Формирование основ безопасности жизнедеятельности
статья по обж (подготовительная группа)

Терентьева Ольга Алексеевна

обж

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obzh.docx20.36 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста через устное народное творчество

Дошкольный возраст – важный период, когда формируется личность и закладываются прочные основы безопасной жизнедеятельности.

Безопасность - это не сумма знаний, а необходимость формирования ответственности за свою жизнь, уважение к чужой жизни и здоровью.

С первых лет жизни любознательность ребенка, его активность в вопросах познания окружающего мира порой становится весьма небезопасной для него. И наша задача дать каждому ребенку основные понятия опасных для его жизни ситуаций, научить предвидеть эти опасные ситуации, умение правильно себя вести дома, на улице, на воде, в лесу, с чужими людьми и т. п., чтобы избежать их, а в крайних случаях - быть максимально к ним готовыми.

Актуальность обучения детей дошкольного возраста основам безопасности в наше время не вызывает сомнений. В период дошкольного детства ребёнок знакомится с большим количеством правил, норм, предостережений, требований. Однако ему трудно представить степень их значимости. Необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность. Эти правила следует подробно разъяснять детям, а затем следить за их выполнением т.к. безопасность это не стиль жизни, а адекватное поведение в различных ситуациях. Любая общепринятая норма должна быть осознана и принята человеком. И совершенно очевидно, чем раньше дети получат эти сведения, тем меньше станет опасных для их жизни и здоровья ситуаций. Важно помочь детям усвоить правила: спички - детям не игрушки; никогда не разговаривать с незнакомцами, не открывай дверь незнакомцам; никогда не гуляй один, слушайся старших; будьте осторожны, если попали в беду, громко кричите, поднимайте шум; играть можно на игровых площадках; выполнять и соблюдать правила дорожного движения. Поэтому, чем раньше ребенок усвоит эти правила, тем лучше. Театрализованная деятельность, это один из самых интересных занятий детей дошкольного возраста, которая в доступной, увлекательной форме поможет усвоить эти правила. Театр - это искусство. Волнуя и радуя, оно раскрывает перед детьми социальный смысл жизненных явлений, заставляет их пристально всматриваться в окружающий мир, побуждает к сопереживанию, осуждению злаТеатральные игры обогащают, как жизненный опыт, так и опыт по безопасности жизнедеятельности новыми знаниями, умениями, а также яркими художественными впечатлениями. Также учат импровизировать, свободно чувствовать себя в любой роли, «проигрывать» различные ситуации.

Театрализованная деятельность помогает в решении многих задач. Работая в данном направлении, преследуется след.цель:

- Сформировать навыки безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность.

Задачи:

- углубить и систематизировать знания детей о навыках безопасности жизнедеятельности;

- развивать умение самостоятельно выходить из трудных ситуаций, делать простейшие умозаключения.

- продолжать развивать диалогическую речь.

- умение отвечать на вопросы воспитателя в правильной грамматической форме.

- создать условия для усвоения знания детей о безопасности жизнедеятельности;

- поддерживать стремление детей самостоятельно искать выразительные средства для создания образа персонажей;

- воспитывать устойчивый интерес к театральной деятельности, и желание использовать различные роли;

Работу нужноначать с организации театрального центра, который включает в себя различные виды театров: настольные, пальчиковые, театр масок, театр рукавичек, театр на дисках, фланелеграфе, магнитах. В центре: ширмы, атрибуты, костюмы, технические средства (ноутбук, магнитофон), макет улицы, дорожные знаки, светофоры, машинки, куклы – пешеходы, лепбук.

В дошкольном возрасте у детей активно развивается интерес и любовь к художественной литературе. Поэтому большую роль в формировании и воспитании навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста играет художественная литература. Художественная литература является одновременно источником знаний и источником чувств, помогает понять детям через художественные образы, где зло, где добро, знакомит детей с элементарными основами безопасного поведения в различных жизненных ситуациях: в быту, социуме, природе.

Во второй младшей группе, знакомство с различными видами театров. Обыгрывали стихи: «Киска, киска, брысь!», «Курочка - рябушечка», «Вышла курочка гулять», разыгрывали сказку «Курочка ряба», «Теремок». Выбирать те произведения, в которых говорится об опасностях, которые угрожают героям и о том, как можно их избежать. Для того, чтобы малыши легко и без принуждения овладевали приёмами культуры и гигиены, используют потешки, стихи о безопасности, загадки. Они помогают формировать простейшие навыки поведения еды, умывания: «Теплою водою», «Солнце рано утречком», «Нос умойся», «Ай, лады, лады..», «Водичка, водичка…». Дети охотно выполняют гигиенические процедуры, читаюти заучивают потешки, используют их во время игр в свободной деятельности. Стихи о приеме пищи, помогают формировать навыки поведения за столом, умение правильно пользоваться чайной, столовой ложками, салфетками. Читала стихи И. Демьянова «Замарашка»; А. Кондратьева «Зеркало»; Р. Сеф «Мыло»; Э. Мошковской «Уши»; И. Токмаковой «Гном».

В средней группе знакомить с правилами безопасного поведения во время игр, рассказывать о ситуациях, опасных для жизни, используя сказки: народные, сказки на новый лад, сказки о безопасности И.Зеленцовой «Школа безопасности».

Сказки о безопасности - это учебники жизни. В них содержится опыт многих поколений, который учит детей обращаться за помощью, не преступать запреты, не трусить и не сдаваться. Сказка способствует развитию чувств, благородству души, желанию доставлять людям радость. Очень интересны развивающие авторские сказки Шорыгиной Т. А. Эти сказки учат осторожному поведению дома, на улице, у воды, в лесу, при встрече с животными, словом, везде, где могут подстерегать опасности.

В своей работе можно использовать такие произведения: «Телефон», «Айболит»

К. Чуковского, фрагменты Хоринская. Е «Спичка - невеличка», «Девочка чумазая»

А. Барто; сказки: «Гуси – лебеди», «Кот, петух и лиса», «Жихарка», «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Маша и медведь», «Три медведя», «Теремок», «Под грибом», «Заюшкина избушка». 

Также можно познакомить детей со сказками, в которых герои проявляют смекалку, хитрость, такие сказки, как: «Жихарка», «Маша и медведь», «Три медведя». Эти сказки учат находить выход из сложной ситуации, быть осторожными, не заходить в чужие дома, находить выход из опасной ситуации. Объясняла детям, что выход найдется из любой ситуации, нужно лишь хорошенько подумать. В сказках «Теремок», «Под грибом» В. Сутеева обращала внимание детей, что надо быть добрыми, внимательными, отзывчивыми, а также не стоит расстраиваться, если что - то не получается, а пытаться сделать что - то новое. Ведь звери не расстроились, когда теремок развалился, а наоборот, принялись строить новый домик, где каждому найдется место. Дети охотно слушают сказки, сопереживают героям, пытаются найти правильное решение из сложившейся ситуации. С желанием драматизируют сказки, отдельные эпизоды сказок, используют различные виды театров

Дети любят играть в театр в свободной самостоятельной деятельности, импровизируют, сочиняют свои короткие сказки, и в этих сказках герои дружат.

Иллюстрации в книгах тоже являются средством приобщения детей к ознакомлению основ безопасности, так как конкретизируют содержание через наглядность, образность. Дети, рассматривая иллюстрации, воспроизводят содержание сказок. Таким образом, целенаправленное и системное использование произведений художественной литературы способствует воспитанию навыков безопасного поведения детей в различных ситуациях.

Взаимодействие с родителями помогает обогащать театральный уголок. Вместе изготавливать атрибуты, родители являются и участниками и зрителями театральных представлений

Проводить беседы, консультации: «Важные правила в летний период», «Пожарная безопасность», «Безопасное поведение в зимний период», «Учите детей правилам дорожного движения», «Зимние забавы», «Авто кресло – это безопасность вашего ребенка», «Осторожно – гололед», «Театр в жизни ребенка», «Чему учат сказки»; папки – передвижки: «Самый внимательный пешеход», «Безопасность на дороге»; памятки: «Опасные предметы дома», «Как научить детей правилам дорожного движения», буклеты: «Детское кресло в каждую машину», «Балкон – не место для игры», «Авто кресло – нужно детям», «Осторожно, открытое окно!» и т. д.

В результате целенаправленного использования театрализованных игр в организованной образовательной деятельности, а также во время свободной деятельности дети приобретают речевые навыки, на основе которых становится возможным построение связных высказываний, развивается мышление, память, воображение. Речь стала эмоциональной, выразительной и содержательной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кустовое методическое объединение для воспитателей «Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста» Организованная образовательная деятельности по образовательной области «Безопасность» «В мире опасных предметов»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад № 39 «Золотой петушок» г.Альметьевска»    Воспитатель: Кемкина Ю.В 2...

Кустовое методическое объединение для воспитателей «Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста» Организованная образовательная деятельности по образовательной области «Безопасность» «В мире опасных предметов»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад № 39 «Золотой петушок» г.Альметьевска»     Кустовое методическое объ...

Доклад по теме: «Обзор вариативных программ по формированию основ безопасности жизнедеятельности. Безопасная среда в ДОУ».

      В  современных  условиях  неснижающейся  динамики  угроз  и опасностей  для  человека  от собственной жизнедеятельности в бытов...

Практико-ориентированный проект «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР через развитие связной речи» (в рамках реализации образовательной области ООП «Безопасность»)

Практико-ориентированный проект «Формирование основ безопасности жизнедеятельностиу детей старшего дошкольного возраста с ОНР через развитие связной речи»(в рамках реализации образова...

Создание безопасных условий и формирование основ безопасной жизнедеятельности у дошкольников

Одно из важных условий  при организации образовательного процесса для меня является безопасность воспитанников. Также важной задачей образовательно-воспитательной работы считаю -  формирован...

Конструкт непосредственной образовательной деятельности по формированию основ безопасного поведения с использованием технологии формирования основ безопасной жизнедеятельности

Тема: «Моя безопасность»Форма НОД: формирование основ безопасной жизнедеятельности (безопасность собственной жизнедеятельности)   Виды деятельности: игровая, коммуникативная, поз...