Многофункциональная игра «Азбука безопасности на улицах города»
методическая разработка по обж (старшая группа)

Митенькина Елена Николаевна

                                         Многофункциональная игра

                            «Азбука  безопасности на улицах города»

Автор-составитель: воспитатель МБДОУ «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида» Митенькина Елена Николаевна

 

 

Цель: формирование навыков безопасного поведения на дороге.

Программное содержание: закрепить знания детей о правилах дорожного движения, о службах специального назначения(«01», «02» , «03»); систематизировать знания о светофоре, дорожных знаках, пешеходном переходе, об их значении; развивать наблюдательность, зрительную память; воспитывать ответственность за свое поведение на дороге, уважение к своей жизни и жизни окружающих людей.

Введение

Актуальность. Формирование у детей основ безопасного образа жизни совместная задача педагогов, родителей. Знакомство с правилами дорожного движения, соблюдение которых является законом для каждого гражданина, необходимо начинать  с раннего возраста, так как знания, полученные в это время, наиболее прочны; усвоенные с детства правила впоследствии становятся нормой поведения, их соблюдение - потребностью человека.

         Формирование у дошкольников культуры поведения на улице и в транспорте тесно связано с развитием у детей ориентировки в пространстве и представлений о скорости движения. Ребенок должен осознать понятия «близко», «далеко», «рядом», «слева», «сзади», «по ходу движения», правильно воспринимать скорость движения транспорта, пешеходов: «быстро», «медленно», «поворачивает», «останавливается».

         Кроме того, необходимо помнить, что нельзя воспитать дисциплинированного пешехода, если с детства не прививать такие важные качества, как внимательность, собранность, ответственность, осторожность, уверенность. Ведь часто именно отсутствие этих качеств, становится причиной дорожных происшествий.

         Обучение дошкольников дисциплинированному поведению на улице и в транспорте необходимо осуществлять в системе. Игровые, сюжетные и интегрированные формы образовательной деятельности важно использовать с учетом возрастных особенностей детей. Основным видом деятельности детей дошкольного возраста является игра. Именно через игру, обыгрывая ситуации на дорогах, улицах , дети усваивают знания  о правилах дорожной безопасности. Многофункциональная игра «Азбука безопасности на улицах города» поможет ребенку запомнить знания самых распространенных знаков дорожного движения, в решении проблемных ситуаций на дороге, закрепить знания о машинах специального назначения, разных видах транспорта. С помощью съемных макетов домов, машин, дорожных знаков, частей улицы дети могут моделировать реальные дорожные ситуации, обыгрывать жизненные случаи на улице и проезжей части.

Пояснительная записка

Игра  «Азбука безопасности на улицах города» включает в себя упрощенный  макет  города и набор заготовок (на липучках): транспортные средства, дома, дорожные знаки, деревья , кустарники, фигурки людей для разыгрывания различных ситуаций на улице и дорогах. В игру могут играть дети от 4до 7 лет. Форма игры может проходить  как индивидуально, так и небольшими подгруппами.

Ребенку с 3-4 лет должны прививаться правила поведения на улице, умение ориентироваться в пространстве, элементарные представления о направлении движения (вперед, назад, позднее, вправо-влево и т.д.) Дети лучше всего усваивают материал с помощью схем и моделей, поэтому обыгрывание различных ситуаций  должно начинаться с раннего возраста. Игра «Азбука безопасности на улицах города» дает такую возможность.

         В возрасте 4-5 лет ребенок усваивает самые важные ПДД, учится дорожной терминологии: проезжая часть, тротуар, светофор, остановка, перекресток. Дети старшего дошкольного возраста учатся « читать дорожные знаки», узнают их назначение, сами придумывают проблемную ситуацию, обыгрывают ее  и находят пути – решения. Если в игре принимают дети4-5 лет, присутствие взрослого обязательно, он берет на себя роль комментатора и арбитра в спорных ситуациях. Именно взрослый создает проблемную ситуацию, которую ребенок  должен разрешить. Не диктуйте ребенку готовых ответов, пусть лучше он учится , ищет решения, размышляет, рассуждает, применяет ранние полученные знания. Итак, начнем…

Вариант 1 - «Знакомство с городом»

Вместе с ребенком (с детьми) рассмотрите внимательно макет города, ознакомьтесь где, что расположено, по желанию внесите свои коррективы, поменяйте местами транспортные средства, озеленение города, некоторые дома, выберите человечков, которыми будете играть.

Вариант 2 - «Путешествие по городским вывескам».

В этой игре  нужно найти и пройти , соблюдая все правила дорожного движения , ко всем социальным объектам города( школа, детский сад, больница, магазин, кафе).

Вариант 3 «Маршруты нашего города»

Маршруты бывают пешеходные и транспортные. На макете города изображены тротуары и проезжая часть. Нужно  выбрать каким маршрутом  будет удобно и безопасно добраться до детского сада, школы, магазина, больницы. Здесь в игру можно включить девочку-школьницу, которой, нужно помочь добраться безопасным маршрутом до школы.

Вариант 4 «Служба спасения»

Смоделировать аварийную проблемную ситуацию на дороге, в которой пострадал человек. Найти пути-решения для разрешения данной ситуации. Какие службы специального назначения нужно вызвать, какие номера телефонов набрать?

Вариант 5 «Светофор на улицах города»

В этой игровой ситуации нужно помочь Ежику собрать светофор, вспомнив назначение каждого цвета. На макете города нужно найти все светофоры, сказать для чего нужен светофор и какую функцию выполняет каждый его цвет.

Вариант 6 «Советы светофора»

Этот вариант игры предполагает анализ предложенной модели опасных ситуаций и их решение.

Вариант 7 «Собери автомобиль»

Из отдельных элементов машины нужно собрать транспортное средство. Назвать каждую деталь машины.

Вариант 8  «Расставь знаки»

Этот вариант игры предполагает закрепление знаний о знаках дорожного движения и размещении на макете улицы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ponaroshkin_mir.dorozhnaya_bezopasnostmitenkina_en.doc658.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                         Многофункциональная игра

                            «Азбука  безопасности на улицах города»

Автор-составитель: воспитатель МБДОУ «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида» Митенькина Елена Николаевна

Цель: формирование навыков безопасного поведения на дороге.

Программное содержание: закрепить знания детей о правилах дорожного движения, о службах специального назначения(«01», «02» , «03»); систематизировать знания о светофоре, дорожных знаках, пешеходном переходе, об их значении; развивать наблюдательность, зрительную память; воспитывать ответственность за свое поведение на дороге, уважение к своей жизни и жизни окружающих людей.

Введение

Актуальность. Формирование у детей основ безопасного образа жизни совместная задача педагогов, родителей. Знакомство с правилами дорожного движения, соблюдение которых является законом для каждого гражданина, необходимо начинать  с раннего возраста, так как знания, полученные в это время, наиболее прочны; усвоенные с детства правила впоследствии становятся нормой поведения, их соблюдение - потребностью человека.

        Формирование у дошкольников культуры поведения на улице и в транспорте тесно связано с развитием у детей ориентировки в пространстве и представлений о скорости движения. Ребенок должен осознать понятия «близко», «далеко», «рядом», «слева», «сзади», «по ходу движения», правильно воспринимать скорость движения транспорта, пешеходов: «быстро», «медленно», «поворачивает», «останавливается».

        Кроме того, необходимо помнить, что нельзя воспитать дисциплинированного пешехода, если с детства не прививать такие важные качества, как внимательность, собранность, ответственность, осторожность, уверенность. Ведь часто именно отсутствие этих качеств, становится причиной дорожных происшествий.

        Обучение дошкольников дисциплинированному поведению на улице и в транспорте необходимо осуществлять в системе. Игровые, сюжетные и интегрированные формы образовательной деятельности важно использовать с учетом возрастных особенностей детей. Основным видом деятельности детей дошкольного возраста является игра. Именно через игру, обыгрывая ситуации на дорогах, улицах , дети усваивают знания  о правилах дорожной безопасности. Многофункциональная игра «Азбука безопасности на улицах города» поможет ребенку запомнить знания самых распространенных знаков дорожного движения, в решении проблемных ситуаций на дороге, закрепить знания о машинах специального назначения, разных видах транспорта. С помощью съемных макетов домов, машин, дорожных знаков, частей улицы дети могут моделировать реальные дорожные ситуации, обыгрывать жизненные случаи на улице и проезжей части.

Пояснительная записка

Игра  «Азбука безопасности на улицах города» включает в себя упрощенный  макет  города и набор заготовок (на липучках): транспортные средства, дома, дорожные знаки, деревья , кустарники, фигурки людей для разыгрывания различных ситуаций на улице и дорогах. В игру могут играть дети от 4до 7 лет. Форма игры может проходить  как индивидуально, так и небольшими подгруппами.

Ребенку с 3-4 лет должны прививаться правила поведения на улице, умение ориентироваться в пространстве, элементарные представления о направлении движения (вперед, назад, позднее, вправо-влево и т.д.) Дети лучше всего усваивают материал с помощью схем и моделей, поэтому обыгрывание различных ситуаций  должно начинаться с раннего возраста. Игра «Азбука безопасности на улицах города» дает такую возможность.

        В возрасте 4-5 лет ребенок усваивает самые важные ПДД, учится дорожной терминологии: проезжая часть, тротуар, светофор, остановка, перекресток. Дети старшего дошкольного возраста учатся « читать дорожные знаки», узнают их назначение, сами придумывают проблемную ситуацию, обыгрывают ее  и находят пути – решения. Если в игре принимают дети4-5 лет, присутствие взрослого обязательно, он берет на себя роль комментатора и арбитра в спорных ситуациях. Именно взрослый создает проблемную ситуацию, которую ребенок  должен разрешить. Не диктуйте ребенку готовых ответов, пусть лучше он учится , ищет решения, размышляет, рассуждает, применяет ранние полученные знания. Итак, начнем…

Вариант 1 - «Знакомство с городом»

Вместе с ребенком (с детьми) рассмотрите внимательно макет города, ознакомьтесь где, что расположено, по желанию внесите свои коррективы, поменяйте местами транспортные средства, озеленение города, некоторые дома, выберите человечков, которыми будете играть.

Вариант 2 - «Путешествие по городским вывескам».

В этой игре  нужно найти и пройти , соблюдая все правила дорожного движения , ко всем социальным объектам города( школа, детский сад, больница, магазин, кафе).

Вариант 3 «Маршруты нашего города»

Маршруты бывают пешеходные и транспортные. На макете города изображены тротуары и проезжая часть. Нужно  выбрать каким маршрутом  будет удобно и безопасно добраться до детского сада, школы, магазина, больницы. Здесь в игру можно включить девочку-школьницу, которой, нужно помочь добраться безопасным маршрутом до школы.

Вариант 4 «Служба спасения»

Смоделировать аварийную проблемную ситуацию на дороге, в которой пострадал человек. Найти пути-решения для разрешения данной ситуации. Какие службы специального назначения нужно вызвать, какие номера телефонов набрать?

Вариант 5 «Светофор на улицах города»

В этой игровой ситуации нужно помочь Ежику собрать светофор, вспомнив назначение каждого цвета. На макете города нужно найти все светофоры, сказать для чего нужен светофор и какую функцию выполняет каждый его цвет.

Вариант 6 «Советы светофора»

Этот вариант игры предполагает анализ предложенной модели опасных ситуаций и их решение.

Вариант 7 «Собери автомобиль»

Из отдельных элементов машины нужно собрать транспортное средство. Назвать каждую деталь машины.

Вариант 8  «Расставь знаки»

Этот вариант игры предполагает закрепление знаний о знаках дорожного движения и размещении на макете улицы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект. Игра-ситуация "На улицах города". Первая и вторая младшая группа.

Примерный план игры-ситуации  для детей 2-4 лет. написан с учётом интеграции образовательных областей. Может быть взят как основа,для целой серии игр в зависимости от возраста детей....

Конспект сюжетно-ролевой игры «Движение на улице города»

Цель: Формировать у детей умение играть по собственному замыслу. Задачи: Стимулировать творческую активность детей в игре; закреплять ранее полученные знания о разнообразных профессиях взрослых: ...

Игра по макету "Улица города" 2 младшая группа

Формирование элементарных правил поведения на дороге....

Квест-игра "Буратино на улице города"

Квест - игра посвящена проблеме обучения дошкольников старшего возраста правилам дорожного движения.  В ходе игры дети повторяют и закрепляют полученные ранее знания о правилах дорожного движения...

Квест-игра "Путешествие по улицам города Петергофа"

Квест-игра "Путешествие по улицам города Петергофа"...

квест игра "Путешествие по улицам города"

В данной игре дети закрепляют знания пдд, проходя испытания. Например,Разгадывают загадки,Собирают дорожные знаки; играют в подвижную игру "Сигналы регулировщика"...

Дидактическая игра по ПДД «Улицы города»

Цель игры:Уточнить и закрепить знания детей о правилах поведения на улице, о правилах дорожного движения, оразличных видах транспортных средств.Материал: макет улицы; деревья; автомобили; куклы-пешехо...