Консультация для воспитателей « Формирование основ финансовой культуры у ребенка».
консультация по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Чаганова Ольга Николаевна

Консультация для воспитателей  « Формирование  основ  финансовой культуры у  ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fins_kult_svoya.docx25.6 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей  « Формирование  основ  финансовой культуры у  ребенка».

                                                       Подготовила воспитатель: Чаганова О.Н

Консультация для воспитателей  « Формирование  основ  финансовой культуры у  ребенка.

Невозможно вырастить гармонично развитого человека, не подготовив его

к главной реалии современного рынка – товарно–денежным отношениям.

Ребенок – дошкольник практически ежедневно слышит в семье, в торговых

центрах, магазинах, от своих сверстников и взрослых такие понятия, как

деньги, продукты, товары, цены, дорого, дешево, экономить и т.д. Поэтому

проблема финансового воспитания детей становится актуальной применительно уже к дошкольному возрасту, так как это время, когда закладываются азы будущего финансового «здоровья». Именно дошкольный возраст является самым продуктивным в плане заложения таких индивидуально– психологических особенностей личности, как ответственность, бережливость, сила воли, которые необходимы для формирования в дальнейшем финансово –грамотного человека. Так же следует понимать,  что формируется не финансовая грамотность, а финансовая культура ребенка, т.е. закладываются индивидуальные особенности восприятия финансового мира.

Формирование финансовой культуры официально признано одной из важнейших задач образовательной деятельности. Финансовая грамотность активно включается в систему образования. Практика показала: чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем быстрее формируются полезные финансовые привычки, которые помогают избежать многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а так же заложить основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении всей жизни. Финансовая культура формируется в течение продолжительного периода на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний навыков.  Важно помнить,  что сегодняшние дети –это

налогоплательщики, вкладчики и заемщики, участники финансового рынка. Поэтому формирование финансовой культуры и обучение грамотности целесообразно начинать в раннем возрасте на начальных ступенях образовательной системы.

Надо закладывать основы финансовой культуры в дошкольном возрасте русле формирования здорового отношения к деньгам, совершенствования общения ребенка со взрослыми и сверстниками при реализации интереса к материальным ценностям, понимание о взаимосвязи денег как предмета материального мира с нормами морали, этически – культурными ценностями социума и общественно полезного труда человека.

Но прежде чем формировать основы финансовой грамотности надо поставить перед собой и детьми цель и задачи. Цель: формирование финансовой культуры и азов финансовой грамотности у детей старших и подготовительных к школе групп детского сада. Чтобы добиться поставленной цели надо решить ряд задач:

Образовательные:

- познакомить дошкольников с денежной сферой жизни;

- раскрыть взаимосвязь понятий: труд – продукт (как результат труда) – деньги, подготовить к восприятию денег как жизненно необходимого, ограниченного ресурса, труда как честного способа их заработать;

- сформировать у детей начальные навыки обращения с деньгами, правильное отношение к финансовым ресурсам и их целевому предназначению;

- подготовить к принятию своих первых финансовых решений;

- заложить азы ответственного отношения к денежным ресурсам, управлению и

контролю над ними, мотивацию к бережливости, накоплению, полезным

тратам;

- научить соотносить понятия надо, хочу и могу;

- обогащать словарный запас и познакомить с понятиями – трудиться, работать,

зарабатывать, деньги, доходы, покупать, тратить, расходовать, откладывать,

копить, сберегать, одалживать, занимать, отдавать, возвращать, планировать,

экономить.

- способствовать формированию гармоничной личности, осознающей нормы и

ценности, определяющие основы финансово – экономических отношений

между людьми в обществе;

- подготовить детей к жизненному этапу, когда будут появляться карманные

(личные) деньги.

Воспитательные:

- активизировать коммуникативную деятельность детей;

- стимулировать интерес к изучению мира финансов;

-

Формировать у детей положительную мотивацию к формированиюфинансовой культуры и овладению финансовой грамотности;

- способствовать повышению ответственности и самоконтроля – качеств,

необходимых для достижения успеха в жизни;

- обеспечить психолого – педагогическую поддержку семьи и повышение

компетентности родителей в вопросах формирования финансовой культуры

ребенка.

Вся работа по формированию финансовой культуры и овладению

финансовой грамотности у детей дошкольного возраста строиться по

направлениям развития или образовательным областям:

«социально коммуникативное развитие», «познавательное развитие», «речевое развитие»,

«художественно – эстетическое развитие», «физическое развитие».

Так же нужно предусмотреть следующие формы и методы работы с

детьми в направлении формирования финансовой культуры и овладения финансовой грамотности:

- игровые (игры, игровые упражнения, ситуативные игры, игровые приемы,

интерактивные театральные мини - постановки);  словесные  (беседы, объяснения,

рассуждения, обсуждением прочитанного, пояснения);

- наглядные (наблюдения, экскурсии, просмотр фильмов, рассматривание

предметов, плакатов, картин и иллюстраций);

- практические (исследования, экспериментирование, опыты, моделирование).

Но базовой формой и методом является игра. Ребенок осваивает и познает

мир через игру, поэтому обучение, осуществляется с помощью игры. В целях

достижения оптимального результата рекомендуется использовать различные

игры: театрализованные, режиссерские, сюжетно – ролевые, интеллектуальные,

семейные, дидактические. В совместной игровой деятельности происходит

активное общение детей друг с другом и взрослыми, которое заряжает

положительными эмоциями,  стимулирует познавательную способствует развитию мышления. В процессе игры дети осваивают знания, овладевают умениями и навыками, учатся культуре общения и поведения. В играх моделируются реальные жизненные ситуации,  адекватная возрасту ситуация общения, развивается речь. Знания и навыки,

приобретенные в процессе игр и игровых занятий, будут способствовать экономическому

развитию дошкольников,  которое окончанием детского возраста, так как представляет собой процесс длиною в жизнь.

Для формирования финансовой культуры и овладения финансовой грамотности детей

Дошкольного возраста изучение таких тем:

1 Без труда нет жизни на земле:

 Труд – основа жизни,

 Работать и зарабатывать,

 Все работы хороши - выбирай на вкус,

 Трудолюбие и лень,

Для достижения единства целей и задач воспитания детей старшего

дошкольного возраста надо предусмотреть взаимодействие детского сада и

семьи. Нужно активно приобщать родителей к образовательной деятельности

по формированию финансовой культуры и овладения финансовой грамотности

детей через организацию различных форм взаимодействия:

- Единое образовательное пространство (родительский клуб, лекции, семинары, беседы, папки – передвижки, проекты, пособия для родителей, семейные

конкурсы, встречи с интересными людьми, выставки, ярмарки);

- Широкое информационное поле (консультации, тематические памятки,

альбомы, стенды, создание странички на сайте ДОУ);

- Создание условий (помощь родителей в создании развивающей предметно –

пространственной среды);

Наблюдение и контроль (анкетирование, опросы, диагностика, индивидуальные беседы, родительская поста).

Прежде чем формировать основы финансовой грамотности необходимо

понять, какие знания и умения на начальном этапе есть у детей дошкольного возраста. Для этого надо провести оценку знаний основ финансовой грамотности детей. В связи с этим разрабатывается для детей ряд заданий:

- Задание 1 Выбери, что тебе больше нравится. Цель: выявить интерес детей к экономике.

-Задание 2Расскажи, что случилось? Цель: Определить интерес экономическим знаниямих осознанность; умение делать выбор, ориентируясь на нравственные нормы поведения.

- Задание 3 Продолжи предложение. Цель: проверить умение детей завершать

предложение по смыслу, используя термины экономики.

- Задание 4 Что необходимо человеку для жизни? Цель: определить уровень

понимания понятия «потребности».

- Задание 5 Что означают цифры рядом с товаром? Цель: определить уровень

элементарных знаний о товарно-денежных отношениях.

- Задание 6 Расскажи, откуда появился хлеб? Цель: выявить представления у

детей о производстве товара.

- Задание 7 Расскажи, кто такой экономный? Цель: выявить уровень

понимания понятия «экономия в быту».

И на заключительном этапе провести итоговый мониторинг знаний и

Умений детей для определения динамики развития и дальнейшего планирования работы с детьми в направлении формирования основ финансовой грамотности.

Ожидаемые результаты по окончании реализации проекта «Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»:

Личностные результаты:

Дошкольник сможет:

- разбираться в значении основных экономических и финансовых понятий;

- четко осознавать, что труд – основа жизни, любой труд – это хорошо, плохо –

сидеть без дела;

- знать, что деньги зарабатываются трудом, являются мерой оценки труда,

универсальным средством обмена;

- понимать, что бережливость и экономия – это разумное отношение к

расходам (они не бессмысленны, а направлены на достижение конкретных

целей), умение ценить результаты труда, умение делиться и отдавать, в случае

острой необходимости прийти на помощь

ближнему, делиться своими

сбережениями, порой абсолютно бескорыстно;

- осознавать необходимость выделения главного (умение видеть преимущества

того или иного предмета, действия).

Практические результаты:

- освоить начальные навыки обращения с деньгами, осознать необходимость

грамотно и бережно относиться к ним;

- научиться принимать свои первые финансовые решения относительно

расходов и трат, соотносить понятия хочу и могу. Понимать, что тратить можно

мудро, с пользой для себя, а можно напрасно, без толку, бесполезно,

бессмысленно;

- освоить начальные навыки планирования: интересно и с пользой использовать

свободное время, принадлежащие ребенку вещи (игрушки, канцтовары и пр.);

- заложить нравственно – эстетические привычки (возвращать долги, уважать

свой и чужой труд, сопереживать, делиться), которые в будущем будут

способствовать управлению личными финансами.

Работая по данной теме, можно с уверенностью сказать, что тема

актуальна, своевременна и, несомненно, интересна. Практическая апробация

этой темы позволит сделать выводы о том, что заниматься финансовой

грамотностью детей в современных рыночных условиях просто необходимо, не

стоит пренебрегать финансовым обучением ребенка, так как это может

определить его будущее. Это позволит подготовить ребенка к реалиям

современного рынка – товарно – денежных отношений, сформирует у него

правильные ориентиры в экономических явлениях.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Воспитание культуры поведения"

Данный материал предназначен для воспитателей всех возрастных групп...

Консультация для воспитателей «Формирование культуры трапезы»

К 2-3 годам у малыша появляются все молочные зубы, и ребенок может и должен хорошо освоить и закрепить навык жевания....

Консультация для воспитателей «Воспитание культуры общения детей старшего возраста»

Воспитание культуры общения это одна из основных социальных потребностей, свойственная ребенку с младенческого возраста. В общении со сверстниками развиваясь интеллектуально, обогащаясь информацией ре...

Консультация для воспитателей "Корпоративная культура в ДОУ"

В консультации освещается понятие о корпоративной культуре, о миссии организации, о соблюдении требований рабочей этики....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ "ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ"

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ "ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ"...