Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения
методическая разработка

Савинова Юлия Валерьевна

Статистика дорожно-транспортных происшествий свидетельствует, что дети нередко оказываются в аварийных ситуациях на улицах и дорогах.

Известно, что, привычки, закрепленные в детстве, остаются на всю жизнь, поэтому одной из важных проблем в обеспечении безопасности дорожного движения является профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в дошкольных учреждениях.

Сегодня детский сад стремится обеспечить своим воспитанникам качественное, универсальное образование, обеспечить высокий уровень общей культуры, в том числе и культуры на дороге. Соблюдение правил безопасности жизни должно стать осознанной необходимостью.

     Именно поэтому перед нами стоит задача выработать у детей стереотип безопасного поведения на дороге. Для этого необходимо:

  1. изменить устоявшиеся традиции восприятия проблемы;
  2. уйти от эпизодических мероприятий  к системе работы, проводимой коллективом детского сада, с детьми и их родителями;
  3. выйти за рамки традиционных форм и методов работы – как организационных, так и методических, и образовательных;
  4. сотрудничество, сотворчество и совместная деятельность сотрудников ГИБДД, воспитателей – педагогов, родителей и детей.

 

    Целью моей  работы является формирование и развитие у детей умений и навыков безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде.

     Свою работу начали с создания предметно-развивающей среды в группах, которую мы обогатили следующими игровыми и дидактическими материалами:

- иллюстративный и демонстрационный материал (фланелеграфы, плакаты, сюжетные картинки, светофоры, транспортные игрушки)

- атрибуты для сюжетно-ролевых игр (жезлы, свистки, фуражки милиционера, флажки для перехода улицы, дома и др.),

- дорожные знаки: нагрудные и переносные ("Пешеходный переход", "Движение пешехода запрещено", "Круговое движение", "Остановка автобуса", "Осторожно – дети", Движение направо (налево)"),

- раздаточный материал по темам,

- в библиотеке есть детская художественная литература;

- изготовлены макеты и схемы дорог, перекрестков, улиц города,

В группе представлены дидактические, настольные игры (например, «Как избежать неприятностей», «Учим дорожные знаки», «Внимание! Дорога!», «Азбука пешехода» и др.).

 

 Образовательная деятельность по данной теме реализуется по двум направлениям:

  1. совместная деятельность с детьми
  2. взаимодействие с родителями

Совместная деятельность с детьми включает восемь  блоков.

1. Транспорт.

         2.    Улица.

         3.  Движение транспорта и пешеходов

4. Светофор

         5.  Дорожные знаки

     6.  Правила поведения в транспорте.

         7. Велосипед, самокат.                                                                                             

         8. Мы соблюдаем правила дорожного движения

     У детей шестого года жизни небольшой багаж знаний о правилах поведения в дорожно-транспортных ситуациях, поэтому каждый блок начинается с занятий познавательного цикла («Светофория», «Транспорт», «Академия пешеходных наук»). Чтобы НОД проходили интересно и продуктивно, в гости приходит Светофорик, который знакомит с правилами дорожного движения, рассказывает о ситуациях на дорогах и вместе с детьми ищет выход из сложившихся ситуации, Зебруша  приносит задания, помогающие закрепить знания и умения детей. Особенно детям нравиться просмотры мультимедийных презентаций, в ходе которых они знакомятся с «дорожной азбукой и закрепляют полученные навыки через разнообразные задания.

     Теоретические знания подкрепляются продуктивной деятельностью (рисованием, аппликацией, ручным трудом, пространственным моделированием), а затем реализуются в самостоятельной деятельности.

     Большое внимание уделяется игровой деятельности, которая помимо дидактических игр включает в себя строительные, подвижные, сюжетно-ролевые и игры-фантазии.

    Для закрепления знаний используются разнообразные методы и приемы работы:

1. беседы: «Осторожно дорога», «Внимание переходим дорогу», «Игры во дворе», «Правила поведения в транспорте», «Правила езды на велосипеде, роликах».

2. продуктивная деятельность: макет - «Мой город», аппликация- «Светофор», «Мы едем, едем, едем….», рисование- «Моя улица», «Придумай свой дорожный знак», «Автогородок», «Транспорт».

3. экскурсии, целевые прогулки.  Были проведены экскурсии и пешие прогулки по ближайшим улицам (Ефремова, Коминтерна, Исполкома, Культуры).

4. наблюдения,

5. чтение художественной литературы,

6. инсценировки художественных произведений, разыгрывание дорожных ситуаций.

7. Игровая деятельность:

- дидактические игры «Как избежать неприятностей», «Учим дорожные знаки»,  «Внимание! Дорога!», «Азбука пешехода», «Чья машина быстрей доберется до цели»), атрибуты для ролевых игр, дорожные знаки, макеты (например, «Наша улица», «Светофор», «Перекресток» и др.), которые используются детьми в совместной с воспитателем и самостоятельной деятельности.

- Сюжетно-ролевая игра «Автошкола», «Автобус»

На втором этапе  проводили работу с родителями по следующим направлениям:

-информационно-просветительская работа. Проводились беседы, лекции, консультации, родительские собрания. Информируя родителей о причинах, влекущих за собой дорожно-транспортные происшествия с участием детей, приводили конкретные примеры. В родительских уголках представлены фотовыставки, выставки детских рисунков, выставки методической и детской литературы.

- практическая работа, в ходе, который давались рекомендации, советы, проводились семинары - практикумы, совместные с детьми игры, изготовление атрибутов, дидактических пособий.

    Важное значение в реализации проекта имеет взаимодействие с родителями воспитанников. Пример родителей — один из основных факторов успешного воспитания у детей навыков безопасного поведения на улице. Поэтому с родителями проводится просветительская деятельность, разработан ряд мероприятий для родителей и совместных для родителей и детей.

   Работа с родителями по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах включает следующие мероприятия:

  • изготовление стендов с наглядной информацией;
  • заочные и очные консультации;
  • участие родителей в укреплении материально-технической базы ДОУ;
  • выпуск буклетов;
  • тематические родительские собрания;
  • семейные конкурсы;
  • анкетирование;
  • совместная детско-родительская досуговая деятельность.

   Совместно с родителями воспитанников проводятся выставки рисунков и конкурсы на изготовление дорожно-транспортных макетов.

Результатом этой работы является сформированность у детей представлений об основах безопасности.

 

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения

Статистика дорожно-транспортных происшествий свидетельствует, что дети нередко оказываются в аварийных ситуациях на улицах и дорогах.

Известно, что, привычки, закрепленные в детстве, остаются на всю жизнь, поэтому одной из важных проблем в обеспечении безопасности дорожного движения является профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в дошкольных учреждениях.

Сегодня детский сад стремится обеспечить своим воспитанникам качественное, универсальное образование, обеспечить высокий уровень общей культуры, в том числе и культуры на дороге. Соблюдение правил безопасности жизни должно стать осознанной необходимостью.

     Именно поэтому перед нами стоит задача выработать у детей стереотип безопасного поведения на дороге. Для этого необходимо:

  1. изменить устоявшиеся традиции восприятия проблемы;
  2. уйти от эпизодических мероприятий  к системе работы, проводимой коллективом детского сада, с детьми и их родителями;
  3. выйти за рамки традиционных форм и методов работы – как организационных, так и методических, и образовательных;
  4. сотрудничество, сотворчество и совместная деятельность сотрудников ГИБДД, воспитателей – педагогов, родителей и детей.

    Целью моей  работы является формирование и развитие у детей умений и навыков безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде.

     Свою работу начали с создания предметно-развивающей среды в группах, которую мы обогатили следующими игровыми и дидактическими материалами:

- иллюстративный и демонстрационный материал (фланелеграфы, плакаты, сюжетные картинки, светофоры, транспортные игрушки)

- атрибуты для сюжетно-ролевых игр (жезлы, свистки, фуражки милиционера, флажки для перехода улицы, дома и др.),

- дорожные знаки: нагрудные и переносные ("Пешеходный переход", "Движение пешехода запрещено", "Круговое движение", "Остановка автобуса", "Осторожно – дети", Движение направо (налево)"),

- раздаточный материал по темам,

- в библиотеке есть детская художественная литература;

- изготовлены макеты и схемы дорог, перекрестков, улиц города,

В группе представлены дидактические, настольные игры (например, «Как избежать неприятностей», «Учим дорожные знаки», «Внимание! Дорога!», «Азбука пешехода» и др.).

 Образовательная деятельность по данной теме реализуется по двум направлениям:

  1. совместная деятельность с детьми
  2. взаимодействие с родителями

Совместная деятельность с детьми включает восемь  блоков.

1. Транспорт.

         2.    Улица.

         3.  Движение транспорта и пешеходов

4. Светофор

         5.  Дорожные знаки

     6.  Правила поведения в транспорте.

         7. Велосипед, самокат.                                                                                              

         8. Мы соблюдаем правила дорожного движения

     У детей шестого года жизни небольшой багаж знаний о правилах поведения в дорожно-транспортных ситуациях, поэтому каждый блок начинается с занятий познавательного цикла («Светофория», «Транспорт», «Академия пешеходных наук»). Чтобы НОД проходили интересно и продуктивно, в гости приходит Светофорик, который знакомит с правилами дорожного движения, рассказывает о ситуациях на дорогах и вместе с детьми ищет выход из сложившихся ситуации, Зебруша  приносит задания, помогающие закрепить знания и умения детей. Особенно детям нравиться просмотры мультимедийных презентаций, в ходе которых они знакомятся с «дорожной азбукой и закрепляют полученные навыки через разнообразные задания.

     Теоретические знания подкрепляются продуктивной деятельностью (рисованием, аппликацией, ручным трудом, пространственным моделированием), а затем реализуются в самостоятельной деятельности.

     Большое внимание уделяется игровой деятельности, которая помимо дидактических игр включает в себя строительные, подвижные, сюжетно-ролевые и игры-фантазии.

    Для закрепления знаний используются разнообразные методы и приемы работы:

1. беседы: «Осторожно дорога», «Внимание переходим дорогу», «Игры во дворе», «Правила поведения в транспорте», «Правила езды на велосипеде, роликах».

2. продуктивная деятельность: макет - «Мой город», аппликация- «Светофор», «Мы едем, едем, едем….», рисование- «Моя улица», «Придумай свой дорожный знак», «Автогородок», «Транспорт».

3. экскурсии, целевые прогулки.  Были проведены экскурсии и пешие прогулки по ближайшим улицам (Ефремова, Коминтерна, Исполкома, Культуры).

4. наблюдения,

5. чтение художественной литературы,

6. инсценировки художественных произведений, разыгрывание дорожных ситуаций.

7. Игровая деятельность:

- дидактические игры «Как избежать неприятностей», «Учим дорожные знаки»,  «Внимание! Дорога!», «Азбука пешехода», «Чья машина быстрей доберется до цели»), атрибуты для ролевых игр, дорожные знаки, макеты (например, «Наша улица», «Светофор», «Перекресток» и др.), которые используются детьми в совместной с воспитателем и самостоятельной деятельности.

- Сюжетно-ролевая игра «Автошкола», «Автобус»

На втором этапе  проводили работу с родителями по следующим направлениям:

-информационно-просветительская работа. Проводились беседы, лекции, консультации, родительские собрания. Информируя родителей о причинах, влекущих за собой дорожно-транспортные происшествия с участием детей, приводили конкретные примеры. В родительских уголках представлены фотовыставки, выставки детских рисунков, выставки методической и детской литературы.

- практическая работа, в ходе, который давались рекомендации, советы, проводились семинары - практикумы, совместные с детьми игры, изготовление атрибутов, дидактических пособий.

    Важное значение в реализации проекта имеет взаимодействие с родителями воспитанников. Пример родителей — один из основных факторов успешного воспитания у детей навыков безопасного поведения на улице. Поэтому с родителями проводится просветительская деятельность, разработан ряд мероприятий для родителей и совместных для родителей и детей.

   Работа с родителями по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах включает следующие мероприятия:

  • изготовление стендов с наглядной информацией;
  • заочные и очные консультации;
  • участие родителей в укреплении материально-технической базы ДОУ;
  • выпуск буклетов;
  • тематические родительские собрания;
  • семейные конкурсы;
  • анкетирование;
  • совместная детско-родительская досуговая деятельность.

   Совместно с родителями воспитанников проводятся выставки рисунков и конкурсы на изготовление дорожно-транспортных макетов.

Результатом этой работы является сформированность у детей представлений об основах безопасности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРАВИЛАМИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАНАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРАВИЛАМИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ...

Педагогический проект на тему: «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения»

Учитывая особую значимость работы в данном направлении, и то обстоятельство, что детский сад является самой первой ступенью в системе непрерывного образования, педагогическим коллективом особое вниман...

"Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения". (из опыта работы)

Представлен опыт работы по теме " Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление  с ПДД"....

Консультация для родителей ""ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРАВИЛАМИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

С каждым годом интенсивность движения транспорта на дорогах Саранска возрастает, а вместе с этим увеличивается и количество дорожно-транспортных происшествий. Особую тревогу вызывает рост числа постра...

Самообразование на 2020 – 2021 учебный год «Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения»

Социальная острота проблемы ДДТТ диктует необходимость активизации деятельности детских дошкольных образовательных учреждений, поиску новых форм и методов обучения и воспитания по профилактике ДДТТ, а...

«Формирование у детей младшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомления с правилами дорожного движения».

Тема: «Формирование у детей младшего  дошкольного возрастанавыков безопасного поведениячерез ознакомления с правилами дорожного движения».Цель: совершенствование условий для форм...