Дополнительная образовательная программа "Финансовая азбука".
рабочая программа по основам финансовой грамотности (младшая группа)

Мурадова Оксана Павловна

Дополнительная образовательная программа для детей младшего дошкольного возраста «Финансовая азбука» (далее программа) предназначена для воспитателей дошкольных образовательных организаций, родителей детей дошкольного возраста.

Программа разработана в целях реализации проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации», реализуемого Министерством финансов РФ совместно с рядом федеральных органов исполнительной власти и при участии Международного банка реконструкции развития (МБРР).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_fg2022.docx166.33 КБ

Предварительный просмотр:

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий МБДОУ

«ЦРР – детский сад№188»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

«ФИНАНСОВАЯ АЗБУКА»

Составили: Волошина Т.А., Мурадова О.П.

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/11e9/000f8ec0-d01d4a14/hello_html_599b6556.jpg

г. Воронеж, 2022 г

Содержание

1. Общие положения

3

2. Целевой раздел

4

3. Содержательный раздел

7

3.1 Методы и средства реализации программы

8

4. Организационный раздел

9

4.1 Тематический план

10

4.2 Взаимодействие с родителями

14

4.3 Планируемые результаты

15

4.4 Программное обеспечение

16

4.5 Основные понятия и термины

17

4.6 Используемые источники литературы

18

  1. Общие положения

Дополнительная образовательная программа для детей младшего дошкольного возраста «Финансовая азбука» (далее Программа) предназначена для воспитателей дошкольных образовательных организаций, родителей детей дошкольного возраста.

Программа разработана в целях реализации проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации», реализуемого Министерством финансов РФ совместно с рядом федеральных органов исполнительной власти и при участии Международного банка реконструкции развития (МБРР).

Программа разработана в соответствии со следующими нормативными правовыми актами РФ:

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ;
  • «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (СанПин 2.4.1.3049-13, утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013г. №26);
  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. №1155.

Программа составлена с использованием материалов «Образовательной программы развития финансовой грамотности дошкольников «ОТКРЫТИЯ ФЕЕЧКИ КОПЕЕЧКИ» автор Л.В. Любимова и с учётом методических рекомендаций для педагогических работников дошкольных образовательных организаций по организации изучения «Основы финансовой грамотности» в дошкольных образовательных организациях, разработанных ФГАОУ ДПО ЦРГОП и ИТ.

  1. Целевой раздел

Актуальность:

Финансовая грамотность – это особое качество человека, которое формируется с самого малого возраста и показывает умение самостоятельно зарабатывать деньги и грамотно ими управлять. В связи с этим, чтобы ребёнок в будущем жил комфортной, обеспеченной жизнью, родители и мы педагоги должны объяснить своим детям следующие вопросы о деньгах: Что такое деньги? Где их взять?  Как ими правильно распоряжаться?  

Если у ребёнка не сформировать правильное представление о деньгах, то у него появится собственное, зачастую неверное мнение. Дети должны осознавать, что денежные средства зарабатываются собственным трудом.  Поэтому неоспорима актуальность элементарного экономического образования детей дошкольного возраста.

С детства детям нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе и финансовой, это поможет им в будущем не влезать в долги, держать себя в рамках имеющихся средств и аккуратно вести свой бюджет.

На первый план ставится формирование нравственных понятий: честности, обязательности, умения подчинять свои желания возможностям, законопослушности, взаимопомощи и пр.

На наш взгляд, чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.

Цель Программы: сформировать основы финансовой грамотности у детей дошкольного возраста.

Задачи Программы: 

  • сформировать первичные экономические понятия;
  • научить детей правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному их использованию;
  • объяснить взаимосвязь между экономическими и этическими категориями (труд, товар, деньги, цена, стоимость), нравственными понятиями (бережливость, честность, экономность, щедрость и т.д.);
  • научить детей правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер;
  • развивать память, внимание, речь, стимулировать активность детей;
  • содействовать проявлению интереса к профессиональной деятельности взрослых;
  • развивать умение творчески подходить к решению ситуаций финансовых отношений посредством игровых действий.

Принципы реализации Программы:

  • содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником образовательных отношений;
  • поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
  • сотрудничество с семьёй;
  • приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
  • формирование познавательных интересов и познавательных действии ребёнка в различных видах действий.

Целевая аудитория Программы.

Дети младшего дошкольного возраста, педагоги дошкольной организации, родители детей дошкольного возраста.

Объём и сроки программы.

Программа рассчитана на 5 месяцев изучения (второе полугодие).

Время реализации Программ:

Образовательная деятельность с детьми организуется один раз в неделю, в первой половине дня.

Продолжительность занятий для воспитанников младшего дошкольного возраста - 15 минут.

Планируемые результаты освоения Программы:

В соответствии с требованиями к результатам ФГОС ДО (ч.4) выделяем следующие планируемые результаты относительно освоения Программы:

  • успешная социализация воспитанников в различных жизненных условиях;
  • приближенность знаний к реальной действительности;
  • интерес к социальным явлениям, происходящим в общественной жизни;
  • знания о новых профессиях и их специфике, умение рассказывать о них;
  • обогащённый словарный запас, связанный с областью экономики, трудовой деятельностью людей современных профессий;
  • воспитание у детей социально ответственного поведения, отзывчивости, взаимопомощи;
  • общительность, чувство собственного достоинства, стремление доводить начатое до конца;
  • здоровый интерес к деньгам;
  • осознание правил их честного приобретения, взаимосвязи понятий «труд-деньги», понимание факта купли-продажи;
  • умение применять полученные знания в повседневной жизни.

Форма обучения: очная (групповые занятия).

Основные условия реализации Программы:

  • учёт возрастных особенностей, интересов детей;
  • изменение форм взаимодействия взрослого и ребёнка;
  • пересмотр содержания образовательной деятельности;
  • рациональная организация предметно-пространственной среды;
  • взаимодействие детского сада с семьёй.

Миссия Программы:

Содействие возможности саморазвития всех участников образовательных отношений в приобретении социокультурного опыта в области экономических отношений.

Возрастные особенности детей

В соответствии с Законом об образовании, ФГОС ДО содержание программы направлена на развитие детей дошкольного возраста с учётом их возрастных особенностей.

Дети 3-4 лет усваивают элементарные нормы и правила поведения, связанные с определёнными разрешениями и запретами («можно», «нужно», «нельзя»). Ребёнок овладевает навыками самообслуживания (становление предпосылок трудовой деятельности), имеет представление о профессиях ближнего окружения. Формируются начальные экономические связи: дети понимают, что взрослые ходят на работу, чтобы зарабатывать деньги и сделать покупки.

В возрасте 3-4 лет ребёнок постепенно выходит за пределы семейного круга. Его общение становится внеситуативным. Взрослый становится для ребёнка не только членом семьи, но и носителем определённой общественной функции (например, осуществление покупок в магазине, посещение развлекательных центров, проезд в транспорте, где взрослый расплачивается деньгами, тем самым показывая назначение денег). Желание ребёнка выполнить такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.

Главной особенностью игры является её условность: выполнение одних действий с одними предметами предлагает их отнесенность к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвёрнутыми сюжетами (игры-ситуации «В магазине», «У прилавка» и т.д.).

В младшем дошкольном возрасте развивается перцептивная деятельность. Дети от использования предэталонов – индивидуальных единиц восприятия переходят к сенсорным эталонам – культурно-выработанным средствам восприятия (первичные представления о том, как выглядят деньги: форма, цвет, величина).

Формируются начальные экономические понятия: «потребности человека», «продукт», «товар» - через знакомство с разной продукцией.

  1. Содержательный раздел

Содержание программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способствует детей в различных видах деятельности и охватывает следующие образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Содержание работы ориентировано на разностороннее развитие дошкольников с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей. Задачи психолого-педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрированно в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области, с обязательным психологическим сопровождением.

При этом решение программных образовательных задач предусматривается не только в рамках организации непосредственной образовательно деятельности, но и в ходе режимных моментов в форме игровых и образовательных ситуаций как в совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной деятельности дошкольников.

ФГОС ДО рекомендует для детей дошкольного возраста следующий ряд видов деятельности, таких как игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), а также восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд, конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация), музыкальная и двигательная формы активности ребёнка.

3.1 Методы и средства реализации программы:

Методы

Средства

Словесные методы:

рассказ, объяснение, беседа, разъяснение, поручение, анализ ситуаций, обсуждение, увещевание, работа с книгой

Устное или печатное слово:

Фольклор: песни, потешки, заклички, сказки, пословицы, былины, скороговорки, загадки и др.

Поэтические и прозаические произведения: стихи, рассказы, повести, сказки и др.

Наглядные методы

Наблюдаемые объекты, предметы, явления; наглядные пособия

Метод иллюстрирования

Предполагает применение картинок, рисунков, изображений, символов, иллюстрированных пособий: плакатов, картин, карт, репродукций, зарисовок и др.

Метод демонстрации

Связан с демонстрацией объектов, опытов, мультфильмов, кинофильмов, диафильмов и др.

Метод показа

Различные действия и движения, манипуляции с предметами, имитирующие движения и др.

Методы практического обучения

Скороговорки, стихотворения, музыкально – ритмические движения, драматизации, дидактические игры, музыкально – дидактические игры, различный материал для продуктивной и творческой деятельности

Упражнения: устные, графические, двигательные, трудовые

Технические и творческие действия

Методы проблемного обучения

Рассказы, содержащие проблемный компонент; картотека логических задач и проблемных ситуаций; объекты и явления окружающего мира; различный дидактический материал; материал для экспериментирования и др.

Познавательное или диалогическое проблемное изложение

Эвристический или поисковый метод

  1. Организационный раздел

Основные рекомендации.

Условия организации образовательной деятельности в ДОО должно соответствовать нормативно-правовым документам: Закону об образовании, ФГОС ДО, СанПин – с учётом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов, а также культурных практик.

Проектирование воспитательно-образовательного процесса осуществляется в двух основных моделях его организации – совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности детей. В основе совместной деятельности взрослых и детей лежит игра, поскольку она является сквозным механизмом развития ребёнка.

Формирование основ экономической грамотности зависит от многих факторов, в том числе от развивающей предметно-пространственной среды, в которой она происходит. Для организации воспитательно-образовательного процесса по экономическому воспитанию в ДОО создаются необходимые педагогические условия.

Обогащению впечатлений способствует созданная в игровой комнате игровая экономическая зона, способствующая погружению детей в мир экономики, через которую происходит закрепление, уточнение, углубление, систематизация полученных экономических представлений в трудовой, игровой, познавательной деятельности; формируются умения применять их в самостоятельной деятельности.

Игровая экономическая зона содержит: дидактические игры, таблицы с кроссвордами, иллюстрации, коллекция монет и купюр разных стран, атрибуты для сюжетно-ролевых игр. Именно игровая экономическая зона предоставляет детям возможность действовать самостоятельно, способствует формированию их познавательной и практической активности, создает возможности для привлечения родителей к формированию интереса к экономическому воспитанию и воспитанию личности ребенка способной адаптироваться к многообразному миру экономики.

4.1 Тематический план

месяц

п/п

Тема занятия

Цель

Педагогические средства

Тема «Профессии»

январь

1.

Входная диагностика.

Введение в тему.

Определить исходный уровень экономических представлений детей.

Беседа, наглядные пособия, загадки и пословицы.

2.

Профессии родителей.

Дети знакомятся с профессиями людей из ближнего окружения.

Беседа, игровой модуль для сюжетно - ролевой игры «Дом»

3.

Бережное отношение к результатам чужого труда.

Формировать навыки и умения бережного отношения к результатам чужого труда.

Беседа, наглядные пособия, пословицы, загадки.

4.

Всякому делу учиться надо.

Способствовать развитию элементарных учебных умений (действовать по образцу).

Беседа, мультфильм о профессиях.

Тема: «Деньги»

февраль

5.

Что такое деньги.

Формировать первичные представления детей о назначении денег.

Беседа, наглядные пособия, настольные игры.

6.

Какие бывают деньги.

Содействовать развитию умения детей отличать монеты от банкнот.

Беседа, наглядные пособия, игровые банкноты и монеты.

7.

Где живут деньги.

Бережное отношение к деньгам, первичные представления о хранении денег.

Беседа, наглядные пособия, игровые деньги, кошелек.

8.

Знакомство с профессией кассира.

формировать представления о содержании деятельности людей некоторых новых и известных профессий.

Беседа, наглядные пособия, игровые деньги, сюжетно-ролевая игра «магазин».

Тема: «Правила экономии»

март

9.

Копейка рубль бережёт.

Формировать навыки и привычки культурного и экономического поведения в быту.

Беседа, наглядные пособия, пословицы, загадки, настольная игра.

10.

Помощник в семье.

Приобщать детей к повседневным делам семьи.

Беседа, дидактическая игра «Дом».

11.

Мои желания и возможности.

Воспитывать начало разумного поведения в жизненных ситуациях, связанных с деньгами, понимание родительского «можно» и «нельзя»

Беседа, презентация, презентация, дидактическая игра «Хочу или надо»

12.

Заработная плата – оплата труда.

Формировать первичные представления о понятии «заработная плата-оплата труда»

Беседа, наглядные пособия, сюжетно-ролевая игра.

Тема: «Товар»

апрель

13.

Что такое товар. Мы покупаем товары в магазине.

Продолжать формировать начальные представления детей о понятии «товар», назначении денег (приобретении товаров)

Беседа, наглядные пособия, презентация, настольная игра.

14.

Как Миша стал бизнесменом.

Закрепить понятия: труд, профессии, экономия, товар, семейный бюджет;

Чтение отрывки из книги «Экономика для детей», история 1.

15.

Как накопить на любимую игрушку?

Сформировать представление о расходах семьи, понимание основных

потребностей семьи и способов их удовлетворения.

Проблемная ситуация, чтение художественной литературы.

16.

Семейный бюджет.

Способствовать формированию первоначальных представлений о семейном бюджете и значимости финансовой грамотности в семейной экономике.

Чтение художественной литературы, беседа.

Тема: «Полезные финансовые навыки и привычки»

май

17

Путешествие в общественном транспорте.

Формирования нравственно-оправданных привычек, оказывающих влияние на выбор общественно одобряемых способов экономического поведения.

Чтение художественной литературы, беседа, дидактическая игра, отгадывание загадок

18.

Ярмарка.

Развитие эмоциональной сферы детей психологического комфорта.

Беседа, сюжетно-ролевая игра «Ярмарка».

19.

Приобрел

вещь – умей с ней обращаться.

Научить уметь пользоваться общими вещами, игрушками, пособиями, материалами для игр и занятий, беречь вещи, не выбрасывать еду и др).

Беседа, дидактическая игра «Купи другу подарок»

  1. Взаимодействие с родителями

Изучение основ финансовой грамотности необходимо осуществлять в тесной взаимосвязи с родителями (законными представителями) дошкольников. Семья и дошкольные образовательные организации передают ребёнку первый социальный опыт.

Чтобы дать ребёнку возможность поближе узнать мир экономики семьи и особенности ведения семейного бюджета, необходимо эмоционально насыщенное содержательное общение взрослого с ребёнком в игре, различных видах деятельности: художественной, музыкальной, театрализованной и др.

Перед родителями стоит задача помогать ребёнку разбираться в наиболее сложных и важных вопросах, создать условия для самостоятельного творческого освоения учебного материала и личностного развития.

Для развития интереса к миру экономики семьи и обогащения экономических представлений родителям рекомендуется посещение магазинов, банков, торговых комплексов, экскурсии, демонстрация познавательных мультфильмов, позволяющих детям наблюдать поведение людей в магазине, в транспорте, на почте, в банке.

Вхождение ребёнка в мир товарно-денежных отношений требует наличие логических взаимосвязей между материалом, усваиваемым в ходе занятий, и их опосредованными знаниями, полученными из окружающего мира. Воспитатель рекомендует родителям рассказать о деньгах: их внешнем виде, источниках получения и вариантах распоряжения ими, привлекать детей к выбору товаров в магазине и объяснять принципы их оптимального выбора.

Воспитатель рекомендует родителям рассказать о своей работе, объяснить, где и кем они работают, как важен их труд, привлекать детей к посильному домашнему труду.

Тесный контакт между семьёй и воспитателем помогает выстроить взаимопонимание, выбрать общий подход, а также обеспечить большую логичность и последовательность в изучении азов финансовой грамотности, обучении и развитии самого ребёнка.

Направление и формы взаимодействия с родителями

Направление

Формы работы

информационное

тематические стенды, консультации, создание библиотеки, создание странички на сайте дошкольной образовательной организации

познавательное

создание предметно-пространственной среды, семейные проекты, конкурсы, папки-передвижки, театрализованные постановки

досуговое

праздники, выставки, ярмарки, экскурсии, встречи с интересными людьми

аналитическое

анкетирование, тестирование, личные беседы, родительская почта, анализ мнений и запросов родителей

4.3 Планируемые результаты освоения программы

Результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые являют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребёнка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность), а также системные особенности дошкольного образования (необязательность уровня дошкольного образования в Российской федерации, отсутствие возможности вменения ребёнку какой -либо ответственности за результат) делают неправомерными требования от ребёнка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений и обусловливают необходимость определения результатов освоения Программы в виде целевых ориентиров.

Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе, в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки воспитанников. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточной аттестации и итоговой аттестации воспитанников.

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

  • применять в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации проектных мероприятий (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.);
  • осознавать и соизмерять свои потребности и возможности;
  • иметь представление о том, что зарплата – это оплата за количество и качество труда, пенсии за прошлый труд, а пособия на детей – это аванс детям в расчете на их будущий труд;
  • понимать, что расходы семьи не должны быть расточительными;
  • осознавать, что сбережения семьи – это денежные средства, которые могут остаться, если разумно расходовать свои доходы, и могут быть использованы для отдыха всей семьей или приобретения необходимых, вещей;
  • понимать, что сначала зарабатываем – затем расходуем;
  • иметь представления об элементарных правилах финансовой безопасности;
  • осознавать главные ценности – жизнь, отношения, радость и здоровье близких людей – за деньги не купишь;
  • следовать социальным нормам и общепринятым правилам общества.

4.4 Программное обеспечение

  • Серия видео-мультфильмов «Уроки тётушки Совы»: Азбука денег тётушки Совы – Что такое деньги? https://www/youtube.com/watch?=hpm8_gq4O-0
  • «Профессии» онлайн-доступ: http://dochkiisinochki.ru/kartinki-professii-dlya-detej.html
  • Раскраски «Деньги» - онлайн-доступ: http://detskie-raskraski.ru/ detskie-

raskraski/raskraska-dengi

  • Методические материалы по финансовой грамотности для дошкольников

https://www.fingram39.ru/materials/ma:er;aly-dlya-doshkolnikov

www.worldofchildren.ru 

  • Интеллектуальный клуб [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.klubkontakt.net 

4.5 Основные понятия и термины:

  • Аверс- лицевая сторона монеты
  • Ассортимент- набор различных видов выпускаемой на предприятии продукции, товаров на складе, в магазине или предлагаемых услуг.
  • Банк – организация, которая принимает деньги на хранение и предоставляет      кредиты.
  • Банкир - управляющий или владелец банка.
  • Банкнота- бумажный денежный знак, выпускаемый центральным банком для постоянного оборота.
  • Банковская карта- пластиковая платёжная система.
  • Банкомат- аппарат для приёма и выдачи денег с помощью платёжной карты.
  • Бартер - обмен товаров и услуг без использования денег.
  • Безналичные деньги- средства, расположенные на банковских счетах, используемые для покупки товаров и оплаты услуг.
  • Валюта- деньги иностранных государств.
  • Деньги – бумажные или металлические знаки, используемые для покупки товаров или оплаты труда.
  • Дорогой – имеющий высокую цену.
  • Доход - деньги, которые получает отдельный человек, предприятие        или государство в результате какой-либо деятельности.
  • Зарплата (заработная плата) - деньги, вознаграждение, получаемые за работу.
  • Копилка – ёмкость или специальное приспособление для хранения и накопления банкнот или монет.
  • Монета – металлический денежный знак.
  • Накопления – деньги, которые откладывают или хранят.
  • Наличные деньги – деньги в форме банкнот и монет.
  • Потребность - то, что нам необходимо и что хотелось бы иметь.
  • Продавец – человек, который продаёт товары.
  • Предложение - количество и качество предлагаемых товаров и услуг.
  • Расход - деньги, которые нужны для того, чтобы оплатить услуги или купить товары.
  • Реклама - информация (обобщение) о товарах, которая помогает продавцу найти покупателя, а покупателю - сделать нужную покупку.
  • Рубль – денежная единица Российской Федерации.
  • Рынок - обмен товарами и услугами между продавцами и покупателям.
  • Семейный бюджет - распределение доходов и расходов в семье.
  • Товар – продукт, предназначенный для обмена или продажи.
  • Услуга – деятельность, направленная на удовлетворение потребностей человека.
  • Цена - денежное выражение стоимости товара или услуги.

4.6 Используемые источники литературы:

  • Антонова Ю. Обсуждаем и играем: креативные задания для детей по финансовой грамотности. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2017. 56 с.
  • Аменд А.Ф., Саламатов А.А. Формирование нравственных представлений дошкольников в процессе экономического воспитания // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с.55.
  • Аношина Л.М. Экономическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с новыми профессиями // Детский сад от А до Я. 2003. № 4. с. 103.
  • Белокашина С.В. Экономика и дети. Пословицы и поговорки // Дошкольная педагогика. 2009. № 7. С. 8.
  • Белокашина С.В. Экономика для дошкольников // Дошкольная педагогика. 2009. № 8. С. 63.
  • Бокарев А.А. Повышение уровня финансовой грамотности населения в Российской Федерации // Финансы. 2010. № 9. С. 3-6.
  • Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры / авт.-сост. Л.Г. Киреева. Волгоград: Учитель, 2008. 169 с.
  • Епанешникова Т.П. Дошкольник в мире экономики. СПб.: Детство–Пресс, 2013.
  • Кошель П. История денег // Дошкольное образование. 2007. № 6.
  • Лушникова Е.В. Как мы играем в экономику // Воспитатель ДОУ. 2008. № 11. С. 75.
  • Смоленцева А.А. Введение в мир экономики или, как мы играем в экономику: учебное пособие: СПб., 2001. 130 с.
  • Смоленцева А.А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок: практическое пособие. М.:АРКТИ, 2006. 88 с.
  • Шатова А.Д. – М.: Ювента, 2003.
  • Воронина В.В. Школа юного экономиста. Волгоград: Учитель, 2008.
  • Cайт журнала «Семейный бюджет» — http://www.7budget.ru;
  • Сайт по основам финансовой грамотности «Достаток.ру»

http://www.dostatok.ru;

  • Журнал «Работа и зарплата» — http://zarplata-i-rabota.ru/zhurnalrabota-

i-zarplata;

  • Портал «Профориентир». «Мир профессий» – http://www.clskuntsevo.

ru/portal_proforientir/mir_professii_news_prof.php;

Сайт «Все о пособиях» — http://subsidii.net/.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа дополнительного образования детей «Азбука общения»

Пояснительная записка. Общение — процесс передачи и приема вербальной и невербальной информации, основное условие развития ребенка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деят...

Дополнительная образовательная программа "АЗБУКА ОБЩЕНИЯ"

В программе представлен теоретический и практический материал для проведения коррекционной работы, направленной на профилактику речевыхъ нарушений, формирование коммуникативных навыков и умения общать...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА "Азбука безопасности"

дополнительная образовательная Программа  «азбука безопасности» для детей 5-7 лет срок реализации программы: 2 учебных года...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА "Азбука города"

дополнительная образовательная Программа  по  правилам  дорожного движения «азбука города» для детей 5-7 лет срок реализации программы: 2 учебных года...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА "Азбука здоровья"

дополнительная образовательная Программа  «Азбука здоровья»  для детей5-7 лет  срок реализации программы: 2 учебных года    ...

Дополнительная образовательная программа "Азбука безопасности"

Данная программа показывает на практике систему работы воспитателя по обучению дошкольников основам правил безопасного поведения. Темы занятий предполагают разные формы взаимодействия детей и взрослых...

Дополнительная образовательная программа «Азбука краеведения» с детьми подготовительной группы

Процесс воспитания чувства патриотизма многогранен, он включает в себя и знакомство с традициями, обычаями и народным искусством России, литературным и музыкальным наследием, формирование бережного от...