Конспект занятия по финансовой грамотности в старшей группе «В гостях у Гнома ¬эконома».
план-конспект занятия (старшая группа)

Лобова Надежда Владимировна

Дать детям первичное представление об экономике . Формировать правильное отношение к деньгам- не тратить, а покупать нужные предметы,воспитывать начало разумного поведения в жизниненных ситуациях, связаных с деньгами.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по финансовой грамотности в старшей группе

«В гостях у Гнома эконома».

Актуальность. Сегодня каждый из нас понимает, что судьба государства

зависит от экономической, правовой, политической и нравственной грамотности молодого поколения. Поэтому экономическое воспитание - сравнительно новое направление в дошкольной педагогике, в настоящее время актуально и востребовано особенно остро.

Одним из важнейших задач является ознакомление детей с представлениями о экономике. Потребность в этом формируется обусловленными переменами в социальной жизни всех членов общества (включая детей дошкольного возраста), значимостью подготовки ребенка к жизни, правильной ориентации его в происходящих экономических явлениях, а также необходимостью преемственности в изучении экономики между первыми ступенями образовательной системы — дошкольным обучением и школой.

Процесс познания экономики не прост для дошкольника. Пониманию многих экономических явлений, развитию познавательного интереса к экономике, созданию положительной мотивации к ее изучению в значительной степени способствует игровая деятельность.

Цель: Дать детям первоначальные сведения об экономике.
Задачи: Способствовать формированию экономического сознания;         формировать правильное отношение к деньгам как предмету жизненной необходимости;   воспитывать начала разумного поведения в жизненных ситуациях, связанных с деньгами; дать представление о том, что деньгами оплачивают результаты труда людей и к ним следует относиться с уважением.

Ожидаемые результаты.

В конце занятия планируем сформировать у детей следующие понятия и представления:

  1. Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются.
  2. Сначала зарабатываем – потом тратим: соответственно, чем больше зарабатываешь и разумнее тратишь, тем больше можешь купить.
  3. Деньги любят счет (дети должны уметь считать деньги, например, сдачу в магазине, деньги, которые они могут потратить в магазине).
  4. Финансы нужно планировать (приучаем вести учет доходов и расходов в краткосрочном периоде).

Материалы и оборудование: Презентация, сигнальные карточки с надписями «доход»+ и «расход» -; паровозы «хочу» и «надо»;  картинки с изображением желаний и потребностей; чёрный ящик, шоколадные монеты.
Ход: Здравствуйте ребята!

Собрались все дети в круг, я – твой друг и ты – мой друг.

Вместе за руки возьмемся и друг другу улыбнемся!

Дети рассаживаются на стульчики.

 Ребята, нас сегодня  пригласили в гости, а кто попробуйте догадаться.
Загадка про Гнома: Слайд №2

Кто с фонариком веселый носит синий сюртучок;
Вместо шапки удлиненный, красный-красный колпачок?
Заповедные тропинки по утрам, кто подметает?
И грибы по две корзинки в чаще леса собирает?
На полянке старый дом… Кто живет в нем, детки?.. (Гном)

 Гном-эконом: Здравствуйте, ребята!
Я веселый, добрый Гном, добрый Гном -эконом,
Люблю денежки считать и хозяйство возглавлять.
С вами рядом я живу, с экономикой дружу.


Воспитатель: Да, это гном и у него очень странное имя – Гном-эконом.

Ребята, а что такое экономика? (Ответы детей)

Экономика – наука о ведении хозяйства в семье, и в стране.


Гном эконом приглашает вас познакомиться с его друзьями, с
семьей экономистов.

Что такое семья? (Ответы детей) Вы согласны? Итак, давайте знакомиться!

Слайд №3. Ребята- это папа-экономист. Посмотрите и скажите, где и кем он работает? (На стройке. Он строитель) За свою работу он получает зарплату.

Слайд №4. Это мама-экономистка. Где и кем работает мама? (Мама работает в больнице, она детский доктор- педиатр) За свою работу она получает зарплату.

Слайд №5. Бабушка и дедушка – экономы уже нигде не работают, т. к. старенькие. Но они получают пенсию, потому что работали, когда были молодыми.

Слайд №6. Знакомьтесь, это старший брат. Брат не работает, т. к. учится в институте. Учеба тоже труд, за него он получает стипендию. Стипендия – это тоже деньги. Что получает брат за свой труд?


Слайд №7. Его сестра нигде не учится и не работает. Она еще маленькая и ходит в детский сад. Никаких денег она еще не получает.

Воспитатель: Сейчас мы проверим, внимательно ли вы меня слушали:
Сколько всего человек в семье?
(ответы детей)
Как называются деньги, которые родители получают за свой труд?
Что получают бабушка и дедушка?
Что такое стипендия? Кто в семье ее получает?
Молодцы! Вы справились!


Слайд №8. Заработная плата, пенсия, стипендия = семейный бюджет.

Слайд № 9. «Будешь трудиться – будет у тебя и хлеб, и молоко водиться» (пословица).

«Без труда не вытащишь и рыбку из пруда»


Слайд № 10. Физкультминутка: «Будем денежки считать»  

Один, два, три, четыре, пять (шагаем на месте)

Будем денежки считать.  (сжимаем и разжимаем пальцы рук) 

Один и два оплатим дом, (пальцы в кулак, отгибаем мизинец и безымянный)

Дом, в котором мы живем  

Третья монетка – одежду купить (отгибаем средний палец)

На четвёртую монетку купим есть и пить

(отгибаем указательный палец)

Ну а пятую пока, (шевелим большим пальцем) 

Спрячем на донышке кошелька!

(спрятать большой палец в кулак согнув все пальцы)

Гном-эконом: Бюджет семьи – это схема доходов и расходов. Подумайте, на какие нужды в вашей семье в первую очередь расходуют месячный бюджет. Это то, на что мы тратим деньги:
Слайд №11: -товары первой необходимости (еда, вещи, обувь);

Слайд №12: -коммунальные услуги (оплата за квартиру, свет, газ, телефон) и др.

Слайд №13: -есть еще товары длительного пользования (дорогостоящие вещи – машина, холодильник, пылесос, мебель).

Слайд №14. Гном-эконом: ребята, давайте поиграем в игру «Доход-расход»

Возьмите пожалуйста сигнальные карточки (+ и -) плюс –это доход семьи, минус- расход.

Я буду проговаривать события, а вы должны определить, что это – доход или расход семьи?

 Нужно поднять соответствующую сигнальную карточку и объяснить свой выбор:
папа получил зарплату (доход);+
бабушка заболела (расход); -
выиграли в лотерею (доход); +
потеряли кошелек (расход); -
продали часть урожая помидор (доход); +
нашли 100 руб. (доход); +
порвались штаны (расход); -
заплатили за воду (расход); +
купили арбуз (расход). –

Гном-эконом: Я знаю, что у многих детей есть дома копилка. Что бы вы купили на накопленные деньги.

Игра «Копилка желаний». Дети передают из рук в руки копилку и произносят свои желания. (Если хватает времени)

А теперь давайте поиграем в «Хочу и надо».  

Хочу – это значит желание (без этого предмета я смогу прожить), а надо – это потребности (не смогу прожить, если не приобрету).

Правила: определить, к какому понятию («хочу» или «надо») относится изображенный на карточке предмет, и приложить к нужному паровозику (хочу или надо) свой вагон.

Слайд № 15. Гном-эконом приготовил для вас подарок: черный ящик.

Надо отгадать, что в нем находится.

Подсказка: Их делают из бумаги и металла.  У одних людей их много, а у других мало. В разных странах их называют по-разному.


Воспитатель: Правильно, это деньги.

Воспитатель: Ребята, давайте мы расскажем, что мы знаем о деньгах, а поможет нам песня «Деньги-лепесточки». (Дети поют и танцуют)

Песня «Деньги-лепесточки».

1.        Что такое деньги? Знают даже дети. Да и как же этого не знать?

             Деньги, как цветочки, разные листочки, но на них не надо рисовать! (2р)

2.        Для чего нам деньги? Тоже знают дети. Да и как же этого не знать!

           А чтобы по рынку нам бродить с корзинкой, спелую малину покупать. (2р)

3.        Где берутся деньги? Тоже знают дети. Да и как же этого не знать!

            Книжечки с замочком, то есть кошелечки их оттуда просто доставать. (2р)

4.        Почему листочки, деньги-лепесточки брать без спросу детям не велят.

            Мы расспросим маму, мы расспросим папу, и они нам это объяснят. (2р)

Гном-эконом и я благодарим вас за работу. Вы – молодцы! До новых встреч!

Список литературы:

  1. Стахович Л.В., Семенкова Е.В., Рыжановская Л.Ю. Говорим с детьми о финансах: пособие для родителей дошкольников. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2020-32с.
  2. Иволга Н. Когда я вырасту, я стану Сбербанкиром. –СПб.: Поляндрия, 2014, -36с. 
  3. Воронина М.М. Школа юного экономиста. –М., 2008- 312с.
  4. Киреева Л. Г. Играем в экономику. Комплексные занятия, сюжетно-ролевые и дидактические игры. – М., 2008.  – 169 с.
  5. Кулакова М.В. Занимательная экономика от А до Я.-Н. Новгород, 1997.- 125с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по финансовой грамотности в старшей группе «Путешествие с Монеткой по стране Экономике»

Данное занятие проводилось в старшей группе с целью закрепить представления детей экономических понятий: деньги, доход и расход. Так же на занятии наботали над умением подмечать в сказках простейшие э...

Конспект занятия по финансовой грамотности в старшей группе «Проделки от Деда Мороза»

Конспект занятия по финансовой грамотности в старшей группе«Проделки от Деда Мороза» Программное содержание:-продолжать учить выстраивать последовательность по увеличению и умен...

Конспект занятия по финансовой грамотности в старшей группе на тему "Деньги"

Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста....

Конспект ОДД по финансовой грамотности в средней группе В гостях у Гнома Эконома

Конспект ОДД по финансовой грамотности в средней группе В гостях у Гнома Эконома...

Занятие по финансовой грамотности в старшей группе "В гости к гному Эконому"

Финансовая грамотность и экономическое воспитание - сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономич...