проект "Азы финансовой грамотности"
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)

Нестерова Юлия Юрьевна

Формирование полезных привычек в сфере финансов, начиная с раннего возраста, поможет избежать детям многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pasport_proekta_finansy.docx32.78 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  казенное дошкольное  образовательное учреждение «Детский сад «Солнышко»

Информационно – творческий проект в подготовительной группе «Азы финансовой грамотности»

подготовила

воспитатель

Нестерова Ю. Ю.

Сухиничи, 2021 год

Паспорт проекта

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА:

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике, отражающее интерес педагогической и родительской общественности к глобальной социальной проблеме, неотделимой от развития ребенка с первых лет его жизни.

Дети рано включаются в экономическую составляющую жизни семьи: знакомятся с деньгами, рекламой, ходят с родителями за покупками в магазин, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, пока еще на житейском уровне.

Грамотность в сфере финансов, так же, как и любая другая, воспитывается в течение продолжительного периода времени на основе принципа «от простого к  сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков. Формирование полезных привычек в сфере финансов, начиная с раннего возраста, поможет избежать детям многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни.

С детства детям нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе и финансовой, это поможет им в будущем не влезать в долги, держать себя в рамках имеющихся средств и аккуратно вести свой бюджет.

На первый план ставится формирование нравственных понятий: честности, обязательности, умения подчинять свои желания возможностям, законопослушности, взаимопомощи и пр.

Цель проекта формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста

Задачи:

  • Формировать первичные экономические понятия: финансы, товар, зарплата, банк, потребности.
  • Продолжать учить решать проблемные ситуации, аргументировать свои ответы, активизировать словарь
  • Развивать основы финансовой грамотности дошкольников посредством разнообразных видов детской деятельности;
  • Совершенствовать коммуникативные качества детей;
  • Способствовать воспитанию нравственных качеств, правильному отношению к деньгам и разумному их использованию, бережливость, честность, взаимовыручка, щедрость.

ВИД         ПРОЕКТА: информационно – творческий.

ТИП ПРОЕКТА:

По числу участников проекта: групповой (23 человека).

По времени проведения: краткосрочный (3 недели : 9 января – 31 января 2020 г.)

Предполагаемый результат.

Для детей:

- приобретение новых знаний социально-экономического характера,

- приобретение первичных навыков рационального распределения доходов семьи

- усвоение следующих вопросов: как беречь деньги, как научиться принимать правильные финансовые решения;

- получение навыков ответственного отношения к финансовым обязательствам;

- развитие внимания и воображения, способности искать и находить новые решения, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации;

- применение практических советов в решении конкретных ситуаций;

- развитие мышления через умение анализировать, сравнивать,

синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать, опровергать;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;

- повышение интереса к изучению окружающего мира.

Для родителей:

Участие родителей в совместной продуктивной деятельности.

Повышение педагогической культуры родителей в проблеме взаимодействия

с детьми по экономическим вопросам.

Для педагогов:

Повышение квалификации в вопросах формирования и развития финансовой грамотности у дошкольников.

Основные формы реализации проекта:

Формы работы с детьми:

Беседа: «Все профессии важны», «Что такое семейный бюджет», «Мир денег», «Дом, в котором живут деньги», «Доходы», «Зачем нужно работать», «Что такое товар и услуга».

Дидактические игры: «Обязательные и необязательные расходы», «Кто кем работает», «Разложите товар», «Как проверить и посчитать деньги»,  «Выбери товар», «Что можно купить за деньги», «Какой товар лишний», «Что сколько стоит», «Много - мало».

Сюжетно – ролевые игры: «Магазин», «Кафе», «Супермаркет», «Семья», «Автобус», «Аптека».

Использование художественной литературы: сказки «Зимовье зверей», «Три поросенка», «Лисичка со скалочкой»,  «Петушок и бобовое зернышко», «Колосок», «Мужик и медведь», «Хаврошечка», С. Михалков «А что у вас», сказка Г.Х. Андерсена «Новое платье короля», сказка Ю. Девятова «Тайна старого кошелька», сказка Е. Сивкова «Храбрая копейка», рассказ Э. Успенского «Бизнес крокодила Гены», сказка А. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

Формы работы с родителями: анкетирование «Нужна ли в детском саду финансовая грамотность», консультации «Зачем нужна ребенку финансовая грамотность», организация «Веселой ярмарки».

Итог проекта 

Проведение «Веселой ярмарки».

Задачи образовательных областей и их реализация:

ОО «Познавательное развитие»

Знакомить детей с монетами и купюрами, учить различать их.

Расширять представления об элементах экономики (бюджет семьи, разные уровни обеспеченности людей, благотворительность).

Расширять и уточнять представления детей о предметном мире.

Развивать основы финансовой грамотности дошкольников посредством разнообразных видов детской деятельности.

ОО «Социально-коммуникативное развитие»

Развивать волевые качества: умение ограничивать свои желания, выполнять установленные нормы поведения.

Расширять представления о труде взрослых, о значении их труда для общества, развивать интерес к различным профессиям.

Расширять знания детей о потребностях, учить понимать, чем отличаются потребности от желаний

ОО «Речевое развитие»

Совершенствовать речь как средство общения.

Продолжать формировать умение отстаивать свою точку зрения, умение составлять рассказы из личного опыта.

Развивать интерес к художественной литературе.

ОО «Художественное – эстетическое развитие»

Развивать эстетические чувства, эмоции, переживания; умение самостоятельно создавать художественные образы в разных видах деятельности.

Этапы реализации проекта:

Подготовительный этап:

Определение темы проекта.

Формулировка цели и постановка задач.

Составление плана основного этапа проекта.

Основной этап:

Проведение совместной деятельности:

создание развивающей среды, разработка содержания непосредственно образовательной деятельности, сценария праздника.

Заключительный этап

 - Активизация в речи слов по теме

- анализ полученных результатов

– проведение мероприятий с детьми

Организационные формы работы над проектом:

Содержание работы

Задачи

ПИД «Знатоки»

Закрепить представление о богатстве рукотворного мира, углублять знания о предметах, удовлетворяющих эстетические и интеллектуальные потребности человека

См. Дыбина О.В.стр.83

ФЦКМ «Путешествие в страну Рублика»

Продолжать знакомить детей с экономическими понятиями, воспитывать бережное отношение к деньгам

Развитие речи Д. Родари «Чем пахнут ремесла»

Активизировать в речи детей слова, обозначающие название профессий

ПИД «Какие предметы делают жизнь удобной»

Научить детей определять назначение предметов, делающих жизнь удобной.

См. Дыбина О.В.стр. 46

ФЦКМ «Для чего нужна реклама»

Дать представление о рекламе и ее назначении

ПИД «Что из какого магазина»

Показать детям богатство предметного мира

См. Дыбина О.В.стр.78

ФЦКМ «Почему взрослые работают»

Развивать представление о том, что труд является средством удовлетворения разнообразных потребностей человека и источником дохода

Развитие речи Н. Носов «Про репку»

Воспитывать трудолюбие, уважение к труду через чтение художественной литературы.

Рисование «Букет цветов»

См. Комарова Т.С. стр. 70.зад-ние 44

Рисование «Букет в холодных тонах»

См. Комарова Т.С. стр.72 зад- ние 47

Декоративное рисование по мотивам хохломской росписи

См. Комарова Т.С. стр.77 зад- ние 55

Результаты проекта:

Дети умеют:

1.Активно использовать в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации проектных мероприятий (деньги, товар, цена, семейный бюджет и пр.)

2.Осознавать и соизмерять свои потребности и возможности.

3.Осознавать, что потребности семьи (и его личные) не должны быть расточительными, и что ребенок, будучи экономным, может уменьшать расходы.

4.Контролировать ответственность за свои поступки, которые могут положительно или отрицательно сказаться на экономическом положении семьи и его самого.

5.Понимать, что реклама может помочь, если она правдива или навредить бюджету семьи и здоровью человека  

6.Родители приобретают дополнительные знания по воспитанию финансовой грамотности детей.

Заключение

        Финансовое просвещение и экономическое воспитание – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования с дошкольного возраста, когда дети получают первичный опыт участия в элементарных экономических отношениях, происходит их приобщение к миру экономической действительности.  

        Очень важен для детей пример родителей. Безусловно, родители должны объяснить ребенку, что для того, чтобы приобрести то, что хочется, нужно потрудиться и заработать на это деньги. Дети должны знать о потребностях своей семьи, научиться жить по средствам, тратить меньше, чем зарабатывается. Понятно, что счастье за деньги не купишь, но детям не лишним будет знать, что достаточное количество финансовых ресурсов открывают перед ними большие возможности, способные дарить радость.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совет педагогов «Современные подходы к повышению к повышению финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста: азы финансовой грамотности в ДОУ»

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике, так как финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделим...

Анализ содержания вариативных программ дошкольного образования, направленных на формирования предпосылок финансовой грамотности у дошкольников: «Тропинки» и «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности"

Анализ содержания двух вариативных программ дошкольного образования, направленных на формирования предпосылок финансовой грамотности у дошкольников.Основная образовательная программа дошкольного образ...

Игра-путешествие по финансовой грамотности с использованием STEM-образования в подготовительной коррекционной группе «Путешествие Буратино в страну Финансовой грамотности»

Игра-путешествие разработана в соответствии с программой STEM-образование и дополнительной программы "Финансовая грамотность для дошкольников". В разработке использованы все 6 модулей STEMа:...

Конспект занятия по формированию финансовой грамотности детей старшего возраста. Тема: «Обучение Буратино финансовой грамотности»

Содействие финансовому просвещению и экономическому восприятию детей старшего дошкольного возраста....

Проект по формированию финансовой грамотности у дошкольников (6-7 лет) «Приключения Буратино в стране финансовой грамотности»

Проект по формированию финансовой грамотностиу дошкольников (6-7 лет)«Приключения Буратино в стране финансовой грамотности»Основы финансовой культуры необходимо прививать детям с малых лет...

Проект по формированию финансовой грамотности у дошкольников по теме «Приключения Буратино в стране финансовой грамотности».

Проект по формированию финансовой грамотности у дошкольников по теме "Приключения Буратино в стране финансовой грамотности"....