Проект "Азбука финансовой грамотности"
проект по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Холмовая Елена Александровна

проект по развитию финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_razvitiyu_finansovoy_gramotnosti.docx96.58 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением социально-личностного направления развития воспитанников №3 «Тополек»

по развитию финансовой грамотности

«Азбука финансовой грамотности»

                                                               

                                                               Холмовая Е.А, воспитатель высшей

                                                       квалификационной категории

                                                                 МДОУ «Детский сад №3 «Тополек»

                                                          Новоселицкого муниципального

                                                      округа Ставропольского края

                                                        356356, Ставропольский край,

                                                                  Новоселицкий район, с. Китаевское,

                                    Ул. Гагарина, 119

                                               eholmovaya@list.ru 

2020 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Чтоб не стало дитя, лишь беспомощным ртом-

Приучай его с детства заниматься трудом,

Чем он раньше познает, как хлеб достаётся-

Тем полезней ему будет в жизни потом!

Тема экономического воспитания является актуальной, так как проблему формирования элементарных экономических представлений, мы начинаем изучать с дошкольного возраста.

Дети рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле - продаже и других финансово - экономических отношениях, овладевая, таким образом, экономической информацией в жизненной практике.

Паспорт проекта

Название проекта: Социально - значимый проект «Азбука финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»

Тема проекта: Формирование элементарных экономических представлений

Проблемное поле проекта:

Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо быть финансово грамотным. А грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают. Современные дети участвуют в покупках в магазине, в 4-7 лет детям могут разрешить иметь карманные деньги. При этом многие родители жалуются на то, что дети не знают цену деньгам, ждут дорогих подарков или не ценят новые игрушки, и родители ищут помощи в решении этих проблем. Поэтому обучение основам экономических знаний необходимо начинать уже в детском саду, ведь представления о деньгах и их применении начинают формироваться в дошкольном возрасте.

Педагогические технологии, методы и приёмы, используемые при организации деятельности детей в рамках проекта: беседы о финансовой грамотности с привлечением родителей, использование ИКТ- технологий, виртуальные экскурсии, тематические беседы по ознакомлению с деньгами разных стран, элементарными финансовыми понятиями, сюжетно-ролевые игры, решение проблемных ситуаций, чтение художественной литературы, использование сказок с экономическим содержанием, знакомство с историей возникновения денег, российского рубля, интерактивные занятия.

Цель - не только расширять экономический кругозор дошкольника, но и дать представление о таких экономических качествах, как трудолюбие, бережливость, хозяйственность, экономность.

Задачи - познакомить детей с основными экономическими понятиями (деньги, ресурсы, цена, и т. д.); формировать представление детей о финансовой грамотности, организации производства; формировать понятие основных правил расходования денег, умение учитывать важность и необходимость покупки; воспитывать уважения к труду, людям труда, бережливого отношения ко всем видам собственности; воспитывать умение правильного обращения с деньгами, разумного подхода к своим желаниям, сопоставление их с возможностями бюджета семьи; воспитывать нравственно-экономические качества и ценностные ориентиры, необходимые для рационального поведения в финансовой сфере.

Планируемые результаты проекта:

По завершению проектных мероприятий дети могут:

1. Активно использовать в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации проектных мероприятий (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.).

2. Осознавать и соизмерять свои потребности и возможности.

3. Получить представления о том,  что зарплата – это оплата за количество и качество труда,  пенсии за прошлый труд, а пособия на детей – это аванс детям в расчёте на их будущий труд.

4. Понимать, что расходы семьи не должны быть расточительными и что ребёнок может, будучи экономным, их уменьшить.

5. Осознавать, что сбережения семьи – это денежные средства, которые могут остаться, если разумно расходовать свои доходы, и могут быть использованы для отдыха всей семьей или приобретения необходимых, вещей 

6. Контролировать  ответственность за свои поступки, которые могут положительно или отрицательно сказаться на экономическом положении семьи и его самого.  

7. Понимать, что реклама может помочь, если она правдива, и напротив, навредить, бюджету семьи и здоровью человека.

Конечный результат: Выставка дидактических игр, изготовленных своими руками

Лэпбук «Азбука финансовой грамотности»

Игротека «Финансовая грамотность дошкольников»

План работы по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста

Методические разработки мероприятий для детей и родителей по теме проекта

Альбом «Деньги разных стран»

Выставка детских работ, выполненных совместно с родителями

Презентация проекта

Вид проекта:

•социально-значимый

•информационно-познавательный,

•игровой.

Состав участников:

Дети – старшая группа

Педагоги (воспитатели и специалисты) детского сада

Родители (законные представители)

СЦЕНАРИЙ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ

(основные шаги реализации проекта).

Поисковый этап - темы, по которым собирается информация:

- с детьми:

  • Размышления на темы: «Что такое экономика?», «Что мы знаем об экономике?», «Что хотим узнать?», «Как мы будем это узнавать?»
  • Дидактические игры: «Маленький покупатель», «Груша-яблоко», «Кто кем работает?», «Кто, как работает?», «Услуги и товары», «Мини-банк», «Магазин», «Разложите товар», «Кто кем работает?» «Умелые руки» «Что важнее?»
  • Интеллектуальные игры: «Где логика?», «Что? Где? Когда?»
  • Сюжетно-ролевые игры: «Магазин», «Автобус», «На почте», «В банке», «Парикмахерская», «Супермаркет», «Банк», «Торговый центр», «Кафе», «Ателье», «Почта», «Аптека», «Больница»,  «Парикмахерская»,  «Строители», «Детский мир».

- с родителями:

•Консультация «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста»

• Практическая помощь: изготовление и приобретение пособий для реализации проекта.

• Круглый стол: «Мы играем в экономику»

•Консультация «Азбука финансов»

•Анкетирование по финансовой грамотности у детей дошкольного возраста.

•Оформление мини-музея – «Музей денежных знаков»

- с педагогами:

•оформление атрибутов к сюжетно-ролевым играм,

•подготовка разнообразных материалов для детского творчества;

•пополнение книжного уголка художественной литературой по данной теме

•приобретение дидактических игр,

•разработка сценариев мероприятий совместной деятельности с детьми,

•изучение Интернет-ресурсов по теме «Финансовая грамотность».

Аналитический этап

Анализ собранной информации

Планирование практической деятельности

•по созданию продукта – коллекция денежных знаков

•по ознакомлению детей с экономикой посредством дидактических игр и чтения художественной литературы

•изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр

Практический этап

Распределение ответственности за реализацию проекта, изготовление продукта

Презентационный этап

Выставка дидактических игр по теме проекта

Создание лэпбука «Азбука финансов»

Контрольный этап

Рефлексия

Итоговое мероприятие Интеллектуально-познавательная игра

Выставка рисунков – иллюстраций

Проектная карта

Основные виды деятельности детей, организуемых педагогами

Совместная со взрослыми деятельность

Совместная с другими детьми деятельность

Самостоятельная деятельность

НОД «Откуда появились деньги?» (онлайн путешествие в Музей денег)

Цель: познакомить детей с историей возникновения денег, их предназначением, воспитывать уважение к людям труда, бережное отношение к деньгам.

Д/и «Магазин игрушек»

Цель: дать возможность детям практически осуществить процесс купли - продажи; развивать умение определять материал, место производства, цену (стоимость).

Д/и «Купи другу подарок»

Цель: научить подбирать монеты разного достоинства, в сумме составляющих цену подарка.

Я. Корчак «Маленький бизнесмен» 

Д/и «Хочу и надо»

Цель: дать представление о взаимосвязи понятий  «потребности»  и «возможности» 

Д/и «Что быстрее купят?»

Цель: развивать умение устанавливать зависимость между качеством товара, его ценой (стоимостью) и спросом на него.

НОД «Что такое семейный бюджет?»

Цель: дать представление и семейном бюджете, его составляющими - пенсия, зарплата, пополнять активный словарный запас детей экономическими понятиями.

В. Катаев «Цветик - семицветик» 

Д/и «Что важнее?»

Цель: учить дифференцировать предметы по степени их значимости, делать логические выводы.

НОД «Знакомимся с профессией бухгалтера»

Цель: расширять представления о профессиях взрослых, их значении. Познакомить детей с профессией бухгалтера, её необходимости и общественной значимости, новыми словами «расходы»«бюджет»«зарплата».

В. Махневич «Хочешь быть богатым?» 

Д/и «Кому что нужно?»

Цель: закреплять знания детей о предметах труда людей разных профессий, воспитывать уважительное отношение к труду взрослых

НОД «Дом, где живут деньги»

Цель: дать представление о банке, его назначении. Познакомить с профессиями банковских работников, валютами разных стран.

Г. Остер «Вредные советы», В. Катаев «Дудочка и кувшинчик» 

Д/и «Копилка»

Цель: закрепить понятие о накоплении денежных средств, навыки составлять число из 2-х меньших чисел.

НОД «С уважением к энергосбережению»

Цель: дать представление об энерго- и ресурсосбережении - экономном пользовании водой, электроэнергией, теплом; продолжать учить устанавливать причинно-следственные связи, анализировать, обобщать, делать выводы.

 А. Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино» 

Д/и «Назови монету»

Цель: Расширить представления о деньгах разных стран с помощью сказочных персонажей

НОД Дискуссия с детьми «Хорошо-плохо»  на тему «О рекламе товара». Игра «Дерево объявлений»

Цель: формировать у детей положительное отношение к доступной, красивой и понятной рекламе; закрепить знания детей о потребностях животных. Д/и «Оцени поступок»

Цель: воспитывать бережное отношение к природным ресурсам и другим материальным ценностям; на основе логического мышления учить делать самостоятельные выводы.

НОД «Занимательная экономика» (итоговое)

Цель: закреплять экономические термины и понятия, упражнять в решении проблемных ситуаций, воспитывать интерес к экономике Интеллектуально-познавательная игра «Путешествие по стране Экономике» 

Д/и «Какое слово лишнее?»

Цель: закреплять знания экономических понятий, развить умение определять «лишнее», выделяя общий признак других.

Список используемой литературы:

1. Курак, Е. А. Экономическое воспитание дошкольников/ Е. А. Курак. -Москва: Сфера. - 2002

2. Лунева, Г. Играем в экономику/Г. Лунева // Дошкольное воспитание. – 2003. - № 10. – С. 51-53

3. Потапова, Т. В. Беседы о профессиях с детьми 4 – 7 лет/ Т. В. Потапова. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 64 с.

4. Сасова И. А., Нагуманова, И. И. Экономика для младших школьников/И. А. Сасова. – М.; Вита-Пресс, 2000. – 56 с.

5. Сасова И. А. Экономика/И. А.

6. Смоленцова, А. А. Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику: Учебно-методическое пособие/А. А. Смоленцова. – СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008. – 176 с.

7. Шалиева, Т., Лысенко В., Гиз Н. Экономика и дошкольник // Обруч. – 2002. - № 1. – С. 35-44.

8. Шатова, А. Нужно ли и зачем дошкольнику экономическое воспитание? // Дошкольное воспитание. – 2000. № 1. – С. 62-65.

9. Шорыгина, Т. А. Беседы об экономике: Методические рекомендации/Т. А. Шорыгина. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 96 с.

10. Щедрина, Е. В. Исследование экономических представлений у детей // Вопросы психологии. – 2001. - №2. – С. 161-172.

Интернет ресурсы:

1.https://www.scienceforum.ru/2017/2670/35368

2.https://pedrazvitie.ru/raboty_doshkolnoe_new/index?n=24977

3.https://dvina29.ru/all-materials/item/13951-pouchitelnye-i-poleznye-skazki-o-dengakh

Электронные ресурсы для педагогов:

1. «Дети и деньги». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.fsmcapital.ru/uspeh/mykinder.shtml.

2. «Финансовая грамотность дошкольников». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://nsportal.ru/user/963612/page/opyt-raboty-finansovaya-deyatelnoststarshih-doshkolnikov.

3.«Экономическое воспитание дошкольников». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://fincult.info/upload/iblock/dc5/economich_vospitanie_doshkolnikov_02.pdf

4.«Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=7TcCtYyVuME

5.«Экономическое воспитание дошкольников: миф или современная реальность?» А. Д. Шатова. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=fuhx2ie5LWY

6. «Как научить ребенка основам экономики? /Комментарии к открытому занятию». /ТРОПИНКИ / Экономика/ А. Д. Шатова. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=OtoKXojT8SI

Список источников и литературы для детей:

1. Горяев А., Чумаченко В. Финансовая грамота для школьниковСпецпроект Российской экономической школы по личным финансам. – 2010. – С. 42.

2. В. П. Катаев. Цветик - семицветик. «Детская литература». – 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совет педагогов «Современные подходы к повышению к повышению финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста: азы финансовой грамотности в ДОУ»

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике, так как финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделим...

Анализ содержания вариативных программ дошкольного образования, направленных на формирования предпосылок финансовой грамотности у дошкольников: «Тропинки» и «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности"

Анализ содержания двух вариативных программ дошкольного образования, направленных на формирования предпосылок финансовой грамотности у дошкольников.Основная образовательная программа дошкольного образ...

Игра-путешествие по финансовой грамотности с использованием STEM-образования в подготовительной коррекционной группе «Путешествие Буратино в страну Финансовой грамотности»

Игра-путешествие разработана в соответствии с программой STEM-образование и дополнительной программы "Финансовая грамотность для дошкольников". В разработке использованы все 6 модулей STEMа:...

Конспект занятия по формированию финансовой грамотности детей старшего возраста. Тема: «Обучение Буратино финансовой грамотности»

Содействие финансовому просвещению и экономическому восприятию детей старшего дошкольного возраста....

Проект по формированию финансовой грамотности у дошкольников (6-7 лет) «Приключения Буратино в стране финансовой грамотности»

Проект по формированию финансовой грамотностиу дошкольников (6-7 лет)«Приключения Буратино в стране финансовой грамотности»Основы финансовой культуры необходимо прививать детям с малых лет...

Проект по формированию финансовой грамотности у дошкольников по теме «Приключения Буратино в стране финансовой грамотности».

Проект по формированию финансовой грамотности у дошкольников по теме "Приключения Буратино в стране финансовой грамотности"....