Проект «Театральная школа сказок для юных пешеходов»
проект по обж (старшая группа)

Немчинова Екатерина Николаевна

При применении проекта используются, как традиционные формы работы, так и современные технологии, способствующие развитию речи, умению общаться, совершенствованию диалогической и монологической речи, освоению выразительности речи. Также дети осваивают правила дорожного движения и формируют навыки осознанного безопасного поведения на улицах большого города.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx786.91 КБ

Предварительный просмотр:

Немчинова Екатерина Николаевна

Бикбаева Наталья Андреевна

Сапрунова Александра Викторовна

Воспитатель

МБДОУ № 126

г. Иркутск

«Театральная школа сказок для юных пешеходов»

Тип проекта: Средней продолжительности, коллективный, практико-ориентированный.

Срок реализации: октябрь-ноябрь

Участник проекта: Дети старшей группы, воспитатели, родители.

        Проблема: может ли ребенок правильно ориентироваться на дороге, используя знания о правилах дорожного движения? Знает ли ребенок как избежать опасности на дороге? Сможет ли в случае опасности сообщить о проблеме, попросить помощи?

        Новизна проекта: при применении проекта используются как традиционные формы работы, так и современные технологии, способствующие развитию речи, умению общаться, совершенствованию диалогической и монологической речи, освоению выразительности речи.

        Также дети осваивают правила дорожного движения и формируют навыки осознанного безопасного поведения на улицах большого города.

        Актуальность: с одной стороны, заключается в том, что в наше время технологий и информатики дети все меньше и меньше времени уделяют живому общению, впоследствии они не могут вести диалог между собой и взрослыми, у них отсутствует чувство партнерства. С другой стороны, в обществе активно обсуждается проблема безопасности детей и особую тревогу испытывают работники детских учреждений, которые по роду своей деятельности несут ответственность за своих воспитанников.

        Согласно ФГОС ДО социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение детьми норм и ценностей, принятых в обществе. Одним из ключевых моментов считается усвоение ребёнком правил дорожного движения, чтобы уберечь ребенка от несчастных случаев на дороге. Необходимость научить его безопасному поведению. С этой целью нами был разработан и проведен проект «Театральная школа сказок для юных пешеходов»

        Гипотеза проекта: если реализовать план работы по проекту, то дети должны освоить не только элементарные правила дорожного движения, научиться реагировать на ситуации, возникшие на дороге, но и научиться продуктивному взаимодействию со сверстниками и взрослыми.

        Цель: Формирование у детей осознанного безопасного поведения на дороге средствами театрализованной деятельности.

        Задачи:

        Задачи в работе с детьми:

  1. познакомить с опасными для жизни и здоровья ситуациями на дороге. Дать знания о том, как избежать неприятностей во время дорожного движения;
  2. расширять и систематизировать знания о правильном поведении на проезжей части и вблизи движения транспорта. Расширять словарный запас;
  3. воспитывать чувство осторожности и самосохранения, дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения пешеходов;
  4. развивать навыки культуры общения со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях (сочинение сказки, разыгрывание этюдов);
  5. способствовать самореализации каждого и созданию благоприятного микроклимата, развивать творческие способности.

        Задачи в работе с родителями:

  1. повышать уровень знаний по формированию у детей дошкольного возраста основ безопасности жизнедеятельности;
  2. воспитывать ответственность за сохранение здоровья, за безопасность детей, их эмоциональное благополучие;
  3. активизировать работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни;
  4. создать особую форму общения между родителями и воспитателями.

        Ожидаемые результаты

        Дети                

  • творческая реализация, умение входить в образ сказочных персонажей
  • эмоциональная раскрепощенность стеснительных детей
  • Осознание значения соблюдения правил дорожного движения, умения ими пользоваться
  • Закрепление знаний о правилах дорожного движения и практических навыков поведения в условиях игрового пространства.

        Педагоги        

  • Повышение профессионального мастерства
  • Обогащение предметно-пространственной среды
  • Пополнение центра ПДД (картотеки, дидактические материалы, настольно-печатные игры)
  • Систематизация методического материала в виде брошюры «Театральные постановки по ПДД для дошкольников».

        Родители

  • Проявление активности родителей в образовательном процессе
  • Привлечение родителей к совместной творческой деятельности с детьми (создание авторской сказки)
  • Повышение знаний родителей по ПДД.

        Используемые методы

  1. Практические методы: игра (дидактические, спортивные и т.д.), игровая импровизация, инсценировки, драматизация.
  2. Методы наблюдений и бесед (дети наблюдают за трудом водителей транспортных средств, движением транспорта, за поведением пешеходов, за работой сотрудников ГИБДД, и т. д.).
  3. Интерактивные методы (использование экранных, звуковых и экранно-звуковых пособий (презентации, слайды, видеоролики, аудиофайлы).
  4. Активное взаимодействие с библиотекой, театром, сотрудником ГИБДД.

        Работа по проекту базировалась на следующих принципах

  1. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода, т. е. учет личностных, возрастных особенностей детей и уровня их психического и физического развития.
  2. Принцип взаимодействия «дети – дорожная среда». Чем меньше возраст ребенка, тем легче формировать у него социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения. Пластичность нервной системы ребенка позволяет успешно решать многие воспитательные задачи.
  3. Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия: дорожно-транспортного происшествия. Дошкольники должны знать, какие последствия могут подстерегать их в дорожной среде.
  4. Принцип возрастной безопасности. С раннего детства следует постоянно разъяснять детям суть явлений в дорожной среде, опасность движущихся объектов. Необходимо формировать, развивать и совершенствовать восприятия опасной дорожной среды, показывать конкретные безопасные действия выхода из опасной ситуации.
  5. Принцип социальной безопасности. Дошкольники должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения. Соблюдение этих правил на дорогах контролирует Госавтоинспекция.
  6. Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания. Этот принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного поведения. Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых, следовательно, необходимо воспитывать и родителей детей.

        Ресурсное обеспечение проекта

        Научно-методическое:

  • План работы по профилактике дорожно-транспортного травматизма на учебный год;
  • Пособия «Дорожные знаки»; «Безопасность на дорогах»; «Дорожная безопасность»;
  • Наглядно-демонстрационные материалы «Дорожные знаки»; «Дорога детям»; «Правила безопасности дорожного движения дошкольников»;
  • Методические разработки для родителей, детей, педагогов.

        Материально-техническое:

  • уголок безопасности в группе;
  • библиотека методической и художественной литературы;
  • наглядно-дидактические пособия;
  • медиатека мультфильмов на тему «Правила дорожного движения».

        Информационно-содержательное:

  • разработка занятий, целевых прогулок, развлечений, сюжетно-ролевых игр;
  • организация работы с родителями (консультации, собрания, распространение буклетов, наглядная информация);
  • взаимодействие с сотрудниками ГИБДД;
  • систематическое оформление информационного стенда;
  • выставка рисунков;
  • моделирование и конструирование;
  • театрализованная деятельность;
  • участие в конкурсах, олимпиадах.

        Материальные ресурсы:

  • Костюмы для инсценировки сказки;
  • Атрибуты для сюжетно-ролевых игр.

        В ходе подготовки данного проекта использовали три этапа.

        1 этап подготовительный: включает в себя подбор и изучение методической литературы, пособий. Подбор необходимого материала атрибутов для дидактической, игровой, театрализованной деятельности. Проведение предварительной работы с родителями: опрос «Безопасность вашего ребёнка на дороге», родительское собрание на котором было объявлено о начале проекта «Театральная школа сказок для юных пешеходов» и предложено участие в конкурсе авторской сказки по ПДД совместно с детьми «Книжка-малышка».

        2 этап практический – это выполнение поставленных задач, через работу с детьми и их родителями.

        В процессе реализации были организованы следующие виды деятельности:

        Создана выставка авторских «Книжек-малышек». После прочтения сказок, путем голосования среди детей была выбрана сказка для инсценировки «Путешествие Пети на велосипеде». В ходе подготовки к инсценировке продолжалась работа по изучению и закреплению знаний по ПДД. Знания закрепляли на интегрированных занятиях. Лучший результат в работе можно достичь, если воспитатели и родители будут действовать согласованно. От правильного взаимодействия детского сада и семьи зависит успех воспитания ребенка. Поэтому для родителей были созданы: консультации «Личный пример для ребенка», «Значение театра в жизни ребенка», «Ребенок и дорога». Буклет «Роль сказки в речевом развитии детей».

        3 этап заключительный. На заключительном этапе работы над проектом была проведена постановка авторской сказки «Путешествие Пети на велосипеде».

        Подводя итоги, можно сказать, что работа по обучению детей безопасному поведению на дорогах посредством создания авторской сказки, театрализованной деятельности позволяет расширить игровой опыт, связную речь, позволяя ребёнку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа.

        Таким образом, театрализованная деятельность один из самых эффективных способов воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: активизация и совершенствование словарного запаса, звукопроизношения, темпа, развития речи и воображения. Закрепляются знания о ПДД.  

        Плодотворная работа над проектом «Театральная школа сказок для юных пешеходов» помогла нам прийти к следующим выводам:

  1. реализация данного проекта позволила сформировать у детей необходимые представления и навыки безопасного поведения на улицах и дорогах;
  2. обогащен словарный запас детей по лексическим темам: «Безопасность дорожного движения», «Театр», «Сказки»;
  3. дети овладели первичными навыками театрального искусства, получили возможность проявления творческих способностей;
  4. родители группы, по итогам первичного опроса, были менее осведомлены и заинтересованы в получении детьми знаний о ПДД. В ходе итогового опроса, после проведенной работы по проекту, родители проявили заинтересованность и активность, получили возможность больше узнать о методах формирования у детей дошкольного возраста основ безопасности жизнедеятельности; 
  5. родители получили возможность задуматься, в достаточной ли мере они ответственно относятся к безопасности своего ребенка;
  6. в процессе реализации проекта между родителями и воспитателями группы была достигнута атмосфера сотрудничества и взаимодействия.

        Список литературы:

  1. Агапова, М.А. Давыдова И.А. «Театральные занятия в детском саду» Развитие, управление, тренинги, сценарии. М.; АРКТИ, 2010
  2. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии.  М.: ТЦ Сфера, 2003 г.
  3. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Наглядно-дидактическое пособие: для занятий с детьми 4–6 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.
  4. Доронова Т.Н. Играем в театр. - М., 2005
  5. Саулина Т.Ф. Три сигнала светофора: Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения. - М.,2009.
  6. Дронь А.В. Взаимодействие ДОУ с родителями дошкольников. - Санкт-Петербург, 2012.
  7. Доронова Т.Н. «Играем в театр: театрализованная деятельность детей 4-6 лет: Метод. пособие для воспитателей дошкольного образовательного учреждения.»-2-е изд.-М.: Просвещение, 2005.
  8. Старцева О. В. «Школа дорожных наук» Москва, издательство 2Сфера» 2012г.
  9. Ефанова З. А. «Игровая деятельность на занятиях по ПДД» Волгоград, издательство – торговый дом «Корифей» 2010г.
  10. Новиковская О.А. «Конспекты занятий по сказкам с детьми 5-6 лет».СПб.: «Паритет» 2007г.
  11. Ушакова, О.С. Развитие речи 5-6 лет. Программа, консп.занят., метод.рекомендации (по ФГОС), допол. / О.С. Ушакова. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 192 с.
  12. Ушакова, О.С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи. Занятия, игры, метод.реком., мониторинг / О.С. Ушакова. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 288 с.
  13. Ушакова, О.С. Развитие речи и творчества дошкольников. Игры, упражнения, конспекты занятий / О.С. Ушакова, Н.В. Гавриш. - М.: ТЦ Сфера, 2015. – 176 с.

Приложение

Приложение

        Опрос для родителей «Безопасность вашего ребёнка на дороге»

Уважаемые родители!

Для того чтобы оценить актуальность проблемы безопасности жизнедеятельности вашего ребенка и целесообразность проведения специально организованных занятий по данной теме просим вас ответить на следующие вопросы.

1. Попадал ли ваш ребенок в опасную ситуацию на улице?

(Приведите пример) ____________________________________________________________

2. Если бы ребенок заранее знал о последствиях своего поведения, смог бы он избежать опасности?____________________________________________________________________

3. Знает ли ваш ребенок некоторые правила дорожного движения?

(Какие?)______________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

4. Формируя безопасное поведение ребенка, вы действуете:

- путем прямых запретов;

- пытаетесь подробно объяснить ситуацию;

- поступаете иначе_____________________________________________________________

5. Поощряете ли вы ребенка за соблюдение правил безопасного

поведения?_________________________________________________________________

6. Придерживаетесь ли вы сами данных правил?

- всегда;

- часто;

- иногда;

- редко;

- никогда.

7. Целесообразно ли проводить специально организованные занятия с детьми по формированию навыков безопасного поведения в детском саду?______________________

8. Готовы ли принять участие в проведение различных мероприятий, а также поддерживать и закреплять навыки безопасного поведения вне детского сада? __________

9. Ваши пожелания____________________________________________________________

Благодарим за сотрудничество!

Приложение

Сказка-инсценировка «Петя на велосипеде»

Действующие лица: Ведущий, царь, Вовка, Светофор, 3 ребенка - сигналы светофора, Василисы; дети, которые читают стихи про знаки.

Атрибуты: трон царя, зебра (пешеходный переход), дорожные знаки, светофор.

Ведущий: В жизни, так же, как и в сказке всякое случается.

Иногда из этого вот что получается!

(Звучит музыка) «В гостях у сказки». Входит царь и садится на трон.

Ведущий: В некотором царстве, дорожных правил государстве

Жил – был мудрый царь Егор, по прозванью Светофор!

Царь: (Читает указ). По указу государства, должен каждый в моём царстве,

Без всякого исключения, соблюдать правила движения!

(Включается звук) «Авария»

Царь: (возмущённо): Кто нарушил? Как посмел?

(На сцену въезжает Петя) Весь взъерошенный.

Петя: Я проехать здесь хотел!..

Вдруг машина налетела,

Задавить меня хотела!!!

Ведущий: Он на красный свет спешил,

Чуть аварию не совершил.

Хорошо, что цел остался…

Петя: Лишь зубов не досчитался…

Царь: (ехидно): И куда ж ты так спешил?

Петя: Впереди автобус был.

Перегнать его хотел…

Помешали… не успел.

А виноват совсем не я!

Огромный светильник отвлек меня.

Разноцветными огнями

Начал мне он вдруг мигать.

Я подумал: «Дискотека»,

На дороге стал плясать.

Царь: Петька, какой же это светильник?

Светофор: Я вежливый и строгий,

Я известен на весь мир:

Я на улице широкой

Самый главный командир!

Три глаза есть у светофора:

Подчиняйся им без спора!

Светофор: Светофор регулирует движение на улицах и автомобильных дорогах.

(Выходят 3 девочки)

Хором:

Различать ты должен ясно

Цвет зеленый, желтый красный

На сигналы погляди, а потом переходи!

Красный:

Если красный свет горит,

Светофор вам говорит:

- Стой на месте! Не иди!

Ты немножко подожди.        

Жёлтый:

Ярко – жёлтый свет горит,

«Приготовься» - говорит.

Светофор предупреждает,

Что он свет переключает.        

Зелёный:

Он зелёный свет включил,

Путь вперёд вам разрешил.

Все машины дружно ждут:

Дети с мамами идут.

Петя: А если нету светофора?

Кто подскажет мне в пути,

Где проехать, где пройти?

Где опасную дорогу

Безопасно перейти?

Царь: На дороге что и как

Объяснит дорожный знак.

Надо знать их непременно,

Чтобы не попасть впросак!

Царь: (Кричит). Василисы!!! На подмогу!

(На сцену выбегают Василисы)

Неразумное дитятко,

Как без знаний будет жить?

Василисушки, прошу вас

Петьку быстро обучить!!!

Частушки про дорожные знаки.

Хором:

Мы - весёлые девчата,

Василисы – умницы.

Вас обучим правилам

Движения по улицам.

И куда ж ты так летишь –

Под машину угодишь.

Жизнь твою убережёт

«Пешеходный переход».

Коль случилось что-то вдруг –

Телефон - твой верный друг.

Ты скорей туда иди –

Позвони и помощь жди.

Знает каждый с давних пор,

Как устроен светофор:

Красный – стой, коль жёлтый – жди,

А зелёный свет – иди!

Царь: (показывая на своих подданых). Вот важные знаки, дорожные знаки,

На страже порядка стоят.

Вы правила знайте и их соблюдайте,

Они вам помочь поспешат.

Дети читают стихи, поднимают по очереди вверх дорожные знаки.

1.Знак «Велосипедная дорожка»

На машинах здесь, друзья,

Ехать никому нельзя.

Можно ехать, знайте дети,

Только на велосипеде.

2. Знак «Осторожно дети»

Затихают все моторы,

И внимательны шофёры

Если знаки говорят:

«Близко школа, детский сад»

3. Знак «Место остановки автобуса»

У посадочных площадок

Пассажиры транспорт ждут,

Установленный порядок

Нарушать нельзя и тут.

4. Знак «Больница»

Лена с Настенькой в тревоге:

Нужен доктор им в дороге.

Не смотрите грустным взглядом-

Помощь близко! Доктор рядом!

5. Знак «Железнодорожный переезд без шлагбаума»

Если в знаке паровоз –

Свой не суй, рискуя, нос!

Осмотрись и сам реши,

Есть ли поезд на пути.

6. Знак "Движение пешеходов запрещено"

А вот если знак другой –

Белый, с красною каймой,

Значит, что-то запрещает,

Не спеши идти, постой!

Человек, велосипед –

Им сюда дороги нет,

Если красною чертою

Перечёркнут силуэт.

Царь: Мы сегодня пешеходы,

Завтра мы – водители.

Будем, дети, осторожны,

Будем супер-пупер-бдительны!

Петя: Кабы я всё это знал – в сказку б эту не попал!!!

Знаков дорожных на свете не мало.

Все бы их выучить мне не мешало!

После таких уроков я буду правильно переходить дорогу, быстро доберусь до своего дома, и расскажу о правилах дорожного движения своим друзьям.

Царь: Сказка ложь – да в ней намёк!!

Нарушителям – урок!

Мы вас просим убедительно,

Пешеходы будьте бдительны.

Соблюдайте правила хождения

И дорожного движения.

Ведущий: Вот и празднику конец, а кто правила знает и соблюдает – молодец!

 

Приложение

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по ПДД для детей подготовительной к школе группы " Азбука юного пешехода"

Проект по ПДД для детей старшего дошкольного возраста...

Краткосрочный детско-родительский проект во второй младшей группе "Юный пешеход"

Актуально и просто жизненная необходимость обучения детей правилам дорожного движения. Ребенку дошкольного возраста трудно понять ту опасность, которую представляет автомобиль. Зачастую виновниками до...

Мини-проект по правилам дорожного движения «Юные пешеходы» в средней группе

Высокий уровень детского дорожно-транспортного травматизма в России во многом обусловлен недостаточной организацией профилактики, воспитания, обучения дошкольников основам безопасного дорожного движен...

Проект по правилам дорожного движения «Юный пешеход».

Актуальность проекта:Проект посвящён актуальной проблеме – обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения. Так как виновниками дорожно-транспортных происшест...

Проект для старшего дошкольного возраста "Юный пешеход"

С каждым годом интенсивно растет и строится большинство населенных пунктов, соответственно число автомобилей резко возросло, появились мощные транспортные средства зарубежного производства. Следовател...

Проект по правилам дорожного движения "Юный пешеход"

Проект направлен на серьезную проблему - воспитание у детей дошкольного возраста правил дорожного движения и поведения на улице....

Проект познавательно - игровой направленности «Азбука юных пешеходов»

Мероприятия проводятся в непосредственной образовательной деятельности, в совместной деятельности воспитателя и детей  в виде:  бесед, викторин, наблюдений за движением транспорта, чтение ху...