Адаптированная программа "Азбука безопасности"
методическая разработка по обж (подготовительная группа)

Вильнер Татьяна Николаевна

"Азбука безопасности"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл azbuka_bezopasnosti.docx69.07 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Большеничкинский детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей

Парциальная программа

"Азбука пожарной безопасности"

C:\Users\Sven\Downloads\0014-022-.jpg

Составитель: Вильнер Т.Н.

Воспитатель  

2019г.

Содержание программы

1. Особенности работы с детьми по пожарной безопасности в образовательном процессе.

2. Обучение мерам пожарной безопасности осуществляется

3. Перспективный план работы с детьми дошкольного возраста по обучению навыкам пожарной безопасности на 2019-2020г.

3.1. План работы по обучению мерам пожарной безопасности педагогического коллектива на 2019 -2020г.

3.2. План работы по обучению мерам пожарной безопасности родителей на 2019-2020г.  

4.Формы работы с детьми.

5. Показатели эффективности программы.

Актуальность

        Проблема безопасности жизнедеятельности человека признается во всем мире.  На сегодняшний день работа по обучению мерам пожарной безопасности является одной из главных в воспитательно -образовательном процессе. Ведь именно в дошкольном возрасте закладываются основы безопасного поведения детей в быту, дома, детском саду. Очень важно сформировать у дошкольников чувство ответственного отношения за собственную жизнь. А для этого необходимо осуществлять систематическую и планомерную работу по формированию основ пожарной безопасности.

Немаловажную роль в такой работе играют и родители. Ведь именно собственным примером они побуждают детей соблюдать основные правила и нормы безопасного поведения. Преемственность между детским садом и семьей способствует более продуктивному решению этих задач. Дошкольный период является самым благоприятным для формирования правил пожарной безопасности.

Цель: Выстроить систему работы по профилактике пожарной безопасности со всеми участниками образовательных отношений.

Задачи:

  1. Разработать программу по пожарной безопасности.
  1. Содействовать формированию у детей сознательного и ответственного отношения к пожарной безопасности;
  2. Воспитание навыков адекватного поведения в различных пожароопасных ситуациях;
  3. Содействовать формированию умения применять знания в повседневной жизни, обеспечивающие безопасность в доме, детском саду.
  4. Формировать компетентность у родителей в вопросе пожарной безопасности.

Решение работы по формированию пожарной безопасности со всеми участниками воспитательно-образовательного процесса мы строим, опираясь на принципы.

Принципы:

1. Принцип целенаправленности – содержание и формы работы должны определяться целью и задачами.

2. Принцип комплексности предполагает согласованную и непротиворечивую реализацию всех задач.

3. Принцип позитивной мотивации выражается в активизации, стимулировании деятельности педагогов в целях её совершенствования и формировании потребности в профессиональном самовоспитании.

Данная программа рассчитана на один год 2019-2020.

В ней представлено содержание работы со всеми участниками образовательного процесса.

1.Особенности работы с детьми по пожарной безопасности в образовательном процессе.

Анализ произошедших пожаров в стране показал, что 50% происходит по причине незнания и несоблюдения правил пожарной безопасности. Поэтому важным является формирование знаний и практических умений в вопросе пожарной безопасности у воспитанников, их родителей.                                  

 Вся образовательная работа строится по трем направлениям:

  1. Работа с детьми
  2. Работа с педагогами
  3. Работа с родителями

2.Обучение мерам пожарной безопасности осуществляется

  1. В непосредственно образовательной деятельности воспитателя и ребенка;
  2. В образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов;
  3. Самостоятельной деятельности детей.

В непосредственно образовательной деятельности - реализуется через организацию различных видов детской деятельности.

В самостоятельной деятельности – реализуется через свободную деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей среды, обеспечивающей выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющей ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально.

Воспитание у дошкольников безопасного поведения в быту должно осуществляться несколькими путями. Прежде всего – через непосредственное восприятие окружающего мира, в процессе которого дети активно знакомятся с различными ситуациями, воспринимая и называя предметы, явления, действия людей, их взаимоотношения между собой, анализируя эти отношения и делая выводы.

Второй путь – познание действительности через рассказы родителей, воспитателей, чтение художественной литературы, просмотры телевизионных передач, диафильмов и видеофильмов, через подвижные игры, с помощью различных картинок, иллюстраций, атрибутов и личный пример взрослых. И, наконец – через специальную работу по формированию у детей значимых для безопасного поведения двигательных навыков и установок восприятия.

В процессе воспитания детей педагоги детского сада учитывают следующее:

  • В детском саду происходит не только знакомство с пожаром и его причинами, но и формирование у детей правильного поведения во время пожара осуществляется воспитание у дошкольников не только навыков безопасного поведения в быту, но и овладение знаниями и умениями при действиях в чрезвычайных ситуациях;
  • Формирование знаний по пожарной безопасности проводятся не только по плану, но и при наличии любой возможности (ежедневно) в процессе игр, прогулок, чтобы помочь детям полностью усвоить правила, обращают внимание детей на ту или иную сторону правил;
  • Используют все доступные формы работы с детьми: рассказы, беседы, игры, мультимедийные презентации, видеофильмы, чтение книг, прогулки, и др. не отдавая предпочтения какой-либо одной;
  • В группе создан Уголок пожарной безопасности, состоящий из макетов с игрушечным транспортом, атрибутами, настольно - печатными играми, значками, эмблемами;
  • Имеется информационный стенд для родителей «Осторожно, пожар!».

3.Перспективный план работы с детьми дошкольного возраста по обучению навыкам пожарной безопасности 2019-2020 учебный год

Сентябрь - «Пожар в доме»

Программное содержание

Виды деятельности

Ответственные

Познакомить детей с тем, что такое пожар. Вести в словарь новые слова. Воспитывать бережное отношение к собственной жизни.

Систематизировать знания детей о пожаре и его причинах. Развивать умение правильно действовать во время пожара. Воспитывать чувство самосохранения.

Закрепить с детьми виды пожаров, их причинах. Учить устанавливать зависимость между поведением человека и последствиями. 

  • Беседа: «Пожар в доме»;
  • Дидактическая игра: «Причины пожаров»;
  • Чтение художественной литературы;
  • Отгадывание загадок;
  • Разбор проблемных ситуаций;
  • Продуктивная деятельность-рисование: «Внимание-пожар»;

Просмотр Электронных презентаций по пожарной безопасности: «Пожар в транспорте», «Пожар в лесу», «Пожар в доме».

Воспитатели всех возрастных групп

Октябрь - «Спички детям - не игрушка»

Программное содержание

Виды деятельности

Ответственные

Познакомить с тем, что такое спички, дрова, как происходи огонь. Воспитывать интерес к окружающему. Формировать у детей представление о том, что спички - это не игрушка. Учить правильно себя вести во время чрезвычайной ситуации. Воспитывать чувство ответственности за собственную жизнь.

  • Беседа: «Спички детям - не игрушка»;
  • Дидактическая игра: «Шалости спички»;
  • Чтение художественной литературы;
  • Отгадывание загадок;
  • Разбор проблемных ситуаций;
  • Продуктивная деятельность-аппликация: «Огонь-враг»;

Развлечение: «Кошкин дом».

Воспитатели всех возрастных групп

Ноябрь - «Осторожно-электроприборы»

Программное содержание

Виды деятельности

Ответственные

Познакомить детей с электроприборами (плитой, телевизором, микроволновой печью). Сформировать представления о их назначении и правилах пользования данными электроприборами. Воспитывать правильное обращение с электроприборами.

Систематизировать представления об электроприборах и их функциях. Обобщить знания о правилах обращения с электроприборами.  Воспитывать осознанное отношение к таким предметам.

  • Беседа: «Осторожно-электроприборы»;
  • Дидактическая игра: «Узнай и назови»;
  • Чтение художественной литературы;
  • Отгадывание загадок;
  • Разбор проблемных ситуаций;

Продуктивная деятельность –рисование: «Наши помощники»;

Воспитатели всех возрастных групп

Декабрь - «Огонь-друг или враг?»

Программное содержание

Виды деятельности

Ответственные

Познакомить детей с тем, что огонь может быть другом, а может быть врагом человеку. Сформировать представления о поведении, которое обусловливает возникновение пожара. Воспитывать чувство ответственности за собственную жизнь.

Систематизировать представления о функциях огня («огонь – друг; огонь - враг»). Формировать правила соблюдения пожарной безопасности в быту. Познакомить с легковоспламеняющимися предметами. Обобщить знания детей о правилах пожарной безопасности, нормах поведения во время пожара.

  • Беседа: «Огонь-друг или враг?»;
  • Дидактическая игра: «Составь рассказ по картинке»;
  • Чтение художественной литературы;
  • Отгадывание загадок;
  • Разбор проблемных ситуаций;
  • Продуктивная деятельность-рисование: «Огонь-друг»;

Просмотр электронных презентаций по пожарной безопасности: «Что мы знаем о пожаре?», «Опасные ситуации».

Воспитатели всех возрастных групп

Январь - «Детские шалости с огнем»

Программное содержание

Виды деятельности

Ответственные

Познакомить детей с причинами возникновения пожаров, обусловленными детскими играми с огнем. Показать последствия таких ситуаций, учить делать   элементарный анализ, выводы. Воспитывать чувство ответственности за свою жизнь и жизнь окружающих людей.

Закрепить знания детей о том, как детские шалости могут навредить здоровью. Систематизировать правила поведения в быту. Воспитывать правильное поведение.

  • Беседа: «Детские шалости с огнем»;
  • Дидактическая игра;
  • Чтение художественной литературы;
  • Отгадывание загадок;
  • Разбор проблемных ситуаций;
  • Продуктивная деятельность –рисование «Осторожно-беда!»;

Викторина по пожарной безопасности.

Воспитатели всех возрастных групп

Февраль - «Кухня-не место для игр»

Программное содержание

Виды деятельности

Ответственные

Познакомить детей с правилами поведения на кухне. Развивать знания об электроприборах, бытовой технике, ее ролью в жизни людей. Сформировать представление о правилах использования бытовой техники и электроприборов. Обобщить знания детей о соблюдении правил поведения на кухне. Систематизировать знания о ситуациях, которые могут произойти на кухне. Формировать умения ориентироваться в нестандартных ситуациях, находить пути решения. Воспитывать ответственное отношение к собственной жизни, безопасности.

  • Беседа: «Кухня-не место для игр»;
  • Дидактическая игра: «Детские шалости»;
  • Чтение художественной литературы;
  • Отгадывание загадок;
  • Разбор проблемных ситуаций;

Продуктивная деятельность – конструирование: «Мой дом-моя крепость».

Воспитатели всех возрастных групп

Март - «Пожар в лесу»

Программное содержание

Виды деятельности

Ответственные

Познакомить детей с причинами возникновения пожаров в лесу. Развивать умение соблюдать правила поведения в лесу. Воспитывать бережное отношение к природе.

Закрепить знания детей о причинах возникновения пожара в лесу. Учить анализировать поведение человека в лесу, определять последствия его влияния на природу. Развивать мыслительный процессы. Воспитывать бережное отношение к природе.

  • Беседа: «Пожар в лесу»;
  • Дидактическая игра;
  • Чтение художественной литературы;
  • Отгадывание загадок;
  • Разбор проблемных ситуаций;

Продуктивная деятельность –рисование: «Пожар в лесу»;

Воспитатели всех возрастных групп

Апрель - «Службы спасения»

Программное содержание

Виды деятельности

Ответственные

Познакомить детей со службами спасения. Сформировать представления о их роли в жизни людей. Воспитывать умение ориентироваться в чрезвычайной ситуации, действовать в соответствии с ней.

Расширить знания у детей о службах спасения. Продолжать знакомить с их номерами. Воспитывать умение соблюдать правила в чрезвычайной ситуации, действовать в соответствии с ней.

  • Беседа: «Службы спасения»;
  • Дидактическая игра;
  • Чтение художественной литературы;
  • Отгадывание загадок;
  • Разбор проблемных ситуаций;
  • Продуктивная деятельность –аппликация: «Службы спасения» - наши друзья»;
  • Просмотр электронных презентаций: «Огонь-друг и враг человека», «Отважная профессия-пожарный»;
  • Выставка детских рисунков: «Не играйте с огнем!»;

Просмотр Электронных презентаций: «Опасные вещества».

Воспитатели всех возрастных групп

Май – «Профессия пожарного»

Программное содержание

Виды деятельности

Ответственные

Рассказать о профессии пожарного, раскрыть значимость его труда, воспитывать интерес к профессии пожарного. Формировать уважительное отношение к профессии пожарного.

Закрепление знаний об основных требованиях пожарной безопасности; повышение личной ответственности за свои поступки; формирование.

  • Беседа: «Я бушующий пожарный»;
  • Дидактическая игра «Что необходимо пожарному?»
  • Чтение художественной литературы;
  • Отгадывание загадок;
  • Разбор проблемных ситуаций;
  • Спортивный досуг «Мы пожарные» «После пожара»

Воспитатели всех возрастных групп

3.1. План работы по обучению мерам пожарной безопасности педагогического коллектива на 2019 -2020 учебный год

Содержание

Сроки

Ответственный

1

Выставка поделок: «Работа экстренных служб!»

Сентябрь

Вильнер Т.Н.

Ерусланкина Г.Н.

2

Рекомендации: «Правила поведения во время пожара»

Октябрь

Реукина  О.В.

Семунина Н.П.

3

Мастер-класс: «Изготовление книжек-малышек по пожарной безопасности»

Ноябрь

Аржанова Е.В.

Вильнер Т.Н.

Реукина О.В.

4

Презентация педагогической копилки по пожарной безопасности

В течении года

Ерусланкина Г.Н.

5

Выставка дидактических игр: «Пожарная безопасность»

Декабрь - Январь

Утробина О.М.

Семунина Н.П.

6

Педагогический час: «Использование Икт в работе с детьми по формированию знаний о пожарной безопасности».

Февраль

Вильнер Т.Н.

Ерусланкина Г.Н.

7

Оформление информационного стенда: «Профилактика пожаров в лесу»

Март

Аржанова Е.В.

Утробина О.М.

8

Буклет: «Детские авторы о пожаре»

Май - Апрель

Ерусланкина Г.Н.

3.2. План работы по обучению мерам пожарной безопасности родителей на 2019-2020 учебный год

Содержание

Сроки

Ответственный

1

Родительское собрание «Формирование навыков пожарной безопасности у детей дошкольного возраста».

Сентябрь

Заведкющаяя Артамонова О.А.

2

Участие в совместных мероприятиях по правилам пожарной безопасности.

В течении года

Воспитатели всех групп

3

Буклет: «Что мы знаем о пожаре?».

Декабрь

Воспитатели старшей группы

4

Консультации: «Особенности поведения людей в природе»».

Электронная презентация: «Профилактика пожаров».

Октябрь, Февраль, Май

Воспитатели всех групп

5

Фотовыставка: «Сохраним лес от пожара»

Апрель, май

Воспитатели всех групп

4.Формы работы с детьми.

Работа по формированию у детей навыков безопасного поведения в быту будет эффективнее, если будут использоваться формы работы

- ООД;

-Развлечение;

-Беседа;

-Спектакль для детей;

-Выставка рисунков;

 -Викторина по ПБ;

-Продуктивные виды деятельности: аппликация, лепка, рисование;

-Чтение художественной литературы по данной тематике;

-Просмотр электронных презентаций по ПБ;

-Просмотр мультфильмов по ПБ;

-Дидактическая игра;

-Отгадывание загадок;

-Разбор проблемных ситуаций;

-Отгадывание загадок;

-Разбор проблемных ситуаций;

- Оформление альбомов с рассказами о ПБ.

5. Показатели эффективности программы

Основными показателями можно считать:

  • Сформированные у детей знания и умения, обеспечивающие безопасность в доме, детском саду.
  • Сформированная компетентность у родителей в вопросе пожарной безопасности.
  • Созданная материально-техническая база группы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модифицированная (адаптированная) программа дополнительного образования "Весёлый оркестр"

Модифицированная (адаптированная) программа дополнительного образования «Весёлый оркестр», составленная на основе программы Т.Э.Тютюнниковой Уроки музыки. Система Карла Орфа. и «Этот удивительный ритм...

Диагностика уровня адаптированности ребенка к ДОУ

Психологические критерии адаптированности ребенка к ДОУ...

Педагогический проект " Игротерапия как средство формирования социально-адаптированного поведения детей старшего дошкольного возраста"

Данный проект  направлен  на  формирование  у  дошкольников  устойчивых  поведенческих реакций, обеспечивающих  эмоциональную  адекватность  в  к...

Адаптированная программа коррекционно-развивающих занятий "Здравствуй, Я сам!"

Программа Крюковой С.В. «Здравствуй, Я сам!»,  была адаптирована для  развивающей и коррекционной работы в дошкольных учреждениях обычного типа.    Предлагаемая Ва...

Адаптированный материал логопедических пятиминуток для взаимодействия с воспитателями в свободное время на основе методических пособий Н.В. Нищевой, В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко.

Логопедическая пятиминуткаТема: «Лес. Деревья».Упражнение «Подскажи словечко». Развитие слухового внимания , чувства ритма, элементарных математических представлений.Крот увидел два грибка...

Адаптированная коррекционно-развивающая программа (В.И. Ганичева)

Способность ребенка контролировать телесные проявления является важным моментом его социализации и тесно связана с формирование...

Аналитическая справка по итогам мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы разработанной в соответствии с ФГОС ДО и «Примерной адаптированной основной образовательной программой дл

Цель мониторинга: определить степень освоение ребенком общеобразовательной программы, составленной на основе адаптированной основной программы и влияние образовательного процесса, организуемого в дошк...