«Формирование безопасного поведения в природе у детей дошкольного возраста»
методическая разработка по обж (подготовительная группа)

Ефремова Татьяна Петровна

Доклад о формировании безопасного поведения в природе у детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokla_formirovanie_bez_povedeniya_na_prirode.docx24.95 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на тему:

 «Формирование безопасного поведения в природе у детей дошкольного возраста»

Подготовила:

Ефремова Т. П.

Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется человеческая личность, и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Человек постоянно находится во взаимодействии с окружающей средой, поэтому не менее важно и формирование у ребенка бережного отношения к природе и ее обитателям. Каждый человек - и взрослый, и ребенок - в любой момент может оказаться в чрезвычайной ситуации. Даже самая обычная обстановка станет опасной, если не знать правил поведения в лесу, парке, на улице. В таких ситуациях самыми беззащитными оказываются дошкольники. Следовательно, обучение детей основам безопасного поведения в природе является актуальной педагогической проблемой, в решении которой должны принимать участие не только педагоги, но и родители, общественность, различные ведомственные структуры, которые ответственны за жизнь и здоровье детей.

С первых лет жизни ребенка его любознательность и активность в вопросах познания окружающего мира, порой становится весьма небезопасной для него. Ему все интересно, хочется все попробовать, потрогать, увидеть, услышать. Чтобы различить опасное и безопасное, полезное и нужное ребенку нужен «проводник», которым и становится взрослый. В дошкольном возрасте ребенок знакомится с большим количеством правил, норм, предостережений, требований. Однако ему трудно представить степень их значимости и их выполнение оказывается малоэффективным. В связи с этим, перед нами: ДОУ, воспитателями и родителями встает проблема, целью которой является формирование у детей дошкольного возраста осознанного и безопасного поведения в природе.

В нашем детском саду эту цель реализуем путем решения следующих задач:

  • формировать осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека ситуациям;
  • развивать потребность и желание приобретать новые знания о правилах безопасного поведения в природе, а также пользоваться полученными знаниями на практике.
  • развивать умение передавать своё отношение от общений с представителями профессий, которые помогают в трудных ситуациях (пожарные, МЧС, врачи, полицейские и т.д.) в рисунках и аппликации;
  • развивать познавательную активность детей, обогащая представления о людях, предметах и явлениях окружающего мира;
  • воспитывать доброжелательное отношение детей к окружающему миру и бережное отношение к природе, проявлять интерес к ней.

Организация работы по формированию безопасного поведения в природе в старшем дошкольном возрасте ведется в соответствии с принципами системности, интеграции, доступности.

Используем различные формы и методы с учетом индивидуальных и возрастных особенностей, жизненного опыта детей, особенностей их поведения, предпочтений. Для того чтобы понять, что именно дети знают, думают, чувствуют, используем беседы, дискуссии, игры. Это позволяет избежать передачи уже известных им знаний или таких, которые они пока не могут использовать из-за их непонятности или удаленности от реальной жизни. Чтобы сформировать у ребенка сознательное и ответственное отношение к личной безопасности применяем различные методы и формы образовательной деятельности: проекты: «Юные эколята» , «Мир природы», занятия по природному и социальному миру,  тренинги, экскурсии, целевые прогулки,  дидактические, сюжетно-ролевые, театрализованные, подвижные и проблемные игры, игры-соревнования, квесты, сочинение историй, наблюдения, беседы, чтение специальной детской литературы, анализ заданных ситуаций («Опасность в лесу», «Мы у водоема» «Чтобы не было беды»), экспериментирование (в этом году организован кружок «Опыты, эксперименты», где дети развивают познавательный интерес в процессе экспериментов с неживой природой), акции («Накорми птиц зимой» - цель акции – воспитание у детей и их родителей эмоционально-положительного отношения к птицам, развивать желание помочь им.), сюжетные картинки, отображающие различные ситуации, плакаты, иллюстрации, компьютерные презентации. В нашем саду организована экологическая тропа – это специально оборудованный учебный маршрут, который позволяет решать задачи экологического воспитания в процессе непосредственного общения с ближайшим природным окружением. Объекты экологической тропы: Зеленая аптека, Птичья столовая, Огород, Метеорологическая станция.  

Формирование безопасного поведения в природе осуществляем на основе желания ребенка познавать окружающий мир, используя его любознательность и непосредственность восприятия. Естественная любознательность ребенка в познании окружающего мира в условиях природного и экологического неблагополучия может стать небезопасной для него. В связи с этим, рассказываем детям о правилах поведения в природе (Папка передвижка «Правила поведения в природе», картотека «Правила друзей природы»), которые  обезопасят дошкольников при общении с окружающим миром. Дошкольнику не свойственно чувство страха и опасения. Он может взять ядовитое существо рукой из любопытства или желания поиграть с ним, так как игра имеет большое значение для развития ребенка в целом. Поэтому в игровой форме, при помощи дидактических игр («Опасно -не опасно», «Четвертый лишний», «Стихийные бедствия», «Лекарственные растения »), квест – игр: «На лесной тропинке» и др., развиваем умение детей распознавать опасность, наблюдать жизнь природы издали, не трогая руками. Объясняем, что в природе все взаимосвязано. Дети должны понять главное: Земля ─ наш общий дом, а человек ─ часть природы.

В беседах и рассказах поучаем ответственному и бережному отношению к природе (нельзя разрушать муравейники, ловить бабочек, трогать птичьи гнезда, повреждать паутину, рвать цветы, ломать ветки). Объясняем, что не следует забывать об опасностях, связанных с некоторыми растениями, знакомим детей с ядовитыми растениями, грибами, ягодами, помогаем распознавать, и отличать их от неядовитых рассматривая альбомы и играя в дидактические игры: «Съедобные не съедобные грибы», «Съедобные не съедобные ягоды», «Лекарственные и ядовитые растения». Беседуем с детьми о том, что нельзя пробовать все подряд, так как даже не ядовитое растение может оказаться опасным из-за ухудшающейся экологической обстановки. Объясняем, что лучшее средство защиты от ядовитых растений ─ не трогать их, если они не знакомы, потому что опасным может быть даже прикосновение, но уничтожать ядовитые растения нельзя, так как многие лесные животные едят их и лечатся ими.

Объясняем детям, как правильно вести себя при контактах с животными: можно кормить бездомных собак и кошек, но нельзя их трогать и брать на руки; можно погладить и приласкать домашних котенка или собачку, играть с ними, но учитывать, что каждое животное обладает своим характером, поэтому даже игры с ними могут привести к травмам, царапинам и укусам; нельзя убегать от собаки, замахиваться на нее палкой, трогать, когда она ест или спит и т.д. Особое внимание нами уделяется контактам детей с насекомыми, знакомим с их внешним видом, особенностями поведения и правилами взаимодействия с ними: нельзя махать руками перед пчелами и осами, трогать осиное или пчелиное гнездо, давать сесть на себя оводам и слепням и т.д.. Объясняем детям, что после прогулки, особенно в парк или лес, следует осматривать себя, так как в волосы и на одежду может залезть клещ. В этом случае надо срочно обратиться к взрослым.

Знакомим с правилами безопасности у водоемов в зимний и летний периоды (рассматривание папки передвижки: «Правила поведения на воде»).

Так же постоянно проводится большая работа с родителями.

В родительском уголке была размещена информация: «Осторожно, клещ!».

Изготовлены памятки для родителей: «Внимание! Ядовитые грибы!», «Предвидеть +научить = уберечь».

Папки передвижки «Нужно ли учить любить природу», «Ответственность родителей за поведение детей в природе», «Собственный пример или нотация».

Консультации для родителей: «Знакомим детей с лекарственными растениями», «Опасный отдых на природе».

В результате проделанной нами работы дети имеют представления об опасных для человека ситуациях, знают и могут применить правила безопасного для человека и природы поведения, у детей формируются основы экологической культуры, ценности здорового образа жизни и безопасного поведения в природе.


Список использованной литературы:

1. Белая, К.Ю., Формирование основ безопасности у дошкольников: пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей. [Текст] / Белая К.Ю. – М.: Мозаика-Синтез. - 2013. -67С.

2. Каюрова, А. Н., Скокова, О. В., Шеховцова, Т. С. Формирование культуры безопасности у дошкольников в условиях ФГОС[Текст] / Каюрова А. Н., Скокова О. В., Шеховцов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему: "Формирование навыков безопасного поведения на дорогах у детей дошкольного возраста».

В презентации использованы схемы, которые вошли в мое портфолио при аттестации....

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ДОРОГЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Статья предназначена для воспитателей детского сада, знакомит с правилами формирования безопасного поведения на дороге с младшего до старшего дошкольного возраста, из опыта работы....

Методические рекомендации по формированию навыков безопасного поведения на дорогах у детей дошкольного возраста "Дорога не терпит шалости- наказывает без жалости" с приложениями

Методические рекомендации  по формированию навыков безопасного поведения на дорогах у детей дошкольного возраста "Дорога не терпит шалости- наказывает без жалости" с приложениями...

Формирование навыков безопасного поведения в быту у детей дошкольного возраста

Презентация "Формирование навыков безопасного поведения в быту у детей дошкольного возраста"...

Формирование основ безопасного поведения в природе у детей дошкольного возраста

Ребенку интересно абсолютно все: ему хочется попробовать,потрогать, почувствовать, увидеть, услышать. Как различитьопасное и безопасное, полезное и нужное, лечебное и простое?Детям необходимо об...

Выступление. Формирование основ безопасного поведения в природе у детей дошкольного возраста

Правила поведения на природе для детей загадочное и удивительное из всего, что окружает человека – природа. Именно она дарит незабываемые мгновенья радости, спокойствия и гармонии. Особенно остр...