Конспект НОД по формированию финансовой грамотности старших дошкольников "Азбука финансов"
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Петрова Калиса Анатольевна

 

Конспект  НОД  по формированию финансовой грамотности старших дошкольников "Азбука финансов"

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл finansovaya_gramotnost.docx24.13 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №133 «Почемучка» города Чебоксары Чувашской Республики

Конспект  НОД  по формированию финансовой грамотности старших дошкольников "Азбука финансов"

Подготовила:

                                                                              воспитатель

Петрова Калиса Анатольевна

город Чебоксары

Конспект  НОД  по формированию финансовой грамотности старших дошкольников "Азбука финансов"

Цель: Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
Образовательные:

- Формировать  первичные экономические понятия: деньги,  монета, банкнота, наличные деньги, безналичные  деньги, пластиковая карта.

- Раскрыть сущность понятия  «семейный бюджет» его основные источники (зарплата, пенсия, стипендия).
Развивающие:

- Развивать интерес к истории появления денег.
- Способствовать  развитию внимания, логического мышления, связной речи;

- Воспитательные:
- Способствовать воспитанию нравственных качеств дошкольников, правильному отношению к деньгам и разумному их использованию, бережливость, честность, взаимовыручка.

Словарная работа: введение новых слов: банкнота, монета, семейный бюджет, деньги.

Подготовка к НОД:

А) Изучение литературы: Образовательная программа «Азы финансовой культуры для дошкольников»: пособие для воспитателей, методистов и руководителей дошкольных учреждений / Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская. – 2-е изд. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2020. – 32 с.

Б) Предшествующая работа: Беседа «Почему взрослые работают?», «Труд и продукт труда». Загадки о труде и профессиях. Сюжетно ролевая игра «Супермаркет». Создание кошельков, денег, экскурсия в банк, чтение художественной литературы: А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», К.И. Чуковский «Муха-цокотуха», К.И. Чуковский «Федорино горе».

В)Материал и оборудование: мультимедийная доска, шкатулка, кошелек, монеты металлические,  бумажные  банкноты, пластиковые карты и кошельки  для всех  детей, мяч, доска, магнитные картинки   «Семейный бюджет»,   конструктор -Лего,  каски для мальчиков, телефон,  столы, ножницы, листы бумаги с шаблонами платьев, кассовые аппараты ( 3 шт), открытки.

Методические приемы по структуре НОД: организационный момент, игровая мотивация.

Ход НОД

Воспитатель:  Дорогие ребята, сегодня к нам пришли гости, давайте поздороваемся с ними. (Дети здороваются).  Я хочу попросить  вас взяться за руки и сделать дружный круг.
Встанем мы в кружочек дружно,
Поздороваться нам друг с другом нужно.
Здравствуй друг (дать правую руку соседу справа),
Здравствуй друг (дать левую руку соседу слева),
Здравствуй, здравствуй дружный круг (держимся за руки все вместе).
Крепко за руки возьмёмся,                                                                                                                  И друг другу улыбнёмся.
Воспитатель: Спасибо за улыбки, мы зарядили друг друга хорошим настроением!

Теперь  присядем на стульчики.  Я хочу вам прочитать отрывок произведения.

Муха, муха, Цокотуха,
Позолоченное брюхо.
Муха по полю пошла,                                                                                                                   Муха денежку нашла.

 Пошла муха на базар

И купила самовар.

- Ребята, из какого произведения этот отрывок? Кто это написал? (ответы детей)

Правильно, произведения Корнея Ивановича Чуковского «Муха-муха Цокотуха».

Воспитатель: Что муха  отдала за самовар? (денежку)        
Дети: Она заплатила за самовар денежку.
Воспитатель:  Ребята, вы хотите узнать,  как же появились деньги, кто их  придумал?  (показ презентации). Тогда слушайте внимательно.  Давным-давно, миллионы лет назад, денег не было совсем. Люди сами добывали себе еду: охотились на животных, ловили  рыбу,  делали  посуду.  И   они   менялись  продуктами своего труда. Например:  я  тебе - зайца, а ты мне – рыбу. Но это было неудобно, стали они думать и поняли, что им необходимо общее средство обмена. И стали они  расплачивались камешками, позже ракушками,  потом появились металлические деньги – их изготавливали из различных металлов. И были они разной формы: овальные, прямоугольные. Потом, придумали  круглые деньги – монеты, но они были очень большие, тяжелые и занимали много места,  через некоторое время стали выпускать круглые маленькие монеты.  Прошло время, и  наконец, люди  придумали вот такие металлические деньги – монеты   и бумажные деньги - банкноты.

Воспитатель:  Вот  мы с вами и узнали,  какие деньги бывают в наши дни  - металлические и бумажные. Как называются металлические деньги? (монеты). А бумажные?  (банкноты).

Игра « Дополни»

Воспитатель: Сейчас мы с вами поиграем в игру.  У  меня есть вот такая шкатулка, в ней лежат деньги. Я называю  признак монеты, а вы называете противоположный  признак банкноты и наоборот.

Монета круглая, а банкнота …(Прямоугольная)

Банкнота бумажная, а монета …(металлическая)

Монета звенит, а банкнота …(шуршит)

Монета тяжелая, а банкнота …(Легкая)

Воспитатель:  Ребята, как  вы считаете, деньги нам  нужны?   (ответы детей)
Игра с мячом « Для чего детям нужны деньги»

Воспитатель:  Для чего нам деньги нужны, мы с вами узнаем. Встанем в  красивый круг, я   буду бросать  вам мяч, вы ловите и  отвечаете  на вопрос: для   чего нужны деньги, после ответа,   обратно передаете мяч.

-для покупки продуктов питания, одежды,  ремонт квартиры.

-для оплаты бытовых услуг (свет, газ, электричество, интернет)

-для оплаты развлечений (воспитатель уточняет у детей, для каких развлечений нам нужны деньги);

-для оплаты проезда на транспорте;

-для покупки подарков;

-на благотворительность (на лечение, на одежду чужим людям, которые находятся в трудном положении).

Воспитатель:  Да, деньги нужны всем  людям разных профессий, без них прожить невозможно.

Сейчас немного отдохнем. «Разминка» «Покупка»

Мы бежали по дорожке (бег на месте)

Вдруг, порвались босоножки! (один громкий хлопок в ладоши)

Что же делать? Как нам быть? (разводим поочередно руки в стороны)

Где же обувь нам добыть? (обнять щечки ладошками и покачать головой)

Будем туфли покупать! (потопать ногами в ритм словам 4 раза)

Станем денежки считать! (потереть большим пальчиком другие пальцы, обеими руками одновременно)

Один (рубль), два, три, четыре (с размахом вскользь хлопаем правой ладонью об левую и наоборот, 4 хлопка)

Вот мы туфельки купили! (указываем ручками на обувь, выставляя напяточку то правую, то левую ножку).
Воспитатель:  Немного с вами отдохнули.  Присаживаемся  на стульчики.  Я хочу познакомить вас с одной семьей. ( «Семейный бюджет»)

-Знакомьтесь, в этой семье живут: папа-строитель, мама-швея, бабушка и
дедушка, старшая дочь-студентка, младшие – дочка и  сынишка. Сколько взрослых людей живут в этой семье? (4) Сколько детей?  (3). Всего сколько человек, давайте посчитаем.(7).

Мама и папа работают и за свой труд получают зарплату.   (Выкладывается карточка из модели «Семейный бюджет»). Зарплата это - оплата труда, за месяц, за неделю, за 1час.

А бабушка и дедушка уже старенькие и не работают, но они получают пенсию.  (Добавляется  карточка).  Пенсию  платят пожилым людям, проработавшим много лет на заводе, фабрике или на других предприятиях.

Дочка не работает, но она учится и за хорошую   учебу, учеба это тоже труд,
получает стипендию. Стипендия-это плата за учебу.
(Добавляется карточка).

Младшие дети – девочка с мальчиком  маленькие  и они ходят  в детский сад, они не получают денег. Им  иногда дают деньги на сладости, игрушки, но эти деньги они  не
сами  заработали,  а взрослые.

Все деньги, которые получают  члены семьи: папа, мама, бабушка и дедушка, старшая дочка  - это семейный бюджет.

- Ребята, я предлагаю вам   заработать деньги.  

Игра "Выполни работу качественно".

Воспитатель: Девочки у нас  будут работать в ателье  закройщиками, мальчики – строителями.   Девочкиу вас на столе  имеются листы бумаги с  выкройками   платьев разного фасона. Вам нужно выбрать фасон и  выкроить как можно больше платьев.

Мальчики, которые работают на строительномобьекте,  вам  нужно построить дом из конструктора - лего. Ребята, выберите пожалуйста свое рабочее место.   Девочки, не забудьте  о правилах работы с ножницами. Мальчики – строители не забудьте перед началом работы  надеть каски. Все работают тихо, не отвлекают друг  - друга.  (Дети выполняют задание).

Воспитатель:  Наши девочки какие молодцы,  посчитаем, сколько платьев вы вырезали. (Дети считают)

- Теперь посмотрим, какой красивый дом построили наши строители.  Молодцы, рабочий день закончился, все выходят с работы, мальчики снимите каски и оставьте на столе. Все садимся на стульчики. За   вашу работу, я вам должна заплатить. Где  же у меня деньги?

Воспитатель:   Посмотрите,  вот у меня они в кошельке. Я  их вижу, я могу их  подержать, и могу  посчитать. Они у меня  в наличии и называются они «наличные деньги». Повторите   пожалуйста. Ещё бывают "безналичные деньги».   Они хранятся  на пластиковой карте (показать пластиковую  карту). Вот на такие пластиковые карты поступают заработанные деньги. И этой картой можно расплачиваться в магазине.  Теперь вы знаете, что бывают наличные и безналичные деньги.  Я знаю, у вас в кошельках,  которые мы с вами вместе сделали, есть  ваши пластиковые карты.  И за вашу работу я вам  переведу деньги  на ваши  карты. (перевод с телефона).  Всё,  деньги на ваши карты поступили. Все вы знаете, что у нас скоро приближается День матери. И я предлагаю вам  отправиться в магазин самообслуживания «Мир открыток», где на заработанные деньги вы можете купить открытки для своих мам. Продавцом буду я.

Воспитатель: Молодцы. Скажите, вам понравилась наша игра? Что вам больше всего  понравилось, что нового вы узнали? (ответы детей). И мне тоже очень понравилось  как вы дружно играли, отвечали на вопросы, выполняли все задания, умели договариваться между собой.

Все вместе:

А теперь мы улыбнемся,

Дружно за руки возьмемся.

И друг другу на прощанье

Мы подарим пожелание –

Знания ищи всегда

Умным станешь ты тогда!

Теперь мы с вами пойдем в группу и продолжим нашу игру.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию финансовой грамотности (старшая группа) «Почему взрослые работают?»

Данное занятие проводилось в старшей группе с целью закрепить понимание экономических категорий «потребности», «труд», «продукт труда», «профессия», &la...

Конспект НОД по формированию финансовой грамотности старших дошкольников "Азбука финансов"

Цель: Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.Задачи:Образовательные:- Формирование первичных экономических понятии: монета, банкнота, расход, доход. Продо...

Конспект НОД по формированию финансовой грамотности старших дошкольников

Конспект НОД по формированию финансовой грамотности старших дошкольников...

Конспект занятия по формированию финансовой грамотности "Азбука финансов". Старшая группа

-Формировать представление о прямой взаимосвязи труда и вознаграждением за него, понимание того, что в жизни следует полагаться на собственные способности и трудолюбие.-Уточнить знания детей о некотор...

Конспект занятия по формированию финансовой грамотности старших дошкольников. «Путешествие в денежную страну»

Цель: обобщение и систематизирование знаний детей по формированию финансовой грамотности дошкольников. ...

Конспект НОД по формированию финансовой грамотности старших дошкольников "Азбука финансов"

Цель: Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.Задачи:Образовательные:- Формирование первичных экономических понятии: монета, банкнота, расход, доход. Продо...