Экономическое воспитание дошкольников формирование основ экономической грамотности в семье и детском саду
консультация (старшая группа)

Экономика незримо присутствует в жизни каждого, и именно поэтому важно начинать формировать основы экономической грамотности уже в дошкольном возрасте.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Экономическое воспитание дошкольников: формирование основ экономической грамотности в семье и детском саду

Консультация для родителей

Мамонова Жанна Владимировна

воспитатель, МБДОУ д/с №56

г. Белгород

Андреева Ольга Николаевна

воспитатель, МБДОУ д/с №56

г. Белгород

Современный ребенок, даже не обладая специальными знаниями, с ранних лет сталкивается с экономическими понятиями. Он постепенно узнает, что такое «мое», «твое», «наше», «обмен», «деньги», «цена», «дорого», «дешево», «заработать», «потратить». Экономика незримо присутствует в жизни каждого, и именно поэтому важно начинать формировать основы экономической грамотности уже в дошкольном возрасте.

Экономическая функция семьи и ее влияние на развитие ребенка

Одна из важнейших функций семьи – экономическая. Она тесно связана с хозяйственно-бытовой функцией и направлена на обеспечение материального благополучия всех членов семьи. В условиях реальной жизни это выражается в умении рационально использовать ресурсы, распределять семейный бюджет, планировать расходы. От того, насколько осознанно и грамотно семья ведет домашнее хозяйство, зависит и уровень участия ребенка в этом процессе.

Семья для ребенка – первая и самая важная экономическая школа. Уже в раннем возрасте дети начинают наблюдать за тем, как родители совершают покупки, обсуждают траты, планируют бюджет. Постепенно у ребенка формируется представление о ценности труда, денег и имущества.

Педагогическая значимость экономического воспитания

Экономическое воспитание – это часть общей системы воспитания ребенка. Оно представляет собой организованный педагогический процесс, направленный на формирование бережного и уважительного отношения к материальным и духовным ценностям, развитие хозяйственности и понимания основ экономических взаимоотношений.

Задача педагога и родителя – не просто дать ребенку теоретические знания, а научить его применять их в реальных жизненных ситуациях. Формирование экономического мышления способствует более осознанной социализации ребенка, его лучшей адаптации к современным условиям жизни и подготовке к школе.

Роль игры в экономическом воспитании дошкольников

К.Д. Ушинский справедливо отмечал, что обучение в форме игры может и должно быть занимательным, но не развлекательным. Именно дидактическая игра – основной метод, позволяющий вовлечь ребенка в освоение сложных экономических понятий в доступной и понятной форме. Игровая форма обучения соответствует психологическим особенностям дошкольников:

  1. Игровая деятельность – ведущий вид деятельности в этом возрасте.
  2. У детей еще не сформировано представление о «учебной деятельности» как таковой.
  3. Уровень произвольного внимания и памяти ограничен, преобладает наглядно-образное мышление.
  4. Познавательная мотивация только начинает формироваться.

Настольные и ролевые игры по экономике становятся своеобразной «миниатюрной школой жизни». В процессе игры дети учатся управлять «деньгами», принимать решения, планировать, обменивать, инвестировать и даже терпеть «финансовые неудачи» — без риска и в безопасной форме. При этом усвоение знаний происходит естественно, без давления, благодаря вовлеченности и интересу.

Семья как основа экономической социализации ребенка

Именно в семье начинается экономическое воспитание. Родители, умеющие вовлекать детей в повседневную хозяйственную жизнь, передают им не только опыт, но и ценностные ориентиры. Поведение взрослых, их отношение к вещам, деньгам, экономии, щедрости или расточительности – всё это ребенок впитывает как норму.

Примеры простых, но эффективных способов вовлечения ребенка в семейную экономику:

  • Совместное составление списка покупок;
  • Обсуждение бюджета на прогулку или праздник;
  • Сбор мелких сбережений в копилку и обсуждение, на что можно потратить;
  • Привлечение к домашним делам, с объяснением их ценности и значимости;
  • Совместное обсуждение желаний и возможностей семьи.

Такое участие формирует у ребенка представление о труде, доходах, расходах и ценностях, связанных с материальной стороной жизни.

Знакомство с деньгами и экономическими понятиями

Одним из этапов программы экономического воспитания в дошкольном возрасте становится знакомство с деньгами. Это не только обучение их внешнему виду или номиналу, но и понимание, для чего нужны деньги, как ими распоряжаются, почему нельзя получить все сразу.

Простой и эффективный способ – поход в магазин с родителями. Вместо того чтобы оставлять ребенка дома, можно вовлечь его в процесс покупки:

  • Составить список покупок;
  • Обсудить, на что можно потратить деньги;
  • Показать, как выбирается товар по цене и качеству;
  • Объяснить, что не всегда можно купить все, что хочется.

Дети особенно любят монеты – они кажутся им «волшебными». Это можно использовать для формирования навыков накопления, планирования расходов, ожидания и самостоятельного выбора.

Осторожность и баланс в подаче экономических знаний

Важно помнить, что экономика – наука с множеством сложных понятий. В работе с дошкольниками следует соблюдать принцип дозированности и доступности, избегать перегрузки, использовать наглядные, игровые и бытовые примеры. Экономика для ребенка — не набор терминов, а жизненные ситуации, которые можно понять и прожить в игре, в семье, в детском саду.

Например:

  • Понятие «обмен» можно объяснить на примере обмена игрушками.
  • Понятие «экономия» – на примере бережного отношения к еде, свету, воде.
  • Понятие «бюджет» – на примере карманных денег или списка покупок.

Взаимодействие детского сада и семьи

Решение задачи экономического воспитания невозможно без сотрудничества детского сада и семьи. Только в условиях согласованного подхода возможно эффективно сформировать у ребенка начальные экономические представления, навыки и установки, которые помогут ему уверенно ориентироваться в мире материальных отношений.

В детском саду педагоги могут:

  • Включать экономические элементы в сюжетно-ролевые и дидактические игры;
  • Использовать тематические занятия и проекты;
  • Создавать мини-магазины, банки, мастерские;
  • Проводить дни экономики, ярмарки, игры с копилками и «деньгами».

А родители, поддерживать интерес к экономическим вопросам дома, привлекая ребенка к повседневным задачам.

Вывод

Экономическое воспитание дошкольников – это не просто приобщение к сложной науке, а формирование жизненно необходимых умений и установок. Через игру, участие в семейной жизни, наблюдение за поведением взрослых ребенок учится понимать ценность труда, денег, собственности, ответственности за выбор.

Залог успешного формирования экономической грамотности – это тесное взаимодействие семьи и детского сада, использование игровых и наглядных методов, а также уважение к возрастным особенностям ребенка. Экономически воспитанный ребенок – это будущий взрослый, умеющий принимать решения, планировать свою жизнь и бережно относиться к ресурсам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ содержания вариативных программ дошкольного образования, направленных на формирования предпосылок финансовой грамотности у дошкольников: «Тропинки» и «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности"

Анализ содержания двух вариативных программ дошкольного образования, направленных на формирования предпосылок финансовой грамотности у дошкольников.Основная образовательная программа дошкольного образ...

Рабочая программа «Азбука юного финансиста» по финансовой грамотности в рамках примерной парциальной программы «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» МДОУ «Центр развития ребенка «Дубравушка» - детск

1.1.1. Цель и задачи Программы.Цель Программы: совершенствование образовательного процесса в муниципальном дошкольном образовательном учреждении «Центр развития ребенка «Дубравушка» ...

Доклад Пленарного заседания Совещания Тема: «Формирование основ экономического воспитания дошкольников в условиях детского сада»

Непрерывное экономическое образование и воспитание необходимо начинать именно с дошкольного возраста - когда детьми приобретается первичный опыт ...

Сценарий ИОС по экономическому воспитанию дошкольников, формированию основ финансовой грамотности. «Новоселье Гнома Эконома»

Данная методическая разработка представлена в виде сценария конспекта игровой ситуации на тему «Новоселье гнома Эконома»  для формирования и усвоения   дошкольниками элемент...

Выступление на семинаре-практикуме №1. Тема: «Экономическое воспитание дошкольников: формирование азов финансовой грамотности» «Презентация дидактического материала по финансовой грамотности» (из опыта работы)

Экономичское воспитание дошкольников: формирование азов финансовой грамотности. "Презентация дидактического материала по финансовой грамотности"...

Экономическое воспитание дошкольников: формирование основ экономической грамотности в семье и детском саду

Семья для ребенка – первая и самая важная экономическая школа. Уже в раннем возрасте дети начинают наблюдать за тем, как родители совершают покупки, обсуждают траты, планируют бюджет. Постепенно...