проекты
проект по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)

Инновационный проект по теме "Школа маленького предпринимателя" Рассчитан на детей старшего дошкольного возраста.

"Социально-педагогической направленности»

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к основным экономическим закономерностям: все товары и услуги создаются трудом взрослых; деньги получают за работу, а на деньги можно покупать товары, и т.д. В проекте объединяются два аспекта – условный (игровой) и реальный, в котором дети вместе со взрослыми получают практически  значимый результат (выращивают урожай на приусадебном участке, цветы в цветниках, продают билеты на спектакли и концерты и потом на эти деньги покупают что - то нужное и т.д.). Социально-нравственное и трудовое воспитание, развитие экономического мышления, формирование трудовых и коммуникативных навыков у детей в процессе трудовой деятельности со взрослыми.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovatsionnyy_proekt.docx34.58 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ детский сад «Багульник»

        ГО «Поселок Агинское»

Инновационный проект

Дополнительное образование детей: «Территория успеха»

Номинация

«Проекты социально-педагогической направленности»

ГО «Поселок Агинское», 2020г.

                                      Инновационный проект

                            МДОУ детского сада «Багульник»

                                     ГО «Поселок Агинское»

              Дополнительное образование детей: Территория успеха.

Номинация  «Проекты социально – педагогической направленности» Проект «Школа маленького предпринимателя»

Разработчики проекта:

С.А.Миненко – старший методист МДОУ д/с «Багульник» ГО «Поселок Агинское»

1. Назначение проекта: «Социально-педагогической направленности»

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к основным экономическим закономерностям: все товары и услуги создаются трудом взрослых; деньги получают за работу, а на деньги можно покупать товары, и т.д. В проекте объединяются два аспекта – условный (игровой) и реальный, в котором дети вместе со взрослыми получают практически  значимый результат (выращивают урожай на приусадебном участке, цветы в цветниках, продают билеты на спектакли и концерты и потом на эти деньги покупают что - то нужное и т.д.). Социально-нравственное и трудовое воспитание, развитие экономического мышления, формирование трудовых и коммуникативных навыков у детей в процессе трудовой деятельности со взрослыми.  

Тип проекта: познавательно - исследовательский, творческий.

По содержанию: социально – педагогический.

По числу у частников проекта:  массовый.

По времени проведения: краткосрочный (в течении дух лет с 2019 – 20201год)

По характеру контактов: дети, родители, работники детского сада и педагоги, бабушки , дедушки, гражданская общественность, социальные партнеры.

2. Актуальность проблемы

 Современная жизнь диктует новые требования к содержанию воспитания детей старшего дошкольного возраста.  Чтобы в Эру высоких технологий и автоматизации значительного  числа,  привычных   нам процессов оставаться востребованным специалистом, требуются новые навыки и умения. Ключевыми навыками, определявшими грамотность в индустриальную эпоху, были чтение, письмо и арифметика. В 21 веке акценты смещаются в сторону умения критически мыслить, способность к взаимодействию и коммуникации, творческого подхода к делу. Многие исследователи добавляют к этому еще и любознательность, хотя это, пожалуй, не столько навык, сколько качество, личная характеристика человека. Учить умению мыслить, самостоятельно добывать информацию и критически ее оценивать, а не просто накапливать и запоминать. Научить детей навыкам самообразования, самообучения. На Всемирном экономическом форуме предпринимательские способности были названы в числе основных характеристик, которые необходимо развивать в современном мире. (Патрик Гриффин).

Экономическое  воспитание – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике, актуальность и востребованность которого сегодня осознается особенно остро.  Таким  «новым» направлением является знакомство детей с экономикой, «искусством ведения домашнего хозяйства» ( таково первоначальное значение этого слова в переводе с греческого языка).  Появились специальные исследования (Л.М.Кларина, А.Д.Шатова, Л.И.Галкина) авторы единодушны в  том, что непрерывное социально – экономическое образование и воспитание необходимо начинать с дошкольного возраста, когда детьми приобретается первичный опыт в экономических отношениях.  Семья – это реальная экономическая среда, в которой живет ребенок. Дошкольники осваивают темы, такие как знакомство с семейной экономикой,  продуктами труда и их производителями, с окружающим миром вещей, людей и природы на региональном уровне.  Проблема трудового воспитания подрастающего поколения сегодня одна из значимых и актуальных. Повседневный  труд взрослых, забота о «хлебе насущном» достаток или, наоборот, бедность (нехватка денег, доходы и расходы). Дети включены в эти  реальные  жизненные ситуации. Постоянно копируют их в своих ролевых играх. Как известно, труд – лучшая терапия, повышающая самооценку детей, отвлекающая от вредных привычек. Бытовой и художественный труд доступен дошкольникам практически в любом возрасте. Кроме того данный вид деятельности сплачивает коллектив детей и взрослых, придает смысл их общим усилиям.

Проект «Школа маленького предпринимателя» строится на организации игровых ситуаций, в которых дети познают основные экономические закономерности. По сути, проект является универсальным, поскольку в нем объединяются практически все виды деятельности.

В самом проекте можно выделить тематические  под  проекты:

  • Реализация экологического воспитания, проведения экспериментирования, освоение элементарных математических представлений и т.д.;
  • Изготовление поделок и продажа их на аукционе ( художественный труд, изобразительная деятельность);
  • Подготовка (изготовление программ, афиш, продажа билетов) и показ спектакля в детском  театре;
  • Подготовка и проведения вечеров отдыха, музыкальной гостиной  в кафе «Белоснежка» - знакомство с кулинарией, с работой кафе, подготовка культурной программы и т.д.

Все эти и другие под проекты готовятся творческой группой педагогов, родителей с привлечением детей дошкольного возраста.

Реализация каждого под проекта идет поэтапно:

1-й этап. Определение темы проекта (например, создание  спектакля, организация кафе и др.).

2-й этап. Разработка бизнес – плана проекта.

3-й этап. Составление сметы.

4 – этап. Разработка плана работы с детьми и родителями.

5 –й этап. Проведение основного мероприятия (изготовления товара, или подготовка мероприятия).

6 –й этап. Подведение итогов, обсуждение результатов с детьми и родителями.

7-й этап. Планирование следующего мероприятия с учетом результатов данного.

Естественно, что для реализации каждого мероприятия нужно учесть время подготовки, которое зависит как от  тематики. Так и от возраста и возможностей участников. Все эти моменты конкретизируются в планах.

Цель проекта: Формирование  элементарного   экономического мышления, как метод  развития трудовой деятельности у детей дошкольного возраста.

                         Задачи по реализации проекта:

  •  Развивать экономическое мышление, формировать элементарные экономические знания.
  •  Формировать трудовые и коммуникативные навыки у детей в процессе совместной трудовой деятельности  со взрослыми (бытовой труд, пользование бытовыми приборами, кулинария и др.).
  •  Воспитывать социально – нравственные  качества дошкольников.

         

     Ожидаемые результаты проекта для детей.

  •  Сформировано у дошкольников  экономическое мышление  и коммуникативные навыки.
  • У детей развиты трудовые навыки и понимание, что основой благосостояния является труд .
  • Сформированы социально – нравственные качества.

        Ожидаемые результаты для педагогов

  • Повышение уровня компетенций.
  • Повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания.

        Ожидаемые результаты для родителей.

  • Заинтересованность и активность  родителей в проектной деятельности, в педагогическом процессе.
  • Мотивация родителей к совместной деятельности с детьми.

Риск

          Плохой урожай на приусадебном участке.

Не достаточно  денежных средств.

Пути устранения: изготовление сувениров и поделок и их продажа, а также за счет концертов, театральных постановок.

Кадровое обеспечение:  100%

Содержание работы  по проекту сгруппировано по трем направлениям:

  1. Социально – нравственное воспитание (воспитание трудолюбия,  уважения к труду, интереса к профессиям и др.).
  2. Формирование элементарных  экономических знаний. Познакомить с наиболее доступными понятиями: товар, цена, прибыль, собственность, аренда, наличие денег, аукцион, чек, спрос, предложение.
  3. Развитие трудовых навыков ( бытовой труд, пользование бытовыми приборами, кулинария и др.).

              Формы обучения экономическим понятиям

  1. Самостоятельные игры детей – дидактические, сюжетно – ролевые.

      Именно через игру ребенок осваивает и познает мир. Сделать экономику   доступной для детей дошкольного возраста помогают сюжетно - ролевые игры. В этих играх можно смоделировать реально жизненные ситуации: операции купли – продажи, производства и сбыта готовой продукции и др., а соединение учебно – игровой и реальной действительности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных экономических знаний.

  1. Комплексно – тематические занятия.

В процессе тематических занятий решаются новые образовательные задачи, в том числе и экономические, через математическую, экологическую, художественную и др. виды деятельности. Тематические интегрированные занятия способствуют развитию у ребенка креативности , коммуникативности, толерантности, эмоциональной восприимчивости.

  1. Труд в природе ( на огороде, в цветниках, дома, в группе детского сада).  
  2. Художественный труд ( изготовление сувениров для аукционов).
  3. Развлечения и вечера досуга (конкурсы, викторины, олимпиады, семейные вечера досуга) проводятся на каникулах в заранее запланированное время. В проведении театральных мероприятий дети участвуют в изготовлении приглашений, билетов на спектакль. Продаются билеты на свою выпускаемую  валюту «Багулик».
  4. Все это осуществляется под руководством взрослых. В итоге подсчитывается прибыль и планируется ее использование.

    Методы, приемы и средства обучения экономическим знаниям.

  1. Инсценирование  «экономических»  ситуаций из сказок, которые позволяют по – новому взглянуть на известные сюжеты А.Толстого «Золотой ключик», или «Приключение Буратино», К.И.Чуковского «муха Цокотуха», «Золотая антилопа». Например составить меню праздничного стола для Мухи – Цокотухи и подсчитать его стоимость.
  2. Чтение художественной литературы(рассказы с экономическим содержанием, народный фольклор, пословицы, поговорки, сказки). В сказках и рассказах экономического содержания развертывается перед детьми в виде проблемных ситуаций, разрешение которых развивает логику. Нестандартность, самостоятельность мышления, коммуникативные навыки, способность ориентироваться в ситуациях поиска. Включаясь в решение сюжетной задачи, дошкольник открывает для себя новую сферу социальной жизни – экономическую.
  3. Логические и арифметические задачки – шутки оживляют путь познания сложных экономических явлений. Они сочетают в себе элементы проблемности и занимательности, вызывают напряжение ума и развивают стремление к экономическим знаниям, учат видеть за названиями и терминами жизнь, красоту мира и вещей, природы  людей.
  4. Практические методы – например, выращивание овощей, зелени, затем взвешивание и определение стоимости полученного продукта. Составление букетов из цветов, выращенных в цветниках детского сада.
  5. Экскурсии в магазин, в бухгалтерию детского сада – наблюдение за работой продавцов, кассиров, за поведением покупателей, за работой бухгалтера, экономиста.
  6.  Сюжетно – ролевые игры.
  7.  Дидактические игры.

               Работа с родителями  по проекту

Родители  - полноправные участники каждого мероприятия. Они входят в творческую группу, могут предложить тематику и содержание новых под проектов, помогают в организации и проведении каждого мероприятия.

Педагоги детского сада привлекают родителей к проекту:

  • информируют родителей о задачах и содержании экономического воспитания детей в дошкольном учреждении и семье;
  • предложить родителям участвовать в роботе по экономическому воспитанию детей в детском саду(ярмарки, праздники, конкурсы);
  • организовать семейные клубы в целях обеспечения сотрудничества детского сада и семьи.

Вопросы для беседы с родителями

  1. Обсуждаете ли вы со своим ребенком бюджет семьи?
  2. Рассказываете ли вы своему ребенку о своей работе?
  3. Даете ли вы своему ребенку «карманные деньги»?
  4. Кем по профессии вы видите своего ребенка?
  5. В каких формах вы могли бы сотрудничать с детским садом по

проекту «Школа маленького предпринимателя»?

Диагностический инструментарий: диагностика трудового воспитания(авторН.Г.Барсукова), социально – нравственного (автор О.Л.Стеркина, Р.Б. Князева), коммуникативных компетенций( автор Л.А.Свирская).

       Смета:

  1. Покупка семян – 500 руб.
  2. Посадочного грунта –  4п.  х 130 =  520руб.
  3. Материала для декораций – 3600руб.
  4. Картон, цветная бумага, клей  -750 руб.

Итого:  5390  (пять тысяч триста девяносто  рублей)

          Перспективный  план работы по проекту

                                     «Школа маленького предпринимателя»        

Месяцы

         Театр     «Теремок»

    Теплица «Чиполино»

Кафе «Белоснежка»

Ярмарки и аукционы

Знакомство детей с бытовой техникой

сентябрь

Подготовка к театральному сезону

 Сбор урожая свеклы, моркови, ранета. Составление букетов. Продажа букетов на выставке цветов.

Взвешивание и реализация

Кафе «Дары осени

(выставка поделок из овощей и фруктов)

Сбор бросового и природного материала. Изготовление поделок.

Ознакомление детей с противопожарной безопасностью

октябрь

Открытие театрального сезона.

Продажа билетов. Работа кассира и контролера

Оформление и посадка огородов на окне.(петрушка, укроп, салат)

Музыкальная гостиная( фито чай, призы).

Аукцион детских поделок.

Занятие – игра «Мы пожарные»

ноябрь

Концерт ко Дню матери

Каникулы: проведение досугов(показ мультфильмов,праздничное меню, призы)

День матери.

Мастерская (поздравительные открытки, поделки к празднику)

Занятие игра «Из чего состоит машина»

декабрь

Новогодние представления .

Продажа билетов. Работа кассира и контролера

Сбор урожая. Взвешивание и реализация на кухне.

Мастерская Деда Мороза. Изготовление поделок.

Занятие – игра «Знакомство с электроприборами»

январь

Рождественские встречи. .Продажа билетов. Работа кассира и контролера.

Подготовка грунта для посадки. Закупка семян.

Каникулы: проведение досугов в кафе,(праздничное меню, призы и др.)

Аукцион детских поделок

Занятие – игра «Знакомьтесь – электроприборы у нас в группе»

февраль

Подготовка и проведение праздника «Сагаалгаан»

Посадка рассады помидор, перца, баклажан

Кафе – досуг «Ух ты, масленица»

«Мы печем длины».

Мастерская изготовление сувениров, поздравительных открыток для мальчиков и пап

Занятие – игра «Традиции бурятского народа»

март

Подготовка и проведения праздника к 8 марта. Праздничный концерт.

Посадка семян цветов

Кафе чаепитие вместе с мамами (праздничное меню, подарки).

Изготовление подарков и открыток для мам

Развлечение

«Именины»

апрель

Конкурс «Театральная весна» (подготовка,  продажа билетов, работа кассира-контролера)

Посадка и пикировка рассады цветов

Кафе «Театральные встречи» (праздничное меню)

День смеха.

Изготовление атрибутов к спектаклю.

Развлечение «Пасха»

май

Закрытие театрального сезона.

Сводный концерт ко Дню семьи.

(продажа билетов, работа кассира – контролера)

Посадка рассады цветов в грунт. Работа в огороде (посадка моркови, свеклы, петрушки, укропа, лука)

Кафе «Семейная гостиная» К  Международному Дню семьи.(праздничное меню»

Аукцион детских поделок

Развлечение «Весна красна»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский проект «ВОЛШЕБНАЯ ВОДА» Участники проекта: педагоги и дети подготовительной группы. Руководитель проекта: воспитатель Тюленёва Т.А.

Большую роль в экологическом образовании дошкольниковиграет практическая, исследовательская деятельность вприродных условиях. К сожалению, современные дети, особенногородские, имеют весьма огран...

пед.проект "По страницам ВОВ" визитная карточка портфолио проекта, план реализации, проект текстовый вариант, презентация

педагогический проект по патриотическому воспитанию. цель, задачи план реализации содержание....

Социально-коммуникативное развитие младших дошкольников в рамках реализации ФГОС. Долгосрочный проект «Дорожная грамота». Паспорт проекта. Тип проекта- практико-ориентированный, коллективный. Вид проекта - долгосрочный, сентябрь 2018 года - май 2019 года

Актуальность проекта.Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях получают травмы, и гибнет много людей. Дошкольники составляют четвертую часть от общего числа пострадавших в ДТП дете...

Проект "Спортивная зима" Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здорового образа жизни; • ознакомление с

Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здоро...

Паспорт проекта «Пчёлкин огород». Тип проекта : среднесрочный, исследовательский. Участники проекта : дети, воспитатели, родители воспитанников. Возраст детей: 6 – 7 лет. Цель проекта: Создание условий в группе и на участке для развития познавательного и

Задачи проекта:Расширять знания детей и представления о культурных  растениях и цветах (их строении и полезных свойствах овощей).Знакомить детей с особенностями выращивания цветов и культурных ра...

МАДОУЦРР д/c «Теремок» Проект «Волшебница вода» " в средней группе «Почемучки» Воспитатель: Ганшу О.А.. 2022г. Проект: краткосрочный (с1.02 -20.02.22) Тип проекта: познавательно – исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитат

Проблема:  Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на земле.Актуальность проекта: Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем...

Проект в подготовительной группе на тему: «Зимующие птицы» Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя. С 19.12.2022 – 23.12.2022) Авторы проекта: воспитатель Анисимова

Проект в подготовительной группе на тему:«Зимующие птицы»Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочны...