Мастер - класс для педагогов "По следам экономики"
материал по основам финансовой грамотности

Иванова Юлия Юрьевна

Мастер-класс для педагогов по основам финансовой грамотности "По следам экономики"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx25.97 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс по теме:

 «По следам экономки»

Цель мастер-класса: повышение психолого-педагогической компетентности участников семинара в области использования различных методов работы с детьми дошкольного возраста по финансовой грамотности в условиях ДОУ.

Задачи:

- создать позитивный настрой на работу, доверительной и деловой атмосферы

- познакомить педагогов с необходимостью экономического воспитания, его возможностями;

-расширить кругозор посредством игр экономической направленности;

- способствовать развитию интереса к играм экономического содержания и введению их в практическую деятельность педагогов ДОУ.

Оборудование: проектор, ноутбук, лист бумаги, карандаш ножницы.

Аудитория слушателей: воспитатели ДОУ.


Ход мероприятия:

Слайд 1. 

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня вам предстоит поучаствовать в тренинг-игре. Но для начала я предлагаю прослушать небольшую историю.

«В давние времена, все дети с нетерпением ждали, когда же у них выпадет первый молочный зуб. А когда он оказывался в их ладошке, ребята, по завету взрослых, передавали зуб мышке, СЛ. 2 приговаривая при этом незатейливые слова: «Мышка-норушка, возьми мой старый зуб молочный, а мне принеси новый – коренной».

Времена шли, все менялось. И вот уже современные дети не спешат идти к мышке. Вместо этого они кладут свой зуб под подушку, в ожидании Зубной Феи. слайд 2 Которая принесет взамен монеты».

Более того, современные дети или как их принято называть «поколение альфа» слайд 3. уже в раннем возрасте могут легко заработать деньги, снимая видео в Тикток или ведя свой блог. Но могут ли они грамотно ими распоряжаться?

Ни для кого не секрет, что сегодня детей, возможно больше, чем раньше, волнуют финансовые вопросы. Малыши так или иначе сталкиваются с миром финансов. Поэтому столь важным является организация работы с детьми по формированию финансовой грамотности.

 Ведь ребенок вырастет, а знания, полученные в дошкольном возрасте, станут фундаментом для будущих экономических навыков.

Слайд 4. Коллеги, скажите, какие эмоции и ассоциации у вас вызывают слова «дошкольник и финансовая грамотность»? Прекрасно, все ваши варианты имеют место быть.

Услышав громкое название «Финансовая грамотность дошкольников» многие думают: «Это еще зачем? Стоит ли торопить время?»  Даже сочетание понятий «дошкольник и экономика» вызывают у многих внутренний протест. Слайд 5

Но кем  бы ни стал ребенок, где бы ни жил, он обязательно столкнется с законами экономики.

 Кроме того, формирование основ финансовой грамотности официально признано одной из важнейших задач образовательного процесса начиная с дошкольного возраста. Об этом свидетельствует Распоряжение Правительства РФ от 25 сентября 2017 г. № 2039-р «Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 — 2023 гг.»

Тем не менее у большинства педагогов и родителей дошкольников это вызывает определенные сомнения «Зачем детям так рано что-то рассказывать про деньги?»

На этот счет есть прекрасная народная мудрость: «Был бы ум, будет и рубль; не будет ума, не будет и рубля» Слайд 6.

Увлечь детей рассказами об экономике в столь юном возрасте, задача трудная, но решаемая. Главное - говорить ребёнку о сложном мире экономики на языке, ему понятном. И вот тут-то педагог детского сада должен стать для ребенка авторитетным человеком, наставником, который поможет правильно осмыслить новые явления, факты, понятия. Слайд 7

Скажите, в каких видах деятельности мы можем познакомить детей с финансовой грамотностью? Какие методы использовать? А формы?

Слайд 8 Для формирования у дошкольников основ финансовой грамотности используют те же формы, методы и приемы что и в других направлениях обучения. Экономическая составляющая встречается детям повсюду.

И я, уважаемые коллеги, предлагаю нам вместе отправиться  по следам Экономики. Слайд 9 Работа предстоит сложная, но интересная и без разминки нам не обойтись.

Скажите, пожалуйста, что считать в чужом кармане не хорошо, но очень интересно? (деньги)

Делать это ни в чужом, ни тем паче в своем доме не стоит, деньги выжить можно? (свистеть)

Какое животное всегда при деньгах? (поросенок)

 

  1. А теперь вам предстоит мозговой штурм слайд 10 - составьте правильные слова из представленных на вашем столе карточек:
     

СИПЕНЯ (пенсия)
ЛАКМЕРА (реклама)
РАПЛАТАЗ (зарплата)
ОВОДРОГ (договор)
КАНОЭКОМИ (экономика)
ГИНЬЕД (деньги)

Слайд 11 Слышат ли эти слова наши дети? Какие из них наиболее часто?

У ребенка изначально нет отношения к деньгам. Он не понимает, что деньги – это эквивалент товаров и услуг, он пока не знает их стоимость. В дошкольном возрасте затрагивать эти темы с ребенком нужно со стороны бережного отношения к игрушкам и вещам.
А сейчас предлагаю обратиться к народному творчеству.
 Продолжите известные русские пословицы Слайд 12.

1. Кто, согласно пословице, платит дважды? (Скупой) слайд 12

2. Продолжите: «Хороший товар сам себя» (Хвалит) слайд 12

3. Какое насекомое заложено в название рынка, где торгуют старыми вещами и мелкими товарами с рук? (Блоха)

 Молодцы.

  Один из путей повышения интереса детей к финансовой грамотности – экономические задачи. Слайд 13 Но ребенку необходимо не только ответить на вопрос задачи, но и обосновать ответ.

1. Когда валенки стоят дороже: летом или зимой? Сл 14

2. Какие яблоки можно продать при одинаковой цене быстрее: свежие или подгнившие?

3. Где дороже бутылка «Пепси» - в пустыне или на севере? Сл 14

4. Зайцы целую неделю продавали морковку по 10 руб. за 1 кг. К концу недели она потеряла товарный вид: сморщилась, стала гнить. Никто не покупал. Посоветуйте, что делать Зайцам? Сл 14

Игра «Груша и яблоко» 

(Необходимые материалы: Листы бумаги с картинками груши с одной стороны и пустой с другой, ножницы.)

Слайд 15. А сейчас я предлагаю каждому из вас взять лист с изображением груши, переверните его и нарисуйте во весь лист силуэт яблока. Теперь вам необходимо вырезать и яблоко, и грушу. Можно ли это сделать полноценно, не испортив ни одно изображение? Почему?
Увидев замешательство, объясните, что, конечно, это невозможно. Потому что лист бумаги один, и, если мы изначально хотели вырезать два рисунка, необходимо было заранее спланировать место на бумаге. Так и с расходами: их нужно планировать заранее. И учить этому ребенка бесспорно нужно.

Слайд 16.  Уважаемые коллеги! А вы знаете, что практически в любой сказке есть экономическая составляющая. Более того, вы даже представить не можете, на сколько рано наши дети сталкиваются с миром финансов в сказках и мультфильмах! Хотите в этом убедиться? Тогда внимание на экран.  Фильм

Помните, что с помощью сказки можно развить в детях трудолюбие и бережливость, расчетливость и экономность. 

Уважаемые коллеги, вот наш тренинг и подошел к завершению. Хочется отметить, что финансовая грамотность дошкольников - это не только вопрос о деньгах. Остались еще многие не рассмотренные категории, связанные с темой «Дети и финансовая грамотность». И, несомненно, необходимо продолжать работу в этом направлении.

Нам следует помнить, что деньги – это серьезно. Ребёнок может знать слово «деньги», иметь представление о том, для чего они нужны. Но кроме этого, он должен научиться обращаться с ними так, чтобы капризы не были определяющей причиной трат. Поучение и чтение морали не способствует усвоению информации, хороший опыт дети могут получить только на личном примере.

Еще, хотелось бы напомнить, что деньги – это не самое главное в жизни. Ведь не зря говорят: «Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей». Если вы будете делать что-либо полезное и делать хорошо, то богатство всегда будет у вас под рукой. Хотелось, чтобы и дети это понимали.

Небольшой наградой за ваши старания станет вот эта подкова. Сама по себе подкова символизирует достаток, благополучие, счастье. По отзывам людей, она обладает магической силой, которая исполняет желания, привлекает успех и достаток, сохраняет любовь в семье.

Вешать подкову можно по-разному: концами вверх, такое положение символизирует «полную чашу». Эзотерики считают, что при таком расположении в доме будет аккумулироваться положительная энергия, обеспечивающая достаток, добрые отношения, любовь, здоровье в семье. Оберег должен висеть только внутри квартиры, над входной дверью.

Концами вниз: у такого оберега максимально проявляются защитные свойства. Согласно суевериям, все негативные мысли попадут внутрь «купола» и, не задерживаясь, «стекут» вниз. Лучше всего вешать такой предмет над дверью снаружи, чтобы обезопасить жилье от негативной энергетики, воров.

А я желаю вам удачи и стабильного финансового благополучия!

Играйте с детьми в экономику!

Спасибо за внимание! 

 

Используемая литература:

  1. Азбука бережливости для дошкольников / авт.-сост. И.П. Рословцева. – Мозырь: Содействие, 2008. – 58 с.
  2. Глазырина. Л.Д. Экономическое воспитание дошкольника: справочные и методические материалы / Л.Д. Глазырина, Н.В. Зайцева, В.М. Теленченко. – Мозырь: Содействие, 2006. – 84 с.
  3. Денежные сказки: альбом для детского художественного творчества из комплекта «ФИНАНСОВЫЙ ГРАМОТЕЙ. Пособие для воспитания финансовой грамотности от 5 до 99» / Иркутск: ООО «Альмира», 2012.— с. 28 ил.
  4. Киреева Л. Г. Играем в экономику. Комплексные занятия, сюжетно-ролевые и дидактические игры. – М., 2008. – 169 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Правила экономики для детей".

КОНСПЕКТ МАСТЕР-КЛАССА организованной образовательной деятельности по формированию социально-коммуникативных навыков через экономическое воспитание старших дошкольниковна тему   «П...

Мастер-класс "Правила экономики для детей".

КОНСПЕКТ МАСТЕР-КЛАССА организованной образовательной деятельности по формированию социально-коммуникативных навыков через экономическое воспитание старших дошкольниковна тему   «П...

Мастер-класс для родителей детей подготовительной группы «Играем в экономику»

   Знакомство детей с экономическими терминами через разнообразную деятельность приближает ребёнка к реальной жизни, развивает деловые качества личности, что способствует фо...

Мастер - класс "Мы играем в экономику"

Родительское собрание в виде занимательного Квеста ....

Мастер класс с педагогами на тему: «Через сказку в экономику»

Мастер класс с педагогами на тему: «Через сказку в экономику»...

МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «С экономикой надо дружить»

Экономическое воспитание – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике, в настоящее время актуально и востребовано особенно остро....

Презентация для мастер-класса "С экономикой надо дружить"

Формирование экономического сознания приближает дошкольника к реальной жизни, побуждает экономическое мышление, дает знания о новых профессиях и умении рассказывать о них....