«По безопасным дорожкам, или О правилах дорожного движения для малышей»
статья по обж (средняя группа)

Современное дошкольное учреждение стремится дать своим воспитанникам универсальное образование. Неотъемлемой же частью общего культурного уровня является знание и соблюдение норм поведения в дорожно-транспортной обстановке.

Ребёнок очень рано становится самостоятельным участником дорожного движения, при этом часто управляя различным видом транспорта (велосипедом, мопедом, скутером). Поэтому дети должны быть готовы к любым дорожным ситуациям (опасным и безопасным, правильно ориентироваться в дорожной среде, знать элементарные правила поведения на дороге, в транспорте), иметь знания о разновидностях транспорта. Обучение детей правильному поведению на улицах и дорогах необходимо начинать с раннего возраста, чтобы со временем правила стали осознанной необходимостью. Объяснять же малышам основы дорожной азбуки нужно на простом и доступном языке и конкретных 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_seminare_po_pdd.docx18.24 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогическая мастерская

 «По безопасным дорожкам, или

 О правилах дорожного движения для малышей»

Современное дошкольное учреждение стремится дать своим воспитанникам универсальное образование. Неотъемлемой же частью общего культурного уровня является знание и соблюдение норм поведения в дорожно-транспортной обстановке.

Ребёнок очень рано становится самостоятельным участником дорожного движения, при этом часто управляя различным видом транспорта (велосипедом, мопедом, скутером). Поэтому дети должны быть готовы к любым дорожным ситуациям (опасным и безопасным, правильно ориентироваться в дорожной среде, знать элементарные правила поведения на дороге, в транспорте), иметь знания о разновидностях транспорта. Обучение детей правильному поведению на улицах и дорогах необходимо начинать с раннего возраста, чтобы со временем правила стали осознанной необходимостью. Объяснять же малышам основы дорожной азбуки нужно на простом и доступном языке и конкретных примерах, поскольку абстрактное мышление у них ещё не развито.

В ходе деятельности по изучению элементарных знаний по ПДД мы хотим реализовать следующие задачи:

  1.   Создать у детей первичные представления об автомобилях, улице, дороге.

  2.   Познакомить детей с некоторыми видами транспортных средств: легковая машина, грузовая (большего размера), автобус (который перевозит пассажиров); систематизировать знания детей о том, что путешествовать можно на самолете, поезде, автомобиле, пароходе.

  3.    Дать понятие о работе водителя (он управляет автомобилем, перевозит грузы, людей).

Начинать знакомство самых маленьких дошколят с дорожно-транспортными понятиями лучше всего во время прогулки, но при этом вовсе не обязательно выходить за пределы детского сада. Малыши узнают, кто такой водитель, пешеход и пассажир, наблюдая за прохожими и движением транспортных средств по дороге. Наша задача — объяснить детям, что настоящие автомобили гораздо опаснее знакомых им всем игрушек.

Во время групповых занятий мы стараемся развивать интерес детей к играм с машинками, побуждаем их проговаривать вслух каждое действие (например, автомобиль увеличил скорость, повернул в сторону, дал задний ход, остановился, начал движение и т.д.); закрепляем у детей понятия «справа», «слева», «впереди», «сзади», «вверху», «внизу», развивая умение ориентироваться в пространстве.

Активно изменить деятельность детей и ослабить наступающее утомление помогают физкультминутки, во время проведения которых мы закрепляем знания детей о транспорте, о видах транспорта, о сигналах светофора, а также стремимся обобщить знания малышей о Правилах дорожного движения.

Дорожно-транспортные понятия можно успешно закреплять и на занятиях по художественному творчеству. Например, «Наклей колеса автомобилю» (аппликация), «Светофор» (аппликация), «Пешеходный переход» (рисование), «Дорога для автомобиля» (рисование), «Мой веселый светофор» (лепка) и др.

Конструирование дорог, автомобилей и гаражей помогает нам не только учить строить простые конструкции и обыгрывать постройки, но и  формировать у детей представление о ширине дорог, по которым ездят машины (широкая – для машин, узкая - для людей), познакомить с понятиями  «гараж», «дорога», «водитель», «едет»; учить соизмерять величину построенного гаража с величиной машинки, закрепить навыки безопасного поведения на дороге.

Чтобы привлечь интерес малышей к дорожной тематике мы используем дидактические пособия с изображениями разных видов транспорта, макета улицы с обозначением тротуара и проезжей части, пешеходного перехода, светофора, пешеходов.  

Одним из таких пособий является учебно-методическое пособие «Безопасность на дороге», целью которого является создать у детей первичные представления об автомобилях, улице, дороге; познакомить c правилами перехода проезжей части по пешеходному переходу; повторить и закрепить знания о светофоре и его сигналах, довести до детей важность сигналов светофора.

Данное пособие изготовлено из яркого фетра, оно привлекает внимание детей и помогает познакомить их с элементарными правилами дорожного движения.  Пособие оформлено в виде книжки-раскладушки со съемными элементами. На страницах книги отражены элементы улицы, дороги. Съемные элементы (автомобили, светофоры, пешеходы) помогают создать разнообразные сюжеты, ситуации, которые могут возникнуть c пешеходами на улице. Количество съемных элементов можно увеличить, а это в свою очередь расширит возможности использования книги (с учетом возрастных и индивидуальных особенностей) для ознакомления детей с правилами дорожного движения.

 С данным пособием можно провести ряд дидактических игр. Например, «Какой огонек зажегся?». Во время игры детям предлагается поочередно прикреплять к светофору круги разного цвета, называть эти цвета и объяснять, что они означают для пешеходов.

«Чего не хватает?» Дети рассматривают автомобиль, определяют, чего не хватает, находят и прикрепляют недостающую деталь.

«Пешеходный переход». Дети изучают макет улицы и помогают пешеходу перейти на другую ее сторону, ориентируясь на сигналы светофора.

И ряд других игр: «Веселый светофор», «Наша улица», «На чем мы ездим», «Водитель и пассажир», «Самый внимательный».

Для проведения занятий по обучению детей безопасному поведению на дороге мы также используем шнуровки, бизиборд, паззлы.

Шнуровки «Виды транспорта» не только знакомят детей с разными видами транспорта, но и помогают усваивать понятия «вверху», «внизу», «справа», «слева», что способствует развитию навыков ориентировки в пространстве.

Бизиборд «Автобус» знакомит малышей с пассажирским транспортным средством «автобус», с профессией водителя, приучает детей замечать принцип работы механизмов. Эта игра позволяет ребенку ответить на вопросы: Что такое транспорт и почему он движется? Кто управляет транспортным средством? Зачем нужны разные виды транспорта? Что такое путешествие?

Паззлы «Машинки» максимально просты и состоят из двух крупных деталей. Цель этой игры – расширить представления детей о видах и назначении транспортных средств.

Цель дидактической игры «Транспорт» – познакомить детей с разными видами транспортных средств, учить различать их и правильно называть, знать их назначение и понимать значимость в жизни человека, знакомить с профессиями, связанными с управлением машинами.

Таким образом, используя в своей работе различные виды дидактических игр, мы хотим начать формировать необходимые представления о правилах дорожного движения и безопасного поведения на улицах и дорогах: в занимательной и доступной форме познакомить наших малышей с правилами поведения на улице, с понятиями «дорога», «тротуар», «светофор», «пешеходный переход», «транспорт» и закрепить знания об основных цветах сигнала светофора (красный, желтый, зеленый); Формировать культуру участника дорожного движения. Способствовать дальнейшему успешному усвоению основ безопасного поведения на дорогах. Воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие «Безопасная дорога» по правилам дорожного движения в подготовительной группе детского сада № 52

Повышение эффективности работы по вопросам профилактики детского дорожно-транспортного травматизма, воспитания навыков безопасного поведения детей на улицах и дорогах города....

Проект «Калейдоскоп безопасности» (Знакомство с правилами дорожного движения посредством агитбригады)

АктуальностьВсякая практическая работа, направленная на формирование навыков безопасного поведения детей на дорогах путем совершенствования системы мероприятий должна давать ощутимые результаты. Мы по...

Перспективный план работы по обучению правилам дорожного движения для малышей

Данный план по обучению детей правилам дорожного движения может быть использован воспитателями по ознакомлению с элементарными понятиями о транспорте.Ребёнок становиться участником дорожного движения,...

«БЕЗОПАСНАЯ ДОРОГА» по правилам дорожного движения в старшей группе

Cовместное занятие-досуг с родителями по ПДД в старшей группе...

Памятка для родителей по правилам дорожного движения для малышей

Рекомендации  для родителей детей младшего дошкольного возраста по обучению правилам дорожного движения и правилам поведения на улице...

Краткая аннотация к дидактическому пособию «По безопасным дорогам, в безопасное будущее!» (по правилам дорожного движения)

Пособие изготовлено для детей дошкольного возраста по изучению правил дорожного движения. Пособие многофункциональное , поэтому  необходимо правильно выбрать цель и задачи , которые  считает...