов «Использование кейс – технологий в ДОУ при обучении дошкольников правилам безопасного поведения на дороге».

Мастер-класс для педагогов «Использование кейс – технологий в ДОУ при обучении дошкольников правилам безопасного поведения на дороге»....

Мастер-класс для педагогов «Использование кейс – технологий в ДОУ при обучении дошкольников правилам безопасного поведения на дороге».

Мастер-класс для педагогов по ПДД «Использование кейс – технологий в ДОУ при обучении дошкольников правилам безопасного поведения на дороге»....

Мастер-класс для педагогов «Использование кейс – технологий в ДОУ при обучении дошкольников правилам безопасного поведения на дороге».

Мастер-классдля педагогов «Использование кейс – технологий в ДОУ при обучении дошкольников правилам безопасного поведения на дороге»....

МАСТЕР-КЛАСС для педагогов по ПДД: «Использование кейс – технологий в ДОУ при обучении дошкольников правилам безопасного поведения на дороге».

Цель  мастер-класса: научить педагогов ДОУ применять кейс - технологии в образовательной деятельности с детьми.Задачи:познакомить участников мастер - класса с методом кейсов с целью формирования ...

Консультация «Использование кейс-технологий в ДОУ при обучении дошкольников правилам безопасного поведения на дороге»

Консультация для педагогов ДОУ  «Использование кейс-технологий в ДОУ при обучении дошкольников правилам безопасного поведения на дороге»...