Конспект занятия по финансовой грамотности "В гостях у Гнома-Эконома"
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)

Карелина Татьяна Николаевна

Цель: формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_v_gostyah_u_gnoma_ekonoma.docx31.71 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по финансовой грамотности, в подготовительной группе, «В гостях у Гнома – Эконома»

                                                  Провела воспитатель Карелина Т.Н. 01.12.2021г.

Цель: формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

Образовательные:

- познакомить детей с некоторыми составляющими семейного бюджета: пенсия, зарплата;

- закрепить знания детей об истории возникновения денег;

- пробуждать здоровый интерес к деньгам;

Развивающие:

- развивать познавательный интерес, умение размышлять, высказывать свою точку зрения;

- развивать наблюдательность, пополнять активный словарный запас детей за счет следующих слов: деньги, семейный бюджет, пенсия, зарплата, рубли, монета, купюра, банкнота, пластиковая карта, наличные и безналичные деньги.

Воспитательные:

 - воспитывать уважительное отношение к людям, зарабатывающим деньги, а также бережное отношение к деньгам, к природе, воспитывать у детей бережливость, желание помогать родителям экономить семейный бюджет.

Материалы и оборудование:

Игрушка Гном, оформление леса «Денежные деревья», «Река времени» с карточками, копилка, сундук с подарком.

Ход занятия.

В: Сегодня мы совершим путешествие в мир экономики, а поможет нам в этом один очень умный и интересный друг. Вы хотите с ним познакомиться? (Ответы детей). Тогда слушайте.

Жил был в лесу Гном по прозвищу Эконом. Его так прозвали, потому что он, очень  много работал, копил, экономил лесные денежки. На заработанные и сэкономленные деньги он построил в лесу свой магазин  и стал там работать и зарабатывать. С ним вместе живет его жена, она работает врачом, лечит гномов и за свой труд они получают…….Эх, забыла, как это называется. Вот ваши родители тоже ходят каждый день на работу и получают там…

Д: зарплату.

В: правильно, а еще с ними живут Гномы дедушка и бабушка. Они уже старенькие и не работают, но тоже что-то получают…

Д: пенсию!

В: правильно, какие вы молодцы! Пенсия - это деньги, которые платят пожилым людям, проработавшим много лет. А вот все деньги, которые заработали Гном -  Эконом, его жена, дедушка  и бабушка Гномы, называется  семейный бюджет. Давайте все вместе скажем (произносят хором фразу: семейный бюджет).

В: ребята, давайте расскажем нашему гостю как мы, которые не работаем, а посещаем детский садик, можем помочь родителям экономить семейный бюджет?

Д: нужно беречь одежду, обувь, игрушки, мебель, не лить зря воду, уходя, выключать свет, без необходимости не включать электроприборы, беречь свое здоровье, чтобы не покупать лекарства, бережно относиться к своим вещам, ухаживать за ними, помогать выращивать овощи, чтобы их не покупать.

В: правильно, дети, ведь на сэкономленные деньги родители могут вам покупать игрушки, сладости, ездить в отпуск, устраивать семейные праздники, поэтому будем бережливыми ко всему, что нас окружает.

В: дети, а какие вы знаете поговорки о бережливости и экономии?

Поговорки ( говорят дети)

  • Цыплят по осени считают
  • Сегодня густо, а завтра - пусто
  • Тот без нужды живет, кто деньги бережет
  • Считай деньги в своем кармане!
  • Подрасту - свое наживу.
  • Деньги счет любят.
  • Из копеек рубли вырастают.
  • Скупой платит дважды
  • Делу время - потехе час
  • За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.

В: Молодцы, Эконом очень доволен вашей работой.

Гном – эконом знает много разных игр и заданий. Вы хотите поиграть с ним? Игры и задания Эконома не такие уж и простые, если мы будем хорошо работать, Эконом приготовил сюрприз (показать на сундук с сюрпризом).

 А еще, в сказочном лесу Эконома растут деревья, деревья не простые, а денежные (показать на доску) Если вы отвечаете правильно, то мы может снять денежный листок. В конце занятия обменять их на сюрприз (показать на сундук с сюрпризом).

Физкультурная пауза (3-4 повтора)

Жил на свете добрый Гном (дети изображают движениями рук крышу дома,

Его звали Эконом (сжимают руки в кулаках,

Много в жизни повидал, (дети изображают «земной шар»)

И ребятам рассказал (прыгают и радуются).

В: 1 задание

Составить реку времени на доске, используя карточки (топоры, кувшины, ракушки, слитки, монеты, купюры, банковские карточки).

В: дети, мы с вами уже знакомились с тем, как появились деньги? Давайте расскажем нашему гостю, что мы уже знаем.

Д: У первобытного человека денег не было, он в них не нуждался. Они жили в пещерах, одевались в шкуры животных, питались тем, что давала им природа. Двигаемся во времени дальше. Люди научились выращивать нужные растения, научились ковать железо, ткать материю и многое другое. Поэтому люди стали обмениваться. Они меняли рыбу на животных, топоры, кувшины  и другие товары. Но обменивать товары было очень сложно.  Одними из первых денег были раковины моллюсков - каури, их добывали  в южных морях. В раковинах просверливали отверстие и нанизывали на веревочку как бусы по 40 раковин. За одного быка нужно было отсчитать тысячу таких раковин.  Прошло много времени, прежде чем появились металлические деньги, это были не такие деньги, которые есть сейчас. Они имели форму брусков, колец, прутиков, слитков. Тогда они стали рубить слитки из серебра и золота и появился РУБЛЬ – от слова рубить и монеты, на которых изображен всадник с копьем, так появилась КОПЕЙКА. Но эти монеты были тяжелыми и их стали сдавать в Банк, который выдал им бумажные расписки, и их стали называть купюрами.

В: Правильно. Каждое государство имеет свои деньги: в Америке – доллары, во Франции и Германии – это евро, а у нас в России – это рубли. Если у нас есть деньги в наличии (показать) их называют «наличные деньги». Еще бывают

безналичные деньги. Их у нас нет в кошельке, а хранятся они на пластиковой карте (показать пластиковые карты). В настоящее время люди стали все больше пользоваться пластиковыми карточками. (снимаем с дерева денежку)

В: (Показ копилки) : А вам интересно узнать, что лежит в копилке, есть ли в ней деньги? Давайте скорее послушаем, что она нам скажет…бросаем денежку и она поет.

Физкульминутка (если увижу, что дети устали)

Один, два, три, четыре, пять

Будем денежки считать,

Один и два оплатим дом,

Дом, в котором мы живем.

Третья монетка - одежду купить

На четвертую монетку купим есть и пить

Ну, а пятую пока

Спрячем на донышке кошелька!

2 задание.

Достать свои кошельки и выложить на столе монеты от самой маленькой по номиналу.  (от 1 коп., 5 коп., 10 коп,.  50 коп., 1руб., 2 руб., 5 руб., до  10 руб.,)

(снимаем денежки с дерева)

3 задание по подгруппам. (2 подгруппы)

Нужно разделить банкноты на две группы, в одну отложить иностранную валюта, в другую наши рубли.

(Снимаем денежный листочек)

4 задание

Я буду называть различные экономические слова, а вы говорить мне слова - наоборот. Готовы?

Д: Да.

В: Тогда начнем:

Покупатель - продавец

Покупка - продажа

Трудолюбивый - ленивый

Много - мало

Дорого - дешево

Доход - расход

Тратить — копить

Высокие (цены) - низкие (цены)

Наличные - безналичные

(Денежки сняли с дерева)

5 задание

Двигательная игра «Покупки».

Хлопните в ладоши и скажите: «ДА», если можно купить за деньги этот товар.

Топните ногой и скажите: «Нет», если купить это нельзя. Дом, конфеты, книгу, счастье, маму, цветы, кофту, солнце, молоко, здоровье, самолет, воздух, планету, смех, мечту, стол, велосипед.

В: — Мы не можем купить здоровье близких и нас самих, купить счастье, удачу, дружбу. Самые важные и нужные в мире вещи не продаются и не покупаются.

Замечательно.

- Вот и  подошло к концу наше занятие. Мы заработали много денежных листочков.

- Скажите, а мы можем на них что - нибудь купить в магазине?

- А почему вы так считаете?

- А что значит не настоящие. Как называются деньги, которыми мы пользуемся?

- Давайте посчитаем, сколько мы заработали денег?

Стихи.

1.  С экономикою нас

Начали знакомить.

И как деньги получать

И их же экономить.

2.  Мы доход своей семьи

Вместе подсчитали,

Знаем цену всем вещам

Что нам покупали!

3. Будем знания получать,

Денежки накопим,

И вам, детские сады,

В будущем построим!

Открываем сундук с сюрпризом и обмениваем денежные листочки на сладкие монеты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по формированию финансовой грамотности дошкольников "Школа Гнома Эконома" для детей 5-6 лет

Проект составлен в соответствии с принципами, определенными Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее ФГОС ДО).Проект по формированию основ финансовой грамо...

Конспект занятия по финансовой грамотности В 1 младшей группе «В гости с Вовкой в тридевятое царство».

МБДОУ ЦРР детский сад "Танюша"Конспект занятия по финансовой грамотностиВ 1 младшей группе «В гости с Вовкой в тридевятое царство».Разработала:Воспитатель: Зайкова О.Н.2021 годТе...

Дополнительная общеразвивающая программа по формированию основ финансовой грамотности дошкольников «Школа Гнома Эконома»

Дополнительная общеразвивающая программапо формированию основ финансовой грамотности дошкольников«Школа Гнома Эконома»...

Дополнительная общеразвивающая программа по формированию основ финансовой грамотности дошкольников «Школа Гнома Эконома»

Дополнительная общеразвивающая программапо формированию основ финансовой грамотности дошкольников«Школа Гнома Эконома»...

Конспект занятия по финансовой грамотности «Профессор Знайкина в гостях у ребят» в средней группе

Познакомить с понятиями «деньги», «купюра», «монета», историей возникновения денег, их предназначением. Воспитывать правильное отношение к деньгам, дать представлен...

Конспект занятия по финансовой грамотности в старшей группе «В гостях у Гнома ¬эконома».

Дать детям первичное представление об экономике . Формировать правильное отношение к деньгам- не тратить, а покупать нужные предметы,воспитывать начало разумного поведения в жизниненных ситуациях, свя...