конспекты один дома
план-конспект занятия по обж (старшая группа)

Оксана Ивановна Лямина
Воспитывать у детей аккуратность в работе с опасными предметами;

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД

по Основам Безопасности Жизнедеятельности

для детей подготовительной группы

«Если ты остался дома один»

https://okrmyr.ru/wp-content/uploads/2019/01/domashnie-opasnosti.jpg

Лямина О.И.

Воспитатель МБДОУ «Детский сад № 26»

 г. Выкса

  • Цель: Формировать навыки осознанного безопасного поведения и чувство самосохранения детей. Вызывать у детей желание соблюдать правила безопасности в доме, путем познания, а не запретов.  Приучать детей к адекватным действиям в опасных ситуациях.

Задачи:

  • закреплять знания детей о различных ситуациях, которые могут возникнуть, когда они остались одни дома;
  • развивать умение детей предвидеть опасные ситуации и по возможности избегать их;
  • воспитывать умение жить по правилам, которые сохраняют им жизнь и здоровье;
  • закреплять у детей представление об электроприборах, о правилах их использования;
  • закреплять представления детей об опасных для жизни и здоровья предметах и ситуациях, которые встречаются в жизни, правильном поведении при контактах с незнакомыми людьми.
  • развивать самостоятельность в принятии правильных решений и ответственность за своё поведение у старших дошкольников;
  • развивать внимание, логическое мышление, быстроту реакции в непредвиденных ситуациях;
  • развивать активную связную речь, память, коммуникативные навыки детей;
  • воспитывать ответственность за свое поведение.

Средства: картинки «Опасные ситуации», номера и знаки экстренных служб (скорой помощи, милиции, пожарной службы), Атрибуты для обыгрывания сценки (игрушечные телефон, аптечка, витамины, лекарства), ИКТ, компьютер для просмотра презентации «Буратино попал в беду!»

Предварительная работа:

  • Беседы по русским народным сказкам («Колобок», «Волк и семеро козлят», «Кот, лиса и петух», «Кошкин дом»);
  • Рассматривание иллюстраций и плакатов на тему «Как избежать опасных ситуаций»;
  • Заучивание детьми стихов совместно с родителями;
  • Просмотр дома мультфильмов «Аркадий Паровозов» совместно с родителями и обсуждение просмотренных мультфильмов и опасных ситуаций в группе.
  • Просмотр мультфильмов «Смешарики. Азбука безопасности». Обсуждение опасных ситуаций.

Словесный метод: беседа, диалог, загадки, стихи.

Практический метод: ситуативная игра – разговор.

Словарная работа: экстренные службы спасения, электроприборы.

Индивидуальная работа: Игра «Свои – чужие». Цель игры: закрепить с детьми опасные ситуации при возможных контактах с незнакомыми людьми на улице, научить ребёнка правильно себя вести в таких ситуациях с подгруппой детей.

Наглядный метод: показ сценки на тему: «Один дома».

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, послушайте стихотворение.

Много правил есть на свете,

Их должны запомнить дети!

В спички лучше не играть!

Дверь чужим не открывать!

Осторожность в гололед

От ушибов сбережет!

Для чего в саду забор,

На дороге светофор?

И, чтоб не было беды

Не шалите у воды!

Не бери без спросу нож!

И запомни, где живешь!

Про пожар, что нужно знать

И кого на помощь звать?

Ноль один, ноль два, ноль три

Ты запомни! И звони!

Воспитатель: Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? (Ответы детей)

Воспитатель: Вы уже взрослые и скоро пойдете в школу, вам иногда придётся оставаться дома одним. Когда вы остаётесь одни дома, вас окружают предметы домашнего быта, и они могут являться источником опасности.

Отгадайте про них загадки:

1. По тропинкам я бегу,  

Без тропинки не могу.

Где меня, ребята, нет,

Не зажжется в доме свет. (Электрический ток)  

             

2. Четыре солнца у бабушки на кухне,

Четыре солнца горели и потухли.

Готовы щи, компот, блины -

До завтра солнца не нужны. (Газовая плита)

 3. В домике тесном

Много сестер,

Спрятан у каждой

В головке костер. (Спички)

 4. То назад, то вперёд  

Ходит бродит пароход.

Остановишь - горе!

Продырявит море! (Утюг)

5. Я подмышкой посижу и что делать укажу:

Или уложу в кровать, или разрешу гулять. (Градусник)

6. Много делать мы умеем:

Стричь, кроить и вырезать.

Не играйте с нами, дети:

Можем больно наказать! (Ножницы)

7. Я тонкая и острая.

И уколю так просто я.

За мною – нитка белая.

Лишь с нею дело сделаю. (Иголка)

8. Длинный носик, круглый бок.

В нём — горячий кипяток.

Он шипит, кипит,

Всем чай пить велит. (Чайник)

9. У меня есть лезвие – острое железное,

Обращайтесь осторожно ведь порезаться мной можно (Нож)

Воспитатель: Молодцы! Все загадки разгадали. Сегодня мы с вами поговорим о правилах, которые следует соблюдать, если ты остался дома один.

  • Итак, представим, что мы в квартире одни. Чем бы нам с вами поиграть? Может спичками? (Ответы детей)
  • Почему нельзя? Что будет? (Ответы детей - пожар.)
  • А из-за чего ещё может быть пожар? Куда же нужно звонить при пожаре? Конечно, в пожарную службу 101 или 01. Что же нужно сообщить по телефону, когда вызываешь пожарных? (Имя и фамилию, адрес, что загорелось).
  • Вспомним правило «101».

Дети читают стихи выученные дома с родителями

Ребенок 1: 

Сам не справишься с пожаром,

Этот труд не для детей.

Не теряя время даром,

«101» звони скорей.

Набирай умело,

Чтоб не всё сгорело!

Ребенок 2: 

Если вдруг стряслась беда

Не теряйся никогда

Действуйте умело

Нужно 101 набрать

И пожарных вызывать

Воспитатель: Кто хочет попробовать позвонить в пожарную? (Вы увидели огонь в соседнем доме. Обыграть ситуацию). Ребенку предлагается телефонный аппарат, он должен правильно набрать номер, сообщить о пожаре и назвать свое имя и свой домашний адрес.

Воспитатель: Вы, просто, молодцы, справились! Ребята, а теперь представьте ситуацию: вы занимаетесь своим делом, вдруг неожиданно в дверь позвонили, что вы будите делать? (Ответы детей)

Воспитатель: Дети! Скажите, можно ли открывать дверь, не спросив, «Кто это?» и не посмотрев в дверной глазок?

Дети: Нет! Нельзя! Надо спрашивать: «Кто?» или «Вам кого?» А лучше посмотреть в дверной глазок посмотреть - свой или чужой.

Воспитатель: Почему нельзя? Объясните, пожалуйста.

Дети: Этот человек может быть преступником, вором. Они могут ограбить квартиру, похитить человека.

Воспитатель: Давайте проверим, умеете ли вы себя вести с незнакомыми людьми?

1. А теперь я вас проверю

И игру для вас затею.

Я задам сейчас вопросы –

Отвечать на них не просто!

Если в дверь звонит звонок–

Посмотри сперва в … (ГЛАЗОК)

2. Кто пришел к тебе, узнай

Но чужим не… (ОТКРЫВАЙ,

3. Если нет глазка, тогда

«Кто там?» спрашивай (ВСЕГДА)

4. А не станут отвечать–

Дверь не вздумай (ОТКРЫВАТЬ)

5. Если в дверь начнут ломиться–

То звони скорей в (ПОЛИЦИЮ).

Воспитатель: Молодцы, вы справились. Ребята, а если все-таки кто-то пытается проникнуть в ваш дом? Как вы себя поведете?

Дети: Позвоним в полицию.

Воспитатель: Давайте все вместе вспомним правило «102»

Ребенок 1: 

Дома я один остался,

Кто-то дверь открыть пытался.

Я тогда «102» набрал

И полицию позвал.

Не пройдет пяти минут,

Как воришку заберут.

Ребенок 2: 

Если кто-то лезет в дом,

Пробивая двери лбом,

Двери держатся едва,

Поскорей звони 102.

Воспитатель: Кто хочет попробовать позвонить в полицию? (В вашу дверь стучит незнакомый мужчина и просит его впустить. Обыграть ситуацию). Ребенку предлагается телефон, он должен правильно набрать номер, сообщить сое имя, свой адрес и сообщить что случилось.

Воспитатель: Молодцы! И на этот раз вы отлично справились! А что за опасность подстерегает нас на этот раз? (Лекарства и бытовая химия).  Как назвать одним словом витамины, капли, таблетки?

Дети: Лекарства.

Воспитатель: Чем это опасны лекарства, ими же лечатся? (дети отвечают)

Показ презентации «Буратино попал в беду»

Воспитатель: Ребята, нам кто-то звонит по видео связи

(На экране появляется Мальвина) Ой! Ребята беда, беда! Как хорошо, что вы пришли, с Буратино что-то случилось, пожалуйста, помогите скорее.

Воспитатель: Мальвина, расскажи, что случилось?

Мальвина: Я не знаю, только вот у меня пустая банка из-под витаминов. А Буратино плохо себя чувствует.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что случилось с Буратино? (Буратино съел все витамины). А что же надо делать в этом случае?

Дети: Надо дать воды, уложить в постель, вызвать скорую.

Воспитатель: Правильно ребята, надо обязательно вызвать скорую помощь. Какой номер набираем? (103)

Обыгрывание ситуации «Звонок в скорую помощь» (ребенку предлагается телефон, он должен правильно набрать номер и сообщить что случилось).

На экране появляется врач, сообщаем ему, что Буратино съел все витамины

Врач: Ребята, Буратино нужно срочно отвезти в больницу и сделать ему промывание желудка. А вы запомните ребята, лекарства и витамины нельзя брать без разрешения взрослых, нельзя есть много, а то можно заболеть и попасть в больницу. Как это произошло с Буратино.

Воспитатель: Мальвина расскажи нам, как правильно принимать витамины.

Мальвина: 

Витамины и важны, и полезны, и вкусны,

Только помните всегда: их без меры есть нельзя,

Доктор должен рассказать, как их нужно принимать.

Ребенок: Если не больны вы,

В таблетках – только вред!

Глотать их без причины

Нужды, поверьте, нет!

Ведь отравиться можно

И даже умереть!

Так будьте осторожней –

Зачем же вам болеть?

Воспитатель: Ребята, попрощаемся с Буратино и пожелаем ему скорейшего выздоровления.

Воспитатель: А мы сейчас, чтобы не болеть сделаем зарядку.

Чтобы горло не болело, мы погладим его смело.

Чтоб не кашлять, не чихать, носик надо растирать.

Лоб мы тоже разотрём, ладошки ставим козырьком.

Вилку пальчиками делай, и массируй ушки смело.

(дети выполняют соответствующие движения)

Воспитатель: Ну, вот размялись, можно продолжать. Как назвать общими словами: стиральный порошок, чистящие средства, моющие средства, освежитель воздуха?

Дети: Бытовая химия.

Воспитатель: Что должны знать дети о бытовой химии?

Дети: можно отравиться, попасть в больницу, детям эти вещества брать нельзя.

Воспитатель: Правильно, химикаты - это яд и детям ими пользоваться нельзя.

Воспитатель: С чем бы нам ещё поиграть с таким интересненьким? Отправимся на кухню, может там что-то интересное есть? Какие опасные предметы мы можем встретить на кухне?

Дети: Ножи, ножницы, вилки, посуда, электрические приборы, чайник. (Почему нельзя играть этим? Обсуждение).

Воспитатель: Ребята, а что же делать, если вдруг поранился?

Дети: Если ранка маленькая, ее можно заклеить пластырем или замотать бинтом.

Игра «Первая помощь»

Воспитатель: Представьте себе, что вы поранились.

Обыгрывание ситуации: Выбираются два пострадавших и два ребенка, которые будут «лечить». Одному выдается лейкопластырь, другому бинт.

Воспитатель: Молодцы, ребята!

Острые, колющие и режущие предметы – это еще одна опасность, которая может вас поджидать дома. Какие колючие и режущие предметы могут оказаться дома? (Ответы детей: гвозди, вязальные спицы, кнопки, пила…)

Воспитатель: А что нужно делать, чтобы эти предметы не стали причиной беды.

Дети: не махать ножницами, не брать нож, все предметы убирать на свои места

Воспитатель: Правильно, необходимо соблюдать правила пользованиями этими предметами и все острые, колющие и режущие предметы обязательно нужно класть на свои места.

Воспитатель: Теперь мы знаем, что дома могут произойти разные ситуации. И чтобы ни произошло, мы можем всегда сообщить о случившимся в специальные службы.

Сейчас мы поиграем. Я озвучиваю ситуацию, а вы подбегаете к соответствующей карточке (скорая помощь, полиция или пожарная охрана). По какому телефону надо позвонить в той или иной ситуации.

Карточки расположены в разных углах группы, чтобы дети могли свободно передвигаться между ними)

- Если дома появился сильный дым, набери по телефону … (101).

- Если вдруг в квартиру ломится чужой,

Говорит плохие, страшные слова

Угрожает и стучится в дверь ногой,

Ты в полицию звони быстрей… (102)

- Куклы кашляют в постели –

Днем мороженое ели (103)

- Бом-Бом! Бом – бом!

Загорелся Кошкин дом (101)

- Если что внутри болит, набери скорей (103)

- Если в окнах виден дым – позвоните (101)

Рефлексия:

Воспитатель: Наше занятие подошло к концу. Сегодня мы с вами поговорили о вашей безопасности, когда вы дома остаётесь одни. Что каждому из вас запомнилось на занятии? (Ответы детей) Давайте кратко повторим ситуации, в которых вы можете оказаться, когда остались дома одни.

Дети: Нельзя играть со спичками, может случиться пожар. Нельзя играть с острыми предметами, потому что можно порезаться. Нельзя открывать дверь чужим людям и т.д.

Воспитатель: Теперь после нашего занятия, вы многое узнали и вспомнили, и ваши родители без страха смогут оставлять вас одних дома.



Предварительный просмотр:

Конспект НОД  с детьми  старшей  группы

«Если ты один дома»

Подготовила воспитатель

 Лямина Оксана Ивановна

МБДОУ 26«Ласточка»

 

Цель: Сформировать у детей представление об опасных предметах, которые встречаются в быту, необходимости этих предметов для человека, правилах пользования ими.

Задачи:

  • Формировать представления детей об опасности при обращении с различными предметами в быту;
  • Дать детям знания о правилах пользования колющими, режущими, огнеопасными предметами;
  • Формировать связную речь, делать собственные умозаключения;
  • Воспитывать у детей аккуратность в работе с опасными предметами;
  • Развивать внимание, мышление при решении проблемных ситуаций.

Средства: Иллюстративный материал по теме «Опасные предметы быта», компьютерная презентация, ноутбук

  Образовательная  область: социально-коммуникативное развитие  

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, проблемная ситуация.

 Предварительная работа:  рассматривание иллюстраций  с опасными ситуациями в быту, заучивание стихов об опасных предметах и ситуациях в быту.

Ход образовательной деятельности:

Воспитатель:      Мы построим ровный круг,

Справа друг и слева друг.

Дружно за руки возьмитесь

Все друг другу улыбнитесь.

Ребята, а кто-нибудь из вас оставался дома один?

 (Ответы детей.)

Воспитатель: А вы знаете, как вести себя дома, когда родители оставляют вас дома одних?

 (Ответы детей.)

Воспитатель: Ребята, а вы хотите побывать  в кинозале? Присаживайтесь на стулья.   (Звучит музыка.)

На экране  идут слайды с изображением опасных бытовых предметов и ситуаций.

Воспитатель:  Как вы думаете, ребята, что изображено на экране? Давайте определим, что может  в доме могут таить в себе опасность. Послушайте, что я вам сейчас расскажу.

Если в дверь звонок раздался

Сразу ты откроешь дверь?

Или спросишь: « Кто стучится?»

Незнакомцу ты не верь! (СЛАЙД)

Никогда и никому не открывайте дверь, если вы дома одни! Сейчас  дети ещё раз напомнят нам, как везти себя, если звонит в дверь чужой человек.

Дети:

1. Не пускайте дядю в дом,
Если дядя незнаком!
И не открывайте тёте,
Если мама на работе.
2.  Ведь преступник, он - хитёр,
Притворится, что монтёр.
Или даже скажет он,
Что пришёл к вам почтальон.
3. Чтоб тебя не обокрали,
Не схватили, не украли,
Незнакомцам ты не верь,
Закрывай покрепче дверь!

Воспитатель:  Послушайте ещё одну загадку.  

                            Долго я стою, скучаю, 
Но когда свет отключают, 
То меня все приглашают 
И скорее поджигают. 
Я горю, горю, пылаю, 
В темноте дом освещаю. 
Складки все исчезли вдруг – 
Их разгладил нам ... 
(Утюг.)(СЛАЙД)

- Для чего нам нужен утюг? А чем опасен он? Если дотронуться до горячего утюга, что может произойти? (ожог, боль). Если сильный ожог, то нужно срочно вызывать скорую помощь по телефону 03. Место ожога под холодную воду. При вызове,  диспетчеру скорой помощи,  необходимо сообщить свои имя и фамилию, а также адрес. А если забыли выключить утюг, то может произойти пожар!

Длинный носик, круглый бок.

В нём горячий кипяток,

Он шипит, кипит,

Всем чай пить велит (Чайник.)(СЛАД)

Воспитатель: Скажите, пожалуйста, от чайника есть польза? (Ответы детей)

Воспитатель: А почему он опасен?

Электрочайник - это электрический прибор, который включается в розетку. А в розетке ток, который может быть очень опасным. Послушайте, что вам расскажут дети.

Дети:  

1.Ты, малыш, запомнить должен:
Будь с розеткой осторожен!
С ней никак нельзя играть,
Гвоздики в неё совать.

2.Сунешь гвоздик ненароком –
И тебя ударит током,
Так ударит, что, прости,
Могут даже не спасти.

3.Дело кончится бедой –
Ток в розетке очень злой!!!

Воспитатель: Тук-тук-тук,

Раздаётся громкий стук

Что же мальчик в руки взял?

Чем он гвоздик забивал? (Молоток.)(СЛАЙД)

- Ребята, А когда и зачем может понадобиться молоток?

Дети: Нужно забить гвоздь, чтобы повесить картину,  отремонтировать стол или стул, и т.д.)

Воспитатель: А какую травму можно получить от молотка?

Дети: Ударить по пальцу, разбить предмет, уронить на ногу.

Воспитатель:       Два конца, два кольца,

                         А посередине гвоздик? (Ножницы.)(СЛАЙД)

- Для чего используются ножницы?

Дети: Отрезать ткань, вырезать что-то из бумаги, стричь волосы.

Воспитатель: Что может случиться при неаккуратном обращении с ними? Дети: Порезать палец, наткнуться, пораниться самому или поранить кого-нибудь.

Воспитатель:     Маленького роста я,

Тонкая и острая,

Носом путь себе ищу,

За собою шнур тащу.

(Игла) (СЛАЙД)

- А нужный ли предмет в доме - игла? Какую опасность она в себе таит, если неправильно ею пользоваться?

Дети: Можно уколоться.

Воспитатель:   Это тесный, тесный дом,

Сто сестричек жмутся в нём.

И любая из сестёр

Может вспыхнуть, как костёр!

Не шути с сестричками-тоненькими ….. (спичками). (СЛАЙД)

Для чего нужны спички

Дети: Спички нужны, чтобы разжечь свечу, развести огонь.

Воспитатель:       А что делать, если всё-таки случится пожар? Как надо действовать?

 Дети: Вызвать пожарных,  если случится пожар. Позвать взрослых на помощь.

Воспитатель:       А по какому номеру необходимо звонить? (01, 010 сот.)

Ребёнок: Сам не справишься с пожаром!

Этот труд не для детей,

Не теряя время даром,

«01» звони скорей! (СЛАЙД)

- А чем пожарные тушат огонь? (Водой.) Давайте накачаем для них воды.

Физминутка «Насос»

А теперь насос включаем,

Воду из реки качаем (Делаем лёгкий поклон, руки тянутся к полу, но не касаются его, затем выпрямляются).

Влево-раз, вправо-два

Потекла ручьём вода. (Наклон вправо, левая рука скользит вверх вдоль туловища до подмышечной впадины; наклон влево, движение вверх правой рукой).

Воспитатель:

Дети:

1.Есть в квартире много скляночек,
Разных тюбиков и баночек.
В них хранятся средства разные,
Даже иногда опасные.

2.Кремы, пасты и таблеточки
В рот тащить не надо, деточки –
Отравленье обеспечено
И здоровье изувечено! (СЛАЙД)

Воспитатель: Ребята, а таблетки и лекарства для чего нужны?

 Дети: Лечить от болезней: живот, горло и т.п.

Воспитатель: А какие от них опасности?

  Дети: Можно много выпить и отравиться.

Воспитатель: А у кого есть балкон в квартире? Для чего он нужен? Какая опасность может подстерегать нас на балконе? Чего нельзя делать на балконе?

Дети: Бегать, прыгать, кувыркаться, переваливаться. (СЛАЙД)

1.Человек – не птица,

Удобнее по лестнице спуститься,

Без парашюта с высоты – не прыгай ты!

2.Выйдешь на балкон – так знай:
Там на стулья не вставай!
Это может быть опасно –
С высоты лететь ужасно.

3.На перила не взбирайся,
Низко не перегибайся –
Будет сложно удержаться…
Ты ж не хочешь вниз сорваться?

Воспитатель: Любые предметы и вещи могут быть одновременно и полезными для человека и подвергать его большой опасности. Если пользоваться ими неправильно или брать их без разрешения, то может произойти несчастный случай. Чтобы этого не произошло, необходимо соблюдать несколько правил, которые помогут избежать неприятностей:

  • Не впускай в дом незнакомца;
  • Не играй со спичками;
  • Не бери ножницы и иголки без разрешения взрослых;
  • Будь внимателен и осторожен с электроприборами;
  • Не выходить на балкон.

Воспитатель: Чем же можно заняться дома, когда ты остаёшься один дома, и родителей нет рядом?

Дети: Можно порисовать, полепить, поиграть с любимыми игрушками, посмотреть интересные мультфильмы, прочитать добрые книжки.

Воспитатель: Ну, вот ребята, мы сегодня и вспомнили все правила, которые вы должны знать и соблюдать, когда остаетесь одни дома. И я надеюсь, благодаря этому, вы сможете найти выход из любой сложной ситуации, если такая возникнет. А не забывать правила безопасности вам поможет наша памятка "Один дома" (раздаю памятки).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Один дома" - конспект занятия по ОБЖ.

Цели занятия: Научить детей правилам безопасности пребывания дома, если ребёнок остаётся один дома.Познакомить с правилами обращения с бытовыми приборами, острыми предметами, лекарствами.Развити...

"Один дома" № 1. (Конспект коррекционного группового занятия для детей с задержкой психического развития)

Конспект коррекционного группового занятия для детей с задержкой психического развития. Цель: Научить детей адекватным способам поведения в трудной ситуации. Снятие уровня тревожности....

Конспект "Один дома"

Беседа с детьми об опасных для жизни и здоровья предметах. Дать знания о значении этих предметов для людей и о правилах пользования этими предметами.Закрепить с детьми правила пожарной безопасности. П...

Конспект " Один дома"

Учить детей правилам безопасного пребывания дома; дать знания о бытовых предметах, предметах обихода, лекарственных средствах; формировать у детей умение предвидеть опасность....

конспекты один дома

воспитывать уважение к труду пожарного, желание оказывать взаимопомощь;- воспитывать  бережное отношение к своей жизни и здоровью....

конспекты один дома

Закрепить представления воспитанников о правилах безопасного поведения вразличных ситуациях...

Конспект "Один дома"

организационная  образовательная деятельность в средней группе...