Картотека сказок по формированию финансовой грамотности
картотека по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Сборник сказок по формированию финансовой грамотности для обсуждения с детьми старшей группы.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Картотека сказок по формированию экономической грамотности Подготовила: воспитатель МКДОУ д/с №14 с. Борисовка Карсакова И.Г. Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №14» с. Борисовка

Слайд 2

Однажды проснувшись после зимней спячки, вылез Миша из любимой берлоги. - «Красота, какая вокруг, просто дух захватывает» - сказал Миша. Весь лес переливался всеми цветами радуги в лучах нежного солнышка. И Миша решил, что будет весь день кататься на санках, кувыркаться в снегу. Воротившись вечером в свою берлогу, он почувствовал, что у него заболело горло. Срочно нужны чай с малиновым вареньем и горячее молоко! Но в берлоге ничего этого не оказалось. Пошел Миша на лесной рынок, а там уже никого нет - поздно пришел. Побежал Миша в магазин к зайцу и тут неудача на дверях табличка «закрыто». Эх - огорчился Миша - был бы у меня свой магазин, всего бы вдоволь было. И решил Миша открыть свой магазин. На следующий день утром Миша вымыл свою берлогу. Установил посередине прилавок поставил на него весы. Затем прикрепил плакат с надписью «Мишкин магазин». И уселся ждать покупателей. - Зашел к Мише Ежик. - Ты что в снежки играть не идешь? - Не могу, я теперь хозяин магазина. - Видишь, торгую. - Торгуешь? - удивленно спросил ежик - а чем торгуешь? Почесал Миша затылок, а ответить то и нечего и торговать нечем. Ежик постоял - постоял, пожал плечами и ушел. Расстроился Миша, чуть не плачет. Стал думать, отчего у него ничего не получается? Тут в гости к Мише зашел его дедушка Михаил Потапыч . И он объяснил Мише, что главное в магазине, не весы не прилавок и даже не продавец, а то чем торгуют - ТОВАР. Забегал Миша по берлоге, думая, что выложить на прилавок. Нашел свой старый мячик, хотел на прилавок положить. «Кому же такое старье нужно?» – сказал дедушка Миши. И тут Миша вспомнил, что в кладовке у него несколько бочонков меда осталось после зимы. Что может быть вкуснее и полезнее меда для любого лесного жителя! Выкатил Миша пять бочонков меда расставил их на прилавке, и уселся ждать первого покупателя. И тут зашел первый покупатель зайчик. Он купил баночку меда для своей семьи. Так началась торговля в Мишином магазине. И скоро на прилавке этого магазина стояли не только бочонки с душистым медом, но и много других вкусных товаров. Сказка «Мишин магазин»

Слайд 3

Жила-была Мышка-норушка в красивом теремке, в котором было много комнат. Занимала мышка одну комнату, а другие сдавала лесным жителям и получала за это деньги. «Как потратить полученные деньги: купить себе новую шубку, или вложить в строительство кафе - мороженого?- размышляет Мышка,- в лесу нет ни одного кафе. А его жители любят мороженное и с удовольствием будут его покупать». И Мышка твёрдо решила строить кафе - мороженое. Пригласила однажды Мышка-норушка своих друзей в лесное кафе. Ёжик, который стоял за стойкой бара, предложил посетителям меню с указанием разных напитков (соков, коктейль и др.) и цен. Друзья выбрали любимые напитки, и ёж быстро их приготовил. Очень понравилось зверятам, как выполнили их заказы, и они пообещали, что будут часто заходить в это кафе. Сказка «Лесное кафе»

Слайд 4

Может сказка, может, нет. Поведал мне об этом дед, Который очень старым был, Но с детворой всегда дружил. Богатством он не обладал , Скорей, безденежьем страдал: « Копейка рубль бережет», - Всегда ребятам повторял И карамелькой угощал . Плаксивая Танюша конфеты не любила И старику Игнату однажды заявила: «Что за присказка такая: «Копейка рубль бережет». Кто ж на рубль сейчас проживет?!» Рубль - это ерунда Миллионами владеть, я понимаю, - это да!!! Улыбнулся дед Игнат, Он любил нас, как внучат. «Расскажу я вам детишки Историю о глупом парнишке, Который копеечкой не дорожил, Считал себя щедрым, а сам глупым был. Копеечки разбрасывал, на землю их кидал, Не понимая, что копейка - стартовый капитал. Обиделась однажды копейка на него, Ушла от парнишки она далеко. Мальчишка потери той не замечал, Жил - не тужил, конфеты жевал. Решил он купить себе новых конфет, Смотрит, а денег недостаточно, копейки нигде нет. Без копейки нет рубля, а без рубля нет десятки Такие вот раскладки. Понял это наш глупыш Ведь ничего здесь не возразишь. Копеечка рубль бережет С этим девизом теперь и живет». Копейка рубль бережет

Слайд 5

Жил-был маленький Мышонок. Была у него Мама-Мышка! У них была традиция: когда Мама- Мышка получала зарплату, она покупала Мышонку что-нибудь в подарок. Так, однажды, пришла Мама-Мышка домой и говорит: - Мышонок, я получила зарплату, и мы можем пойти и купить тебе красную футболку, которую ты так давно хотел! Иди на улицу и жди меня, я оставлю продукты в кладовой и пойдём! Мышонок радостный побежал на улицу! Там ему встретилась компания взрослых крыс! Крысы спросили Мышонка: - Почему ты такой счастливый? А он с улыбкой ответил: - Мама принесла зарплату домой, и мы пойдём покупать мне красную футболку! Мама-Мышка и Мышонок сходили в магазин, выбрали самую красную их всех футболок и веселые вернулись в норку! Но там их ждала неприятность! Дверь в норку была открыта, все комнаты в беспорядке, а маминой зарплаты как не бывало! Мама-Мышка заплакала-запричитала: - Как же они узнали, что сегодня я получила зарплату? Мышонок почесал лапкой за ушком и говорит: - Мама, это я виноват, я рассказал крысам и про зарплату, и про то, что мы уйдём покупать красную футболку. Я так виноват! Как же мы теперь будем жить, как платить за нашу трехкомнатную норку?.. Мама-Мышка обняла расстроенно Мышонка и ласково сказала: - Не плачь, это была далеко не вся моя зарплата, а только ее маленькая часть! Остальное я храню на банковской карточке! Но ты должен запомнить, что никогда нельзя рассказывать чужим, что у тебя дома, даже если очень хочется! С тех пор Мышонок стал аккуратнее и серьёзнее. А Мама-Мышка ещё много раз покупала ему и зеленую, и синюю, и жёлтую футболки! Про доверчивого Мышонка и мамину зарплату

Слайд 6

Сказка «Копилка» Жили-были три брата, три поросёнка, и звали их Ниф - Ниф , Нуф-Нуф , Наф - Наф . Заспорили однажды поросята, из какого материала можно построить самый прочный дом. Ниф-Ниф предлагает строить дом из соломы, так-как солома дешёвый строительный материал . Нуф-Нуф считает, что дом можно построить из прутьев: прутья чуть дороже соломы, но прочнее. Наф-Наф советует строить дом из кирпича. Долго спорили поросята и, наконец, решили построить большой каменный дом. Взяли они свои сбережения, пошли в магазин «Строительные материалы» и купили всё необходимое для строительства: кирпич, доски, цемент, гвозди и разные инструменты. Потратили поросята все деньги, но остались, очень довольны. Живут поросята в новом красивом доме, тратят деньги на самые разные нужды: покупают продукты питания, одежду и обувь, платят за электроэнергию, воду, телефон, газ. Перед поросятами встала серьёзная задача: определить семейные расходы. Каждый взял лист бумаги, на котором расписаны расходы семьи и указано количество денег, необходимых для их оплаты, и приступили к расчётам. Поросята успешно справились с задачей и вскоре не только называли полученные результаты, но и придумывали разные истории про доходы, расходы и экономию денег. Пришёл однажды волк к поросятам в гости. Угостили его поросята тортом, напоили чаем с вареньем. Волк был очень доволен и благодарил поросят. Он собрался уходить, но вдруг его внимание привлекла красивая шкатулка. Волк не удержался и заглянул в неё. А в шкатулке - большое количество монет разного достоинства. «Откуда у вас столько денег?»- удивлённо спрашивает волк. «Мы очень внимательно ведём учёт семейных доходов и расходов. Стараемся, чтобы расходы не превышали доходов, а оставшиеся деньги откладываем в эту копилку»,- с гордостью сообщили поросята.

Слайд 7

«Про мышь зубастую да, про воробья богатого» В. И. Даль Цели : расширять представления о том, что выгода для одной стороны может быть убытком для другой; воспитывать чувство справедливости. Краткое содержание. Мышь и воробей поделили зерно, но вскоре мышь схитрила. Узнав об этом, воробей обвинил мышь, но получил от нее отпор. Воробей принял решение обратиться за помощью к справедливому царю зверей. Царь разрешил его проблему. Экономические категории : выгода, убыток. Вопросы: ? Для чего мышь схитрила? ? Почему воробей обратился к царю? ? Каким образом царь разрешил проблему воробья? ? Как вы думаете, что важно иметь человеку, чтобы получить выгоду: хитрость, смекалку или умение обмануть? Социально-нравственные качества: хитрость, чувство справедливости. Вопросы: ? Почему воробей обвинил мышь? ? Чем помог в споре лев? Как лев разрешил спор между воробьем и мышью? Вывод: мышь была хитрая и решила добиться выгоды, обманув воробья. Но воробей вовремя обнаружил обман и обратился за помощью к царю зверей. Царь справедливо разрешил проблему воробья.

Слайд 8

« Телефон» К . И. Чуковский Цели : расширять представления о разнообразии потребностей; прививать доброе отношение к живому миру. Краткое содержание. Три ночи звонили дедушке Корнею звери и птицы: слон просил для сына шоколад, крокодил-калоши, зайчатки -перчатки, мартышки-книжки, а потом звонили-медведь, цапли, свинья, тюлень, олень, газели, кенгуру. А потом позвонил носорог – попросил спасти бегемота, который провалился в болото. Всем помогал дедушка Корней и давал добрые советы. Экономические категории: потребности и возможности. Вопросы : ? Почему Чуковскому звонили звери и птицы? ? Какие потребности были у зверей? ? Почему носорог просил помочь бегемоту? ? Какие из всех потребностей были самыми главными? Социально-нравственное качество: доброта. Вопрос: ? Почему К. Чуковский помогал зверям и птицам? Вывод : звери и птицы видели в К. Чуковском доброго, отзывчивого человека, который мог бы им помочь. У каждого были свои потребности. Но не всегда у дедушки Корнея была возможность удовлетворить все их потребности (пример с медведем, крокодилом).

Слайд 9

Сказка «Реклама в лесу» « В тридевятом царстве, в тридевятом государстве в красивом лесу жили звери: мишка, зайка, лисичка и волк. Жили они дружно, ни о чем не тужили. Однажды зайка пошел гулять и набрел на земляничную поляну. Ягод было столько, что зайка не только наелся всласть, да еще и полную корзину набрал. «Что же мне делать с этой земляникой?» - гадал зайка. И решил отнести ее медведю и попросить взамен немного меда . Пришел к медведю. Медведь обрадовался землянике и готов был дать зайке мед с большим удовольствием, но, к сожалению, весь мед он только вчера отнес волку. Поплелся заяц к волку с корзиной ягод. У волка оказалось немного меда, основную часть он отдал лисице за то, что она присматривала за его волчатами. Менять полную корзину земляники на каплю меда, было несправедливо. Тащиться с корзиной на край леса, к лисичке, было тяжело. Да, и лисичка, скорее всего, землянику есть не будет. Призадумался заяц: «Что же делать? У него есть земляника. У медведя мед, лисичка большая хозяйка и рукодельница. Ее всегда можно попросить помочь по хозяйству. У волка крепкие лапы. Он и нору для кого угодно выроет и отвезет, куда попросишь. Все звери чем – то богаты и могут быть полезны друг другу. Но на деле возникает столько сложностей !». Собрал заяц всех зверей на поляне и предложил им такую игру. Раздал всем по пять крашенных в серебро шишек и говорит: «Пусть эти шишки называются деньгами. И, каждый предмет или услуга стоит какое - то определенное количество шишек, то есть денег. Например, моя корзина земляники стоит две шишки, две денежки. Бочонок меда стоит три денежки. Лисичкины услуги стоят одну денежку . Это намного удобнее, чем менять предмет на предмет. Не нужно теперь бегать по лесу с корзинкой или с бочонком. Можно взять шишку, пойти и купить у медведя мед. А медведь купит землянику, а затем попросит волка за денежку отвести корзину ягод его брату в соседний лес. Волк, заработав, таким образом, шишку наймет лисичку, которая приготовит обед его волчатам. Лисичка, получив денежку, прибежит ко мне и купит себе грибов. Моя шишка - денежка вернется ко мне. Как видите, каждый из вас получит, то, что захочет ». Согласились звери с таким договором – игрой . С тех пор в том лесу царствуют товарно-денежные отношения, и всех это устраивает . Пришла осень. В лесу полно ягод и грибов. Волк, бегая в дальний лес, нашел дикую яблоньку, всю усыпанную яблочками. Собрал он полный мешок ароматной антоновки и притащил к себе в логово. Сидит довольный, счастливый, мечтает, сколько он шишек получит за яблоки. Сидит день, сидит два. А шишки - денежки ему никто не несет. «Ага, - догадался волк. О яблоках, никто не знает! Надо об этом всем рассказать!» Сбегал волк к лисе, зайчику и медведю и рассказал, до чего вкусные и ароматные у него яблоки . Так в лесу появилась первая реклама .

Слайд 10

« Петушок и бобовое зернышко» ( русская народная сказка) Цель : формировать представление о цепочке связей в трудовой деятельности; показать взаимосвязь трудовых процессов, значение ответственного отношения работающих к качеству продуктов труда ; развивать умение характеризовать сказочных героев, высказывать свое отношение к ним. Краткое содержание. Петушок подавился бобовым зернышком. Курочка перепугалась и бросилась к хозяйке за маслицем. Хозяйка отправила курочку к коровушке за молоком, чтобы сбить маслице. Коровушка отправила курочку к хозяину, чтобы он накосил травы. Хозяин послал курочку к кузнецу за косой, чтобы накосить травы, потом отдать траву корове, корова даст хозяюшке молоко. Та собьет маслице и отдаст его курочке, а курочка смажет петушку горлышко. Курочка так и сделала. Петушок выздоровел. Материал: иллюстрации к сказке. Экономические категории: труд, продукт, сырье, материал. Вопросы: ? Почему курочка попросила у хозяйки маслица? ? Как герои сказки помогли петушку? ? Каким образом получился продукт их труда? ? Что было бы, если бы кто-то отказался выполнить просьбу курочки? Социально-нравственные качества: доброта, готовность к взаимопомощи, отзывчивость, заботливость. Вопросы: ? Почему все герои сказки помогали петушку? ? Смог бы петушок один справиться со своей бедой? ? Объясни пословицу «Не имей ста рублей, а имей сто друзей». Вывод: с петушком случилась беда, но в результате труда курочки, хозяйки, коровы, хозяина, кузнеца получился продукт – масло, которое помогло петушку. Доброта и взаимопомощь спасли петушка.

Слайд 11

Обсуждение сказки Т.В. Грековой « Клад » Как-то зимним днем Саша, Зоя и Андрюша играли во дворе. Они строили снежную крепость и увидели в сугробе что-то блестящее. Ребята заинтересовались и решили откопать свою находку. Они дружно принялись за дело, и на снег выкатилась монета - 10 рублей. - Это 10 рублей! - радостно закричала Зоя. - Вот это да! Мы нашли клад! - воскликнул Андрюша. - Ну, все-таки это не совсем клад. Просто кто-то случайно выронил монетку, - сказал рассудительный Саша. - Мы вряд ли сможем найти ее хозяина, поэтому давайте пойдем и купим себе что-нибудь. - Точно, что-нибудь вкусненькое! - стал мечтать Андрюша. - Да нет, лучше какую-нибудь игрушку, - предложил Саша. Мальчики заспорили. Зоя задумчиво на них посмотрела и сказала: - Монету мы нашли и раскопали все вместе, а значит, она общая, и если мы не можем договориться, как ее потратить, то нам надо просто ее разменять. - Правильно! - поддержали Зою ребята. Они зашли в магазин и разменяли 10 рублей по рублю, но разделить деньги поровну не удалось. Каждый получил по три рубля и один рубль остался лишним. - Ах, что же делать! Один рубль остался! - сказала с досадой Зоя. - Можно отдать этот рубль Зое, - предложил Андрюша. - Точно! Ведь это она подсказала, что деньги можно разменивать! - поддержал Андрюшу Саша. И ребята довольные пошли делать свои покупки, и каждый купил то, что ему хотелось. Вопросы для беседы с детьми по содержанию сказки «Клад»: 1. О каком кладе идет речь в сказке? 2. Как ребята решили потратить найденные деньги? 3. Кто предложил разделить клад? 4. Удалось ли детям поровну поделить найденные деньги?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАРТОТЕКА КОНСПЕКТОВ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

КАРТОТЕКА КОНСПЕКТОВ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...

Картотека игр по формированию финансовой грамотности у едтей старшего дошкольного возраста

.Формирование финансовой грамотности у детей является актуальной темой во всех дошкольных учреждениях...

Картотека бесед по формированию финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста.

Предлагаемые беседы на различные темы  по формированию основ финансовой грамотности разработаны для детей старшего дошкольного возраста...

Картотека кроссвордов по формированию финансовой грамотности у детей дошкольного возраста

Картотека кроссвордов по формированию финансовой грамотности у детей дошкольного возраста...

Картотека кроссвордов по формированию финансовой грамотности у детей дошкольного возраста

Картотека кроссвордов по формированию финансовой грамотности у детей дошкольного возраста...

Методическая разработка "Картотека игр по формированию финансовой грамотности"

Картотека содержит ряд игр, направленных на развитие финансовой грамотности у детей дошкольного возраста...

картотека игр по формированию финансовой грамотности у детей среднего дошкольного возраста

В соответствии с ФГОС ДО главной целью и результатом образования является развитие личности. Формирование финансовой грамотности приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышле...