«Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста»
презентация к уроку по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)

Капустянова Ирина Игоревна

Презентация

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста» Подготовила: воспитатель Капустянова И.И.

Слайд 2

Правильно ли знакомить с экономикой, ее сложными понятиями и явлениями детей дошкольного возраста? Не стоит ли подождать, пока ребенок подрастет и многое поймет сам?

Слайд 3

Финансовая грамотность – это особое качество человека, которое формируется с самого малого возраста и показывает умение самостоятельно зарабатывать деньги и грамотно ими управлять Цель — помочь детям пяти–семи лет войти в социально-экономическую жизнь, способствовать формированию основ финансовой грамотности у детей данного возраста.

Слайд 4

Работа с дошкольниками по формированию финансовой грамотности включает пять блоков: Потребности Труд. Профессии Товар Деньги Семейный бюджет

Слайд 5

I блок Потребность Дети получают знания и представления о том, что человек, как живое существо, подобно животным и растениям нуждается в воде, воздухе, тепле, свете, пище, одежде, жилье, т. е., потребности, без удовлетворения которых человек не может существовать. Однако дети должны знать, что кроме этих существуют и другие, не менее важные, так называемые социальные потребности: потребность в безопасности, любви, дружбе, защите, общении и т. д.

Слайд 6

Пирамида потребностей человека Маслоу

Слайд 7

Как объяснить, что такое потребности? К.И.Чуковский «Телефон»

Слайд 8

Методы и приемы Игра «Кому что нужно?» Какая потребность у Малыша в произведении «Малыш и Карлсон », у Карлсона , в чем? Картинки: шкаф, куртка, хлеб, дом. Объяснить в чем потребность. (в одежде, пище, жилье и т.д.)

Слайд 9

Все потребности можно разделить на материальные и нематериальные . Например, когда мы голодны мы нуждаемся в продуктах питания (хлеб, картофель, творог, фрукты и др.), если нам хочется пить мы можем выпить воду, чай, сок. Потребности, которые удовлетворяются через материальный предмет (тот, который можно потрогать, увидеть) – это материальные потребности . Кроме материальных у людей могут возникать нематериальные потребности : потребность в образовании, в отдыхе, в лечении, в любви, в заботе и др.

Слайд 10

II блок Труд и профессии Дети узнают о том, что люди трудятся, чтобы прокормить себя и свою семью, чтобы сделать запасы на будущее, приносить пользу другим. В процессе труда люди создают, производят различные предметы, продукты труда . Производство невозможно без средств производства, с помощью которых осуществляется процесс производства продуктов труда. Для того чтобы что-то изготовить, необходимо знать способ изготовления, который называют технологией. Экономические понятия раздела : «Труд» , «Профессия» , «Продукт труда» .

Слайд 11

Продукты труда — это достаток людей, богатство страны: чем больше в ней производится разных товаров, тем лучше будут жить и дети, и взрослые. Основные понятия: труд, работа, продукт, продукция; заработная плата; рабочее место, рабочее время; профессия; предметы труда; товар, торговля; деньги.

Слайд 12

Методы и приемы Знакомство с профессиями Мультфильм «Уроки тетушки Совы» Игры: «Угадай профессию по движению», «Путаница» Ситуации: «Представьте, в нашей стране нет врачей…» Сюжетно-ролевые игры

Слайд 13

III блок Товар, товарообмен Привлечение детей к производству рекламы, прослеживание вместе с ними действенности рекламы. Происходит развитие представлений: о спросе и предложении и их влиянии на величину цены; об установлении цены; об обмене товарами и услугами. Даем детям представления: • Торговля, купля-продажа; виды и формы торговли (товарами, услугами, ресурсами ; оптом и в розницу; в магазине или по Интернету и т. п.). • Хозяин товара и продавец. • Этические аспекты торговли (честность, открытость информации, поддержка новичка, местного предпринимателя и т. п.).

Слайд 14

IV блок Деньги - Закрепление представлений о том, как выглядят современные деньги (монеты, купюры), о том, что они бывают разного достоинства, разной ценности. Как осуществлялся обмен продуктами, когда не было денег . - В каждой стране свои деньги. В России — рубли. Иностранные деньги называют по-разному: доллар, евро, юань, фунт стерлингов, швейцарский франк и др. Деньги некоторых зарубежных стран и стран СНГ. Обмен денег (валюты) одной страны на деньги (валюту ) другой: когда и зачем он производится . - Откуда берутся деньги. Деньги зарабатывают. Деньги нельзя красть, клянчить, выпрашивать . Деньги просто так не даются. Тем, кто еще или уже не способен трудиться, помогают (близкие, общество, государство ). - Зачем людям нужны деньги.

Слайд 15

V блок Семейный бюджет Бюджет (на примере бюджета семьи ) • Что такое бюджет и из чего он складывается; понятия «доходы» и «расходы». • Планирование расходов в соответствии с бюджетом; распределение бюджета; уча- стие детей в планировании предстоящих покупок. • Понятия достатка, уровня жизни, показатели уровня жизни; богатство и бедность .

Слайд 16

В детском саду и дома воспитание у детей полезных привычек и повседневное их закрепление: соблюдать чистоту и порядок, бережно пользоваться игрушками, книгами, материалами и инструментами для дидактических игр и труда, не тратить ничего зря (культура деятельности, умение быть занятым); показывать детям образец достойного поведения в быту (экономное отношение к воде и свету, бережное отношение к вещам и пр.). Почему люди всегда осуждали неряшливость, расточительность. Воспитание у детей следующих привычек : —— бережного обращения со своими вещами и вещами, принадлежащими другим — взрослым, сверстникам; —— разумного использования материалов для игр и занятий (бумага, краски, карандаши , пластилин, фломастеры и т. д.); —— экономии воды, электроэнергии (выключать, если ими в данный момент никто не пользуется); —— нетерпимости к беспорядку, брошенным вещам и игрушкам. Если экономить и беречь — хорошо, то почему же жадничать — плохо?

Слайд 17

Нравственные ориентиры в социально-экономической сфере Примеры народной мудрости: пословиц, поговорок, сказок «Труд и продукт (товар)» • Басня И.А. Крылова «Стрекоза и муравей», сказка Ш. Перро «Золушка», народная сказка «По щучьему велению», народная сказка «Морозко», сказки К.И. Чуков- ского «Телефон», « Федорино горе», сказка С.Т. Аксакова «Аленький цветочек», народная сказка «Репка». • Пословицы и поговорки: «Терпение и труд все перетрут», «Дело мастера боится», «Без работы день годом кажется», «Какие труды, такие и плоды», «Без труда не выловишь и рыбку из пруда!», «Береженая посуда два века стоит», «Не зарься на чужое, свое береги». «Деньги и цена (стоимость)» • Сказка К.И. Чуковского «Муха — цокотуха», сказка А.Н. Толстого «Золотой клю - чик», сказка Э. Успенского «Дядя Федор, пес и кот», сказка Г.Х. Андерсена « Дюй - мовочка ». • Пословицы и поговорки: «Время — деньги», «Без копейки рубля нет», «Без хозя - ина деньги — черепки», «Деньги к деньгам льнут», «Ближняя копеечка дороже дальнего рубля». «Реклама» • Сказка Ш. Перро «Кот в сапогах», сказка Г.Х. Андерсена «Новое платье короля», сказка С.В. Михалкова «Как старик корову продавал».

Слайд 18

Формы совместной деятельности взрослого и детей ролевые и дидактические игры с экономическим содержанием, непосредственно образовательная деятельность, увлекательные ситуационные задачи, загадки и кроссворды. Продуктивная деятельность, познавательно-исследовательская деятельность, чтение художественной литературы, а также тематическое наполнение, которое использует воспитатель, инициируя совместную партнерскую деятельность с детьми.

Слайд 19

Применение сюжетно-ролевых игр как эффективная форма работы с детьми в сфере экономического воспитания. Данные игры знакомят детей с профессиональной деятельностью взрослых, вырабатывают элементарные практические знания о видах профессий , труде, оплате труда, цене товара, рациональном потреблении, планировании трат и т. д. Например , могут быть проведены игры на следующие темы: магазин, почта, парикмахерская , ателье, банк, туристическая поездка, семья и др.

Слайд 20

Совместный просмотр и обсуждение с детьми мультфильмов, слайдов по финансовой грамотности, подготовленных исходя из возрастных ограничений. «Уроки тетушки совы.» Экономическое воспитание. https:// www.youtube.com/watch?v=0o_XQV0Zh9s https:// youtu.be/F5n821NyBRM https:// vk.com/video-142062384_456239031 https:// youtu.be/KmH5iMGGBtM

Слайд 21

моя будущая профессия , я помогаю близким, м ои добрые дела а также конкурс творческих работ, поделок мой товар на ярмарку, игрушка своими руками Примером свободной деятельности детей служит творческий конкурс рисунков .

Слайд 22

Рекомендуемая литература 1. Слободчиков В.И., Короткова Н.А., Нежнов П.Г., Кириллов И.Л. Дошкольное образование как ступень системы общего образования: научная концепция / Под ред. В.И. Слободчикова ; М.: Институт развития дошкольного образования РАО, 2005. 28 с. 2. Коменский Я.О. Материнская школа. М.: Книга по требованию, 2012. 104 с. 3. Липсиц И.В. Удивительные приключения в стране Экономика. М.: Вита-пресс, 2016. 336 с. 4. Люнфин О.Е. Экономическое воспитание дошкольников // Молодой ученый, 2017. № 8. С. 349–351. 5. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Модель организации образовательного процесса в старших группах детского сада // Дошкольное воспитание, 1995. № 9. 6. Хламова Н.А. Формирование основ экономического воспитания дошкольников в условиях детского сада // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII Междунар . науч. конф . (г. Санкт-Петербург, 2015). СПб.: Свое издательство, 2015. С. 39–41. 7. Шатова А.Д. Тропинка в экономику. Программа. Методические рекомендации. Конспекты занятий с детьми 5–7 лет. М.: « Вентана -Граф», 2015. 176 с. 8. Шатова А.Д. Тропинка в экономику. М.: « Вентана -Граф», 2015. 48 с. 9. Шатова А.Д. Экономическое воспитание дошкольников. М.: Педагогическое общество России, 2005. 256 с. Интернет-ресурсы www.cbr.ru — официальный сайт Банка России fincult.info — сайт Банка России по финансовой грамотности «Финансовая культура» минобрнауки.рф — официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации вашифинансы.рф — сайт национальной программы повышения финансовой грамотности граждан «Дружи с финансами»

Слайд 23

Спасибо за внимание !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста»

Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста развивает мышление, фантазию, кругозор ребенка, речь. У детей появляются навыки правильного ведения домашнего хозяйства, экономии денег...

Статья «Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста в семье»

Изучение экономики в раннем возрасте помогает детям развить экономическое мышление, освоить понятийный аппарат, приобрести элементарные навыки, необходимые для ориентации и существования в современном...

Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста.

Почему мы сегодня обращаемся к экономическому воспитанию детей дошкольного возраста? Наверное, потому, что все дети – это разные дети. Вспомните, как часто взрослые сталкиваются с новым отношени...

статья "Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста"

статья "Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста"...

"Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста"

Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо быть финансово грамотным. Поэтому обучение основам экономических знан...