Конспект. Экскурсия в музей пожарной безопасности.
план-конспект занятия по обж (подготовительная группа)

трусова юлия михайловна
Цель: Обобщение представлений детей о правилах пожарной безопасности. 
 
Программные задачи
 
1. Образовательные:
- познакомить с историческими фактами развития пожарной службы в России;
- закрепить с детьми причины возникновения пожароопасных ситуаций и правила поведения во время пожара;
- формировать представление о средствах пожаротушения;
- формировать представление об условиях пожарной безопасности, созданных в детском саду. 
 
2. Развивающие:
- развивать познавательный интерес, слуховое и зрительное внимание;
- развивать логическое мышление, умение устанавливать причинно-следственные связи.
 
3. Воспитательные:
- воспитывать чувство осторожности и самосохранения, потребность в соблюдении правил безопасного поведения.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekskursiya_v_muzey_pozharnoy_bezopasnosti.doc101.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка «Детский сад №1 «Жар-птица»

Конспект организованной образовательной деятельности

по формированию основ безопасности жизнедеятельности

в подготовительной к школе группе

Тема «Экскурсия в музей пожарной безопасности»

Разработала:

воспитатель 1 категории

                                                                                                                                                      МАДОУ «ЦРР д/ с №1 «Жар-птица»

        Трусова Ю.М.

Рубцовск, 2022 г.

Схема конспекта занятия

Аттестуемый педагог (ФИО) Трусова Юлия Михайловна

Образовательная область социально-коммуникативное развитие  Возрастная группа подготовительная к школе

Тема занятия «Экскурсия в музей пожарной безопасности»

Интеграция образовательных областей: речевое развитие,  познавательное развитие

Цель: Обобщение представлений детей о правилах пожарной безопасности.

Программные задачи

  1. Образовательные:

- познакомить с историческими фактами развития пожарной службы в России;

- закрепить с детьми причины возникновения пожароопасных ситуаций и правила поведения во время пожара;

- формировать представление о средствах пожаротушения;

- формировать представление об условиях пожарной безопасности, созданных в детском саду.

  1. Развивающие:

- развивать познавательный интерес, слуховое и зрительное внимание;

- развивать логическое мышление, умение устанавливать причинно-следственные связи.

  1. Воспитательные:

- воспитывать чувство осторожности и самосохранения, потребность в соблюдении правил безопасного поведения.

Формы организации совместной деятельности: чтение стихотворения, просмотр мультфильма, дидактическая игра, беседа, работа с плакатом, рассказывание сообщений детьми, рассказ воспитателя, выставка, сюрпризный момент.

Форма организации детей: подгрупповая.

Методы организации: наглядные: просмотр мультфильма, рассматривание плаката, экспонатов;

словесные: беседа, объяснение, рассказ, сообщения детей;

игровые: дидактическая игра.

Оборудование: Ноутбук, проектор, коробки (спички, петарды, бенгальские огни, хлопушки), елка, конверт, макет «Пожарная каланча», макет «Лошадь с телегой», пожарная машина, таблички-номера телефонов (01, 101), стационарный телефон, сотовый телефон, ведро с водой, ящик с песком, ящик с землей, муляж «Огнетушитель», макет «Пожарный щит», плакат «Опасности в быту», магниты, сигнальные карточки, медали, тетради «Пожарная безопасность».

Предварительная работа: беседы с детьми на темы: «Спички детям не игрушка», «О пожароопасных приборах и предметах в детском саду и дома», «Правила пожарной безопасности дома и на улице»; рассматривание плакатов по пожарной безопасности; просмотр мультфильмов «Аркадий Паравозов спешит на помощь», «Смешарики. Азбука пожарной безопасности», «Фиксики. Огнетушитель»; просмотр презентации «Не играй с огнем!»; чтение художественной литературы: С.Я. Маршак «Дядя Степа», «Кошкин дом», Л.Толстой «Пожарные собаки»; дидактические игры: «Диалоги по телефону 01», «Горит- не горит», «Огонь-друг-огонь-враг»; подготовка сообщений с детьми.

  1. Организационный момент

Цель: организация внимания детей, введение в тему

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

Дети заходят в группу, встают в полукруг здороваются с гостями.                                                              

Дети подходят к елке.

Дети убирают коробки, петарды, бенгальские огни.

Дети отвечают на вопросы.

- Ребята, сегодня у нас гости. Давайте с ними поздороваемся.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что же здесь произошло? Спички, петарды. Неужели кто-то из нашей группы принёс всё это в детский сад.

Нужно скорее, убрать здесь все, ведь у нас гости.

Постойте, здесь ещё какой-то конверт. Кажется, он немного обгорел. Давайте, прочитаем, что там написано.

Воспитатель читает:

Спички - лучшая игрушка

Для скучающих детей.

Папин галстук поджигаем -

Вот и маленький костер.

Если тапочки подкинуть

Или веник подложить

Можно целый стул зажарить,

В тумбочке уху сварить.

Если взрослые куда-то

Спички спрятали от вас,

Объясните им, что спички

Для забавы вам нужны.

- Ой, ребята, ничего не понимаю. Какие странные советы в этом письме.

- Вы согласны, что спички – это игрушка? Что может случиться, если играть со спичками? (Может случиться пожар.)

- Чем опасен пожар? (Может сгореть дом, предметы быта, лес, человек, животные.)

Постановка игровой задачи

- Я предлагаю отправиться в современный музей «Пожарной безопасности», чтобы вспомнить о пользе и вреде огня, поговорить о пожароопасных ситуациях и как себя в них вести.

На полу возле елки замечают спичечный коробок, коробка от бенгальских огней, петарды.

Педагог находит конверт, читает письмо.

  1. Основная часть

Цель: Обобщение представлений детей о правилах пожарной безопасности

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

Дети проходят в зал, садятся на стульчики.

Дети отвечают на вопросы педагога.        

Дети проходят в следующий зал, встают в полукруг.

Предположения детей.

Дети рассматривают экспонаты, отвечают на вопросы педагога.

Дети рассматривают экспонаты, отвечают на вопросы педагога.

Предположения детей.

Дети подходят к доске, встают в полукруг, рассматривают картину. Находят и отмечают пожароопасные ситуации, объясняют свой выбор.

Дети садятся на стулья.

Предположения детей.

Предположение детей.

Предположение детей.

Дети обращают внимание на ручной извещатель.

Дети обращают внимание на красный круг.

- Первый зал в нашем современном музее – это «Кинотеатр». 

Просмотр мультфильма

- Проходите, присаживайтесь на стульчики. Предлагаю вам посмотреть мультфильм, который называется «Невесёлые петарды».

 

- Как вы считаете, какие правила безопасности были нарушены?  (Смешарики подожгли петарды в доме.)

- Что случилось? (Пожар)

- Ребята, детям самим, без взрослых, ни в коем случае нельзя пользоваться хлопушками, петардами или бенгальскими огнями. Поджигать их в помещении запрещено, потому что после того, как мы подожгли петарды или фейерверки мы не можем управлять их движениями. Вы правильно сказали, что может случиться пожар, но ещё можно получить травму.

- Пора отправляться в следующий зал, который называется «Исторический зал».

Знакомство с экспозициями музея

- Здесь мы узнаем о некоторых исторических фактах. Но сначала давайте вспомним, как надо вести себя в музее. (Громко не разговаривать. Экспонаты можно рассматривать, но не трогать руками.)

- «Противопожарная служба – одна из первых государственных служб в России. До наших дней дошли сведенья о пожарах, которые сжигали целые города. Пожар в России считался большим, если сгорало больше половины города. О пожаре, который уничтожал 3-4 дома, даже не упоминалось. Наказание за поджог было очень суровое. Как вы думаете, почему? (Раньше все здания были деревянные, поэтому огонь быстро распространялся.)

- За несколько часов пожар мог уничтожить часть города, выращенный урожай, животных, а времени на восстановление: постройку домов, предприятий, выращивание растений – уходило очень много. Ни один год нужно было потратить, чтобы восстановить то, что уничтожено огнём.

- В давние времена люди не умели обращаться с огнём, поэтому он приносил много бед. Со временем люди научились обращаться с ним и он стал другом и помощником.

- Предлагаю рассмотреть представленные экспонаты.

- Ребята, вот эта конструкция называлась каланча. Может быть кто-то знает для чего раньше делали такую башню?

- Всё верно. Раньше каланчой называли высокую сторожевую башню пожарной части, на которой постоянно находился наблюдатель. Как только он замечал дым, сразу же бил в колокол, тем самым оповещал пожарных, и население города о пожаре. Люди бросали свои дела, брали вёдра и бежали к месту пожара, чтобы помочь его потушить.

- А как поступают сегодня, если случается пожар? Что нужно сделать? (Позвонить пожарным по номеру 01)

- Конечно, надо позвонить по телефону 01. Если это мобильный телефон, то надо набрать 101.

- Давайте повторим хором: с домашнего телефона, по какому номеру надо звонить? (01)

- А с мобильного телефона? (101)

- Что надо сообщить, когда вы вызываете пожарных? (Свою фамилию, имя и домашний адрес.)

- Давайте рассмотрим следующую экспозицию.

-  Посмотрите, вот так на телеге раньше пожарные добирались до пожара. На телеге была установлена бочка с водой и, погоняя лошадь, пожарные добирались до нужного места, где с помощью вёдер водой заливали огонь.

- А как сегодня добираются до места пожара? (Сейчас до места пожара добираются на пожарной машине.)

- Всё верно, пожарные добираются до места пожара на специальной машине.

- Почему пожарная машина красного цвета? (Цвет огня, опасности.)

- Кроме того красный цвет яркий и хорошо виден издалека. А чем ещё привлекают внимание пожарные машины, чтобы другие водители уступили им дорогу?  (Световым и звуковым сигналом.)

- Световой сигнал и сирена включаются в машине, в момент следования к месту пожара. Эти сигналы предупреждают водителей, что надо уступить дорогу.

- Зачем на пожарной машине лестница? (Если пожарные не могут попасть в квартиру через дверь, то с помощью лестницы спасатели забираются на высокие этажи и попадают в квартиру через окно.)

- Перед вами средства тушения пожара, которые использовали раньше: это вода, песок, земля. По возможности огонь заливали водой, которую таскали ведрами или возгорание засыпали землёй или песком.

- Кто знает, что это такое? И для чего это предназначено? (Огнетушитель, средство тушения пожара.)

- Всё верно – это огнетушитель. Специальное устройство для тушения пожара. Внутри баллона находится средство, которое тушит огонь. Например, пена. В нашем детском саду имеются порошковые огнетушители. Такими огнетушителями можно тушить даже электроприборы.

- Раньше на фабриках и заводах, а так же вблизи предприятий можно было увидеть пожарные щиты. Сейчас такие щиты располагаются в местах, где нет пожарного водопровода и начать тушить возгорание с помощью водопроводной воды нет возможности. Например, на базах отдыха в лесу.

- Какие предметы вам знакомы и как их применяют?

Сообщения детей:

- Лопата. С ее помощью удобно быстро разбирать завалы, выносить горячий мусор из помещения, отодвигать горящие элементы.

- Огнетушитель (средство пожаротушения).

- Топор. При помощи него можно разрубить замок, выбить деревянную дверь, освободить людей, запертых в помещении.

- Багор – применяется для разборки стен, перегородок, горячих и горящих предметов в помещении. Им можно сваливать печи, трубы, растаскивать горящие материалы.

- Пожарный лом –   с его помощью можно вскрыть запертую дверь, иногда при помощи лома удается освободить людей из завалов, снять с окон решетки, особенно важно это тогда, когда выход через двери уже перекрыт огнем.

- Ящик для песка – хранилище песка, эффективное средство в борьбе с огнем.

- Конусное ведро – небольшая емкость, позволяющая быстро и удобно доставить песок либо воду к очагу возгорания.

- Ребята, а как вы думаете, почему ведро пожарных необычной формы?

- Считается, что конусообразными ведрами удобнее и быстрее зачерпнуть песок из пожарного ящика, вода меньше расплескивается. А когда зимой в пожарной бочке вода покрывается корочкой льда, вершиной конусного ведра легко его пробить.        

- Молодцы, вы очень внимательные.

- Следующий зал, в который я предлагаю вам пройти, называется «Картинная галерея»

Рассматривание плаката

- Перед вами картина «Опасности в быту». Рассмотрите её и, с помощью красных магнитов, отметьте, какие ситуации, могут привести к пожару.

- Ребята, вы нашли все опасности, которые могут подстерегать человека в быту. Запомните их и следите, чтобы таких ситуаций не случалось в вашей жизни.

- Наша экскурсия в музей пожарной безопасности подошла к концу.

- Предлагаю вернуться в нашу группу. Присаживайтесь на стульчики.

Беседа

- В нашем детском саду созданы все условия противопожарной безопасности. 

- Обратите внимание, из чего сделаны двери между помещениями группы? (Двери из пластика.)

- А кто помнит, из какого материала входная дверь и дверь из коридора в буфетную? Как вы думаете, почему? (Двери из железа. Железо не горит.)

- Железная дверь, защищает нашу группу от проникновения огня, т.к. железо не горит, то мы с вами защищены от проникновения возгорания.

- Если, все - таки, входная дверь объята дымом, и мы понимаем, что за дверью пожар, как нам выбраться из здания? (Через запасной выход.)

- В нашей спальне есть дверь, если вдруг входная дверь объята дымом или огнем, то нужно выходить через запасной выход. Эта дверь является пожарным выходом.

- Над дверями есть надпись «Выход», в темноте она светится.

- Как вы думаете, для чего? (Чтобы было видно в дыму, в темноте.)

- Если возгорание произошло вечером, когда темно или в помещении дым, то эту надпись можно легко увидеть и понять где выход.

- Еще в детском саду установлена пожарная сигнализация. Ребята, посмотрите вверх. Вы видите на потолке коробочки. Вы, знаете, для чего они нужны?

- Это дымовые извещатели. Они реагируют на присутствие дыма в помещении, и начинают издавать громкий звук, что будет говорить о задымлении или возгорании и здание нужно будет немедленно покинуть. А сигнал пожарной тревоги будет передан в пожарную часть и пожарная команда срочно прибудет в детский сад.

- Что должны делать ребята, если услышали сигнал пожарной тревоги? (Дети должны подойти к воспитателю.)

- Все ребята должны немедленно подойти к воспитателю для того, чтобы определить, каким безопасным путем можно покинуть здание.

- Запомним главное правило при эвакуации: Ни в коем случае НЕЛЬЗЯ прятаться!

- Еще одно приспособление, которое поможет сообщить о возгорании в пожарную службу. Это ручной извещатель - красная коробочка, которую вы видите на стене. Если кто-то из вас, заметил признаки пожара быстрее, чем его распознал дымовой извещатель, он должен немедленно подойти к воспитателю сообщить, а взрослый, откроет защитную крышку и нажмет кнопку. Сразу включится звуковой сигнал и все в здании его услышат и смогут покинуть его. А сигнал тревоги поступит в пожарную часть и пожарные срочно приедут в детский сад. Такие ручные извещатели расположены в каждой группе и рядом с лестницами. А вот этот знак – красный круг показывает, где находятся ручные извещатели.

- Сегодня я вам рассказала о некоторых условиях, созданных в детском саду для пожарной безопасности. На следующем занятии мы продолжим обсуждать эту тему.

Просмотр мультфильма из сборника «Азбука безопасности со Смешариками».

Экспозиция 1. Каланча, телефон сотовый, мобильный, стойки с номерами телефонов.

Педагог показывает детям карточки с телефонами.

Экспозиция 2. Лошадь, везущая телегу с бочкой, пожарная машина.

Экспозиция 3. Средства тушения: песок, огонь, вода; огнетушитель.

Экспозиция 4. Пожарный щит.

Воспитатель вместе с детьми проходят в следующий зал «Картинная галерея».

 На доске плакат «Опасности в быту».

  1. Заключительная часть занятия

Цель: обобщение полученных знаний

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

Дети показывают ответ при помощи карточки.

- Ребята, вы очень много знаете о пожарной безопасности и заслуживаете звания «Юные пожарные». Для того, чтобы получить это звание, необходимо пройти экзамен. Вы готовы?

- Если вы отвечаете на все вопросы правильно, то получите медаль, которая обозначает, что вы знаете и соблюдаете правила пожарной безопасности.

 - Ответ на вопрос вы будете показывать с помощью сигнальной карточки. Если вы хотите ответить «Разрешается», значит показываете зеленый круг, если «Запрещается» - показываете красный. Все понятно?

Игра «Разрешается, запрещается»

  • закрывать нос, рот и голову мокрым полотенцем при пожаре;
  • во время пожара включать газ, электроприборы, свет;
  • прятаться в угол, под шкаф, под кровать во время пожара;
  • двигаться ползком или пригнувшись к выходу во время пожара;
  • тушить водой горящие электроприборы;
  • пользоваться лифтом при пожаре;
  • самостоятельно, без помощи взрослых включать газ, электроприборы;
  • тушить пожар следующими средствами: водой, песком, землей, огнетушителем.

- Молодцы, на все вопросы ответили верно и заслужили медаль и звание «Юных пожарных».

- А чтобы вы продолжили изучать и повторять правила пожарной безопасности, я дарю вам вот такие тетради, в них много интересных заданий. Сейчас вы сможете взять маркеры и выполнить те задания, которые вам понравились.

Детям раздаются сигнальные карточки.

Проводится игра

Педагог вручает медали.

Воспитатель раздает тетради.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект Экскурсия в музей – хату «В гости к хозяйке куреня» Старшая группа Воспитатель МАДОУ ЦРР Д/с № 10 Дашкевич Ирина Анатольевна

КонспектЭкскурсия в музей – хату«В гости к хозяйке  куреня»Старшая   группаВоспитатель  МАДОУ  ЦРР  Д/с № 10Дашкевич Ирина Анатольевна...

Конспект образовательной деятельности по пожарной безопасности. Тема: «Пожарная безопасность в природе»

• Формировать у детей представление о пожарной безопасности в природе, об  опасности разжигания костров для окружающей среды и собственного здоровья;• Воспитывать чувство ответственности за свои ...

КОНСПЕКТЫ ЭКСКУРСИЙ ПО МУЗЕЮ «НИЖНЕВАРТОВСК ГОРОД ДЕТСТВА МОЕГО» (реализация проекта по музейной педагогике)

КОНСПЕКТЫ ЭКСКУРСИЙ ПО МУЗЕЮ «НИЖНЕВАРТОВСК ГОРОД ДЕТСТВА МОЕГО» (реализация проекта по музейной педагогике)...

Конспекты "Экскурсия в музей", "Мы едем,едем,едем!"

Конспекты совместной деятельности разработанные для детей старшего дошкольного возраста. В первом представлена связь историй семей воспитанников в ВОВ с настоящим временем. А второй конспект представл...

Конспект экскурсии в музей краеведения «Добро пожаловать в музей!»

Задачи экскурсии в музей краеведения:- сформировать представление о краеведческом музее; расширить и углубить знания воспитанников об истории родного города;- развивать логическое мышление, любознател...

Конспект Виртуальная экскурсия в » Музей пожарной охраны » Для детей старшего дошкольного возраста

КонспектВиртуальная экскурсия в » Музей пожарной охраны »Для детей старшего дошкольного возраста...