проекты
проект по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)

Инновационный проект по теме "Школа маленького предпринимателя" Рассчитан на детей старшего дошкольного возраста.

"Социально-педагогической направленности»

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к основным экономическим закономерностям: все товары и услуги создаются трудом взрослых; деньги получают за работу, а на деньги можно покупать товары, и т.д. В проекте объединяются два аспекта – условный (игровой) и реальный, в котором дети вместе со взрослыми получают практически  значимый результат (выращивают урожай на приусадебном участке, цветы в цветниках, продают билеты на спектакли и концерты и потом на эти деньги покупают что - то нужное и т.д.). Социально-нравственное и трудовое воспитание, развитие экономического мышления, формирование трудовых и коммуникативных навыков у детей в процессе трудовой деятельности со взрослыми.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovatsionnyy_proekt.docx34.58 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ детский сад «Багульник»

        ГО «Поселок Агинское»

Инновационный проект

Дополнительное образование детей: «Территория успеха»

Номинация

«Проекты социально-педагогической направленности»

ГО «Поселок Агинское», 2020г.

                                      Инновационный проект

                            МДОУ детского сада «Багульник»

                                     ГО «Поселок Агинское»

              Дополнительное образование детей: Территория успеха.

Номинация  «Проекты социально – педагогической направленности» Проект «Школа маленького предпринимателя»

Разработчики проекта:

С.А.Миненко – старший методист МДОУ д/с «Багульник» ГО «Поселок Агинское»

1. Назначение проекта: «Социально-педагогической направленности»

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к основным экономическим закономерностям: все товары и услуги создаются трудом взрослых; деньги получают за работу, а на деньги можно покупать товары, и т.д. В проекте объединяются два аспекта – условный (игровой) и реальный, в котором дети вместе со взрослыми получают практически  значимый результат (выращивают урожай на приусадебном участке, цветы в цветниках, продают билеты на спектакли и концерты и потом на эти деньги покупают что - то нужное и т.д.). Социально-нравственное и трудовое воспитание, развитие экономического мышления, формирование трудовых и коммуникативных навыков у детей в процессе трудовой деятельности со взрослыми.  

Тип проекта: познавательно - исследовательский, творческий.

По содержанию: социально – педагогический.

По числу у частников проекта:  массовый.

По времени проведения: краткосрочный (в течении дух лет с 2019 – 20201год)

По характеру контактов: дети, родители, работники детского сада и педагоги, бабушки , дедушки, гражданская общественность, социальные партнеры.

2. Актуальность проблемы

 Современная жизнь диктует новые требования к содержанию воспитания детей старшего дошкольного возраста.  Чтобы в Эру высоких технологий и автоматизации значительного  числа,  привычных   нам процессов оставаться востребованным специалистом, требуются новые навыки и умения. Ключевыми навыками, определявшими грамотность в индустриальную эпоху, были чтение, письмо и арифметика. В 21 веке акценты смещаются в сторону умения критически мыслить, способность к взаимодействию и коммуникации, творческого подхода к делу. Многие исследователи добавляют к этому еще и любознательность, хотя это, пожалуй, не столько навык, сколько качество, личная характеристика человека. Учить умению мыслить, самостоятельно добывать информацию и критически ее оценивать, а не просто накапливать и запоминать. Научить детей навыкам самообразования, самообучения. На Всемирном экономическом форуме предпринимательские способности были названы в числе основных характеристик, которые необходимо развивать в современном мире. (Патрик Гриффин).

Экономическое  воспитание – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике, актуальность и востребованность которого сегодня осознается особенно остро.  Таким  «новым» направлением является знакомство детей с экономикой, «искусством ведения домашнего хозяйства» ( таково первоначальное значение этого слова в переводе с греческого языка).  Появились специальные исследования (Л.М.Кларина, А.Д.Шатова, Л.И.Галкина) авторы единодушны в  том, что непрерывное социально – экономическое образование и воспитание необходимо начинать с дошкольного возраста, когда детьми приобретается первичный опыт в экономических отношениях.  Семья – это реальная экономическая среда, в которой живет ребенок. Дошкольники осваивают темы, такие как знакомство с семейной экономикой,  продуктами труда и их производителями, с окружающим миром вещей, людей и природы на региональном уровне.  Проблема трудового воспитания подрастающего поколения сегодня одна из значимых и актуальных. Повседневный  труд взрослых, забота о «хлебе насущном» достаток или, наоборот, бедность (нехватка денег, доходы и расходы). Дети включены в эти  реальные  жизненные ситуации. Постоянно копируют их в своих ролевых играх. Как известно, труд – лучшая терапия, повышающая самооценку детей, отвлекающая от вредных привычек. Бытовой и художественный труд доступен дошкольникам практически в любом возрасте. Кроме того данный вид деятельности сплачивает коллектив детей и взрослых, придает смысл их общим усилиям.

Проект «Школа маленького предпринимателя» строится на организации игровых ситуаций, в которых дети познают основные экономические закономерности. По сути, проект является универсальным, поскольку в нем объединяются практически все виды деятельности.

В самом проекте можно выделить тематические  под  проекты:

  • Реализация экологического воспитания, проведения экспериментирования, освоение элементарных математических представлений и т.д.;
  • Изготовление поделок и продажа их на аукционе ( художественный труд, изобразительная деятельность);
  • Подготовка (изготовление программ, афиш, продажа билетов) и показ спектакля в детском  театре;
  • Подготовка и проведения вечеров отдыха, музыкальной гостиной  в кафе «Белоснежка» - знакомство с кулинарией, с работой кафе, подготовка культурной программы и т.д.

Все эти и другие под проекты готовятся творческой группой педагогов, родителей с привлечением детей дошкольного возраста.

Реализация каждого под проекта идет поэтапно:

1-й этап. Определение темы проекта (например, создание  спектакля, организация кафе и др.).

2-й этап. Разработка бизнес – плана проекта.

3-й этап. Составление сметы.

4 – этап. Разработка плана работы с детьми и родителями.

5 –й этап. Проведение основного мероприятия (изготовления товара, или подготовка мероприятия).

6 –й этап. Подведение итогов, обсуждение результатов с детьми и родителями.

7-й этап. Планирование следующего мероприятия с учетом результатов данного.

Естественно, что для реализации каждого мероприятия нужно учесть время подготовки, которое зависит как от  тематики. Так и от возраста и возможностей участников. Все эти моменты конкретизируются в планах.

Цель проекта: Формирование  элементарного   экономического мышления, как метод  развития трудовой деятельности у детей дошкольного возраста.

                         Задачи по реализации проекта:

  •  Развивать экономическое мышление, формировать элементарные экономические знания.
  •  Формировать трудовые и коммуникативные навыки у детей в процессе совместной трудовой деятельности  со взрослыми (бытовой труд, пользование бытовыми приборами, кулинария и др.).
  •  Воспитывать социально – нравственные  качества дошкольников.

         

     Ожидаемые результаты проекта для детей.

  •  Сформировано у дошкольников  экономическое мышление  и коммуникативные навыки.
  • У детей развиты трудовые навыки и понимание, что основой благосостояния является труд .
  • Сформированы социально – нравственные качества.

        Ожидаемые результаты для педагогов

  • Повышение уровня компетенций.
  • Повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания.

        Ожидаемые результаты для родителей.

  • Заинтересованность и активность  родителей в проектной деятельности, в педагогическом процессе.
  • Мотивация родителей к совместной деятельности с детьми.

Риск

          Плохой урожай на приусадебном участке.

Не достаточно  денежных средств.

Пути устранения: изготовление сувениров и поделок и их продажа, а также за счет концертов, театральных постановок.

Кадровое обеспечение:  100%

Содержание работы  по проекту сгруппировано по трем направлениям:

  1. Социально – нравственное воспитание (воспитание трудолюбия,  уважения к труду, интереса к профессиям и др.).
  2. Формирование элементарных  экономических знаний. Познакомить с наиболее доступными понятиями: товар, цена, прибыль, собственность, аренда, наличие денег, аукцион, чек, спрос, предложение.
  3. Развитие трудовых навыков ( бытовой труд, пользование бытовыми приборами, кулинария и др.).

              Формы обучения экономическим понятиям

  1. Самостоятельные игры детей – дидактические, сюжетно – ролевые.

      Именно через игру ребенок осваивает и познает мир. Сделать экономику   доступной для детей дошкольного возраста помогают сюжетно - ролевые игры. В этих играх можно смоделировать реально жизненные ситуации: операции купли – продажи, производства и сбыта готовой продукции и др., а соединение учебно – игровой и реальной действительности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных экономических знаний.

  1. Комплексно – тематические занятия.

В процессе тематических занятий решаются новые образовательные задачи, в том числе и экономические, через математическую, экологическую, художественную и др. виды деятельности. Тематические интегрированные занятия способствуют развитию у ребенка креативности , коммуникативности, толерантности, эмоциональной восприимчивости.

  1. Труд в природе ( на огороде, в цветниках, дома, в группе детского сада).  
  2. Художественный труд ( изготовление сувениров для аукционов).
  3. Развлечения и вечера досуга (конкурсы, викторины, олимпиады, семейные вечера досуга) проводятся на каникулах в заранее запланированное время. В проведении театральных мероприятий дети участвуют в изготовлении приглашений, билетов на спектакль. Продаются билеты на свою выпускаемую  валюту «Багулик».
  4. Все это осуществляется под руководством взрослых. В итоге подсчитывается прибыль и планируется ее использование.

    Методы, приемы и средства обучения экономическим знаниям.

  1. Инсценирование  «экономических»  ситуаций из сказок, которые позволяют по – новому взглянуть на известные сюжеты А.Толстого «Золотой ключик», или «Приключение Буратино», К.И.Чуковского «муха Цокотуха», «Золотая антилопа». Например составить меню праздничного стола для Мухи – Цокотухи и подсчитать его стоимость.
  2. Чтение художественной литературы(рассказы с экономическим содержанием, народный фольклор, пословицы, поговорки, сказки). В сказках и рассказах экономического содержания развертывается перед детьми в виде проблемных ситуаций, разрешение которых развивает логику. Нестандартность, самостоятельность мышления, коммуникативные навыки, способность ориентироваться в ситуациях поиска. Включаясь в решение сюжетной задачи, дошкольник открывает для себя новую сферу социальной жизни – экономическую.
  3. Логические и арифметические задачки – шутки оживляют путь познания сложных экономических явлений. Они сочетают в себе элементы проблемности и занимательности, вызывают напряжение ума и развивают стремление к экономическим знаниям, учат видеть за названиями и терминами жизнь, красоту мира и вещей, природы  людей.
  4. Практические методы – например, выращивание овощей, зелени, затем взвешивание и определение стоимости полученного продукта. Составление букетов из цветов, выращенных в цветниках детского сада.
  5. Экскурсии в магазин, в бухгалтерию детского сада – наблюдение за работой продавцов, кассиров, за поведением покупателей, за работой бухгалтера, экономиста.
  6.  Сюжетно – ролевые игры.
  7.  Дидактические игры.

               Работа с родителями  по проекту

Родители  - полноправные участники каждого мероприятия. Они входят в творческую группу, могут предложить тематику и содержание новых под проектов, помогают в организации и проведении каждого мероприятия.

Педагоги детского сада привлекают родителей к проекту:

  • информируют родителей о задачах и содержании экономического воспитания детей в дошкольном учреждении и семье;
  • предложить родителям участвовать в роботе по экономическому воспитанию детей в детском саду(ярмарки, праздники, конкурсы);
  • организовать семейные клубы в целях обеспечения сотрудничества детского сада и семьи.

Вопросы для беседы с родителями

  1. Обсуждаете ли вы со своим ребенком бюджет семьи?
  2. Рассказываете ли вы своему ребенку о своей работе?
  3. Даете ли вы своему ребенку «карманные деньги»?
  4. Кем по профессии вы видите своего ребенка?
  5. В каких формах вы могли бы сотрудничать с детским садом по

проекту «Школа маленького предпринимателя»?

Диагностический инструментарий: диагностика трудового воспитания(авторН.Г.Барсукова), социально – нравственного (автор О.Л.Стеркина, Р.Б. Князева), коммуникативных компетенций( автор Л.А.Свирская).

       Смета:

  1. Покупка семян – 500 руб.
  2. Посадочного грунта –  4п.  х 130 =  520руб.
  3. Материала для декораций – 3600руб.
  4. Картон, цветная бумага, клей  -750 руб.

Итого:  5390  (пять тысяч триста девяносто  рублей)

          Перспективный  план работы по проекту

                                     «Школа маленького предпринимателя»        

Месяцы

         Театр     «Теремок»

    Теплица «Чиполино»

Кафе «Белоснежка»

Ярмарки и аукционы

Знакомство детей с бытовой техникой

сентябрь

Подготовка к театральному сезону

 Сбор урожая свеклы, моркови, ранета. Составление букетов. Продажа букетов на выставке цветов.

Взвешивание и реализация

Кафе «Дары осени

(выставка поделок из овощей и фруктов)

Сбор бросового и природного материала. Изготовление поделок.

Ознакомление детей с противопожарной безопасностью

октябрь

Открытие театрального сезона.

Продажа билетов. Работа кассира и контролера

Оформление и посадка огородов на окне.(петрушка, укроп, салат)

Музыкальная гостиная( фито чай, призы).

Аукцион детских поделок.

Занятие – игра «Мы пожарные»

ноябрь

Концерт ко Дню матери

Каникулы: проведение досугов(показ мультфильмов,праздничное меню, призы)

День матери.

Мастерская (поздравительные открытки, поделки к празднику)

Занятие игра «Из чего состоит машина»

декабрь

Новогодние представления .

Продажа билетов. Работа кассира и контролера

Сбор урожая. Взвешивание и реализация на кухне.

Мастерская Деда Мороза. Изготовление поделок.

Занятие – игра «Знакомство с электроприборами»

январь

Рождественские встречи. .Продажа билетов. Работа кассира и контролера.

Подготовка грунта для посадки. Закупка семян.

Каникулы: проведение досугов в кафе,(праздничное меню, призы и др.)

Аукцион детских поделок

Занятие – игра «Знакомьтесь – электроприборы у нас в группе»

февраль

Подготовка и проведение праздника «Сагаалгаан»

Посадка рассады помидор, перца, баклажан

Кафе – досуг «Ух ты, масленица»

«Мы печем длины».

Мастерская изготовление сувениров, поздравительных открыток для мальчиков и пап

Занятие – игра «Традиции бурятского народа»

март

Подготовка и проведения праздника к 8 марта. Праздничный концерт.

Посадка семян цветов

Кафе чаепитие вместе с мамами (праздничное меню, подарки).

Изготовление подарков и открыток для мам

Развлечение

«Именины»

апрель

Конкурс «Театральная весна» (подготовка,  продажа билетов, работа кассира-контролера)

Посадка и пикировка рассады цветов

Кафе «Театральные встречи» (праздничное меню)

День смеха.

Изготовление атрибутов к спектаклю.

Развлечение «Пасха»

май

Закрытие театрального сезона.

Сводный концерт ко Дню семьи.

(продажа билетов, работа кассира – контролера)

Посадка рассады цветов в грунт. Работа в огороде (посадка моркови, свеклы, петрушки, укропа, лука)

Кафе «Семейная гостиная» К  Международному Дню семьи.(праздничное меню»

Аукцион детских поделок

Развлечение «Весна красна»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально-коммуникативное развитие младших дошкольников в рамках реализации ФГОС. Долгосрочный проект «Дорожная грамота». Паспорт проекта. Тип проекта- практико-ориентированный, коллективный. Вид проекта - долгосрочный, сентябрь 2018 года - май 2019 года

Актуальность проекта.Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях получают травмы, и гибнет много людей. Дошкольники составляют четвертую часть от общего числа пострадавших в ДТП дете...

Проект "Спортивная зима" Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здорового образа жизни; • ознакомление с

Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здоро...

Паспорт проекта «Пчёлкин огород». Тип проекта : среднесрочный, исследовательский. Участники проекта : дети, воспитатели, родители воспитанников. Возраст детей: 6 – 7 лет. Цель проекта: Создание условий в группе и на участке для развития познавательного и

Задачи проекта:Расширять знания детей и представления о культурных  растениях и цветах (их строении и полезных свойствах овощей).Знакомить детей с особенностями выращивания цветов и культурных ра...

МАДОУЦРР д/c «Теремок» Проект «Волшебница вода» " в средней группе «Почемучки» Воспитатель: Ганшу О.А.. 2022г. Проект: краткосрочный (с1.02 -20.02.22) Тип проекта: познавательно – исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитат

Проблема:  Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на земле.Актуальность проекта: Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем...

Проект в подготовительной группе на тему: «Зимующие птицы» Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя. С 19.12.2022 – 23.12.2022) Авторы проекта: воспитатель Анисимова

Проект в подготовительной группе на тему:«Зимующие птицы»Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочны...

Тема проекта «Ярмарка профессий» Продолжительность проекта: среднесрочный (04.09-11.09.) Тип проекта: познавательный, творческо-информационный. Участники проекта: дети подготовительной группы, педагог, родители. Проблема – мы столкнулись с тем, что дети

Тема проекта «Ярмарка профессий» Продолжительность проекта: среднесрочный (04.09-11.09.) Тип проекта: познавательный, творческо-информационный. Участники проекта: дети подготовительной группы, пед...

Проект по физическому развитию в ДОУ Проект по физическому развитию в ДОУ ПРОЕКТ «В здоровом теле - здоровый дух». Направление проекта: «Физическая культура»

Проект по физическому развитию в ДОУПроект по физическому развитию в ДОУПРОЕКТ«В здоровом теле - здоровый дух».Направление проекта: «Физическая культура» В последние годы ...