проектная деятельность по экономике "Юный экономист"
проект по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Елена Сергеевна Харитонова

Проект «Юный экономист» строится на организации игровых ситуаций, в которых дети познают новые для себя основные экономические закономерности; узнают, что  все товары и услуги создаются трудом взрослого человека, что деньги получают за работу, и что на заработанные деньги можно покупать товар.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_deyatelnost_yunyy_ekonomist.docx350.88 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад № 29  г. Кузнецка

Проектная деятельность в ДОУ

На тему «Юный экономист»

Воспитатели: Харитонова Е.С.

Дубравина И.В.

г. Кузнецк

2020-2021 год


Содержание

Паспорт проекта________________________________________________

3

Актуальность проекта___________________________________________

3

Направления работы по проекту___________________________________

3

Цели и задачи проекта___________________________________________

3

Наиболее важные задачи_________________________________________

4

Проектная идея_________________________________________________

4

Ожидаемый результат___________________________________________

4

Предполагаемые итоги реализации педагогического проекта_________

5

Способы оценки________________________________________________

6

Основные формы реализации проекта______________________________

6

Формы обучения экономическим понятиям_________________________

6

Приемы и средства обучения_____________________________________

6

Работа с родителями по проекту___________________________________

7

Этапы и сроки проведения проекта________________________________

7

Перспективный план работы по проекту____________________________

7

Список литературы______________________________________________

12

Приложение____________________________________________________

13

 


Паспорт проекта:

Наименование проекта:

«Экономика для малышей»

Руководитель проекта:

Харитонова Е.С.

Продолжительность проекта:

долгосрочный

Дата начала:

01.09.2020г.

Дата завершения:

30.08.2020г.

Тип проекта:

Информационно- игровой

Участники проекта:

Воспитатели группы, родители, дети.

Возраст детей:

5-6 лет

Актуальность проекта:

Современная жизнь диктует новые требования  к содержанию воспитания детей. Так, одним из новых направлений можно выделить -  знакомство детей с экономикой, «искусством ведения домашнего хозяйства». Семья – эта первая ячейка  реальной экономической среды, в которой живет  и развивается сам ребенок. Повседневный труд взрослых, их доходы и расходы. Дети поневоле включены в эти реальные жизненные ситуации и  постоянно копируют их в своих ролевых играх.

 Проект «Юный экономист» строится на организации игровых ситуаций, в которых дети познают новые для себя основные экономические закономерности; узнают, что  все товары и услуги создаются трудом взрослого человека, что деньги получают за работу, и что на заработанные деньги можно покупать товар. В проекте объединяются два аспекта – условный (игровой) и реальный, в котором дети совместно со взрослыми получают практически значимый результат. Проект «Юный экономист» является универсальным, поскольку в нем объединяются практически все виды деятельности.

Направления работы по проекту:

  • Социально-нравственное воспитание (воспитание трудолюбия, уважения к труду, интереса к профессиям).
  • Формирование элементарных экономических знаний.
  • Развитие трудовых навыков (бытовой труд, пользование бытовыми приборами, кулинария, сферой обслуживания и пр.).

Цель и задачи данного проекта:

  • Трудовое и социально-нравственное воспитание
  • Развитие экономического мышления
  • Формирование трудовых и коммуникативных навыков у детей в процессе совместной трудовой деятельности со взрослыми.

Наиболее важные задачи:

  • Сформировать у детей элементарные знания об экономике, познакомить  их  с наиболее доступными понятиями: товар, цена, чек, деньги, семейный бюджет, доход, пенсия, зарплата, рубли, расход  и пр.
  • Формировать экономическое мышление.
  • Познакомить детей с профессиями, связанными с экономикой и бизнесом.
  • Прививать детям навыки и привычки культурного поведения, научить пользоваться электроприборами, воспитать качества хорошего хозяина: бережливость, экономность, аккуратность, организованность.
  • Научить детей самостоятельно решать познавательные, практические проблемы, используя для этого разнообразные средства.
  • Пробуждать здоровый интерес к деньгам.
  • Учить ценить и воспринимать окружающий мир, как результат человеческого труда.
  • Раскрыть сущность понятия «доход» (заработная плата, пенсия).
  • Познакомить детей с ведением хозяйства.
  • Познакомить с денежными знаками (монета, купюра) России и других стран;
  • Сформировать на доступном уровне согласно возрастным особенностям детей взаимосвязь таких понятий как «труд- продукт – деньги» и то, что цена продукта прямо зависит от качества.

Проектная идея: 

создать в группе условия для реализации данного проекта – зона тепличного хозяйства, зона сюжетно ролевой деятельности, зона – «знакомство с электрическими приборами», зона – магазин, кафе, тепличное хозяйство, зона «Мастерской сувениров».

 Ожидаемый результат:

  1. Формирование экономического мышления.
  2. Формирование знаний об экономике.
  3. Формирование представлений о рыночных отношениях.
  4. Формирование представлений о семейном бюджете.

Предполагаемые итоги реализации педагогического проекта:

Ребёнок 

  • улучшение эмоционально-психологического состояния;
  • сформированное позитивное отношение к миру, сверстникам и взрослым; развитые коммуникативные умения и речевая активность;
  • развитие детского воображения, мышления, познавательных способностей;
  • развитие умения наблюдать, находить причинно-следственные связи, анализировать, сравнивать, делать умозаключения;
  • способность легко адаптироваться в новой среде и успешно усваивать программу школьного обучения.

Родитель

  • повышение активности и интереса к совместной, с образовательным учреждением  деятельности по формированию у дошкольников элементарных экономических представлений в современном мире.
  •  повышение уровня знаний по теме проекта.
  • формирование у детей устойчивых знаний;
  • развитие коммуникативного ребенка.

Педагог

  • понимание сущности и социальной значимости своей профессии, проявление  к ней устойчивого интереса;
  • организация свей собственной деятельности, определение методов решения профессиональных задач, оценивание их эффективности и качества;
  • способность оценить риск и принять решение в нестандартных ситуациях;  осуществление поиска, анализа и оценки информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;
  • использование информационно – коммуникационных технологий для совершенствования профессиональной деятельности;
  • самостоятельное определение задач профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации;
  • осуществление профессиональной деятельности в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий;
  • участие в исследовательской и проектной деятельности в области дошкольного образования;
  • составление методических материалов на основе примерных, с учетом особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников.  

Способы оценки

 Наблюдения, беседы, анализ продуктов творчества детей.

Основные формы реализации проекта: 

  • Беседы
  • Дидактические игры
  • Сюжетно- ролевые игры
  • Конкурсы
  • Просмотр презентаций по экономическим темам
  • Трудовая деятельность детей  в «Огороде на окошке» по выращиванию садово-огородных культур
  • Трудовая деятельность по изготовлению сувениров в новой сюжетно ролевой игре «Мастерская сувениров»
  • Работа с родителями

 

Формы обучения экономическим понятиям

  • Самостоятельные игры детей – сюжетно – ролевые, дидактические.
  • Комплексные тематические занятия.
  • Просмотр и обсуждения презентаций по экономическим темам.
  • Труд в природе (в группе, на участке, в огороде, дома).
  • Развлечения и вечера досуга (конкурсы, вечера отдыха).
  • Инсценировка «Экономических» ситуаций.

Приемы и средства обучения

  • Чтение художественной литературы с экономическим содержанием (рассказы, народный фольклор, пословицы, поговорки, сказки).
  • Практические методы – выращивание овощей, зелени.
  • Беседы с людьми – представителями разных профессий.
  • Экскурсии в магазины – наблюдения за работой продавцов, кассиров, покупателей.
  • Сюжетно – ролевые игры (в семью, в магазин, кафе, фабрику сувениров, ярмарку  и пр.).
  • Дидактические игры.

Работа с родителями по проекту

  • Информировать о задачах и содержании экономического воспитания детей.
  • Предложить участвовать в работе по экономическому воспитанию детей в детском саду (праздники, ярмарки, конкурсы).
  • Организовать семейный клуб в целях обеспечения сотрудничества детского сада и семьи.
  • Провести анкетирование с родителями

Этапы и сроки проведения проекта.

Этапы проекта

Сроки реализации

Подготовительный

сентябрь 2020 год

Основной

октябрь 2020 год – июль 2021 года

Заключительный

август 2021 год

Перспективный план работы по проекту

Месяц

Проводимая работа.

  • Сентябрь2020г.
  • Изучение методической литературы по теме.
  • Формулировка проблемы.
  • Планирование работы по реализации педагогического проекта.
  • Создание условий для внедрения программы.
  • Ознакомление родителей с задачами и планом реализации педагогического проекта.
  • Создание уголка экономического развития в группе.
  • Октябрь 2020г.

ПОТРЕБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА.

Беседа с детьми: «Что такое семья?»

                              «Кем работают ваши родители?»

Целевая прогулка в детскую поликлинику.

Дидактическая игра: «Какие бывают магазины?»

НОД: «Как стать Неболейкой»

Дидактическая игра: «Узнай, какая это профессия?»

                                     «Игра по картинкам»

Сюжетно ролевая игра: «Больница ».

Чтение художественной литературы: « Девочка чумазая» А.Барто.

Анкетирование родителей: «Нужна ли детям экономика»

Ноябрь 2020г.

УСЛУГИ.

НОД: «Профессии вокруг нас»

Экскурсия на кухню.

Беседа с детьми: «О чем мечтаешь?»,

                              «Кем ты хочешь быть?»

                              «Что такое семейный бюджет?»

                              «Что значит экономить?»

Сюжетно ролевая игра:  «Семья »

Дидактическая игра: «Кому, что нужно для работы?»

                                     «Бюджет семьи».

Просмотр ЛэпБука:  модель «Семейного бюджета»

Ручной труд: «Ремонтируем книги»

Дидактическая игра: «Что? Где? Когда?»

                                     «Отгадай магазин по вывеске»

Чтение художественной литературы: «Приключения Буратино»

Изготовление книжки самоделки «Мои мечты»

Декабрь 2020г.

ПОТРЕБНОСТИ ЖИВОТНЫХ.

Рассматривание иллюстраций из серии «Дикие животные»

НОД: (игра-путешествие)

«Игрушечный зайчик в гостях у живых зайцев в лесу».

Беседа с детьми: «Животные моего края»

Дидактическая игра: «Зоопарк»,

                                       «Зоологическое лото»

Сюжетно ролевая игра: «Зоопарк»

Чтение художественной литературы:

 «300 вопросов о животных»

Рисование на тему: «Моё любимое животное»

Январь 2021г.

ПОТРЕБНОСТИ РАСТЕНИЙ.

НОД: «Сравнение живой ели и искусственной ёлки».

Экспериментальная деятельность: «Потребности комнатных растений» (тепло, свет, вода)

Беседа с детьми:   «Растения вокруг нас»

Экскурсия на зимний огород.

Дидактические игры: «Детки, с чьей вы ветки?»,

                                     «Я садовником родился..».

Морфологическая таблица: «Потребности растений».

Чтение художественной литературы: «Детям обо всем на свете», В. Бианки «Лесная газета».

Организация мини-огорода в уголке природы.

Ухаживание за огородом на окне.

Рисование: «Березка».

Викторина с родителями: «Любители природы».

Февраль 2021г.

РЕСУРСЫ.

НОД: «Что из чего сделано?»

Экспериментальная деятельность с предметами и материалами.

Беседа с детьми:   «Кому спасибо говорим?»

«Как мы можем экономить семейный бюджет?»

Сюжетно ролевая игра:  «Магазин игрушек».

Дидактическая игра:    «Найди такой же»,

                                        «Что из чего сделано?»,

                                        «Чудесный мешочек».

Чтение художественной литературы:
                С. Маршак: «Откуда стол пришел?»,

                                      «Сказки, добытые из-под земли».

Рисование «Деревянная лошадка».

Март 2021г.

ПРОИЗВОДИТЕЛИ.

НОД: «Кто построил этот дом?»

Беседа с детьми:  «Строительные профессии»

Составление рассказов по серии картинок: «Строим дом».

Сюжетно ролевая игра: «Стройка », «Мы - шоферы».

Дидактическая игра:  «Кому, что  нужно для работы?»

                                «Распредели предметы по профессиям»

                                «Отгадай, о какой профессии я говорю!»

Чтение художественной литературы:

                                       Баруздин «Кто построил этот дом?»

                                       Е. Пермяк «Для чего руки нужны?»

Развлечение: «Кем быть?»

Апрель 2021г.

КАПИТАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ.

НОД: «Кому спасибо говорим?»

Экскурсия на прачечную.

Беседа с детьми:  «Наши помощники»

Сюжетно ролевая игра: «Семья».

Дидактическая игра:  «Домашние помощники».

Чтение художественной литературы: загадки о бытовой технике.

Организация выставки поделок из природного материала.

Май 2021г.

1. Осуществить анализ работы по проекту.

 2. Организовать выставку пособий по теме проекта для педагогов детского сада.

 3. Выступить с отчетом по результатам работы на педагогическом совете.

 4. Провести совместно с родителями следующие мероприятия: «Ярмарка», «Аукцион детских работ».

 5. Показательное занятие для воспитателей детского сада «Семейный бюджет».

6. Провести мониторинг образовательного процесса.

7. Продолжить работу по экономическому образованию дошкольников.

КАПИТАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ.

НОД: «Супермаркет»

Беседа с детьми:   «Что такое товар?», «Что означает спрос?».

Целевая прогулка к магазину «Пятерочка».

Сюжетно ролевая игра:  «Супермаркет».

Обыгрывание ситуации: «В магазине».
Дидактическая игра:

«Купи игрушку, состоящую из тех же геометрических              фигурок»,

«С какой полки упало?»

Просмотр презентации: «Какие  бывают деньги»

Чтение художественной литературы:

Б. Житков «Что я видел?».

Продуктивная деятельность – изготовление сувениров из макарон для продажи их в сувенирной лавке.

Июнь 2021г.

РЕСУРСЫ.

НОД: «Приготовление салата»

Беседа с детьми: «Полезные и вредные продукты?»

Сюжетно ролевая игра:  «Семья»,  «Овощная лавка».

Дидактическая игра: «Витрина магазина», «Мои покупки»

Просмотр презентации «Как мы можем беречь природу»

Чтение художественной литературы:
Ю. Тувим «Овощи», загадки об овощах.

Рисование натюрморта «Овощи на столе»

Июль 2021г.

Август 2021г.

 Список литературы:

  1. Ефименко, Л. И. Как научить ребенка понимать стоимость денег? [Текст]/ Л. И. Ефименко. // Обруч. – 2001.- №4, с. 24-26
  2. Изгарнива, В. М. Деньги в жизни детей [Текст] // Обруч. – 1999. - №5, с. 14-16
  3. Кнышова, Л. В. Экономика для малышей, или как Миша стал бизнесменом [Текст] / Л. В. Кнышова. - М. Просвещение, 1996. – с. 128
  4. Котюсова И.М., Лукьянова Р.С. Экономика в сказках и играх. Пособие для воспитателей. Н.Новгород, 1994.
  5. Курак Е.А. Экономическое воспитание дошкольников. М., 2002.
  6. Маркова, Т. А. Воспитателю о детской игре [Текст]/ Т. А. Маркова. – М. Педагогика-Пресс, 1998. – с. 163
  7. Меньшиков, О. И. Экономика детей, большим и маленьким: практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ [Текст]/ О. И. Меньшиков. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005. – с. 127
  8. Рыжова, Н. А. Играем в рекламу [Текст]/ Н. А. Рыжова // Обруч. - 1998. - №3.- с. 26-29
  9. Смоленцева А.А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием. М., 1993.
  10.  Смоленцева А.А., Моисеева М.А. Экономическое воспитание дошкольника. Методические рекомендации. Н.Новгород, 1999.
  11.  Смоленцева А.А., Суворова О.В. Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей. Н.Новгород, 1999.
  12. Сорокина, А. И. Дидактические игры в детском саду [Текст]/ А. И. Сорокина. – М. Просвещение, 1998 – с. 113
  13. Табулова, Л. П. Страна детства [Текст] / Л. П. Табулова. – М. Просвещение, 1974.- с. 95
  14. Успенский, Э. Бизнес Крокодила Гены [Текст] / Э. Успенский. – М. : Владос, 2000. – с. 125
  15. Шатова, А. Д. Дошкольник и. экономика [Текст] / А. Д. Шатова. Программа. – М. Просвещение, 2005. – 112с.
  16. Шатова А.Д. Нужно ли и зачем дошкольнику экономическое воспитание? Журнал «Дошкольное воспитание». 1989. №1, №4, №8. 1990, №12.
  17.  Шатова А.Д., Иванкова Р.А. Формирование экономических знаний у дошкольников в игре. М., 1996.

Приложение:

Анкета для родителей

 Обсуждаете ли Вы со своим ребенком бюджет семьи?

 Рассказываете ли Вы своему ребенку о своей работе?

 Даете ли Вы своему ребенку карманные деньги?

 Кем по профессии Вы видите своего ребенка?

 В каких формах Вы могли бы сотрудничать с детским садом по проекту «Школа маленького предпринимателя»?

Игра – занятие «Угадай, какая это профессия?»

Цель: уточнить знания детей о профессиях. Расширить представления детей об особенностях, связанных с работой в рекламном агентстве.

Материал: карточки – картинки с изображением людей разных профессий. Реклама различных товаров.

Ход игры:

 Воспитатель описывает профессии рекламного агентства, художника – оформителя. Но не называет их. Дети отгадывают.

Вопросы:

 Кто заказывает рекламу, оценивает ее выполнение, расплачивается с агентом за рекламу?

 Кто собирает информацию, предлагает рекламировать продукцию? (рекламный агент)

 Кто оформляет рекламу, учитывая пожелания заказчика?

Игры с карточками.

1.Игра с карточками, на которых изображены: детский сад, банк, школа, магазин, рекламное агентство, больница.

 Вопросы детям: чем занимаются люди, работающие в (указывается место)

2.Дети рассматривают мини-рекламы, которые изготовили сами: весёлый  Зайка рекламирует овощи, Белочка –своё  любимое лакомство- орешки, Волк- грибы.

Вопросы:

 Кому из зверей нравится рекламировать товар? Почему?

 Можно ли сказать. Что все звери довольны своей работой? Почему?

 Дети высказывают свое мнение, доказывая правильность своего выбора. Все приходят к выводу, что реклама должна быть привлекательной, краткой, понятной, выделять самое лучшее в товаре. Тот, кто его рекламирует, должен быть веселым, улыбающимся, красивым.

3.Дети рассматривают карточки, на которых нарисованы банк, рекламное агентство, магазин «Цветы», магазин «Одежда», библиотека.

Вопросы:

 Куда войти для того, чтобы:  – заказать рекламу?

 - взять деньги в долг?

 - купить цветы?

 - взять для чтения книгу?

Домашнее задание:

Придумать вместе с родителями рекламу своей любимой игрушки, книги, конфет и т. д.

Вечер досуга «Аукцион»

Цель: раскрыть детям особенности продажи товаров на Аукционе,

 развивать желание играть в игры с математическим и экономическим содержанием.

Группа оформлена в виде театра: красивый занавес с персонажами, у стены стоит барабан для игры «Что? Где? Когда?», на кубиках сидят красивые игрушки (поделки) –лоты.

Ведущий: здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые гости.

 Мы сегодня – участники аукциона. Этот аукцион будет проходить

 В театре Карабаса - Барабаса. А вот и хозяин театра вместе с Буратино.

 Карабас: Здравствуйте, дорогие зрители!

Посмотреть наш театр не хотите ли?

В нашем театре много забав,

Хотите песню, хотите пляс!

 Буратино: Наши артисты все знаменитые,

Все популярные, все именитые.

И будут рады они для вас

Петь, танцевать здесь хоть целый час!

 Ведущий: Сегодня в нашем театре аукцион.

 А что такое аукцион?

 Обратимся к нашим участникам (ответы детей)

 У кого есть деньги, тот может принять участие в

 нашем аукционе. На аукцион выставляются

 красивые игрушки.

 Карабас: У меня денег целый мешок, что захочу, то и куплю!

 Буратино: А меня, как вы помните, 5 золотых. А у вас, ребята, деньги есть?

 Дети: Есть!

 Ведущий: Дети, как можно заработать деньги?

 Я предлагаю заработать деньги в игре «Что? Где? Когда?»

 Ведь вы настоящие знатоки и любители экономики.

Игра «Что? Где? Когда?»

 Все ли можно купить и продать?

 Почему все люди должны трудиться?

 Всегда ли были товары?

 Почему люди должны покупать и продавать товары?

Дети отвечают на вопросы и получают заработанные деньги.

На аукционе продаются три – четыре игрушки.

 Называется стартовая цена лотов.

 Происходит распродажа игрушек.

Карабас: дорогие друзья, в нашем театре антракт. Кто не успел приобрести товар сейчас, тот может сделать это после антракта.

Чтение сказки С. Маршака «Кошкин дом»

Чтение сказки С. Маршака «Кошкин дом»

Вопросы по сказке:

Какую нужду испытывали котята?

Как  могла помочь  тетя Кошка своим племянникам котятам?

Какие золотые правила нарушила тетя Кошка, когда отказала котятам в приюте? Использование пословиц: «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда» и т.д.

     

Чтение отрывка из сказки Э.Успенского «Бизнес крокодила Гены».

Чтение детям отрывка из сказки Э.Успенского «Бизнес крокодила Гены».

Задание по отрывку:

Определить  семейный доход  крокодила Гены.

Как можно увеличить семейный  доход ?

Какие составные части есть у дохода?

Домашнее задание:

Составить модель семейного бюджета своей семьи.

Резульат:

Просмотр презентации о семейном бюджете и его составных частях.

Чтение русской народной  сказки «Морозко»

Чтение русской народной  сказки «Морозко».

Вопросы по сказке:

Как работала старикова дочь на Морозко?

Как работала мачехина дочь на Морозко?

Почему старикова дочь возвратилась с прибылью, а мачехина дочь – с убытком?

 Прочтение сказки заставляет задуматься над таким свойством, как трудолюбие, без развития которого ни одна человеческая жизнь не может быть полноценной; высказывать осуждение трудовой нерадивости Ленивицы; поразмышлять, к чему могут привести лень и недобросовестность.

Пословицы и поговорки экономического содержания

Многие пословицы и поговорки в обобщённой форме содержат идеи экономической целесообразности, нравственных ценностей, отношения к труду:

 Каков работник, такова ему и плата.

 Не в деньгах счастье.

 Не с богатством жить, а с человеком.

 Скупой платит дважды.

 Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

 Одной рукой и узла не завяжешь.

 Без работы день годом станет.

Загадки о бытовой технике.

Идет пароход то взад то вперед,

А за ним такая гладь, ни морщинки не видать. (Утюг).

От работы вас избавлю,

Ни пылинки не оставлю. (Пылесос).

 Он охотно пыль глотает, не болеет, не чихает. (Пылесос).

 В нашей кухне круглый год дед Мороз в шкафу живет. (Холодильник).

Решение экономических задачек.

Цель: повысить интерес детей к экономическим знаниям, учит видеть за названиями и терминами жизнь.

Задачки:

1.Хозяйка надоила 10 литров молока. 2 литра она отдала теленку- напоила его молоком. Сколько литров молока осталось для продажи?

2.Пасечник собрал 8 кг меда и весь продал на базаре. Сколько кг меда осталось пчелкам?

Вопросы по задачам:

  • Почему хозяйка не продала все 10 литров молока?
  •  Почему пчелы заболели и погибли?
  • Как нужно было поступить пасечнику?

 Содержание задач становится предметом разговора о гуманном отношении к природе, заботе человека о всяком живом существе. Дети проявляют любознательность, стремление глубже познать явления природы.


Конспект занятия «Уроки Гнома Эконома»

Цель:

- формировать экономическое сознание;

- развивать наблюдательность, пополнять активный словарный запас детей за счет следующих слов: деньги, семейный бюджет, пенсия, зарплата, рубли.

- познакомить детей с некоторыми составляющими семейного бюджета: пенсия, зарплата;

- пробуждать здоровый интерес к деньгам;

-воспитывать уважительное отношение к людям, зарабатывающим деньги, а так же  бережное отношение к природе, желание экономно относиться к природным ресурсам и  охранять окружающую среду.

Материал: бумбокс с музыкальным сопровождением, презентация «Семейный бюджет», предметные картинки с изображением товаров и магазинов,  цветные карандаши, карточки с заданиями для каждого ребёнка, поощрительные призы для детей.

Предварительная работа:

-  дети знакомились с живой и неживой природой, учились  правильно с ней взаимодействовать;

- в игровой деятельности использовались сюжетно – дидактические игры «Маленькие покупки», «Магазин»;

- рассматривали модель семейного бюджета;

- использовали дидактические игры «Вкусно и полезно», «Бюджет моей семьи», «Товарный склад».

- проводились беседы на тему классификаций магазинов по товарам, продаваемым в них.

Ход:

Воспитатель: Здравствуйте, ребята!

Дети: здравствуйте!

Воспитатель: К нам в гости спешит гном Эконом, который расскажет вам много интересного.

Дети сидят на коврике, под музыкальное сопровождение заходит  Гном.

 Гном: Здравствуйте ребята я гном Эконом и живу я в лесу. Ребята, а вы хотите послушать, почему меня так называют?

Дети: Да! Очень хотим!

Гном:  Ну,  усаживайтесь удобнее и приготовьтесь слушать и смотреть. Жил был в лесу Гном по прозвищу Эконом , вместе со мной живет моя жена, Гномела, а еще с нами живут Гном - дедушка и Гномела - бабушка.. А прозвали меня так, потому что, я очень  много работал, копил, экономил лесные деньги. На заработанные и сэкономленные деньги я построил в лесу сеть своих магазинов  и продолжил в них работать и зарабатывать. Моя жена Гномелла работает  врачом, лечит гномов  и за свой труд мы получаем…….Эх, забыл, как же это называется. Вот ваши родители тоже ходят каждый день на работу и получают там…

Дети: Зарплату.

Воспитатель: Правильно, зарплату. Дети, а вы знаете, что означает слово ЗАРПЛАТА?

Дети: Это оплата труда.

Воспитатель: Правильно, зарплата- это заработанная плата за какую то работу или труд.

Гном: Правильно,  Я получаю зарплату за работу в магазинах, а Гномела за то что лечит лесных жителей, а еще с нами живут Гном - дедушка и Гномела - бабушка. Они уже старенькие и не работают, но тоже что-то получают… А вот что, опять забыл, не подскажите?

Дети: Пенсию!

Воспитатель: Правильно, какие вы молодцы! Пенсия это деньги, которые платят пожилым людям, проработавшим много лет. А вот все деньги, которые заработали Гном -  Эконом,  его жена Гномела, дедушка - Гном и бабушка - Гномела, называется  семейный бюджет. Давайте  все вместе скажем хором фразу: семейный бюджет (дети смотрят на модель семейного бюджета, представленного в презентации).

Воспитатель: ребята, а на что тратятся деньги из семейного бюджета?

Дети: на еду, на одежду, и т. Д

Воспитатель: Правильно, давайте посмотрим на схему, представленную на экране.

Дети смотрят картинку из презентации.

Воспитатель: дети, давайте расскажем нашему гостю как мы,  которые не работаем, а посещаем детский сад, можем помочь родителям экономить семейный бюджет - заработанные родителями деньги?

Дети: нужно беречь одежду, обувь, игрушки, мебель….

Гном: Какие вы молодцы так много знаете об экономии семейного бюджета. А вы не хотите мне помочь и поработать помощниками в моих магазинах?

Воспитатель: Ребята, а давайте попробуем помощь Гному -  Эконому! А за то, что мы  будем его помощниками, он нам тоже заплатит, как вы думаете, что?

Дети: Зарплату.

Воспитатель: Молодцы!  Я приглашаю вас начать наше путешествие в страну работающих. Ну что, ребята, готовы  к путешествию?

Дети: Да!

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, как называются деньги, которыми мы пользуемся?

Дети: Да.

Воспитатель: И как же, Аня?

Ответы детей : ……. (должен прозвучать ответ- рубли)

Воспитатель: Молодцы, совершенно верно. Давайте вместе повторим,  как называются деньги, которыми мы пользуемся.

Дети отвечают хором: Рубли.

Воспитатель: Правильно.

Воспитатель: Ой, ребята, а куда складывают заработанные деньги?

Дети: В копилку, кошелёк….

Воспитатель: Молодцы!

Гном: Ну что, ребята, позвольте мне предложить вам первое задание, а заключается оно в том, что вам предстоит поработать экспедиторами, а значит, вам нужно будет рассортировать и отвезти  товары по соответствующим магазинам. Хлебную продукцию мы везём в булочную, бытовую технику – в магазин бытовой техники, моющие средства и товары прочие хозяйственные товары - в хозяйственный магазин, фрукты и овощи – в фруктово-овощной магазин, мебель - в мебельный магазин, предметы одежды в магазин одежды, обувь -в обувной магазин, ну а книги и канцелярские товары – в книжный магазин.

Воспитатель: сейчас каждый из вас получит конверт с товарами, которые вы и должны будете распределить по магазинам.

Дети получают карточки с изображением товаров и распределяют их по соответствующим магазинам, после чего все дружно проверяют, на сколько, правильно они справились с заданием.

Воспитатель: Замечательно. С этим заданием вы справились.

Гном:  Ребята, интересно, как вы думаете, все ли можно купить за деньги?

Ответы детей: Нет!

Воспитатель: А что нельзя купить за деньги?

Дети: ветер, солнце, речку, облака…..

Воспитатель: Молодцы!

Гном:   А сейчас я вам предлагаю поиграть в игру, которая так и называется «Что можно купить, а что нельзя купить за деньги».

Воспитатель: Для этого вам придётся присесть за столы, где я вам раздам листочки с предметами, а вы обведёте на нём красным карандашом все, что нельзя купить в магазинах, а зелёним – всё, что в магазинах продаётся. Хорошо?

Дети: хорошо.

Дети получают карточки с предметами и карандаши и начинают выполнять задание, а затем анализируют правильность выполненного задания.

Гном: как вы дружно и весело играли и помогали мне, вы просто молодцы.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что мы должны бережно относиться, и к тому, что можно купить и к тому чего нельзя. Вот, например, если в лесу грибы рвать, сколько хочешь, топтать их ногами, то грибов просто не станет. А если покупать хлеб, и  не относиться к нему бережно (крошить, не доедать и выбрасывать), то никогда не станешь экономным и не сделаешь накопления, потому что деньги на хлеб будете тратить зря. Запомните это и будьте бережливыми ко всему, что вас окружает.

Вот и  подошло к концу наше путешествие.

А что нового мы узнали из нашего путешествия?

Дети: ……

Воспитатель: молодцы! Ребята, а давайте  расскажем о наших планах на будущее:

1 ребенок:

2 ребенок:

3 ребенок:

С экономикою нас

Начали знакомить.

И как деньги получать

И их же экономить.

Мы доход своей семьи

Вместе подсчитали,

Знаем цену всем вещам

Что нам покупали!

Будем знанья получать,

Денежки накопим,

И вам, детские сады,

В будущем построим!

Гном: Ну, спасибо большое вам, ребята за помощь мне, ну а теперь вот ваша зарплата и подарки от меня.

В конце занятия дети получают призы и угощение от Гнома - Эконома.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Я бы хотела поблагодарить вас за внимательность. Наше путешествие подошло к концу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместная интегрированная организованная деятельностьпо физической культуре "Школа мяча"

Интегрировенное занятие( логопедия+физкультура)История мячаПальчиковые игры с каучуковым мячомИгра речь с движением с теннисным мячом "Быстро догони"Игры-эстафеты с резиновыми мячамиЗагадки о различны...

Образовательная деятельностьпо формированию первичных представлений о малой Родине на тему: «Край, в котором мы живём»

Цель: формирование первичных представлений о малой Родине, о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных праздниках и традициях, многообразии народов Поволжья....

Проектная деятельность "Маленький экономист"

Цель: формировать основы финансовой грамотности у детей дошкольного возраста. Задачи: -сформировать первичные экономические понятия;-научить детей правильному отношению к деньгам, способам их зар...

Образовательная деятельностьпо развитиречи в старшей группе "Осенний альбом"

Речевое развитие детей-дошкольников в условиях современных информационных и предметных дидактических средств согласно ГОС ДО...

Открытое занятие по проектной деятельности "Маленький экономист"

Данная методическая разработка составлена для проведения открытого итогового занятия по проектной деятельности  «Маленький финансист» с дошкольниками старшего возраста.Цель: формирова...