Экономическое воспитание дошкольников формирование основ экономической грамотности в семье и детском саду
консультация (старшая группа)
Экономика незримо присутствует в жизни каждого, и именно поэтому важно начинать формировать основы экономической грамотности уже в дошкольном возрасте.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Экономическое воспитание дошкольников: формирование основ экономической грамотности в семье и детском саду
Консультация для родителей
Мамонова Жанна Владимировна
воспитатель, МБДОУ д/с №56
г. Белгород
Андреева Ольга Николаевна
воспитатель, МБДОУ д/с №56
г. Белгород
Современный ребенок, даже не обладая специальными знаниями, с ранних лет сталкивается с экономическими понятиями. Он постепенно узнает, что такое «мое», «твое», «наше», «обмен», «деньги», «цена», «дорого», «дешево», «заработать», «потратить». Экономика незримо присутствует в жизни каждого, и именно поэтому важно начинать формировать основы экономической грамотности уже в дошкольном возрасте.
Экономическая функция семьи и ее влияние на развитие ребенка
Одна из важнейших функций семьи – экономическая. Она тесно связана с хозяйственно-бытовой функцией и направлена на обеспечение материального благополучия всех членов семьи. В условиях реальной жизни это выражается в умении рационально использовать ресурсы, распределять семейный бюджет, планировать расходы. От того, насколько осознанно и грамотно семья ведет домашнее хозяйство, зависит и уровень участия ребенка в этом процессе.
Семья для ребенка – первая и самая важная экономическая школа. Уже в раннем возрасте дети начинают наблюдать за тем, как родители совершают покупки, обсуждают траты, планируют бюджет. Постепенно у ребенка формируется представление о ценности труда, денег и имущества.
Педагогическая значимость экономического воспитания
Экономическое воспитание – это часть общей системы воспитания ребенка. Оно представляет собой организованный педагогический процесс, направленный на формирование бережного и уважительного отношения к материальным и духовным ценностям, развитие хозяйственности и понимания основ экономических взаимоотношений.
Задача педагога и родителя – не просто дать ребенку теоретические знания, а научить его применять их в реальных жизненных ситуациях. Формирование экономического мышления способствует более осознанной социализации ребенка, его лучшей адаптации к современным условиям жизни и подготовке к школе.
Роль игры в экономическом воспитании дошкольников
К.Д. Ушинский справедливо отмечал, что обучение в форме игры может и должно быть занимательным, но не развлекательным. Именно дидактическая игра – основной метод, позволяющий вовлечь ребенка в освоение сложных экономических понятий в доступной и понятной форме. Игровая форма обучения соответствует психологическим особенностям дошкольников:
- Игровая деятельность – ведущий вид деятельности в этом возрасте.
- У детей еще не сформировано представление о «учебной деятельности» как таковой.
- Уровень произвольного внимания и памяти ограничен, преобладает наглядно-образное мышление.
- Познавательная мотивация только начинает формироваться.
Настольные и ролевые игры по экономике становятся своеобразной «миниатюрной школой жизни». В процессе игры дети учатся управлять «деньгами», принимать решения, планировать, обменивать, инвестировать и даже терпеть «финансовые неудачи» — без риска и в безопасной форме. При этом усвоение знаний происходит естественно, без давления, благодаря вовлеченности и интересу.
Семья как основа экономической социализации ребенка
Именно в семье начинается экономическое воспитание. Родители, умеющие вовлекать детей в повседневную хозяйственную жизнь, передают им не только опыт, но и ценностные ориентиры. Поведение взрослых, их отношение к вещам, деньгам, экономии, щедрости или расточительности – всё это ребенок впитывает как норму.
Примеры простых, но эффективных способов вовлечения ребенка в семейную экономику:
- Совместное составление списка покупок;
- Обсуждение бюджета на прогулку или праздник;
- Сбор мелких сбережений в копилку и обсуждение, на что можно потратить;
- Привлечение к домашним делам, с объяснением их ценности и значимости;
- Совместное обсуждение желаний и возможностей семьи.
Такое участие формирует у ребенка представление о труде, доходах, расходах и ценностях, связанных с материальной стороной жизни.
Знакомство с деньгами и экономическими понятиями
Одним из этапов программы экономического воспитания в дошкольном возрасте становится знакомство с деньгами. Это не только обучение их внешнему виду или номиналу, но и понимание, для чего нужны деньги, как ими распоряжаются, почему нельзя получить все сразу.
Простой и эффективный способ – поход в магазин с родителями. Вместо того чтобы оставлять ребенка дома, можно вовлечь его в процесс покупки:
- Составить список покупок;
- Обсудить, на что можно потратить деньги;
- Показать, как выбирается товар по цене и качеству;
- Объяснить, что не всегда можно купить все, что хочется.
Дети особенно любят монеты – они кажутся им «волшебными». Это можно использовать для формирования навыков накопления, планирования расходов, ожидания и самостоятельного выбора.
Осторожность и баланс в подаче экономических знаний
Важно помнить, что экономика – наука с множеством сложных понятий. В работе с дошкольниками следует соблюдать принцип дозированности и доступности, избегать перегрузки, использовать наглядные, игровые и бытовые примеры. Экономика для ребенка — не набор терминов, а жизненные ситуации, которые можно понять и прожить в игре, в семье, в детском саду.
Например:
- Понятие «обмен» можно объяснить на примере обмена игрушками.
- Понятие «экономия» – на примере бережного отношения к еде, свету, воде.
- Понятие «бюджет» – на примере карманных денег или списка покупок.
Взаимодействие детского сада и семьи
Решение задачи экономического воспитания невозможно без сотрудничества детского сада и семьи. Только в условиях согласованного подхода возможно эффективно сформировать у ребенка начальные экономические представления, навыки и установки, которые помогут ему уверенно ориентироваться в мире материальных отношений.
В детском саду педагоги могут:
- Включать экономические элементы в сюжетно-ролевые и дидактические игры;
- Использовать тематические занятия и проекты;
- Создавать мини-магазины, банки, мастерские;
- Проводить дни экономики, ярмарки, игры с копилками и «деньгами».
А родители, поддерживать интерес к экономическим вопросам дома, привлекая ребенка к повседневным задачам.
Вывод
Экономическое воспитание дошкольников – это не просто приобщение к сложной науке, а формирование жизненно необходимых умений и установок. Через игру, участие в семейной жизни, наблюдение за поведением взрослых ребенок учится понимать ценность труда, денег, собственности, ответственности за выбор.
Залог успешного формирования экономической грамотности – это тесное взаимодействие семьи и детского сада, использование игровых и наглядных методов, а также уважение к возрастным особенностям ребенка. Экономически воспитанный ребенок – это будущий взрослый, умеющий принимать решения, планировать свою жизнь и бережно относиться к ресурсам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический опыт на тему : «Формирование основ экономического воспитания дошкольников в условиях детского сада»
Инновационный педагогический опыт Ильиной О.Н....

Анализ содержания вариативных программ дошкольного образования, направленных на формирования предпосылок финансовой грамотности у дошкольников: «Тропинки» и «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности"
Анализ содержания двух вариативных программ дошкольного образования, направленных на формирования предпосылок финансовой грамотности у дошкольников.Основная образовательная программа дошкольного образ...

Рабочая программа «Азбука юного финансиста» по финансовой грамотности в рамках примерной парциальной программы «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» МДОУ «Центр развития ребенка «Дубравушка» - детск
1.1.1. Цель и задачи Программы.Цель Программы: совершенствование образовательного процесса в муниципальном дошкольном образовательном учреждении «Центр развития ребенка «Дубравушка» ...

Доклад Пленарного заседания Совещания Тема: «Формирование основ экономического воспитания дошкольников в условиях детского сада»
Непрерывное экономическое образование и воспитание необходимо начинать именно с дошкольного возраста - когда детьми приобретается первичный опыт ...

Сценарий ИОС по экономическому воспитанию дошкольников, формированию основ финансовой грамотности. «Новоселье Гнома Эконома»
Данная методическая разработка представлена в виде сценария конспекта игровой ситуации на тему «Новоселье гнома Эконома» для формирования и усвоения дошкольниками элемент...

Выступление на семинаре-практикуме №1. Тема: «Экономическое воспитание дошкольников: формирование азов финансовой грамотности» «Презентация дидактического материала по финансовой грамотности» (из опыта работы)
Экономичское воспитание дошкольников: формирование азов финансовой грамотности. "Презентация дидактического материала по финансовой грамотности"...
Экономическое воспитание дошкольников: формирование основ экономической грамотности в семье и детском саду
Семья для ребенка – первая и самая важная экономическая школа. Уже в раннем возрасте дети начинают наблюдать за тем, как родители совершают покупки, обсуждают траты, планируют бюджет. Постепенно...