Программа по формированию основ финансовой грамотности для детей дошкольного возраста
методическая разработка по основам финансовой грамотности (средняя, старшая, подготовительная группа)

Лохова Мария Андреевна

Программа по формированию основ финансовой грамотности  для детей дошкольного возраста

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_programma_-_kopiya.docx24.3 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста начальная школа - детский сад п. Красная Горка

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МОУ

Начальная школа – детский сад

п. Красная Горка

Комарова И.В.

                                                                                       «____»___________ 2020 г.

Программа по формированию основ финансовой грамотности

для детей дошкольного возраста

Возраст обучающихся: 4-6 лет

Срок реализации: 1 год

Автор: Лохова М. А.

 Воспитатель

 Рыбинский муниципальный район

2020 г.

Пояснительная записка

Актуальность программы.

Финансовая грамотность – это особая компетентность, показывающее степень осведомленности человека в финансовых вопросах, умение зарабатывать и управлять деньгами. В настоящее время эта компетенция актуальна не только для каждого взрослого человека, но и для ребенка.

Цель программы: создание благоприятных условий для формирования основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста, формирование норм финансово-грамотного поведения, а так же подготовка к жизни в современном обществе.

Задачами программы являются:

― знакомить детей с основными экономическими понятиями (деньги, ресурсы, цена, и т.д.).

― формировать представление детей о финансовой грамотности, организации производства;

― формировать понятие основных правил расходования денег, умение учитывать важность и необходимость покупки;

― воспитывать уважения к труду, людям труда, бережливого отношения ко всем видам собственности;

― воспитывать умение правильного обращения с деньгами, разумного подхода к своим желаниям, сопоставление их с возможностями бюджета семьи;

― воспитывать нравственно-экономических качеств и ценностных ориентиров, необходимых для рационального поведения в финансовой сфере.

Формы работы: Образовательная деятельность по формированию основ финансовой грамотности проводится в различных формах: беседы о финансовой грамотности с привлечением родителей, использование ИКТ-технологий, виртуальные экскурсии, тематические беседы по ознакомлению с деньгами разных стран, элементарными финансовыми понятиями, сюжетно-ролевые игры, решение проблемных ситуаций, чтение художественной литературы, использование сказок с экономическим содержанием.

Программа разработана для детей среднего дошкольного возраста 4-5 лет и  старшего дошкольного возраста 5-6 лет.

Образовательная деятельность с детьми организуется один раз в месяц, один раз в квартал, длительностью для среднего дошкольного возраста 20 минут и старшего дошкольного возраста 30 минут.

Сроки реализации программы: программа рассчитана на один учебный год, с сентября по май включительно.

Условия реализации программы (материально – техническое обеспечение программы)

  • Таблицы
  • Схемы
  • Компьютер
  • Раздаточный материал
  • Видеоролики,
  • Презентации по теме занятий.

Ожидаемые результаты:

На этапе завершения реализации программы ребенок может:

  • применять в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации проектных мероприятий (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.);
  • осознавать и соизмерять свои потребности и возможности;
  • иметь представление о том, что зарплата – это оплата за количество и качество труда, пенсии за прошлый труд, а пособия на детей – это аванс детям в расчете на их будущий труд;
  • проявляет ответственность за начатое дело;
  • понимать, что расходы семьи не должны быть расточительными;
  • осознавать, что сбережения семьи – это денежные средства, которые могут остаться, если разумно расходовать свои доходы, и могут быть использованы для отдыха всей семьей или приобретения необходимых, вещей;
  • понимать, что реклама может помочь, если она правдива, и напротив, навредить, бюджету семьи;
  • осознавать правила честного зарабатывания денег, взаимосвязи понятий “труд-деньги”, понимание факта купли-продажи, деньги не возникают сами собой, а зарабатываются;
  • понимать, что сначала зарабатываем – затем расходуем: в соответствии с этим, чем больше зарабатываешь и рациональнее тратишь, тем больше имеешь возможность приобрести;
  • осознавать, что цена товара зависит от его качества, необходимости и от того, насколько трудно его изготовить;
  • проявлять такие качества: умение честно соревноваться, радоваться успехам товарищей, проигрывать и не бояться проигрыша;
  • иметь представления об элементарных правилах финансовой безопасности;
  • осознавать главные ценности – жизнь, отношения, радость и здоровье близких людей – за деньги не купишь;
  • следовать социальным нормам и общепринятым правилам общества.

 Учебно – тематический план

Средняя группа

Дата проведения

Тема занятия

Форма занятия

1

Ноябрь

«Виды денег» (монеты, банкноты, пластиковые карты)

Беседа

2

Январь

«Банк» (виртуальная экскурсия в банк)

Экскурсия

3

Февраль

«Все профессии нужны, все профессии важны!» (виды профессии и их значимость)

Беседа

4

Март

«Копейка рубль  бережет»

Наблюдение

5

Май

 «Идем за покупками»

Игра

Старшая группа

Месяц

Тема занятия

Форма занятия

1

Сентябрь

«Наши финансы» (ознакомительное занятие)

Беседа

2

Октябрь

«История возникновения денег»

Беседа

3

Ноябрь

«Идем за покупками»

Игра

4

Декабрь

«Все профессии нужны, все профессии важны!» (виды профессий и их значимость)

Беседа

5

Январь

«Всякому делу учиться надо»

Игра

6

Февраль

«Банк» (виртуальная экскурсия в банк)

Экскурсия

7

Март

«Виды денег» (монеты, банкноты, пластиковые карты)

Беседа

8

Апрель

«Какие потребности бывают?» (потребности человека)

Беседа

9

Май

«Семейный бюджет»

Игра

Глоссарий

Экономика - хозяйственная деятельность общества, а также совокупность отношений, складывающихся в системе производства, распределения, обмена и потребления.

Экономия - система организационно-технических мероприятий, направленных на рациональное использование материальных, трудовых и денежных ресурсов в процессе производства товарно-материальных ценностей.

Бюджет - форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Пенсия - гарантированная ежемесячная выплата денежных сумм для материального обеспечения граждан в связи со старостью, инвалидностью, выслугой лет и смертью кормильца.

Налог - обязательный взнос плательщика в бюджет и внебюджетные фонды в определенных законом размерах и в установленные сроки.

Инфляция - кризисное состояние денежной системы, обусловленное диспропорциональностью развития общественного воспроизводства, проявляющееся в общем и неравномерном росте цен на товары и услуги.

Потребности - нужда или недостаток в чем-либо, необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом; внутренний побудитель активности.

Бизнес - деятельность, направленная на систематическое получение прибыли.

Труд - целесообразная, сознательная деятельность человека, направленная на удовлетворение потребностей индивида и общества.

Капитал - стоимость, используемая для получения прибавочной стоимости посредством производственной и экономической деятельности, основанной на добровольном обмене.

Выгода – Прибыль, доход, извлекаемые из чего-либо.

Доход - денежные средства или материальные ценности, полученные государством, физическим или юридическим лицом в результате какой-либо деятельности за определённый период времени.

Прибыль -  положительная разница между суммарными доходами (в которые входит выручка от реализации товаров и услуг, полученные штрафы и компенсации, процентные доходы и т. п.) и затратами на производство или приобретение, хранение, транспортировку, сбыт этих товаров и услуг.

Зарплата - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные и стимулирующие выплаты

Список литературы

1. Аменд А.Ф., Саламатов А.А. Формирование нравственных представлений дошкольников в процессе экономического воспитания // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с.55.

2. Аношина Л.М. Экономическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с новыми профессиями // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с.103.

3. Белокашина С.В. Экономика и дети. Пословицы и поговорки // Дошкольная педагогика. 2009. №7. с.8.

4. Бокарев А.А. Повышение уровня финансовой грамотности населения в Российской Федерации/А.А. Бокарев//Финансы.-2010-№9.-С.3-6.

5. Зеленцова А.В. Повышение финансовой грамотности населения: международный опыт и российская практикаа. А.В. Зеленцова,  Е.А. Блискавка, Д.Н. Демидов. – М.: КноРус, 2012.-106 с.

6. Смоленцева А.А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику: Учебно-методическое пособие, - СПб.: «Детство – пресс», 2001. – 176с.

7. Смоленцева А.А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок. М.: АРКТИ, 2006. – 88 с.

8. Смоленцева А.А. Проблемно-игровая технология экономического образования дошкольников // Детский сад от А до Я.2003. №4. с.63.

9. Ягунова Н.М. Приобщение дошкольников к экономике в творческих видах деятельности // Детский сад от А до Я.2003. №4. с.128.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста.

Тема «Азбука денег» Цель: формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.Задачи: познакомить с понятием «деньги», «монета», &l...

Формирование основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста через сюжетно - ролевые игры.

Перспективное планирование, конспекты занятий, проект, игры по финансовой грвмотности....

Формирование основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста.

Экономическое воспитание дошкольников это новое направление в дошкольной педагогике. Современные дети участвуют вместе с родителями в покупках в магазине, в 4-7 лет дети могут иметь карманные ден...

Консультация для педагогов "Формирование основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста через сюжетно- ролевые игры"

Формирование основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста через сюжетно - ролевые игры.Сегодняшнее поколение живет в иных экономических условиях. Поэтому обучение основам эко...

Методическая разработка "ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОУ"

Статья "Формирование основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста в условиях ДОУ" раскрывает специфику работы педагога по данной теме....

Семинар для родителей «Формирование основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста»

Чтобы научить наших маленьких воспитанников экономическим понятиям, необходимо самим в них хорошо ориентироваться....

Удостоверение о повышении квалификации "Формирование основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста" 30.11.2021г.

Удостоверение  о повышении квалификации "Формирование основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста" 30.11.2021г....