"Безопасная прогулка" Методическое пособие
учебно-методическое пособие по обж

Харук Ирина Леонидовна

В методическом пособии даются рекомендации по организации развивающих безопасных прогулок в разные сезоны.Материалы пособия помогут взрослым найти ответы на вопросы: «Как обезопасить детей от негативного воздействия окружающего мира? Как сделать жизнь детей безопасной и интересной в условиях мегаполиса?» Предназначено педагогам ДОУ, родителям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управление образования администрации

Гурьевского муниципального района

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 17 «Улыбка» города Гурьевска»

И.Л. Харук

Безопасная прогулка

Методическое пособие

Гурьевский муниципальный район

2019


Автор:  Харук Ирина Леонидовна , воспитатель муниципального бюджета дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида №17 «Улыбка» города  Гурьевска»

Харук, И.Л. Безопасная прогулка Текст: методическое пособие / И.Л. Харук – Гурьевск : МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №17 «Улыбка» города  Гурьевска», 2019 – 45с.

В методическом пособии даются рекомендации по организации развивающих безопасных прогулок в разные сезоны.Материалы пособия помогут взрослым найти ответы на вопросы: «Как обезопасить детей от негативного воздействия окружающего мира? Как сделать жизнь детей безопасной и интересной в условиях мегаполиса?» Предназначено педагогам ДОУ, родителям.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………3

1 Документы, защищающие права маленьких граждан………………………4-5

2 Информационный материал …………………………………………………6-40

3 Заключение…………………………………………………………………….41

4 Литература …………………………………………………………………….42

Введение

ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ - важнейший период формирования у детей знаний о правилах безопасного поведения. Главная задача взрослых научить детей оценивать окружающую обстановку, определить потенциальную опасность или подозрительную ситуацию и адекватно на неё реагировать.

Вне опасности!

Проблема защиты детей актуальна во всем мире. Различными государствами были выработаны документы, защищающие права маленьких граждан:

  • Декларация прав ребенка (1959);
  • Конвенция ООН о правах ребенка (1989);
  • Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990);
  • Семейный кодекс РФ (1995);
  • Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» (1988);
  • Закон «Об образовании».

Организация Объединенных Наций провозгласила 2001—2010 годы международным десятилетием культуры, мира и ненасилия над детьми. Особое место в Декларации прав ребенка уделяется защите детей. В ней указывается, что ребенок должен своевременно получать помощь и быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации.

В Конвенции ООН ребенок рассматривается не только как объект, требующий специальной защиты, но и как субъект права, которому предоставлен весь спектр прав человека.

Часть I

Статья 2

2. Государства-участники принимают все необходимые меры для обеспечения защиты ребенка от всех форм дискриминации или наказания на основе статуса, деятельности, выражаемых взглядов или убеждений ребенка, родителей ребенка, законных опекунов или иных членов семьи.

Статья 6

  1. Государства-участники признают, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь.
  2. Государства-участники обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка.

Статья 16

  1. Ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции, или незаконного посягательства на его честь и репутацию.
  2. Ребенок имеет право на защиту закона от такого вмешательства или посягательства.

Статья 19

  1. Государства-участники принимают все необходимые законодательные, административные, социальные и просветительные меры с целью защиты ребенка от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление, со стороны родителей, законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке.
  2. Такие меры защиты в случае необходимости включают эффективные процедуры для разработки социальных программ с целью предоставления необходимой поддержки ребенку и лицам, которые о нем заботятся, а также для осуществления других форм предупреждения и выявления, сообщения, передачи на рассмотрение, расследования, лечения и последующих мер в связи со случаями жестокого обращения с ребенком, указанными выше, а также, в случае необходимости, для возбуждения судебной, процедуры.

Статья 32

1. Государства-участники признают право ребенка на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья или служить препятствием в получении им образования, либо наносить ущерб его здоровью и физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию.

Статья 34

Государства-участники обязуются защищать ребенка от всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения. В этих целях государства-участники, в частности, принимают на национальном, двустороннем и многостороннем уровнях все необходимые меры для предотвращения:

  1. склонения или принуждения ребенка к любой незаконной сексуальной деятельности;
  2. использования в целях эксплуатации детей в проституции или в другой незаконной сексуальной практике;
  3. использования в целях эксплуатации детей в порнографии и порнографических материалах.

Статья 35

Государства-участники принимают на национальном, двустороннем и многостороннем уровнях все необходимые меры для предотвращения похищения детей, торговли детьми или их контрабанды в любых целях и в любой форме.

Статья 37

Государства-участники обеспечивают, чтобы:

  1. ни один ребенок не был подвергнут пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания;
  2. ни один ребенок не был лишен свободы незаконным или произвольным образом.

Статья 39

Государства-участники принимают все необходимые меры для того, чтобы содействовать физическому и психологическому восстановлению и социальной реинтеграции ребенка, являющегося жертвой: любых видов пренебрежения, эксплуатации или злоупотребления, пыток или любых других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения, наказания или вооруженных конфликтов. Такое восстановление и реинтеграция должны осуществляться в условиях, обеспечивающих здоровье, самоуважение и достоинство ребенка.

Уголовный Кодекс РФ предусматривает ответственность:

  • за совершение физического и сексуального насилия, в том числе и в отношении несовершеннолетних. (106—136);
  • за преступления против семьи и несовершеннолетних (ст. 150—157).

Семейный Кодекс РФ гарантирует:

  • право ребенка на уважение его человеческого достоинства (ст. 54);
  • право ребенка на защиту и обязанности органа опеки и попечительства принять меры по защите ребенка (ст. 56);
  • лишение родителей родительских прав как меру защиты детей от жестокого обращения с ними в семье (ст. 69);
  • немедленную изоляцию ребенка от родителей при непосредственной угрозе его жизни и здоровью (ст. 77).

Закон РФ «Об образовании» утверждает право детей, обучающихся во всех образовательных учреждениях, на «уважение их человеческого достоинства» (ст. 5) и предусматривает административное наказание педагогических работников за допущенное физическое или психическое «насилие над личностью обучающегося или воспитанника» (ст. 56).

Закон РФ «О защите прав детей» гласит: «Жестокое обращение с детьми, физическое и психологическое насилие над ними запрещены» (ст. 14).


Дети в городе

Одна из ошибок воспитания — безусловное подчинение взрослому человеку. Мы часто говорим детям: «Со взрослым так не разговаривают!», «Если взрослый тебе сказал, значит, надо его слушаться». Но одновременно с этим в ребенке надо воспитывать недоверие к незнакомым и малознакомым людям. Нужно усвоить правило четырех «не», разработанное английскими криминалистами и внедренное в обязательную школьную программу.

НЕ ходи с незнакомцем (тетей, дядей, бабушкой, девочкой, мальчиком), что бы он тебе ни говорил!

НЕ садись к незнакомым людям в машину ни под каким предлогом!

НЕ заходи в подъезд дома или в лифт с незнакомцем, даже если он на вид совершенно безопасен!

НЕ бери ничего у незнакомца, что бы он тебе ни предлагал!

К этим четырем пунктам можно добавить следующие.

НЕ обязательно отвечать на вопросы незнакомых людей и чем бы то ни было помогать им (даже если они попросили проводить до квартиры, которую не могут найти).

Научите ребенка вежливо отказывать старшим (есть дети, которые не в состоянии отказать незнакомцу в просьбе, хотя внутренне испытывают протест).

Необходимо объяснить ребенку, что, если к нему пристанет незнакомец, следует громко и пронзительно кричать, звать на помощь.

Проверьте, какие из перечисленных ниже моделей поведения присущи вашему ребенку.

  • Может сказать «нет» незнакомым взрослым.
  • Может отклонить вызов (предложение сделать что-то «на спор»).
  • Не стесняется рассказать о смутивших его чьих-то прикосновениях.
  • Следует правилам.
  • Способен говорить о своих проблемах и чувствах.
  • Рискнет при необходимости устроить скандал.
  • Умеет позвонить по телефону.
  • Откажется от подачки взрослого.
  • Откроет дверь только с вашего разрешения.
  • Может отличить работников милиции от посторонних людей.

Если к характеру вашего ребенка подходит подавляющее большинство из этих утверждений, можете успокоиться. Если нет — уделяйте его безопасности как можно больше времени и внимания


Правила для осторожных детей

  1. Не выходи гулять один во двор, на пустырь, на дорогу.
  2. Если ты все же нарушил первое правило, вышел на улицу один и незнакомый взрослый хватает тебя за руку и тащит за собой или пытается втолкнуть в машину, вспомни сказку «Кот, петух и лиса» — кричи как можно громче: «Мама, папа, спасите меня!» А лучше: «Пожар!» На этот крик обязательно откликнутся взрослые.
  3. Защити себя: сильно ударь ногой незнакомца под коленку, укуси его за руку, кинь ему в лицо песок, больно ущипни.
  4. Чтобы избежать неприятностей, гуляй только с родными или знакомыми людьми.

C:\Users\ФОТОН\Desktop\Новая папка\01.jpg

Предотвращение опасных ситуаций с детьми на улице

По данным Министерства внутренних дел, ежегодно исчезает 700 детей. Чтобы избежать беды, необходимо дать детям знания о поведении на улице, развивать у них осторожность и осмотрительность в общении с незнакомыми людьми.

Проиграйте с детьми дома следующие ситуации

  1. Незнакомый человек представляется ребенку знакомым его родителей.

Незнакомец. Мама передала для тебя красивую игрушку: куклу (машину, самолет), пойдем, я тебе ее отдам.

Твоя мама (папа) зовет тебя на площадку.

Подведите детей к выводу, что с незнакомыми людьми нельзя вступать в разговор.

Варианты ответов ребенка:

  • Я вас не знаю.
  • Мне уже купили красивую игрушку.
  • Мы уже погуляли с мамой на игровой площадке.
  1. Незнакомый человек предлагает покататься на машине.

Объясните ребенку, что садиться к незнакомым людям в машину категорически нельзя, так как его могут увезти от родителей, причинить боль, он может погибнуть и т. д. В подобной ситуации нужно молча пройти мимо или ответить: «Мне нельзя разговаривать с чужими», «Мне некогда».

  1. Незнакомый предлагает конфеты, сок или лимонад, фрукты.

Расскажите детям о том, что в пище могут быть ядовитые вещества, снотворное, которые могут привести к смерти либо вызвать отравление. Ребенка в бессознательном состоянии легче похитить.

Научите малыша отказываться от соблазнов: «У меня дома есть конфеты», «Мне запрещено брать у незнакомых угощения и подарки».

Чтобы избежать опасных ситуаций, не отпускайте ребенка гулять без присмотра взрослых!

Родителям обязательно нужно проверить, знает ли ребенок свои адрес, имена и фамилию родителей. Снабдите своего малыша свистком и научите, как им пользоваться в случае опасности. Но обязательно познакомьте его с историей про мальчика и волков. Напомните, что свистеть без повода нет необходимости.


Детские секреты

Все дети любят секреты, но не всегда умеют их хранить. Когда это касается подарка родителям на праздник, то важно не рассказать о нем заранее, чтобы не испортить сюрприз. Если же речь идет о незнакомце, пристававшем на улице, то это уже не секрет и об этом инциденте нужно рассказать родителям немедленно. Объясните ему разницу между злым умыслом и приятным сюрпризом.

Статистика показывает, что нередко ущерб детям наносят не только незнакомцы, но и хорошо знакомые им люди. Ребенок часто все воспринимает буквально. Незнакомцами для малыша являются и новый воспитатель, и продавец в магазине, желающий помочь потерявшемуся ребенку и т. п. Предусмотрительным родителям лучше научить детей говорить «нет» и знакомым, и незнакомым людям, которые говорят или делают что-то пугающее ребенка или заставляющее его ощущать чувство неловкости и дискомфорта.

Если ребенок заблудился

Перед поездкой за город или в любое незнакомое место проговорите с ребенком возможные опасные ситуации и правила поведения в них.

  • Нельзя уходить без взрослых.
  • Следует быть очень внимательным.
  • Если ребенок ослушался, убежал в лес и заблудился, нужно помнить о важных правилах: .
  • остановись, успокойся, подумай;
  • сигнализируй о том, что попал в беду: кричи, стучи палкой о найденные железные банки, повяжи на дерево (кустарник) носовой платок, целлофановый пакет; свисти в свисток, который предусмотрительно положили в карман родители; выложи на тропинке сигналы из собранных шишек, камушков, сухостоя, веток деревьев;
  • сохраняй тепло — не снимай одежду, построй для себя шалаш;
  • если захотел есть, собери знакомые съедобные ягоды: чернику, бруснику, землянику, костянику (в зависимости от времени года);
  • утолить жажду помогут родник, ручеек, дождевая вода.

Прочитайте и обсудите с ребенком историю про маленького цыпленка

Говорила мама-квочка

Карапузику сыночку:

- Ты всегда со мной ходи,

Далеко не уходи.

Но ослушался цыпленок.

Только выскочил с пеленок

И отправился гулять,

В поле зернышки клевать.

Клюнул раз, клюнул два,

Глядь — кругом одна трава.

И расплакался цыпленок:

Как же я здесь оказался?

Я, наверно, потерялся!

Как домой я попаду?

Я, наверно, пропаду!

Коршун разглядит меня

И утащит за поля.

Или зверь какой лесной

Прибежит сюда за мной,

Унесет скорее в лес,

Чтобы там меня и съесть.

Как же мне домой добраться?

Как совсем не потеряться?

По полям бредет цыпленок,

Мало у него силенок.

Мало силы — много слез.

- Здравствуй, маленький овес!

Как найти дорогу к маме

Меж высокими хлебами?

- Ты спроси у ячменя.

Вырос он длинней меня.

- Ах, ячмень ты мой усатый!

Ты не видел нашей хаты?

Заблудился я в пути.

Как бы маму мне найти?

Шевельнул ячмень усами:

- Как найти дорогу к маме?

Вон — пшеница. Ей видней,

Колоски у ней длинней.

- Ах, высокая пшеница!

Вот и солнышко садится.

Утомился я в пути.

Как бы маму мне найти?

А пшеница отвечает:

- Может, рожь дорогу знает?

- Поле! Поле! Где же рожь?

Всю ее скосили сплошь!

А в ответ шуршит солома:

- Вот, цыпленок, ты и дома.

Вон за полем за пустым

Над трубою вьется дым,

Кот мурлычет на крылечке,

У коней звенят уздечки.

Туки-туки! — у ворот

Мама зернышки клюет.

- Вот спасибо тебе, поле!

Всех ты хлебом кормишь вволю

И цыпленка привело

Прямо к маме под крыло!

Мама-курица, хоть птица,

Тоже может рассердиться.

Сына шлепнула сначала,

А потом к себе прижала.

Все ж цыпленок был наказан —

К маминой ноге привязан.      

                                                       

                                          М. Фисенко                                                                    

Вопросы ребенку

  • О чем предупреждала мама сыночка?
  • Почему с ним произошла неприятная история?
  • Кто пришел к нему на помощь?
  • Что могло произойти с цыпленком, если бы он не нашел обратной дороги домой?

Уточните с детьми следующие правила

  • На улице, в многолюдной толпе обязательно держись за руку взрослого.
  • Потерялся — успокойся, оглядись по сторонам: наверняка родители тебя уже ищут.
  • Вспомни, по какой дороге ты шел, это поможет тебе самостоятельно вернуться обратно.

Обратись за помощью к полицейскому, женщине, гуляющей с ребенком; продавцу и человеку в униформе (продавцу, контролеру и т. п.). Назови им свои адрес, фамилию, имя и отчество родителей, домашний адрес и телефон.


Летний отдых с ребенком

Лето — пора новых впечатлений. Чтобы отдых был приятным, будьте бдительны и осторожны, помните об опасностях, подстерегающих детей во время отдыха.

Опасности, связанные с жизнью на даче или в деревне

  • Встреча с новыми людьми (взрослыми и детьми).
  • Стадо коров, стая бездомных собак.
  • Колодец, инструменты.
  • Заброшенные доски с гвоздями.

Ребенку нельзя:

  • разговаривать с незнакомыми людьми в отсутствие взрослых;
  • уходить с незнакомыми детьми далеко от дома;
  • подходить близко к стаду коров и к незнакомым животным;
  • открывать дверцу печи и трогать печную заслонку;
  • заглядывать в колодец;
  • трогать инструменты;
  • купаться в отсутствие взрослых.

Опасности, связанные с купанием в водоемах

Тщательно осмотрите место отдыха и купания. Проверьте, нет ли битого стекла, острых камней и других опасных предметов. Не забывайте надеть на ребенка головной убор. Располагайтесь в тени деревьев, избегая прямых солнечных лучей. Входите с ребенком в воду постепенно — резкое погружение разгоряченного тела в прохладную воду может спровоцировать сбой сердцебиения и судороги. Не допускайте переохлаждения ребенка в воде. Чередуйте купание с играми на берегу.

Опасности, связанные с катанием на роликах и велосипеде

  • Крутой склон дороги.
  • Неровности на дороге.
  • Проезжающий транспорт.

Не разрешайте ребенку выходить на улицу с велосипедом, самокатом или роликами без сопровождения взрослых. Научите его останавливаться у опасных мест: выездов машин из дворов, с автостоянок и др. Разрешайте кататься только по тротуарам с ровной поверхностью. Если ребенок еще плохо управляет велосипедом и часто падает, снабдите его индивидуальными средствами защиты: наколенниками, налокотниками, шлемом.

Правила поведения в лесу

  • Перед походом в лес необходимо надеть плотно закрывающую все части тела одежду и обработать ее аэрозолем против клещей.
  • Ходить по лесу следует только вместе с родными, не отвлекаясь ^ по сторонам.
  • Обязательно нужно внимательно смотреть под ноги. Лесные тропинки таят в себе много неприятных        { неожиданностей: коряги, камни, змеи.
  • Собирая ягоды, кусты лучше отодвигать палкой — там может притаиться змея.
  • Прежде чем съесть какую-либо ягоду, нужно убедиться, что она не опасна для здоровья.

Что нужно знать о солнечных лучах

Самыми интенсивными и поэтому самыми опасными солнечные лучи бывают с 10 до 15 часов.

Не менее 80% солнечного излучения проходит сквозь облака, поэтому защита от солнца нужна и в жаркие облачные дни, а не только в ясные.

Вода и песок отражают солнечные лучи, увеличивая опасность повреждения кожи и необходимость ее защиты.

Влажная кожа пропускает больше ультрафиолетовых лучей, чем сухая, в этом случае необходима дополнительная защита.

Люди со светлой кожей, светлыми глазами и волосами наиболее подвержены ожогу.

Нос, губы и кожа — эти части тела наиболее подвержены повреждениям, вызванным солнечными лучами.

Передозировка солнечных лучей способствует возникновению рака кожи, так как понижается уровень бета-каротина; появлению пигментных пятен и преждевременному старению кожи.

Чрезмерно длительное пребывание на солнце служит причиной развития катаракты. Соленые лучи могут стать причиной появления герпеса, витилиго (белые или непигментированные пятна на коже), фоточувствительной экземы и фенилкетонурии (наследственная болезнь, связанная белковым обменом в организме).

Солнце — мощный природный фактор, необходимый для здоровья. У маленьких детей при недостатке ультрафиолетовых лучей развивается рахит, так как в коже не образуется провитамин Д, который необходим для нормального роста и развития костной системы.

Воздействие солнца стимулирует деятельность иммунной системы, повышая защитные силы детского организма. Поэтому положительное значение солнечной радиации трудно переоценить. Вместе с тем длительное пребывание на солнце может привести к нежелательным последствиям.

При длительном пребывании на солнце, особенно без головного убора, даже в Средней полосе России, а не только на юге, может произойти солнечный удар, при котором поражается нервная система. Это проявляется головной болью, вялостью, тошнотой, рвотой.

При первых признаках солнечного удара ребенка необходимо увести в тень, раздеть, умыть холодной водой, напоить холодным чаем и уложить в постель. В течение двух-трех дней ему слезет находиться только в тени. Признаки солнечного удара могут появиться позднее, даже к вечеру. Ребенок становится раздражительным, капризным, появляется озноб, повышается температура тела. Он отказывается от еды. Иногда бывают рвота и понос. Уложите малыша в постель, часто и Обильно поите, положите на голову салфетку, смоченную холодной водой. Вызовите врача.

В жаркую погоду прогулке следует предпочесть пребывание в саду — в тени деревьев или род тентом, защищающим от прямых солнечных лучей. Белая легкая одежда (трусы, майка и панамка) защитит кожу ребенка от рассеянных и отраженных лучей солнца

Тепловой удар

Тепловой удар обычно происходит неожиданно, поэтому, гуляя с детьми, следует обращать внимание на такие признаки, как горячая и сухая (реже — влажная) кожа, очень высокая температура тела, понос, возбуждение или вялость, спутанное сознание, судороги и потеря сознания. Если у вашего ребенка появились подобные симптомы, следует немедленно вызвать «скорую» и принимать меры первой помощи.

Предотвратить тепловой удар помогут следующие меры:

  • при повышенной температуре тела ребенка следует охлаждать, а не согревать;
  • в жаркую погоду одевайте ребенка легко и избегайте прямых солнечных лучей;
  • всегда следите за тем, чтобы в жаркую погоду ребенок получал больше жидкости;
  • в очень жаркую и влажную погоду ограничивайте игры на улице: дети должны гулять не более тридцати минут за один раз и предпочтительно в тени.

Признаки солнечного ожога

Через 2 часа после воздействия солнечных лучей кожа становится красной, горячей и воспаленной, а через 10— 14 часов после облучения приобретает цвет вареного рака. Сильный ожог вызывает появление волдырей и сопровождается местной болью, а в самых тяжелых случаях — головной болью, тошнотой, ознобом и упадком сил. Краснота и неприятные симптомы уменьшаются через 2—3 суток.

Как обезопасить ребенка, находящегося на солнце

За 15—30 минут перед выходом на солнце намажьте кремом от загара все части тела ребенка, не закрытые одеждой.

Поначалу на солнце можно находиться не более 4—5 минут, а затем продолжительность пребывания под прямыми солнечными лучами следует постепенно увеличивать, доведя его до 20 минут.

На солнце все дети должны носить легкий головной убор с полями, который защищал бы глаза и лицо, и рубашки для защиты верхней части туловища. Одежда предпочтительна из легкой, но плотной ткани.

В жаркую погоду гуляйте с ребенком только ранним утром и вечером. Старайтесь по возможности оберегать детей от полуденного солнца.

Живые опасности

С наступлением лета в местах отдыха горожан (на дачах, в парках и лесах) появляется масса опасных представителей фауны: клещи, змеи, осы, пчелы и т. д. Они могут испортить отдых, лишив самого важного — здоровья.

Клещи

Если вы не успели весной привиться от клещевого энцефалита, нужно быть особенно осторожными. С самого начала весны на дачах, в городских парках, в лесах притаились крошечные, но очень опасные насекомые. Они и являются причиной такого заболевания, как клещевой энцефалит.

Меры безопасности

  1. Надевайте в лес закрытую одежду.
  2. Применяйте отпугивающие клещей препараты. Они называются репеллентами и выпускаются в форме мазей.
  3. По возвращении из леса обязательно осмотрите свои  одежду и тело. Попав на человека, клещ, как правило, не впивается в кожу сразу, а еще долго ищет место, куда присосаться, и есть шанс вовремя его обнаружить.

Что делать после укуса

Немедленно ехать к врачу! Он профессионально удалит клеща, а также введет противоэнцефалитные препараты — йодоантипирин и иммуноглобулин.

Змеи

В наших лесах достаточно много змей. Самая опасная змея в Ленобласти — гадюка обыкновенная. Как только температура воздуха на улице повышается, у нее начинается брачный сезон. Проходит это традиционно в конце мая — начале июня, из-за чего риск встречи человека со змеей значительно возрастает.

Гадюка — существо не агрессивное, сама никогда нападать не станет. Укусит она лишь в том случае, если на нее наступили или схватили ее. То, что яд гадюки смертельно опасен, — распространенное заблуждение. Однако с учетом того, что примерно 1/5 населения России — аллергики, предсказать последствия попадания яда в конкретный организм довольно сложно. Он может стать причиной анафилактического шока и вызвать смерть.

Меры безопасности

  1. Помните о змеях и смотрите под ноги на даче и особенно в лесу.
  2. Не суйте руки под камни, коряги и в норки.
  3. Если увидели змею, тихонько покиньте место ее обитания.

Что делать в случае укуса

  1. Вызовите «скорую помощь» — в больнице пострадавшему введут противозмеиную и противостолбнячную сыворотки.
  2. До приезда врача придайте пострадавшей конечности срединное положение, а лучше подвяжите ее. Но ни в коем случае не накладывайте жгут!
  3. Обработайте место укуса антисептиком — спиртом или раствором перекиси водорода.
  4. Пейте больше жидкости.
  5. Попытайтесь высосать яд из места укуса. Предварительно убедитесь, что у вас во рту нет ранок или больного зуба

Держитесь подальше от гусениц

Кто бы мог подумать, что такое на первый взгляд безобидное существо, как гусеница, может таить в себе серьезную опасность? Существует заблуждение, что опасными могут быть только гусеницы, живущие в разных странах, а не у нас в России (там их действительно гораздо больше). Но, оказывается, и в нашей стране имеется несколько видов гусениц, волоски которых ядовиты.

Характер отравления зависит от того, попадает ли яд на поверхность кожи при соприкосновении с гусеницей или проникает под кожу в кровеносное русло. В первом случае все ограничивается легким раздражением, во втором — может развиться сильное отравление. Ядовитые железы имеют гусеницы бабочек кистехвостов, капустниц, медведиц, шелкопрядов, широко распространенных в России, и встречающейся на Дальнем Востоке лунной бабочки.

Отравление ядовитыми волосками происходит как при соприкосновении с самой гусеницей, так и с ее волосяным покровом, разносимым ветром. Волоски, снабженные зазубринами, внедряются в кожу и вызывают дерматит. Наибольшие страдания доставляют волоски, попавшие в глаза. Еще более тяжелы отравления при их проникновении в пищеварительный тракт вместе с пищей или в дыхательные пути с ветром. Многочисленные волоски, попавшие в кожу, могут вызвать обширный отек. При попадании жгучих волосков в рот возникает стоматит, а при поражении слизистой оболочки глаз — конъюнктивит.

Прежде всего от гусениц страдают лесорубы, садоводы и огородники, часто соприкасающиеся с этими насекомыми. Другую категорию составляют дети, которые обычно давят всех гусениц без разбора, и вероятность попадания среди них ядовитых не так уж мала.

т

В случае поражения кожи волосками гусениц пострадавшие участки обрабатывают 2%-ным раствором соды. При попадании же ядовитых волосков внутрь необходимо сделать промывание желудка водой и принять активированный уголь, а также выпить стакан молока. Чтобы избежать отравлений, необходимо соблюдать нехитрые меры безопасности: использовать при работе в местах сосредоточения гусениц перчатки, защитные очки и марлевые повязки, а детей предупреждать об опасности этих на первый взгляд невинных насекомых.

Осы и пчелы

Во второй половине лета у ос и пчел начинается брачный сезон, поэтому резко возрастает их агрессивность. Укусы этих насекомых могут быть очень опасными и нередко вызывают сильную аллергию.

При попадании пчелиного яда в организм человека реакция может быть непредсказуемой. Крапивница, сердцебиение, судороги, тошнота и рвота — вот лишь некоторые проявления аллергии на пчелиный яд.

Меры безопасности

  1. Не оставляйте на открытом воздухе продукты питания, привлекающие пчел и ос: варенье, фрукты и т. д.
  2. Не махайте руками при появлении пчел и ос — без повода они не ужалят.

Что делать после укуса

  1. Удалите жало пинцетом, но ни в коем случае не выдавливайте его.
  2. Обработайте место укуса раствором перекиси водорода. Можно наложить компресс из смоченного в растворе соды куска марли или ваты.
  3. Пейте больше жидкости. Чтобы избежать отека, примите противоаллергический препарат.

Ядовитые растения

Причиной отравления часто является то, что ядовитые растения часто схожи по внешнему виду с не ядовитыми. И это является причиной частых отравлений детей. Невкусные, горькие, обладающие неприятным запахом растения дети не трогают. Но есть такие, которые по внешнему виду и вкусу напоминают петрушку, укроп. Очень аппетитно выглядят различные ягоды, например ягоды белладонны похожи на вишню, семена белены — на семена мака.

Существуют растения, у которых ядовиты все части: листья, цветы, стебель, корень. К ним относится вороний глаз. У некоторых растений ядовита только подземная часть, у других наоборот — подземная часть вовсе не содержит яда или содержит его в ничтожных долях, а части, находящиеся на свету, ядовиты (растения семейства пасленовых). Есть растения, у которых ядовиты только цветы.

Самым опасным растением считается вех ядовитый (1) из семейства зонтичных. Вех ядовитый еще называют цикутой, волчьим молоком.

Цикута издает характерный для сельдерея или петрушки запах. Встречается это растение во всех районах на сырых местах, по берегам рек, озер, болот, в оврагах. Вех можно узнать по вздутому корневищу, разделенному поперечными перегородками на карманы. Листья черешковые, двух-, трехперистые. Цветы — белые. В народной медицине вех ядовитый используется для приготовления настоек для лечения различных кожных заболеваний.

Белена (2) — очень ядовитое растение, имеет неприятный запах. В народе белену называют дурь-травой, одурью. Имеет листья зеленого цвета, гладкие, с заостренными зубцами на концах. Белена черная имеет цветы голубого и фиолетового цветов, внутри с красными лепестками. Простая белена — цветы в виде колокольчиков зелено-голубоватого оттенка.

Белладонна /красавка/ (3) принадлежит к семейству пасленовых. Является многолетним травянистым растением. Имеет стебель высотой до 2 м. Листья яйцевидные, с короткими черешками. Поникшие цветы расположены на коротких цветоножках в развилинах стебля и в пазухах листьев. Венчик колокольчато-трубчатый, буро-фиолетовый или пурпурный с фиолетовыми жилками. Плод— черная блестящая многосемянная ягода.

Наперстянка пурпурная или красная (4) — двухлетнее (иногда многолетнее) растение с высоким (до 1 м) стеблем, покрытым волосками. Листья бархатные, широколанцетные, сверху темно- зеленого цвета. Цветы крупные, пурпурные, колокольчатые, напоминающие наперсток (отсюда и название растения), собранные в длинную кисть. Наперстянка вызывает боли в животе, рвоту, понос, что связано с действием содержащих в ней сапонинов.

Волчье лыко (5) — небольшой кустарник, растет в лесу, цветет сиреневыми цветами, которые располагаются на голой веточке. С августа появляются сочные ярко-красные ягоды величиной с горошину, которые кучками лепятся на ветке. Для животных и людей это растение очень опасно. Необходимо хорошо запомнить отличительные особенности. Все части растения содержат ядовитый сок. От соприкосновения к коре растения на руках могут появиться пузыри

Ядовитые грибы

Ядовитые грибы часто являются причиной тяжелых заболеваний, особенно среди детей.

Сатанинский (черный) гриб по внешнему виду напоминает белый. У него крупная шляпка величиной в 7—8 см. В пасмурную погоду эта шляпка покрыта слизью с неприятным запахом.

Желчный гриб внешне похож на боровик, растет в хвойных лесах, очень горький на вкус.

Ложные лисички, ложные опята. Названия этих грибов уже говорит о том, что они по внешнему виду напоминают настоящие лисички и опята. Но если приглядеться, то можно заметить, что у ложных лисичек есть характерное отличие — красновато-оранжевый цвет и шляпка с ровными краями. Ложный опенок от настоящего легко отличить так же по цвету шляпки. У ложного она зеленая, желтоватая, красноватая посередине; а у настоящего шляпка серовато-коричневая или серовато-желтая. У настоящего опенка на ножке есть кольцо и на шляпке беловатые пластиночки. Кроме того, если попробовать мякоть ложного опенка, то она горькая на вкус. В старину ложные опята использовались в народной медицине.

Наиболее дурную славу среди ядовитых грибов имеет бледная поганка. Она похожа на старый шампиньон, иногда на сыроежку. Молодая бледная поганка обернута белой пленкой, шляпка беловато-желтоватого цвета, ножка высокая. Это один из самых ядовитых грибов

Зимние развлечения

Перед тем как выйти на прогулку, расскажите ребенку о мерах безопасности и научите его безболезненно падать на бок.

Катание на ледяных дорожках

Начинайте учить ребенка кататься, сначала взявшись за руку взрослого, чтобы он смог сохранять равновесие. Когда малыш начнет уверенно держаться на ногах, можно попробовать прокатиться вместе с ним.

Правила катания на ледяной дорожке.

  1. Отталкиваться необходимо от нескользящей поверхности.
  2. Одну ногу следует ставить вперед, а другую назад.
  3. Вес тела нужно переносить на впереди стоящую ногу.

Катание с горки

Познакомьте детей с некоторыми правилами катания с горки, чтобы развлечение не привело к травмам и падениям.

  1. На горку необходимо приходить только вместе с родителями.
  2. Следует соблюдать очередность при подъеме.
  3. Съезжать с горки можно только сидя.
  4. При спуске нужно соблюдать дистанцию: начинать спуск только когда дорожка свободна.
  5. После спуска следует быстро освободить дорожку, не задерживая других детей.
  6. Нельзя брать на горку посторонние предметы.

Катание на коньках

Многие дети мечтают научиться кататься на коньках. Это красивый, но в то же время травмоопасный вид спорта со своими правилами и требованиями.

  1. Начинать заниматься с детьми можно с 4 лет.
  2. Вложенные в ботики супинаторы предохранят ребенка от плоскостопия, а высокая шнуровка— от растяжения голеностопного сустава.
  3. Перед выходом ребенка на лед обязательно проверьте, правильно ли привернуты коньки. Лезвие должно выступать спереди и сзади от края ботинка на 1—2 см. Фигурные коньки крепятся не по центру ботинка, а слегка смещаются внутрь ноги: носок конька должен проходить между большим и вторым пальцами, а задник — чуть смещен к внутреннему краю ботинка. Такое положение конька дает возможность лучше сохранять устойчивость при скольжении — это особенно важно для новичков.
  4. Следите, чтобы ребенок правильно стоял и скользил по льду, сохраняя равновесие и осанку.

Научите ребенка не делать толчок носком конька; мягко падать в обе стороны на бедро: при падении сгруппироваться (согнуть тело, руки, ноги), чтобы не удариться с размаху об лед, а проскользнуть по нему, смягчив силу удара.

Катание на санках

Катание на санках тоже может быть травматичным, поэтому заранее необходимо проверить их техническое оснащение и вспомнить с детьми правила безопасности.

  1. Перед выходом на улицу необходимо вместе с детьми проверить техническое состояние санок, наличие и прочность веревки.
  2. Выносите санки острыми полозьями вниз.
  3. Оговорите с детьми, где вы будете кататься.
  4. Объясните ребенку, что долго сидеть на санках без движения не рекомендуется, так как можно замерзнуть и заболеть.
  5. Категорически запретите детям:
  • стоять на санках;
  • лежать лицом вниз;
  • бежать с санками навстречу другим детям;
  • прикладываться языком к металлическим частям санок.

Осторожно — сосульки!

С приходом весны природа стала оживать. Понаблюдайте с детьми за изменениями, происшедшими в природе. Расскажите малышу, как и почему возникают сосульки. Объясните, что находится под сосульками опасно, так как они могут упасть и нанести тяжелую травму. Послушайте звон капели. Загадайте детям загадку:

Растет она вниз головою.

Не летом растет, а зимою.

Но солнце ее припечет —

Заплачет она и умрет.

(Сосулька)


Занимаемся вместе с детьми

Почитайте детям соответствующую литературу и поиграйте с ними в игры, которые помогут им научиться правильно вести себя в сложных ситуациях.

Игровая ситуация «Осторожно! Бездомные животные»

Цели

  1. Закрепить знания детей о породах собак и кошек.
  2. Уточнить знания об опасных ситуациях, которые могут произойти при контакте с незнакомым животным (заболевание лишаем, бешенством), и их последствиях.

Материал. Наборы карточек с изображениями разных пород кошек и собак; иллюстрации, где животное приносит пользу (охота, спасение людей, собака-поводырь, кошка ловит мышей); карточки «Больное и агрессивное животные».

Ход игры

Взрослый предлагает ребенку выложить карточки кошек, затем собак. Спрашивает об их породе.

Предлагает рассказать о пользе, которую приносят животные, и найти аналогичную карточку; рассказать об опасностях при контакте с незнакомым животным.

Лабиринты

Цели

  1. Развивать зрительное внимание.
  2. Закреплять у детей знания об опасных ситуациях

Материал. Панно, на котором изображены опасные ситуации и дороги, ведущие в разные учреждения (библиотека, милиция, дом, магазин, больница).

Ход игры. Детям предлагается найти безопасную дорогу.

Игра «Лото осторожностей»

Цель. Закрепить у детей знания о проблемных ситуациях на улице.

Материал. Панно, расчерченное на 9 клеток; набор карточек: сказочные и реальные герои. Реальные: дети на пруду, ребенок стоит под крышей дома, с которой свисает большая сосулька; садится в машину, падает в открытый люк, гладит собаку, кошку; берет сласти. Сказочные: Красная Шапочка разговаривает с волком, Колобок сидит на носу у лисы, козлята открывают дверь волку, петушок выглядывает в окошко, Кай садится в карету Снежной королевы. Дополнительные карточки с неопасными ситуациями.

Ход игры

I вариант: взрослый предлагает ребенку выбрать и сложить на панно карточки, изображающие опасную ситуацию, и объяснить свой выбор.

II вариант: ребенок отбирает карточки с неопасными ситуациями.

III вариант: придумывание сказки об изображенных на карточках событиях.

Чтение литературных произведений и обсуждение их с детьми

Тема «Опасные ситуации: контакты с незнакомыми людьми».

Сказки: «Колобок», «Кот, лиса и петух», «Волк и семеро козлят», Ш. Перро «Золушка», Г.-Х. Андерсен «Снежная королева», А. Толстой «Золотой ключик».

Басня И. Крылов «Ворона и лисица».

Прочитав ребенку литературные произведения, предложите ему ответить на следующие вопросы и выполнить задания (на примере сказки «Кот, лиса и петух»).

  1. Вспомни сказку «Кот, лиса и петух».
  2. Какое правило нарушил Петушок и это привело к беде?
  3. Как бы ты поступил в такой ситуации?
  4. Придумай новый вариант сказки, где Петушок не открыл Лисе окно.
  5. Вспомни сказки, герои которых попадают в трудную ситуацию. Почему это случилось?
  6. Можно ли было избежать этой беды?
  7. Что бы ты сделал на месте героя, чтобы не попасть в беду?

Сочиняем совместно с детьми сказку

Цель. Снять эмоциональное напряжение у ребенка после стрессовой ситуации.

Предварительная работа. Наблюдение за ребенком, беседа.

Рекомендации к проведению игры со сказкой

  • Если с вашим ребенком случилась неприятность, он чем-то напуган и вы знаете причину его страха, несколько дней подряд играйте с ним в то, что его так потрясло.
  • Если малыша кто-то напугал (незнакомец пытался затащить в машину, набросилась собака, провалился под лед на пруду, потерялся), проиграйте, как ребенок побеждает эту ситуацию.

Сочините сказку или нарисуйте рисунок так, чтобы данное событие превратилось в добрую глупую смешную ситуацию. Такое проигрывание поможет ребенку выразить свои чувства и избавиться от кошмаров.

Выучите с детьми правила «Пять НЕ»

  1. НЕ выходи на улицу один.
  2. НЕ вступай в разговор с незнакомыми людьми на улице и в общественных местах.
  3. НЕ соглашайся никуда идти с чужими, как бы они ни уговаривали и что бы ни предлагали.
  4. НЕ верь незнакомцу, если он говорит, что знаком с твоими родителями (работает вместе, мама поручила тебя отвести домой), или предлагает что-то купить или подарить.
  5. НЕ садись в машину к незнакомцу.

Речевки

(Автор О. Колосова)

С мамой помни уговор:

Коль один пришел во двор,

То с него не убегай —

Только во дворе играй.

***

Льдом зима сковала пруд.

Здесь опасности нас ждут.

Тут кататься не годится —

Под лед можно провалиться.

***

Ты на улице гулял

И собаку повстречал.

Чтоб ее не разозлить,

Лучше к ней не подходить,

А то может укусить.

***

Иди смело по дороге,

Но всегда смотри под ноги,

Чтобы не свалиться вдруг

Прямиком в открытый люк.

***

Вот сосулька слезы льет.

Значит, к нам весна идет.

Под сосульками не стой –

Упадет на нас с тобой.

***

Если вдруг ты потерялся,

Без родителей остался,

Никуда не уходи,

Стой на месте, взрослых жди.

Объясните детям пословицы и поговорки

О беде, добре и зле

Берегись бед, пока их нет.

Беда — глупости сосед.

Беда не по лесу, а по людям ходит.

Беда что вода — нечаянно во двор придет.

Когда придет напасть, можно пропасть.

Кто всегда бережется, тот никогда не обожжется.

И сила уму уступает.

Когда держишь путь, осторожен будь.

В поле ни отца, ни матери — заступиться некому.

Вперед смотри, да и в бок поглядывай.

Все добро, да не все хорошо.

Все добро, да не всякому на пользу.

Вывезет авоська, да не знать куца.

Всякое лихо споро: не минет скоро.

Глядеть гляди, да кругом обходи.

Голосиста пташка, да черна рубашка.

Грозен враг за горами, а грозней за плечами.

Дурной человек не любит никого, кроме себя самого.

И добро худом бывает.

На первый посул не сдавайся.

С добрыми дружись, а лукавых берегись.

Береженого и Бог бережет.

О пользе ученья

Кто не слушает советов, тому нечем помочь.

Корень ученья горек, да плод сладок.

Всяк совет к разуму хорош.

Голова всему начало.

Как проверить умение ребенка правильно вести себя в опасных ситуациях

В детских садах проводятся беседы и анализ знаний детей о поведении в опасных ситуация. Попробуйте и вы выяснить, понимает ли ребенок, какие ситуации для него являются опасными и что необходимо сделать в этих случаях. Вот некоторые вопросы, которые можно задать детям.

Назови:

  • номер домашнего телефона и адрес дома;
  • номер сотового телефона мамы (папы);
  • телефон «скорой помощи», милиции, пожарной службы.

Если во время прогулки к тебе подойдет незнакомый человек и позовет посмотреть красивую игрушку, маленьких котят, «секрет», то ты:

  • сразу убежишь;
  • позовешь друга с собой, и посмотрите вместе то, что хочет показать незнакомец;
  • пойдешь смотреть один;
  • позовешь милиционера.

Если ты потеряешься в лесу, то:

  • побежишь со страху куда глаза глядят;
  • сядешь под куст и будешь плакать;
  • будешь кричать и звать на помощь;
  • начнешь стучать в металлические банки, найденные в лесу;
  • выложишь на тропинке «сигналы» (камушки, шишки).

Если ты потеряешься в городе, то:

  • сядешь на скамейку и будешь плакать;
  • будешь бегать и просить всех подряд тебе помочь;
  • подойдешь к человеку в форме (милиционеру, охраннику) или женщине с ребенком и попросишь о помощи.

Если, гуляя по парку или в лесу, увидишь красивую ягоду, ты:

  • сорвешь ее и попробуешь на вкус;
  • сорвешь и покажешь взрослому;
  • не будешь трогать, пока ее не увидит взрослый.

Если друг предложит тебе пойти на пруд покататься на льду, ты:

  • примешь предложение и пойдешь кататься;
  • откажешься, предупредив товарища о том, что можно провалиться под лед и утонуть.

Можно по такому же принципу придумать вопросы и о купании в пруду, и о прогулках на пустыре и других опасностях, подстерегающих ребенка в мегаполисе. Ответы ребенка подскажут, о чем следует еще раз поговорить с ним, чтобы предотвратить беду.

Заключение

Благодаря целенаправленной работе по данному пособию  наши воспитанники могут приобрести большой багаж знаний по безопасности повидения в окружающем мире: прогулке в городе, в деревне , на даче, в лесу. Как вести себя с незнакомыми людьми, телефон экстренного вызова, а главное дети смогут всегда оказать помощь пострадавшим. Очень важно и то, что у детей воспитываются такие качества, как отзывчивость, доброта, желание прийти на помощь.

Литература

1. Стеркина Р.Б., Авдеева Н.Н., Князева О.Л, учебно – методическое пособие по основам безопасности, изд – во Детство – Пресс, 2005. – 144с.

2. Белая К.Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников, пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей. – М.: Мозаика – Синтез Москва, 2013. – 64с.

3. Гарнышева Т.П. ОБЖ для дошкольников. Планирование работы, конспекты занятий, игры, изд – во: Детство – Пресс, 2011. – 128с.

4. Шипунова В.А. Детская безопасность, учебно-методическое пособие, изд – во: Цветной мир, 2013. – 96с.

5. Саулина Т.Ф. Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения. – М.:Мозаика – Синтез, 2013.- 112с.

6. Дмитриенко З.С. Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста, изд – во: Детство – Пресс, 2012.- 240с.

7. Деркунская В.А. Образовательная область «Безопасность». Методический комплект программы «Детство». ФГТ, изд-во: Детство – Пресс,Сфера, 2012.- 144с.

8. Казанцев Г. Безопасность жизнедеятельности в образовательных учреждениях // Основы безопасности жизни. – 2001. – № 9 . – С. 14-17

9. Скоролупова О.А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Правила и безопасность дорожного движения». – М.: Изд-во Скрипторий 2003, 2009. – 80 с.

10. Хромцова Т.Г. Формирование опыта безопасного поведения в быту детей среднего дошкольного возраста // научная работа. Санкт - Петербург – 2001. – 175с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интерактивное пособие для дошкольников по дорожной безопасности «Станция «Безопасная».

Цель: Формировать знания детей о дорожной безопасности и правилах дорожного движения. Актуальность пособия: предназначено для педагогов дошкольных учреждений, родителей и детей. Форма работы...

Пособия по безопасности лэпбук "Безопасность ребёнка дома"

Дидактическое пособие лэпбук «Безопасность ребенка дома» предназначено для старшего и подготовительного дошкольного возраста.Цель данного пособия - развитие познавательных способностей дет...

Пособие по безопасности лепбук "Правила безопасности дома"

Данный лэпбук позволяет решить задачи обучения на принципиально новом уровне, так как в одной папке собран различный материал по одной теме, что позволяет в форме игры обобщить, закрепить, систематизи...

Краткая аннотация к дидактическому пособию «По безопасным дорогам, в безопасное будущее!» (по правилам дорожного движения)

Пособие изготовлено для детей дошкольного возраста по изучению правил дорожного движения. Пособие многофункциональное , поэтому  необходимо правильно выбрать цель и задачи , которые  считает...

Лэпбук "Пожарная безопасность" (дидактическое пособие для детей старшего дошкольного возраста)

Здесь представлен созданный своими руками Лэпбук - дидактическое пособие, развивающие игры и наглядные пособия, призванные проиллюстрировать детям основные правила пожарной безопасности, закрепить нео...