Конспект занятия-игры "Маленьким детям-большие права"
план-конспект занятия по обж (подготовительная группа)

Васильева Марина Михайловна

Методический материал предназначен для детей 6-7 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл malenkim_detyam_bolshie_prava.docx28.86 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №13» города Канаш

Конспект занятия-игры

«Маленьким детям-большие права»

для детей 6-7 лет.

Подготовила: Васильева М. М.,

воспитатель высшей квалификационной категории

Канаш, 2020 г.

Цель: создание условий для знакомства детей с основами человеческих прав.

Задачи:

  • Познакомить детей с основами правовой грамотности на примере сказок.
  • Развивать способность анализировать действия и поступки сказочных героев  и людей, создавать ситуации для развития умений применять полученные знания в жизни.
  • Способствовать формированию чувства собственного достоинства, осознания своих прав , чувства ответственности.
  • Воспитывать у детей доброжелательность, умение общаться со сверстниками.

Методические приёмы:

  • Игровая мотивация;
  • Личный пример;
  • Обращение к личному опыту детей;
  • Использование ИКТ;
  • Заставка «В гостях у сказки»;
  • Видеозарядка «Скачут зайцы»
  • Театр «Заюшкина избушка»;
  • Мозговой штурм;
  • Дидактическая игра лото «Кто где живёт»
  • Игра «Вставь словечко»;
  • Игра с фонариком;
  • Рефлексия;
  • Сюрпризный момент;
  • Конструктивно-модельная деятельность.

Оборудование: ноутбук, компьютерная презентация , книга « Маленьким детям-большие права», карточки «Профессии», фонарик, мяч, магнитофон, макет солнца, конусные куклы Зайчика и Лисы, макет домика, макет сердца с кнопочками, мяч, вырезанные шаблоны  зеркальца, строительные кубики ( желтого, синего, зеленого, красного цвета), цветные ладошки ( красного, жёлтого, зелёного цвета).

Ход занятия:

(Раздаётся стук в дверь, педагог стучится в дверь, заглядывает  и говорит: «Тук-Тук-Тук». Скажите пожалуйста,  в эту группу ходят самые умные и послушные детки?)

Дети: Да.

Педагог: Значит я пришла по адресу.  Подойдите ко мне поближе , давайте поздороваемся друг с другом. Предлагаю немного поиграть. Ребята, посмотрите, у меня в руках ладошки трёх цветов, каждый цвет означает свой цвет приветствия:

Красный-улыбнуться соседу;

Жёлтый -погладить соседа по плечу;

Зелёный –пожать руку соседу ;

Педагог: Но в этой игре есть важное правило: сначала нужно назвать имя соседа справа, а после поздороваться с помощью цвета. Давайте я начну, а вы продолжите.

                                 Игра –приветствие «Цветные ладошки»  

Педагог: Вот настроение у всех стало весёлое и радостное, посмотрите даже солнышко заглянуло к нам в группу. Но чтобы оно не пропало, мы должны быть дружными, послушными и внимательными. Договорились?

Дети: Да.

Педагог: Ребята, я сегодня пришла с одной замечательной книгой. Эта книга называется «Маленьким детям –большие права». Вы слышали о такой книжке?

Дети: Нет.

Педагог: Тогда усаживайтесь поудобнее и слушайте внимательно.

(из-за книги появляются удивлённые лица мальчика и девочки)

Мальчик: Вот это да! Оказывается ,права есть не только у взрослых, но и у детей.

Девочка: Как это? Разве мы тоже имеем права? А я думала, что мы только должны слушаться и исполнять их просьбы.

Педагог: Здравствуйте, Алина и Костя ! Конечно же, все дети имеют права. Вот вы сейчас из какой книжки (Педагог читает название книги  от имени мальчика) 

Педагог: Правильно. Эта книга не простая, а «волшебная», в ней оживают сказочные герои. Путешествуя по страницам сказок , мы посмотрим всегда ли соблюдаются их права. Где обижают сказочных героев, значит там они нарушены. А если герои веселы, счастливы, то их права соблюдаются. Сегодня ,мы на ваших глазах построим самый настоящий дом , в котором будут жить все дружно и счастливо. Вы согласны путешествовать со мной по страницам любимых сказок?

Дети: Да.

                             (Звучит музыка “В гостях у сказки” -19 сек )

 (переворачивается лист, а там изображена иллюстрация к сказке «Красная Шапочка»)

Педагог: Вы узнали эту сказку?

 Дети: Да

Педагог: Это сказка «Красная Шапочка» которую написал Ш. Перро

Педагог: А что произошло в сказке? (волк съел бабушку и Красную Шапочку)

  Подумайте ребята, волк правильно поступил? (Нет)

Педагог: Конечно нет, ведь у Красной Шапочки есть родные и близкие , которые  любят её; и самый близкий человек на свете-это мама, которая подарила ей жизнь.  Все дети на земле любят своих мам, а они в свою очередь любят Вас. Поэтому каждый человек должен жить рядом с самыми родными людьми, радоваться солнышку, чистому небу  над головой. Вы согласны со мной?

Дети: Да.

Педагог: Посмотрите ,на экран моего «волшебного телевизора», а вот и первый кирпичик –фундамент для нашего будущего домика, он жёлтого цвета как солнышко, ведь каждый имеет «Право на жизнь» и радоваться солнышку, миру, родным людям!

Педагог:

-А вот у героев следующей странички, произошло радостное событие, слушайте внимательно…

 Папа Карло вошел в каморку, сел на единственный стул  и начал из полена  вырезать куклу.

“Как бы мне её назвать? – раздумывал Карло. – Назову-ка я её Буратино. Это имя принесет  ему счастье...”

Педагог: Ребята, вы узнали сказку? Как она называется?

Дети: «Золотой ключик или приключения Буратино».

Педагог: Правильно. Написал эту интересную сказку Алексей Толстой. Скажите , какое настроение у героев этой сказки?

Дети: радостное, от того что у папы Карло появился сын, а у Буратино папа.

Педагог: Скажите, каким именем назвал папа Карло куклу?

Дети: Буратино.

Педагог: Верно. Подумайте, а может человек жить без имени? (нет). Конечно же нет, людям было бы сложно общаться между собой, ведь никому не приятно, когда к тебе обращаются на «Ты», или «Мальчик», «Девочка». Имя ласкает наш слух. Имена-это слова, но слова особые. Они значат очень много, люди верят, что с именем человека связано его будущее.   На Руси часто детям давали имена:  Любомир –что значит любящий мир; Добрыня- от слова добрый; Богдан-данный Богом и многие другие красивые имена.

- У вас тоже очень красивые имена. Маша скажи пожалуйста, кто дал тебе это имя?

Маша: Мама

Педагог: А тебе Саша? ( мама с папой)

Педагог: Вот как интересно!  Некоторым имена выбирали родители, а иногда детям выбирают имена бабушки .А вам интересно, что означает моё имя- Марина ?

Дети: Да.

Педагог: В переводе оно  означает «морская», любящая воду. Вот когда вы придёте домой, обязательно спросите какую «тайну» таит ваше имя. Договорились?

Педагог: У каждого человека ДОЛЖНО быть ИМЯ.  Мы его обозначим кирпичиком  красного цвета .

Педагог: А вот у героев следующей странички что-то произошло. Давайте посмотрим, что же случилось 

(воспитатель показывает мини-театр с помощью перчаточных куколок)

Педагог: Жили-были Лиса и Заяц. У Лисы была избушка ледяная, а у Зайчика лубяная.

Заяц: Помогите! Помогите же кто-нибудь! Ребята со мной приключилась беда, попросилась ко мне Лиса переночевать, да и выгнала.

Лиса. А я что виновата, что ли? Мой дом растаял. Ведь он был ледяной, где теперь мне жить? Подумаешь какой, другой дом себе построишь.

Заяц. Но ведь это мой дом. Не имеешь право, Лиса, ты меня выгонять (плачет).

Лиса. Я в лесу хозяйка, на все имею право!

Воспитатель: подожди, Лиса, успокойся. Сейчас разберёмся. Мы у ребят спросим. Скажите, ребята, кто здесь прав и почему? (Ответы детей)

Дети: Лиса не должна была прогонять Зайчика из собственного дома.

Педагог: Правильно,  у каждого человека должен быть ДОМ. В самые древние времена люди жили в пещерах. Там они укрывались от дождя, холода. Потом человек научился строить дом из камня и дерева. Дом для каждого-крепость, защита, любимое место отдыха. А теперь давайте поиграем в игру «Кто где живёт?».

                                 Игра «Кто где живёт»

Вопросы:   - Скажите, как называется дом медведя? (берлога)  

                     -Вика, скажи пожалуйста, как называется дом у собаки? (конура)  

           -Саша, где живут наши пернатые друзья-птицы? (гнездо, скворечник)

          -  Кто знает, как называется дом у белки? (дупло)

               -А пчёлы где живут? (улей)  Молодцы. Как только человек узнал, что пчелы производят мёд , то сразу занялись пчеловодством, стали строить специальные домики-улья  

-А где живёт человек? (частный дом, в квартире многоэтажного дома)  

Педагог: Теперь Лиса поняла, что не нельзя было выгонять Зайца из собственного дома. Вот и третий кирпичик, который  у нас зелёного цвета, означает, что у каждого ДОЛЖЕН БЫТЬ ДОМ.

Лиса: Ну хорошо, я больше не буду. Пойдём Заинька вместе поиграем.

Педагог: Я тоже предлагаю поиграть. Дружно за руки возьмитесь , в круг скорее становитесь.

(Видеозарядка «Скачут зайцы» )

Педагог: Молодцы, отдохнули мы на славу.  Настало время перевернуть следующую страницу.

Педагог: Садитесь поудобнее слушайте дальше….

Жили-были дед да баба. Детей у них не было. Вот и решили из снега слепить себе дочку.

Глядь, а у Снегурочки губы порозовели, глазки открылись; смотрит она на стариков и улыбается. Потом закивала она головкой, зашевелила ручками, ножками , стряхнула с себя снег – и вышла из сугроба живая девочка.

Не нарадуются старики на дочку, души в ней не чают. Растет дочка и умная,  смышленая, и весёлая.

Педагог:  Вы узнали, что это за сказка? (Ответы детей)

Дети: «Снегурочка»

Педагог: Правильно. Это русская народная сказка «Снегурочка». Скажите , почему её называют русской народной сказкой?

Дети: потому что её написал русский народ.

Педагог: Какое настроение стало у героев сказки? А почему?

Дети: Радостное, весёлое, от того, что появилась семья.

Педагог: О каком праве девочки можно сказать в этой сказке?

Дети:  у каждого ДОЛЖНА БЫТЬ СЕМЬЯ

Педагог: Правильно, семья должна быть у каждого, даже у животных есть семьи. Мы обозначим кирпичиком  синего цвета. Каждый в семье заботится друг о друге.

-Скажите, а ваши родители заботятся о вас? А как? (Ответы детей) 

- Правильно, а дети должны слушаться родителей и не огорчать их.

Педагог: ребята, приложите ладони к левой части груди? Что вы слышите?

Дети: биение сердца.

Педагог: Посмотрите, у меня в руках сердечко, оно исколото иголками. Каждая иголка-это грубое слово сказанное ребёнком, непослушание малыша. Если ребенок извинится, то мама конечно же простит, а вот след от ранки  будет долго заживать. Поэтому пожалуйста не обижайте матерей.

Педагог:    Ой как интересно, что там дальше. (перелистывает, а там герой Незнайка)

Педагог: Ребята, вы узнали этого героя?

Дети: Незнайка.

Педагог: Наш герой из книги «Приключения Незнайки и его друзей». А написал её Николай Носов. Скажите, кем хотел стать наш герой?

Педагог: Наш Незнайка сначала хотел научиться  стать то писателем, то художником, то музыкантом. Но у него ничего не получалось, потому что надо к любому занятию надо относиться серьезно и прикладывать все свои старания. Ведь недаром говорят : «Терпение и труд-всё перетрут»

Педагог: Скажите, а для чего надо учиться?

Дети:  чтобы узнать много нового и интересного.

Педагог: Правильно . Каждый человек ДОЛЖЕН  УЧИТЬСЯ чтобы получить образование. Мы обозначим это право кирпичиком белого цвета. Скажите, а вы  получаете образование? Что вы посещаете?

Дети: детский сад.

Педагог:  Да. В детском саду вас учат лепить, рисовать, петь, танцевать . А осенью вы пойдете в школу , узнаете много нового и интересного, получите много знаний . А когда станете взрослыми  выберете себе профессию. А вот мне интересно, знаете ли вы профессии?

Давайте поиграем в игру «Вставь словечко». (играют в кругу)

Я начинаю предложение, а вы заканчиваете его:

Самолетом правит… (летчик).

Трактор водит… (тракторист).

Электричку - (машинист).

Стенку выкрасил… (маляр).

Доску выстругал… (столяр).

В доме свет провел… (монтер).

В шахте трудится… (шахтер).

В жаркой кузнице… (кузнец).

Кто все знает - … (молодец)!

- Еще раз давайте вспомним,  о том, что каждый человек ДОЛЖЕН ПОЛУЧИТЬ ЗНАНИЯ!

Педагог: Ребята, а вы уже выбрали кем хотите стать? Поднимите руку. (ответы детей). Некоторые уже выбрали, а другие думают, подходит к выбору профессии серьёзно и ответственно. А я ребята ходила в школу Волшебников и у меня есть «волшебное зеркальце», оно  посоветовало мне стать воспитателем, чему я очень рада. А вы хотите узнать, что посоветует вам «волшебное зеркальце»?

Дети: Да.

Педагог:  Тогда подойдите к столику, возьмите по зеркальцу и произнесите «волшебные слова»

«Свет мой зеркальце скажи,

Да всю правду доложи:

Кем стану я в будущем»

А теперь посветите сзади «волшебным « фонариком.

                                   Игра с фонариком «Профессия»

Педагог: Получилось волшебство? Давайте встанем в круг и  поделимся друг с другом, что вам   посоветовало зеркальце ( делятся ответами)

Но это только лишь прогноз, все зависит от самого человека, ведь каждый человек должен заниматься тем, что ему больше всего нравится. Присаживайтесь на стульчики.

Педагог: А мы продолжаем дальше….(читает строчки стихотворения) 

Добрый доктор Айболит!

Он под деревом сидит.

Приходи к нему лечиться

И корова, и волчица.

И жучок, и червячок,

И медведица!

Всех излечит, исцелит

Добрый доктор Айболит!

Педагог: Конечно же вы узнали известного всем от мала до велика Айболита. А кого лечил Айболит?

Дети: Зверей

Педагог:  А как называется врач, который лечит зверей?

Дети: Ветеринар

 Педагог: Да, ребята, врачи оказывают медицинскую помощь не только животным, но и людям. Каждый человек ДОЛЖЕН получать медицинскую помощь. Мы его отметим кубиком оранжевого цвета.

Педагог:  Скажите,  какую медицинскую помощь вам оказывают в детском саду?

Дети : обрабатывают ссадины перекисью, мажут зеленкой или йодом, наклеивают лейкопластырь, мерят температуру, делают прививки, чтобы дети не болели.

Педагог: Молодцы, а вот наверняка у каждого из вас дома имеется домашняя аптечка. Вы знаете какое самое главное правило про домашнюю аптечку?

Дети:  Детям ни в коем случае нельзя принимать лекарства самостоятельно, даже одна таблетка, принятая без присмотра родителей, может нанести здоровью большой вред.

Педагог: - А чтобы никогда не болеть,  лучше всего не простужаться и не болеть, чтоб домашняя аптечка вам никогда не пригождалась. А что для этого нужно делать?

Дети: Одеваться по погоде, правильно питаться, принимать витамины, не есть снег зимой, не сосать сосульки, гулять на свежем воздухе, делать зарядку.

Педагог: Молодцы . А вот и последняя страничка нашей книги.  Посмотрите на нашей страничке нарисован красивый дом, в котором живут все дети счастливы! У меня появилась хорошая идея. А давайте построим домик, тем более у нас для этого есть кирпичики. Вот же они (открывает ширму) Вы согласны?

Дети: Да.

Педагог: Тогда засучите свои рукава, мы с вами будем  настоящими строителями, но чтобы дом был прочным мы должны делать все дружно и слаженно.

                                   Дети строят «Дом счастливого детства»

Педагог: Молодцы, ребята! Потрудились мы на славу, давайте друг другу похлопаем в ладоши. Мне очень хочется, чтобы все дети на планете жили счастливы. Ведь каждый человек имеет право на ЖИЗНЬ, ДОМ, СЕМЬЮ, ОБРАЗОВАНИЕ, МЕДИЦИНСКУЮ ПОМОЩЬ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Маленьким детям – большие права" Театрализованное развлечение по правам ребенка

Цель:— Закрепить знания детей и родителей о Конвенции ООН о правах ребенка.— Способствовать развитию правового мировоззрения и нравственных представлений.— Развивать умение рассуждать и делать выводы....

Конспект НОД по правовому воспитанию «Маленьким детям – большие права».

В непосредственной образовательной деятельности знакомлю детей с их правами....

Конспект НОД по правовому воспитанию «Маленьким детям – большие права».

В непосредственной образователеной деятельности знакомлю детей с их правами...

Конспект занятия для детей подготовительной группы по правовому воспитанию «Маленьким детям — большие права»

В занятии использованы разные приемы по ознакомлению детей с их провами....

КОНСПЕКТ итоговой непосредственно образовательной деятельности «Маленьким детям - большие права»

Цель: Развивать правовое мировоззрение и нравственные представления. Задачи:Обучающие: Продолжать знакомить детей с основными правами и обязанностями, закреплять знания, полученные ране...