Финансовая грамотность
презентация к уроку по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике, так как финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с самых ранних лет его жизни. Дети, так или иначе, рано включаются в экономическую жизнь семьи: сталкиваются с многочисленной рекламой, деньгами, ходят с родителями в магазин, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, пока еще на начальном уровне.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon finanovaya_gramotnost.doc84.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственного бюджетного дошкольного
образовательного учреждения детского сада № 3
общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому  развитию детей  Невского района Санкт-Петербурга

Проект

«Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников»
на 2022-2023 учебный год
Старшая группа

Составили: Киселева Ю.С

     Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике, так как финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с самых ранних лет его жизни. Дети, так или иначе, рано включаются в экономическую жизнь семьи: сталкиваются с многочисленной рекламой, деньгами, ходят с родителями в магазин, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, пока еще на начальном уровне.

    Финансовая грамотность – это способность человека управлять своими доходами и расходами, принимать правильные решения по распределению денежных средств (жить по средствам) и грамотно их приумножать. Другими словами – это знание, позволяющее достичь финансового благополучия и оставаться на этом уровне всю свою жизнь.

К сожалению, финансовой грамотности почти не обучают в детских садах. Нужно понимать, что грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают.

Основанием работы над проектом по формированию основ финансовой грамотности стал Приказ №366 от 17.04.2018 года «Об утверждении перечня пилотных дошкольных образовательных организаций, запланированных к реализации мероприятий по повышению финансовой грамотности воспитанников».

 Актуальность.

Экономика всегда была неотъемлемой частью жизни человека. В изменяющихся условиях современного общества жизни непрерывное экономическое образование необходимо начинать именно с дошкольного возраста – когда детьми приобретается первичный опыт в элементарных экономических отношениях. Ребенок - дошкольник не освоит эту область самостоятельно, но, вместе с воспитателями и родителями, путешествуя по этому новому удивительному и увлекательному миру, он приобретает доступные ему знания и поймет, какое место экономика занимает в окружающей его действительности.

 Цель: Расширение экономического кругозора дошкольника, представлений о таких экономических качествах, как трудолюбие, бережливость, хозяйственность, экономность.

Задачи

-   Создать условия для финансового образования детей старшего дошкольного возраста;

- Повысить профессиональную компетентность педагогов в вопросах финансовой грамотности;

- Повысить экономическую образованность родителей, изучение, обобщение и распространение положительного опыта семейного воспитания, обучение родителей основам экономических знаний через консультации, рекомендации;
-  Развивать познавательный  интерес детей к вопросам финансовой грамотности и применению этих знаний на практике, развивать способности  развернуть игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников; развивать речь, внимание, мыслительные операции, воспитывать любознательность в процессе познавательно игровой деятельности детей
- Воспитывать нравственные качества  разумного подхода к своим желаниям, сопоставление их с возможностями бюджета семьи.

Принципы реализации проекта:

  • принцип наглядности;
  • принцип доступности;
  • принцип систематичности и последовательности;
  • принцип прочности;
  • принцип целенаправленности;
  • принцип новизны;
  • принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка.

Объект проекта – дети старшего дошкольного возраста

Предмет проекта – финансовая грамотность.

Этапы реализации проекта

Этапы

Содержание

I этап – подготовительный

Сентябрь- октябрь 2022-2023гг

       Методическая и организационная подготовка проекта.

Диагностика уровня финансовой грамотности детей и родителей.

        Социальное партнерство с работниками банка.

II этап – основной (реализация проекта)

Ноябрь- апрель 2022-2023гг

  • Изготовление презентаций на тему «История возникновения денег», «Семейный бюджет»
  • Создание разнообразных картотек по теме «Деньги в прошлом и настоящем»;
  • Просмотр многосерийного мультфильма «Азбука финансов» из серии «Уроки тетушки Совы».  
  • Работа с наглядно- дидактическими пособиями, чтение литературных произведений по теме.
  • Просмотр мультфильма

«Как мужик корову продавал»;

  • Инсценировка по сказке

«Как мужик корову продавал»;

  • Изготовление российских денежных купюр для сюжетно – ролевой игры «Магазин».
  • Деловая игра «Рекламируй свою вещь»
  • Сюжетно-ролевая игра «Кафе»; «Семья», «Магазин», «Банк», «Супермаркет», «Рынок».

III этап – заключительный

Апрель –Май 2022-2023гг

  • Подведение итогов, диагностика уровня финансовой грамотности детей, изучение мнения родителей о результативности проекта
  • Создание мини-музея «Монетка»
  • Интеллектуальные игры: «КВН, «Что, где, когда?», «Кто хочет стать миллионером?»
  • Оформление результатов проекта в виде методических материалов. Представление результатов проекта  на интернет сайте, применение на практике

Тип проекта:

  Долгосрочный, познавательный, творческий, групповой.

           Участники проекта

Дети 5-6 лет, родители, воспитатели

Ожидаемый результат:

-  У детей  развит познавательный  интерес  к вопросам финансовой грамотности и применению этих знаний на практике, развиты способности  развернуть игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников; развита речь, внимание, мыслительные операции, воспитана любознательность в процессе познавательно игровой деятельности детей
-  Воспитаны нравственные качества  разумного подхода к своим желаниям, сопоставление их с возможностями бюджета семьи.

         Для родителей

- Повышена экономическая образованность родителей в проблеме взаимодействия с детьми по финансовым вопросам;

         Для педагогов

-   Созданы условия для финансового образования детей старшего дошкольного возраста;

- Повышена профессиональная компетентность педагогов в вопросах финансовой грамотности;

 

Материалы и оборудование

Оборудование

Методический и демонстрационный материал

Компьютер, проектор, теле-видео аппаратура

Презентации, обучающие мультсериалы («Уроки тетушки Совы. Азбука денег», «Азбука финансовой грамотности со Смешариками, «Как мужик корову продавал»)

Книги (Н.Носов «Незнайка на Луне», Джанни Родари «Приключение Чипполино», А.Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино», Г.Х.Андерсен «Новое платье короля»).

Примерное Тематическое планирование

Сроки реализации

Направление деятельности

Содержание деятельности

Сентябрь

Работа с детьми
Диагностика «Уровень финансовых знаний и умений детей»

 

Проведение исследования уровня финансовых знаний и умений

Октябрь

Работа с родителями
Анкетирование родителей «Мой ребенок и финансовая грамотность»

 

Проведение опроса осведомленности о методах развития финансовых знаний и умений, о готовности родителей заниматься с детьми

Октябрь

Работа с педагогами
Информирование педагогов о содержании и значении проекта

Выступление на методическом семинаре

Консультация   «Содержание образования по финансовой грамотности дошкольников» 

Ноябрь

Работа с детьми
Мероприятия по формированию финансовой грамотности

Деловая игра для родителей и детей «Азбука финансов»

Декабрь

Мероприятия по формированию финансовой грамотности

Занятие с детьми «Путешествие в страну Экономград»

Январь

Мероприятия по формированию финансовой грамотности

Развивающее занятие с детьми «Семейный бюджет и расходы семьи»

Февраль

Мероприятия по формированию финансовой грамотности

Игровое занятие для детей «Поиск сокровищ пирата Финансиста»

Март

Мероприятия по формированию финансовой грамотности

Викторина по экономическому воспитанию «Путешествие в денежную страну»

Апрель

Мероприятия по формированию финансовой грамотности

Квест-игра для детей «Финансовая школа»

Ноябрь

Работа с родителями
Методика формирования основ финансовой  грамотности в играх и занятиях в домашних условиях
Совместные мероприятия с детьми

Консультации, рекомендации «Азы финансовой грамотности в семье»

В течение всего времени реализации проекта

Методика формирования основ финансовой  грамотности

Стендовые консультации для родителей

Методика формирования основ финансовой  грамотности

Обобщение опыта работы в семье и ГБДОУ по развитию финансовой грамотности детей

В течение всего времени реализации проекта

Работа с педагогами
Транслирование опыта работы по проекту
Обмен опытом

Выступление на методических семинарах
Проведение открытого мероприятия
Взаимопосещение занятий и мероприятий

Апрель

Работа с детьми
Диагностика итогового уровня финансовых знаний и умений

Проведение исследования уровня финансовых знаний и умений выявление динамики и полученных результатов

Май

Работа с родителями
Подведение итогов совместной работы

Собрание с родителями

Май

 Работа с педагогами
Представление результатов работы

 Выступление на педагогическом совете

Заключение

  • Подведение итогов, диагностика уровня финансовой грамотности детей, изучение мнения родителей о результативности проекта.
  • Создание мини-музея «Монетка»
  • Интеллектуальные игры: «КВН, «Что, где, когда?», «Кто хочет стать миллионером?»
  • Выступление на заседаниях методического совета ГБДОУ.
  • Публикация результатов проекта на сайте ГБДОУ. 
  • Оформление результатов проекта в виде методических материалов.
  • Применение в практике педагогической деятельности

Список литературы:

  1. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384) [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154637/
  2. Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста. Сценарии образовательных событий и занятий для детей и их родителей в ДОО. Сборник методических разработок / Сост. О.А.Блохина, О.В.Терешева – Калининград: КОИРО, 2017.
  3. Гладкова О.А., Коломийченко Л.В. Актуальность проблемы повышения экономической грамотности детей старшего дошкольного возраста //

 «Чтение и обсуждение различных сказок, с целью развивать умение выделять экономическое содержание произведений.

Наименование произведения

Экономическая составляющая содержания

К. И. Чуковского «Телефон», А.С. Пушкина Сказка о рыбаке и рыбке».

Раскрывающая потребности

Народные сказки «Жадная старуха», «Иван – царевич и серый волк», «Как коза избушку построила».

О потребностях и возможностях

Русская народная сказка «Теремок»

потребность в жилище

Русская народная сказка «Лиса и волк»

потребность в пище

Русская народная сказка «Терем – Теремок» «Хаврошечка»

К.И. Чуковский «Федорино горе

К.Д. Ушинский «Петушок и бобовое зёрнышко»

А.С. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде»

«Мужик и медведь»

раскрытие труда

Русская народная сказка «Морозко»

трудолюбие, осуждение лени, поразмышлять, к чему могут привести лень и недобросовестность

К.И. Чуковского «Муха- Цокотуха».

Г.Х. Андерсен «Огниво»

раскрывается понятие «деньги»

Русская народная сказка «Каша из топора»

представления о смекалке, осуждение жадности.

К. И. Чуковского «Федорино горе»

раскрывается понятие «товар»

А. Толстого «Золотой ключик или приключения Буратино»

представление о способах увеличения дохода и другие

Народные сказки: «Лисичка со скалочкой», «Мена», «Выгодное дело»

В. Катаев «Дудочка и кувшинчик»

представления о бартере

Народные сказки «Мальчик – с – пальчик», «Чудесная рубашка»

С.Т. Аксаков «Аленький цветочек

о купле – продаже:

Народные сказки «Лиса и козел»

Г.Х. Андерсен «Новое платье короля»

Ш. Перро «Кот в сапогах»

С. Михайлов «Как старик корову продавал»

представления о рекламе:

Э. Успенского «Бизнес Крокодила Гены», «Дядя Федор, пес и кот», «Каникулы в Простоквашино».

способствуют воспитанию уважения к труду, трудолюбия, бережливости, расчетливости.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совет педагогов «Современные подходы к повышению к повышению финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста: азы финансовой грамотности в ДОУ»

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике, так как финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделим...

Анализ содержания вариативных программ дошкольного образования, направленных на формирования предпосылок финансовой грамотности у дошкольников: «Тропинки» и «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности"

Анализ содержания двух вариативных программ дошкольного образования, направленных на формирования предпосылок финансовой грамотности у дошкольников.Основная образовательная программа дошкольного образ...

Игра-путешествие по финансовой грамотности с использованием STEM-образования в подготовительной коррекционной группе «Путешествие Буратино в страну Финансовой грамотности»

Игра-путешествие разработана в соответствии с программой STEM-образование и дополнительной программы "Финансовая грамотность для дошкольников". В разработке использованы все 6 модулей STEMа:...

Конспект занятия по формированию финансовой грамотности детей старшего возраста. Тема: «Обучение Буратино финансовой грамотности»

Содействие финансовому просвещению и экономическому восприятию детей старшего дошкольного возраста....

Проект по формированию финансовой грамотности у дошкольников (6-7 лет) «Приключения Буратино в стране финансовой грамотности»

Проект по формированию финансовой грамотностиу дошкольников (6-7 лет)«Приключения Буратино в стране финансовой грамотности»Основы финансовой культуры необходимо прививать детям с малых лет...

Проект по формированию финансовой грамотности у дошкольников по теме «Приключения Буратино в стране финансовой грамотности».

Проект по формированию финансовой грамотности у дошкольников по теме "Приключения Буратино в стране финансовой грамотности"....