Самообразование на 2020 – 2021 учебный год «Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения»
статья по обж (подготовительная группа)

Лада Анна Игоревна

Социальная острота проблемы ДДТТ диктует необходимость активизации деятельности детских дошкольных образовательных учреждений, поиску новых форм и методов обучения и воспитания по профилактике ДДТТ, а также проведения профилактической работы с родителями на основе современных педагогических технологий.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 81 «Лесная полянка»

        

Самообразование на 2020 – 2021 учебный год

«Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения»

Составители: Лада А.И.

        

Прокопьевский ГО, 2021

Актуальность

Исследования в области безопасности дорожного движения показывают, что все причины ДТП с участием дошкольников во многом связаны с их возрастными и психофизиологическими особенностями: незрелость, неспособность правильно оценить обстановку, быстрое образование условных рефлексов и быстрое их исчезновение, потребность в движении, которая преобладает над осторожностью, стремление подражать взрослым, переоценка своих возможностей, специфичность реакции на приближающийся автомобиль и другие.

Находясь на проезжей части или играя на ней, дошкольники не понимают опасности транспорта и дорог, поэтому и являются потенциальными жертвами ДТП.

Проблема обучения дошкольников безопасному участию в дорожном движении актуальна и современна, её решение помогает сформировать у детей систему знаний, осознанных навыков безопасного участия в дорожном движении, и как следствие – снижение дорожно-транспортных происшествий с участием детей.

Дети дошкольного возраста – особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и к взрослым, ведь для них дословная трактовка ПДД неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной для них дорожной лексике требует от дошкольников абстрактного мышления, которое для них не характерно,- всё это затрудняет процесс обучения и воспитания.

Исследования Научно-исследовательского центра проблем безопасности дорожного движения МВД России показывают, что только обучение дошкольников правилам дорожного движения не всегда решает задачу обеспечения их безопасности. Наблюдается довольно большое расхождение между знаниями и поведением детей дошкольного возраста на улице и дороге. Поэтому на сегодняшний день система воспитания и обучения дошкольников должна быть принципиально иной.

Социальная острота проблемы ДДТТ диктует необходимость активизации деятельности детских дошкольных образовательных учреждений, поиску новых форм и методов обучения и воспитания по профилактике ДДТТ, а также проведения профилактической работы с родителями на основе современных педагогических технологий.

Обучение дошкольников культуре поведения на улице тесно связано с развитием у детей ориентировке в пространстве. Кроме того, нельзя воспитать дисциплинированного пешехода, если с детства не прививать такие важные качества, как внимание, собранность, ответственность и осторожность. Ведь часто отсутствие именно этих качеств, становится причиной дорожных происшествий.

Обучение дошкольников дисциплинированному поведению на улице необходимо осуществлять в системе. Знания, сообщаемые детям, нужно постепенно усложнять, уточнять и дополнять. Таким образом, дети лучше узнают и запомнят правила движения и будут охотно их выполнять.

Изложить детям теорию дорожных правил для пешеходов еще не значит научить их правильно переходить дорогу, необходимо практическое закрепление знаний. Наиболее эффективной формой является игра-занятие. Занятия, прогулки, экскурсии, наблюдения важно проводить с учетом возраста детей и окружающих условий.

Этот учебно-воспитательный процесс достаточно сложный и длительный, требующий специальных упражнений и применения ряда дидактических методов и приемов.

В ходе профилактических мероприятий по предупреждению у детей ДТТ:

1. расширятся представлений об окружающей дорожной среде и правилах дорожного движения;

2. сформируются навыки спокойного, уверенного, культурного и безопасного поведения в дорожно-транспортной среде;

3. дети смогут предвидеть опасные ситуации и обходить их;

4. повысится активность родителей и детей к обеспечению безопасности дорожного движения.

Цель: создание условий для формирования у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения.

Задачи для педагога:

- Изучить методическую литературу и передовой педагогический опыт по теме самообразования;

- Разработать систему совместной деятельности по обучению детей правилам дорожного движения;

- Разработать систему работы с родителями (законными представителями) воспитанников и педагогами ДОУ;

- Обогатить развивающую среду необходимым материалом.

Задачи для работы с детьми:

- закреплять знания, полученные на занятиях, экскурсиях и прогулках;

- расширять и углублять представления о правилах дорожного движения, полученные в других группах;  

- регулярно проводить наблюдения за движением транспорта, работой водителя, сигнализацией светофора;

- расширять знания детей о работе сотрудников ГИБДД, контролирующих движение на улице;

- продолжается знакомство с назначением дорожных знаков и их начертанием;

-  знакомить с новыми правилами пешеходов и пассажиров:

  • переходить улицу на перекрестках (где нет указателей),
  • в местах, где есть пешеходные тоннели или мосты, пешеходы должны пользоваться только ими,
  • прежде чем переходить дорогу, пешеход должен убедиться в полной безопасности. Запрещается пересекать путь приближающемуся транспорту:
  • там, где движение регулируется, выходить на проезжую часть для перехода дороги можно только при зеленом сигнале светофора, светового указателя или при разрешающем жесте регулировщика,
  • пешеходы должны быть внимательны к окружающим, взаимно вежливыми,
  • ожидать автобус, троллейбус, трамвай, такси разрешается лишь на посадочных площадках.

        Предполагаемый результат обучения:

  1. расширятся знания детей о правилах дорожного движения: умение правильно переходить проезжую часть дороги, правила в общественных транспортах: ожидание, посадка, во время движения, выход;
  2. дети научатся распознавать дорожные знаки:

информационно-указательные – «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход», «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса»;

предупреждающие знаки – «Дети»;

запрещающие знаки – «Движение пешеходов запрещено», «Движение на велосипедах запрещено»;

предписывающие знаки – «Пешеходная дорожка», «Велосипедная дорожка»;

знаки приоритета – «Главная дорога», «Уступи дорогу»;

знаки сервиса – «Больница», «Телефон», «Пункт питания».

  1. научатся предвидеть опасные ситуации, дорожные ловушки и обходить их;
  2. обогатится словарный запас детей;
  3. повысится осознанное отношение к ПДД у родителей воспитанников, ответственность за жизнь своих детей;
  4. Сплотится коллектив сотрудников и родителей в вопросах детской безопасности на дорогах.

Методы работы с детьми:

        - индивидуально-дифференцированный (каждый ребенок самостоятельно или с помощью воспитателя решает определенную дорожную ситуацию);

- групповой (задействована вся группа или разбиты на подгруппы);

- практический (организация разных видов игр);

- наглядный (наблюдения за транспортом и пешеходами, целевые прогулки, рассматривание дидактических картинок и иллюстраций, плакатов);

- интеграция образовательных областей (познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, физическое развитие).

        Формы работы с детьми:

        - беседа (носит разъяснительный, познавательный и определяющий характер);

        - проблемные ситуации (позволяют выявить глубину знаний детей, формируют умения логически мыслить);

        - рассматривание: презентаций, готовых образцов, иллюстраций, картин;

        - деятельность под руководством воспитателя: ООД, дидактические игры, экскурсии;

        - самостоятельная игровая деятельность.

Целевые прогулки как форма профилактики детского дорожно-транспортного травматизма

В процессе обучения детей Правилам дорожного движения нельзя ограничиваться лишь словесными объяснениями. Значительное место должно быть отведено практическим формам обучения: наблюдению, экскурсиям, целевым прогулкам, во время которых дети могут изучать на практике правила для пешеходов, наблюдать дорожное движение, закреплять ранее полученные знания по правильному поведению на дороге. Очень интересной формой профилактики детского дорожно-транспортного травматизма являются целевые прогулки с воспитанниками детского сада.

Целевые прогулки направлены на закрепление дошкольниками знаний, полученных на занятиях по ПДД в группах. В каждой из возрастных групп целевые прогулки по обучению ребенка правильному поведению в дорожных ситуациях предусматривают свои задачи, темы и периодичность проведения. Так, организуя целевые прогулки по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в младшей группе, воспитателю необходимо обратить внимание детей на работу светофора, на разные виды транспорта: легковые, грузовые автомобили, автобусы, трамваи. В процессе наблюдения учить различать и называть кабину, колеса, окна, двери.

Примерная тематика целевых прогулок

• элементы дороги;

• правила поведения на дороге;

• наблюдение за транспортом;

• прогулка пешехода;

• переход;

• перекресток;

• сигналы светофора;

• правила поведения на остановке и в общественном транспорте;

• пешеходный переход регулируемый и нерегулируемый

Ресурсное обеспечение

Нормативно-правовое

Закон РФ «О безопасности дорожного движения», ст. 29.

Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2013 – 2020 гг.»

Информационное

мультимедийные презентации.

Материально-техническое

уголок безопасности в групповом помещении;

выносные макеты дорожно-транспортных средств;

методические и дидактические пособия, картотека.

Методическое

теоретическая и методическая литература,

материалы по передовому педагогическому опыту.

Белая  К.Ю. Как обеспечить безопасность дошкольника, 2001

  1. Кобзева Т.Г. Правила дорожного движения в системе обучения дошкольников.
  1. Петрова К.В. Как научить детей ППД. Планирование занятий, конспекты, кроссворды, дидактические игры, 2013

Диагностика сформированности навыков безопасного поведения на дороге у детей дошкольного возраста

(методика игровых тестовых заданий Замалеевой А.И)

Цель диагностики: выяснить готовность ребенка решать дорожно - транспортные ситуации; уточнить, насколько хорошо ребенок усвоил правила дорожной безопасности; определить наличие у ребенка умений и навыков безопасного поведения на дороге; определить возможность ребенка стать пешеходом, способным безопасным путем ходить в школу;

Формы диагностики: беседа, ответы на вопросы, рассказ ребенка, отгадывание представленных на картинке сюжетных ситуаций, дорисовка недостающих элементов рисунка, дидактические игры.

Диагностика детей старшего дошкольного возраст ( 6 -7 лет) 

Тест 1. «Продолжи предложение»

Цель: выявить знания детей о правилах дорожного движения, умения правильно рассуждать, развитие логического мышления.

Задача детей: продолжить предложение. 1.Пешеходы всегда должны двигаться…….

2.Я никогда не нарушаю………

3.Светофор состоит из….

4.Я знаю, что знаки бывают…..

5. Я помню случай, когда на дороге…….

 6.Плохо, когда взрослые….

7.Регулировщик, это человек, который….

 8.Пассажирам автобуса запрещается……

9.Знать правила дорожного движения нужно для того, чтобы……

(Проанализируйте процесс обобщения, рассуждения ребенка, умения правильно рассуждать).

Тест 2. «Дорожная история»

Цель: выявить знания детей о правилах дорожного движения, оценка словарного запаса и воображения.

Инструкция: ребенку дается задание придумать дорожную историю, затратив 3 минуты и затем пересказать ее. История может включать разные ситуации, которые произошли либо самим ребенком, либо может быть вымышленная, придуманная с различными персонажами из сказок, мультфильмов.

При обработке результатов учитывается: знания детей ПДД, необычность сюжета, разнообразие персонажей, образов, оригинальность, словарный запас ребенка, рассказ должен состоять из полных предложений.

Анализ результатов:

Высокий уровень - история, необычная и оригинальная, свидетельствующую о незаурядной фантазии ребенка, хороших знаниях по ПДД, богатом словарном запасе.

Средний уровень - история простая, нет оригинальности, знания по ПДД недостаточные. Низкий уровень- ребенок не сумел придумать историю.

Тест 3. «Последовательные картинки»

Цель тестирования: исследовать уровень образно-логического мышления, операций анализа, обобщения и сравнения.

Материал: серия из 3-5 рисунков, в которых рассказывается о каком-то событии (ситуации на дороге). Сложность набора и количество картинок зависят от возраста: 4-5 картинок для детей 5-7 лет, 8-9 картинок для детей 8-10 лет.

Сначала взрослый предлагает ребенку посмотреть на картинки и спрашивает, о чем в них рассказывается. Ребенок внимательно рассматривает картинки. Затем взрослый просит разложить картинки так, чтобы получился связный рассказ.

На столе перед ребенком в произвольном порядке раскладывают картинки, после чего дают первоначальную инструкцию. Если 5-6-летний ребенок не может сразу определить содержание ситуации, ему можно помочь наводящими вопросами: «Кто здесь изображен? Что они делают?» и т.д.

Старшим детям такую предварительную помощь не оказывают. Убедившись, что дети поняли общее содержание картинок, взрослый предлагает им разложить картинки по порядку.

Младшим детям можно уточнить: «Разложи картинки так, чтобы было понятно, с какой из них начинается этот рассказ и какой заканчивается». В процессе работы взрослый не должен вмешиваться и помогать детям.

После того как ребенок закончит раскладывать картинки, его просят рассказать историю, которая получилась в результате этого расклада, переходя постепенно от одного эпизода к другому.

Если в раскладе допущена ошибка, то ребенку указывают на нее в процессе рассказа и говорят, что так не может быть. Если ребенок сам ошибку не исправляет, взрослый не должен перекладывать картинки до окончания рассказа.

Анализ результатов.

При анализе результатов учитывается правильный порядок расположения картинок, который должен соответствовать логике развития повествования.

При тестировании, прежде всего, нужно внимательно рассмотреть каждую картинку вместе с ребенком, обсуждая ее содержание. Затем анализируют содержание всего рассказа, придумывают ему название, после чего ребенку предлагают разложить картинки по порядку.

  1. Опросник для определения уровня знаний дошкольников по основам безопасности дорожного движения

Старший дошкольный возраст

  1. Как называется часть дороги, по которой едут машины?
  2. Как называется часть дороги, отведенная для пешеходов?
  3. Кого называют пешеходом?
  4. Где безопасно переходить проезжую часть дороги?
  5. Как найти место перехода дороги?
  6. Как перейти через дорогу?
  7. Что обозначают сигналы светофора для пешеходов, водителей?
  8. Как нужно переходить улицу вблизи остановки общественного транспорта?
  9. Почему нельзя играть на дороге?
  10. Почему по тротуару нельзя ходить «толпой»?
  11. Назовите виды транспорта.
  12. На каких машинах устанавливают сигнал «Сирена»?
  13. Для чего вдоль дорог поставлены знаки?
  14. Какие знаки вам известны, что они обозначают?
  15. Какие правила необходимо соблюдать пассажиру общественного транспорта?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРАВИЛАМИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАНАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРАВИЛАМИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ...

Самообразование на тему: «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомления с правилами дорожного движения».

Цель: совершенствование условий для формирования у детей дошкольного возраста устойчивых навыков безопасности в окружающей дорожно-транспортной среде. В статье раскрывается проблема связана с тем, что...

Консультация для родителей ""ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРАВИЛАМИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

С каждым годом интенсивность движения транспорта на дорогах Саранска возрастает, а вместе с этим увеличивается и количество дорожно-транспортных происшествий. Особую тревогу вызывает рост числа постра...

Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения

Статистика дорожно-транспортных происшествий свидетельствует, что дети нередко оказываются в аварийных ситуациях на улицах и дорогах.Известно, что, привычки, закрепленные в детстве, остаются на всю жи...

«Формирование у детей младшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомления с правилами дорожного движения».

Тема: «Формирование у детей младшего  дошкольного возрастанавыков безопасного поведениячерез ознакомления с правилами дорожного движения».Цель: совершенствование условий для форм...

Самообразование воспитателя на тему: «Формирование у детей младшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения»

Актуальность и просто жизненная необходимость обучения детей правилам дорожного движения несомненна, дошкольники ещё в должной степени не умеют управлять своим поведением, у них ещ...