Конспект НОД интегрированного занятия "Огонь да вода"
план-конспект занятия по обж (старшая группа)

Наталья Александровна Наумова

интегрированное занятие по пожарной безопасности 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod.docx22.37 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД

для детей старшего дошкольного возраста

 в форме интегрированного занятия

 «Огонь да вода».

Программное содержание:   закрепить правила пожарной безопасности;

 с помощью экспериментов познакомить детей с некоторыми свойствами огня; развивать умение наблюдать, делать выводы; воспитывать чувство ответственности, осторожность; развивать способность целенаправленно наблюдать, исследовать, давать правильную оценку предметам и явлениям в процессе элементарной опытно-экспериментальной деятельности.

Задачи НОД:

Образовательная область «Безопасность":

  • Уточнять роль огня в жизни человека, как положительную, так и отрицательную.
  • Расширять представления детей о правилах пожарной безопасности и о средствах пожаротушения.

Задачи интегрируемых образовательных областей:

Образовательная область «Коммуникация»:

Развивать связную речь детей, расширять словарный запас.

Образовательная область «Познание»:

Развивать внимание, мышление при решении проблемных ситуаций.

Образовательная область «Чтение художественной литературы»:                                                                      Продолжать воспитывать у дошкольников умение слушать сказку, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения.

Образовательная область «Физическая культура»:

Совершенствовать двигательные умения и навыки детей.

Виды детской деятельности:

       Игровая, коммуникативная, познавательная.

Формы организации совместной деятельности:

Экспериментирование, рассматривание и обсуждение картинок, дидактические игры «Доскажи словечко», «Чем можно потушить огонь?»

Материал к НОД:

Грамзапись,  картинки с изображением чрезвычайных ситуаций, профессии пожарного, свечки, средства пожаротушения (стакан с водой, пустой стакан, стакан с песком, лоскут плотной ткани), видеоклип о работе пожарных.

 Предварительная работа:

  • Рассматривание альбомов по безопасности.
  • Беседы по пожарной безопасности.
  • Дидактические игры: «Азбука безопасности», «Опасно - не опасно», «Кто быстрей потушит дом».
  • Чтение сказок «Кошкин дом», «Путаница», рассказа «Пожарные собаки».
  • Заучивание домашнего адреса.
  • Заучивание телефонов экстренных служб.

Ход занятия:

Воспитатель:  Ребята, отгадайте, пожалуйста, загадки.

Дремлют в домике девчонки

Красные шапчонки (спички)

Шипит и злится, воды боится,

С языком, а не лает

Без зубов, а кусает (огонь)

Что бывает, если птички

Зажигают дома спички? (пожар)

 

Воспитатель: Вы догадались, о чём мы сегодня будем разговаривать? (ответы детей).  Я сейчас прочитаю вам сказку, которая называется «Хитрый Огонь и Вода».

Хитрый Огонь и Вода

Жил да был Огонь — неприрученный, как дикий леопард. А еще жила смирная, но сильная Вода. И были они в постоянной войне и соперничестве. Только Огонь задумает какую-нибудь проделку — сжечь лес, посевы или жилище людей, как только начнет разгораться в полную мощь, льется Вода и тушит его. Огонь, конечно, сердится, но ничего сделать не может: уходит прочь и задумывает новые проказы.

И вот однажды ясным утром Огонь задумал вот что: он решил поселиться у людей в очаге, чтобы потом спалить их жилище. Сначала люди были рады, что у них в доме живет Огонь — ведь они еще не знали, что он хитер и коварен, поэтому не закрывали его заслонкой. И решил Огонь осуществить свой план в одном доме, где готовили обед мать с дочерью. Вырвался Огонь из своей тесной тюрьмы на деревянный пол и думает: «Сейчас я спалю дом, и никто мне не помешает». Но девочка отпрыгнула в сторону, где стояла полная кадка с Водой, Вода расплескалась и затушила пламя.

Ярости Огня не было границ: Вода опять его опередила! И ночью он решил сбежать, но не успел — люди прикрыли свой очаг заслонкой.

Прошло время, и люди решили использовать Огонь не только для тепла, но и для освещения — на праздниках, которые проходили ночью. Вот как-то люди развели Огонь и начали вокруг него танцевать. А когда устали и легли отдохнуть, не заметили, как он пробрался к лесу. Лес заполыхал так, что ночью стало светло, как днем, и все люди сразу проснулись. Они знали, что пожар нужно тушить Водой, но рядом не было, ни реки, ни озера. И Огонь был рад - радехонек, что наконец-то вырвался на свободу. А люди лишь стояли и молились, чтобы пошел дождь. И он хлынул — даже не дождь, а ливень, который затушил пламя.

После этого случая люди стали гораздо осторожнее и предусмотрительнее и на все случаи жизни запасали Воду. А Огонь немного присмирел, но так и остается диким, хитрым и коварным, как леопард.

Экспериментальная лаборатория.

Воспитатель: Миллионы лет назад люди научились добывать огонь. В руках человека он давал свет и тепло. На огне люди готовили себе пищу, защищались от диких зверей, которые могли напасть на человека. Но стоило огню дать волю, оставить его без контроля, как добрые действия огня превращались во зло. Пожары происходят, и по сей день. И очень часто они возникают там, где не осторожно и небрежно обращаются с огнем. При неосторожности люди получают ожоги и отравления. Вот сейчас мы с вами проведем несколько экспериментов с огнем.

Эксперимент первый:

Воспитатель зажигает свечи.

- Когда мы зажгли свечи, что мы увидели? (Огонек) Он яркий, красивый, так и привлекает к себе внимание. Как вы думаете, можно ли к нему прикоснуться (Нет). Объясните, почему? (Можно обжечься. Если нечаянно уронить свечу на ковер или на пол  может произойти пожар).  Да, действительно, огонь – стихия яркая, привлекательная, но в тоже время и очень опасная.

Эксперимент второй:

Воспитатель: Если огонь становится опасным, как человек может с ним справиться? (Его нужно потушить). Чего же боится огонь? (Песка, земли, воды, снега.) А давайте проверим правильность ваших утверждений. В нашей лаборатории в контейнерах хранится материал, который можно использовать для тушения огня.

Вы узнаете их? (Да) Проведем опыт: горящую свечу посыпаем песком.

Что происходит и почему? (Огонь погас, потому что он боится песка).

Эксперимент третий:

Аналогичные опыты проводятся с другим материалом: водой.

Эксперимент четвёртый:

Аналогичные опыты проводится с другим материалом: куском плотной ткани

Эксперимент пятый:

Воспитатель: А теперь проведем последний опыт и сделаем соответствующие выводы. Горящую свечу, мы плотно накроем стеклянной колбой.

Что происходит с огнем? (Он гаснет). Почему наш огонек через некоторое время погас? Я подскажу: без воздуха огонь существовать не может. Поэтому когда доступ воздуха в колбу прекратился, огонь погас.

Воспитатель: На этом наша работа в лаборатории окончена.

Все мы силы приложили

И пожар мы потушили

Было трудно, тяжело

Но умение и ловкость

Нас от бедствия спасло.

Физкультминутка.

“Пламя костра”

под музыку «звуки костра» на коврике.

Огонь только родился, он ещё слабый и неуверенный. (дети садятся на корточки, голову на колени, руки вдоль туловища.)

Огонь набирает силу, растёт. (Медленно поднимаемся, руки двигаются из стороны в сторону, поднимаются над головой.)

Его языки колышутся из стороны в сторону, начиная свой огненный танец. (Произвольные движения руками.)

Языки пламени поднимаются то выше, то опускаются ниже, то начинают стелиться по земле.

Но тут с неба полил сильный дождь, и язычки стали плясать, то на одной ноге, то на другой, всё ниже и ниже приседая к земле. (Прыжки поочерёдно на одной ножке.)

И огонь превратился в пепел и разлёгся по земле. (Дети ложатся на коврик.)

Воспитатель: Понравилось вам быть огоньками?

Воспитатель: Но бывает и так, что людей подстерегают опасности. Как их избежать? Предлагаю поиграть в игру.

Игра «Доскажи словечко»

Упал на пол уголек,

Деревянный пол зажег,

Не смотри, не жди, не стой,

А залей его... (водой) .

Раскалился если вдруг

Электрический утюг

Что должны вы делать, детки?

Вынуть вилку из... (розетки) .

Если младшие сестрички

Зажигают дома спички,

Что должны вы предпринять?

Сразу спички... (отобрать) .

Если вдруг пожар возник,

Ты обязан в тот же миг

В часть пожарным позвонить,

О пожаре... (сообщить) .

Кто с огнем неосторожен,

У того пожар возможен.

Дети, помните о том,

Что нельзя шутить с... (огнем)

Воспитатель:  Ребята, но огонь не всегда наш враг. Бывает и огонь- друг. Назовите примеры, когда огонь нам помогает (ответы детей). Сила огня очень велика. Огонь согревает, заставляет работать машины, запускает ракеты, космические корабли, но когда люди забывают об осторожности в обращении с огнем, он становится смертельно опасным. Чтобы сделать жизнь безопасной во все времена люди передавали советы своим детям.

Пословицы.

Кто огня не бережется, то скоро обожжется.

Спички не игрушка – огонь не забава.

Берегись бед, пока их нет.

От малой искры, да большой пожар.

Воспитатель:  Ребята, предлагаю поиграть в игру "Чем можно потушить огонь?" Правила таковы: если вы согласны с утверждением, то хлопайте в ладоши, если нет - топайте ногами.

-Пирогами и блинами? (нет)  

-Песком? (да)

-Бензином? (нет)

-Одеялом? (да)

-Карандашом? (нет)

-Водой? (да)

Молодцы, ребята! Вы хорошо знаете, чем можно потушить огонь!

Воспитатель: Люди, какой профессии тушат огонь? (Ответы детей.)

Воспитатель: Людей, которые тушат пожар, называют пожарными. Дети, какими качествами должен обладать пожарный? (Смелыми, храбрыми, сильными, находчивыми, сообразительными) .

Воспитатель: Каких людей не возьмут в пожарные? (Ленивых, трусливых, слабых) .

Воспитатель: Что необходимо делать, чтобы стать пожарным (Заниматься спортом, быть добрым, много знать приемов по спасению людей) .Если произошёл пожар по какому номеру надо позвонить, чтобы вызвать пожарных? (01, 101).

Воспитатель: Молодцы, ребята. Еще раз послушайте правила, которые нужно не только знать, но и выполнять:

не играй со спичками

выключай электроприборы

не зажигай газ

Итог занятия: Подведем итог нашему занятию. О чем мы сегодня с вами говорили? Какие правила нужно знать и выполнять? Чем можно тушить огонь? Что больше всего понравилось вам сегодня? Почему?

Мне понравилось, как вы сегодня занимались, отвечали на вопросы, вы многое знаете, и я хочу вручить вам медали "Я знаю правила пожарной безопасности".

 А сейчас я предлагаю вам посмотреть видеоклип о работе пожарных и увидеть, какая это сложная и опасная профессия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытой интегрированной образовательной деятельности "Водичка, водичка"

Цель: вызвать интерес к выполнению культурно-гигиенических навыков, побудить детей к постоянному их выполнению.Задачи: образовательные: закрепить навыки детей в умывании, в знании предметов туалета и ...

Конспект открытого интегрированного занятия по экспериментально-познавательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста “Удивительные свойства воды и воздуха”.

Конспект  интегрированного занятия по экспериментально-познавательной  деятельностидля детей старшего дошкольного возраста “Удивительные свойства воды и воздуха”....

Конспект интегрированного занятия «ВОЛШЕБНИЦА ВОДА» с детьми старшей группы

Конспект НОД по закреплению знаний о свойствах воды и круговороте воды в природе с использованием экспериментальной деятельности....

Конспект интегрированного занятия " Свойства воды"- старшая группа

Активизация и обобщение словаря детей потеме занятия. Познакомить со свойствами воды....

Конспект интегрированного занятия "Спасение воды и земли"

Конспект интегрированного занятия "Спасение воды и земли". Ведущая образовательная область: «Познавательное развитие» (Формирование целостной картины мира).Интеграция образовательных областей: «р...

Конспект открытого интегрированного занятия по опытно - экспериментальной деятельности в средней группе на тему: " Волшебница - вода".

Конспект открытого интегрированного занятия по опытно - экспериментальной деятельностив средней группена тему: " Волшебница - вода"....

Конспект интегрированного занятия "Волшебница вода" (экспериментирование с детьми 3-4 лет)

Формирование у детей представления о качественных изменениях воды и ее свойствах....