"Основы финансовой грамотности для дошкольников"
рабочая программа по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Алеся Вячеславовна Гукова
Финансовая грамотность — необходимое условие жизни в современном мире,
поскольку финансовый рынок предоставляет значительно больше возможностей по
управлению собственными средствами, чем 5—10 лет назад. Однако в настоящий
момент времени ни нам, ни нашим детям явно недостаточно тех финансовых знаний,
которыми мы располагаем. При этом нужно учитывать, что сегодняшние дошкольники
— это завтрашние активные участники финансового рынка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_finansovoy_gramotnosti.docx45.31 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент Смоленской области по образованию и науке

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1

г. Вязьмы Смоленской области

        

ПРИНЯТА

на педагогическом совете

Муниципального бюджетного

дошкольного образовательного

учреждения детского сада  №1

г.Вязьмы Смоленской области

Протокол №_1__

от «_1_» сентября  2022 г.

«УТВЕРЖДАЮ»

Заведующий МБДОУ д/c №1

                            Мирошниченко Л.Г.

Приказ №_1__

                         « 1» сентября 2022 г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«Основы финансовой грамотности дошкольников»

Возраст учащихся: 5 – 7 лет

  Срок реализации: 2 года

        

                                                                  Автор-составитель:

                                               Гукова Алеся Вячеславовна,

                                                                  педагог дошкольного образования

г. Вязьма

2022 год

 Пояснительная записка

В условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта

дошкольного образования (ФГОС ДО), разработанного в соответствии с Законом

Российской Федерации «Об образовании», Конституции Российской Федерации,

законодательства Российской Федерации и с учетом Конвенции ООН о правах ребенка»

меняются требования к результатам освоения основной образовательной программы

дошкольного образования: требования Стандарта к результатам освоения Программы

представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые

представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных

достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

Рабочая программа «Основы финансовой грамотности дошкольника» имеет социальнопедагогическую направленность.

Программа кружка «Основы финансовой грамотности дошкольника» представляет

систему интеллектуально-развивающей образовательной деятельности для

обучающихся старшей и подготовительной группы. Программа реализована в рамках

совместной образовательной деятельности в соответствии с ФГОС.

Программа «Основы финансовой грамотности дошкольника» является интегративной,

объединяющей знания, входящие в образовательные области: социальнокоммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественноэстетическое развитие, физическое развитие.

Отличительными особенностями программы кружка « Основы финансовой грамотности

дошкольника» являются: - учить детей дошкольного возраста грамотно распоряжаться

деньгами. Ведь каким бы ни было наше состояние, большим или не очень, мы всегда

можем научиться извлекать из него максимальную пользу, стремясь к своей мечте.

Правильно пользуясь вкладами и кредитами, мы экономим деньги, грамотно вложив,

приумножаем, регулярно планируя и соблюдая свой бюджет, достигаем поставленных

целей. В программе на понятных детям примерах показано, как научиться считать,

экономить и защищать свои деньги, как планировать свой бюджет и как сделать из

маленьких денег большие. С простых действий и привычек начинается путь к успеху,

так же как со счетных палочек начиналась когда-то карьера каждого успешного

финансиста.

  Актуальность и педагогическая целесообразность программы

Финансовая грамотность — необходимое условие жизни в современном мире,

поскольку финансовый рынок предоставляет значительно больше возможностей по

управлению собственными средствами, чем 5—10 лет назад. Однако в настоящий

момент времени ни нам, ни нашим детям явно недостаточно тех финансовых знаний,

которыми мы располагаем. При этом нужно учитывать, что сегодняшние дошкольники

— это завтрашние активные участники финансового рынка. Поэтому, если мы сегодня

воспитываем наших детей финансово грамотными, значит, завтра мы получим

добросовестных налогоплательщиков, ответственных заемщиков, грамотных

вкладчиков.

Обучение основам финансовой грамотности в детском саду является актуальным, так

как создает условия для развития личности ребенка. Именно овладение основами

финансовой грамотности поможет дошкольникам применить полученные знания в

жизни и успешно социализироваться в обществе.

 Финансовое просвещение и экономическое воспитание – сравнительно новое

направление в дошкольной педагогике. Малыши рано включаются в экономическую

жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин,

участвуют в купле – продаже и других финансово-экономических отношениях,

овладевая, таким образом, экономической информацией на житейском уровне.

Специалисты считают, что неверно и опасно полагаться на стихийное усвоение знаний

об окружающей жизни, и в частности о финансово-экономических отношениях. Деньги,

богатство, бедность, реклама, кредит, долги и другие финансовые категории несут в

себе воспитательный потенциал, наполненный таким этическим содержанием как

честность, доброта, трудолюбие, искусство пользоваться.

 В настоящее время педагоги ориентируются на формирование у детей уже к 5-7 годам

элементарных знаний о мире финансов и экономики, однако, на практике взрослые

зачастую не имеют методических рекомендаций и литературы, которые помогали бы им

в воспитании человека, умеющего мыслить финансово-экономическими категориями.

Дети, в первую очередь, учатся на примере родителей. Не на том, что они им говорят, а

на том, как родители поступают в том или ином случае. Поэтому, прежде, чем обучать

ребенка, взрослым есть смысл задуматься о самых простых операциях и поступках.

Следовательно, финансовая грамотность детей, в первую очередь зависит от их

родителей, того, какую культуру грамотности они передали своим детям.

Сегодня каждый понимает, что судьба государства зависит от экономической,

правовой, политической и нравственной грамотности молодого поколения. Экономика

всегда была неотъемлемой частью жизни человека. С момента появления людей на

Земле возникают и экономические отношения, поскольку человек отличается от всего

остального живого мира тем, что может изменить мир согласно своим потребностям и

приспосабливаться к окружающим его условиям жизни. В изменяющихся условиях

современного общества жизни непрерывное экономическое образование необходимо

начинать именно с дошкольного возраста,- когда детьми приобретается первичный

опыт в элементарных экономических отношениях. Ребёнок - дошкольник не освоит эту

область самостоятельно, но, вместе с воспитателями и родителями , путешествуя по

этому новому удивительному и увлекательному миру, он приобретает доступные ему

знания и поймёт, какое место экономика занимает в окружающей его действительности.

Очевидно, необходимо знакомить малышей с такими понятиями, как разумное

ведение домашнего хозяйства, экономия средств, использование сбережений. Оттого,

что желания детей часто не совпадают с возможностями их родителей, возникают

конфликты, огорчения, разочарования и как следствие – комплекс несостоятельности

будущих граждан общества. В программе систематизированы средства и методы

обучения финансовой грамотности дошкольника, обосновано использование разных

видов игровой и познавательной деятельности.

 Категории обучающихся

Дети старшей, подготовительной группы, 5-7 лет. . (Приказ № 196)

Срок реализации программы -2 года ,72 занятия , по 36 занятий в год

Форма организации образовательной деятельности – подгрупповая,

численность 12 детей (в группе 24)

Режим занятий – 1 раз в неделю, вторник, 30 минут. (СанПин 2.4.4.3172-14)

Режим занятий на 2022– 2023 учебный год

Программа «Финансовая грамотность», образовательная область «Познавательное

развитие» реализуется в старших и подготовительных группах через совместную со

взрослыми деятельность. Данный вид деятельности планируется в соответствии с

моделью реализации образовательной программы .

Проводятся 1 раз в неделю, 4 раза в месяц, в старшей группе.

Время проведения согласно сетке занятий , во II половине дня.

Продолжительность занятия 30 минут.

Объем программы в старшей группе

– 1 раз в неделю по 30 мин, 36 занятий в год, 18 часов в год.

Проводятся 1 раз в неделю, 4 раза в месяц, в подготовительной к школе группе.

Время проведения согласно сетке занятий , во II половине дня.

- 1 раз в неделю по 30 мин ,36 занятий в год , 18 часов в год.

Всего 72 часа.

Также данный вид деятельности может реализовываться и в самостоятельной

деятельности детей. Продолжительность игровой деятельности зависит от

индивидуальных особенностей детей, их желаний и возможностей, с учетом принципа

индивидуализации образования.

Цели и задачи программы

Целью данной программы является - содействие финансовому просвещению и

воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для

повышения их финансовой грамотности;

Поставленная цель требует решения следующих задач:

Помочь дошкольнику выработать следующие умения, навыки и личностные качества:

• понимать и ценить окружающий предметный мир (мир вещей как результат

труда людей);

• уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги;

• осознавать взаимосвязь понятий «труд — продукт — деньги» и «стоимость

продукта в зависимости от его качества», видеть красоту человеческого

творения;

• признавать авторитетными качества человека-хозяина: бережливость,

рациональность, экономность, трудолюбие и вместе с тем — щедрость,

благородство, честность, отзывчивость, сочувствие (примеры меценатства,

материальной взаимопомощи, поддержки и т. п.);

• рационально оценивать способы и средства выполнения желаний,

корректировать собственные потребности, выстраивать их иерархию и

временную перспективу реализации;

• применять полученные умения и навыки в реальных жизненных ситуациях.

 Планируемые результаты

Планируемые результаты являются одним из важнейших механизмов реализации

Требований к результатам освоения основных образовательных программ

федерального государственного стандарта. Планируемые результаты необходимы

как целевые ориентиры в ожидаемых достижениях выпускников.

В результате освоения программы дети :

- знают, что деньги не появляются сами собой, а зарабатываются.

- адекватно употребляют в играх, занятиях, общении со сверстниками и взрослыми

знакомые экономические понятия (в соответствии с используемой Программой);

- сначала зарабатываем – потом тратим: соответственно, чем больше зарабатываешь и

разумнее тратишь, тем больше можешь купить

- знают и называют разные места и учреждения торговли: рынок, магазин, ярмарка,

супермаркет, интернет-магазин;

-знают российские деньги, некоторые названия валют ближнего и дальнего зарубежья;

- понимают суть процесса обмена валюты (например, в путешествии);

- знают несколько современных профессий, содержание их деятельности (например,

предприниматель, фермер, программист, модельер и др.);

- знают и называют разные виды рекламы, ее назначение, способы воздействия;

- адекватно ведут себя в окружающем предметном, в природном окружении;

- в случаях поломки, порчи вещей, игрушек, игр проявляют заботу, пытаются исправить

свою или чужую оплошность;

- любят трудиться, делать полезные предметы для себя и радовать других;

- бережно, рационально, экономно используют расходные материалы для игр и занятий

(бумагу, карандаши, краски, материю и др.);

- следуют правилу: ничего не выбрасывай зря, если можно продлить жизнь вещи, лучше

отдай, подари, порадуй другого, если она тебе не нужна;

- с удовольствием делают подарки другим и испытывают от этого радость;

- проявляют интерес к экономической деятельности взрослых (кем работают родители,

как ведут хозяйство и т. д.);

- замечают и ценят заботу о себе, радуются новым покупкам;

- объясняют различие понятий благополучия, счастья и достатка;

- Не все продается и покупается (дети должны понимать, что главные ценности – жизнь,

отношения, радость близких людей – за деньги не купишь).

-Финансы – это интересно и увлекательно

Учебный план

№ п/п

Название раздела,

       темы

Количество часов

форма аттестации

(контроля)

всего

теория

практика

1.

« Труд – основа жизни» Домашний труд. Работать и зарабатывать Все работы хороши, выбирай на вкус

7

5

2

Наблюдение Опрос Беседа Дидактические игры ФотовыставкаВикторина

2.

«Все о деньгах»

Как появились

деньги?

Бартер

Кредит

Какие бывают деньги

Деньги счет любят

Роль денег в нашей

жизни.

Дом, где живут

деньги

Как деньги попадают

к нам в дом

8

6

2

Опрос

Беседа

Дидактические

игры

Практическое

занятие

Продуктивная

деятельность

Презентации

3.

«Покупаем, продаем,

обмениваем»

Потребности и

желания

Семейный бюджет

Личный бюджет

Где покупают и

продают разные

товары?

Наша мастерская

От чего зависит цена

товара

6

5

1

Опрос

Беседа

Практическое

занятие

Дидактические

игры

Продуктивная

деятельность

4.

«Реклама»

Волшебные правила

покупателя и

продавца

Ярмарка

9

5

1

Беседа

Опрос

Дидактические

игры

Наблюдение

Практическое

занятие

Итого

30

21

9

Учебный план.  Второй год обучения . Возраст детей  6-7 лет.

№ п/п

Название раздела,

       темы

Количество часов

форма аттестации

(контроля)

всего

теория

практика

1.

 «Тратим разумно, сберегаем и экономим»

9

6

3

Беседа.опрос,

экскурсии, практические занятия

2.

«Учимся занимать и отдавать долги»

5

4

1

викторина, беседа, дидактические игры

3.

«Учимся планировать»

6

3

3

виктрина, практические занятия

4.

 «Что такое богатство?»

10

6

4

практические занятия, наблюдение.

Итого

         30

19

11

 Содержание учебного плана

«Все о деньгах»

Обучающиеся будут знать: Как появились деньги?

Будут иметь представление о денежной единице, представление о том, что деньги – универсальное и удобное средство обмена.

Понимать назначение денег.

Познакомятся с денежными единицами различных государств.

Историю их появления, предназначения.

Обучающиеся будут уметь :

Решать экономические задачи.

Считать предметы , деньги ,сравнивать , делать вывод –выгодно -невыгодно

Пользоваться отдельными предметами быта.

« Труд – основа жизни»

Обучающиеся будут знать:

Трудиться означает что-то делать, созидать для себя, на благо своей семьи, близких людей, друзей, домашних питомцев и пр.

Любой труд – это хорошо, сидеть без дела – это плохо.

Закрепят представления о том, что такое профессия, употребление в речи слова “профессия”. Заинтересуются разными профессиями, их значимостью в нашей жизни.

Обучающиеся будут уметь:

Изготавливать товары для ярмарки: рисовать, клеить, вырезать, лепить.

«Покупаем, продаем, обмениваем»

Обучающиеся будут знать: уметь определять и различать потребности человека: жизненно важные, духовные, семейные потребности.

Уметь различать товар и не товар, понимать от чего зависит цена товара.

Формировать представления о расходах семьи, понимать основные потребности семьи.

«Реклама»

Обучающиеся будут знать: формируем правильное отношение к рекламе, используя наблюдения, рассказы детей, организуя продуктивную деятельность название праздников и обычаев.

Обучающиеся будут уметь: Соблюдать основные , волшебные правила для покупателя и продавца, обмен, подарок, реклама этикета, применять их на практике. Изготовить соответствующее поделки и подарки к празднику.

«Тратим разумно, сберегаем и экономим»

Обучающиеся будут знать: зачем надо копить и сберегать, как можно копить, копить непросто, но полезно, ответственно и важно.

Обучающиеся будут уметь:  сопоставлять цену товара с имеющимися наличными деньгами, производить операции купли_продажи.

«Учимся занимать и отдавать долги»

Обучающиеся будут знать: знакомимся с понятиями «одалживать», «занимать». Занять – взять что-то взаймы на время, одолжить – дать что-то взаймы на время.

Обучающиеся будут уметь:  воспитываем ответственность: если не уверен – лучше не обещать и не занимать. Долг – это серьезное обязательство.

«Учимся планировать»

Обучающиеся будут знать: понятие «план»,  важность составления планов, основы планирования.  Учимся организовывать свое время.

Обучающиеся будут уметь:  решать несложные экономические задачи.

«Что такое богатство?»

Обучающиеся будут знать: что не все продается и покупается, что главные ценности  (жизнь, мир, друзья, солнце, близкие люди и пр.) за деньги не купишь.

Обучающиеся будут уметь:выявлять такое  качество человека, как щедрость, научатся  изображать его при помощи художественных приёмов.

Календарный учебный график занятий с детьми 5-6 лет на 2022-2023 учебный год.

п/п

Месяц

Число

Форма занятия

Количество часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

1.

сентябрь

27.09

Диагностика

НОД

1

Труд – основа жизни

кабинет

-

2.

октябрь

04.10

НОД

1

Домашний труд

кабинет

-

3.

октябрь

11.10

НОД

1

Работать и

зарабатывать

кабинет

-

4.

октябрь

18.10

25.10

НОД

НОД

2

Все работы хороши – выбирай на вкус

кабинет

-

5.

ноябрь

1.11

творческое задание

1

Что же будет без труда?

кабинет

-

6.

ноябрь

08.11

викторина

1

Трудиться -всегда пригодиться

Музыкальный зал

Фотоотчёт на сайте ДОУ и в групповых уголках

7.

ноябрь

15.11

НОД

1

Как придумали деньги

кабинет

-

8.

ноябрь

22.11

НОД

1

Какие бывают деньги

кабинет

-

9.

ноябрь

29.11

НОД

1

Деньги разных стран

кабинет

-

10.

декабрь

6.12

НОД

1

История денег в России

кабинет

-

11.

декабрь

13.12

НОД

1

Откуда берутся деньги

кабинет

-

12.

декабрь

20.12

НОД

1

Как деньги попадают к нам в дом

кабинет

-

13.

январь

10.01

Игра-спектакль

1

Где живут деньги

музыкальный зал

-

14.

январь

17.01

Викторина, диагностика

1

Деньги в нашей жизни

музыкальный зал

Фотоотчёт на сайте ДОУ и в группов ых уголках

15.

январь

24.01

31.01

НОД

НОД

2

Потребности и желания

кабинет

-

16.

февраль

07.02

НОД

1

Где покупают и продают разные товары?

кабинет

-

17.

февраль

14.02

21.02

творческое занятие

2

Наша мастерская

кабинет

-

18.

февраль

28.02

НОД

1

Стоимость и цена товара

кабинет

-

19.

март

07.03

НОД

1

Реклама вокруг нас: хорошо или плохо?

кабинет

-

20.

март

14.03

Творческое занятие

1

Подготовка к спектаклю «Приключение Монеточки»

кабинет

21.

март

21.03

28.03

Твоеческое занятие

2

Создаем рекламу

кабинет

Мультипликационный рекламный ролик

22.

апрель

04.04

Творческое занятие

1

Подготовка к спектаклю «Приключение Монеточки»

кабинет

-

23.

апрель

11.04

НОД

1

Выгодно -невыгодно

кабинет

-

24.

апрель

18.04

Игра-праздник, диагностика

1

Русская ярмарка

музыкальный зал

-

25.

май

16.05

творческое задание

1

Подготовка к спектаклю «ПриключениеМонеточки»

кабинет

-

26.

май

23.05

Театрализованнаядеятельность

1

Спектакль «ПриключениеМонеточки»

музыкальный зал

Фотоотчёт на  сайте ДОУ в групповх уголках

ИТОГО

  30

часов

Календарный учебный график занятий с детьми 6-7 лет на 2021 -2022 учебный год.

п/п

Месяц

число

Форма занятия

Ко-во часов

Тема занятия

Место проведения

Форма кантроля

1.

Сентябрь

октябрь

26.09

03.10

НОД

2

Тратим разумно, экономим

кабинет

-

2.

октябрь

10.10

НОД

1

Копим и сберегаем

кабинет

-

3.

октябрь

17.10

Театрализованная деятельность

1

Мини_спектакль «Лисенок Рыжик»

Музыкальный зал

Фотоотчёт на сайте ДОУ и в групповых уголках

4.

октябрь

24.10

НОД

1

Полезные экономические привычки и привычки в быту

кабинет

-

5.

октябрь

ноябрь

31.10

07.11

Творческое занятие

2

Наша мастерская

Кабинет

Фотоотчёт на сайте ДОУ и в групповых уголках

6.

ноябрь

14.11

НОД

1

Экскурсия в магазин "Продукты"

Кабинет

-

7.

ноябрь

21.11

НОД

1

Экскурсия в магазин "Игрушки"

Кабинет

-

8.

ноябрь

28.11

НОД

1

Занимаем и одалживаем

Кабинет

-

9.

декабрь

05.12

НОД

1

Долги

Кабинет

-

10.

декабрь

12.12

НОД

1

Заплатить долг скорее, так будет веселее

Кабинет

-

11.

декабрь

19.12

Театрализованная деятельность

1

Мини спектакль

"Долг"

Музыкальный зал

-

12.

декабрь

26.12

Викторина

1

Долг и ответственность

Музыкальный зал

Фотоотчёт на сайте ДОУ и в групповых уголках

13.

январь

16.01

НОД

1

Учимся планировать

Кабинет

-

14.

январь

23.01

НОД

1

Ставим цели

Кабинет

-

15.

январь

30.01

НОД

1

Планируем свои расходы

Кабинет

-

16.

февраль

06.02

НОД

1

Сделал дело –гуляй смело

Кабинет

-

17.

февраль

13.02

Театрализованная деятельность

1

Мини_спектакль «План лисенка Рыжика»

Музыкальный зал

Фотоотчёт на сайте ДОУ и в групповых уголках

18.

февраль

20.02

Викторина

1

Ставлю цель и планирую

Кабинет

-

19.

февраль

март

27.02

05.03

НОД

НОД

2

Все работы хороши, выбирай на вкус

Кабинет

-

20.

март

март

12.03

19.03

НОД

НОД

2

Наше богатство

Кабинет

-

21.

март

апрель

26.03

02.04

Творческое задание

2

Подготовка к итоговому спектаклю «Бережливые друзья»

Музыкальный зал

-

22.

апрель

09.04

Театрализованная деятельность

1

Бережливость

музыкальный зал

-

23.

апрель

апрель

16.04

23.04

НОД

НОД

2

Щедрость и жадность

Кабинет

-

24.

апрель

май

30.04

14.05

Творческое занятие

2

Подготовка к итоговому спектаклю

"Бережливые друзья"

Музыкальный зал

-

25.

май

21.05

Тетрализованная деятельность

1

Итоговый спектакль «Бережливые друзья»

Музыкальный зал

Фотоотчёт на сайте ДОУ и в групповых уголках

Методическое обеспечение

 учебно-методический комплект Программы (в т. ч. комплект различных развивающих игр);

 помещения для занятий и проектов, обеспечивающие образование детей через игру,

общение, познавательно-исследовательскую деятельность и другие формы активности

ребенка с участием взрослых и других детей (кабинет);

 оснащение предметно-развивающей среды, включающей средства образования и

воспитания, подобранные в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями

детей дошкольного возраста;

 мебель, техническое оборудование (стол, стульчики, ноутбук, проектор).

 обновляемых образовательных ресурсов, в т. ч. расходных материалов,техническое и мультимедийное сопровождение деятельности средств обучения и воспитания, услуг связи -информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Информационное обеспечение:

 Фотоаппаратура.

 Ноутбук с выходом в интернет.

 Альбомы с деньгами разных стран (монеты, купюры);

 Художественная тематическая литература;

 Дополнительная литература с тематическими иллюстрациями.

 Формы контроля и оценочные материалы

Педагогический мониторинг – система организации сбора, хранения, обработки информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающая непрерывное отслеживание состояния и прогнозирования ее развития. Педагогическая диагностика (по ФГОС) оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанная с оценкой эффективности. педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования.Педагогическая диагностика не является основой объективной оценки соответствия какого-либо уровня развития детей. В соответствии с ФГОС требования к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Специфика дошкольного детства и система дошкольного образования делают неправомерным требовать от ребенка конкретных образовательных достижений.

Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут быть использованы (по ФГОС) исключительно для решения следующих задач:14

-индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);

-оптимизации работы с группой детей.

В процессе оценки достижения планируемых результатов будут использованы разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (тестовые материалы, проекты, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения).

Формы и содержание итоговой аттестации:

беседы, тесты, выставки.

Методы текущего контроля: наблюдение за работой обучающихся, устный ,фронтальный опрос, беседа.

Тестовый итоговый контроль по итогам прохождения материала за год обучения.

Требования к оценке творческой работе

Критерии оценки достижения планируемых результатов

Ключ к результату усвоения материала:

Низкий уровень (70-80% ) — 3 балла

Средний уровень (80-90% ) — 4 балла

Высокий уровень (90-100%) — 5 баллов

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ

Формирование финансово-экономических знаний рассматривается как многоуровневое образование, и, соответственно, должны быть выявлены уровни сформированности этих знаний у детей. Диагностика элементарных финансово-экономических знаний детей является одной из необходимых составляющих процесса экономического образования детей.

I уровень – низкий. Находящиеся на данном уровне дети имеют неполные, ошибочные представления в области экономики и финансов. Затрудняются в характеристике понятия, явления, в распознавании его по содержанию, не могут установить причинно-следственные связи, после обозначения понятия, явления или объекта, частично выделяют его признаки, не  обобщают отдельные свойства явления в целое понятие, затрудняются в классификации по признаку. Не используют финансово-экономические знания в игровой и трудовой деятельности.

II уровень – средний. Этот уровень характеризуется первичной систематизацией детьми полученных ими представлений. Дети имеют правильные, но недостаточно полные представления о явлениях и процессах, происходящих в экономической жизни. Воспроизведение их, тем не менее, характеризуются последовательностью с установлением отдельных причинно-следственных связей, отдельных признаков объекта, явления, процесса. Дети стремятся к обобщению свойств в одно целое понятие, пытаются осуществить классификацию по данному признаку. Они частично используют финансово-экономические представления в игре и труде.

III уровень – высокий. Для детей, находящихся на этом уровне, характерно выделение существенных признаков объектов, явлений и формирование целостной системы представлений. Их знания характеризуются обобщенностью представлений, которые позволяют выделить наиболее существенные признаки объектов и явлений экономической жизни. Дети на этом уровне имеют полные и правильные образы, легко устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, классифицируют по признакам, объясняя правильность своих действий. Применяют полученные экономические знания в игровой и трудовой деятельности.

Все 3 уровня связаны друг с другом, каждый предыдущий обуславливает последующий, включаясь в его состав.

Диагностика содержит 6 серий заданий , по 6 заданий в каждой. (Приложение 1) Форма   проведения диагностики – индивидуальная, педагог предлагает каждому ребенку ответить на поставленные вопрос или выполнить задание. Задания предложенных серий направлены на выявление знаний в следующих наиболее существенных сферах экономики:

  • знания в области социально-экономической сферы;
  • знания в области товарно-денежных отношений;
  • знания в области производства и связанных с ним вопросов;
  • знания в области информационно-организаторской сферы;
  • знания в области нравственно-этической сферы;
  • знания в области государственно-юридической сферы.

   Первая серия включает в себя шесть заданий, цель которых – выявить потребности в целом, создать классификацию потребностей на наглядной основе; выявить способность к обобщению отдельных свойств в единое понятие «потребности»; определить потребности, в которых ребенок нуждается сам, нуждается его семья, дети дошкольного учреждения.

   Вторая серия включает в себя задания, цель которых – выявить знание способов удовлетворения людьми своих потребностей.

Третья серия включает в себя задания, цель которых – определить уровень элементарных знаний о товарно- денежных отношениях, процессе купли-продажи.

Четвертая серия включает в себя задания, цель которых – выявить представления у детей о технологии приготовления пищи, починке одежды, изготовлении простейших игрушек, материалах, необходимых для этого, и об их экономном использовании, т.е. о производстве и средствах производства на уровне представлений старших дошкольников.

Пятая серия включает в себя задания, цель которых – выявить знания детей об организации домашнего хозяйства, участии ребенка в ведении домашнего хозяйства, понимании значимости таких качеств, как экономность и бережливость.

Литература

1) Семенкова Е.В., Стахович Л.В., Рыжановская Л.Ю. Образовательная программа «Азы финансовой культуры для дошкольников», Вита-Пресс, 2019

2) Семенкова Е.В., Стахович Л.В.,Рыжановская Л.Ю. Обучающие сказки. Знакомство с основами финансовой грамотности и формирование финансовой культуры дошкольников, Издательство «ВАКО», 2019

3) Смоленцева А. А. Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009 – 176 с.

4) Стахович Л.В., Семенкова Е.В., Рыжановская Л.Ю. Методические рекомендации для воспитателя по финансовой грамотности для организации обучения и воспитания дошкольников – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019.

5) Стахович Л.В., Семенкова Е.В., Рыжановская Л.Ю. Сборник игр для организации занятий по финансовой грамотности в дошкольных учреждениях «Играем вместе» – М.:

ВИТА-ПРЕСС, 2019.

6) Стахович Л.В., Семенкова Е.В., Рыжановская Л.Ю. Сборник мини-спектаклей по финансовой грамотности для дошкольников – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019. –25 с.

7) Стахович Л.В., Семенкова Е.В., Рыжановская Л.Ю. Ситуационные задачи по финансовой грамотности для дошкольников «Рассуждалки» – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019. –61 с.

8) Стахович Л.В., Семенкова Е.В., Рыжановская Л.Ю. Советы родителям: говорите с детьми о финансах – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019 16с.

9) Стахович Л.В., Семенкова Е.В., Рыжановская Л.Ю. Художественная литература для организации занятий по финансовой грамотности в дошкольных учреждениях «Читаем, обсуждаем» – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019.

Обучающий видеоконтент

Серия видео-мультфильмов «Уроки тетушки Совы»:

Азбука денег тетушки Совы – Что такое деньги? -

https://www.youtube.com/watch?v=hpm8_gq4O-0

Азбука денег тетушки Совы – Умение экономить. -

https://www.youtube.com/watch?v=oVPDDhFmYGE

Азбука денег тетушки Совы – Семейный бюджет. -

https://www.youtube.com/watch?v=F5n821NyBRM

Азбука денег тетушки Совы – Карманные деньги. -

https://www.youtube.com/watch?v=cYKxE2otjKc

Азбука денег тетушки Совы – Потребности и возможности. -

https://www.youtube.com/watch?v=lRoUskvn4E4

Азбука денег тетушки Совы – Мои домашние питомцы. -

https://www.youtube.com/watch?v=7xldlgLTykU

Азбука денег тетушки Совы – Работа и зарплата -

https://www.youtube.com/watch?v=-o9X6QZwEKs

Мультфильм Фиксики – Деньги - https://www.youtube.com/watch?v=M_voUp2hUSQ

Караваев В. «Зайчонок и муха», 1977

«Все профессии нужны, все профессии важны» (мультфильм-песенка для

малышей)

Союзмультфильм «Так сойдет», «Пятачок», «Вершки и корешки», «Сказка про лень»

Мультсериал «Навигатум»: Профессия Ветеринар», «Детский стоматолог»

Приложение 1

П р и м е р ы  з а д а н и й первой серии.

Задание1. Вопрос ребенку: «Что необходимо человеку для жизни?»

Задание 2. Вопрос ребенку «Как можно назвать одним словом то, без чего человек не может обойтись в своей жизни?»

Задание 3. Из карточек, на которых изображены различные предметы и явления (вода, пища, одежда и игрушки и др.), педагог предлагает ребенку отобрать такие, без которых не могут жить люди, и разделить их на группы похожих друг на друга по определенному признаку предметов.

Задание 4. Рассказать о том, в чем нуждается ребенок.

Задание 5. Рассказать о том, в чем нуждается семья, в которой живет ребенок, и выслушать, что ребенок хочет для своей семьи.

Задание 6. Рассказать о том, в чем нуждаются дети дошкольного учреждения, и выслушать, что хочет ребенок для ребят из детского сада.

Вторая серия включает в себя задания, цель которых – выявить  знание способов удовлетворения людьми своих потребностей.

П р и м е р ы  з а д а н и й  второй серии.

Задание 1. Вопрос ребенку: «С помощью чего можно приобрести то, в чем нуждается человек?»

Задание 2. Вопрос ребенку: «Все ли можно купить за деньги?»

Задание 3. Вопрос ребенку: «Откуда берутся деньги для покупки того, что человеку нужно?».

Задание 4. Вопрос ребенку: Как можно назвать одним словом эти деньги?» (Банкноты, монеты).

Задание 5. Вопрос ребенку: «Какие деньги ты знаешь?»

Задание 6. Вопрос ребенку; «Знаешь ли ты, как появились деньги?».

Третья серия включает в себя задания, цель которых – определить уровень элементарных знаний о товарно- денежных отношениях, процессе купли-продажи.

П р и м е р ы  з а д а н и й  третьей серии.

Задание 1. Вопрос ребенку: «Как одним словом можно назвать то, что люди приобретают в магазине?»

Задание 2. Вопрос ребенку: «Где люди приобретают товары?»

Задание 3. Вопрос ребенку: «Как люди приобретают товары?»

Задание 4.  Педагог предлагает рассмотреть карточки, на которых изображены товары с указанием цены, и ответить на вопрос: «Что означают цифры рядом с изображенными предметами?»

Задание 5. Вопрос ребенку: «Почему одни и те же товары могут стоить по-разному: в одном месте дороже, в другом дешевле?»

Задание 6. Вопрос ребенку: «Как правильно выбирать товары?».

Четвертая серия включает в себя задания, цель которых – выявить представления у детей о технологии приготовления пищи, починке одежды, изготовлении простейших игрушек, материалах, необходимых для этого, и об их экономном использовании, т.е. о производстве и средствах производства на уровне представлений старших дошкольников.

П р и м е р ы  з а д а н и й  четвертой серии.

Задание 1. Вопрос ребенку: «Что такое материалы?» («Как одним словом назвать то, что лежит перед тобой»)

Задание 2. Вопрос ребенку: «Из каких материалов производят продукты, мебель, обувь, одежду?».

Задание 3. Вопрос ребенку: «Можно ли из одних материалов изготовить другие?»

Задание 4. Педагог предлагает ребенку выполнить классификацию карточек, на которых изображено оборудование для приготовления пищи, ремонта дома, пошива и ремонта одежды.

Задание 5. Педагог предлагает ребенку рассказать технологию приготовления пищи.

Задание 6. Педагог предлагает ребенку рассказать и показать, ка из полоски бумаги можно сделать много елочек (ребенку предлагается полоска зеленой бумаги, карандаши, ножницы).

Пятая серия включает в себя задания, цель которых – выявить знания детей об организации домашнего хозяйства, участии ребенка в ведении домашнего хозяйства, понимании значимости таких качеств, как экономность и бережливость.

П р и м е р ы  з а д а н и й пятой серии.

Задание 1. Вопрос ребенку: «Кем и где работают твои родители?».

Задание 2. Вопрос ребенку: «Какую домашнюю работу выполняют члены твоей семьи?».

Задание 3. Вопрос ребенку: «Знаешь ли ты, сколько денег получают твои родители за свой труд?».

Задание 4. Вопрос ребенку: «На что тратят деньги в вашей семье?».

Задание 5. Вопрос ребенку: «Какую помощь ты оказываешь родителям в домашнем хозяйстве?».

Задание 6. Вопрос ребенку: «Про кого можно сказать – экономный, а про кого – бережливый?».

Шестая серия включает в себя задания, цель которых – изучить представления детей в области государственно-юридической сферы.

Примеры заданий шестой серии.

Задание 1. Вопрос ребенку: «Что такое собственность?»

Задание 2.   Педагог предлагает ребенку разложить карточки на группы: то, что принадлежит ребенку; то, что принадлежит его семье; то, что, принадлежит всем.

Задание 3. Вопрос ребенку: «Что такое налоги?».

Задание 4. Вопрос ребенку: «Для чего нужно платить налоги?».

Задание 5. Вопрос ребенку: «Что потребовал почтальон Печкин, когда принес посылку дяде Федору?».

Задание 6. Вопрос ребенку: «Какие ты знаешь документы?».

Состояние сформированности экономических знаний у детей определяется следующим образом – каждому признаку – каждому признаку приводится в соответствие качественно описанный балл:

3 балла – при ярко выраженном признаке;

2 балла – при его устойчивом проявлении;

1 балл – в случае слабого проявления признака;

0 баллов – при его отсутствии.

В соответствии с этим количество  набранных детьми баллов соотносится с вышеупомянутыми уровнями знаний у детей:

I уровень (низкий) – количество баллов от3 до 8;

II уровень (средний) – количество баллов от 9 до 13;

III уровень (высокий) – количество баллов от 14 до 18.

Приложение 2

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по основам финансовой грамотности с дошкольниками 5-6 лет

Конспект НОД по основам финансовой грамотности с дошкольниками  5-6 летПрограммное содержание: формировать у детей познавательный  интерес, закрепить  понятия «монета», &laq...

Основы финансовой грамотности у дошкольников

Картотека и конспекты по сновам финансовой грамотности у дошкольников....

Опыт работы «Обучение основам финансовой грамотности старших дошкольников»

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Ведь финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, нео...

Консультация для родителей на тему: «ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Финансовая грамотность для детей – необходимый этап в процессе воспитания. Для того, чтобы привить понятие о заработке денег, их ценности, вариантах экономии, с детьми нужно заниматься. Род...

игра по основам финансовой грамотности для дошкольников

игра по основам финансовой грамотности для дошкольников...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ НА ТЕМУ: «ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ».

Предложенные  методические рекомендации – попытка организовать в игровой форме обучение дошкольников элементарным экономическим представлениям. Используя разные игровые приемы, такая работа...