Кружок Экономическое воспитание
материал по основам финансовой грамотности (старшая, подготовительная группа)

Формирование экономического сознания приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, дает знания о новых профессиях и умение рассказать о них. Обогащается детский словарь, приобретаются такие качества, как чувство собственного достоинства, умение честно соревноваться и не бояться проигрыша, стремление доводить начатое до конца, возникает здоровый интерес к деньгам, осознаются правила их честного зарабатывания.

Решение экономических задач должно осуществляться в единстве с трудовым и нравственным воспитанием. Более того, усвоение экономических знаний на ступени дошкольного возраста – один из путей совершенствования нравственного и трудового воспитания.

Программа кружка базируется на основе авторской программы А.Д. Шатовой “Дошкольник и экономика” с использованием системы работы по экономическому воспитанию дошкольников на основе сказки, разработанной А.А.Смоленцевой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей « Детский сад № 9 «Семицветик»

Кружок социально-личностной направленности

«Экономическое воспитание старших дошкольников»

Разработала воспитатель

                                                                                                       Захарова Е.Н.

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность экономического воспитания старших дошкольников обусловлена значимостью подготовки ребенка к жизни, правильной ориентацией его в происходящих экономических явлениях, а также необходимостью преемственности в изучении экономики между первыми ступенями образовательной системы – детским садом и школой. Формирование экономического сознания приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, дает знания о новых профессиях и умение рассказать о них. Обогащается детский словарь, приобретаются такие качества, как чувство собственного достоинства, умение честно соревноваться и не бояться проигрыша, стремление доводить начатое до конца, возникает здоровый интерес к деньгам, осознаются правила их честного зарабатывания.

Решение экономических задач должно осуществляться в единстве с трудовым и нравственным воспитанием. Более того, усвоение экономических знаний на ступени дошкольного возраста – один из путей совершенствования нравственного и трудового воспитания.

Программа кружка базируется на основе авторской программы А.Д. Шатовой “Дошкольник и экономика” с использованием системы работы по экономическому воспитанию дошкольников на основе сказки, разработанной А.А.Смоленцевой.

Цели программы кружка:

  • формирование у детей доступных экономических понятий;
  • воспитание с детских лет сознательного пользователя всем, что предоставляется детям для их счастливого детства;
  • воспитание уважения к тем, кто проявляет заботу о них.

2. СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ КРУЖКА

Программа состоит из трех связанных между собой блоков:

1. «Труд – продукт – товар»

2.  «Реклама»

3.  «Деньги»

3. ВОЗРАСТ ДЕТЕЙ:  5-7 лет.

4. ПЕРИОДИЧНОСТЬ ЗАНЯТИЙ И КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ:

Два раза в месяц, 18 занятий в год.

5. СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ КРУЖКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ:

Занятия групповые. В теоретических занятиях основой для занятий является сказка. Это и предварительное ознакомление с произведением, а затем обсуждение прочитанного и использование полученных знаний в играх. Практические занятия проходят в игровой форме с использованием сюжетно-ролевых , настольно-печатных, дидактических игр.

6.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Кружок социально-личностной направленности

«Экономическое воспитание старших дошкольников»

 (воспитатель Захарова Е.Н.) 

Группы дошкольного возраста (5—7 лет) 

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования (ФГОС ДО) 

  1. Приближенность знаний к реальной действительности, начала экономического мышления.
  2. Интерес к социальным явлениям, происходящим в общественной жизни.
  3. Знания о новых профессиях, умение рассказывать о них.
  4. Обогащенный словарный запас, связанный с областью экономики, трудовой деятельностью людей современных профессий.
  5. Приобретение таких качеств,  как умение честно выигрывать, соревноваться, радоваться успехам товарищей, проигрывать и не бояться проигрыша.
  6. Общительность, чувство собственного достоинства, ответственность, стремление доводить начатое дело до конца.
  7. Здоровый интерес к деньгам, осознание правил их честного приобретения, взаимосвязи понятий “труд-деньги”, понимание факта купли-продажи.

ПРИМЕРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ         КРУЖКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ:

Сроки

Тема

Задачи

Содержание

октябрь

 Бюджет семьи. Доход. Расход

формировать представление о содержании деятельности людей некоторых профессий;

учить уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги;

поощрять желание и стремление детей быть занятыми полезной деятельностью, помогать взрослым;

стимулировать деятельность “по интересам”, проявление творчества и изобретательности.

 Игра-занятие «В гостях у семьи экономистов»

Игра «Доходы семьи экономистов»

Игра «Какие бывают расходы»

Д/игра «Кто что делает?»

Д/игра «Назови профессии»

ноябрь

Деньги и цена

формировать правильное отношение к деньгам как предмету жизненной необходимости;

воспитывать начала разумного поведения в жизненных ситуациях, связанных с деньгами;

дать представление о том, что деньгами оплачивают результаты труда людей и к ним следует относиться с уважением.

С/р игра «Маленькие покупки в магазине»

Игра-занятие «Интересные покупки»

Проблемная ситуация «Кто купит больше?»

декабрь

Сбережения (накопления)

Расширить представления детей о доходах и расходах; подвести к пониманию сущности понятия сбережения (накопления).

Игра «Домик-копилка»

Чтение сказок «Три поросенка», «Лиса и заяц», «Три медведя»

Игра «В гостях у трех поросят»

январь

Денежная прибыль и долг

Раскрыть детям сущность понятий прибыль, долг, зависимость между качеством товара и получаемой прибылью при его продаже.

С/р игра «Рынок»

Игра «Дом модели»

Художественное творчество: рисование «Украшение платьев»

Д/и «Что быстрее купят?»

февраль

Сберегательный банк

Раскрыть детям смысл вложения денег в сберегательный банк

Игровая ситуация «Для чего нужен сберегательный банк?»

Чтение Э.Успенского «Бизнес Крокодила Гены», А.Толстого «Золотой ключик»

Ситуация: «Богатство Буратино»

март

Обмен (бартер)

Раскрыть сущность натурального обмена-бартера.

Игра-занятие «Интересный обмен»

Игра «Найди в сказке экономику»

Ситуация «Два медвежонка»

Апрель

Монетный двор

Дать сведения о производстве денежных знаков (купюр и монет)

Игра-занятие «Где делают настоящие деньги?»

С/р игра «Монетный двор»

Открытие «монетного двора» в группе

Май

Валюта

Познакомить с валютой как денежной единицей страны (других стран)

Игровая ситуация «Волшебные превращения денежки»

Игра-занятие «Путешествие денежки»

Ситуация «Подарок Гнома Эконома»

Итоговое развлечение «Теремок на новый лад»

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1.        Кнышова Л.В., Меньшикова О.И., Попова Т.Л. Экономика для малышей, или Как Миша стал бизнесменом. М.: Педагогика-Пресс, 1996.

2.        Пословицы и поговорки о труде, о деньгах, цене, о купле-продаже товара, о бережливости, о богатстве и бедности, о лени, о жадности и зависти, о смекалке.

3.        Смоленцева А.А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок. М.: АРКТИ, 2006.

4.        Успенский Э., Агрон И. Бизнес крокодила Гены. М., 1993.

5.        Безруких М.Н., Филиппова Т.А. Профессии. Маленькая энциклопедия для дошкольников. М.: Ювента, 2001.

6.        Дружные ребята Под ред. Р.С.Буре. М., 1977.

7.        Казакова Н.В. Мы любим рекламу // Обруч. 1999. №1. С. 29-31.

8.        Козлова С.А. Мой мир: приобщение ребенка к социальному миру. М., 2000.

9.        Козлова С.А. Я - человек: Авторская программа. М., 1995.

10.        Курак Е.А. Экономическое воспитание дошкольников. М., 2002.

11.        Нравственно-трудовое воспитание дошкольников / Под ред. С.А.Козловой. М., 2002.

12.        Смирнова Е.О. Психология ребенка. М., 1997.

13.        Смоленцева А.А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику. Спб., 2001.

14.        Смоленцева А.А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок. М.: АРКТИ, 2006.

15.        Шатова А.Д. Деньги. Маленькая энциклопедия для дошкольников. М.: Ювента, 2003.

16.        Шатова А.Д. Экономическое воспитание дошкольников. М., 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для воспитателей: "экономическое воспитание детей"

Экономика и дети. До недавнего времен такое словосочетание встречалось редко. Сегодня экономическое образование - предмет специального исследования в дошкольной педагогике....

Использование проектного метода в экономическом воспитании дошкольников

использование проектного метода в экономическом воспитании дошкольников...

Викторина по экономическому воспитанию для детей подготовительной группы «Экономические приключения»

Викторина по экономическому воспитанию для детей подготовительной группы «Экономические приключения»...

Кружок Экономическое воспитание

Экономическое воспитание дошкольников...

План реализации парциальной образовательной программы дошкольного воспитания «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности»

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Ведь финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, нео...