"В гостях у гнома Эконома в стране Экономика" НОД в подготовительной к школе группе
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)

Селиванова Марина Николаевна

 В изменяющихся условиях современного общества жизни непрерывное экономическое образование необходимо начинать именно с дошкольного возраста, когда детьми приобретается первичный опыт в элементарных экономических отношениях. Ребёнок - дошкольник не освоит эту область самостоятельно, но, вместе с воспитателями и родителями, путешествуя по этому новому удивительному и увлекательному миру, он приобретает доступные ему знания и поймёт, какое место экономика занимает в окружающей его действительности.Цель: содействовать финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_finansy.docx518.07 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 77»

Энгельсского муниципального района Саратовской области

НОД в подготовительной к школе группе

«В гостях у гнома Эконома в стране Экономика»

                      Подготовила: Селиванова Марина Николаевна

                                                              воспитатель МДОУ «Детский сад №77»

2022 год

Конспект НОД

Возрастная группа: подготовительная к школе группа

Тема НОД: «В гостях у гнома Эконома в стране Экономика»

Направление образования и развития: (образовательная область): речевое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Цель: содействовать финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.

Задачи:

Обучающие: научить выделять главное направление использования денег людьми; закрепить понятия о семейных доходах, семейном бюджете; расширять знания о производителях товаров и услуг; упражнять детей в решении экономических задач

Развивающие: активизировать словарь; стимулировать интерес к исследовательской деятельности, совершенствовать умение оперировать имеющимися знаниями, обобщать, делать выводы;

Воспитательные: воспитывать представления о сущности таких нравственных категорий, как экономность, бережливость; воспитывать стремление прийти на помощь, умение договариваться; воспитывать уважение, умение ценить труд взрослых.

Формы реализации детских видов деятельности: ситуативно-деловая (общение и взаимодействие со взрослыми и со сверстниками), дидактическая игра, чтение загадок, игра с речевым сопровождением.

Предварительная работа: 

  • Рассказы родителей о бюджете семьи, об их профессиях;
  • Беседа «Не все продается и покупается»
  • Сюжетно – ролевые игры: «Семья», «Больница», «Парикмахерская», «Магазин»
  • Чтение художественной литературы: В. Пермяк «Для чего руки нужны», В. Маяковский «Кем быть?», Сю Маршак «»Почта», А. Толстой «Приключения Буратино», к Чуковский «Муха – Цокотуха».
  • Заучивание пословиц по теме;

Оборудование: корзинка с задачками, монетки – денежки, атрибуты к игре «Магазин»(игрушки, ценники), презентация по теме занятия, мультимедийная аппаратура.

Активизация словаря: «бюджет», «зарплата», «пенсия», «стипендия», «педиатр», «визажист», «стоматолог», «косметолог»

Ход НОД:

  1. Вводная часть

Организационный момент

Звучит спокойная фоновая музыка. Дети стоят в кругу.

Ребята, давайте возьмемся за руки и через рукопожатие передадим друг другу хорошее настроение.

 Посмотрите друг на друга,

 Улыбнитесь поскорей,

 Обнимитесь, не стесняйтесь

 И порадуйте гостей.

Мотивация

Ребята, сегодня к нам пришел гость.

На экране появляется гном.

Слайд 1

«Здравствуйте, ребята!

Я веселый, добрый Гном, добрый Гном Эконом,

Люблю денежки считать и хозяйство возглавлять.

Рядом с вами я живу, с экономикой дружу.

Я приглашаю вас в гости в страну Экономика. Вас ждут нелёгкие испытания. Чтобы пройти по ней надо быть умными, решительными, умелыми и ничего не бояться. Под моим волшебным деревом вы найдёте задания. Желаю удачи! Гном Эконом».

Вы готовы к путешествию? Ребята, вы не испугаетесь трудностей?  Вперед!

Физ. минутка: «Путешествие»

Мы идем цветущими лугами (ходьба на месте)

И цветов букеты соберем (наклоны вперед),

Где- то за высокими горами (подняться на носочки, руки поднять)

Ручеек по камушкам пройдем (прыжки).

Если встретятся овраги (наклоны в стороны)

Мы овраги обойдем (ходьба на месте),

Если встретятся коряги, под корягой проползем (ходьба на четвереньках)

Шаг за шагом, потихоньку в страну «Экономика» попадем (хлопки)

Основная часть:

Мы попали в страну «Экономика». Ребята, посмотрите, под деревом корзина с заданиями. Первая остановка «Бюджетная». На ней мы с вами поговорим о бюджете. Ребята, скажите, а что же такое бюджет семьи?

Бюджет семьи – это подсчет не только доходов, но и расходов. Подумайте на какие нужды в вашей семье в первую очередь расходуют месячный бюджет, это то, на что мы тратим деньги.

Звучит музыка из мультфильма о Крокодиле Гене.

Слайд 2

Давайте мы с вами поговорим о бюджете семьи крокодила Гены.

«Подружились как-то старуха Шапокляк, крокодил Гена, Чебурашка и крыса Лариска и стали жить вместе. И все у них получалось.

Слайд 3

Крокодил Гена на работу в зоопарк устроился, получал за это….что?

Ребята, а кто у вас в семье получает зарплату?

 За что они получают зарплату?

Дети читают стихи

1.Вот и месяц пролетел

Чему я очень рада

Ведь родителям моим

Положена зарплата.

2. День зарплаты наступил

Папа в магазин сходил.

Мамин пополнился гардероб,

А я получил самолет.

Слайд 4

Чебурашка учился в летной школе, чтобы стать пилотом. За учебу Чебурашке платили, как вы думаете что?

Дети читают стихи

1.Сегодня первое число,

Чему я очень рад:

Ведь получает в этот день

Стипендию мой брат…

2. Я объяснил своим друзьям,

Пусть знают все ребята,

Что, в сущности, стипендия –

Студенческая зарплата.

3. Студентам за учебный труд

Стипендия положена.

Брат купит много книг себе,

А мне мороженое!

Правильно, молодцы.

Слайд 5

Старуха Шапокляк уже не работала, сидела дома, вела домашнее хозяйство и получала от Государства…. Что?

Дети читают стихи

  1. Дед и бабушка мои

Потрудились от души.

Много лет они старались,

Вот и пенсии дождались.

  1. С пенсии, конечно, дед

Купит вкусненьких конфет.

В гости к ним всегда хожу,

Помогаю, как могу.

 

Правильно.

Слайд 6

Однажды крыса Лариска тоже придумала себе занятие. Она стала выращивать около дома цветы. Цветы были необыкновенной красоты, выросло их очень много. На семейном совете было решено продавать цветы на рынке. От продажи цветов она получала…что?

Правильно. Как вы думаете, больше или меньше станет доход семьи Крокодила Гены, если Лариска будет продавать цветы?

Слайд 7

Все заработанные деньги семьи Крокодила Гены – это доход его семьи. Давайте посчитаем, сколько составляет доход его семьи.

В вопросах дохода мы разобрались, а сейчас мы поиграем, а заодно проверим знаете ли вы секреты прихода и ухода денег. Я буду говорить, а вы должны определить, что это – доход, или расход. Когда доход – показываем «КЛАСС», а когда расход – наоборот (большие пальцы вниз)

Папа и мама получили зарплату (доход)

Бабушка выиграла в лотерею (доход)

Брат потерял кошелек (расход)

Сестра получила стипендию(доход)

Папа заплатил за квартиру(расход)

Сестре подарили деньги на день рождения(доход)

Дедушка получил пенсию(доход)

Брату купили велосипед(расход)

Сестре купили новое платье(расход)

Мама купила продукты(расход)

Вся семья сходила в кинотеатр(расход)

Молодцы ребята, вы хорошо справились с заданием. А сейчас я предлагаю отправиться дальше.

Физ. минутка: «Будем денежки считать»

Один, два, три, четыре, пять (шагаем на месте) 

Будем денежки считать (сжимаем и разжимаем пальцы рук) 

Один и два оплатим дом, (пальцы в кулак, отгибаем мизинец и безымянный) Дом, в котором мы живём.

Третья монетка – одежду купить (отгибаем средний палец)

На четвёртую монетку купим есть и пить (отгибаем указательный палец) 

Ну, а пятую пока (шевелим большим пальцем) Спрячем на донышке кошелька! (спрятать большой палец в кулак, согнув все пальцы)

Остановка «Денежная». На ней мы поговорим о деньгах. Скажите, за что люди получают деньги?

 Для чего нужны деньги?

Правильно, молодцы. Вы все знаете, для чего нужны деньги. А сейчас отгадайте загадку:

Угадай, как это зовется,

Что за деньги продается.

Это не чудесный дар,

А просто–напросто ….

Ребята, скажите мне всё ли на свете можно купить и продать?

Игра «Что продается, что не продается»

Слайд 8 и 9

Вслед за солнышком луна, ярко светит нам она.

Дождик радуга сменяет, это часто так бывает.

Ночью светит нам звезда, в небе плавают облака,

Но скажу я вам одно: все это не купишь ни за что.

Обойди хоть целый свет, этого в продаже нет.

Вот такие чудеса всем нам дарят небес:

Доброту, тепло и ласку, нежность, жизнь и чистый свет.

В-ль: Вы замечательно справились с заданием, отправляемся дальше.

Физ. минутка: 

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали,

Ногами мы потопаем,

Руками мы похлопаем,

Покрутились, повертелись.

Глаза крепко закрываем,

До пяти считаем.

Открываем, поморгаем и работать продолжаем.

Третья остановка называется «Трудовая»

В этой стране живут трудолюбивые люди. И гном Эконом просит, чтобы вы назвали пословицы о труде.

Каков работник, такова ему и плата.

Дело мастера боится.

Маленькое дело лучше большого безделья.

Нелегко деньги нажить, а легко прожить.

Кто любит трудиться, тому есть чем гордиться.

Труд кормит, а лень портит.

Терпенье и труд все перетрут.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Кто не работает, тот не ест.

Кто сидит на печи, тот не ест калачи.

Молодцы, много назвали пословиц. Ребята, а давайте вспомним, какие профессии бывают. А для этого мы поиграем в игру «Загадки».

Игра «Загадки».

Кто учит вас читать, писать, чтоб умными могли вы стать?

Слайд 10

 Кто вам продаст творог, сосиски и «Вискас» для любимой киски?

Слайд 11

¬ Кто прибьет вам каблучок, замочек вставит в сапожок?

Слайд 12

¬ Кто билеты проверяет, безбилетных выгоняет?

Слайд 13

¬ Кто шьет из ткани сарафан для Тани?

Слайд 14

¬ Кто вылечит от всех болезней и знает, что кому полезней?

Слайд 15

¬ Кто границы охраняет и наш сон оберегает?

Слайд 16

¬ Кто учит чисто говорить и звуки все произносить?

Слайд 17

¬ Кто в быстрой ракете летает в космос и видит землю, похожую на глобус?

Слайд 18

Молодцы ребята. Вы отгадали загадки и правильно назвали профессии. Скажите, для чего человеку работать?

Предлагаю поиграть в игру.

Дидактическая игра “Кто лучше расскажет о профессии”

Ребята, рассказать надо по схеме: на экране появится человек определенной профессии. Вам надо назвать профессию, рассказать о том, где работает и что делает человек этой профессии, объяснить, что нужно знать и уметь, чтобы быть хорошим профессионалом. 

Слайд 19 (парикмахер)

     20 (учитель)

                                            21 (строитель)

22(педиатр)

23(визажист, косметолог)

24(стоматолог)

Например: это парикмахер. Он работает в парикмахерской. Парикмахер подстригает людей и делает им красивые модные прически. Для работы ему нужны: ножницы, расчески, фен, бигуди, духи. (Это врач. Он работает в больнице. Врач осматривает больных, лечит их. Для работы ему нужны халат, градусник, лекарства.

Это учитель. Он работает в школе. Учитель учит детей. Для работы ему нужны доска, мел, учебники, рабочие тетради.

Это строитель. Он работает на стройке. Строитель строит здания. Для работы ему нужны кирпичи, бетон, цемент, лопаты, краска.) и т.д.

Слайд 25

Гном: Молодцы, славно потрудились. Все загадки отгадали, задачи решили, со всеми заданиями справились. Я приготовил вам подарки - вкусные монеты.

 Пора нам возвращаться в детский сад. Для этого надо закрыть глаза и произнести:

«1. 2, 3, 4, 5 -возвратимся в детский сад опять.»

3.Заключительная часть.

Ребята, вам понравилось наше занятие? Что больше всего понравилось? Что мы нового узнали?

Дети обмениваются объятиями и улыбками

Ответы детей

Дети выполняют движения по тексту

это все деньги, которые заработали все члены семьи.

Товары первой необходимости(еда, одежда), коммунальные услуги, товары длительного пользования(холодильник, телевизор….)

Крокодил Гена получал зарплату.

папа, мама, бабушка…

за выполненную работу

Чебурашке за учебу платили стипендию

Старуха Шапокляк получает пенсию

продавая цветы, старуха Шапокляк получала деньги

доход будет больше.

дети считают до 10

 дети выполняют движения по тексту.

Дети выполняют движения по тексту

люди получают деньги за свой труд.

купить продукты, заплатить за квартиру, заплатить за лечение, заплатить за детский сад, сходить в кинотеатр, сходить в кафе, оплачивать проезд в транспорте

товар

Нет.

Дети выполняют задание

дети выполняют движения по тексту.

Дети называют пословицы

Дети отгадывают загадки

Что бы зарабатывать деньги

Дети выполняют задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект комплексного занятия "Животные жарких и холодных стран" для детей подготовительной к школе группы

Это занятие направлено на творчество детей  и свободу  выбора техники  исполнения....

Конспект подгруппового логопедического занятия по теме "Животные Севера и Жарких стран" для детей подготовительной к школе группы с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи

Данный конспект позволить педагогу провести с детьми подготовительного к школе возраста увлекательное и познавательное занятие по теме "Животные Севера и Жарких стран". Занятие направлено на развитие ...

Конспект итоговой интегрированной НОД «Путешествие в страну Знаний» в подготовительной к школе группе

Цель:Ø Обобщение  знаний, полученных  в течение года.Задачи интегрируемых образовательных областей.Приоритетная образовательная область: «Познавательное развитие»Интеграция образовательных о...

Конспект ООД «Путешествие по стране «Математика» в подготовительной к школе группе.

Формирование навыков счета. Развитие логического мышления, внимания при решении задач в стихотворной форме....

Конспект НОД «В стране растений» в подготовительной к школе группе с использованием ТРИЗ

Образовательная область «Познавательное развитие», раздел «Развитие кругозора и познавательно-исследовательской деятельности в природе. Ребенок открывает мир природы»Интеграция образовательных областе...