Статья Тема педагогического опыта «Азбука дорожного движения»
статья по обж (старшая группа)

Соколова Татьяна Игоревна

Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Приводят к этому элементарное незнание основ правил дорожного движения и безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части. У детей отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Они ещё не умеют в должной степени управлять своим поведением.   Актуальность данной  проблемы это  обучение детей дошкольного возраста правилам дорожного движения.   Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения.  Полученные знания, умения и навыки будут сопровождать ребенка на протяжении всей жизни, обеспечивая его безопасность.  Поэтому ставлю перед собой первоочередной задачу по воспитанию и обучению у детей безопасного  поведения на дорогах.

Важно в доступной форме разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл, опасности несоблюдения правил, при этом не исказить их содержание. Детей необходимо обучать не только правилам дорожного движения, но и безопасному поведению на улицах, дорогах и транспорте. Обучение   протекает планомерно  и весь материал усваивается крепко и надолго, именно тогда, когда ребенок слышит, видит и делает все сам.

Систематическая работа с дошкольниками по обучению правилам дорожного движения дают положительные результаты. Наши дети  узнают и называют дорожные знаки, знают правила поведения на дорогах,  переходят улицу по пешеходным переходам согласно сигналам светофора. Знают виды транспорта, правила его обхода,  умеют правильно вести себя в общественном транспорте. Четко определяют нарушения правил дорожного движения на картинках и иллюстрациях, анализируют ситуацию и делают соответствующие выводы. Во время прогулок и экскурсий дети могут двигаться колонной по обочине или идти по тротуару, знают места для езды на велосипедах и катания на санках. Проведенные диагностики показали хорошие результаты знаний моих воспитанников.

Название проекта

«Азбука дорожного движения».

Тип  проекта

Информационно - познавательный

Длительность

3 месяца

Участники проекта

Воспитатель  Родители

Дети   (возраст 5-6 лет)

Образовательная  область

Социально-коммуникативная

Гипотезы:

Повышение мотивации родителей и педагогов   по работе обучения детей правилам безопасного поведения на дорогах, будет успешным, если:

а) будет обеспечено психолого – педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста;

б) проведены диагностические исследования интеллектуального уровня детей;

в) проведена разъяснительная и консультативная работа с родителями;

д) будет повышена мотивация родителей и педагогов при работе с детьми по данному направлению работы.

 

Цели и задачи проекта

Цель:  

формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения на улице.                                                                                                                               Задачи:

  1. Усвоение детьми правил безопасного поведения на улице, дороге.
  2. Закрепление знаний о сигналах светофора.
  3. Формирование потребности в заботе о своей безопасности через привычку соблюдения ПДД и воспитать чувство ответственности за свои поступки.
  4. Подготовить к правильным действиям в сложившейся ситуации на дороге, улице.

 

 Планируемые результаты

 

  • Расширение представлений детей об окружающей дорожной среде и правилах дорожного движения.
  • Сформированность навыков спокойного, уверенного, культурного и безопасного поведения в дорожно-транспортной среде.
  •  Умения детей предвидеть опасные ситуации и обходить их.
  • Повышение активности родителей и детей к обеспечению безопасности дорожного движения.

 

 

Принципы реализации проекта:

 

1. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода, т.е. учет личностных, возрастных особенностей детей и уровня их психического и физического развития.

2. Принцип взаимодействия «дети – дорожная среда». Чем меньше возраст ребенка, тем легче формировать у него социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения.

3. Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия: дорожно-транспортного происшествия. Дошкольники должны знать, какие последствия могут подстерегать их в дорожной средой. Однако нельзя чрезмерно акцентировать их внимание только на этом, т.к. внушая страх перед улицей и дорогой можно вызвать обратную реакцию (искушение рискнуть, перебегая дорогу или неуверенность, беспомощность и обычная ситуация на дороге покажется ребенку опасной).

4. Принцип возрастной безопасности. С раннего детства следует постоянно разъяснять детям суть явлений в дорожной среде, опасность движущихся объектов. Необходимо формировать, развивать и совершенствовать восприятия опасной дорожной среды, показывать конкретные безопасные действия выхода из опасной ситуации.

5. Принцип социальной безопасности. Дошкольники должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения. Соблюдение этих правил на дорогах контролирует Госавтоинспекция.

6. Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания. Этот принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного поведения. Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых, следовательно, необходимо воспитывать и родителей детей.

Модель реализации проект

 

 

В детском саду обобщен и систематизирован педагогический опыт по обучению детей ПДД, подобран методический инструментарий:

  • картотека подвижных игр по ПДД;
  • картотека дидактических игр по ПДД “Дорожная игротека”;
  • подборка художественной литературы по ознакомлению детей с ПДД;
  • конспекты занятий, бесед, досугов и развлечений;
  • цикл наблюдений по ПДД, экскурсий, целевых прогулок по улице.  

Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых, так как на этом примере ребенок учится законам дороги, у него формируются привычки вести себя в соответствии с правилами дорожного движения. Следовательно, необходимо проводить просветительную работу и с родителями воспитанников. Активизируя работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей, нами используются разнообразные формы:

  • анкетирование;

памятки и листовки-обращения к родителям о необходимости соблюдения

 ПДД;

  • консультационный материал “Дошкольник и дорога”;

папки-передвижки, в которых содержится материал о правилах дорожного движения, необходимый для усвоения, как детьми, так и взрослыми;

  • родительские собрания (“Ребенок и дорога”, “Дисциплина на улице - залог безопасности  пешеходов”);
  • встречи-беседы родителей с инспектором ГИБДД (“Роль семьи в профилактике дорожно-транспортного травматизма”, “Типичные ошибки детей при переходе улиц и дорог”);
  • конкурсы, викторины и развлечения по ПДД с участием детей и родителей.

 

1 этап: подготовительный

Создание технической базы. Изучение литературы по проектной деятельности    Разработка занятий по правилам дорожного движения.   Подготовка литературы, иллюстрированных книг, атрибутов для игр.    Анкетирование  родителей по данной проблеме. Диагностика знаний детей на начало проекта.

2 этап:  основной. Организация работы над проектом.

Теоретическая часть:     

1.Занятие: «Знакомство с правилами дорожного движения».

2.Занятие: «Дорожные знаки».

3.Занятие: «Правила для пешеходов и пассажиров».  

4.Экскурсия по улице города.

5.Беседа: «Происхождение дорожных знаков».

 6.Подвижная игра: «Перейди улицу».

7.Сюжетно – ролевая игра: «Мы – воители».

8.Консультация для родителей: «Берегите жизнь ребенка».

3 этап: «Заключительный».

1.Анкетирование родителей по изучению правил дорожного движения.

2.Участие детей в конкурсе рисунков «Дорожный калейдоскоп».

3.Проведение утренника «Азбука дорожного движения» с участием инспектора патрульной службы.

Прогнозируемый результат:

1.Формирование у детей самостоятельности и ответственности в действиях на дорогах;

2.Привитие устойчивых навыков безопасного поведения в любой дорожной ситуации;

3.Появление интереса у родителей к совместному обучению безопасному поведению на дорогах.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sokolova_statya_10.docx24.57 КБ

Предварительный просмотр:

Статья

Тема педагогического опыта

«Азбука дорожного движения»

   

Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Приводят к этому элементарное незнание основ правил дорожного движения и безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части. У детей отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Они ещё не умеют в должной степени управлять своим поведением.   Актуальность данной  проблемы это  обучение детей дошкольного возраста правилам дорожного движения.   Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения.  Полученные знания, умения и навыки будут сопровождать ребенка на протяжении всей жизни, обеспечивая его безопасность.  Поэтому ставлю перед собой первоочередной задачу по воспитанию и обучению у детей безопасного  поведения на дорогах.

Важно в доступной форме разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл, опасности несоблюдения правил, при этом не исказить их содержание. Детей необходимо обучать не только правилам дорожного движения, но и безопасному поведению на улицах, дорогах и транспорте. Обучение   протекает планомерно  и весь материал усваивается крепко и надолго, именно тогда, когда ребенок слышит, видит и делает все сам.

Систематическая работа с дошкольниками по обучению правилам дорожного движения дают положительные результаты. Наши дети  узнают и называют дорожные знаки, знают правила поведения на дорогах,  переходят улицу по пешеходным переходам согласно сигналам светофора. Знают виды транспорта, правила его обхода,  умеют правильно вести себя в общественном транспорте. Четко определяют нарушения правил дорожного движения на картинках и иллюстрациях, анализируют ситуацию и делают соответствующие выводы. Во время прогулок и экскурсий дети могут двигаться колонной по обочине или идти по тротуару, знают места для езды на велосипедах и катания на санках. Проведенные диагностики показали хорошие результаты знаний моих воспитанников.

Название проекта

«Азбука дорожного движения».

Тип  проекта

Информационно - познавательный

Длительность

3 месяца

Участники проекта

Воспитатель  Родители

Дети   (возраст 5-6 лет)

Образовательная  область

Социально-коммуникативная

Гипотезы:

Повышение мотивации родителей и педагогов   по работе обучения детей правилам безопасного поведения на дорогах, будет успешным, если:

а) будет обеспечено психолого – педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста;

б) проведены диагностические исследования интеллектуального уровня детей;

в) проведена разъяснительная и консультативная работа с родителями;

д) будет повышена мотивация родителей и педагогов при работе с детьми по данному направлению работы.

Цели и задачи проекта

Цель:  

формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения на улице.                                                                                                                               Задачи:

  1. Усвоение детьми правил безопасного поведения на улице, дороге.
  2. Закрепление знаний о сигналах светофора.
  3. Формирование потребности в заботе о своей безопасности через привычку соблюдения ПДД и воспитать чувство ответственности за свои поступки.
  4. Подготовить к правильным действиям в сложившейся ситуации на дороге, улице.

 Планируемые результаты

  • Расширение представлений детей об окружающей дорожной среде и правилах дорожного движения.
  • Сформированность навыков спокойного, уверенного, культурного и безопасного поведения в дорожно-транспортной среде.
  •  Умения детей предвидеть опасные ситуации и обходить их.
  • Повышение активности родителей и детей к обеспечению безопасности дорожного движения.

Принципы реализации проекта:

1. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода, т.е. учет личностных, возрастных особенностей детей и уровня их психического и физического развития.

2. Принцип взаимодействия «дети – дорожная среда». Чем меньше возраст ребенка, тем легче формировать у него социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения.

3. Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия: дорожно-транспортного происшествия. Дошкольники должны знать, какие последствия могут подстерегать их в дорожной средой. Однако нельзя чрезмерно акцентировать их внимание только на этом, т.к. внушая страх перед улицей и дорогой можно вызвать обратную реакцию (искушение рискнуть, перебегая дорогу или неуверенность, беспомощность и обычная ситуация на дороге покажется ребенку опасной).

4. Принцип возрастной безопасности. С раннего детства следует постоянно разъяснять детям суть явлений в дорожной среде, опасность движущихся объектов. Необходимо формировать, развивать и совершенствовать восприятия опасной дорожной среды, показывать конкретные безопасные действия выхода из опасной ситуации.

5. Принцип социальной безопасности. Дошкольники должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения. Соблюдение этих правил на дорогах контролирует Госавтоинспекция.

6. Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания. Этот принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного поведения. Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых, следовательно, необходимо воспитывать и родителей детей.

Модель реализации проект

В детском саду обобщен и систематизирован педагогический опыт по обучению детей ПДД, подобран методический инструментарий:

  • картотека подвижных игр по ПДД;
  • картотека дидактических игр по ПДД “Дорожная игротека”;
  • подборка художественной литературы по ознакомлению детей с ПДД;
  • конспекты занятий, бесед, досугов и развлечений;
  • цикл наблюдений по ПДД, экскурсий, целевых прогулок по улице.  

Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых, так как на этом примере ребенок учится законам дороги, у него формируются привычки вести себя в соответствии с правилами дорожного движения. Следовательно, необходимо проводить просветительную работу и с родителями воспитанников. Активизируя работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей, нами используются разнообразные формы:

  • анкетирование;

памятки и листовки-обращения к родителям о необходимости соблюдения

 ПДД;

  • консультационный материал “Дошкольник и дорога”;

папки-передвижки, в которых содержится материал о правилах дорожного движения, необходимый для усвоения, как детьми, так и взрослыми;

  • родительские собрания (“Ребенок и дорога”, “Дисциплина на улице - залог безопасности  пешеходов”);
  • встречи-беседы родителей с инспектором ГИБДД (“Роль семьи в профилактике дорожно-транспортного травматизма”, “Типичные ошибки детей при переходе улиц и дорог”);
  • конкурсы, викторины и развлечения по ПДД с участием детей и родителей.

1 этап: подготовительный

Создание технической базы. Изучение литературы по проектной деятельности    Разработка занятий по правилам дорожного движения.   Подготовка литературы, иллюстрированных книг, атрибутов для игр.    Анкетирование  родителей по данной проблеме. Диагностика знаний детей на начало проекта.

2 этап:  основной. Организация работы над проектом.

Теоретическая часть:      

1.Занятие: «Знакомство с правилами дорожного движения».

2.Занятие: «Дорожные знаки».

3.Занятие: «Правила для пешеходов и пассажиров».  

4.Экскурсия по улице города.

5.Беседа: «Происхождение дорожных знаков».

 6.Подвижная игра: «Перейди улицу».

7.Сюжетно – ролевая игра: «Мы – воители».

8.Консультация для родителей: «Берегите жизнь ребенка».

3 этап: «Заключительный».

1.Анкетирование родителей по изучению правил дорожного движения.

2.Участие детей в конкурсе рисунков «Дорожный калейдоскоп».

3.Проведение утренника «Азбука дорожного движения» с участием инспектора патрульной службы.

Прогнозируемый результат:

1.Формирование у детей самостоятельности и ответственности в действиях на дорогах;

2.Привитие устойчивых навыков безопасного поведения в любой дорожной ситуации;

3.Появление интереса у родителей к совместному обучению безопасному поведению на дорогах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект: «Азбука дорожного движения»

Проект посвящён актуальной проблеме – обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения.  Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в ...

Конспект образовательной деятельности по правилам дорожного движения в подготовительной группе Тема: "Азбука дорожного движения"

Тема:"Азбука дорожного движения"Задачи: Расширять знания детей о светофоре, дорожных знаках.Продолжать знакомить детей с правилами дорожного движения и поведения на дорогах.Восспитывать чувство ответс...

Педагогический проект для детей старшей группы на тему: « Азбука дорожного движения»

Это недельный проект для детей старшей группы. Он включает в себя разработки занятий,  дидактические игры, а так же итоговое мероприятие - развлечение по ПДД....

Педагогический проект "Азбука дорожного движения"

Представленная в проекте ситема работы детского сада по формированию безопасного поведения детей на дороге и в транспорте, отражает творческие подходы к решению данной проблемы, представляет целенапра...

Конспект занятия по правилам дорожного движения в старшей группе детского сада. Тема: «Азбука дорожного движения»

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:Цель занятия.  Продолжать знакомить  с правилами дорожного движения, учить практически применять их в различных ситуациях. Развивать мышление, зрительное внимание...

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Азбука дорожного движения»

Дополнительная образовательная общеразвивающая программасоциально-педагогической направленности«Азбука дорожного движения" Возраст обучающихся: от 4 до 7 лет Срок реализации: 3 года...

Педагогический проект на тему: «Азбука дорожного движения»

Информационно – познавательный проект по теме «Азбука Дорожного Движения»...