КВЕСТ-ПРОЕКТ «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СТРАНЕ «ЭКОНОМИКА»
проект по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)

Варака Татьяна Михайловна

Актуальность проекта:

Повышение интереса к экономическому воспитанию в новых и весьма противоречивых условиях социальной жизни закономерно, так как от экономической культуры во многом зависит преодоление трудностей в политической, социальной и культурной жизни общества.

Обращение к экономическому воспитанию детей дошкольного возраста является актуальным вопросом на современном этапе, так как дети быстрее впитывают атмосферу новой реальности, лучше адаптируются к ней.

В современном мире ребенок встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнаёт, что такое «моё», «твоё», «наше», «обмен», «деньги», «цена» и пр.

Введение элементов экономического воспитания в образовательную деятельность с дошкольниками – это, прежде всего, необходимость ещё в детстве дать детям представление о рыночной экономике и её закономерностях, способствовать развитию самостоятельности детей.

Обучение экономической культуре не сводится к тому, чтобы учить зарабатывать деньги. На первый план ставится формирование нравственных понятий: честность, обязательность, умение подчинять свои желания возможностям, взаимопомощь, ориентация дошкольников в экономическом пространстве современного мира в соответствии с возрастными возможностями.

Цель: Формировать представления об элементах экономики у старших дошкольников, через обогащение различных видов деятельности экономическим содержанием.       

 Задачи:

 Образовательные:

-Формировать начальные представления детей об экономике, экономических отношениях

- Формировать экономическое мышление через знакомство с экономическими понятиями (деньги, товар, заработная плата, бюджет и др.)

  - Познакомить детей с профессиями, связанными с экономикой (экономист, бухгалтер, менеджер и др.)

-Продолжать знакомить детей с профессиями взрослых (родителей)

- Учить воспринимать и ценить окружающий мир, как результат труда людей

Развивающие:

-Развивать познавательный интерес и творческую активность в экономической сфере посредством различных видов детской деятельности, используя полученные ранее знания и личный опыт

-Развивать коммуникативные качества дошкольников, обогащать словарный запас по теме проекта

Воспитательные:

- Воспитывать такие качества личности ребенка, как бережливость, рациональность, экономность, трудолюбие, взаимопомощь, дружелюбие, щедрость, честность, отзывчивость, доброта.

- Воспитывать уважение к старшим, их труду

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_stranu_ekonomika.docx32.25 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №6

«ЗОРЕНЬКА»

СТУПИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

(МАДОУ  д/с комбинированного вида №6 «Зоренька»)

КВЕСТ-ПРОЕКТ

«ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СТРАНЕ

«ЭКОНОМИКА»

        

Автор проекта воспитатель Варака Т. М.

Тип проекта: познавательно-творческий.

Сроки реализации: Долгосрочный

(сентябрь 2017г.- май 2018 г.)

Участники проекта: дети 6-7 лет, родители группы «Василёк», педагоги группы. 

Продукты проекта:

Экономическая игра «Мы ребята деловые», ярмарка с Афлатуном, выпуск экономического словаря для дошкольников    

 Актуальность проекта:

Повышение интереса к экономическому воспитанию в новых и весьма противоречивых условиях социальной жизни закономерно, так как от экономической культуры во многом зависит преодоление трудностей в политической, социальной и культурной жизни общества.

Обращение к экономическому воспитанию детей дошкольного возраста является актуальным вопросом на современном этапе, так как дети быстрее впитывают атмосферу новой реальности, лучше адаптируются к ней.

В современном мире ребенок встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнаёт, что такое «моё», «твоё», «наше», «обмен», «деньги», «цена» и пр.

Введение элементов экономического воспитания в образовательную деятельность с дошкольниками – это, прежде всего, необходимость ещё в детстве дать детям представление о рыночной экономике и её закономерностях, способствовать развитию самостоятельности детей.

Обучение экономической культуре не сводится к тому, чтобы учить зарабатывать деньги. На первый план ставится формирование нравственных понятий: честность, обязательность, умение подчинять свои желания возможностям, взаимопомощь, ориентация дошкольников в экономическом пространстве современного мира в соответствии с возрастными возможностями.

Цель: Формировать представления об элементах экономики у старших дошкольников, через обогащение различных видов деятельности экономическим содержанием.        

 Задачи:

 Образовательные:

-Формировать начальные представления детей об экономике, экономических отношениях

- Формировать экономическое мышление через знакомство с экономическими понятиями (деньги, товар, заработная плата, бюджет и др.)

  - Познакомить детей с профессиями, связанными с экономикой (экономист, бухгалтер, менеджер и др.)

-Продолжать знакомить детей с профессиями взрослых (родителей)

- Учить воспринимать и ценить окружающий мир, как результат труда людей

Развивающие:

-Развивать познавательный интерес и творческую активность в экономической сфере посредством различных видов детской деятельности, используя полученные ранее знания и личный опыт

-Развивать коммуникативные качества дошкольников, обогащать словарный запас по теме проекта

Воспитательные:

- Воспитывать такие качества личности ребенка, как бережливость, рациональность, экономность, трудолюбие, взаимопомощь, дружелюбие, щедрость, честность, отзывчивость, доброта.

- Воспитывать уважение к старшим, их труду

 

Ожидаемые результаты:

 У детей сформированы начальные представления об экономике, экономических отношениях

Они активно используют в различных видах детской деятельности полученные ранее знания и личный опыт для решения задач и ситуаций в экономической сфере.

 Словарный запас дошкольников обогатился основными экономическими понятиями (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.).

У детей расширились представления о профессиях и труде взрослых.

Они научились воспринимать и ценить окружающий мир, как результат труда людей

 У детей сформировалось   умение осознавать и соизмерять свои потребности и возможности.

Дошкольники обладают такими качествами, как: бережливость, рациональность, экономность, трудолюбие, и вместе с тем щедрость, честность, отзывчивость, доброта, дружелюбие.

Этапы реализации проекта:

Подготовительный этап (сентябрь)

Подбор дидактического и игрового материала, литературы по теме проекта. Наполнение развивающей среды в группе экономическим содержанием.

Работа с родителями

 Оформление выставки литературы по теме проекта.

Объявление творческих конкурсов:

- «Монетка Афлатун» (сотворчество детей и родителей)

-«Дизайнерский кошелёк» (сотворчество детей и родителей)

- «Моя реклама» (сотворчество детей и родителей)  

- Конкурс плакатов «Экономьте ресурсы» (сотворчество детей и родителей)  

- Фотоальбом «Профессии моих родителей»

-Беседа с родителями об организации встречи с сотрудниками банка.

-Подготовка и участие в ярмарке с Афлатуном.

- Экономическая игра «Мы ребята деловые» (с участием родителей)

Основной этап

Сентябрь

Ст. Экономическая

1) Познавательная беседа с Афлатуном «Что такое экономика?».

2) ООД «Потребности современных и первобытных людей». Изготовление карты путешествия по стране «Экономика» (сотворчество детей и воспитателей)

3)Чтение сказки о пшеничном зёрнышке. Д/И «Нужды и желания»

4) Телепередача с Афлатуном «ЧЭЗ?» (экономический словарь: экономика, потребности человека)

Октябрь

Ст. Денежная

1)Знакомство детей с денежными единицами РФ и других стран.

Рассматривание коллекции «Денежные купюры и монеты»

2)Драматизация сказки К. Чуковского «Муха-Цокотуха»

3) ООД рисование «Поезд», ООД аппликация «Едем, гудим- с пути уйди!»

4) Телепередача с Афлатуном «ЧЭЗ?» (экономический словарь: деньги, купюры, монеты)

Конкурс «Дизайнерский кошелёк»

Ноябрь

Ст. Труд и товар

1) ООД «Кем работает моя мама (папа)?» (рассказы детей из личного опыта)  Оформление фотоальбома «Профессия моих родителей»

2)Д/И «В каком магазине продаётся?»  

Сюжетно-ролевая игра «Наш минимаркет»  

3) Вечер загадок и пословиц о труде. Чтение произведения Д. Родари «Чем пахнут ремёсла?»

4) Телепередача с Афлатуном «ЧЭЗ?» (экономический словарь: труд, товар, продавец, покупатель, цена)

Декабрь

Ст. Банковская

1)Познавательная беседа с Афлатуном «Где живут деньги?»

Экскурсия в Банк

2)ООД «Знакомство с профессиями банковской сферы – экономист, бухгалтер, кассир»

 3) Конкурс «Моя копилка» (сотворчество детей и родителей)

Чтение сказки П. Бажова «Серебряное копытце»

4) Телепередача с Афлатуном «ЧЭЗ?»  (экономический словарь: банк, банкнота, экономист, бухгалтер, кассир)

Январь

Экономика семьи

1) ООД «В чем я действительно нуждаюсь?»

Д/И «Нужды и желания».  Рисунки детей в свободной деятельности «Мои желания»  

2) Познавательная беседа с Афлатуном «Семейный бюджет», д/и «Что важнее, что нужнее?».

3)Чтение с последующим обсуждением рассказа Л. Воронковой «Маша-растеряша», произведения К. Чуковского «Федорино горе».

 4)Телепередача с Афлатуном «ЧЭЗ?»  (экономический словарь: бюджет (семейный), долг, кредит)

Февраль

Ресурсная

1) Познавательная беседа с Афлатуном «Что такое ресурсы и как их сберечь?»

Чтение басни И. Крылова «Стрекоза и муравей»

2) Д/И «Из чего сделано?»  

Эксперименты с водой и другими материалами

3) Конкурс плакатов «Экономь ресурсы»  

 Викторина «Друзья природы»

4)Телепередача с Афлатуном «ЧЭЗ?»  (экономический словарь: ресурсы, эколог, экономия)

Март

Ст. Рекламная

1)Творческий конкурс «Моя реклама»

(сотворчество детей и родителей), презентация

2)Экономические игры с Афлатуном (решение экономических задач)

3) ООД «Копим, тратим, делимся»

4)  Телепередача с Афлатуном «ЧЭЗ?»  (экономический словарь: реклама, рекламный агент)

Апрель

Монетный двор

1) ООД рисование «Монетка   Афлатун»

2) Сюжетно-ролевая игра «Я иду за покупками»

  Обсуждение проблемной ситуации: «Всё ли можно купить за деньги?»

 Толкование пословиц: «Здоровье за деньги не купишь», «Не имей сто рублей, а имей сто друзей!»

3) ООД конструирование «Банк»

4) Телепередача с Афлатуном «ЧЭЗ?» (экономический словарь: монета, банкнота, монетный двор)

Заключительный этап

Май

Ст. Конечная-Ярмарочная

1 День открытых дверей. Экономическая игра «Мы ребята деловые»

2) Выставка поделок для ярмарки (сотворчество детей и родителей). Ярмарка с Афлатуном

3) С\р игры «Супермаркет», «Моя семья», «День рождения», «Банк» и др.

4) Телепередача с Афлатуном  «ЧЭЗ?» (экономический словарь: ярмарка, выставка)

Выпуск экономического словаря для дошкольников

Литература:

1. Знакомим с окружающим миром детей 5-7 лет.  Т.В. Вострухина,  Л.А. Кондрыкинская  М.: ТЦ Сфера, 2015

2.Беседы об экономике. Т.А. Шорыгина М.: ТЦ Сфера, 2009

3. ОБЖ для старших дошкольников. Н.С.Голицына, С.В.Люзина, Е.Е.Бухарова М.: Издательство «Скрипторий 2003»,2010

4. ЭТИЧЕСКИЕ БЕСЕДЫ с детьми 4-7 лет. В.И. Петрова, Т.Д. Стульник, М.:Мозаика-Синтез, 2013

5. СБОРНИК ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР по ознакомлению с окружающим миром. Л.Ю.Павлова. М.:Мозаика-Синтез, 2014

6. Ознакомление с ПРЕДМЕТНЫМ И СОЦИАЛЬНЫМ окружением. О.В.Дыбина М.:Мозаика-Синтез, 2014

1 слайд: Квест-проект «Путешествие по стране «Экономика» разработан на основе Международного проекта «Афлатот» по экономическому и финансовому образованию детей дошкольного возраста. На всех этапах проекта присутствует персонаж Афлатун- друг воспитанников подготовительной группы.

2 слайд: Особенная важность финансового обучения становится очевидной в настоящее время.   Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо быть финансово грамотным. Поэтому обучение основам экономических знаний необходимо начинать уже в детском саду, ведь представления о деньгах и их применении формируются в дошкольном возрасте. Формирование полезных привычек в сфере финансов, начиная с раннего возраста поможет избежать многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни.

3 слайд: Наш проект поможет детям осознать их потенциал для того, чтобы сделать мир лучше.

 4 слайд: Экономика и дошкольник, на самом деле, тесно связаны. Каждый ребенок так или иначе, оказывается вовлеченным в экономический процесс. Ему покупают еду, одежду, обувь, книги, игрушки. На него тратятся труд, ресурсы и производительные силы.

5 слайд: Реализация данного проекта сможет помочь дошкольнику ориентироваться в сфере экономических отношений и познакомит с миром финансов в доступной и ненавязчивой форме.

6 слайд: Участниками проекта стали дети подготовительной группы «Василек», их родители, педагоги. Срок реализации проекта: 2017-2018 у. г. (сентябрь-май)

7 слайд: Уже на подготовительном этапе проекта к работе активно подключились родители. Они познакомились с тематикой творческих конкурсов в сотворчестве с детьми. Вместе с педагогами обсудили организацию встречи с сотрудниками банка, проведение экономической игры «Мы ребята деловые», подготовку и участие в ярмарке с Афлатуном. Все мероприятия в рамках проекта были направлены на сближение детей и родителей.

8 слайд: Основной этап проекта ознаменовался выпуском карты путешествия по стране «Экономика». О пути путешествия рассказал наш друг Афлатун. Каждый месяц проекта поезд делал остановку на новой станции, которая имела свое название, связанное с экономикой. Дети были воодушевлены, ведь впереди их ждали новые открытия и интересные события.

Чтобы раскрыть детям смысл незнакомых экономических терминов, мы использовали «телепередачу» с Афлатуном «ЧЭЗ?» (что это значит). Поэтапно, от станции к станции пополнялся словарь дошкольников по теме проекта, формировалось экономическое мышление через знакомство с экономическими понятиями (экономика, потребности человека, деньги, монеты, купюры, труд, товар, бюджет и др.).

 9 слайд: На станции «Денежная» ребята познакомились с денежными единицами РФ и других стран и рассмотрели коллекцию «Денежные купюры и монеты». Был проведен конкурс «Дизайнерский кошелек» (сотворчество детей и родителей). Дети с увлечением рассматривали работы друг друга, делились впечатлениями.

 Тему путешествия отразили в творческих работах «Поезд» (рисование), «Едем-гудим, с пути уйди!» (аппликация). Мы также закрепили знания дошкольников о различных видах транспорта, профессиях взрослых, правилах безопасного поведения в общественном транспорте.

10 слайд: Наш поезд сделал новую остановку на станции «Труд и товар».

 Раскрывая смысл пословиц «Без труда не вытащишь рыбку из пруда», «Терпенье и труд все перетрут», «Смотри дерево в плодах, а человека в делах», дети смогли выстроить логическую цепочку: образование-профессия-труд-товар. Они узнали, что труд бывает индивидуальным и коллективным, умственным и физическим. Полученные знания применили в с\р игре «Наш минимаркет». Используя рассказы из личного опыта в форме интервью о профессиях мамы (папы), выпуска фотоальбома «Профессии моих родителей» дети познакомились с разнообразной деятельностью взрослых, ценностью их труда для общества. А в д\и «Кому, что нужно для работы» закрепили знания об орудиях труда.

11 слайд: станция «Банковская».

 Продолжая расширять знания дошкольников в экономической сфере, мы организовали встречу с сотрудниками банка «Возрождение». Дети узнали, где «живут» деньги, как их сберегать, хранить, копить, что такое вклады, кредит, долг; познакомились в игровой форме с профессиями банковской сферы, перевоплащаясь, то в менеджера, то в кассира, то в инкасатора. В свободной деятельности проявили фантазию и творчество при создании коллективной постройки «Банк».

12 слайд: станция «Экономика семьи»

В дидактических играх мы моделировали реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции и др. Соединение учебно-игровой и реальной деятельности наиболее эффективны для усвоения дошкольниками сложных экономических знаний. Например, дети усвоили, что расходы семьи не должны быть расточительными и что они, будучи экономными и бережливыми могут их уменьшить.

 13 слайд: станция «Ресурсная»

 В ходе познавательной беседы с Афлатуном дети познакомились с профессией эколога, получили знания о том, что эта профессия затрагивает все сферы жизнедеятельности человека, смогли почувствовать свою сопричастность к тому, что происходит на нашей огромной и красивой планете Земля. У дошкольников появилось желание самим что-то изменить, чтобы жить лучше. На занятии по экспериментированию «Царица-водица» расширялись знания о воде, ее свойствах, роли в жизни человека и живых организмов, воспитывалось бережное отношение к воде как основному природному ресурсу, развивалась экономическая культура. Мы провели конкурс плакатов «Береги ресурсы!». Дети нашей группы призывают беречь все живое и рационально пользоваться ресурсами, ведь они не бесконечны!

 14 слайд: станция «Рекламная».

 Наш поезд сделал очередную остановку на станции «Рекламная». В экономических играх с Афлатуном дети сумели применить свои знания о свойствах товара, его размещении на полках магазина, цене, попробовали себя в роли продавцов, покупателей. А на практическом занятии «Рекламная акция» дети перевоплотились в рекламных агентов. У дошкольников формировались знания об основных рыночных процессах, таких как продажа и покупка.

Мы организовали творческий конкурс (сотворчество детей и родителей) «Моя реклама». Каждый ребенок смог прорекламировать свой товар, рассказать о его качествах и свойствах. Дети усвоили, что рекламировать можно не только продукты питания, технику, но и ЗОЖ. А еще реклама помогает успешнее продавать товары и услуги.

 15 слайд: станция «Монетный двор»

В процессе реализации проекта повышался интерес старших дошкольников к получению экономических знаний. Используя обсуждение проблемных ситуаций, мы развивали у детей логическое и нестандартное мышление. Они самостоятельно находили пути решения, учились делать выводы, поясняя и аргументируя свой выбор. Из познавательной беседы с Афлатуном дети узнали, где чеканят деньги, сами придумали и изготовили монеты и купюры ограниченной серии, которые использовали при организации сюжетно-ролевых игр.  

16 слайд: станция «Конечная-Ярмарочная»

На заключительном этапе проекта в экономической игре «Мы ребята деловые», при проведении ярмарки с Афлатуном дети продемонстрировали приобретенные знания, показали умение творчески подходить к решению ситуаций экономических отношений посредством игровых действий. Родители тоже стали активными и неравнодушными участниками этих мероприятий.

 17 слайд:

 Важно, что наш проект сформировал начальные представления детей об экономических отношениях, заложил основы экономической культуры, прояснил связи между работой, заработком, затратами и сбережениями и различными рыночными отношениями.

 Дети научились мыслить экономическими категориями, свободно делиться своими суждениями, вести диалоги на обсуждаемые темы. Вся проделанная работа в рамках проекта соответствовала возрастным потребностям и интересам старших дошкольников.

Теперь дети раньше поймут цену деньгам и научаться правильно принимать финансовые решения в дальнейшей жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Путешествие в страну-Экономика!"

   Цель: познакомить детей с основами экономического воспитания через знакомство со  сказкой и её героями. Программные задачи: 1.      Образов...

Примерный конспект интегрированного занятия: "Путешествие в страну Экономика" Сюжетно – ролевая игра «Супермаркет»

Задачи: Учить детей  действовать согласно предложенной ситуации общения, делать обобщения  и выводы, решая экономические задачи; понимать значение  экономических пословиц, поговорок; да...

Путешествие в страну экономика

Программное содержание Дать детям элементарные экономические представления о современной жизни.Раскрыть сущность понятия доход и его основные источники (заработная плата, стипендия, пенсия); расход (о...

Смешарики в стране "Экономика"

Интерактивная авторская игра Смешарики в стране "Экономика"...

Полезное путешествие по стране Экономика

Сформировать экономическое мышление через сюжетно-ролевую игру «Магазин-Супермаркет»; добиваться правильного отношения к деньгам как предмету жизненной необходимости, воспитывать начала разумного пове...

«Сказка о волшебной стране Экономике и злой волшебнице Инфляции».

Приключение девочки Маши в сказочной стране...

Путешествие в страну Экономика

Формирование зачатков экономического мышления детей старшего дошкольного возраста через игровые методы для воспитания социально - адаптированной личности....