"Картотека игр"
картотека по обж (подготовительная группа)

Семенова Ольга Александровна
.«Собери в лукошко» Цель игры: формирование у детей основ безопасного поведения в природе; закрепление знаний о съедобных и ядовитых растениях (грибах и ягодах, их отличительных признаках. Материал: карточки – поля с изображением ягодного и грибного лукошка и расположенными вокруг пустыми квадратами (8 шт., предметные картинки с изображением съедобных грибов и ягод (по 8 шт.) и ядовитых грибов и ягод (по 2 шт.) Ход игры: Детям предлагается «собрать» съедобные грибы и ягоды в лукошко, а несъедобные (ядовитые) оставить «в лесу». Каждый из детей выбирает по 1 картинке съедобного гриба и ягоды, вспоминает их название и размещает на свободном месте карточки-поля. Два ядовитых гриба (мухомор и бледная поганка) и две ягоды (вороний глаз и волчье лыко) должны остаться на столе (на поле «в лукошке» свободные места для них не предусмотрены). Педагог вместе с детьми вспоминает названия ядовитых растений, их отличительные признаки, последствия употребления их в пищу и правила безопасного поведения в природе, связанные с данной ситуацией (В лесу ничего пробовать нельзя, даже самый красивый грибок, самая аппетитная ягодка, травинка могут оказаться ядовитыми. Если их съесть, можно отравиться.) Второй вариант: Проводится по принципу игры «Четвёртый лишний» : из четырёх предложенных картинок ребёнок выбирает лишний предмет и объясняет свой выбор (Мухомор – лишний, т. к. все грибы съедобные, а это – ядовитый гриб)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igr.docx14.4 КБ

Предварительный просмотр:

1.«Собери в лукошко»

Цель игры: формирование у детей основ безопасного поведения в природе; закрепление знаний о съедобных и ядовитых растениях (грибах и ягодах, их отличительных признаках.

Материал: карточки – поля с изображением ягодного и грибного лукошка и расположенными вокруг пустыми квадратами (8 шт., предметные картинки с изображением съедобных грибов и ягод (по 8 шт.) и ядовитых грибов и ягод (по 2 шт.)

Ход игры: Детям предлагается «собрать» съедобные грибы и ягоды в лукошко, а несъедобные (ядовитые) оставить «в лесу». Каждый из детей выбирает по 1 картинке съедобного гриба и ягоды, вспоминает их название и размещает на свободном месте карточки-поля. Два ядовитых гриба (мухомор и бледная поганка) и две ягоды (вороний глаз и волчье лыко) должны остаться на столе (на поле «в лукошке» свободные места для них не предусмотрены). Педагог вместе с детьми вспоминает названия ядовитых растений, их отличительные признаки, последствия употребления их в пищу и правила безопасного поведения в природе, связанные с данной ситуацией (В лесу ничего пробовать нельзя, даже самый красивый грибок, самая аппетитная ягодка, травинка могут оказаться ядовитыми. Если их съесть, можно отравиться.)

Второй вариант: Проводится по принципу игры «Четвёртый лишний» : из четырёх предложенных картинок ребёнок выбирает лишний предмет и объясняет свой выбор (Мухомор – лишний, т. к. все грибы съедобные, а это – ядовитый гриб)

2.«Найди и зачеркни» / «Закрой фишками»

Цель игры: закрепление представлений детей об опасных для жизни и здоровья предметах, с которыми они встречаются в быту (природе); об их необходимости для человека и правилах пользования ими (правилах безопасного поведения с ними).

Материал: таблица – поле с предметными картинками (6/5) в ламинированной пленке – по количеству детей, маркеры (или фишки).

Ход игры: Детям предлагается зачеркнуть маркером (или закрыть фишками) все предметы, которые, по их мнению, могут быть опасны. Затем каждый из детей объясняет свой выбор: чем может быть опасен тот или иной предмет и правила обращения с ним (по 1 – 2 предмета на выбор)

Второй вариант: Проводится по принципу игры на группировку предметов: таблицы карточки разрезаются на отдельные предметные картинки; детям предлагается разложить их на две группы по принципу «Опасно (полезно) – безопасно (вредно)» и объяснить свой выбор.

3.«Ходилки»

Цель игры: закрепление представлений детей об опасных для жизни и здоровья предметах, с которыми они встречаются в быту (природе); об их необходимости для человека и правилах пользования ими (безопасного поведения с ними).

Материал: игровое поле с расположенными последовательно предметными картинками, кости (кубик, на каждой из шести граней которого нанесены числа от 1 до 6, цветные фишки по

4.«Кубик безопасности»

Цель игры: закрепление знаний детей о типичных опасных ситуациях, которые могут произойти с ними в быту, социуме, природе; формирование умения предвидеть и предупредить результаты возможного нежелательного развития данной ситуации.

Материал: крупный кубик с размещенными на нем (с помощью липучек) сюжетными картинками, изображающими опасные ситуации в быту, социуме, природе.

Ход игры: Дети по очереди бросают кубик и объясняют ситуацию, выпавшую на верхней грани (Чем опасна для жизни и здоровья данная ситуация? Что может случиться с ребенком в этой ситуации? Как следует (не следует) поступать? Педагог помогает детям самостоятельно делать выводы о последствиях неосторожного обращения с опасными для жизни и здоровья предметами в быту, неправильного поведения на улице; при общении с незнакомыми людьми и пр. Дети должны внимательно слушать друг друга и, при необходимости, дополнять ответы товарищей.

5.«Источники опасности»

Цель: закрепить знания о предметах, которые могут быть объектами возникновения опасности, формировать умения выбирать картинки предметов по описанной ситуации, воспитывать чувство товарищества

Правило: не толкаться, не отбирать предметы друг у друга.

Материал: макет или игровой уголок с предметами домашнего обихода, призы (фишки или картинки)

Ход игры: воспитатель отворачивается, а дети за это время должны взять на макете или в игровом уголке те предметы, которые, по их мнению, могут быть опасны. Затем каждый объясняет свой выбор. Ответы поощряются призами.

6.«Игра - дело серьёзное»

Цель: упражнять детей в выборе безопасных предметов для игр по картинкам, закреплять знания о том, какими предметами можно играть.

Материал: картинки с изображением различных предметов (опасных и неопасных, два обруча

Ход игры: воспитатель предлагает детям разложить картинки по двум обручам. В один обруч дети отбирают картинки с изображением предметов, с которыми можно играть, во второй – картинки с изображением предметов, с которыми нельзя играть, и объясняют свой выбор.

7.«Сто бед»

Цель: закрепить представления об опасных ситуациях в быту, о правильных действиях в конкретных ситуациях; развивать внимание; воспитывать сочувственное отношение к пострадавшему.

Материал: картинки с изображением детей в опасной ситуации.

Ход игры: несколько картинок лежат на столе изображением вниз. Ребёнок выбирает любую, рассматривает и рассказывает: что на ней изображено, почему такое случилось с ребенком, что он сделал неправильно, что теперь делать ребёнку.

8.«Мы – спасатели»

Цель: закрепить представления об опасных ситуациях в быту, о правильных действиях в конкретных ситуациях; развивать внимание; воспитывать сочувственное отношение к пострадавшему.

Материал: картинки, на которых изображены дети в конкретных опасных ситуациях, набор карточек с изображением тех действий, которые необходимо выполнить в той или иной ситуации.

Ход игры: воспитатель на стол кладёт картинку с изображением опасной ситуации, ребёнок рассматривает её и из всех карточек с изображением действий выбирает две правильные, последовательно раскладывает их.

9.«Убери на место»

Цель: закрепить представления о правилах безопасного поведения, формировать знания о том, что для безопасности все предметы надо убирать на свои места; развивать наблюдательность, внимание; воспитывать желание соблюдать чистоту и порядок дома, воспитывать чувство товарищества

Правило: не толкаться, не отбирать предметы друг у друга.

Материал: макет или игровой уголок с предметами домашнего обихода, картинки-предметы.

Ход игры: на макете разложить все предметы на свои места, сначала на «кухне», а потом и во всей «квартире», объясняя свой выбор.

10.«На прогулке»

Цель: закреплять знания о правильном поведении и общении с животными, соотносить изображенное на картинках с правильными и неправильными действиями при встрече с животными.

Материал: иллюстрации, 2 обруча.

Ход игры: несколько картинок лежат на столе изображением вниз. Ребёнок выбирает любую, рассматривает и рассказывает: что на ней изображено, правильно или неправильно здесь поступает ребёнок.

Или в один обруч положить картинки с изображением правильных действий при встрече с животными, а в другой – неправильными действиями.

11."Если малыш поранился"

Цель: познакомить детей с элементарными приёмами оказания первой медицинской помощи, ведь это зачастую может спасти его здоровье и жизнь.

Материал: карточки с наиболее встречающимися бытовыми травмами, карты со способами оказания помощи

Ход игры: Воспитатель предлагает детям выбрать карточки для оказания первой медицинской помощи при резаной ране и последовательно их выложить (промыть рану, наложить стерильную повязку, вызвать врача)

12."Определи растение по запаху"

Цель: упражнять детей в определении по запаху листьев мяты, цветков, ромашки, черёмухи.

Материал: листьев мяты, цветков, ромашки, черёмухи.

Ход игры: воспитатель предлагает детям понюхать листья мяты (цветки ромашки, черёмухи)

Что помогло вам почувствовать этот запах?

Где можно почувствовать такой запах?

13. Игра «Пригласи Мишку в гости»

Цель: закрепить знание домашнего адреса, учить правилам приглашения гостей.

Материал: дома построенные детьми из строительного материала или конструктора, игрушка медвежонка.

Игровые действия: каждый ребенок выбирает себе дом, вежливо приглашает к себе в гости Медвежонка, называя ему свой домашний адрес.

14."Так или не так"

Цель: формировать умение детей отличать опасные для жизни ситуации от неопасных; развивать внимание; воспитывать желание соблюдать правила безопасности.

Материал: 2 карточки – с красным и с зелёным кружком, картинки с изображением опасных и безопасных действий детей;

Правила: под красную карточку (кружок) положить картинки с изображением опасных для жизни ребёнка ситуаций, под зелёную – неопасных (разрешённых).

Варианты: индивидуально с воспитателем; несколько детей по очереди, объясняя свой выбор.

15.«Что мы знаем о вещах»

Цель: расширять представления детей о правилах безопасного поведения в быту; развивать внимание, память; воспитывать чувство сотрудничества

Материал: карточки с изображением пореза, ожога, ушиба руки и пожара, картинки с изображением различных, бытовых предметов.

Ход игры: в игре принимают от 2 до 4 детей, каждый из них берёт себе по картинке с изображением «травмы». Воспитатель поочередно поднимает картинку с изображением предмета. Участники должны догадаться, к какой травме может привести неправильное обращение с этим предметом, соотнести со своей карточкой и взять картинку. При отборе ребёнок должен объяснить, чем опасен тот или иной предмет, рассказать правила общения с ними.

16."Что где растёт"

Цель: закрепить знания о том, где растут лекарственные растения

Материал: мяч.

Ход игры: воспитатель бросает мяч каждому ребёнку, задавая вопрос:

- Где растёт подорожник? (Ребёнок отвечает и бросает мяч обратно)

- Где растёт ромашка? и т. д.

17."По грибы"

Цель: закреплять знание съедобных и несъедобных грибов, умение различать их по внешнему виду на картинке и муляжах.

Материал: картинки или муляжи съедобных и несъедобных грибов

Ход игры: картинки или муляжи разложить в разных местах. Детям предлагается собрать в корзинку съедобные грибы.

18."О чем говорит светофор"

Цель: закреплять знания о значении цветов светофора и правила поведения на улице.

Материал: цветные картонные кружки (красные, жёлтые и зелёные, макет светофора.

Ход игры: воспитатель раздаёт детям кружки красного, жёлтого и зелёного цвета. Последовательно «переключают» светофор, а дети показывают соответствующие кружки и объясняют, что означает каждый сигнал. Выигрывает тот, кто правильно покажет все кружки и расскажет о назначении цветов.

19."Если кто-то заболел"

Цель: закрепить знание о том, что при серьёзной травме необходимо вызвать врача «скорой помощи», позвонив по номеру «03», поупражнять в вызове врача.

Материал: телефон.

Ход игры: Если мы сами не можем справиться с ситуацией, то мы вызываем врача, скорую помощь.

Детям предлагается вызвать врача на дом. Сначала набираем номер телефона и называем по порядку: фамилия, имя —> адрес —> возраст —> жалобы

20.«Что полезно, а что нет?»

Цель игры: Формировать у детей представления о полезных для здоровья продуктах, пользе овощей и фруктов, о правильном питании. Помочь детям осознать, что часто рекламируемые продукты не самые полезные. Научить детей осознанно подходить к своему питанию. Развивать речь детей.

Оборудование: карточки с изображение полезной и вредной еды.

Ход игры: ребенку раздается игровое поле, на поле ребенок раскладывает только те карточки, на которых изображены продукты полезные для организма человека. Карточки, на которых изображена вредная еда, откладываются в сторону.

21.«Вершки-корешки»

Цель игры: Упражнять детей в классификации овощей ( по принципу: что у них съедобно – корень или плоды на стебле).

Игровые правила. Отвечать можно только двумя словами: вершки и корешки. Кто ошибся, платит фант.

Игровые действия. Разыгрывание фантов.

Ход игры: Воспитатель уточняет с детьми, что они будут называть вершками, а что - корешками: «Съедобный корень овоща называть вершками, а съедобный плод на стебле - вершками». Воспитатель называет какой-нибудь овощ, а дети быстро отвечают, что в нем съедобно: вершки или корешки. Воспитатель предупреждает, чтобы дети были внимательными, так как в некоторых овощах съедобно и то и другое. Воспитатель называет: «Морковь!»

Дети отвечают: «Корешки», «Помидор!» - «Вершки». «Лук!» - «Вершки и корешки».

Тот, кто ошибается, платит фант, который в конце игры выкупается.

Воспитатель может предложить иной вариант; он говорит «Вершки», а дети вспоминают овощи, у которых съедобны вершки. Эту игру хорошо проводить после беседы об овощах, огороде.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ (картотека основана на книге: Дрязгуновой В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М.: Просвещения, 1981. – 8о с. )

С раннего детства ребенок видит вокруг себя раз­личные овощи и фрукты. Постепенно он запоминает их названия, начинает находить знакомые среди них. Однако малыши почти не имеют представления об о...

Методический материал для воспитателей старшей группы. Перспективное планирование сюжетно - ролевых игр. Картотека подвижных игр, приложение. Картотека сюжетно - ролевых игр.

Картотека подвижных игр. Картотека наблюдений на прогулке (на год) старшая  группа. картотека сюжетно - ролевых игр с приложением. Перспективное планирование сюжетно - ролевых и театрализованных ...

Картотека (младший возраст) по теме: Картотека театрализованных игр

Картотека включает в себя театрализованные игры, творческие упражнения, миниатюры, сценки, импровизации. Цель: развитие творческой активности Задачи: развитие творческого воображения, выразительности,...

Картотека игр по развитию речи для дошкольников и картотека с/р игр

Картотека игр по развитию речи для дошкольников и здесь же картотека с/р игр....

Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики во второй младшей группе.

Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики  после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики...

Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе.

Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе....

Картотека для детей средней и младшей группы. Картотека сюжетно-ролевых игр

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 81 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детейВыборгского рай...