Паспорт проекта " Путешествие в мир денег"
проект по основам финансовой грамотности (старшая, подготовительная группа)
Проект «Путешествие в мир денег.»
Тип проекта: Смешанный (информационно-практико-познавательный)
Вид проекта: групповой
Длительность: краткосрочный (17 января по 28 января 2022)
Участники: дети разновозрастной компенсирующей группы, родители, воспитатели группы, сотрудники детского сада
Актуальность:
В современном мире ребенок поневоле встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Дети рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, ходят с родителями в магазины, участвуют в финансово-экономических отношениях, овладевая, таким образом, экономической информацией на житейском уровне. Если родители сами не умеют правильно планировать финансы, то и ребенок вырастет финансово неграмотным человеком. Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.
Если у ребенка не сформировать правильное представление о деньгах, то у него появится собственное, зачастую неверное мнение. Дети должны осознавать, что денежные средства зарабатываются собственным трудом.
Ребёнку нужно помочь в освоении финансовой грамотности, но не делать все за него. Экономическое воспитание необходимо начинать со старшего дошкольного возраста, т.к. социальный и экономический эффект от повышения финансовой грамотности проявляется постепенно. Работа в этом направлении поможет детям развить экономическое мышление, освоить понятийный аппарат, приобрести элементарные навыки, необходимые для ориентации и существования в современном рыночном мире.
Обучение экономической культуре не сводится к тому, чтобы учить зарабатывать деньги. На первый план ставится формирование нравственных понятий: честность, обязательность, умение подчинять свои желания возможностям, законопослушность, взаимопомощь и пр. А также ориентация дошкольников в экономическом пространстве современного мира на материале в соответствии с возрастными возможностями.
На наш взгляд, чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки. Все это делает актуальной проблему формирования элементарных экономических представлений и формирования финансовой грамотности, начиная с дошкольного возраста, когда детьми приобретается первичный опыт. Экономическое развитие страны зависит от общего уровня финансовой грамотности жителей государства.
Проблема:
Недостаток знаний у детей старшего дошкольного возраста представлений об экономических понятиях: деньги, товар, семейный бюджет, доходы, расходы, сбережения, в соответствии с их возрастными особенностями.
Цель: создание условий для формирования и систематизацию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность
Ссылка на проект https://disk.yandex.ru/d/DVZqjzG8cCXnEQ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Паспорт проекта " Путешествие в мир денег" | 340.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад "Теремок"
Проектная деятельность с детьми разновозрастной компенсирующей группы ,5-7 лет.
Тема: «Путешествие в мир денег»
Авторы: Ушкалова В.А. воспитатель,
Громова Т.В.воспитатель,
Гришаева Л. М. логопед.
проект реализован: 17 января по 28 января 2022 года
Проект «Путешествие в мир денег.»
Тип проекта: Смешанный (информационно-практико-познавательный)
Вид проекта: групповой
Длительность: краткосрочный (17 января по 28 января 2022)
Участники: дети разновозрастной компенсирующей группы, родители, воспитатели группы, сотрудники детского сада
Актуальность:
В современном мире ребенок поневоле встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Дети рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, ходят с родителями в магазины, участвуют в финансово-экономических отношениях, овладевая, таким образом, экономической информацией на житейском уровне. Если родители сами не умеют правильно планировать финансы, то и ребенок вырастет финансово неграмотным человеком. Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.
Если у ребенка не сформировать правильное представление о деньгах, то у него появится собственное, зачастую неверное мнение. Дети должны осознавать, что денежные средства зарабатываются собственным трудом.
Ребёнку нужно помочь в освоении финансовой грамотности, но не делать все за него. Экономическое воспитание необходимо начинать со старшего дошкольного возраста, т.к. социальный и экономический эффект от повышения финансовой грамотности проявляется постепенно. Работа в этом направлении поможет детям развить экономическое мышление, освоить понятийный аппарат, приобрести элементарные навыки, необходимые для ориентации и существования в современном рыночном мире.
Обучение экономической культуре не сводится к тому, чтобы учить зарабатывать деньги. На первый план ставится формирование нравственных понятий: честность, обязательность, умение подчинять свои желания возможностям, законопослушность, взаимопомощь и пр. А также ориентация дошкольников в экономическом пространстве современного мира на материале в соответствии с возрастными возможностями.
На наш взгляд, чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки. Все это делает актуальной проблему формирования элементарных экономических представлений и формирования финансовой грамотности, начиная с дошкольного возраста, когда детьми приобретается первичный опыт. Экономическое развитие страны зависит от общего уровня финансовой грамотности жителей государства.
Проблема:
Недостаток знаний у детей старшего дошкольного возраста представлений об экономических понятиях: деньги, товар, семейный бюджет, доходы, расходы, сбережения, в соответствии с их возрастными особенностями.
Цель: создание условий для формирования и систематизацию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность
Задачи для педагогов:
- Заинтересовать и привлечь сотрудников, родителей к активному участию в реализации проекта.
- Систематизировать материалы по проекту для дошкольников.
- Разработать методические рекомендации, конспекты непосредственно-образовательной деятельности, сценарий праздника.
- Укреплять связи ДОУ с семьями воспитанников
- Привлечь родителей к активному участию в реализации проекта, к проявлению творческих способностей.
- Вызвать желание у детей и родителей активно участвовать в жизни группы и детского сада
Задачи для детей:
- Заинтересовать каждого ребенка тематикой проекта.
- Способствовать формированию первоначальных представлений о деньгах как об универсальном средстве обмена, платежа и накопления.
- Сформировать бережное и экономное отношение детей к деньгам.
- Учить детей, как обращаться с деньгами: накапливать, тратить, вкладывать и т.д.
- Формировать правильное отношение к деньгам как предмету жизненной необходимости.
- Формировать умение выделять слова и действия, относящиеся к экономике.
- Обогащать словарный запас
- Развивать познавательный интерес дошкольников к вопросам
финансовой грамотности и применению этих знаний на практике. - Закрепить умение детей выражать в продуктивной деятельности свои знания и впечатления.
- Развивать умения анализировать, рассуждать, обобщать, сравнивать, сопоставлять, делать выводы;
- Развивать у детей интерес к финансовой грамотности посредством игр, викторин, мероприятий;
- Воспитывать у детей целеустремленность, организованность, инициативность, трудолюбие, взаимовыручку;
- Воспитывать ценность и уважение к труду человека и окружающему предметному миру, как результату труда людей.
Виды деятельности: игровая, познавательная, продуктивная, работа с родителями.
Этапы проекта «Путешествие в мир денег»
этапы | образовательные области | Содержание деятельности | |||
дети | педагоги | родители | |||
I этап Организационный (подготовительный) | Подбор наглядного и дидактического материала (иллюстрации, картинки, фотографии) Подбор художественной литературы для чтения детям и заучивания наизусть; Подбор дидактических, сюжетных, подвижных игр; | Консультации: «Финансовая грамотность с пеленок: 10 советов в помощь ответственным родителям», «Финансовая грамотность детей. Дайте ребенку знания о деньгах». «Зачем нужна ребенку финансовая грамотность?» | |||
II этап Практический (выполнение проекта) Реализация проекта осуществляется через различные виды деятельности: игровая, познавательная, продуктивная, работа с родителями. | Социально – личностное развитие Познавательное развитие Речевое развитие Художественно – эстетическое развитие Продуктивная деятельность Физическое развитие | Дидактические игры: « Обмен», «Груша-яблоко» «Размен» Строительные игры: «Банк», « Магазин» Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Ярмарка, « Рынок», «На поиски клада», «Монетный двор», «Банк», «Супермаркет», «Купи другу подарок», «Научим Незнайку делать покупки» Экскурсия в отделение Сбербанка, в супермаркет. Развивающие игры: «Орёл и решка», «Волшебные превращения денежки» Дидактические игры: «Соотнеси набор монет с числом» ,«Что можно и нельзя купить», «Денежный поток», «Что быстрее купят» «Каталог товаров» Проблема выбора» (где покупать продукты. Как правильно делать покупки» Обсуждение понятия «бартер». Опыты с деньгами. Рассматривание альбома «Все деньги мира» Просмотр видеоролика «Схема изготовления денег». Рассматривание валюты (купюры, монеты). Беседы: «Что такое деньги и какими они бывают?» , « Как появились бумажные деньги» , «О деньгах и о денежных единицах разных стран»,. «Какие деньги бывают?», «Как накопить на любимую игрушку», «Как правильно тратить деньги?», «Как правильно выбирать товары в магазине Составление рассказов : « Банк», « Деньги» Чтение: А. Толстой «Золотой ключик, или приключения Буратино», Г.Х. Андерсон «Новое платье короля», А. Романова «Чудеса в кошельке», «Золотая монета» армянская народная сказка, Липсиц И.В. «Удивительные приключения в стране «Экономика»; Попова Т.Л., Меньшикова О.И. «Сказка о царице Экономике, злодейке Инфляции, волшебном компьютере и верных друзьях, Успенский «Бизнес Крокодила Гены» , К. Чуковского «Муха-Цокотуха», Чтение народного фольклора о деньгах (приметы, пословицы). Конструирование « Кошелек» Просмотр мультфильмов: Серия видео-мультфильмов «Уроки тетушки Совы»: «Азбука денег тетушки Совы»: «Что такое деньги?» «Азбука финансовой грамотности со Смешариками», «Три медведя», «Лиса и заяц», «Азбука денег тетушки Совы»: «Умение экономить», «Семейный бюджет», «Карманные деньги», «Потребности и возможности», «Мои домашние питомцы», «Работа и зарплата»; «Бизнес крокодила Гены», «Простоквашино. Клад, «Как старик корову продавал», «Барбоскины и реклама», Лепка товаров для обмена, раскрашивание камней и брусков. (пластелинография) «Монета», рисование «Бумажные деньги и монеты для торговли», рисование на тему «Мой Банк», раскраски по теме, монет из теста, рисование « Моя копилка» Изготовление пригласительных Инсценировка сказки «Денежкины домики» Игры-соревнования «Желания - потребности», «Самый быстрый», «Пополни кошелек»; П/и « Монетки», « У кого монетка» НОД «Путешествие по китайскому морю»( плавание) Зарядки по темам дня. | сюрпризный момент: во время «Утреннего сбора» Лиза показала странную монету которую она нашла у бабушки. Проблемная ситуация: « Что мы знаем о деньгах? Что хотим узнать? Как узнаем? НОД « Как появились деньги» Презентации «История возникновения денег» ,«Все деньги мира» Выпуск папки-передвижки «Деньги разных стран» Рассказ воспитателя о детском саде. Подобрать по теме художественные произведения
Подобрать мультфильмы по теме. Раскраски по теме подобрать Подобрать и разучить пальчиковые и логоритмические гимнастики по теме. | Выставка «Необычные деньги»( изготовление денег из бросового материала) Принести по камню и деревянному брусочку. Приготовить для детей атрибуты древних людей. Приготовить для детей атрибуты для древнего Египта отрезы ткани. Приготовить для детей атрибуты для Китая шапки, палочки. Принести для выставки деньги разных народов и старые деньги для мини музея « такие разные деньги» Принести для выставки кошельки . Сделать сейфы и банкоматы для выставки. Пригласить родителей на викторину и сказку. | |
III этап заключительный. Презентация продуктов творческого проекта. | Квест « путешествие по реке времени или как появились деньги» | Презентация проекта «Путешествие в мир денег» | Викторина для родителей «Что? Где? Почем? |
Прогнозируемые результаты:
- Дети умеют пользоваться деньгами.
- Знают значение купюр и монет.
- Умеют пользоваться ими в игре.
- Понимают значение экономических понятий: «деньги», «товарообмен», «монета», «банкомат», «заработная плата», «валюта», «сдача», «наличные деньги», «безналичные деньги», «пластиковая карта», «товар», «цена» и т.д.
- Дети выражают в продуктивной деятельности свои знания и впечатления.
- Работа с родителями способствовала обогащению в группе развивающей среды. У родителей появился интерес к экономике и совместной игровой деятельности.
- Дети заинтересовались темой проекта, проявили свою познавательную активность: рассказывают и делятся своими знаниями с другими детьми, с родителями.
- У детей повысился уровень знаний и представлений по вопросам проекта. Дошкольники приобрели первичный экономический опыт.
- Дети активно используют в игровой деятельности полученные знания.
- Начато взаимодействие родителей и детей в сфере личных финансов.
- Родители получили дополнительные знания по экономическому воспитанию детей.
Продукты реализации проекта:
- Квест « путешествие по реке времени или как появились деньги»
- Создание мини-музея « Такие разные деньги»
- Картотека загадок, пословиц и художественной литературы по теме.
- Викторина для родителей «Что? Где? Почем?
- Презентация проекта «Путешествие в мир денег»
- Выставка кошельков.
- Выставка сейфов и банкоматов, сделанных своими руками.
- Выставка «Необычные деньги»( изготовление денег из бросового материала)
Приложения к проекту.
Подбор материала:
- Стихотворения о деньгах.
- Пословицы и поговорки.
- Загадки о финансах
- Анкета для родителей.
- Экономические сказки.
- Дидактические игры.
- Квест.
- Викторина для родителей.
- Календарно- тематический план недели.
- Фотохроника о совместной деятельности с детьми во время проекта
1.Стихотворения о деньгах.
Обойдусь и без покупок
Держу молоток
И копилку-свинью:
– Сейчас, наконец-то,
Тебя разобью.
Куплю самолёт,
А скорей целых три –
Немало монеток
У свинки внутри.
Потом совершу
Семь покупок подряд…
Смотрю, а у Хрюшки
Доверчивый взгляд.
Смеются глаза
В ожиданьи забав…
Я свинку обнял
И поставил на шкаф.
Е. Степанова
Экономика
С экономикою нас,
Начали знакомить.
Что такое «вклад» и «банк»
Как деньги экономить.
Мы доход своей семьи
Вместе подсчитали.
Знаем цену всем вещам,
Что нам покупали.
«Бизнес», «бартер» и «бюджет»,
Что это такое?
От гремучих этих слов
Детям нет покоя.
Будем знания получать.
Капитал накопим.
И тебе, наш детский сад.
Вместе мы поможем!
Л. Шмакова
Торговля
Деньги были не всегда.
Люди многие года
Покупали, торговали.
И при этом всё меняли:
Соль – на шкуры, на зерно.
Мех – на злато, серебро.
Люди торговать учились,
Деньги позже появились.
Л. Шмакова
Деньги
За годом год, за веком век
Живёт с деньгами человек.
Меняются люди, дома, города,
Одежда и обувь, машины, еда
Меняться всему наше время велит
И, денег, конечно, меняется вид!
От круглых монеток, от мятых рублей
Избавиться люди мечтают скорей!
На смену из пластика карты приходят
Уже с телефона расчёт производят!
А что будет дальше?
Давайте мечтать!
Давайте придумывать и воплощать!
Л. Шмакова
Бюджет
У взрослых людей есть такая забота:
Ходить каждый год, каждый день на работу
За эту работу им платят зарплату,
А эту зарплату рассчитывать надо!
И вот собирают семейный СОВЕТ,
Где создаётся семейный БЮДЖЕТ!
2.Пословицы и поговорки о деньгах.
Деньги — не голова: наживное дело.
Деньги не люди, лишними не будут.
Деньги — что вода: пришли и ушли, только и видели.
Доход не живет! без хлопот.
Каждый час простоя — река убытку.
От прибыли голова не болит.
Получишь доход — явится и расход.
Прибылью хвались, а убыли стерегись.
Чужие деньги считать — не разбогатеть.
Денежка без ног, весь свет обойдет.
Деньги — гости: то нет, то горсти.
Деньги счетом крепки.
Копейка копейку родит.
Горе деньги нажить, а с деньгами и дураку можно жить.
Деньги — что пух: только дунь на них и нет.
Добр Мартын, коли есть алтын; худ Роман, коли пуст карман.
Не деньги нас наживают, а мы их.
Через золото слезы льют.
Копеечка к копеечке — рубль набегает.
Копейка рубль бережет.
Копейка обоз гонит
У него деньги куры не клюют.
Не подмажешь — не поедешь.
Дешевле пареной репы.
И дешево, и сердито.
Щиплет Федосья чужие колосья, а прибыли нет.
Лишняя денежка карману не в тягость.
У денег глаз нет.
Хлебу — мера, слову — вера, деньгам — счет.
Денежки счет любят.
Лежащий товар не кормит.
Злато не говорит, зато много творит.
Кто копейку не щадит, тому рубль ни почем.
Деньги — дело наживное.
Здоров буду и денег добуду.
Не доходом разживаются, а расходом.
Денежки круглые — весь век катятся.
Деньги не в деньгах, а в делах.
Копейку сберег — рубль получил, рубль сберег — капитал нажил.
Время — деньги.
Не в деньгах счастье.
3.Загадки о финансах
На товаре быть должна
Обязательна ... (цена)
Коль трудился круглый год,
Будет кругленьким ... (доход)
Он финансовый факир,
В банк к себе вас ждёт ... (Банкир.)
Будут целыми, как в танке,
Сбереженья ваши в ... (банке)
Дела у нас пойдут на лад:
Мы в лучший банк внесли свой ... (вклад)
Как ребёнка нет без мамы,
Сбыта нету без ... (рекламы)
Эта резвая купчиха
Поступает очень лихо!
В телевизор залезает
И товары предлагает:
От компьютеров до хлама.
Имя у нее ... (реклама)
Люди ходят на базар:
Там дешевле весь ... (товар)
И врачу, и акробату
Выдают за труд ... (зарплату)
Очень вкусная витрина
Овощного ... (магазина)
Сколько купили вы колбасы,
Стрелкой покажут вам точно ... (весы)
Мебель, хлеб и огурцы
Продают нам ... (Продавцы.)
За сметану, хлеб и сыр
В кассе чек пробьёт ... (Кассир.)
Из какого аппарата
Выдаётся нам зарплата? (Банкомат.)
В этой фирме все бывают,
Бланк сначала заполняют,
Вносят в кассу платежи.
Что за фирма, подскажи? (Банк.)
Дядя Коля - нумизмат.
Значит, каждый экспонат,
Я скажу вам по секрету,
Называется ... (Монета.)
В наши дни не встретишь эту
Очень малую монету.
В сказках ты её найдёшь,
Денежка зовётся ... (Грош.)
Чтоб хранить свои доходы
На карманные расходы,
Хрюшка требуется мне,
Та, что с дыркой на спине. (Копилка.)
Это крупный магазин,
У него не счесть витрин.
Всё найдётся на прилавке -
От одежды до булавки. (Универмаг, супермаркет.)
4. Анкета для родителей
«Мой ребенок и финансовая грамота»
(Уважаемые родители, просим вас уделить анкете чуть-чуть Вашего драгоценного времени и обвести в кружок Ваш ответ)
1.Нужно ли детям рассказывать о деньгах?
- Да
- Нет.
2. Нужно ли детей знакомить с экономикой?
- Да.
- Нет.
3. Как Вы относитесь к желанию детей иметь копилку?
- Положительно.
- Отрицательно.
4. Должны ли дошкольники иметь карманные деньги?
- Да.
- Нет.
5.Замечаете ли вы интерес у ребенка к домашней работе?
- Да.
- Нет.
6. Как ребенок относится к труду?
- Охотно принимается за дело.
-Неохотно принимается за дело.
7.Имеет ли ребенок постоянные обязанности дома?
- Да.
- Нет.
8.Участвует ли ребенок в процессе планирования предстоящих
покупок?
- Да.
- Нет.
9. Знают ли дети профессии родителей?
- Да.
- Нет.
10.Знает ли ребенок на, что тратятся деньги?
-- Да.
- Нет.
11.Рассказываете ли вы ребенку, откуда берутся деньги?
- Да.
- Нет.
5 Сказки о деньгах.
Любовь Богомирова «Жила была денежка»
Родилась Денежка в большой семье. Ее братья и сестры одинаково поблескивали круглыми боками, и взрослые называли их «копеечками».
Но вот пришло время, и «копеечка» покинула родной монетный двор. И когда Денежка увидела мир, она с удивлением поняла, что никомушеньки она не нужна и никто-никто ее не любит…
Каждый, к кому она попадала, старался ее не замечать, а то и выдворить побыстрее…
Однажды попала Денежка «копеечка» к мальчику Пете. И малыш так обрадовался ей, что Денежка вначале даже не поверила! А Петя каждый день любовался Денежкой, да еще и братьев и сестер Денежки – других копеечек привел.
Но радость Денежки недолгой была. Пошел Петя со своей мамой в магазин и хотел игрушку купить. А мама Пети нахмурила брови и сказала, что у нее денежек нет. Петя восторженно защебетал, что у него денежки есть и игрушку купить можно.
Мама сурово глянула на Денежку и ее сестер и братьев, что в руках у Пети были и грубо ответила Пете, что это вовсе и не деньги и ни на что их не хватит!
Петя посмотрел на Денежку и .. Денежка поняла, что и малыш разочаровался в ней и ее больше любит…
И тогда Денежка рассердилась и решила, что когда она вырастет большая и станет как ее тетка Пятитысячная, она уж постарается не приходить к тем, кто ей рад не был и своим деткам это накажет!
Так и повелось с тех пор: кто деток Денежки не любит, к тем взрослые денежки проходить не спешат
Ирина Сеньчукова Сказка про Кошелек
Жил да был в одной квартире,
Очень старый Кошелёк.
Раньше был он ярко-синий,
И блестел, как уголёк!
Сверxу круглая защелка,
Закрывалась громко...чик!
Он был толстенький, не тонкий,
Это был особый шик!
А внутри отделов куча!
/как у лучшиx кошельков/
В ниx купюр xранилось "туча"!
Для покупок, всеx цветов.
Разноцветные бумажки,
Не бумажки...капитал!!!
Кошелёк гордился каждой,
Цену каждой, понимал!
Иx любил, как мать ребёнка,
Гладил, трепетно берёг.
Точно курица, цыплёнка,
Обожал иx Кошелёк!
Да и люди бережливо,
Относились к Кошельку,
И не разу торопливо,
Не раскрыли на бегу.
Но однажды, в день зарплаты,
Потерялся Кошелёк!
Он лежал в снегу богатый,
Но несчастный, как зверёк.
Мимо люди пробегали,
Все спешили, кто куда.
Кошелёк не замечали,
А внутри уже....вода!
Шла по улице девчонка,
Шла, спешила на урок.
Вдруг увидела в сторонке,
Потеряшку.... Кошелёк!
И подумала:"Наверно,
Ищет кто нибудь его.
Брать чужое, очень скверно!"
И умчалась прочь легко.
Не поверите, но утром,
Кошелёк вернулся в дом!
В носовой платок укутан,
Слышал он xозяйки стон.
И:"Огромное Спасибо!"
/точно слышал Кошелёк!/
От слезинок, точно рыба,
Не надолго весь промок...
А увидев слёзы счастья,
Вдруг подумал он вот так:
"Нет меня-в дому ненастье,
Просто полный кавардак!"
Долго он служил исправно,
Был любимцем средь вещей,
Но однажды, /вот недавно!/
Стал игрушкой для детей.
-Ничего!-подумал важно,
Мне не время горевать!
Цену денег должен каждый
И ребенок понимать!
Что ж, пускай внутри бумажки,
Так поxожи на билет,
Стану я теперь-"бумажник",
С кучей старенькиx монет!
Я скажу вам по секрету:
"Дети рады Кошельку!"
Накопили в нем за лето,
По рублю и пятаку,
Столько денег, что xватило,
Маме зонтик подарить,
Чудный зонтик, просто диво!
Мама будет с ним xодить.
Да...ещё меня просил он,
Вам три слова передать:
"Будьте, дети, бережливы!
Деньгам счет полезно знать!"
Н.Литвишко
«Мечты сбываются» — сказка про маленькую денежку
Монетка лежала на дороге. Люди проходили мимо и не обращали на неё внимания.
«Неужели никому не нужны деньги? – думала денежка. – Странно!»
Судя по тому, что она слышала из обрывков разговоров, деньги нужны были всем.
Две подруги обсуждали свою обувь. Одна жаловалась другой, что туфли совсем разваливаются, а купить новые не на что.
Угрюмый мужик говорил кому-то по телефону: «Хожу пешком. Машина сломалась. Ремонтировать – нет денег».
«Так вот же я, возьми!» – хотела крикнуть маленькая денежка. Но она не умела разговаривать.
Молодая женщина устало говорила своему спутнику:
– Это же твои дети. Мне их нужно кормить. Один букет цветов для твоей любовницы стоит столько, сколько нам нужно на неделю. Дай, пожалуйста, денег.
Что ответил мужчина, монетка уже не слышала, но видела, что он размахивает руками и лицо его злое. Ей было жалко женщину с детьми, но как ей помочь? «Моих сил не хватит. И дело тут не только в деньгах», – сделала вывод денежка.
Она видела много людей, почти все были напряжены и озабочены.
Мама волокла за руку малышку, которая размазывала грязной ручонкой слёзы по лицу.
– Я не могу купить тебе куклу, – говорила женщина. – У меня есть деньги только на продукты.
– Мама, денежка! – девочка увидела монетку и потянулась к ней.
– Не смей подбирать на улице всякую гадость! – строго сказала мама.
Они ушли уже далеко, а кроха всё оглядывалась и оглядывалась.
«Вот меня и гадостью обозвали. Почему люди плохо говорят про деньги? Нам же обидно. Пусть я маленькая и грязная. Но я же ДЕНЕЖКА, – монетка горестно вздохнула. – Почему большие деньги они любят, а копейки даже не замечают?»
Взгрустнув, она вспомнила, как хорошо было в лотке кассового аппарата в магазине. Рядом другие деньги. Они весело звенели и шуршали, переговариваясь между собой. А те кошельки и карманы, в которых ей пришлось побывать? В некоторых было тепло и уютно. Чувствовалось, что их хозяева заботятся о деньгах. В других было неуютно и даже страшно.
И руки у всех людей разные. Монетка по рукам могла определить, что за человек её держит. Как это объяснить, она не знала. Но всегда понимала, хороший это человек или не очень. Знала от других монет, что есть и очень плохие люди, но старалась никого не осуждать. «Ведь в каждом есть что-то хорошее, просто его нужно увидеть», – рассуждала денежка.
Она мечтала о том, что рано или поздно добрые руки поднимут её и заберут себе. Ведь всегда плохо, когда ты один и никому не нужен.
День сменялся ночью, монетка сиротливо продолжала лежать там, где её обронили. Надежда сменялась отчаянием. Она наблюдала за людьми и делала грустные выводы, что не всё так просто в этом мире.
Однажды ей показалось, что всё может измениться к лучшему. По улице шла старушка, высматривая что-то на дороге.
– Где же я могла потерять? – бормотала она себе под нос.
«Я тут!» – ликовала монетка. Но бабуля прошла мимо.
Чуть дальше она наклонилась:
– Вот они, родимые, – старушка подняла связку ключей и, продолжая ругать себя, засеменила с ними к подъезду.
«Скоро осень. Листья спрячут меня от всех. Потом зима. Снег лишит всяких надежд быть найденной. Что делать?» – монетка была в полной растерянности. Она не могла себе помочь. Оставалось только верить, что всё будет так, как ей хочется.
Она по прежнему наблюдала за всеми, кто проходил мимо. А люди и не догадывались, что за ними наблюдает маленькая монетка. Они спешили по своим делам и не всегда слышали того, кто шёл с ними рядом.
«Неправильно это! – хотела сказать им денежка. – Почему вы часто не замечаете никого, кроме себя? Посмотрите вокруг. Улыбнитесь друг другу. И получите улыбки в ответ».
Она радовалась, когда на улице появлялись дети. Они не хмурились, как взрослые, могли петь, смеяться и веселиться от души.
Вот и сейчас мальчишка лет пяти бежал по дорожке, подкидывая мяч и выкрикивая какой-то стишок.
«И ему нет никакого дела до меня… Интересно, кто разрешил ему гулять одному?» – оглянулась по сторонам монетка.
Мальчонка споткнулся и упал. На коленке выступила кровь. Он уже хотел расплакаться, но увидел денежку.
– Ой, денежка! – обрадованно крикнул ребёнок. – И ты упала? Давай я тебя подниму.
Малыш бережно взял монетку и крепко зажал в кулачке, забыв, что хотел заплакать.
– Бабуля, что можно купить на эту денежку? – ребёнок показал свою находку пожилой даме.
– Я добавлю денег, и ты купишь мороженое. Но только после того, как покушаешь и поспишь. А сейчас пошли домой.
Монетка мирно покоилась в кулаке у мальчика. Её мечта сбылась. Теперь она твёрдо знала, что все мечты сбываются. Только нужно верить!
Волшебные деньги
Давно это было или совсем недавно, не знает никто. Жил-был мальчик по имени Тимоша и были у него хорошие любящие родители. Все, кто знал Тимошу и его родителей, говорили, что это идеальная семья. И многие равнялись на эту семью.
Тимоша был очень счастливым мальчиком, потому что у него были разные интересные игрушки. Был у него большой самосвал, какого не было ни у кого из ребят в этом дворе, но Тимоша не жадничал и всегда давал ребятам с ним поиграть. Был вертолет радиоуправляемый. Был велосипед трехколесный. Все было у Тимоши. Даже когда он был очень маленьким, у него были самые необходимые игрушки.
Выходил Тимоша во двор со своими игрушками – и сразу все ребята собирались возле него!
Но однажды произошло что-то неожиданное. Выбежал как-то Тимоша во двор, а к нему никто не идет. Огляделся он по сторонам и увидел, что все ребята собрались возле песочницы, переговариваются там и весело смеются.
- Странно, — сказал Тимоша сам себе вслух. – Чего это они там скопились? Пойду посмотрю.
Подошел он к ребятам, но никак не может увидеть, что же случилось. Лез-лез он между ними – еле пролез. Как же вы думаете, что он там увидел?!
Правильно, ребята, увидел он там забавного щеночка! Все взгляды ребят были обращены только на него. А рядом со щенком стоял гордый хозяин. Про Тимошу и его игрушки все и думать забыли! Вокруг только и слышались вопросы ребят:
- А как его зовут?
- А он умеет лапу давать?
- А он громко гавкает?
Посмотрел Тимоша на щенка и побежал домой, даже все свои игрушки забыл.
Увидела мама, что ребенок грустный домой пришел и спрашивает:
- Тимоша, милый, что случилось?
И рассказал Тима, что он увидел во дворе. И добавил:
- Мама, я хочу собаку! Купите мне собаку!
Присела мама на колено, обняла сына и сказала:
- Хорошо, дорогой, мы с папой об этом поговорим. А пока мой руки и садись кушать.
Вечером пришел папа с работы, и его мама накормила и сказала ему:
- Наш ребенок хочет собаку!
- Хорошо, — ответил папа. – Видимо, настала пора нашему ребенку становиться самостоятельным.
Долго шептались родители этим вечером и придумали, что делать.
Долго ли коротко время шло, наступил день, которого так ждал Тимоша – День Рождения!
Нетерпеливо ждал ребенок, когда же ему вручат подарок. И вот внесли в комнату коробку. У ребенка прямо дух перехватило! «Там должна быть собака, там должна быть собака» — проговаривал он сам себе под нос, так, чтобы никто не услышал.
Потянул Тимоша за ленточку, распахнул коробку и…
Тимоша недоуменно посмотрел на родителей:
- Мама, папа?.. Что это?
- Сынок, это копилка. Копилка-собака. Чтобы ты помнил и не забывал, для чего она тебе. С этого дня у тебя появятся карманные деньги. Мы будем давать тебе их раз в неделю. Ты можешь делать с ними то, что захочешь, — сказала мама.
- Захочешь – будешь покупать себе сладости, захочешь – будешь покупать игрушки. А захочешь – будешь складывать их в эту копилку. И когда эта копилка наполнится, ты сможешь купить на собранные деньги себе собаку, — добавил папа.
Понял Тимоша и улыбнулся:
- Спасибо! – сказал он своим родителям и обнял их сильно-сильно. – Я буду копить на собаку.
Так и повелось. Родители давали Тимоше карманные деньги, но он не тратил их куда попало и на что попало, а кидал в свою собаку-копилку. Кинет монетку внутрь, послушает ее звон и представляет, как он будет со своей собакой во дворе гулять, как все ребята будут собираться посмотреть на его собаку и как он гордо и радостно будет отвечать на их вопросы.
Шли дни, копилка становилась все тяжелее и тяжелее.
И вот настал тот день, когда в копилку опустилась последняя монетка. Она глухо звякнула внутри и вдруг вокруг Тимоши и копилки все закружилось, засияло и ребенок явно услышал:
- Гав! Гав-гав!
Посмотрел Тимоша на копилку – и глазам своим не поверил: вместо копилки на полу сидела миленькая собачка и виляла своим маленьким хвостиком!
Так у Тимоши появилась собака. Как он ее назвал, решать вам.
А взрослые до сих пор не могут поверить, что произошло чудо, и только Тимоша знает, что помогли ему волшебные деньги!
Сказка «Хранители бюджета»
Жил да был Кошелёк. Он любил, когда его бережно открывали, доставая денежные купюры. Их он хранил в разных своих кармашках. Крупные купюры лежали в особом отделе и под замочком. Их использовали для покупок крупных вещей, продуктов, игрушек, приобретения мебели, оплаты за квартиру, свет, газ. Те, что были меньшего достоинства, лежали в другом отделе. Их использовали для покупки билета на проезд, газет, пирожков и другой мелочи. Чаще всего Кошелёк был не очень толстый. Но бывали особые дни, когда купюры наполняли его так, что он боялся, что его кнопочки и замочки не выдержат и кожа лопнет. Как он любил такие мгновения! В такие дни его открывали часто. Но бывали и грустные дни. Тогда казалось, что хозяин забыл о нём, потому что у него внутри было почти пусто. И его перебрасывали с одного места на другое. Однажды рядом с Кошельком появилась красивая, яркая, блестящая Карточка. Кошелёк насторожился:
— Привет, — сказал он. — Я — Кошелёк. Я — хранитель семейного бюджета.
— А я — пластиковая карточка. Теперь я буду хранительницей денежных средств семьи.
— Но где же ты хранишь купюры?
— Они во мне, — гордо ответила Карточка.
— Но ты такая тонкая и маленькая, — изумился Кошелёк, — и у тебя совсем нет карманчиков. Где же они помещаются?
— А мне не нужны карманчики, — загадочно улыбнулась Карточка.
— Я храню секрет волшебных цифр, которые знает только хозяин. Используя их, он может купить всё, что необходимо, и даже немного купюр положить в твой карманчик. «Значит, обо мне не забудут», — подумал Кошелёк и очень обрадовался. А потом с восторгом предложил Карточке:
— А давай я буду о тебе заботиться. У меня же много карманчиков, и среди них найдётся надёжное местечко для тебя. И ты будешь долго оставаться такой красивой и яркой. Карточка хотела отказаться, но, подумав, забралась в карманчик Кошелька. Кошелёк думал: «Теперь хозяин никогда про меня не забудет, и Карточка будет в порядке». А Карточка подумала: «Как тепло и уютно в карманчике Кошелька и ему всегда будет весело». И тут они поняли, как хорошо, когда ты кому-то нужен.
Сказка «Золотое яйцо».
Жили-были дед и баба. И была у них курочка Ряба. Снесла Курочка яичко да не простое, а самое что ни на есть настоящие яйцо Фаберже. Ой, до чего же красивое! Блестит, огнями переливается. Дед и баба, как дети малые, радуются, целый день глядят на него, налюбоваться не могут. Приехала к ним из города внучка. Стали совет держать, как яйцо сберечь. – Ты, внученька, у нас умная, – сказал дед, – в институте учишься, помоги нам старикам, посоветуй, как сберечь достояние семейное. В прошлый раз осрамились мы, не углядели – разбилось яичко золотое. На тебя вся надежда, милая. – Ой, дедуля и бабуля, не простое это дело, экономическая безопасность, – важно ответила внучка, – не простое. Для начала, чтобы Мышка опять яйцо не разбила, надо накупить мышеловок и расставить их повсюду. – Да что ты, внученька, что ты, – робко возразила баба. – Зачем ты так нашу Мышку обижаешь? Она же хорошая и не нарочно яичко разбила. Живёт у нас в доме давно, помогает нам с дедом. Дегустатором работает. – Может, Мурку посадим яйцо охранять? – спросил дед. – Мурку? – рассмеялась внучка. – Так это ж лучшая Мышкина подруга! Да и растолстела она от «Вискаса» так, что еле передвигается. – Пусть тогда Жучка яйцо сторожит, – не успокаивался дед. – Ой, не могу! Жучка! Эта крохотная болонка! Вы лучше смотрите, чтоб её саму мыши не утащили! С её родословной только мышей ловить! Да нас же все соседи засмеют! – Так что же нам делать, внученька? Подсоби, – взмолился дед. – Ладно, не хотите мышеловки ставить – не надо! Есть средство и понадёжнее. Положим яйцо на хранение в банковскую ячейку. Как раз недавно в нашем районе новый банк открылся.Как решили, так и поступили. Продали дед и баба репку. Сняли на эти деньги ячейку в банке. Крепкую такую ячейку, добротную. Проверили её хорошенько. Баба била-била – не разбила. Дед бил-бил – не разбил. А компьютерная мышка бежала, хвостиком махнула, и все денежки из банка исчезли. А вслед за ними исчез и сам банк вместе с ячейкой. Как будто и не было никогда. Плачет дед, баба плачет, а внучка больше всех голосит: – Ой, беда-то какая! И что же это я, глупая-то, наделала! Своими же руками семейную реликвию ворам отдала-а-а. Прибежала Курочка Ряба и говорит: – Не плачь, дед, не плачь, баба. Пропала-то китайская подделка. А настоящее яйцо мы с Мышкой давно уже подменили. Чуяло мое сердце неладное. Тут и Мышка из норки вышла и яйцо принесла. Обрадовались все, веселятся, Мышку и Рябу благодарят. А внучке так стыдно стало, что она Мышке не доверяла. Продали дед и баба яйцо. Купили себе на эти деньги фермерское хозяйство. Стали весело жить-поживать да огромные репы выращивать
6.КВЕСТ – ИГРА
«Путешествие по реке времени или как появились деньги»
Цель: Формирование у дошкольников основных экономических понятий, через игровую деятельность.
Задачи:
- расширить представление детей о необходимости рационального использования денег, о том, откуда берутся деньги,
- актуализировать представление о денежных знаках (монета, купюра) России;
- воспитывать эмоционально положительное отношение и интерес к деятельности экономического характера;
- побуждать детей к активному участию; способствовать гармонизации детских отношений.
Предварительная работа:
разработать маршрутные листы, где будут указаны станции в определенном порядке для каждой команды; подготовить «монетки» и листы с заданиями по каждой станции; наградной материал по итогам игры и атрибуты для игр.
Ход игры:
Ведущий: Игра у нас сегодня будет не обыкновенная, а «Квест» – игра-бродилка по территории нашего детского сада под названием «Путешествие по реке времени или как появились деньги». Для начала нам необходимо разделиться на две команды и выбрать капитана.
(Дети достают фишки с коробки и делятся по одинаковым картинкам. Выбирают капитана команды)
Ведущий: Дорогие друзья, случилась беда злая Бабушка Яга украла у нас ключ от «КОПИЛКИ-СУНДУЧКА». И нам с вами предстоит забрать у не ключик. Но как, вы узнаете, Бабушка Яга хитренькая, просто так не отдаст, только если вы выполните всех ее заданий. И ключик у нее можно только купить за денежку, ведь она еще жадненькая.
Ведущий: Все команды начнут путь одновременно и выполнят одни и те же задания. Просто пойдут по разным маршрутам. Маршрут состоит из нескольких этапов. На каждой станции вам нужно решать разные задания, тогда вы получаете золотую монетку. В итоге вам нужно собрать все монеты. Когда мы вновь соберемся в этом зале, и мы сможем справиться с основным заданием и открыть волшебный сундук! Побеждает та команда, которая больше всех соберет монеток.
Сейчас капитаны команд получат маршрут вашего путешествия.
Каждая команда получает маршрутный лист, в котором станции указаны в определенном порядке (очень важно, чтобы команды не пересекались на станциях и не мешали друг другу)
Ведущий: А, для того, чтобы вам было куда собирать ваши монетки, давайте сначала сделаем «КОШЕЛЁК»
Создание оригами – кошелька.
Ведущий: Ну, что же наши кошельки готовы! Друзья, все что вам нужно будет взять с собой – это хорошее настроение и удачу, все свои знания и смекалку, дружбу и находчивость. Как и в любом путешествии, вы должны помогать друг другу. Действуйте дружно, весело и вам будет сопутствовать удача!
Ведущий: Итак, команды готовы, в путь!
СТАНЦИЯ 1« Древний мир» (помещение группы)
(команду встречает Старичок – Лесовичок)
Лесовичок: Здравствуйте, дорогие друзья! Зачем пожаловали? (ответы участников) Вы конечно знаете, для того что бы что-то купить, за это нужно заплатить. А чем мы расплачиваемся? (ответы) Молодцы! А вы знаете, как появились деньги? (ответы)
Лесовичок.: У меня по лесу протекает река, это не обычная река, а «река времени».
Первая остановка – древний мир. Было время, когда люди еще не знали, что такое деньги, и они просто обменивались необходимыми вещами. Деньги заменяли ракушки, кольца, шкуры животных, бусинки, зерно. Давайте и мы с вами попробуем совершить обмен.
Игра « Обмен».
Цель – познакомить детей с понятием «обмен».
Лесовичок.: Каждому из вас я сейчас дам карточки с изображение товара, который вы можете обменять на тот, который вам нужен, вот вы должны постараться так произвести обмен, чтобы получить нужную необходимую вам вещь.
Лесовичок.: Видите, без денег было не очень удобно обмениваться друг с другом, нужно было носить товар с собой. Это было тяжело, занимало много места. В карман не положить, как деньги.
Лесовичок: - Молодцы. За выполнение всех заданий вы получаете свою монетку. А вы дальше плывите по реке времени, интересно, куда она вас приведет.
СТАНЦИЯ 2 «Древний Египет» ( физкультурный зал)
(команду встречает Кикимора)
Кикимора: Ути- ути, батюшки! Кто это ко мне приплыл. Наверно вы потерялись… как ЗДОРОВО! Сейчас я вас СЪЕМ!
Кикимора: Чего вы ко мне пришли? (участники рассказывают)
Кикимора: Ну, это точно вы ко мне приплыли, я про историю денег все знаю. Так Древнем Египете изобрели первые деньги, каменные. Они были разной формы и размера. Потом научились добывать металл и деньги стали изготавливать из драгоценных металлов (золото, серебро), а еще из меди и бронзы. Так появились монеты.
Кикимора: А давайте поиграем.
Подвижная игра « Мы монетки»
Дети делятся пополам. Одна половина встает полукругом – это кошелек. Остальные дети надевают золотистые круги на лентах – это монетки.
Монетки:
«Мы не детки, мы не детки,
А веселые монетки. (Идут по кругу, держась за руки.)
Звонко катимся по кругу, (Идут вприпрыжку.)
Жмемся спинками друг к другу. (Прижимаются спинкой к соседу.)
Дружно скачем: скок да скок… — (Прыгают на месте.)
И обратно в кошелек.
(Монетки-дети должны успеть запрыгнуть в кошелек, пока он не захлопнулся – дети смыкают круг.)
Игра повторяется – дети меняются ролями.
Кикимора: Молодцы! Замечательно поиграли! Получаете свои монетки. Да дальше по реке времени отправляйтесь.
СТАНЦИЯ 3 « Древний Китай» (кабинет методиста)
Леший: Здравствуйте, гости дорогие! Вот и до меня добрались и в Древнем Китае оказались.
У металлических денег все же оказался один важный недостаток – они тяжелые и занимают много места. И люди придумали выход. Появились первые бумажные деньги. Они были очень большого размера, как лист бумаги. В Китае мало полезных ископаемых и там не из чего было делать монеты, поэтому они делали бумажные деньги из коры тутового дерева. А расписывались они иероглифами – китайскими буквами.
«Китайская мастерская»
Леший: Каждому из вас приготовлены заготовки для росписи, и вы как это в древности делали китайские мастера, должны кистью, закрасить трафарет образца иероглифа, (Звучит китайская мелодия). Рисуем
Леший: Молодцы, детишки! Браво, дорогие мои друзья!!! А, вот и вам ваши монетки.
СТАНЦИЯ 4 « Современный мир» ( кабинет логопеда)
Водяной: Вот и до меня добрались, наверно на все вопросы моих заклятых друзей ответили. А вы знаете, что деньги нужны людям в современном мире, без них прожить невозможно. А вы знаете, что слово РУБЛЬ произошло от слова РУБИТЬ. А металлические деньги – монеты- и называем мы их КОПЕЙКОЙ. Слово КОПЕЙКА произошла из-за того, что на монете изображен всадник с копьем.
И для вас задание непростое ,я тут с Кикиморой поссорился она взяла да все мои денежки порвала, может поможете их из кусочков собрать.
Игра « Собери купюру.
В конвертах разрезанная 1000 и 5000 купюры. Дети собирают картинку.
Водяной: Ребята, что вы собрали? А в какой стране используют эти деньги? Молодцы, детишки! А, вот и вам ваши монетки.
СТАНЦИЯ 5 « Где хранят деньги» (коридор детского сада)
Кощей: Вы зачем ко мне пришли, хотите злато мое украсть, да не получится у вас. Я теперь умный, все свое богатство в сундуках сдал на хранение. А вот вы умеете хранить деньги. Сейчас узнаем, отгадаете ка загадки.
Я кладу их не в платок,
Я кладу их в кошелек. (Деньги)
Глиняная кошечка:
В голове - окошечко. (Копилка)
Нас, сестёр, в рубле сто штук.
Мы проходим много рук.
Нас теряют и меняют,
А, бывало, и ругают.
Пропадёт одна сестра,
Поглядишь — нет и рубля. (Копейка)
В кармане держу я для денежки домик.
Но денежка эта свой домик не помнит -
Сегодня лежит она в доме своём,
А завтра её в магазин отдаём.
И домик пустеет, и домик грустит:
«Когда же другая меня навестит? » (Кошелёк)
Москва - 100, Ярославль - 1000, Архангельск - 500. О чём речь? (Изображения на купюрах)
Сохранятся, словно в танке,
ваши деньги в этом... (банке)
Где еще хранят деньги (в сундуке, в банке, в сейфе).
Кощей: Молодцы, детишки! А, вот и вам ваши монетки.
СТАНЦИЯ 6 « Пословицы и поговорки» (музыкальный зал)
(команду встречает Баба-Яга)
Баба-Яга: Это кто тут так расшумелся в моем хозяйстве? Ну, что выполнили все задания моих друзей? Денежки собрали?
- Ну, а теперь, самое главное задание!
- Деньги зарабатывают взрослые своим трудом и просто так их никто не дает. А, вы знаете пословицы и поговорки о деньгах? (ответы)
1. Копейка рубль бережет.
2. Всех денег не заработаешь.
3. Деньги приходят и уходят.
4. Когда кошелек легок — на душе тяжело.
5. Дорог хлеб, коли денег нет.
Баба-Яга: Есть такая поговорка «Накопи – потом купи».
- Мы не можем купить здоровье близких и нас самих, купить счастье, удачу, дружбу. Самые важные и нужные в мире вещи не продаются и не покупаются.
Игра для вас для разминки… шуточная!
Двигательная игра «Покупки».
Баба-Яга: Хлопните в ладоши и скажите: «ДА», если можно купить за деньги этот товар.
Топните ногой и скажите: «Нет», если купить это нельзя.
Дом, конфеты, книгу, счастье, маму, цветы, кофту, солнце, молоко, здоровье, самолет, воздух, планету, смех, мечту, стол, велосипед.
Баба-Яга: Молодцы! Справились, а, сейчас, посмотрите на ваши денежки-монетки, ни чего необычного не замечаете? Положите ваши купюры в порядке возрастания и назовите их мне? А теперь, посчитайте, монетки. У кого больше, тому и ключик достанется!
Каждая команда в конце всех заданий считает монетки
Баба-Яга:
Маленькая, кругленькая,
Тоненькая, жёлтенькая,
Всему свету миленькая?
И мне она мила, отдавайте мне все свои монетки. А вот и ваша награда – ключ от вашего сундучка.
Воспитатель достаёт из конверта ключ, открывает сундучок
Ведущий: Дорогие друзья, посмотрите, а вот и наша копилка, давайте ее откроем и посмотрим, что в ней лежит.( в копилке лежат вкусные призы для команд и грамоты)
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
- Крючкова Н. А. Учебно-методическое пособие по повышению финансовой грамотности «Первые шаги по ступеням финансовой грамотности» (для дошкольников).
- Стахович Л.В., Семенков Е.В. Серия «Занимательные финансы. Программа Азы финансовой культуры для дошкольников.
- Викторина «Что? Где? Почем?»
Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, активизация имеющихся у детей знаний финансовой грамотности;
Задачи: Образовательные:
научить детей играть в новую игру – «Что? Где? Почем?»;
повышать интерес детей к познанию нового в сфере финансовой грамотности;
учить детей творчески использовать в игре знания о финансовых понятиях;
познакомить детей с различными видами интеллектуальных вопросов;
учить детей разгадывать логические задачи.
Развивающие:
развивать у детей умение подмечать в сказках простейшие экономические явления; выделять слова и действия, относящиеся к экономике, давать нравственную оценку поступкам героев;
продолжить обогащение словаря детей новыми словами и понятиями;
развивать речь, внимание, мыслительные операции;
развивать командный дух, умение действовать согласованно.
Воспитательные:
воспитывать любознательность в процессе познавательно-игровой деятельности;
воспитание разумного подхода к своим желаниям, сопоставление их с возможностями бюджета семьи;
воспитывать чувство сопереживания, желание помогать своим товарищам во время выполнения заданий.
Ход мероприятия
Вводный этап.
Ведущий: – Дети, вы любите смотреть телеигры? Я предлагаю вам поиграть в очень интересную игру - «Что? Где? Почѐму?», она напоминает веселые и увлекательные телевизионные игры КВН и «Что? Где? Когда?». Ну а я расскажу вам правила игры. Для игры нужно выбрать капитана и название команды. Помните: капитан должен быть самым внимательным, находчивым и сообразительным. Вот игровое поле и волчок со стрелкой. Узнав о том, что мы с вами хотим поиграть, герои сказок прислали вам, ребята, свои письма с заданиями. Чье задание выполнять первым, нам подскажет волчок со стрелкой. Я буду брать письма, и зачитывать задания. После того как прозвучит вопрос, вам будет дано 30 секунд на обсуждение ответа. Как только услышите сигнал гонга, быстро поднимаете флажок. Это значит, что команда готова ответить. Отвечает один участник. Если знаете ответ до сигнала, поднимаете флажок сразу. За каждый правильный ответ команда будет получать монетку. Если команда дала неправильный ответ, то не получает монетку, а деньги уходят сказочному герою, который задавал вопрос. Команде понятны правила? В конце игры мы подсчитаем заработанную сумму вами денег и узнаем, кто победил: вы или герои сказок.
Ведущий: Представляю вам жюри …………. которое будет «платить» вам за выполненные вами задания.
Основной этап.
Звучит музыка, крутится волчок.
Ведущий (читает первое письмо). Привет вам от Чебурашки! Я скоро подрасту, и буду выбирать профессию. Дорогие команды, познакомьте меня с профессиями. Посмотрим, кто назовет их больше. Дети выполняют задания. Ведущий. Дополнительные вопросы: Зачем люди ходят на работу? Что такое профессия? (Главная работа человека, которой надо специально учиться, чтобы устроиться на работу). Где учат профессиям? (Институт, училище, колледж, академия, лицей, техникум, университет).
Звучит музыка вбегает Копеечка
Копеечка: Ой, извините, опоздала, так бежала, так бежала. Я Копеечка, здравствуйте ребята. Я ведь туда попала, это садик «Теремок», игра - «Что? Где? Почему?» Ну, тогда все в порядке, я ведь тоже ведущая.
Ведущий: Да Копеечка ты чуть не опоздала, мы уже первое задание выполнили.
Копеечка: Молодцы надеюсь, команды победили. Но для закрепления результата ответьте- ка и на мой вопросы.
Труд является важной категорией в экономике, поэтому в качестве разминки предлагаю вам отгадать загадки о профессиях.
У певицы есть соседи – Близнецы Денис и Федя.
Воду варят вечерами, значит будут. (поварами)
Повара с Валерой в ссоре, он опять о вкусах спорит.
Очень любит он дебаты, значит будет. (депутатом)
Депутат с Мариной дружит. Той, что вечно в танце кружит,
Ведь красавица Марина стать мечтает (балериной)
Балерина дружит с Дашей. Даша кормит с ложки кашей
Куклу-капризулю Катю -подрастает. (воспитатель)
Воспитатель ходит в школу вместе с мальчиком веселым.
Ян жонглирует мячом, значит, будет. (циркачем)
Ян-циркач знаком с Иваном, недоверчивым и странным.
Он следит за дядей Дроном и мечтает стать. (шпионом)
У шпиона есть братишка. Коля любопытный слишком,
Он наукой увлеченный, значит, вырастет. (ученым)
Наш ученый с другом Васей плавал дома на матрасе.
Ловко обогнул диван, Вася, храбрый. (капитан)
Капитана Ксюша с Жанной заразили кашей манной
А потом лечили щами. Стать хотят они. (врачами)
Ведущий: Молодцы, продолжаем игру. Мы с вами знаем множество мультфильмов, но есть мультфильмы, в которых прослеживается экономическое содержание.
Звучит музыка, крутится волчок.
Ведущий: Это письмо с заданием нам пришло от Мальвины. Внимание, слушайте задание.
Вопросы:
1. Героиня, какой сказки нашла денежную единицу и сделала выгодную покупку к своим именинам? (Муха-Цокотуха)
2. В какой сказке сказочный персонаж периодически нёс золотые яйца? (Курочка Ряба)
3. В какой сказке из-за своей жадности старуха осталась у разбитого корыта? (Сказка о рыбаке и рыбке)
Звучит музыка, крутится волчок.
Копеечка: Следующее задание пришло из Простоквашино. Здравствуйте ребята, это ваш друг дядя Федор. Мне на каникулы дали задание: список экономических слов и подобрать к ним слова наоборот. Поможете? Тогда начнем:
Покупатель — продавец
Покупка - продажа
Трудолюбивый — ленивый
Много — мало
Дорого — дешево
Богатый — бедный
Тратить — копить
Звучит музыка, крутится волчок.
Ведущий: Здравствуйте, дети! Пишет вам Дюймовочка. Помогите, пожалуйста, украсить зал к детскому празднику цветами, листочками и бабочками. Посылаю вам цветную бумагу и лекала. Кто сумеет экономно использовать цветную бумагу, уместит на ней больше треугольников? Нужно работать быстро и аккуратно, точно обводить лекала. Помните: треугольники не должны пересекаться. Закончив работу, посчитайте, сколько треугольников вы уместили на листе, а жюри посчитает их общее количество, у всех членов команды вместе, и выявит самого экономного. Дети выполняют задания.
Ведущий: Молодцы. А теперь пока уважаемое жюри проверяет, правильно ли вы сделали задание, я предлагаю вам сделать музыкальную паузы.
Показ Сказки «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда» либо зарядка под музыку.
Копеечка: Мы с вами немножко отдохнули, уважаемое жюри огласите результат. Пора переходить к следующему заданию.
Звучит музыка, крутится волчок.
Копеечка: Это задание пришло нам от Кота в сапогах. (Звучит музыка вносится чёрный ящик). Уважаемые знатоки следующий раунд называется «Чёрный ящик», чтобы угадать, что лежит в ящике вам надо разгадать загадку, на обдумывание ответа вам даётся 30 секунд. Внимание вопрос: «В черном ящике находится то, чем, не имея наличных денег, можно безопасно расплатиться в магазине. Что находится в Черном ящике?». Давайте посмотрим, правильно ли вы отгадали (достать карту).
Звучит музыка, крутится волчок.
Ведущий: А мы переходим к следующему письму, странно оно не подписано от кого. Давайте его прочитаем: «Ой, ребята, ПОМОГИТЕ! Из частей меня сложите!». Уважаемые знатоки, срочно требуется ваша помощь. У меня в конверте разрезанные картинки, которые вам нужно собрать, чтобы узнать - кому нужна помощь. (в конвертах разрезанная 1000 и 5000 купюры)
(Дети собирают картинку). Ребята, что вы собрали? А в какой стране используют эти деньги?
Копеечка: Пока команды собирают картинку предлагаю немного размяться.
Зарядка для зрителей.
Ведущий: На этом наша игра заканчивается. Вы очень хорошо поработали и показали хорошие знания. Пока жюри подводит итоги, предлагаю немного отдохнуть. Предлагаю вам отгадать загадки, вспомнив финансовые термины.
1. Всё, что в жизни продаётся,
Одинаково зовётся:
И крупа, и самовар
Называются … (Товар)
2. Это крупный магазин,
У него не счесть витрин.
Всё найдётся на прилавке -
От одежды до булавки. (Супермаркет)
3. Мебель, хлеб и огурцы
Продают нам … (Продавцы)
4. И врачу, и акробату
Выдают за труд … (Зарплату).
5.На товаре быть должна обязательно… (Цена)
8.Как ребёнка нет без мамы, сбыта нету без… (Рекламы)
Ведущий: Молодцы, все дружно отвечали на вопросы! Уважаемое жюри, огласите, пожалуйста, результат.
Рефлексия
Копеечка: Ребята, вам понравилась соревноваться? Получать монетки?
- Молодцы. Вы все старались и победили. До свидания, до новых встреч!
А теперь мы улыбнемся,
Дружно за руки возьмемся.
И друг другу на прощанье
Мы подарим пожелание –
Знания ищи всегда
Умным станешь ты тогда!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Мы реализовали проект «Путешествие в страну денег»"
Статья о реализации проекта "Путешествие в страну денег" среди детей старшего дошкольного возраста...
Проект «Путешествие в страну денег»
Долгосрочный проект по финансовой грамотности детей дошкольного возраста «Путешествие в страну денег»...
Проект «Путешествие в страну денег»
Способствование формированию первоначальных представлений о деньгах как об универсальном средстве обмена, платежа и накопления и о семейном бюджете и его значимости в экономике семьи...
Краткосрочный образовательный проект «Путешествие в страну денег»
Мероприятия проекта направлены на формирование у дошкольников необходимых представлений о финансовой составляющей современной семьи, организации материальной стороны окружающего простра...
Познавательный проект "Путешествие в страну денег. Семейный бюджет"
Проект способствует формированию первоначальных представлений о деньгах как об универсальном средстве обмена, платежа и накопления и о семейном бюджете и его значимости в экономике семьи....
Проект "Путешествие в страну денег"
Способствование формированию первоначальных представлений о деньгах как об универсальном средстве обмена, платежа и накопления и о семейном бюджете и его значимости в экономике семьи....
Проект "Путешествие в мир денег"
Создание условий для формирования и систематизации основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность....