Доклад на педсовет: Влияние дидактических игр на экономическое развитие дошкольников
консультация по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Красноперова Анастасия Алексеевна

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Ведь финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с ранних лет его жизни.

 

Финансовая грамотность – это психологическое качество человека, показывающее степень его осведомленности в финансовых вопросах, умение зарабатывать и управлять деньгами.

Человек, который уверен в своем будущем, чувствует себя гораздо лучше. И поэтому наши дети достойны того, чтобы быть в курсе, как правильно пользоваться средствами, которые они будут зарабатывать во взрослой самостоятельной жизни!

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Влияние дидактических игр на экономическое развитие дошкольников

1. ОСТОРОЖНО! ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ!

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Ведь финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с ранних лет его жизни.

Финансовая грамотность – это психологическое качество человека, показывающее степень его осведомленности в финансовых вопросах, умение зарабатывать и управлять деньгами.

Человек, который уверен в своем будущем, чувствует себя гораздо лучше. И поэтому наши дети достойны того, чтобы быть в курсе, как правильно пользоваться средствами, которые они будут зарабатывать во взрослой самостоятельной жизни!

Дети, так или иначе, рано включаются экономическую жизнь семьи: сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле-продаже, овладевая таким образом первичными экономическими знаниями, пока еще на житейском уровне.

Важно отметить, что основным источником формирования экономического развития детей является финансовое поведение родителей.

Но, не для кого не секрет, что в России очень низкий процент информированности населения: какие права имеет потребитель финансовых услуг и как их защищать в случае нарушений. Поэтому современному педагогу дошкольного образования важно осознать, что формирование финансовой грамотности у детей – это жизненонеобходимые знания, умения и навыки для нынешнего поколения, ведь грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают.

С детства детям нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе и финансовой, это поможет им в будущем никогда не влезать в долги, держать себя в рамках и аккуратно вести свой бюджет.


2. ИГРА - ГЛАВНЫЙ ПОМОЩНИК ПЕДАГОГА

Среди психологов, педагогов не существует единого взгляда на стандарты обучения финансовой грамотности.

Большинство из них считают, что обучение финансовой грамотности целесообразно начинать в раннем возрасте на начальных ступенях образовательной системы.

Одна из ведущих специалистов Джолайн Годфри, занимающихся в США финансовым воспитанием детей отметила, что процесс социального, эмоционального развития ребенка в возрасте от 5 до 7 лет главные детские помощники в изучении мира — это любопытство и любознательность, неусидчивость, неумение сконцентрировать внимание при этом — огромные запасы энергии. Ещё нет понимания, что в этом мире справедливо, а что — нет. Как раз в этом возрасте необходимо начать учить, как вести счет деньгам, пониманию ценности и назначению денег. Формировать умение отличать желания от потребностей.

Здесь все мы хотим для своих детей самого лучшего, но нужно помнить o том, что выполнение любого каприза ребенка, любой ценный подарок просто так не даст нашим детям правильного понимания, как относиться к деньгам, и как с ними обращаться. Безусловно, задача педагога объяснить ребенку, что для того, чтобы заиметь то, что хочется нужно потрудиться и заработать на это деньги.

Дети должны знать обо всех банковских продуктах, которые появляются на рынке. Например, что такое кредитная карта. Сейчас это очень распространенное явление. Наши дети видят, как просто, достав пластиковую карту легко совершать покупки. Как правило, они не в курсе, к каким тяжким последствиям может привести бесконтрольное пользование кредитными картами.

Дети должны знать, что жить надо по средствам, тратить надо меньше, чем зарабатывается. Понятно, что счастье за деньги не купишь, но детям не лишним будет знать, что достаточное количество финансовых ресурсов открывают перед ними большие возможности.

Конечно, главным помощником для педагога в экономическом развитии детей дошкольного возраста становится игра. Именно через игру ребенок осваивает и познает мир. Обучение, осуществляемое с помощью игры, естественно для дошкольника.

Необходимость использования дидактической игры, как средства обучения детей в дошкольный период, определяется рядом причин:

1. Игровая деятельность как ведущая в дошкольном детстве еще не потеряла своего значения;

2. Освоение учебной деятельностью, включение в нее детей идет медленно (многие дети вообще не знают, что такое «учиться»);

3. Имеются возрастные особенности детей, связанные с недостаточной устойчивостью и произвольностью внимания, преимущественно непроизвольным развитием памяти, преобладанием наглядно-образного типа мышления.

4. Недостаточно сформирована познавательная мотивация. Дидактическая игра во многом способствует преодолению трудностей.

В качестве средства формирования основ экономической культуры мы использовали дидактические игры. Главной особенностью дидактических игр является то, что задания предлагаются детям в игровой форме. Они играют, не подозревая, что осваивают знания, овладевают умениями и навыками, учатся культуре общения и поведения. Все дидактические игры включают в себя познавательное и воспитательное содержание, что позволяет интегративно решать задачи по формированию у старших дошкольников основ экономических знаний.

В дидактических играх стараюсь моделировать реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции и др. Соединение учебно-игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных экономических знаний.

В игре, стараясь усложнять содержания интеллектуальных задач (заданий), ребёнок лучше усваивает полученные знания. Усложнение носит качественный характер и требует создания проблемно-игровых, проблемно-практических, проблемно-познавательных ситуаций, позволяющих обнаружить глубину понимания детьми тех или иных экономических понятий. Постепенное усложнение игровых задач поддерживает детскую деятельность в «зоне ближайшего развития». Овладение экономическими знаниями в привлекательной для ребенка игровой роли позитивно сказывается и на качестве их усвоения.

В процессе дидактической игры устанавливается адекватная возрасту ситуация общения. Речевое общение протекает в форме диалога. Педагог формулирует четкие, экономически грамотные вопросы, а дети учатся ясно высказывать свои предположения. Развивается речь объяснительная и речь-доказательство.

Процесс общения детей друг с другом и со взрослым в совместной игровой деятельности сопровождается положительными эмоциями, что стимулирует их познавательную активность, способствует развитию мышления. Соединение учебно-игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных экономических знаний. В процессе познавательной деятельности дидактические игры включались в содержание занятий и проводились вне их.

Вывод: Дидактические игры являются эффективным средством формирования основ экономической культуры у детей старшего дошкольного возраста. Именно  формирование экономического сознания приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, позволяет приобрести качества, присущие настоящему хозяину, умеющему управлять собственными денежными ресурсами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

выступление на педсовете «Влияние театрализованной деятельности на речевое развитие дошкольников»

применение театрализованной деятельности в детском саду для речевого развития дошкольников...

презентация к выступлению на педсовете «Влияние театрализованной деятельности на речевое развитие дошкольников»

повышение компетентности педагогов в применении театрализованной деятельности в детском саду...

Влияние дидактических игр на экономическое развитие дошкольников

Влияние дидактических игр на экономическое развитие дошкольников...

Консультация для педагогов ДОУ "Влияние дидактических игр на экономическое развитие дошкольников"

В статье говорится о важности обучения дошкольников основам финансовой грамотности. Приведены примеры методов и приемов по знакомству детей с миром финансов....

Влияние дидактических игр на экономическое развитие ребенка

АктуальностьВ настоящее время финансовое образование дошкольников является новым направлением в дошкольной педагогике. Связано это с тем, что финансовая грамотность выступает как глобальная социальная...

Влияние дидактических игр на экономическое развитие дошкольников

Дидактические игры являются эффективным средством формирования основ экономической культуры у детей старшего дошкольного возраста. Именно формирование экономического...