«Методическая разработка по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма»
методическая разработка по обж (подготовительная группа)

Садовничая Нина Васильевна

 «Методическая разработка по профилактике

детского дорожно-транспортного травматизма»

 

Тема: «Обучение детей правилам дорожного движения»

Тематическое занятие с использованием программно-дидактического комплекса «Безопасность: ПДД»

для детей подготовительной группы

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 14 общеразвивающего вида

Кронштадтского района Санкт-Петербурга

 «Методическая разработка по профилактике

детского дорожно-транспортного травматизма»

Тема: «Обучение детей правилам дорожного движения»

Тематическое занятие с использованием программно-дидактического комплекса «Безопасность: ПДД»

для детей подготовительной группы

Авторы:

Кравец Елена Александровна, старший воспитатель,

Садовничая Нина Васильевна, воспитатель

Санкт-Петербург

2022


ВВЕДЕНИЕ

        Наше дошкольное образовательное учреждение стремится к осуществлению комплексного подхода, повышению качества дошкольного образования и созданию современных условий для обучения детей дошкольного возраста безопасному поведению на дорогах города. Педагоги обучают детей безопасному поведению на дорогах города уже с младшего дошкольного возраста, поскольку от этих знаний может зависеть их жизнь и здоровье. В круг представлений ребёнка и его жизненный опыт входят новые понятия: «улица», «тротуар», «светофор», «пешеходный переход», «проезжая часть», «дорожные знаки», «транспорт», «правила дорожного движения» и др. Считаем, что соблюдение правил безопасности на дорогах детьми нужно довести до уровня автоматизма. Это значит, что все действия на дороге ребенок должен выполнять как привычные, не задумываясь.

Для педагогов и родителей очень важным становится формирование образцов поведения детей в потенциально опасной среде, особенно, когда ребенок оказывается один на один с проезжей частью, когда идет в первый класс. Поэтому педагоги для детей подготовительной группы создают специальные условия, где ребенок не только приобретает теоретические знания, но и может их отработать на практике. Понимая всю значимость и важность этого момента, администрацией нашего ГБДОУ был приобретен программно-аппаратный комплекс «Безопасность: ПДД». Комплекс интерактивных игр «Безопасность: ПДД» позволит познакомить обучающихся с основными правилами дорожного движения для его участников, научит правильно реагировать и находить безопасные решения в различных дорожных ситуациях. Изюминкой программы является то, что игры здесь имеют возможность управления не только прикосновением к экрану, но и через движения тела с использованием датчика распознавания движений Kinect. Выполняя задания, дети чередуют формы усвоения материала: сначала они занимаются на интерактивном устройстве, осваивая теорию, далее – переходят к практике, погружаясь в реальные условия дорожной среды. Они прыгают, приседают, маршируют на месте и в режиме реального времени видят себя переходящими через дорогу, водителями автомобиля и даже инспекторами ГИБДД. Ребенок полностью вовлечен в процесс, но при этом находится в безопасной среде, тем самым он максимально эффективно усваивает столь важные для себя модели безопасного поведения

Цель: обучение и отработка практических навыков с использованием мультимедийных игр и информационно-коммуникативных технологий, направленных на стимулирование познавательной активности детей к изучению правил безопасного поведения на дорогах города.

Задачи:

Образовательные:

  • Продолжать формировать у детей знания о правилах безопасного поведения на улице;
  • Систематизировать знания об особенностях устройства улицы, специфике дорожного движения;
  • Продолжать знакомить детей с основными дорожными знаками «Пешеходная дорожка», «Велосипедная дорожка», «Подземный пешеходный переход» и их назначением;

Развивающие:

  • Развивать у детей речь-доказательство с помощью картинок с изображенными на них проблемными ситуациями;
  • Развивать у детей умение проводить оценку своей деятельности и анализировать полученный результат.

Воспитательные:

  • Воспитывать в детях осознанное отношение к соблюдению правил дорожного движения;
  • Развивать умение устанавливать взаимоотношения в детском коллективе, играть в команде, помогать друг другу.

Адресат: дети подготовительной группы (6-7 лет)

Реализуемые образовательные области: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие» «Физическое развитие».

Необходимые материалы и оборудование: Интерактивная доска, ноутбук с программно-дидактическим комплексом «Безопасность: ПДД» и датчик распознавания движений Kinect, звуковой сигнал «Скрип колес машины, когда водитель резко нажимает на тормоз, чтобы избежать аварии».

Правила работы с программно-дидактическим комплексом «Безопасность: ПДД» и датчик распознавания движений Kinect:

Ребёнок управляет курсором, выбирая нужный объект с помощью движения руки и перемещения тела в пространстве. Управление осуществляется одной рукой, рука вытянута ладонью вперёд, кисть направлена вверх.

А также ребенок может перемещать объекты с помощью мышки, прикосновения к экрану пальцем или стилусом.

Необходимо навести курсор на нужный объект (автомобиль, велосипедист, мужчина, мальчик), удерживать до момента прикрепления объекта к курсору.

Далее – переместить курсор на область картинки, где должен находиться данный объект, и удерживать курсор до момента прикрепления объекта к картинке.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Технологическая карта тематического занятия

Этапы

Алгоритм действий педагога,

поддерживающих активность и

 познавательный интерес детей

Совместная деятельность

детей и педагога

Необходимые

материалы и

атрибуты

Результат

Мотивационно – ориентировочный этап.

Воспитатель включает звуковой сигнал «Скрип колес машины, когда водитель резко нажимает на тормоз, чтобы избежать аварии».

Воспитатель интересуется у детей, слышали ли они когда-нибудь такой звук? Да, совершенно верно, этот звук мы можем услышать на улицах нашего города, когда кто-то из водителей резко нажимает на тормоза автомобиля, чтобы избежать аварии или дорожно-транспортное происшествие.

А кто может спровоцировать дорожно-транспортное происшествие? Кто может стать виновником трагедии?

Да, конечно, например, водитель может отвлечься, а пешеход идти и разговаривать по телефону и не убедившись, что водитель останавливает транспортное средство, переходить дорогу. Именно в такие моменты очень часто случаются дорожно-транспортные происшествия.

Но мы с вами знаем, что так поступать нельзя. Ребята, вот вы все совсем скоро, 1 сентября, пойдете в школу. Вас не всегда смогут родители сопровождать до школы, а это значит, что вы будете самостоятельно принимать решение в какой момент  нужно переходить дорогу. Вы к этому готовы? Хотите проверить? Тогда я предлагаю вам воспользоваться нашей программой «Безопасность: ПДД» и проверить насколько вы готовы к самостоятельным прогулкам по улицам города.

Дети находятся в группе, заняты  своими делами: кто-то рисует, кто-то играет и т.д.

Воспитатель создает специальные условия для проведения занятия: устанавливает в необходимом месте специальное устройство «кинект» и включает программно-дидактический комплекс «Безопасность: ПДД».

Дети обращают внимание на звуковой эффект, который включил воспитатель.

Дети подходят к воспитателю, интересуются, что случилось. Происходит групповой сбор.

Дети делятся своим жизненным опытом: кто-то из детей слышал этот звук, когда был на улице, кто-то слышал его в фильме и т.д.

Дети высказывают предположения: виновником аварии может стать сам водитель, пешеход или животное

Дети подтверждают, что уже готовы самостоятельно переходить проезжую часть и сумеют дойти до школы безопасно. Они уже знают значение дорожных знаков и необходимые правила безопасности дорожного движения. Дети соглашаются проверить свои знания на практике.

Интерактивная доска, ноутбук с программно-дидактическим комплексом «Безопасность: ПДД» и датчик распознавания движений Kinect.

звуковой сигнал «Скрип колес машины, когда водитель резко нажимает на тормоз, чтобы избежать аварии».

Дети мотивированы на совместную деятельность, устанавливаются партнерские отношения

Основной этап

Воспитатель подтверждает слова детей о том, что они очень много времени в детском саду уделяют занятиям по безопасности. И так как дети уверены в своих силах, они знакомы с дорожными знаками, с работой светофора, то предлагает им потренироваться на тему «Правила дорожного движения. Проезжая часть». Во время прохождения виртуальной проезжей части дети смогут продемонстрировать свои знания.

Воспитатель включает первый комплекс заданий: «СВОЁ МЕСТО»

На экране появляются картинки с изображением дорожной

ситуации. 

Воспитатель озвучивает задание:

«Ребята, вам сейчас необходимо расположить объекты (автомобиль, велосипедист, мужчина, мальчик) на соответствующие места. А затем объяснить свой выбор.

УПРАВЛЕНИЕ

Ребёнок управляет курсором, выбирая нужный объект с помощью движения руки и перемещения тела в пространстве. Управление осуществляется одной рукой, рука вытянута ладонью вперёд, кисть направлена вверх.

А также ребенок может перемещать объекты с помощью мышки, прикосновения к экрану пальцем или стилусом.

Необходимо навести курсор на нужный объект (автомобиль, велосипедист, мужчина, мальчик), удерживать до момента прикрепления объекта к курсору.

Далее – переместить курсор на область картинки, где должен находиться данный объект, и удерживать курсор до момента прикрепления объекта к картинке.

Воспитатель задает детям уточняющие вопросы.

Вопросы-помощники:

- Почему ты выбрал именно эту картинку?

- Объясни свой выбор

- Что может случится, если ты ошибся?

Дети внимательно слушают правила игры, задают уточняющие вопросы.

Дети увлечены тренажером и заданиям и готовы выполнять задания.

Предположительные ответы детей:

Я выбрал человека, потому что он пешеход и должен передвигаться по пешеходной дорожке. Я догадался, что это пешеходная дорожка, так как на картинке изображен знак «Пешеходная дорожка»

Дети закрепят представления о дорожном знаке «Пешеходная дорожка» и его назначении

Я выбираю человека на велосипеде. Потому что рядом с дорожкой стоит знак «Велосипедная дорожка». Это значит, что эта дорога предназначена для велосипедистов.

Дети закрепят представления о дорожном знаке «Велосипедная дорожка» и его назначении

Я выбрал картинку «Автомобиль, потому что он передвигаться должен только по проезжей части.

Дети систематизировали знания об особенностях устройства улицы, специфике дорожного движения

Я снизу помещу ребёнка, а сверху автомобиль. Потому что ребенок должен играть на детской площадке, а автомобиль ездить по дороге (проезжей части).

Дети систематизировали знания об особенностях устройства улицы, специфике дорожного движения

Я снизу помещу велосипедиста, потому что он должен двигаться по велосипедной дорожке, а с верху автомобиль, который будет двигаться по проезжей части

Я сверху поставлю автомобиль, а снизу на тротуар – ребёнка и пешехода. Потому что пешеход и ребенок должны передвигаться только по тротуару, а машина только по дороге.

Дети систематизировали знания об особенностях устройства улицы, специфике дорожного движения

Я сверху поставлю автомобиль, а снизу на тротуар – ребёнка и пешехода. Потому что пешеход и ребенок должны передвигаться только по тротуару, а машина только по дороге.

Дети систематизировали знания об особенностях устройства улицы, специфике дорожного движения

Я снизу поставлю пешехода, а сверху велосипедиста. Так как пешеход должен передвигаться по пешеходной дорожке, а велосипедист по велосипедной дорожке.  

Дети закрепят представления о дорожных знаках «Пешеходная дорожка» и «Велосипедная дорожка» и их назначении

Я сверху поставлю велосипедиста, а снизу пешехода и ребенка. Потому что велосипедист может двигаться по велосипедной дорожке, а пешеход переходит дорогу по подземному переходу.

Дети систематизировали знания об особенностях устройства улицы, специфике дорожного движения

Рефлексивно-оценочный этап

Воспитатель: вот и подошли к концу задания на тему «Проезжая часть».

Кто все задания выполнил верно?

Кто нарушил правила дорожного движения? Почему это случилось? С какими трудностями столкнулись? Что было сложнее всего?

Что получилось лучше всего?

Чем поделишься с ребятами из группы?  

Как вы думаете, зачем мы сегодня с вами занимались с тренажером? Как это сможет вам в жизни при годится?

Дети отвечают на вопросы педагога, проводят оценку своей деятельности

Положительное эмоциональное состояние в результате совместной деятельности

Готовность поделиться своими эмоциями и новой информацией с другими детьми и родителями

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. ПАК "Колибри. ПДД" | Интерактивные системы. — Текст: электронный // Интерактивные системы: [сайт]. — URL: https://systemekb.ru/products/?products=pak-kolibri-pdd-2/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический проект по профилактике дорожно – транспортного травматизма «Правила дорожные всем знать положено.»

Тема безопасности дорожного движения жизненно необходима для детей, воспитываемых в современном мире. Важно как можно раньше научить детей правилам поведения на улицах и дороге. В Российской Феде...

Методическая разработка Программа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «Школа дорожных наук»

Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется личность и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Ребенок по своим физиологическим особенностям не...

Методическая разработка по предупреждению дорожно - транспортного травматизма «Безопасность детей на дорогах»

Скорость движения, плотность транспортных потоков на улицах и дорогах нашей страны быстро возрастают и будут прогрессировать в дальнейшем. Поэтому обеспечение безопасности движения становится всё боле...

Методическая разработка по профилактике дорожно - транспортного происшествия "Приключения Буратино и его дорожная азбука"

Методическая разработка представляет собой технологическую карту – конспект совместной деятельности, сопровождаемую интерактивной игрой, созданной в программе Microsoft Offic PowerPoint, видеоро...

методическая разработка "Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма"

Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма - проблема всего общества. Обучение детей правильному поведению на дорогах необходимо начинать с раннего возраста. Задача педагогов и родителей ...

Методические рекомендации «Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в ДОУ»

Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма - проблема всего общества. Обучение детей правильному поведению на дорогах необходимо начинать с раннего возраста. Задача педагогов и родителей ...