Проект
проект по основам финансовой грамотности (старшая, подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
«Постепенно открывать глаза на маленькие вещи,
чтобы не остались слепыми для больших»
Я.А. Коменский
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Название проекта: «МАЛЕНЬКИЕ ФИНАНСИСТЫ»
Тип проекта: групповой, интегративный, проектно-ориентированный, долгосрочный (2 учебных года).
Авторы проекта: Струихина Елена Владимировна, Комар Ольга Николаевна, Распопова Марина Геннадьевна, Грачева Елена Васильевна
Актуальность:
Чтобы быть успешным в современной жизни, необходимо быть финансово грамотным человеком. Современный ребенок с самого малого возраста попадает в среду экономики, в которой выполняются самые разные экономические процессы, встречаются экономические термины: продажа и покупка товаров, реклама на уличных щитах, по телевидению, в интернете и это еще не все, с чем сталкиваются дети дошкольного возраста. Поэтому именно в дошкольном возрасте необходимо начинать обучение основам финансовой грамотности. Дошкольники знакомится со сложными взаимосвязями между финансово-экономическими понятиями: деньги, труд, товар, цена — и этическими: честность, щедрость, экономность.
Имеют представления о профессиях, учатся воспринимать и ценить мир рукотворных вещей как результат труда людей; у них формируются представления о денежных отношениях (торговля, купля-продажа, кредит и т.п.), о доходах (заработная плата, пенсия) и расходах, о денежных знаках (монета, купюра) России и других стран. В детях воспитывается уважение к людям, умеющим трудиться и честно зарабатывать деньги; формируются базисные качества экономической деятельности: бережливость, экономность, рациональность, деловитость, трудолюбие.
Проблема:
По результатам мониторинга было выявлено, что у большинства детей недостаточно знаний и представлений об экономических понятиях: экономика, потребности, нормы жизни, деньги, товар, цена. У детей не в полной мере сформированы представления, что жить надо по средствам, тратить надо меньше, чем зарабатывается; что достаточное количество финансовых ресурсов открывают перед ними большие возможности, способные дарить радость.
Таким образом, в старшем дошкольном возрасте вполне возможно знакомить ребенка с миром экономики как c одной из неотъемлемых сторон социальной жизни. При этом экономическое воспитание способно обогатить социально-коммуникативное и познавательное развитие старших дошкольников. Кроме того, правильно организованное экономическое воспитание способствует нравственному развитию ребенка.
География реализации проекта: МБДОУ «Д/с КВ № 24» г. Ачинска Красноярского края;
Цель проекта:
Финансовое просвещение детей старшего дошкольного возраста.
Задачи проекта:
- Познакомить дошкольников с денежной сферой жизни;
- Формировать у детей начальные навыки обращения с деньгами, правильное отношение к финансовым ресурсам и их целевому предназначению;
- Заложить азы ответственного отношения к денежным ресурсам, управлению и контролю над ними, мотивацию к бережливости, накоплению, полезным тратам;
- Учить соотносить понятия надо, хочу и могу;
- Обогатить словарный запас и познакомить с понятиями (трудиться, работать и зарабатывать, деньги, доходы, покупать, тратить, расходовать, транжирить, откладывать, копить, сберегать, одалживать, занимать, отдавать, возвращать, планировать, экономить);
- Формировать у детей положительную мотивацию к формированию финансовой культуры и овладению финансовой грамотностью;
- Обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей в вопросах формирования финансовой культуры ребёнка.
Сроки реализации проекта: с сентября 2020 г. по май 2022 г.
Ресурсное обеспечение проекта: игры «Маленький финансист», художественная литература, мультфильмы, диадические и сюжетно – ролевая игра.
результаты проекта: дошкольники приобретут опыт в определении своих потребностей, научатся:
- регулировать потребности в соответствии с возможностями,
- выбирать предметы, необходимые в различных условиях,
- понимать значимость труда,
- выбирать товар в соответствии с ценой и качеством,
- разумно расходовать деньги,
- понимать необходимость экономии семейного бюджета:
- родителей будут включены в реализацию проекта.
Пути отслеживания эффективности проекта:
- результаты анкетирования родителей;
- обследование детей по данной теме;
- отзывы родителей.
План работы:
Формы работы | сроки |
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП: | |
(План действий:
Консультации для родителей | июнь - сентябрь |
ОСНОВНОЙ ЭТАП: Базовый модуль «Финансовая азбука» 2020 – 2021 г. | |
| сентябрь |
| октябрь |
| ноябрь |
| декабрь |
| январь |
| февраль |
| март |
| апрель |
| май |
Расширенный модуль «Занимательные финансы» 2021 – 2022 г. | |
| сентябрь |
| октябрь |
| ноябрь |
| декабрь |
| январь |
| февраль |
| март |
| апрель |
| май |
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП: | |
1.Открытое мероприятие «Маленькие финансисты»;. 2. Фотовыставка в уголке группы «Я – экономист »; 3. Выставка творческих работ «Мы – учимся покупать»; 4. Размещение фотовыставки детских поделок на сайте ДОУ. |
СОДЕРЖАНИЕ ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ.
Базовый модуль «Финансовая азбука»
Сентябрь
- Входная диагностика по базовому модулю «Финансовая азбука».
- Тема: «Азбука денег»
Цель: Содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.
Октябрь
- Тема: «Почему взрослые работают?»
Цель: Развитие представлений о том, что труд является средством удовлетворения разнообразных потребностей человека и источником дохода.
- Тема: «Путешествие с Монеточкой по стране Экономике»
Цель: Закрепление полученных экономических знаний в разных видах Экономической деятельности.
Ноябрь
- Тема: «Открываем супермаркет»
Цель: Систематизация знаний детей о разнообразии товаров. Познакомить детей многообразием потребностей и ограниченностью ресурсов.
- Тема: «Юные финансисты»
Цель: Формирование у детей старшего дошкольного возраста первичные элементарные экономические представления; обобщение знаний о потребностях человека.
Декабрь
- Тема: «Приключения Грамотея и Капризки»
Цель: Формирование у детей старшего дошкольного возраста первичных элементарных экономических представлений.
- Тема: «Бартер»
Цель: Формирование элементарных экономических знаний.
Январь
- Тема: «Семейный бюджет и расходы семьи»
Цель: Раскрытие сущности понятий «семейный бюджет» и его основных
источников (заработная плата, стипендия, пенсия); расход (обязательный и необязательный).
- Тема: «Музей денег»
Цель: Формирование представлений детей о свойствах и функциях денег; систематизировать знания детей об истории возникновения денежной единицы в России.
Февраль
- Тема: «Путешествие в сказочную страну Экономию»
Цель: Содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создать необходимую мотивацию для повышения их финансовой грамотности.
- Тема: «Экономия тепла, света, воды»
Цель: Продолжать формировать понимание единства человека и природы, дать образное и упрощённое объяснение понятий энергосбережения.
Март
- Тема: «Деньги. Монета. Банкнота. Пластиковая карта»
Цель: Раскрытие сущности понятия «деньги», «монета», «банкнота», «пластиковая карта»; наличные и безналичные деньги.
- Тема: «Деньги всякие нужны»
Цель: Раскрытие сущности понятия «деньги», «монета», «банкнота».
Апрель
- Тема: «Путешествие в страну «Экономград»
Цель: Формирование финансовой грамотности и просвещения дошкольников.
- Тема «Путешествие в страну денег»
Цель: Формирование финансовой грамотности, навыков сбережения и трат для создания максимальных возможностей в своей жизни.
Май
- Тема: «Путешествие по сказкам»
Цель: Формирование начальных представлений о финансовой грамотности, рациональное использование бюджета.
- Диагностика по итогам изучения базового модуля «Финансовая азбука».
СОДЕРЖАНИЕ ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ.
Расширенный модуль «Занимательные финансы»
Сентябрь
- Входная диагностика по базовому модулю «Занимательные финансы»;
- Тема: «Творим добро»
Цель: Обобщение знаний детей о потребностях человека через знакомство с новыми понятиями «бартер», «благотворительный фонд».
Октябрь
- Тема: «Что такое деньги?»
Цель: Создание условий для знакомства с деньгами, их историей.
- Тема: «Чудо - деньги»
Цель: Ознакомление детей с историей возникновения денег их предназначением.
Ноябрь
- Тема: «Путешествие в денежную страну»
Цель: Развитие экономических знаний через игровые действия.
- Тема: «Путешествие в страну финансов»
Цель: Развитие экономических понятий через игровые действия.
Декабрь
- Тема: «Приключение девочки Танечки»
Цель: Развитие у дошкольников экономической грамотности.
- Тема: «Путешествие в страну Рублика»
Цель: Формирование у детей первичных элементарных экономических представлений.
Январь
- Тема: «Рекламный бизнес»
Цель: Формирование у детей представление о рекламе
- Тема: «Как проверить и посчитать деньги»
Цель: Формирование умений у дошкольников распоряжаться деньгами и отличать настоящие деньги от фальшивых.
Февраль
- Тема: «Расходы. Как потратить деньги с пользой»
Цель: Формирование у дошкольников представлений о расходах семьи.
- Тема: «Доходы»
Цель: Формирование у дошкольников представлений о доходах семьи.
Март
- Тема: «Удачная покупка»
Цель: Повышение финансовой грамотности дошкольников.
- Тема: «Мы ребята деловые»
Цель: Развитие экономического мышления у дошкольников, через необходимость рационального поведения в сфере экономики.
Апрель
- Тема: «Что? Где? Когда?»
Цель: Содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста.
- Тема: «Деньги в жизни людей»
Цель: Содействие финансовому просвещению и воспитанию детей.
Май
- Тема: «Финансы — это интересно и увлекательно»
Цель: Содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста.
- Диагностика по итогам образовательного курса.
Дополнительные материалы для использования в работе с дошкольниками:
Тема | Детская художественная литература с экономическим содержанием | Мультфильмы с экономическим содержанием |
Потребности | Ульева Е. «Откуда берутся деньги? Энциклопедия для малышей»; Попова Т. «Волшебный банкомат. Детям об экономике»; Английская сказка «Три поросенка»; Маршак С.Я. «Кошкин дом», «Телефон»; Русские народные сказки: «Жадная старуха», «Как коза избушку построила»; Пушкин А.С. «Сказка о рыбаке и рыбке»; Чуковский К.И. «Телефон»; | «Уроки тетушки Совы» 7 серия «Потребности и возможности»; «Сказка о рыбаке и рыбке»; «Кошкин дом»; «Барбоскины» («Дедушка хочет на море»); «Телефон»; «Цветик-семицветик»; «Малыш и Карлсон»; «Ох и Ах идут в поход»… |
Труд | Ульева Е. «Откуда берутся деньги? Энциклопедия для малышей»; Попова Т. «Волшебный банкомат. Детям об экономике»; Чуковский К.И. «Федорино горе»; Русская народная сказка «Мужик и медведь»; Маяковский В.В. «Кем быть?»; Джанни Родари «Чем пахнут ремесла»; Михалков С.В. «А что у вас?», «Как печатали вашу книгу»… | «Уроки тетушки Совы» 6 серия «Работа и зарплата»; «Доктор Айболит»; «Самый главный»; «Незнайка учится»; «Барбоскины» («В эфире новости»); «Барбоскины» («По закону»); «Рекс - спасатель». |
Товар | Ульева Е. «Откуда берутся деньги? Энциклопедия для малышей»; Попова Т. «Волшебный банкомат. Детям об экономике»; Михалков С.В. «Как старик корову продавал»; Чуковский К.И. «Муха-цокотуха»; Русская народная сказка «Как барин овцу купил»; Аксаков С.Т. «Аленький цветочек»; Хагер Ф. «Продавец и лось»; Сапгир Г. « Как лягушку продавали»; Английская сказка «Три поросенка»… | «Уроки тетушки Совы» 2 серия «Ценные вещи»; «Муха-цокотуха»; «Аленький цветочек»; «Как старик корову продавал». |
Бартер, обмен | Ульева Е. «Откуда берутся деньги? Энциклопедия для малышей»; Попова Т. «Волшебный банкомат. Детям об экономике»; Катаев В.П. «Дудочка и кувшинчик»; Русские народные сказки: «Петушок и бобовое зернышко»; «Лисичка со скалочкой», Братья Гримм «Выгодное дело»… | «Петушок и бобовое зернышко»; «Дудочка и кувшинчик»; «Лисичка со скалочкой»… |
Деньги | Ульева Е. «Откуда берутся деньги? Энциклопедия для малышей»; Попова Т. «Волшебный банкомат. Детям об экономике»; Успенский Э.Н. «Бизнес крокодила Гены»; Толстой А.Н. «Приключения Буратино»; Андерсен Х.К. «Огниво», «Серебряная монета». Чуковский К.И. «Муха-цокотуха». | «Уроки тетушки Совы» 1 серия «Что такое деньги»; 10 серия «О банке»; 11 серия «Кредиты и депозиты»; 12 серия «Безналичные деньги»; «Приключения Буратино». |
Банк | Ульева Е. «Откуда берутся деньги? Энциклопедия для малышей»; Попова Т. «Волшебный банкомат. Детям об экономике»; Успенский Э.Н. «Бизнес крокодила Гены»; | «Уроки тетушки Совы» 10 серия «О банке»; |
Реклама | Ш. Перро «Кот в сапогах»; Михалков С.В. «Как старик корову продавал»; Успенский Э.Н. «Бизнес крокодила Гены»; Братья Гримм «Три счастливца». | «Как старик корову продавал»; «Кот в сапогах»; |
Семейный бюджет | Ульева Е. «Откуда берутся деньги? Энциклопедия для малышей»; Успенский Э.Н. «Трое из Простоквашино». | «Уроки тетушки Совы» 3 серия «Семейный бюджет»; 4 серия «Карманные деньги»; 5 серия «Умение экономить»; 12 серия «Безналичные деньги»; «Барбоскины» («Дедушка хочет на море»); «Каникулы в Простоквашино». |
Взаимодействие с семьями дошкольников:
Важной задачей проекта является активное привлечение родителей, которые рассматриваются как важные действующие лица и помощники воспитателя в формировании у детей финансовой культуры.
Этой целью необходимо обеспечить открытость дошкольного образовательного учреждения для родителей, предоставить им полную информацию о данном проекте.
№ п/п | Тема |
1. | Беседа «Практические советы родителям по экономическому воспитанию ребёнка». |
2. | Папки-передвижки «Практические советы родителям по экономическому воспитанию ребёнка. |
3. | Консультация « Как накопить на любимую игрушку». |
4. | Тематическая памятка « Принципы финансового воспитания в семье». |
5. | Буклет «Сказка - как средство экономического воспитания дошкольников». |
Вывод:
Все разделы курса объединяет игровой метод проведения занятий. Игровой метод придаёт образовательной деятельности привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоения упражнений, повышает эмоциональный фон занятий, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей ребёнка.
Литература:
- «Играем в экономику» Л.Г. Киреева;
- Интернет – ресурсы:
- Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности (https://ciur.ru/deb/deb_ds1/pages/%D0%9F%D0%B0%D1%80%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BC%D0%B0%20%D1%8D%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5%20%D0%B2%D0%BE%D1%81%D0%BF%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D0%B4%D0%BE%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2.pdf);
- Программа образовательного курса «Приключения кота Белобока, или экономика для малышей» (https://kiro46.ru/docs/BELOBOKA.pdf);
- «Картотека конспектов ООД по финансовой грамотности для детей 5-7 лет» (https://ds-umka.hmansy.prosadiki.ru/media/2019/11/25/1264946310/Kartoteka_konspektov_OOD_po_finansovoj_gramotnosti_dlya_detej_5-7_let.pdf);
- «Картотека пословиц, поговорок, загадок по финансовой грамотности для детей 5-7-лет» (https://ds-umka.hmansy.prosadiki.ru/media/2019/11/25/1264946308/Kartoteka_poslovicz_pogovorok_zagadok.pdf);
- Обучающие игры по экономическому воспитанию детей дошкольного возраста (https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/obuchayushie_igri_po_ekonomicheskomu_vospitaniyu_detej_184422.html);
- Картотека «Со сказочными героями в мир экономики» Гулиева Ш. С. (https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2020/04/26/po-skazochnym-geroyam-v-mir-ekonomiki);
- «Волшебный банкомат. Детям об экономике» Татьяна Попова;
- «Откуда берутся деньги? Энциклопедия для малышей» Елена Ульева.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/07/26/picture-275904-1374788850.jpg)
Исследовательский проект «ВОЛШЕБНАЯ ВОДА» Участники проекта: педагоги и дети подготовительной группы. Руководитель проекта: воспитатель Тюленёва Т.А.
Большую роль в экологическом образовании дошкольниковиграет практическая, исследовательская деятельность вприродных условиях. К сожалению, современные дети, особенногородские, имеют весьма огран...
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/12/picture-280995-1518460074.jpg)
пед.проект "По страницам ВОВ" визитная карточка портфолио проекта, план реализации, проект текстовый вариант, презентация
педагогический проект по патриотическому воспитанию. цель, задачи план реализации содержание....
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/09/picture-827937-1476017629.jpg)
Социально-коммуникативное развитие младших дошкольников в рамках реализации ФГОС. Долгосрочный проект «Дорожная грамота». Паспорт проекта. Тип проекта- практико-ориентированный, коллективный. Вид проекта - долгосрочный, сентябрь 2018 года - май 2019 года
Актуальность проекта.Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях получают травмы, и гибнет много людей. Дошкольники составляют четвертую часть от общего числа пострадавших в ДТП дете...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/28/picture-285408-1411898823.jpg)
Проект "Спортивная зима" Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здорового образа жизни; • ознакомление с
Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здоро...
![](/sites/default/files/pictures/2022/02/22/picture-1300826-1645547332.jpg)
Паспорт проекта «Пчёлкин огород». Тип проекта : среднесрочный, исследовательский. Участники проекта : дети, воспитатели, родители воспитанников. Возраст детей: 6 – 7 лет. Цель проекта: Создание условий в группе и на участке для развития познавательного и
Задачи проекта:Расширять знания детей и представления о культурных растениях и цветах (их строении и полезных свойствах овощей).Знакомить детей с особенностями выращивания цветов и культурных ра...
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/24/picture-940809-1506237285.jpg)
МАДОУЦРР д/c «Теремок» Проект «Волшебница вода» " в средней группе «Почемучки» Воспитатель: Ганшу О.А.. 2022г. Проект: краткосрочный (с1.02 -20.02.22) Тип проекта: познавательно – исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитат
Проблема: Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на земле.Актуальность проекта: Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем...
![](/sites/default/files/pictures/2023/11/02/picture-1392238-1698929957.jpg)
Проект в подготовительной группе на тему: «Зимующие птицы» Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя. С 19.12.2022 – 23.12.2022) Авторы проекта: воспитатель Анисимова
Проект в подготовительной группе на тему:«Зимующие птицы»Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочны...