Методическая разработка "Спички детям не игрушка"
методическая разработка по обж

Гусева Юлия Николаевна
Данная разработка раскрывает такую технологию как "Ситуация". Суть данной технологии заключается в организации развивающих ситуаций с детьми на основе использования общекультурных знаний о законах эффективной деятельности с учётом возрастных особенностей дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл spichki_detyam_ne_igrushka.docx25.56 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад «Снежинка» пгт. Восточный Кировской области

Районный конкурс образовательных продуктов

«Творческая лаборатория педагога»

Форма образовательного продукта – методическая разработка

Номинация – «Методическая копилка»

Методическая разработка

непосредственно образовательной деятельности

для детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

«Спички детям не игрушка»

c применением технологии «Ситуация»

Автор: Гусева Юлия Николаевна,

воспитатель

2021 г.

Аннотация:

В методической разработке указаны актуальность, цель, задачи, новизна, трудоемкость, ограничения, риски, а также развернутый сценарий занятия «Спички детям не игрушки» для детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ). Тема методической разработки раскрывает проблему формирования безопасного поведения детей с ОВЗ, а именно вопросы пожарной безопасности.

Данная разработка раскрывает такую технологию, как «Ситуация». Суть данной технологии заключается в организации развивающих ситуаций с детьми на основе использования общекультурных знаний о законах эффективной деятельности с учетом возрастных особенностей дошкольников.

Методическая разработка предназначена  воспитателям дошкольного образования, студентам педагогических училищ, педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста.

Актуальность

Вопросы безопасности актуальны во всех сферах безопасности жизнедеятельности. Вместе с тем возрастает острота проблемы безопасности жизнедеятельности наименее защищенной возрастной группы населения – детей-дошкольников, особенно детей с ОВЗ.

Проблеме формирования у детей правил пожарной безопасности, алгоритма поведения при возникновении пожара, воспитание чувства ответственности для профилактики неосторожного обращения с огнем уделяется много внимания. Это связано с включением детей с ОВЗ в среду с нормально развивающимися сверстниками, что сопряжено с риском для жизни и здоровья этих детей.

Родители, воспитатели должны в должной степени довести до детей информацию о том, что использование огня может быть опасно. Проблема пожарной безопасности будет всегда популярна, поэтому необходимо систематически и комплексно проводить профилактику. Важно научить детей ответственно относиться при нахождении рядом с огнем, контролировать свои поступки, а в случае небезопасной ситуации уметь обеспечить сохранность своей жизни и имущества.

Потому так важно создавать ситуации, с которыми в реальной жизни могут стукнуться дошкольники, определить умение детей прогнозировать последствия для своей жизни и здоровья от неосторожного обращения с огнем.

Целью данной методической разработки является создание условий для расширения представлений детей старшего дошкольного возраста о пожарной безопасности.

Новизна заключается в том, что содержание сценария является авторской разработкой.

Трудоемкость. Ограничения. Риски.

Для организации  данной работы требуется  наличие материального обеспечения, в данном случае пособия по пожарной безопасности: иллюстрации, плакаты.

Ограничения – с учетом возрастных особенностей детей предложенный материал можно использовать только с детьми старшего дошкольного возраста.

Риски: в связи с недостаточными знаниями детей о профессии пожарного, возможны затруднения в ответе на вопросы взрослого.

Ожидаемые результаты:

- сформированы элементарные представления о пожарной безопасности;

- развито умение оценивать ситуацию и правильно действовать  при возникновении пожара.

Сценарий НОД с применением технологии «Ситуация» для детей старшего дошкольного возраста «Спички детям не игрушка»

Дидактическая цель занятия: формирование пожарной безопасности детей старшего дошкольного возраста в процессе использования педагогической ситуации.

Задачи:

- расширить знания детей о пользе и вреде огня, причинах возникновения пожара;

-способствовать развитию умения детей оценивать ситуацию и правильно действовать при возникновении пожара;

- развивать логическое мышление, внимание, сообразительность;

- воспитывать уважительное отношение к профессии  пожарного, желание оказывать взаимопомощь.

Предварительная работа: 

-Серия занятий о правилах пожарной безопасности

-Чтение художественной литературы «Путаница», «Кошкин дом»

-Дидактическая игра «Кому что нужно для работы»

-Изобразительная деятельность по пожарной безопасности

-Сюжетно-ролевая игра «Пожарные»

Средства обучения: коробок спичек, сказка «Кошкин дом», иллюстрации по теме «Пожарная безопасность», огнетушитель, противогаз.

Формы организации: фронтальная, индивидуальная

Тип занятия: интегрированное, приоритетная область «Познавательное развитие» в комплексе с образовательными областями «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»

Вид занятия: новое

Методы и приемы: словесные (беседа, постановка вопросов, объяснение, указание, загадки), наглядные (рассматривание иллюстраций).

Ход занятия:

Этап 1: Введение в ситуацию

В: Здравствуйте, ребята! Сегодня в гости к вам пришел гость. Вы знаете кто это? Правильно, это Лунтик!

Л: Здраствуйте ребята! Я совсем недавно оказался на вашей планете. Когда я шел в ваш сад, я нашел увлекательную коробочку. Вы знаете, что это? (ответы детей – спички)

Я очень хотел бы с ними поиграть, но не умею. Давайте поиграем? Научите меня? (ответы детей)

Этап 2: Актуализация

В: Лунтик, наши ребята знают, что спички детям не игрушка. Пользоваться ими  могут только взрослые, потому что они опасны и могут нанести вред. Ребята, расскажем Лунтику для чего нужны спички? (ответы детей)

Правильно ребята! Спички используются для того, чтобы разжечь огонь. Обогреть помещение, приготовить пищу. (показывает иллюстрации)

А почему они опасны?(ответы детей)

Молодцы!

Этап 3: Затруднение в ситуации

В: Ребята, а скажите, все ли из вас знали, что спички приносят не только пользу, но и вред? (ответы детей)

Давайте вспомним сказку «Кошкин дом». Лунтик, послушай ее вместе с нами. (Воспитатель читает сказку)

В: Лунтик, что же произошло с кошкой?(ответы)

Воспитатель показывает иллюстрации огня, пожара.

Ребята, а кто помог кошке? (ответы детей)

А вы бы хотели стать пожарными? Что нужно пожарным для работы?

Молодцы, давайте вместе еще раз посмотрим как выглядит пожарный, его рабочая одежда, пожарная машина. (рассматривают иллюстрации)

Какие помощники есть у пожарного? (ответы детей0

Какие должны быть пожарные?(ответы детей)

А каких людей не возьмут в пожарные? (ответы детей)

В: Ребята, а представьте себе, что в саду начался пожар! Как мы должны себя вести ?(ответы детей)

А как не стоит себя вести?(ответы детей)

В:А если вы увидели, что пожар начался дома?(ответы детей)

Правильно! Для начала нам необходимо успокоиться и сообщить взрослым!А кто мне подскажет, как позвонить пожарным?(ответы детей)

А вы можете им позвонить? Почему?(ответы детей)

Замечательно! Вы очень умные и смелые ребята!

Этап 4: Открытие детьми нового знания

В: Ребята, а чем бы мы могли помочь пожарным? (ответы детей)

А как мы можем помочь другим ребятам  узнать, что нельзя играть со спичками?(ответы детей)

Давайте нарисуем с вами рисунки и развесим их на заборе детского сада. Сможем нарисовать плакаты? А для чего мы это сделаем?(ответы детей)

Этап 5: Включение нового знания в систему знаний ребенка

Всем ребятам раздаются листы бумаги и фломастеры. Лунтик и воспитатель помогают ребятам нарисовать плакаты.

В: Ребята, а что мы можем написать на плакатах, чтобы и взрослые прочитали их и вспомнили, что нужно быть осторожными с огнем? (ответы детей)

Воспитатель и Лунтик помогают сделать надписи на рисунках.

Этап 6: Осмысление

В: Молодцы ребята! Лунтик, теперь и ты знаешь, что спичками нельзя играть! Будь осторожен с ними!

А теперь, когда вы так много знаете, давайте проверим – что запомнили. Хотите отгадать загадки?

Что за тесный-тесный дом?

Сто сестричек жмуться в нем.

И любая из сестричек

Может вспыхнуть, как костер.

Не шути с сестричками, тоненькими (спичками)

Выпал на пол уголек

Деревянный пол зажег.

Не смотри, не жди, не стой,

А скорей залей ( водой)

Победит огонь коварный,

Тот, кого зовут (пожарный)

Что за лестница такая

Из машины вырастает,

Поднимаясь выше дома,

Всем пожарным так знакома (лестница на пожарной машине)

Заклубился дым угарный, гарью комната полна

Что пожарный надевает?

Без чего никак нельзя?( противогаз)

В: Молодцы ребята! Я очень рада, что мы помогли Лунтику и еще раз вспомнили о пожарной безопасности. А теперь давайте развесим наши плакаты, чтобы и другие ребята и взрослые помнили. Большое вам спасибо!

Список литературы:

  1. Успех. Совместная деятельность взрослых и детей: основные формы: пособие для педагогов [Текст] / [О.В. Акулова, А.Г. Гогоберидзе, Т.И. Гризик и др.]. – М.: Просвещение, 2012. – 205 с.
  2. Фатихова Л. Формирование безопасного поведения у дошкольников с задержкой психического развития [Текст] / Л. Фатихова // Дошкольное воспитание. – 2018. - № 4. - с.49.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Спички детям не игрушки"

Дать детям понятие о том, какую опасность таят в себе спички...

Методическая разработка проекта «Новогодняя игрушка» (возраст детей 3-4 года). Подготовила воспитатель Светлана Юрьевна Стома

Данный материал будет хорошим подспорьем для воспитателей, использующих проектную деятельность. Цель проекта: приобщение детей к культуре новогоднего праздника, его традициям; развитие художественно-э...

Методическая разработка «Спички детям не игрушка»

Цель:  Дать детям понятие о том, какую опасность таят в себе спички.Обучающая: Формирование элементарных представлений о правилах пожарной безопасности. Закреплять знания детей об опасных ситуаци...

Методическая разработка Игры и игрушки в процессе вызывания речи у неговорящих детей

Пояснительная записка Цель  разработки - поделиться с педагогами имеющимся опытом работы по запуску речи у неговорящих детей и предложить практические рекомендации, направленные на...

Методическая разработка образовательных практик с детьми второй младшей группы "Спички детям не игрушка"

Методическая разработка "Спички детям не игрушка" познакомит малышей                                  ...

Методическая разработка «Игры и игрушки в процессе развития речи у детей»

На начальных этапах работы с плохо говорящими детьми используются игры и игровые упражнения, позволяющие через игровую, конструктивную, предметно-практическую виды деятельности, через необыч...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «САМАЯ ЛУЧШАЯ ИГРУШКА ДЛЯ ПОЗНАНИЯ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА – ЭТО МЯГКАЯ ИГРУШКА»

В данной методической разработке представлен конспект игрового занятия с игрушкой – зайчиком с детьми раннего возраста. Данная методическая разработка будет полезна педагогам дошкольных образова...