Проект "Азбука Безопасности"
методическая разработка по обж

Облова Людмила Викторовна

Краткосрочный познавательно-игровой проект для детей младшей группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_azbuka_bezopasnosti.docx460.46 КБ

Предварительный просмотр:

ВВЕДЕНИЕ

Самое главное – здоровье и жизнь ребенка.

        Дети с самого раннего возраста для собственной безопасности должны четко знать правила безопасности. Это касается всех сфер жизни и деятельности ребенка – быта, игр, движения. Прямой обязанностью взрослого является обучение ребенка основам безопасного поведения. Ребенок может оказаться в непредсказуемой ситуации на улице, дома, в природе, на дороге, поэтому главная задача взрослых – стимулировать развитие самостоятельности и ответственности. Чтоб дети знали, как правильно вести себя в разных ситуациях и умели применять полученные знания в реальной жизни.

        Современный мир таит в себе множество опасностей. Знание правил безопасности жизнедеятельности, пожарной безопасности, ПДД, ОБЖ поможет предотвратить беду, а правильное поведение в той или иной ситуации может спасти жизнь. Детская безопасность всегда была и будет общей заботой педагогов и родителей. Жизнь ребенка – это самое дорогое, что есть на свете. Задача взрослых научить маленького человечка обойти беду стороной.

Актуальность проекта.

        С появлением ребенка на свет мама желает, чтобы он был здоровым и счастливым. Чтоб он мог противостоять неожиданным ситуациям, умел справиться в трудный момент с неожиданностями, подстерегающими его на каждом шагу, когда мамы нет рядом.

        Проблема безопасности жизни детей очень важна, так как именно она вызывает беспокойство за самых беззащитных граждан – маленьких детей.

        Безопасность жизнедеятельности напрямую связана со всеми сторонами жизни человека, со всеми аспектами человеческого бытия, находит проявление в хозяйственной, трудовой, нравственной, экологической и других сферах жизни. Дошкольный возраст – это важнейший период, когда формируется человеческая личность. Определить, правильно или неправильно ведет себя человек в тех или иных обстоятельствах очень сложно. Тем не менее, необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависит их здоровье и безопасность. Эти правила следует разъяснить детям подробно, а затем следить за их выполнением. Однако безопасность и здоровый образ жизни – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях.

Проблема.

        У детей недостаточно информации о потенциально опасных для человека ситуациях. У малышей не сформированы правила поведения в природе и окружающем мире. Дети не осознают значимости укрепления здоровья. Взрослые мало рассказывают о разностороннем мире и его опасностях.

        Самые первые шаги в обучении детей вопросам безопасности осуществляются в дошкольных образовательных учреждениях.

        Эту проблему по праву относят к глобальным, поэтому является значимым создание условий в дошкольном учреждении и семье, позволяющих ребенку планомерно накапливать опыт безопасного поведения. Поэтому мы решили помочь приобрести навыки жизнедеятельности нашим детям.

Цель проекта:

        Формировать у младших дошкольников элементарные представления об основах безопасности жизнедеятельности.

Задачи проекта:

  • Познакомить детей с правилами безопасного поведения дома, на дороге, отдыхе.
  • Формировать у дошкольников представления об опасных для жизни и здоровья предметах, которые встречаются в быту.
  • Стимулировать у дошкольников развитие самостоятельности и ответственности.
  • Расширить и углубить представления детей о путях охраны своего здоровья и способах безопасного поведения в различных ситуациях.
  • Развивать внимание, наблюдательность, память, инстинкт самосохранения, осторожность.
  • Привлечь внимание родителей к вопросам безопасности детей в окружающей жизни.

Методы и формы работы:

Практические: подвижные и дидактические игры, игры – ситуации, сюжетно – ролевые игры

Наглядные: демонстрация игрушек, иллюстраций по теме «Опасные ситуации», просмотр мультфильмов, презентаций

Словесные: беседы, ситуативные разговоры, прослушивание

Предполагаемый результат:

Дети должны научиться применять на практике правила безопасного поведения в окружающей действительности. Воспитанники должны знать определенные правила дома. Уметь вести себя адекватно в опасных ситуациях дома и на улице: при общении с незнакомыми людьми, взаимодействии с пожароопасными и другими предметами, животными, ядовитыми растениями.

Иметь простейшие представления о мероприятиях, направленных на укрепление и сохранение здоровья.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

 I этап: подготовительный (разработка проекта)

Сбор информации: проведение первичного опроса детей и родителей.

        Перед поведением проекта для воспитанников нашей группы мы провели в игровой форме викторину «Безопасность в любой ситуации» для выявления знаний детей о безопасном поведении дома, на улице и в социуме.  По окончании проекта проводилась повторная (итоговая) викторина для анализа результатов.

         По итогам проведенной викторины мы сделали вывод: дети не знакомы с понятием «Безопасность».

Исходя из сделанных выводов, мы наметили план работы над проектом:

  1. Сбор информации: изучение необходимой литературы по вопросам безопасности; подборка фотографий, набор игр и упражнений различной направленности (пожарная безопасность, ПДД, безопасность ребенка дома и т.д.).
  2. Работа с детьми: упражнения, игры, чтение стихов и загадок; проведение бесед по темам «Что такое безопасность», «Спички не тронь – в спичках огонь», «Правила поведения на дороге», «Эти предметы могут быть опасны», «Когда мамы нет дома» и др.
  3. Совместная и самостоятельная деятельность: игры в уголке безопасности, совместные дидактические игры «Опасные предметы - Игрушки», «Съедобное – несъедобное», «Что нужно пожарному?», театрализация «Кошкин Дом», инсценировка «Безопасный переход», творческие работы в техники рисования и аппликации «Светофор», «Опасные предметы дома».
  4. Работа с родителями: консультации для родителей «Пожарная безопасность», «Ребенок и электричество», памятки «Безопасность детей – забота родителей», «Осторожно, гололед!», папка-передвижка «Правила безопасности в автомобиле», «Игры дома и в детском саду по пожарной безопасности» и др.

II этап: практический (основной)

Перспективное планирование, реализация проекта.

Дата

Тема

Работа с детьми

Совершенствование предметно-развивающей среды

Работа с родителями

Понедельник

07.12.2020г.

«Будьте внимательны, милые дети! Твердо запомните                         правила эти!»

Цель: Способствовать созданию комфортной и безопасной атмосферы в группе. Познакомить с основными правилами безопасного поведения в детском саду, на улице, в природе 

Игровая ситуация «Расскажем о правилах поведения в группе»

Цель: формировать знания детей о правилах безопасного поведения в группе, закреплять эти знания.

Просмотр сказки – презентации «Волк и семеро козлят на новый лад» (Основы безопасности для вашего ребенка)

Цель: расширять представления о правилах безопасности

Беседы о правилах поведения на музыкальных, физкультурных занятиях, на прогулке, во время еды и т.д.

НОД по познавательному развитию ФЦКМ «Что я знаю о безопасности»

Цель: Расширять представления воспитанников о правилах безопасного поведения в различных ситуациях. Формировать умения действовать правильно в экстренных ситуациях.

Чтение стихотворения Е.Макаровой «Много правил есть на свете!»

Цель: познакомить детей с новым стихотворением

Дидактическая игра «Разрешено – запрещено»

Цель: расширять представления детей о правилах поведения в детском саду

Подвижная игра «Поезд» Цель: Учить детей соблюдать правила игры. Развивать зрительное восприятие, координацию движения, двигательную активность детей

Пополнение книжного уголка книгами «Как не попасть в беду», «Эти волшебные правила», «Путаница», «Кошкин дом» и др.

Оформление «Сказки по безопасности»

Реклама недели «Азбука Безопасности»

Папка – передвижка «Правила безопасности в автомобиле»

Предложить родителям принести книги по теме

Вторник

08.12.2020г.

«Чтоб в дом не пришла беда, будьте с огнем осторожны всегда!»

Цель: Продолжать знакомить детей с правилами пожарной безопасности. Формировать умение осторожно обращаться с огнем. Воспитывать в детях уважение к профессии пожарных.

Ситуативный разговор «Спички не тронь! В спичках огонь!»

Цель: дать детям представление о том, какой бывает огонь, о том, какое значение он имеет в жизни людей.

Развивающая игра с блоками Дьенеша «Сложи пожарную машину»

Цель: продолжать учить детей вкладывать блоки по схемам - картинкам

НОД по речевому развитию «Тили – бом, тили – бом, загорелся кошкин дом…!»

Цель: Формировать знания детей о необходимости соблюдать правила пожарной безопасности. Развивать представление о пользе и вреде огня.

Моделирование ситуации «Если вдруг случился пожар…»

Инсценировка «Кошкин Дом»

Цель: дать возможность почувствовать себя в роли героев произведения 

Дидактические игры

«Что нужно пожарному?»  Цель: сформировать у детей интерес к профессии пожарного.

«Топаем – хлопаем» Цель: учить детей правильно определять ситуацию

Конструирование «Лестница для пожарных»

Цель: совершенствовать умение строить по образцу, обыгрывать постройки.

Физминутка "Пожарная машина"

Чтение С.Маршак «Пожар»

Подвижная игра «Пожарные на учениях»

Цель: создать условия для формирования знаний у детей про работу пожарных, учить осторожному обращению с огнем.

Пополнение игрового уголка атрибутами для игры «Пожарные»

Внесение пожарной машины

Оформление папки «Правила пожарной безопасности»

Дидактическая игра «Что нужно пожарному?»

 Папка – передвижка «Игры дома и в детском саду по пожарной безопасности»

Консультация для родителей «Пожарная безопасность»

Предложить родителям сделать маски для игры – драматизации «Кошкин дом»

Среда

09.12.2020г.

«Правила движения мы узнали – на дороге внимательными стали!»

Цель: Развивать и систематизировать знания детей по безопасности на авто – железной дороге. Воспитывать у детей правила поведения и общения в общественном транспорте.

Беседа «Правила поведения на дороге»

Цель: познакомить детей с движением транспорта и пешеходов.   Воспитывать потребность в соблюдении правил дорожного движения.

Просмотр мультфильмов «Смешарики» («Дорожная азбука»)

Цель: расширять представления о правилах дорожного движения

Рассматривание книг, иллюстраций «Улица», «Машины едут», «Светофор» и др.

НОД по познавательному развитию ФЭМП «Приключение Колобка в дорожной стране»

Цель: систематизация знаний по правилам дорожного движения (ПДД), стимулирование творческой активности.

Чтение стихотворений И.Гурина «Правила дорожного движения», Н.Мигунова «Три главных цвета», С. Михалков «Светофор», В Веревка «Пешеходный переход»

Конструирование из строительного материала  

«Гараж для машины»

Цель: продолжать формировать умение строить по образцу, обыгрывать постройки

Сюжетно-ролевая игра «Водители и пешеходы»

Цель: развивать знания о ПДД, продолжить формировать начальные навыки ролевого поведения, учить связывать сюжетные действия с ролью.

Подвижные игры «Воробышки и автомобиль», «Светофор»

Пальчиковая игра «Правила дорожного движения»

Рисование «Веселый светофор»

Цель: Развивать знания детей о правилах дорожного движения. Закреплять названия трех основных цветов.

 Оформление уголка ПДД

Внесение атрибутов для сюжетно – ролевых игр (коврик – макет дороги, жилетки, фуражки, жезл, светофор)

Дидактические игры

«Светофор», «Собери машину по частям»

Оформление картотеки «Пальчиковые игры по ПДД»

Рекомендации для родителей «Правила дорожного движения»

Предложить родителям сделать объемный светофор для игр детей

Памятка для родителей «Родитель-водитель, помни!»

Рекомендовать прогулки по городу, в ходе которых родители показывают пример детям по соблюдению правил дорожного движения, рассказывают о правилах поведения в транспорте, на улице.

Четверг

10.12.2020г.

«Когда я дома один…»

Цель:

Продолжать формировать представление детей о безопасном поведении в окружающем их мире, дома, в быту.

Моделирование проблемных ситуаций «Если в дверь стучит незнакомец», «Если звонят незнакомые люди»

Дидактическая игра «Раз, два, три – что может быть опасно найди!»

Цель: Формировать представления детей об источниках опасности в доме. Развивать сообразительность, внимание.

Беседа «Основы безопасности», «Когда мамы нет дома»

Цель: Учить детей правильно вести себя дома, когда остаются одни. Сформировать представление о том, что нельзя открывать двери никому постороннему.

Прослушивание аудио сказки «Петушок и бобовое зернышко»

Цель: совершенствовать правила безопасного поведения во время приёма пищи.

НОД «Безопасность нам нужна, безопасность нам важна!» Цель: формирование у детей представлений об опасных предметах, которые встречаются в быту, о необходимости этих предметов для человека, правилах пользования ими.

Просмотр мультфильма «Школа тетушки Совы.

Уроки безопасности»

Цель: формировать знания о безопасном поведении в быту

Чтение русской народной сказки «Волк и семеро козлят»

Цель: Напомнить сказку, развивать активный словарь детей. Формировать простейшие навыки безопасного поведения.

Подвижная игра «Мыши и кот». 

Цель: упражнять детей действовать в соответствии с правилами игры, выполнять ходьбу, бег врассыпную, использовать всю площадь группы.

Пополнение уголка театрализации настольным театром «Волк и семеро козлят»

Дидактическая игра «Опасные предметы - Игрушки»

Цель: формировать знания детей об опасных предметах

Памятка для родителей «Безопасность детей – забота родителей»

Консультация для родителей «Ребенок и электричество»

Рекомендовать обсудить с детьми ситуацию «Если подошёл незнакомец…» (рассказать об опасности общения с незнакомым человеком)

Пятница

11.12.2020г.

Тема дня «Будьте здоровы!»

Цель: формировать представление о понятии здоровья и здорового образа жизни, режима дня.

Ситуативный разговор «Уроки Айболита», «Если хочешь быть здоров – закаляйся»

Цель: формировать представления о сохранении и укреплении здоровья

НОД по художественному творчеству (рисование)

«Наши друзья – витамины!»  

Цель: Продолжать знакомить детей с «витаминами», их ролью в жизни человека. Формировать у детей представления о правильном питании и здоровом образе жизни. Закреплять понятия «овощи», «фрукты», пользе их употребления. 

Чтение В. Драгунский «Что полезно для здоровья»

Цель: формировать умение слушать произведение и понимать их смысл.

Отгадывание загадок «Сундучок Здоровья»

 Цель: расширять представления о детей о полезных продуктах, учить отгадывать загадки.

Самомассаж рук "Поиграем ручками".

Цель: способствовать укреплению организма детей.

Сюжетно – ролевая игра «В гостях у Айболита»

Цель: Формировать представление о понятиях здоровья и оказания первой медицинской помощи. Развивать навыки ролевого поведения.

Дыхательная гимнастика «Вырасти большой»

Дидактическая игра «Полезные и вредные продукты»

Цель: систематизировать представления детей о вредных и

полезных продуктах, упражнять в умении их дифференцировать, формировать потребность заботиться о

своём здоровье.

Пополнение атрибутов для сюжетно – ролевой игры «Больница»

Стихи о правилах поведения для детей

Оформление «Ромашка здоровья»

Папка – передвижка «Если таблетку перепутал»

Консультация для родителей «Осторожно, гололед!»

        

Оформление уголка безопасности

  • D:\РАБОТА. ОСИНОВАЯ РОЩА\Осинка 2020-2021 уч.год\Безопасность\ФОТО\wEBRJTF4SLU.jpgОформление уголка ПДД

                   «Безопасность на дороге»

  • Наглядно – дидактический материал «Сказки по безопасности», «Правила пожарной безопасности», «Стихи о правилах поведения для детей», «Ромашка здоровья», картотека «Пальчиковых игр по ПДД»
  • Папки – передвижки «Правила безопасности в автомобиле», «Игры дома и в детском саду по пожарной безопасности», «Правила дорожного движения», «Ребенок и электричество», «Если таблетку перепутал», «Осторожно, гололед!»
  • Атрибуты для сюжетно – ролевых игр «Мы – водители», «Шоферы» (фуражки, жезл, жилетки, объемный светофор, коврик – макет дороги),

«Пожарные», «Больница»; маски для игр – драматизаций «Кошкин дом», «Волк и семеро козлят»; атрибуты – пожарная машина, машины ДПС, машина скорой помощи.

  • Дидактические игры «Что нужно пожарному», «Светофор», «Собери машину по частям», «Опасные предметы – Игрушки»
  • Пополнение книжного уголка новыми книгами по безопасности: «Как не попасть в беду», «Эти волшебные правила», «Путаница», «Кошкин дом» и др.

D:\РАБОТА. ОСИНОВАЯ РОЩА\Осинка 2020-2021 уч.год\Безопасность\ФОТО\4vcWVtPVhew.jpg

D:\РАБОТА. ОСИНОВАЯ РОЩА\Осинка 2020-2021 уч.год\Безопасность\ФОТО\wlBA5y0V7sM.jpg

III этап: заключительный

Подведение итогов работы по проекту

В ходе проведения проекта «Азбука безопасности» были получены следующие результаты

Цели:

  • Закрепить и обобщить знания, полученные детьми в ходе реализации проекта
  • Поделиться полученным опытом

Итоговое мероприятие: развлечение «Мама коза, козлята и серый волк»

        В ходе реализации проекта «Азбука безопасности» предполагаемые результаты были достигнуты: мы обогатили опыт детей в сфере социального воспитания путем использования разных методов и приемов. Это показало итоговое мероприятие. Дети с увлечением стремятся к познанию объектов окружающего мира, отвечают на вопросы, устанавливают причинно – следственные связи, применяют на практике правила безопасного поведения дома, на улице, в природе.

Воспитательная ценность проекта:

У детей значительно повысился интерес и желание заниматься гимнастикой, физкультурой, принимать участие в закаливающих процедурах.

Познавательная ценность проекта:

  • У детей повысились знания о значимости безопасного поведения
  • Расширилось представление о работе МЧС, полиции и скорой помощи.

Перспектива проектной деятельности в данном направлении:  

С целью повышения интереса к безопасному поведению в различных ситуациях необходимо продолжать систематическую работу по указанной теме через создание и реализацию новых совместных с родителями проектов с использованием интегрированного подхода в этом направлении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семейный мастер - класс по обучению детей навыкам безопасного поведения на дороге "По безопасной дороге - в Страну Безопасности"

Цель:1.     Привлечь внимание взрослых и детей к необходимости соблюдения правил дорожного движения, обеспечение дорожной безопасности.2.     Обеспечить д...

Семейный мастер - класс по обучению детей навыкам безопасного поведения на дороге "По безопасной дороге - в Страну Безопасности"

Цель:1.     Привлечь внимание взрослых и детей к необходимости соблюдения правил дорожного движения, обеспечение дорожной безопасности.2.     Обеспечить д...

Семейный мастер - класс по обучению детей навыкам безопасного поведения на дороге "По безопасной дороге - в Страну Безопасности"

Цель:1.     Привлечь внимание взрослых и детей к необходимости соблюдения правил дорожного движения, обеспечение дорожной безопасности.2.     Обеспечить д...

Обмен опытом «Система работы по формированию у детей основ безопасности собственной жизнедеятельности предпосылок безопасности сознания безопасности »

Сложившаяся современная социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан — маленьких детей. Задача...

«Основы безопасности детей дошкольного возраста» перспективное планирование Пожарная безопасность. Дорожная безопасность. Безопасность в быту. Старшая - подготовительная группа

laquo;Основы безопасностидетей дошкольного возраста»перспективное планированиеПожарная безопасность.Дорожная безопасность.Безопасность в быту.Старшая - подготовительная группа...