Консультация для воспитателей "Воспитание культуры поведения"
консультация по теме

Москвина Любовь Игоревна

Данный материал предназначен для воспитателей всех возрастных групп

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konusultatsiya_dlya_vospitateley.doc167 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

Необходимость воспитания культуры поведения

С  самого раннего детства ребенок вступает в сложную систему  взаимоотношений  с окружающими  людьми  (дома,  в  дет/саду   и   т.д.)   и приобретает  опыт  общественного  поведения.  Формировать  у  детей  навыки поведения, воспитывать сознательное, активное отношение к  порученному  делу, товарищество, нужно начинать с дошкольного возраста. В детском саду для этого немало  возможностей.  В  процессе  повседневного общения со  сверстниками  дети  учатся  жить  в  коллективе,  овладевают  на практике  моральными  нормами  поведения,  которые   помогают   регулировать отношения с окружающими. Работая с детьми, воспитатели уделяют  большое  внимание  формированию  их поведения на занятиях, в играх, труде и недостаточно  оценивают  возможности повседневной бытовой деятельности, зачастую проходя мимо тех  педагогических  ценностей, которые таит в себе повседневная жизнь дошкольного учреждения.
   В силу того, что дети годами  посещают  дет/сад,  появляется  возможность упражнять их в хорошем поведении многократно, и это  способствует  выработки привычек.
   Каждый день дети здороваются и  прощаются,  убирают  после  игры  игрушки, умываются,  одеваются  на  прогулку   и   раздеваются.   Ежедневно   ребенку приходится  аккуратно  вешать  одежду,  ставить  обувь и т.д.  Во  всех  этих ситуациях дети  не  только  практически  овладевают  различными  навыками  и  умениями,  но  и  осваивают  определенные  нормы  поведения   в   коллективе сверстников. Приучая детей здороваться со своими товарищами, воспитатель  использует  и утренний приход в детский сад и встречи в течение дня с другом,  заведующей, муз.руководителем, поваром и т.д. Многократные упражнения помогают  ребенку осознать общее правило: «Здороваться надо со всеми, кого увидел в этот  день  впервые». Такая постоянная связь формирует у детей  положительную  привычку. Имеет значение и то, как будет сказано  детьми  «Здравствуйте»  или  «Доброе утро», ведь внешняя форма вежливости выражает  уважение  и  доброжелательное отношение к окружающим. Одни здороваются  охотно  и  приветливо,   другие  – только  после  напоминания,  третьи -  не  здороваются   совсем   или  здороваются  нехотя.   Однако   не   стоит   каждый   случай   приветливости рассматривать как факт проявления  невежливости.  Лучше  разобраться,  почему ребенок не поздоровался, и помочь ему  справиться.  Часто  дети  здороваются формально, не понимая смысла этого правила. Например: мальчик  входит  в  группу  и  сразу  направляется  к  игрушкам. Воспитатель напоминает мальчику, что сначала  нужно  поздороваться.  Ребенок отвечает: «Я  уже  здоровался   там…»  и  рукой  показывает  на  дверь.  Это свидетельствует,  что  мальчик  не   понимает,   почему   при   входе   надо  приветствовать друг друга. Воспитатель объясняет,  что,  здороваясь, люди желают друг другу хорошего здоровья и  настроения.  Только  в  единстве моральных знаний и поведения можно решать  задачи  нравственного  воспитания дошкольников. Важен также пример взрослых  –  сотрудников  детского  сада  и родителей – их приветливость и доброжелательность  при  встречах  передаются детям.
   Любой  из  моментов  режима  дня  в   детском   саду   содержит   огромные воспитательные возможности. Взять хотя бы  промежуток  времени,  когда  дети находятся в раздевальной  комнате.  В  раздевальной  комнате  дети  остаются очень долго, но они постоянно вступают во взаимоотношения  со  сверстниками.
   В  этих   взаимоотношениях   складывается   свой   микроклимат,   происходит автоматизация» норм поведения.  Поэтому  пребывание  детей  в  раздевальной комнате  воспитатель  может  использовать, чтобы   поупражнять   детей   в доброжелательном отношении детей друг к другу, в умении уступать,  приходить на помощь товарищам, вежливо к ним обращаться.
   Нередко  во  время  одевания  можно  увидеть,  как  дети  выстраиваются  к воспитателю, чтобы он помог им одеться, а ведь можно научить  детей  вежливо обращаться за помощью к сверстникам. Почему дети порой не  хотят обращаться за помощью к сверстникам? По многим причинам: они не хотят  выглядеть  перед ними беспомощными; не желают получить отказ; услышать на просьбу грубость  и т.д. Педагог должен использовать каждую ситуацию в  повседневной  и  бытовой деятельности,  чтобы  на  практике  показать  детям,  что  и  товарищ  может застегнуть пуговицы, развязать шарфик  и  т.д.,  только  надо  его  об  этом попросить вежливо, и потом поблагодарить за оказанную услугу.  Взрослые  должны  с  самого  детства   воспитывать   у   детей   чуткость, отзывчивость, готовность прийти на  помощь  друг  другу.  «Если  товарищу трудно, помоги ему»,  «Если  тебе  трудно  –  обратись  за  помощью»  -  вот правила, которыми должны руководствоваться дети в повседневной жизни.
     Воспитатель  на  конкретных  примерах  объясняет  детям  необходимость   и целесообразность каждого правила поведения. Осознав  ценность  правил,  дети начинают активно ими пользоваться, и  постепенно  следование этим правилам становиться для них нормой поведения.  Перед воспитателями детского сада стоит задача: воспитать у детей бережное отношение  к  вещам.  Решение  этой  задачи  требует  от  педагога  большого терпения. Малыша учат вешать одежду, складывать вещи.  Часто  можно  видеть, как дети в младших группах старательно  складывают  кофточки,  шорты…,  а  в средних группах небрежно заталкивают свои вещи в шкафы. Некоторые воспитатели в  средних  группах,  меньше  внимания  обращают  на формирование у детей навыков и умений самообслуживания.  Воспитатель  вводит правило: «Каждой вещи – свое место» - и строго контролирует его  выполнение. Постоянно на конкретных примерах педагог может показывать детям,  как  важно и необходимо соблюдать это правило: когда все вещи на  месте,  можно  быстро одеться, вещами удобно пользоваться, и они лучше сохраняются.
 

 Создание  культурных  привычек  начинайте  с  воспитания  аккуратности   и чистоплотности. Уже с трёхлетнего возраста ребенок  может  сам  с  некоторой помощью взрослых одеваться, застелить свою кровать, может помогать в  уборке комнаты.
Культура еды, умение культурно принимать пищу – один  из  первых  навыков, который должен воспитываться у ребенка. Перед едой обязательно вымыть  руки, уметь пользоваться ложкой, вилкой, не пачкать скатерти  и  одежды  во  время еды – всё это  можно  воспитывать  только  путём  постоянного  наблюдения  и  систематических указаний со стороны взрослых. С ранних лет воспитывайте у детей  любовь  и  привычку  к  труду.  Следует считать важнейшим правилом воспитания: «Не делай за  ребенка  того,  что  он может сделать сам».  Делая что-либо за ребенка, взрослые думают, что они помогают ребенку. А на самом деле они лишь мешают выработки у него  полезных  навыков,  лишают  его самостоятельности  и  той  радости,  которую  доставляют  детям   проявления самостоятельности.
         Умение жить в коллективе сверстников, имеет большое значение для  будущего школьника. Вот и надо ежедневно, используя каждое пребывание ребенка в детском  саду, дать ему возможность овладеть, необходимыми нормами морального  поведения в  коллективе сверстников.
Культура труда и поведения – это качества,  которые  являются  показателем отношения человека к своему делу, людям, обществу и  свидетельствуют  о  его социальной зрелости. Основы их закладываются в детстве, а  затем  продолжают развиваться  и  совершенствоваться. В  дошкольный  период  ребенок  овладевает навыками культуры действий с предметами в играх, труде, на занятиях, т.е.  в процессе  деятельности.  Играя,  занимаясь,  выполняя   посильные   трудовые поручения дома и в детском саду в обществе  сверстников,  ребенок  усваивает положительный опыт отношений к людям, к труду, вещам  Необходимо  прививать  детям  умение  правильно  обращаться  с  игрушками, книгами, пособиями,  личными  вещами,  бережно  относиться  к  общественному имуществу; формировать навыки умения, связанные с подготовкой к  предстоящей деятельности (играм, занятиям, труду) т.е. учить  ребенка  готовить  рабочее место и все необходимые предметы и материалы, с которыми он будет  играть  и заниматься;  четко  и  последовательно  организовывать  свою   деятельность, планировать время в процессе деятельности, доводить начатое до конца. По  завершении  деятельности  привести  в  порядок  свое  рабочее   место, аккуратно убрать после себя, то чем  пользовался,  сложить  игрушки,  книги, учебные материалы в таком виде и в таком  порядке,  чтобы  обеспечивать  их сохранность и удобство использования в следующий  раз;  привести  в  порядок свое рабочее  место,  помыть  руки  после  занятий  с  глиной  или  трудовых поручений.
    Старшим дошкольникам прививают элементарные навыки организации  свободного времени  в  соответствии  с  распорядком  жизни  дома  и  в  детском   саду, стремление быть занятым полезной деятельностью. Известно,  что  маленький  ребенок  еще  не  может   организовывать   свою деятельность,  поэтому  организаторами   являются   родители   в   семье   и воспитатели  в  детском  саду.  Под  их  руководством  деятельность  ребенка  обретает целенаправленность, содержательность, становится  важным  средством воспитания.
   Важно учить относиться детей к общественному имуществу, как к своей личной вещи. Воспитатель объясняет детям:  «Все,  что  имеется  в  детском  саду  – игрушки, посуда, мебель – твое, мое, наше, общее, принадлежит нам всем.  Вот это надо беречь, иначе будет не с  чем  играть  и  заниматься,  и  в  группе  станет неуютно».  Там,  где  эта  мысль  внушается  постоянно,  дети  быстро овладевают прочными навыками правильного обращения со всеми  окружающими  их предметами.  Формирование  бережного  отношения  к  общественному  имуществу тесно связано с воспитанием коллективистских черт.  Только  тогда,  когда  в  сознании ребенка понятия «я», «моё» постепенно в  результате  взаимодействия со сверстниками, расширяются до понятий «мы», «наше»,  он  начинает  бережно относиться к вещам, принадлежащим другим. Необходимо приучать правильно, обращаться с учебными пособиями. Правильное обращение с  материалами  и  пособиями,  которые  необходимы  для  различных занятий – рисованием, лепкой, аппликацией и др., важная задача в  подготовке ребенка к  школе.  Необходимо  современно  учить  его  экономно  расходовать бумагу и  клей,  пользоваться  простым  и  цветными  карандашами,  кистью  и красками и т.д., содержать все это в надлежащем порядке.  Также особому вниманию следует уделять правильному обращению с книгой. С первой встречи ребенка с книгой важно вызвать уважительное  отношение  к ней. Книга – одно из сокровищниц духовного богатства человека. Книги  делают нас умнее и взрослее. Книги нас учат, забавляют, радуют. «Если хочешь посмотреть книгу, проверь руки, -  чистые  ли  они»,   -  это должно стать правилом для каждого маленького читателя.  Дети  должны  знать, что книгой пользуются в специально отведенном для этого месте за  столом,  а не на ковре  или  в  игровом  уголке.  Нельзя  обращаться  небрежно  даже  с ненужной книгой. На протяжении дошкольного  детства  ребенок  должен  твердо усвоить правило обращения с книгой:
 -  береги  книгу:  не  пачкай  её,  не  заминай   страницы, правильно их перелистывай, не смачивай палец  слюной.  Не играй с книгой, она от этого портится;
 - после того как  посмотрел  и  почитал  книгу,  не  забудь  положить её на место;
 - правильно храни книгу, в специально  отведенном  для  неё месте – в книжном шкафу ил на полке;
 - если заметил, что книга не в порядке, почини её сам или с помощь взрослого.
 На пятом году жизни дети приобретают навыки,  помогающие  им  организовать свою деятельность, готовить всё необходимое  для  игры,  труда  ил  занятия; определять свое место, чтобы было удобно, не мешать другим. Если ребенок  не приучен  к  этому,  то  его  деятельность  утрачивает  целенаправленность  и зависит от случайности.
       Если мы вовремя не воспитаем у ребенка  умение  готовиться  к  предстоящим делам, то отсутствие этого ценного навыка скажется и в дальнейшем, когда  он станет школьником. Полезно разъяснить,  что  любая  деятельность  –  требует определенной  подготовки:  надо  предвидеть,  какие  игрушки   или   пособия потребуются. Лишний раз напомнить, чтобы ребенок не начинал  дело,  пока  не убедится, что все необходимое приготовлено.
   Старших детей надо приучать предвидеть, что и как они намереваются делать, мысленно представляя план своих  действий.  Будущий  школьник  должен  знать правила,  помогающие  организовать  предстоящую  деятельность,  её   ход   и
завершение:
-  прежде  чем  начать  игру,  любое  дело,  прикинь,  что  для  этого потребуется;
 - определи заранее, где удобнее играть или  заниматься,  чтобы  ты не  мешал другим, и тебя не отвлекали;
 - подготовь заранее место, расположи на нем все необходимое так, чтобы все было под рукой;
 - проверь свой внешний вид, не приступай к  делу,  пока  не  приведешь себя в порядок;
 - твои дела не должны вносить беспорядок в комнату;
 - не оставляй дело незаконченным;
 - не берись за новое дело, не завершив старое;
 - убери за собой все, чем ты  играл  и  занимался,  каждой  веще  свое место, чем ты пользовался, оставляй  в  полном  порядке,  пусть  все игрушки, книги, пособия будут в состоянии готовности;
 - кисти вымытыми, а карандаши – отточенными;
 – альбомы сложенные в определенном месте, игрушки –  ожидающими  встречи  со своим хозяином;
 - не забудь привести и себя в порядок –  вымыть  руки,  снять  фартук, аккуратно сложив его на место.
 Знание указанных правил и умение руководствоваться  ими  помогает  старшим дошкольникам  приобрести  навыки   организации   свободного   времени.   При целенаправленном воспитании у  ребенка  образуется  привычка  быть  занятым;
умение  самостоятельно  организовать  свои  дела  по  интересу,  способность заниматься  тем,  чем  необходимо,  расходовать  свою  энергию  на  разумную деятельность.  Эти  привычки  являются  основой  для  дошкольного   развития организованности будущего школьника.
   Но  главное - воспитывающее  значение  детской  деятельности, которая заключается в том, каково её содержание, устойчивость и  длительность,  чему она учит, какие нравственные качества развивает   в  ребенке.  Как  он  себя проявляет:  умеет  ли  применить  имеющиеся  знания  и   умения,   моральные  представления в действии? Если играет  вместе  с  товарищем,  то,  как  себя проявляет: обходителен или  дерзок, вежлив или груб, щедр или жаден  и  т.д. Соответствует   ли   содержание   деятельности   уровню    его    возрастных возможностей?  Взрослые  должны  руководить  детской  деятельностью:   уметь создать условия для разнообразных игр, труда, занятий, учить ребенка  умению организовывать свою  деятельность;  содействовать  вовлечению  его  в  игры,
занятия,  труд;  при  необходимости  оказывать  ему  помощь   в   выборе   и формировании различной деятельности, в расширении её содержания,  достижения поставленной цели.
 Каждый  вид   детской   деятельности   (игры,   труд,  занятие)   создает благоприятные возможности для осуществления определенных  задач  воспитания, связанных с формированием культуры поведения дошкольников.
 В игре формировать нравственные чувства, нравственное сознание и моральные поступки, коллективистские навыки,  дружеские  отношения,  умение  следовать игровым  правилам,  общему замыслу;  на   занятиях   –   культуру   учебной деятельности,   умение   вести   себя   в    соответствии    с    правилами, дисциплинированность, организованность,  уважение  к  слову  воспитателя,  к общему   заданию;   в   процессе   трудовой   деятельности   –   трудолюбие, бережливость,  аккуратность,  чувство  ответственности,  умение  действовать сообща, рационально применять орудие труда и те  умения  и  навыки,  которые обеспечивают   наибольшую   результативность.   В   процессе   любого   вида деятельности нужно осуществлять широкий круг задач воспитания,  связанных  с формированием  морального  сознания,   нравственных   чувств   и   привычек, являющихся основой культурного поведения.
 Руководя любым видом деятельности, взрослые могут влиять  на  ребенка,  на его нравственные проявления, суждения, отношения к сверстникам, расширять  и уточнять знания, формировать у него отношение к обществу, к людям, к  труду, к своим обязанностям.

По данной теме мне пришлось прочитать очень много литературы, искать материал в разных источниках, подбирать литературу для чтения детям, картины, иллюстрации. Я составила примерный план работы для детей каждой возрастной группы.     
   Суть данной работы: сформировать у детей представления о нормах отношений между людьми, об их чувствах, правах и обязанностях, помочь ребенку раскрыть окружающий мир, научить ребенка видеть других людей, понимать их поступки, мысли, чувства. Сформировать  нравственные мотивы поведения, которыми он будет руководствоваться в жизни.
   В своей работе использую наборы перчаточных и пальчиковых кукол, магнитофон для музыкального оформления и проведения занятий, записи с детскими песенками, с лирической, ритмической музыкой, настольные игрушки животных, сюжетные картинки, куклы, шапочки, косынки, шарфы для инсценировок, драматизаций, подвижных игр.
   Использование на занятии картин, музыки, аудиотехники повышают эффективность занятия.
   Неотъемлемой частью занятий является игра, инсценировки, драматизация, изодеятельность. Использую различные методические приемы: беседы, дидактические игры, игровые упражнения, игровые ситуации, напоминание, указание, чтение художественной литературы. В занятиях превалируют методики, дающие ребенку возможность действовать и решать самому: «Золотая рыбка», «Цветик – семицветик», «Продолжи предложение», «Если бы я был волшебником».
    Результаты, конечно, есть, и они значительные. В группе – атмосфера дружелюбия, взаимного уважения. Ребята стали вежливее и веселее. Они хорошо понимают и воспринимают уроки добра и культурного поведения. Стараются сами разрешать конфликтные ситуации, если они возникают.
    Ребята играют на прогулке. Все бегают, смеются. Ваня нечаянно толкнул Алину. Девочка упала и заплакала. Ваня останавливается, подходит к Алине, помогает ей встать и извиняется.
   Заходя в помещение,  мальчики стараются пропустить сначала девочек, взрослых, а затем заходят сами, если кто забывает, напоминают.
   Девочки играют с игрушками,  принесенными из дома. Аня сидит на скамейке одна. Даша берет ее за руку, дает ей одну из своих игрушек и приглашает в игру.
   Каждый ребенок выучил правило-стихотворение  на определенную тему и читает, когда бывает соответствующий момент. При многократном повторении дети, в основном, запоминают все основные правила. Например: если кто-то не спит и мешает другим, дети говорят:
     Даже если вы не спите,
     То лежите, не шумите.
     Не мешайте другу спать
     И спокойно отдыхать.
     Разговаривает за столом:
     Ты не знаешь? За столом
     Надо есть с закрытым ртом,
     Не спешить, не говорить,
     Крошки на пол  не сорить.

И даже вспоминают пословицы и поговорки: «Хлеб всему голова», «Когда я ем, я глух и нем» и т.д.
   Паша играет в раздевалке, все одеваются. Дети ему говорят: «Кто долго одевается, тот мало гуляет», «Семеро одного не ждут», «Кто много разговаривает, тот медленно одевается». Дети вспоминают и сами придумывают пословицы к определенным поступкам детей.
   Большое значение имеют сказки, в них заложена народная мудрость. Сказка  не дает прямых наставлений детям (типа «Не уходи из дома  без разрешения», «Слушайся родителей», «Уважай старших»), но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказок.
Например, сказка «Репка» учит младших дошкольников быть дружными, трудолюбивыми; сказки «Теремок», «Зимовье зверей» учат дружить. Страх и трусость высмеиваются в сказке «У страха глаза велики», хитрость в сказках «Лиса и тетерев», «Лисичка-сестричка и серый волк», «Лиса и журавль» и т.д.
   Много читаем авторских произведений: С.Маршака, А.Барто, К.Чуковского, С.Михалкова, В.Осеевой, Л.Толстого, Г.Остера, Е.Чарушина, Э Мошковской, Г.Юдина и др.
  

Некоторые дети, обращаясь к воспитателю или детям, не называют имени того, к кому обращаются. Со мной рядом стоят Маша и Варя, подходит Вика и говорит: «Причешите меня». Маша спрашивает у Вики, к кому она обращается и подсказывает, что надо сказать «Любовь Игоревна, причешите меня, пожалуйста». Дети сами напоминают товарищу, забывшему правило вежливости, как надо обращаться друг к другу.
   Часто, наблюдая за детьми можно услышать, как дети говорят: «Скажи, пожалуйста!». То есть, вежливое слово играет большое значение в их жизни.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение - детский сад №42

                                                 г. Екатеринбург


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей. Культура поведения ребёнка и звуковая культура речи.

Формирование у ребенка культуру деятельности, культуру общения, звуковую культуруречи....

Консультация для родителей "Культура поведения. Как воспитывать культуру в сыне или дочери"

Тщательный уходза своей одеждой, телом, порядок в доме способствуют воспитанию выдержки, аккуратности, дисциплине. Эти качества характеризуют морально-волевую сторону певедения детей: умение ребенка м...

Консультация для родителей "Культура поведения детей за столом"

Помощь родителям в воспитании дошкольников  культуры поведения за столом....

Консультация для родителей "Культура поведения ребенка"

В консультации дается информация о том, как родителям прививать навыки культурного поведения у детей дошкольного возраста....

Консультация для родителей:"Культура поведения детей в ДОУ"

Воспитание культуры поведения – важнейшая сторона процесса становления личности, освоение человеком моральных ценностей....

Консультация для родителей "Культура поведения детей в ДОУ"

Воспитание культуры поведения - важнейшая сторона процесса становления личности, освоение человеком моральных ценностей....