Финансовая грамотность
презентация к уроку по основам финансовой грамотности (старшая группа)
Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике, так как финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с самых ранних лет его жизни. Дети, так или иначе, рано включаются в экономическую жизнь семьи: сталкиваются с многочисленной рекламой, деньгами, ходят с родителями в магазин, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, пока еще на начальном уровне.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 84.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственного бюджетного дошкольного
образовательного учреждения детского сада № 3
общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей Невского района Санкт-Петербурга
Проект
«Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников»
на 2022-2023 учебный год
Старшая группа
Составили: Киселева Ю.С
Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике, так как финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с самых ранних лет его жизни. Дети, так или иначе, рано включаются в экономическую жизнь семьи: сталкиваются с многочисленной рекламой, деньгами, ходят с родителями в магазин, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, пока еще на начальном уровне.
Финансовая грамотность – это способность человека управлять своими доходами и расходами, принимать правильные решения по распределению денежных средств (жить по средствам) и грамотно их приумножать. Другими словами – это знание, позволяющее достичь финансового благополучия и оставаться на этом уровне всю свою жизнь.
К сожалению, финансовой грамотности почти не обучают в детских садах. Нужно понимать, что грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают.
Основанием работы над проектом по формированию основ финансовой грамотности стал Приказ №366 от 17.04.2018 года «Об утверждении перечня пилотных дошкольных образовательных организаций, запланированных к реализации мероприятий по повышению финансовой грамотности воспитанников».
Актуальность.
Экономика всегда была неотъемлемой частью жизни человека. В изменяющихся условиях современного общества жизни непрерывное экономическое образование необходимо начинать именно с дошкольного возраста – когда детьми приобретается первичный опыт в элементарных экономических отношениях. Ребенок - дошкольник не освоит эту область самостоятельно, но, вместе с воспитателями и родителями, путешествуя по этому новому удивительному и увлекательному миру, он приобретает доступные ему знания и поймет, какое место экономика занимает в окружающей его действительности.
Цель: Расширение экономического кругозора дошкольника, представлений о таких экономических качествах, как трудолюбие, бережливость, хозяйственность, экономность.
Задачи
- Создать условия для финансового образования детей старшего дошкольного возраста;
- Повысить профессиональную компетентность педагогов в вопросах финансовой грамотности;
- Повысить экономическую образованность родителей, изучение, обобщение и распространение положительного опыта семейного воспитания, обучение родителей основам экономических знаний через консультации, рекомендации;
- Развивать познавательный интерес детей к вопросам финансовой грамотности и применению этих знаний на практике, развивать способности развернуть игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников; развивать речь, внимание, мыслительные операции, воспитывать любознательность в процессе познавательно игровой деятельности детей
- Воспитывать нравственные качества разумного подхода к своим желаниям, сопоставление их с возможностями бюджета семьи.
Принципы реализации проекта:
- принцип наглядности;
- принцип доступности;
- принцип систематичности и последовательности;
- принцип прочности;
- принцип целенаправленности;
- принцип новизны;
- принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка.
Объект проекта – дети старшего дошкольного возраста
Предмет проекта – финансовая грамотность.
Этапы реализации проекта
Этапы | Содержание |
I этап – подготовительный Сентябрь- октябрь 2022-2023гг | Методическая и организационная подготовка проекта. Диагностика уровня финансовой грамотности детей и родителей. Социальное партнерство с работниками банка. |
II этап – основной (реализация проекта) Ноябрь- апрель 2022-2023гг |
«Как мужик корову продавал»;
«Как мужик корову продавал»;
|
III этап – заключительный Апрель –Май 2022-2023гг |
|
Тип проекта:
Долгосрочный, познавательный, творческий, групповой.
Участники проекта
Дети 5-6 лет, родители, воспитатели
Ожидаемый результат:
- У детей развит познавательный интерес к вопросам финансовой грамотности и применению этих знаний на практике, развиты способности развернуть игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников; развита речь, внимание, мыслительные операции, воспитана любознательность в процессе познавательно игровой деятельности детей
- Воспитаны нравственные качества разумного подхода к своим желаниям, сопоставление их с возможностями бюджета семьи.
Для родителей
- Повышена экономическая образованность родителей в проблеме взаимодействия с детьми по финансовым вопросам;
Для педагогов
- Созданы условия для финансового образования детей старшего дошкольного возраста;
- Повышена профессиональная компетентность педагогов в вопросах финансовой грамотности;
Материалы и оборудование
Оборудование | Методический и демонстрационный материал |
Компьютер, проектор, теле-видео аппаратура | Презентации, обучающие мультсериалы («Уроки тетушки Совы. Азбука денег», «Азбука финансовой грамотности со Смешариками, «Как мужик корову продавал») |
Книги (Н.Носов «Незнайка на Луне», Джанни Родари «Приключение Чипполино», А.Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино», Г.Х.Андерсен «Новое платье короля»). |
Примерное Тематическое планирование
Сроки реализации | Направление деятельности | Содержание деятельности |
Сентябрь | Работа с детьми
| Проведение исследования уровня финансовых знаний и умений |
Октябрь | Работа с родителями
| Проведение опроса осведомленности о методах развития финансовых знаний и умений, о готовности родителей заниматься с детьми |
Октябрь | Работа с педагогами | Выступление на методическом семинаре Консультация «Содержание образования по финансовой грамотности дошкольников» |
Ноябрь | Работа с детьми | Деловая игра для родителей и детей «Азбука финансов» |
Декабрь | Мероприятия по формированию финансовой грамотности | Занятие с детьми «Путешествие в страну Экономград» |
Январь | Мероприятия по формированию финансовой грамотности | Развивающее занятие с детьми «Семейный бюджет и расходы семьи» |
Февраль | Мероприятия по формированию финансовой грамотности | Игровое занятие для детей «Поиск сокровищ пирата Финансиста» |
Март | Мероприятия по формированию финансовой грамотности | Викторина по экономическому воспитанию «Путешествие в денежную страну» |
Апрель | Мероприятия по формированию финансовой грамотности | Квест-игра для детей «Финансовая школа» |
Ноябрь | Работа с родителями | Консультации, рекомендации «Азы финансовой грамотности в семье» |
В течение всего времени реализации проекта | Методика формирования основ финансовой грамотности | Стендовые консультации для родителей |
Методика формирования основ финансовой грамотности | Обобщение опыта работы в семье и ГБДОУ по развитию финансовой грамотности детей | |
В течение всего времени реализации проекта | Работа с педагогами | Выступление на методических семинарах |
Апрель | Работа с детьми | Проведение исследования уровня финансовых знаний и умений выявление динамики и полученных результатов |
Май | Работа с родителями | Собрание с родителями |
Май | Работа с педагогами | Выступление на педагогическом совете |
Заключение
- Подведение итогов, диагностика уровня финансовой грамотности детей, изучение мнения родителей о результативности проекта.
- Создание мини-музея «Монетка»
- Интеллектуальные игры: «КВН, «Что, где, когда?», «Кто хочет стать миллионером?»
- Выступление на заседаниях методического совета ГБДОУ.
- Публикация результатов проекта на сайте ГБДОУ.
- Оформление результатов проекта в виде методических материалов.
- Применение в практике педагогической деятельности
Список литературы:
- Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384) [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154637/
- Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста. Сценарии образовательных событий и занятий для детей и их родителей в ДОО. Сборник методических разработок / Сост. О.А.Блохина, О.В.Терешева – Калининград: КОИРО, 2017.
- Гладкова О.А., Коломийченко Л.В. Актуальность проблемы повышения экономической грамотности детей старшего дошкольного возраста //
«Чтение и обсуждение различных сказок, с целью развивать умение выделять экономическое содержание произведений.
Наименование произведения
Экономическая составляющая содержания
К. И. Чуковского «Телефон», А.С. Пушкина Сказка о рыбаке и рыбке».
Раскрывающая потребности
Народные сказки «Жадная старуха», «Иван – царевич и серый волк», «Как коза избушку построила».
О потребностях и возможностях
Русская народная сказка «Теремок»
потребность в жилище
Русская народная сказка «Лиса и волк»
потребность в пище
Русская народная сказка «Терем – Теремок» «Хаврошечка»
К.И. Чуковский «Федорино горе
К.Д. Ушинский «Петушок и бобовое зёрнышко»
А.С. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде»
«Мужик и медведь»
раскрытие труда
Русская народная сказка «Морозко»
трудолюбие, осуждение лени, поразмышлять, к чему могут привести лень и недобросовестность
К.И. Чуковского «Муха- Цокотуха».
Г.Х. Андерсен «Огниво»
раскрывается понятие «деньги»
Русская народная сказка «Каша из топора»
представления о смекалке, осуждение жадности.
К. И. Чуковского «Федорино горе»
раскрывается понятие «товар»
А. Толстого «Золотой ключик или приключения Буратино»
представление о способах увеличения дохода и другие
Народные сказки: «Лисичка со скалочкой», «Мена», «Выгодное дело»
В. Катаев «Дудочка и кувшинчик»
представления о бартере
Народные сказки «Мальчик – с – пальчик», «Чудесная рубашка»
С.Т. Аксаков «Аленький цветочек
о купле – продаже:
Народные сказки «Лиса и козел»
Г.Х. Андерсен «Новое платье короля»
Ш. Перро «Кот в сапогах»
С. Михайлов «Как старик корову продавал»
представления о рекламе:
Э. Успенского «Бизнес Крокодила Гены», «Дядя Федор, пес и кот», «Каникулы в Простоквашино».
способствуют воспитанию уважения к труду, трудолюбия, бережливости, расчетливости.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/14/picture-1046302-1536948045.jpg)
Конспект непосредственной образовательной деятельности по финансовой грамотности Тема: «Азбука финансовой грамотности».
Сформировать первичные понятия денег, какими бывают деньги...
Совет педагогов «Современные подходы к повышению к повышению финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста: азы финансовой грамотности в ДОУ»
Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике, так как финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделим...
![](/sites/default/files/pictures/2020/12/19/picture-1295261-1608375652.jpg)
Анализ содержания вариативных программ дошкольного образования, направленных на формирования предпосылок финансовой грамотности у дошкольников: «Тропинки» и «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности"
Анализ содержания двух вариативных программ дошкольного образования, направленных на формирования предпосылок финансовой грамотности у дошкольников.Основная образовательная программа дошкольного образ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/09/picture-972106-1512840063.jpg)
Игра-путешествие по финансовой грамотности с использованием STEM-образования в подготовительной коррекционной группе «Путешествие Буратино в страну Финансовой грамотности»
Игра-путешествие разработана в соответствии с программой STEM-образование и дополнительной программы "Финансовая грамотность для дошкольников". В разработке использованы все 6 модулей STEMа:...
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/09/picture-604411-1425923762.jpg)
Конспект занятия по формированию финансовой грамотности детей старшего возраста. Тема: «Обучение Буратино финансовой грамотности»
Содействие финансовому просвещению и экономическому восприятию детей старшего дошкольного возраста....
Проект по формированию финансовой грамотности у дошкольников (6-7 лет) «Приключения Буратино в стране финансовой грамотности»
Проект по формированию финансовой грамотностиу дошкольников (6-7 лет)«Приключения Буратино в стране финансовой грамотности»Основы финансовой культуры необходимо прививать детям с малых лет...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/29/picture-839044-1477726309.jpg)
Проект по формированию финансовой грамотности у дошкольников по теме «Приключения Буратино в стране финансовой грамотности».
Проект по формированию финансовой грамотности у дошкольников по теме "Приключения Буратино в стране финансовой грамотности"....