Финансовая грамотность в ДОУ
статья по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)

Кучеренко Наталья Александровна
Обмен опытом по Финансовой грамотности в Доу

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Финансовая грамотность в ДОУ22.77 КБ

Предварительный просмотр:

Слайд№1

          Добрый день, уважаемые коллеги!

Тема моего выступления: «Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста».

   Слайд№2

        Финансовая грамотность – это умение использовать знания и навыки, для принятия правильных решений, связанных с деньгами и тратами.

 

 Слайд№3

Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо быть финансово грамотным. Поэтому обучение основам экономических знаний необходимо начинать уже в детском саду, ведь представления о деньгах и их применении начинают формироваться в дошкольном возрасте.

К сожалению, финансовой грамоте не обучали в детских садах. А грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают.

         Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.

Слайд№4

Как всё-таки правильно познакомить ребенка с финансовой составляющей жизненных отношений?

Для начала необходимо четко объяснить функцию денег на понятном дошкольнику языке. Следует подробно рассказать детям о способах заработка родителями. То есть им нужно понимать, что каждый день мама и папа должны ходить на работу, чтобы в конце месяца получить зарплату, на которую их семья будет жить и тратить в течение месяца.

          Важно  привить правильное понимание «необходимого» и «желаемого». Идя за покупками в магазин, объяснить детям, что хлеб – это необходимость, а мороженое – это желание. И нужно дать понимание того, что без «желаемого» можно обойтись. А без «необходимого» невозможно сохранить, к примеру, здоровье.

    Необходимо с помощью игр, рассказов, сказок, а так же практических занятий обучить дошкольников, следующему:

что такое деньги, какие они бывают;

что такое «необходимые покупки», и «желаемые покупки»;

что такое карманные деньги. Банковская пластиковая карта;

как планировать свои расходы;

техника безопасности использования банковских карт.

            Ребенок и деньги – это довольно сложный вопрос, но в дошкольном возрасте нужно и можно объяснить ребенку все, так, чтобы он был финансово грамотным.

Слайд№5

Работу по финансовой грамотности нужно проводить при взаимодействии с семьей

( АНКЕТИРОВАНИЕ, КОНСУЛЬТАЦИИ, РОДИТЕЛЬСКИЕ СОБРАНИЯ, СОЗДАНИЕ И ОБОГАЩЕНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ, ОТКРЫТЫЕ ЗАНЯТИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕМЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ)

Слайд№6

Для работы в данном направлении мы используем:

1.  ПРИМЕРНУЮ ПАРЦИАЛЬНУЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ПРОГРАММУ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ: ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ.

Воспитание финансовой грамотности дошкольников тема новая, полностью не исследована, поэтому мы  познакомились с некоторыми дополнительными  программами по финансовой грамотности:

2. На ее основе была разработана программа дополнительного образования «Школа гнома Эконома» для детей дошкольного возраста 4-7 лет.

3. Дополнительная общеразвивающая программа детей старшего дошкольного возраста «Маленький Экономист» Пестова Т.Г., Рубцова Г.В.;

    4. Дополнительная программа по Познавательному развитию «Основы финансовой грамотности» Виноградова К.В.;

     5. Дополнительная общеобразовательная программа по формированию основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста

« Первые ступеньки в мир финансовой грамотности» Зимин Т.А., Исина Н.Ю.;

        6.  Парциальная образовательная программа дошкольного образования «Финансовая грамотность дошкольников» Дрыгина Е.Н., Комардина Т.В., Долганова Е.Г.

Материал программы представлен в четырех разделах – блоках: « Труд – продукт», « Деньги, цена, стоимость», « Реклама», «Полезные навыки и привычки в быту».  В каждом блоке раскрываются педагогические задачи, содержание работы, основные понятия, методические рекомендации по созданию игровой и предметной среды.

Не смотря на внутреннюю связь блоков, каждый из них может быть реализован автономно в виде мини – программы, поскольку содержит богатый материал для воспитательно – образовательной работы с детьми старшего дошкольного возраста. В некоторых частях программа дополняется методическими указаниями уточняющего характера, что не исключает разработки специальных методических указаний и наглядных пособий, соответствующих содержанию каждого блока программы.

СЛАЙД №7,8,9,10.

Мы разделили их на 8 экономических блоков:

  1. ЭКОНОМИКА
  2. ПОТРЕБНОСТЬ
  3. ТРУД И ПРОФЕССИИ
  4. ТОВАР, ТОВАРООБМЕН
  5. ВЫГОДА И УБЫТОК
  6. ДЕНЬГИ И БЮДЖЕТ СЕМЬИ
  7. РЕКЛАМА
  8. БИЗНЕС И КАПИТАЛ

Программы рассчитаны на детей дошкольного возраста. Их целью является приобщение детей к миру экономических ценностей и воспитание этического поведения в предметном, вещном мире.

СЛАЙД № 11

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ :

Необходимо с помощью игр и практик донести до детей, что:

  1. Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются! Объясняем, как люди зарабатывают деньги и каким образом заработок зависит от вида деятельности.
  2. Сначала зарабатываем – потом тратим. Рассказываем, что « из тумбочки можно взять только то, что в нее положили», - соответственно, чем больше зарабатываешь и разумнее тратишь, тем больше можешь купить.
  3. Стоимость товара зависит от его качества, нужности и от того, насколько сложно его произвести. Объясняем, что цена – это количество денег, которые надо отдать, а товар в магазине – это результат труда других людей, поэтому он стоит денег; люди как бы меняют свой труд на труд других людей, и в этой цепочке деньги – это посредник.
  4. Деньги любят счет. Приучаем считать сдачу и вообще деньги, быстро и внимательно.
  5. Финансы нужно планировать. Приучаем вести учет доходов и расходов в краткосрочном периоде.
  6. Твои деньги бывают объектом чужого интереса. Договариваемся о ключевых правилах финансовой безопасности и о том, к кому нужно обращаться в экстренных случаях.
  7. Не все покупается. Прививаем понимание того, что главные ценности  – жизнь, отношения, радость близких людей – за деньги не купишь.
  8. Финансы – это интересно и увлекательно!

 Итак, финансовая грамотность – это умение использовать знания и навыки для принятия правильных решений, связанных с деньгами.

А что представляют собой деньги? И как они возникли?

Деньги – это средство обмена; люди принимают деньги в обмен на товар и услуги, которые они производят.

У первобытных людей не было ни металла, ни бумаги, чтобы изготавливать деньги. А чем они могли расплачиваться? Сначала они меняли товар на товар.

Намного позже появились металлические деньги: золотые, серебряные, медные.

СЛАЙД № 12,13

Металлические деньги называются монетами. Они разного размера, цвета и достоинства, т.е. стоят по-разному.

Бумажные – банкнотами. Они тоже имеют разное достоинство.

СЛАЙД № 14

  Предусматривается чтение сказок, где говорится про деньги или золото как их эквивалент. (Р.н.с. «Курочка Ряба», «Муха – Цокотуха» К. Чуковского, «Сказка о золотой рыбке» А.С. Пушкина, «Золотой ключик или приключения Буратино» А.Н. Толстого).

 Дима и Совенок полезная сказка о финансах ЭДУАРДА МАТВЕЕВА

КАК Сорока карту потеряла методическое приложение к программе ЭК. Восп-я.

Так же знакомство с пословицами, загадками, Интересно поговорить о фразеологизмах – устойчивых словосочетаниях, что подразумевается под этими выражениями.

Золотые руки – мастер искусный в своем деле.

Золотое сердце – отзывчивый, добрый человек.

Золотой дождь – богатство, много денег.

Золотой голос– очень красивый певческий голос.

СЛАЙД № 15,16

Существует множество разнообразных игр направленных на формирование представлений об экономике и финансах.  В процессе игровой деятельности нужно донести до детей что: - Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются!

    Объясняем, как люди зарабатывают деньги, и каким образ                                                                                      заработок зависит от вида деятельности. – Сначала зарабатываем – потом тратим. 

МАКЕТ  БАНКОМАТА:

Денежные купюры ( картинки), карточки для банкомата ( с геометрическими фигурами «Пин - код»).

ИГРА «ХОЧУ – НАДО»

Закреплять умение ориентироваться в понятиях «предметы роскоши» и « жизненно необходимые предметы»; формировать умение дифференцировать предметы по степени их значимости, делая логические выводы. Определять  разницу между «хочу» и « надо».

ИГРА «ГРУША- ЯБЛОКО»

Формировать умение распределять ресурсы.

Предложила детям нарисовать на одной стороне бумаги грушу. Когда рисунок был закончен, предложила нарисовать на оборотной стороне листа, яблоко. Затем попросила вырезать и грушу, и яблоко. Увидев замешательство, объяснила, что  конечно это невозможно. Потому что лист бумаги один и если мы изначально хотели вырезать два рисунка, необходимо было заранее спланировать место на бумаге. Так и с деньгами, их нужно  планировать заранее.

ИГРА «ДОХОД –РАСХОД»

Развивать логическое мышление.

Работа с сигнальными карточками «+» и «-».

Папа получил зарплату(доход)« +»;

Бабушка заболела ( расход) «-»;

Выиграли в лотерею (доход) « +»;

Потеряли кошелек ( расход)  «-»;

ИГРА «КТО КЕМ РАБОТАЕТ?»

Расширять знания детей о профессиях и трудовых действиях; воспитывать интерес к новым профессиям, уважение к труду взрослых.

Дети берут картинки с изображение профессий. Должны составить рассказ при помощи схемы – картинок.

ИГРА « НЕ ОШИБИСЬ»

Собрать разрезные картинки с изображением сказочных героев.

ИГРА «РАЗМЕН»

Формировать умение считать деньги.

Это игра- соревнование. Кто из игроков быстрее разменяет предложенную банкноту мелочью, тот и победил.

ИГРА В ТЕХНИКЕ «ФРОТТАЖ»

Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования «Фроттаж» в  переводе с фр. – натирание. Развивать мелкую моторику рук.

Предложить детям рисовать восковым мелком, держа его плашмя к листу бумаги. Под бумагу подкладываем  монетку, затем детали прорисовываем карандашом или фломастером.

ЭКСКУРСИЯ К БАНКОМАТУ

Познакомить детей с работой банкомата, правилами пользования пластиковой картой.

ИГРА «МАГАЗИН»

Дать возможность детям практически осуществить процесс купли- продажи; развивать умение «видеть» товар, цену ( стоимость).

ИГРА «БАНК»

Расширять представление о банке, служащих банка и некоторых операциях, производимых в банке. Знакомство с правилами пользования банкоматом.

ПРОСМОТР МУЛЬТФИЛЬМОВ:

« Азбука финансовой грамотности », «Золушка» - Смешарики;

 «Райский остров»; «Благородное дело»;

Фиксики: « История вещей – деньги», «Как делают деньги», «Деньги»;

«Азбука денег. Уроки тетушки совы»;

Три кота : «Поход в магазин»;

«Простоквашино», «Муха – цокотуха»;

«Жила –была царевна» - серия «Магазин» где рассказывается про самостоятельные покупки девочкой в магазине по просьбе мамы.

Итог:

Из всего этого можно сделать вывод

Раннее разумное экономическое воспитание служит основой правильного миропонимания и организации эффективного взаимодействия ребенка с окружающим миром. Осуществляя экономическое воспитание в дошкольном возрасте, мы решаем задачи всестороннего развития личности.

  СЛАЙД № 17

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совет педагогов «Современные подходы к повышению к повышению финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста: азы финансовой грамотности в ДОУ»

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике, так как финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделим...

Анализ содержания вариативных программ дошкольного образования, направленных на формирования предпосылок финансовой грамотности у дошкольников: «Тропинки» и «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности"

Анализ содержания двух вариативных программ дошкольного образования, направленных на формирования предпосылок финансовой грамотности у дошкольников.Основная образовательная программа дошкольного образ...

Игра-путешествие по финансовой грамотности с использованием STEM-образования в подготовительной коррекционной группе «Путешествие Буратино в страну Финансовой грамотности»

Игра-путешествие разработана в соответствии с программой STEM-образование и дополнительной программы "Финансовая грамотность для дошкольников". В разработке использованы все 6 модулей STEMа:...

Конспект занятия по формированию финансовой грамотности детей старшего возраста. Тема: «Обучение Буратино финансовой грамотности»

Содействие финансовому просвещению и экономическому восприятию детей старшего дошкольного возраста....

Проект по формированию финансовой грамотности у дошкольников (6-7 лет) «Приключения Буратино в стране финансовой грамотности»

Проект по формированию финансовой грамотностиу дошкольников (6-7 лет)«Приключения Буратино в стране финансовой грамотности»Основы финансовой культуры необходимо прививать детям с малых лет...

Проект по формированию финансовой грамотности у дошкольников по теме «Приключения Буратино в стране финансовой грамотности».

Проект по формированию финансовой грамотности у дошкольников по теме "Приключения Буратино в стране финансовой грамотности"....