Конспект открытого интегрированного занятия по экспериментально-познавательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста “Удивительные свойства воды и воздуха”.
презентация к уроку по окружающему миру (старшая группа) на тему

Чурсина Инна Валерьевна

 

Конспект  интегрированного занятия по экспериментально-познавательной  деятельности

для детей старшего дошкольного возраста “Удивительные свойства воды и воздуха”.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Интегрированное занятие по экспериментально-познавательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста “ Удивительные свойства воды и воздуха”. Область-«Познание» Занятие подготовила и провела: Педагог-психолог Мценского детского дома для детей дошкольного возраста Чурсина И.В. Мценск,2015 г.

Слайд 2

Занятие построено на основе элементарных опытов. Микро группа - кол-во детей: 3 человека. Цель: Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; расширять знания о воздухе и воде. Задачи: Дать детям представление о воздухе и воде; Познакомить о свойствах воздуха и воды и способами его обнаружения; Дать элементарные представления о значении чистого воздуха; Развивать навыки проведения опытов, способность сравнивать, сопоставлять и делать выводы; Расширять и активизировать словарь детей; Прививать бережное отношение к окружающему миру.

Слайд 3

Пояснительная записка Экспериментирование – это истинно детская деятельность, которая является ведущей на протяжении всего дошкольного возраста. Особенно важно экспериментирование при формировании основ естественно – научных и экологических понятий. Ведь знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными: “Что я услышу – я забуду, что увижу – то запомню, что я сделаю – я пойму”. Это выражение отражает сущность восприятия окружающего мира дошкольником. Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что оно дает детям реальное представление о разных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе опытов идет обогащение речевого запаса ребенка, накопление умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения. Экспериментирование может использоваться в различных видах организационной и самостоятельной деятельности дошкольников. Им нравятся занятия, на которых вместе с взрослым они совершают свои первые открытия, учатся объяснять и доказывать. Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях, учатся выдвигать новые задачи и самостоятельно решать их. Нельзя не отметить положительного влияния исследований на эмоциональную сферу дошкольника, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет уровня двигательной активности. В процессе обучения исследовательская деятельность используется как во время занятий, так и во время прогулок. Детей надо стараться знакомить с теми фактами действительности, которые, так или иначе, попадаются в быту, в повседневной жизни Ребенка нужно терпеливо обучать навыкам экспериментирования. Степень овладения навыками определяется не возрастом, а условиями, в которых воспитывался человек, а так же индивидуальными способностями. Экспериментирование дает возможность дошкольнику прийти в школу адаптированным к социальному миру.

Слайд 4

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций «вода», «воздух», просмотр презентаций на тему «Свойства воды и воздуха». Материал: воздушные шары разных цветов и размеров, полиэтиленовые пакеты на каждого ребёнка, трубочки, пластмассовые стаканчики, мелкие камушки, таз с водой, мыльные пузыри, краски акварельные, кисти, технические средства обучения (магнитофон, музыка веселая, музыка для релаксации, компьютер). Действующие лица: психолог, дети.

Слайд 7

Ход занятия: Психолог : - Здравствуйте, ребята! Как я рад видеть вас! Давайте познакомимся, меня зовут клоун Почемучка. А тебя как зовут? Красивое имя. А тебя? ! А сейчас давайте вы дружно, громко скажете как вас зовут. И так РАЗ - ДВА – ТРИ!!!!!! Очень приятно. А вы знаете, о чем наше сегодняшнее занятие? Слушайте мою загадку . Загадка: Через нос проходит в грудь, И обратный держит путь. Он невидимый, но все же Без него мы жить не можем… (Воздух). Если руки наши в ваксе, если на нос сели кляксы, Кто тогда нам первый друг, снимет грязь с лица и рук? Без чего не может мама ни готовить, ни стирать, Без чего, мы скажем прямо, человеку умирать? Чтобы плыли корабли – жить нельзя нам без… (Воды). Круглый, гладкий, как арбуз… Цвет – любой, на разный вкус. Коль отпустишь с поводка, Улетит за облака . (Воздушный шар)

Слайд 8

Правильно, сегодня мы поговорим о воздухе и воде, и их свойствах. Посмотрите, какие красивые шары я принес: красный, зелёный, ой, а что это случилось с синим шариком? (ответы).Он какой- то стал грустный, маленький. Психолог - А что нужно сделать, чтобы шарик стал веселым, большим, круглым? Дети: - Надо его посильнее надуть. Психолог - Правда? Сейчас я его надую ( надуваю или даю ребенку надуть) . Вот какой он красивый получился! А интересно, что у него внутри? Дети: - Воздух. Мы с вами будем учеными, будем исследовать воздух и воду. – Чего больше на Земле, суши или воды? Почему? Как вы это определили? Есть еще один огромный океан. Он без берегов и воды, по нему проплывают “серебристые рыбы” – самолеты. Догадались? – Это воздушный океан. Мы каждый день, минуту, час, секунду купаемся в нем. И если бы не было этого воздушного океана, то не было бы и жизни на Земле.

Слайд 9

Психолог - Какой ещё воздух? Я ничего не вижу! ( ответы ) Психолог - А вы видите воздух? А почему, как вы думаете? Получается, воздух какой? Дети- прозрачный, бесцветный и невидимый. Психолог - Ребята, я придумал, как нам поймать и увидеть воздух. Возьмите полиэтиленовый пакет. Посмотрите, что в нём? (он пуст). Психолог : - Да, он пустой. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Что произошло с пакетом? Пакет изменил форму, он полон воздуха. На что похож? (ответы). Психолог : - Кажется, что он похож на подушку. Воздух занял всё место в мешке. Теперь раскроем пакет и выпустим из него воздух. Что изменилось? Дети : Пакет опять стал пустым. Интересно, почему? (ответы). Психолог - Да, ребята, вы правы, воздух прозрачный, а чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в мешочке, а потом выпустили его. Значит, воздух есть вокруг нас. А вот интересно, а есть ли воздух внутри нас, как вы думаете? (ответы). Психолог - А давайте проверим!

Слайд 10

Психолог - Ребята, давайте подуем в трубочку, опущенную в стакан с водой тихо, тихо. И посмотрим, что произойдёт. Психолог - Ой, ребята, что это происходит с водой? Дети : Выходят пузырьки. Психолог- Пузырьки? Как они там оказались? В стакане же только вода была (ответы). Психолог - Правильно, пузырьки - это воздух, который находится внутри нас. Мы сначала вдыхаем воздух через нос, а потом выдыхаем через трубочку в воду и получаются пузырьки. Психолог : Ребята, а как вы думаете, что произойдет, если мы лопнем шарики? Дать проткнуть детям шар иголкой. Дети : шарик лопнул. Правильно, шарик лопнул, потому, что из него вышел воздух. Психолог : Ребята давайте немножко отдохнем. Физ.минутка «Танец с шариками » Под веселую музыку надо дуть на шарики, чтобы они летали и не падали.

Слайд 11

Психолог - Ребята отдохнули теперь прошу вернуться в мою лабораторию. ( подходят к столику ) Психолог- Что это? Дети : Камушки. Психолог :- Возьмите в руки камешки, какие они. Дети :(ответы) Психолог- Камень- это твердое тело. А можно ли взять в руку воздух и сжать его. Делаем вывод: воздух не твердое тело. А давайте эти камешки бросим в воду и посмотрим, что произойдёт. Психолог :- Ребята, что мы видим, когда бросаем камешки в воду? Дети : Они тонут. Психолог - Интересно, а почему камешки тонут? Дети : Потому что они тяжелые. Психолог - Получается, что камешки тяжелые, поэтому они тонут. Психолог: Да, как много я узнал о воздухе, оказывается камешки тяжелые, поэтому они тонут, вытесняя воздух из воды, так появляются пузырьки. – Давайте проведем еще один эксперимент. Возьмем 2 кружки и 2 яйца. В 1 – наливаем простую воду, в другую – воду и 5 чайных ложек соли, размешать, чтобы соль растворилась. В кружки кладем яйца. Что произошло? Почему? Вывод: в соленой воде легче плавать, потому что тело поддерживает не только вода, но и растворенные в ней частички соли Психолог - Вот вам две кружки: одна с водой, а другая пустая. Предлагаю вам перелить воду из одной кружки в другую Дети, вода льётся почему? (ответы детей) Психолог : Правильно, дети, она жидкая.

Слайд 14

Психолог : Ребята, а как вы думаете, вода может растворить какие-нибудь вещества? А окраситься в какой-нибудь цвет она может? Давайте попробуем поставить опыт со смешиванием красок, а заодно и вспомним цвета.(стаканчики с водой, разноцветные акварельные краски, кисти). Ребята, а что такое лед? «Лёд – твёрдая вода» А как получается лед? При низкой температуре, вода кристаллизуется, застывает и получается лед. Правильно, дети, от тепла ваших рук, лёд тает. А какой лёд жидкий или твёрдый? (ответы детей) А что такое пар? «Пар – газообразная вода» Психолог : Дети, когда мы очень сильно нагреваем воду. Доводим до кипения, начинает выделяться пар. Вы видели, как от чашки с горячим чаем идет пар? Психолог : Ребята, а вы знаете. Что такое капелька? Капелька – маленькая частица воды. Из большого количества капелек – появляется ручеёк, озеро, море, океан. Без воды не было бы жизни на земле. Высохли деревья, завяли цветы и трава. Птицы, звери, люди не смогли бы жить без воды. Вода – источник нашей жизни. А какую воду нельзя пить, дети, вы знаете? Дети: Грязную, холодную, не кипячённую. Психолог : Правильно, дети. А почему? Дети: Потому что можно заболеть. Психолог : Правильно, дети, молодцы.

Слайд 15

Психолог : - Молодцы ребята! Вы очень хорошо работали, много узнали нового, и интересного. Мне с вами было сегодня так весело, можно в память о нашей встрече, я вам, подарю маленькие сувенирчики? Подарки -мыльные пузыри.

Слайд 16

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по опытно – экспериментальной деятельности детей старшей группы по теме: "Свойства воды"

Конспект занятия по опытно – экспериментальной деятельности детей старшей группы   Тема: « Свойства воды»   Форма обучения: нетрадиционное занятие по исследовательской деятельности детей...

Конспект совместного открытого мероприятия для детей старшего дошкольного возраста "Волшебные свойства воды"

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста "Волшебные свойства воды" (образовательная область"Поознание" интеграция с образовательными областями "Коммуникация","Социализация")....

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА " Удивительный магнит"

Этот конспект составлен для детей старшего дошкольного возраста....

Занятия для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Свойства воды»

Цель:  Познакомить  детей  со  свойствами  воды:-   отсутствие  собственной  формы;-  прозрачность;-  вода  растворитель.Активизация  и...

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Удивительные свойства воздуха»

В конспекте ООД по познавательному развитию для детей старшего возраста собраны увлекательные опыт с песком....

Конспект открытого интегрированного занятия по опытно – экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста на тему: «Волшебная - вода»

Цель:Уточнить и дополнить знания детей о свойствах воды, вызвать потребность проверки информации путём опытно – экспериментальной деятельности....