ПРОБЛЕМАТИКА ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, И СПОСОБЫ ИХ РЕШЕНИЯ
статья по основам финансовой грамотности

Воронова Екатерина Викторовна

Экономика, бюджет, деньги - такие «взрослые понятия», и кажется, совсем не связаны с детьми. Но, давайте представим современную жизнь наших малышей. Уже с рождения их окружают реклама в интернет - ресурсах и по телевидению, покупки, продажи, разговоры родителей о деньгах и о семейном бюджете. Исподволь, они становятся участниками разных экономических процессов, даже беря в руки обычный смартфон, устанавливая приложение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл problemy_fg.docx24.13 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОБЛЕМАТИКА ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, И СПОСОБЫ ИХ РЕШЕНИЯ

Ялунина Любовь Сергеевна,

Воронова Екатерина Викторовна

воспитатели

 Муниципального автономного дошкольного учреждения

«Центр развития ребёнка - детский сад №35 «Родничок»

г.Губкин Белгородской области

Экономика, бюджет, деньги - такие «взрослые понятия», и кажется, совсем не связаны с детьми. Но, давайте представим современную жизнь наших малышей. Уже с рождения их окружают реклама в интернет - ресурсах и по телевидению, покупки, продажи, разговоры родителей о деньгах и о семейном бюджете. Исподволь, они становятся участниками разных экономических процессов, даже беря в руки обычный смартфон, устанавливая приложение. 

Детский сад, являясь первой ступенью образования, безусловно, становится основой для дальнейшей удачной экономической деятельности детей. Знания, привычки, привычки, навыки, заложенные в дошкольном возрасте- важное звено в формировании финансово грамотной личности. До недавнего времени экономическому развитию детей дошкольного возраста не придавали важного значения, оно формировалось как-бы само по себе, в семье. Взрослея, ребенок поневоле встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнаёт, что такое «моё», «твоё», «наше», «обмен», «деньги», «цена», [5] с огромной радостью, самостоятельно совершает первые покупки в магазине, получает деньги на школьные завтраки, покупает, берёт сдачу, учится экономить и, соответственно, приобщается к ведению семейного бюджета. Однако, все эти знания бессистемны и непостоянны. Помочь воспитать экономически грамотную личность можно в тесном сотрудничестве с педагогами, начиная с дошкольного возраста.

Итак, предлагаем составить портрет финансово грамотного ребёнка дошкольного возраста: это трудолюбивый и ответственный ребёнок, обладающий такими качествами как бережливость, законопослушность, взаимопомощь, имеющий представления о экономической жизни людей. Ведь, «чтобы стать миллионером, нужно знать о  деньгах все: как их копить, как сделать так, что бы сбережения росли, и как их не потерять.» [4]

Но в действительности, портрет современного ребёнка-дошкольника выглядит иначе. В основном это беспечный, счастливый малыш. Не смотря на   напряжённость в уровне доходов, родители и другие родственники создают все условия, чтобы ребенок не чувствовал себя ущемлённым и удовлетворяют все потребности: игрушки, развлечения, кружки, частые денежные поощрения. Дети, воспитанные под влиянием подобных условий начинают хотеть всё больше и больше. Этому активно способствует развитый маркетинг. И зачастую,  ребёнку становится сложно объяснить, что деньги зарабатываются большим трудом, донести взаимосвязь между трудом, получением результата, оплатой труда и семейным бюджетом. А между тем, ребёнку старшего дошкольного возраста вполне реально  овладеть пониманием того, что деньги это «эквивалент труда», из чего формируются доходы семьи и на какие нужды тратятся. Также целесообразно, при совместных походах в магазин, пояснять ребёнку, что продукты делятся на «необходимые»: мясо, хлеб, крупы, молочные продукты; и на «желаемые»: шоколадки, чипсы, конфеты и т.д. Но как показывает анкетирование, проведённое в нашей группе: 76% опрошенных родителей не считают необходимым участие ребёнка в планировании семейных покупок. Понимание социальных и экономических противоречий приходит к ребёнку гораздо позже, когда драгоценное время упущено. Финансовая культура формируется периода на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков. Именно поэтому проблематика формирования финансовой грамотности у детей дошкольного возраста на сегодняшний день стала одной из самых важных.[2]

В рамках дошкольного учреждения используя различные виды деятельности, содержащие экономическую направленность, ребёнок осваивает социальные и финансовые отношения.

С началом реализации в подготовительной к школе группе, проекта по финансовой грамотности «Я - маленький финансист», мы задумались о пополнении развивающей среды.  Ведущую роль в развитии детей занимает игра, именно благодаря игровой деятельности дети без особого труда осваивают и приобщаются к социуму и экономическим реалиям. В группе были созданы сюжетно-ролевые игры: «Торговый центр Комфорт», «Моя семья», «Сбербанк». Дети смогли познакомиться с валютой разных стран с помощью леп-бука  «Деньги мира». Картотека по финансовой грамотности пополнилась играми: «Планируем семейный бюджет», «Могу-хочу», «Планируем семейный бюджет вместе». Дети с удовольствием осваивали игры в самостоятельной игровой деятельности, так и внедряли их в непосредственную образовательную деятельность. Также, дети познакомились с понятием «маркетинг», «реклама»; интересным заданием в рамках викторины по финансовой грамотности стал конкурс «Придумай, нарисуй, продай». Благодаря совокупности мероприятий, дети узнают о том, зачем нужны деньги, как и когда они возникли, что такое товар и его цена, об экономических ресурсах, о потребностях человека [3]

Проанализировав ответы родителей на вопрос «где обычно совершаете покупки», мы решили с ребятами в игровой форме показать ребятам разницу ценовой политики рынка и магазина. Мы осуществили это в игре «Ярмарка-супермаркет».

Полученные знания ребята постоянно закрепляют благодаря грамотной и правильно оформленной самостоятельной деятельности: детям предложены раскраски и ребусы и дидактические игры в данной тематике, муляжи денег и банковские карты.

Конечно, не следует забывать о тесном сотрудничестве с семьёй воспитанников. В этом направлении со стороны дошкольного учреждения проводились следующие мероприятия:

-систематическое информирование родителей о достижениях и задачах в формировании основ финансовой грамотности;

-непосредственное участие в совместных мероприятиях: конкурсы, квесты, викторины, мастер-классы;

-привлечение к пополнению предметно-развивающей среды.

В совокупности, проведение всех совместных мероприятий способствует успешному формированию экономических представлений и позволяет успешно применять их на практике, под контролем родителей.

Так как, первичные исследования показали отсутствие интереса и невовлечённость со стороны родительского сегмента, то проведённая в конце года диагностика и анкетирование показали заинтересованность родителей в дальнейшем развитии у детей финансовой грамотности, просматривалась ярко выраженная готовность сотрудничать.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод: наиболее эффективное усвоение экономических представлений возможно при правильной организации познавательной деятельности детей. Общими принципиальными установками при организации процесса формирования экономических представлений являются: проявление внимания к личности каждого ребенка; свободное сотрудничество со взрослыми и сверстниками,[1] грамотное оформление предметно развивающей среды.

                                           

                                             Список литературы

  1. Галкина Л.Н. Экономическое образование детей дошкольного воз-

раста :учебно-методическое пособие / Л.Н. Галкина. – Челябинск:Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2015. ISBN 978-5-906777-67-6

  1. Стахович Л.В. Образовательная программа «Азы финансовой культуры для дошкольников»: пособие для воспитателей, методистов и руководителей дошкольных учреждений / Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова Л.Ю. Рыжановская. – 2-е изд. – Москва: ВИТА-ПРЕСС, 2020. – 32 с. ISBN 978-5-7755-4126-2
  2. Шорыгина Т.А. Беседы об экономике: методическое пособие / Т.А. Шорыгина. – Москва: ТЦ Сфера, 2019. – 96 с. ISBN:        978-5-9949-2376-4
  3. Маккен Д «Твой первый миллион. Как его заработать и не потратить»: книга-путеводитель; Маккен Д, Глайста Д, Фонтейн М. Перевод с англ. Валерии Башкировой - Москва: Манн, Иванов,Фербер,2018. ISBN 978-5-00117-576
  4. https://fincult.info/upload/iblock/829/sbornik_metod_materialov_doshkolniki.pdf


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «К копейке копейка – проживет семейка!»

В данной статье мы рассматриваем один из приоритетных национальных проектов в сфере образования - проблему формирования основ финансовой культуры посредством освоения дошкольниками правил и норм...

Познавательный проект по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «Проектная деятельность как средство формирования основ финансовой грамотности»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательноеучреждение центр развития ребенка –детский сад №21Муниципального образования Кавказский район   Познавательный проектпо фор...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ( 5-7 ЛЕТ) «ФИНАНСОВАЯ АКАДЕМИЯ УЛЫБКА»

Рабочая программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС), парциальной программы «Азы финансовой культуры для дошкольников&r...

Программа кружка в старшей группе детского сада «Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»

Формирование финансовой культуры официально признано одной из важнейших задач образовательного процесса. Финансовая грамотность активно включается в систему образования. Практика показала: чем раньше ...