Программа "Ребенок и безопасность"
рабочая программа по обж

Сальникова Оксана Владимировна

Обучение детей правилам поведения, обеспечивающим сохранность их жизни и здоровья в современных условиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_rebenok_i_bezopasnost.docx26.19 КБ

Предварительный просмотр:

Сальникова О.В.

Воспитатель высшей категории

Детский сад №233 ОАО «РЖД»

Программа

 «Ребенок и безопасность»

Цель программы: обучение детей правилам поведения, обеспечивающим сохранность их жизни и здоровья в современных условиях.

Задачи программы.

* Формировать у детей знания об осторожном обращении с опасными предметами и правильном поведении при контактах с незнакомыми людьми.

* Формировать ценности здорового образа жизни: развивать основы экологической культуры ребёнка и становления у него ценностей бережного отношения к природе и строению человеческого организма.

* Учить соблюдать правила безопасного поведения во дворе, на улице, в общественном транспорте.

               Пояснительная записка

Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан - маленьких детей. Главная задача педагогов и родителей состоит в том, чтобы подготовить ребёнка к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.

Правила поведения и меры безопасности непосредственным образом связаны с условиями проживания человека, т.к. каждая среда диктует совершенно различные способы поведения и соответственно меры предосторожности.

Правила бывают строгими и условными: одни исполнять обязательно, другие - просто желательно. И среди такого обилия чётких инструкций и рекомендаций дети теряются. Выход у них один: смотреть на взрослых и действовать так же. Нормальный путь обучения: маленький человек интуитивно повторяет всё за взрослыми, но, к сожалению, впитывает в себя не только полезные знания, но и ошибки, совершаемые взрослыми. Иногда эти ошибки могут стать роковыми...

Определить, правильно или нет, ведёт себя человек в тех или иных обстоятельствах очень сложно. Ведь даже открытый конфликт ребёнка с взрослым или сверстником в некоторых случаях можно оценить положительно - как стремление отстоять себя и право на своё мнение. Любая общепринятая норма должна быть осознана и принята маленьким человеком - только тогда она станет действенным регулятором его поведения. Необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность. Для этого очень важно найти адекватный способ объяснения детям этих правил, а затем следить за их выполнением.

Безопасность - это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях. Ведь всё, чему учат детей, они должны уметь применять в реальной жизни, на практике. При этом основным ориентиром должен стать учёт жизненного опыта детей, особенностей их поведения, предпочтений.

Привить навыки безопасного поведения, только рассуждая об осторожности, нельзя. Безопасному поведению ребёнка нужно учить с того момента, когда он начинает ходить самостоятельно. А программа обучения дошкольников безопасному поведению должна соответствовать современным требованиям.

Для того чтобы понять, что именно дети знают о безопасном поведении, думают, чувствуют, можно использовать беседы, дискуссии - это позволит избежать передачи уже известных им знаний или таких, которые они пока не могут использовать из-за их непонятности или удалённости от реальной жизни. В то же время, опираясь на уже имеющиеся у детей знания и представления о правильном и безопасном поведении, взрослые смогут выделить направления, по которым необходимо провести специальное обучение, и выбрать адекватную методику: занятие, чтение, беседа, мультфильм. Но как сделать, чтобы малышам нравилось заниматься, чтобы они легко усваивали важную информацию и умели ею пользоваться?

Вывод напрашивается сам собой - надо превратить процесс обучения в игру. Игра - один из важнейших видов деятельности ребёнка, его самовыражения, способ его совершенствования. В процессе игры развиваются внимание, память, воображение, вырабатываются навыки и привычки, усваивается общественный опыт. Игра широко используется в учебно - воспитательном процессе и, в частности, в обучении дошкольников безопасному поведению. Кроме того, разговаривать с детьми следует серьёзно, как со взрослыми, без уменьшительных слов. Теоретические занятия, проводимые, как правило, в игровой форме, ставят перед собой цель ознакомить, научить, сформировать те или иные навыки и умения. Очень важно научить ребят грамотно использовать полученные знания. В конце учебного года в каждой возрастной группе предполагается проведение диагностики и итогового занятия в различных формах: развлечения, викторины, конкурсы, экскурсии.

Предлагаемая программа по ознакомлению детей с социальной действительностью через основы безопасности жизнедеятельности включает в себя четыре раздела.

Первый: «Ребёнок и другие люди».

Второй: « Ребёнок дома».

Третий: «Ребёнок и улица».

Четвёртый: «Ребёнок и природа».

Эта программа разработана для детей старшего дошкольного возраста и включает в себя содержание, которое отражает общие изменения в нашей общественной жизни. Содержание программы направлено на развитие детей с учётом индивидуальных и возрастных особенностей детей, своеобразия домашних и бытовых условий, а так же общей социально -экономической и криминогенной ситуации. Программа соответствует принципам развивающего образования, обоснованности и практической применимости.

   Приложением к данной программе являются иллюстрированные альбомы: «Как вести себя дома», «Как вести себя в поезде», «Как вести себя на пляже», «Как вести себя в наземном транспорте», «Как вести себя на улице», «Твое здоровье». В качестве мультипликационного материала рекомендуется серия обучающих мультфильмов «Уроки тетушки Совы» (DVD). Содержание мультфильмов в простой и доступной форме с помощью сказочный персонажей помогает ребенку разобраться в заданной ситуации.

При составлении данной парциальной программы за основу была взята программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста» (Н.Н. Авдеева, Н.Л. Князева, Р.Б.Стёркина). Так как считаю, что содержание данной программы отражает общие изменения в нашей общественной жизни, соответствует современным психолого-педагогическим ориентирам, способствующим более эффективному усвоению детьми данного материала.

Предполагаемый результат

         1. Ребёнок дошкольного возраста знает и осознанно применяет правила безопасного поведения в бытовых и экстренных ситуациях.

         2. Сформированы конкретные навыки безопасного поведения в обществе и общественных местах.

         3. Накопление знаний о профессиях людей и целых организаций, которые могут оказать помощь в трудной ситуации.

        

Подготовительная группа

«Ребенок и другие люди»

         «Ребёнок дома»

    «Ребёнок и улица»

    «Ребёнок и природа»

сентябрь

«Друг познаётся в беде» (разбор проблемных ситуаций).

«Что нас окружает дома?»

«Дорога. Знаки»

«Природа дом- в нём мы живём».

октябрь

«Не всякий встречный друг сердечный».

« Один дома»  (правила поведения).

«Переходы. Перекрестки.»

«Правила ориентировки в лесу»

ноябрь

«Защищаем маленьких и беззащитных»

«Верный помощник-телефон».

«Разные дороги.»

«Путешествие в грибное царство».

декабрь

«Опасные ситуации» (дидактическая игра).

«Если чужой приходит в дом».

«Весёлое путешествие».

«В царстве Снежной

королевы»

(правила поведения во время

зимних игр).

январь

«Как обратиться за   помощью»

«Если в доме случился пожар».

«Мы пассажиры» (правила поведения в транспорте).

«Четвероногие друзья» (контакты с животными).

февраль

«Разговор по телефону с «незнакомцем».

«Поплотнее кран закрой - осторожней будь с водой».

«Правила катания на велосипеде»

«Природные катастрофы. Ураган и наводнение».

     март

«Если чужой в подъезде».

«Ток бежит по проводам».

«Школа пешеходных наук».

«Природоохранные знаки»

(конкурс рисунков)

  апрель

«Насильственные действия со стороны подростков».

«Ножницы, катушки- это не игрушки».

«Дорога в школу»

(наст. игра)

«Дары леса» (дидактическая игра).

       май

«Новые друзья – как их распознать.»

«Проказницы спички».

Конкурс «Лучший пешеход».

«Отдых на природе».

Старшая группа

«Ребёнок и другие люди»

        «Ребёнок дома»

    «Ребёнок и улица»

   «Ребёнок и природа»

сентябрь

«Ребёнок в кругу друзей».

«Я- маленький хозяин» (правила поведения дома).

«Переходим улицу» (целевая прогулка в парк).

«Растения которые нас лечат»

(сбор гербария)

октябрь

«Ребёнок и старшие приятели».

«Экстремальные ситуации в быту».

«Я - пешеход» (безопасное поведение на улице).

«Лукошко с грибами» (игра - путешествие).

ноябрь

«Почтальон» стучится в дверь».

«Открытое окно и балкон - источник опасности».

«Транспорт и поведение в нём».

«Земля - наш общий дом».

декабрь

«Если ты стал свидетелем происшествия» (права ребёнка).

«Электроприборы в твоём

доме».

«Сигналы регулировщика».

«Не дразни чужую собаку».

январь

«Кто такой «незнакомец»?»

«Встреча с «незнакомцем» в подъезде, лифте».

«Метро и железная дорога»

 

«Как вести себя во время грозы».

февраль

«Встреча с незнакомцем».

«Разговор по телефону» (игра по сюжету).

«Внимательный пешеход» (викторина).

 «Поведение во время грозы».

март

«Конфликты между детьми».

«Полезные вещи- молоток и

клещи»

(правила безопасности при

работе с инструментами).

«Катание на велосипеде, роликах в черте города».

«Землетрясение. Как себя вести».

апрель

«Несовпадение внешности и добрых намерений».

«Один дома. Контакты с незнакомыми людьми».

«Ловушки на дорогах, как в них не попасть».

«Укус насекомого.» ( Первая помощь при укусе клеща)

май

«Насильственные действия со стороны взрослого».

«Запомните, детки, таблетки - не конфетки».

«Дорога из детского сада»

«Солнце, воздух и вода -наши лучшие друзья».

        

Средняя группа

«Ребёнок и другие люди»

       «Ребёнок дома»

    «Ребёнок и улица»

  «Ребёнок и природа»

сентябрь

«Мои родственники»

 (дид. игра).

«Если ты остался один»

 «На прогулку мы идём».

Правила поведения в лесу.

октябрь

«Помощь старшим. Нужна ли она?»

(дежурство в группе)

«01, 02, 03 – эти цифры заучи!»

«Мы пассажиры автобуса»

 «Первая помощь при укусе насекомых»

ноябрь

«Когда звонят в дверь».

«Электроприборы в твоем доме»

(правила пользования)

«Светофор и его сигналы».

«Комнатные растения- польза или вред?»

декабрь

«Не надо бояться врачей»

«Игры за компьютером»

«Малыш и авто»

 

«Собака друг человека?»

(контакты с животными)

январь

«Человек в инвалидной коляске или с тростью в руке»

(ситуации об оказании помощи)

«Утюжок не твой дружок»

«Специальный транспорт на дорогах города».

«На улице мороз – скорей укутывай свой нос»

февраль

«Не надо ссориться с друзьями»

«Спичка невеличка, а пожар великан»

«Путешествие на поезде» (сюж.- рол. игра)

«Зимние забавы на свежем воздухе»

март

«Кто такие спасатели и как к ним обращаться»

«Каждой вещи свое место»

«Если ты потерялся на улице».

«Лед на реках и озерах»

апрель

«Мои друзья во дворе дома»

(конфликты между разновозрастными детьми)

«Режим дня в выходной день»

«В гостях у Светофорчика» (развлечение).

«Почему горят леса?».

май

«Попутчики при летнем отдыхе»

«Осторожное обращение с лекарствами»

«Городской транспорт. Виды транспорта».

«Не зная броду, не суйся в воду»

(правила поведения на воде).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семейный мастер - класс по обучению детей навыкам безопасного поведения на дороге "По безопасной дороге - в Страну Безопасности"

Цель:1.     Привлечь внимание взрослых и детей к необходимости соблюдения правил дорожного движения, обеспечение дорожной безопасности.2.     Обеспечить д...

Семейный мастер - класс по обучению детей навыкам безопасного поведения на дороге "По безопасной дороге - в Страну Безопасности"

Цель:1.     Привлечь внимание взрослых и детей к необходимости соблюдения правил дорожного движения, обеспечение дорожной безопасности.2.     Обеспечить д...

Семейный мастер - класс по обучению детей навыкам безопасного поведения на дороге "По безопасной дороге - в Страну Безопасности"

Цель:1.     Привлечь внимание взрослых и детей к необходимости соблюдения правил дорожного движения, обеспечение дорожной безопасности.2.     Обеспечить д...

Обмен опытом «Система работы по формированию у детей основ безопасности собственной жизнедеятельности предпосылок безопасности сознания безопасности »

Сложившаяся современная социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан — маленьких детей. Задача...

«Основы безопасности детей дошкольного возраста» перспективное планирование Пожарная безопасность. Дорожная безопасность. Безопасность в быту. Старшая - подготовительная группа

laquo;Основы безопасностидетей дошкольного возраста»перспективное планированиеПожарная безопасность.Дорожная безопасность.Безопасность в быту.Старшая - подготовительная группа...