Игра как метод обучения ПДД,
консультация по обж (старшая группа)

С точки зрения психологии игра как вид деятельности отражает практический подход усвоения теоретических знаний, а также умений и навыков. В изучении ПДД особенно важным является приобретение учащимся в процессе игровой деятельности конкретных умений и навыков поведения в условиях реального дорожного движения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra_kak_metod_obucheniya_pdd.docx20.02 КБ

Предварительный просмотр:

Игра как ведущий метод обучения детей                безопасному поведению на дорогах.
     Игра - один из важнейших видов деятельности ребенка, его самовыражения, способ его совершенствования. В процессе игры развиваются внимание, память, воображение, вырабатываются навыки и привычки, усваивается общественный опыт. Игра - это не только развлечение. Она делает досуг содержательным, учит творчеству, умению ориентироваться в сложных ситуациях, быстроту реакций. Игра - это «путь детей к познанию мира, в котором они живут и который они призваны изменить» (М.Горький)
    С точки зрения психологии игра как вид деятельности отражает практический подход усвоения теоретических знаний, а также умений и навыков. В изучении ПДД особенно важным является приобретение учащимся в процессе игровой деятельности конкретных умений и навыков поведения в условиях реального дорожного движения.
      Игра представляет собой воссоздание социальных отношений между людьми, их поведение и принятие решений в условиях моделирования реальных ситуаций, общественной жизни. Разнообразие форм и видов деятельности, освоенных ребенком, определяет разнообразие его игр. Игра носит воспитательно-образовательный и развивающий характер, поэтому ее широко используют в учебно-воспитательном процессе.
     Игра является основным видом активности дошкольника, в процессе которой он упражняет силы, расширяет ориентировку, усваивает социальный опыт.
    Поэтому, важнейшей задачей является: создание единых подходов к разработке и организации дидактических игр для детей дошкольного возраста; создание условий, необходимых для более широкого внедрения дидактических игр в учебно-воспитательный процесс обучения детей правилам безопасного поведения на дорогах в дошкольных учреждениях.
    Наиболее доходчивой формой разъяснения детям правил дорожного движения является игра. Обучение, проверка и закрепление знаний по правилам дорожного поведения эффективно осуществляются в игровой форме. 
   Обучая ребенка Правилам дорожного движения, взрослый должен сам четко представлять, чему нужно учить, и как это сделать более эффективно. Он сам должен хорошо разбираться в дорожных ситуациях: нельзя научить хорошо, обучаясь вместе с ребенком. К сожалению, игры, выпускаемые по данной тематике различными производителями, далеко не однозначно описывают и изображают различные правила безопасного поведения на дороге. Поэтому, прежде чем начинать с помощью развивающих игр обучение ребенка, необходимо ознакомиться с содержанием игры и методическими рекомендациями по ее использованию. От того как взрослые сумеют научить ребенка безопасному поведению на дороге и принятию правильного решения в данной конкретной ситуации порой зависит не только его здоровье, но и жизнь. Любое игровое пособие должно содержать методические рекомендации по его использованию, описание самой игры, а также комментарии к дорожным ситуациям, используемым в данной игре.        Воспитателю, проводящему занятия с помощью данного игрового пособия, должно быть абсолютно понятны ситуации, в которых могут оказаться дети во время игры.

Методы и приёмы, направленные на обучение воспитанников безопасному поведению на улицах и дорогах

Практические:

• Игры- тренинги

• Моделирование опасных ситуаций

• Дидактические игры (настольно-печатные, словесные, интерактивные)

Игровые:

• Проблемные игровые ситуации

• Сюжетно-ролевые игры

• Режиссёрские игры

• Дидактические игры (настольно-печатные, словесные, интерактивные)

Поведение ребёнка в опасной ситуации зависит от того, может ли он правильно оценить её и знает ли пути выхода, а также от того, насколько ему знакома опасность. Поэтому её «проигрывание» – наилучший способ для преодоления чувства страха в опасных случаях у одних ребят и удерживания от поспешных, но неверных действий – у других.

Тренинг – возможность оказаться в опасной ситуации, а не поиграть в неё (т. е. приводится в действие наилучший способ обучения ребёнка правильному поведению в опасной ситуации). Во время тренинга практические знания подкрепляются яркими эмоциональными переживаниями и не исчезают бесследно. Тренинги помогают быть активными в приобретении знаний, осуществлять их накопление, углубление и систематизацию. А также развивают бережное отношение к своей жизни и здоровью, самостоятельность в выборе действия и вариативность мышления.

(например, игра «Так, да не так». Группа детей делится на две подгруппы: друзей Стобеда и спасателей. В течение игры Стобеды демонстрируют различные ситуации: катаются на роликах по проезжей части, переходят дорогу на красный свет и т. д. А спасатели реагируют в соответствии с правилами (при возникновении неопасной ситуации – радостный прыжок вверх с картонной рожицей улыбающегося человечка Улыбайки, при опасной ситуации – демонстрировать предмет или действие, способное с ней справиться.)

В изучении ПДД особенно важным является приобретение воспитанником в процессе игровой деятельности конкретных умений и навыков поведения в условиях реального дорожного движения. Этого можно добиться, используя в совместной деятельности моделирование игровых ситуаций.

Моделирование опасных ситуаций можно использовать как на занятиях в качестве обучения воспитанников основам безопасного поведения на дороге, так и в самостоятельной деятельности.

Виды дидактических игр по обучению воспитанников основам безопасного поведения на дороге.

1. Настольно-печатные.

Они разнообразны по видам – парные картинки («Дорожные знаки», лото «Подбери пару» (к дорожной ситуации необходимо подобрать соответствующий знак, домино («Транспорт», игры на передвижение («Весёлый светофорчик», составление разрезных картинок и кубиков («Собери знак», «Виды транспорта») .

2. Словесные.

Построены на словах и действиях воспитанников. В младших группах словесные игры направлены на закрепление и активизацию словаря («Еду-еду», «Воробушки и автомобили», в старших группах чаще используют для формирования мыслительной деятельности, самостоятельности в принятии решений («Отгадай-ка», «Кому что нужно», «Да-нет», «Подбери слово») .

3. Интерактивные игры.

В отличие от активных методов интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие воспитанников не только с воспитателем, но и друг с другом и на доминирование активности воспитанников в процессе обучения. Роль воспитателя в интерактивной игре практически сводится к направлению деятельности воспитанников на достижение поставленных целей и к разработке плана занятия.

Главное в организации интерактивной игры с воспитанниками – создание условий для обретения значимого для них опыта безопасного поведения на дороге. Под интерактивной игрой мы понимаем не просто взаимодействие дошкольников друг с другом и педагогом, а совместно организованную познавательную деятельность социальной направленности. В такой игре воспитанники не только узнают новое, но и учатся понимать себя и других, приобретают собственный опыт. Например, «Путешествие в страну безопасности», в ходе которой ребята самостоятельно решают проблемные задания.

Дидактические игры

Обучая воспитанника Правилам дорожного движения, взрослый должен сам четко представлять, чему нужно учить, и как это сделать более эффективно. Он сам должен хорошо разбираться в дорожных ситуациях: нельзя научить хорошо, обучаясь вместе с ребенком. Прежде чем начинать с помощью развивающих игр обучение ребенка, необходимо ознакомиться с содержанием игры и методическими рекомендациями по ее использованию. От того как взрослые сумеют научить ребенка безопасному поведению на дороге и принятию правильного решения в данной конкретной ситуации порой зависит не только его здоровье, но и жизнь. Любое игровое пособие должно содержать методические рекомендации по его использованию, описание самой игры, а также комментарии к дорожным ситуациям, используемым в данной игре. Дидактическая игра, выполняя функцию средства обучения детей правилам безопасности на улицах и дорогах, может служить составной частью занятия. В то же время дидактические игры можно использовать в совместной или самостоятельной деятельности воспитанников в качестве проверки и закрепления знаний правил поведения на улицах и дорогах города.

Сюжетно-ролевые игры

Сюжетно-ролевые игры также позволяют моделировать типовые варианты дорожной обстановки и реализовать возможность разнообразного участия ребенка в игре. При этом следует стремиться максимально приблизить условия игры к реальной дорожной действительности.

Важно, чтобы ситуации, выбранные для моделирования в сюжетно-ролевой игре, вызывали у воспитанников не только эмоционально-положительное отношение и интерес, но и способствовали закреплению правил поведения на улицах города.

Режиссёрские игры

Являются разновидностью самостоятельных сюжетных игр. Особенности режиссёрской игры: наличие воображаемой ситуации (на дороге, в общественном транспорте, распределение ролей между игрушками или предметами-заместителями, моделирование реальных отношений (водитель-пешеход) в игровой форме. В отличие от совместной игры, где ребёнку приходится учитывать позицию партнёра, здесь он сам организует игровую ситуацию, регулирует взаимоотношения персонажей (водитель-пешеход, мотивирует их действия, выступая в роли режиссёра. При этом ребёнок учится смотреть на событие с различных позиций, ставить себя на место конкретного персонажа.

Для правильного проведения занятия в игровой форме необходимо поставить цель и объяснить правила игры. Кроме того, для эффективного достижения цели игры, помимо ее четкой организации, необходимо соблюдение следующих условий:
1. Эмоционально - психологический настрой, стимулирующий позитивное отношение и инициативу играющих. 
2. Положительная установка на игру, исключающая скованность и зажатость. 
3. Формирование у играющих уверенности в своих силах и в успехе игры. 
Содержание игры должно быть продуманным и отвечать ее целям и задачам. Это во многом определяет эффективность выполнения стратегической задачи обучения безопасному поведению на дорогах. Сценарий игры должен основываться на актуальных и реальных дорожных ситуациях. Правила игры должны включать в себя элементы соревнования и стимулировать познавательные мотивы. Несоблюдение этих условий делает игру бессмысленной.
Особое значение в проведении игры по ПДД имеет взаимоотношение воспитателя и воспитуемых. Отсутствие со стороны воспитателя эмоциональной окраски в процессе подготовки и проведения игры, преобладание негативных оценок приводит к снижению у детей побудительных мотивов к игровой деятельности, сковыванию и подавлению инициативы и потере интереса к игре.

Игра — это одна из наиболее привлекательных, ярких и эмоциональных форм детской деятельности по усвоению правил поведения в различных сферах жизни. Игра по инициативе ребенка — это форма его самовыражения. Игра по инициативе воспитателя направлена (так должно быть) на усвоение специально подобранных, педагогически целесообразных знаний и умений. К таким знаниям и умениям, безусловно, относятся и те игры, которые обучают дошкольника безопасному поведению на дороге. А сюжетно-ролевые игры позволяют моделировать типовые варианты дорожной обстановки и реализовать возможность разнообразного участия ребенка в игре. При этом следует стремиться максимально, приблизить условия игры к реальной дорожной действительности.

Таким образом,  выбор игры должен быть очень осторожным. Игра ни в коем случае не должна быть самоцелью! Воспитателю всегда следует ясно себе представлять, какой конкретной цели он желает достичь той или иной игрой. Эта цель должна быть сформулирована очень четко на основе конкретной темы программы ПДД и строго отвечать конкретному содержанию соответствующих пунктов Правил дорожного движения, конкретным дорожным ситуациям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деловая игра ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ В ДОУ

Актуальность проблемы подготовки высококвалифицированного, свободно мыслящего, активно действующего воспитателя на современном этапе в связи с возрождающимся подходом к человеку как самоце...

Доклад «Интерактивная игра - как метод обучения в работе педагога-психолога»

Практически каждый педагог образовательного учреждения использует на своих занятиях интерактивные технологии. Не исключением являются и педагоги-психологи. Несмотря на то, что интерактивность понимает...

Игра как метод обучения детей младшего школьного возраста

Игра наряду с трудом и учением - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования. По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направле...

Консультация "Игра - ведущий метод обучения воспитанников безопасному поведению на дорогах"

В консультации раскрыта сущность игры в рамках обучения воспитанников безопасному поведению на дорогах....

ДЖОЛТ. Музыкально-дидактическая игра как метод обучения.

Уважаемые коллеги, все мы время от времени проходим обучение на различных курсах повышения квалификации педагогической деятельности. Это помогает нам, педагогам, специалистам, воспитателям, повышать у...

Консультация для родителей «Игра как метод обучения и развития дошкольника»

Консультация для родителей «Игра как метод обучения и развития дошкольника»...

Развитие связной речи у дошкольников 5-7 лет с нарушением речи через игры и методы обучения"

Речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью, которая подразумевает развитие умения рассказывать, зависит успешность обучения детей в ш...