Образовательный проект "Экономыч"
проект по основам финансовой грамотности (старшая, подготовительная группа)

Меринова Светлана Анатольевна

Актуальность проекта по формированию финансовой культуры дошкольников обусловлена значимостью подготовки ребенка к условиям обучения в школе и к жизни в целом, формированием правильной ориентации ребенка в экономических явлениях, необходимостью преемственности в знакомстве с экономикой между первыми ступенями образовательной системы- детским садом и школой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obrazovatelnyy_proekt_ekonomych.docx44.66 КБ

Предварительный просмотр:

«Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение»

(МБДОУ № 17)

Согласовано                                                                 Утвержден

Старшим воспитателем                                                          приказом заведующего

МБДОУ д/с № 17                                                                              МБДОУ д/с № 17

Домашенко Е.А.                                                                          Е.В. Киселева

Рабочая программа кружка «Экономыч»

2 оздоровительной группы

на период с 2 сентября 2021г. по 31 мая 2023 г.

                                        Воспитатели: Дудко В.В.

                                                                                   Меринова С.А.

Образовательный проект по формированиюэкономической грамотности  детей старшего дошкольного возраста «Экономыч»»

(наименование проекта)

  1. Актуальностьпроекта по формированию финансовой культуры дошкольников обусловлена значимостью подготовки ребенка к условиям обучения в школе и к жизни в целом, формированием правильной ориентации ребенка в экономических явлениях, необходимостью преемственности в знакомстве с экономикой между первыми ступенями образовательной системы- детским садом и школой.

Формирование финансовой культуры официально признано одной из важнейших задач образовательного процесса. Финансовая грамотность активно включается в систему образования. Практика показала: чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем быстрее формируются полезные финансовые привычки, которые помогают избежать многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложить основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении всей жизни.

Актуальность проекта также была обозначена в Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017–2023 годы, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2017 года № 2039-р,. Она содержит определение финансовой грамотности как результата процесса финансового образования, который, в свою очередь, определяется как сочетание осведомленности, знаний, умений и поведенческих моделей, необходимых для принятия успешных финансовых решений и, в конечном итоге, для достижения финансового благосостояния.

В соответствии с ФГОС ДО главной целью и результатом образования является развитие личности. Формирование финансовой грамотности приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, позволяет приобрести  качества,  присущие  настоящей  личности.  В  дошкольном  возрасте закладываются не только основы финансовой грамотности, но и стимулы к познанию и образованию на протяжении всей жизни. Поэтому занятия по программе экономического воспитания необходимы не только школьникам и студентам, но и дошкольникам. В связи с этим и было принято решение разработать проект «Экономыч», реализация которого позволит формировать финансовую культуру и грамотность у детей старшего дошкольного возраста.

2. Цель и задачи проекта

Цель: формирование финансовой культуры и азов финансовой грамотности у детей

старшего дошкольного возраста

Задачи:

Образовательные:

  • познакомить дошкольников с денежной сферой жизни;
  • раскрыть взаимосвязь понятий: труд-продукт (результат труда)-деньги, подготовить к восприятию денег как жизненно необходимого, но ограниченного ресурса, труда как честного способа их заработать;
  • сформировать у детей начальные навыки обращения с деньгами, правильное отношение к финансовым ресурсам и их целевому предназначению;
  • подготовить к принятию своих первых финансовых решений;
  • заложить азы ответственного отношения к денежным ресурсам, управлению и контролю над ними, мотиваию к бережливости, накоплению, полезным тратам;
  • научить соотносить понятия надо, хочу и могу;
  • обогатить словарный запас и познакомить с понятиями:
  • Трудиться работать и зарабатывать;
  • Деньги, доходы;
  • Покупать, тратить, расходовать, транжирить;
  • Откладывать, копить, сберегать;
  • Одалживать, занимать, отдавать, возвращать;
  • Планировать, экономить.
  • способствовать формированию гармоничной личности, осознающей нормы и ценности, определяющие основы финансово-экономических отношений между людьми в обществе;
  • подготовить детей к жизненному этапу, когда будут появляться карманные (личные) деньги.

Воспитательные:

  • активизировать коммуникативную деятельность детей;
  • стимулировать интерес к изучению мира финансов;
  • сформировать у детей положительную мотивацию к формированию финансовой культуры и овладению финансовой грамотностью;
  • способствовать повышению ответственности и самоконтроля- качеств, необходимых для достижения успеха в жизни;
  • обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей в вопросах формирования финансовой культуры ребенка

Целевая аудитория – Дети дошкольного возраста от  5 до  7 лет МБДОУ д/с № 17

  1. Срок реализации: сентябрь 2019 - май  2021 гг. (2 года)

  1. Основные формы реализации проекта:

Место образовательного проекта относительно ООП МБДОУ д/с № 17: расширение содержания образовательной области «Познавательное развитие» за счет  встраивания в часть Программы, формируемой участниками образовательных отношений программы кружковой работы «Экономыч».   (Приложение № 1 «План кружка «Экономыч»)

Совместная деятельность педагогов с детьми в рамках кружка «Экономыч»

Совместная деятельность в режимных моментах:

Игры, интерактивные театральные мини-постановки, притчи, творческие проекты.

Особенности организации деятельности в рамках кружка «Экономыч»

Предусматривает следующие формы и методы реализации:        

  • игровые (игры, игровые упражнения; игровые приемы, интерактивные театральные мини- постановки и др.);
  • словесные (беседа, объяснение, рассуждение, рассказ взрослого, чтение и обсуждение художественной литературы, пояснение и др.);
  • наглядные (наблюдение просмотр фильмов, рассматривание предметов, плакатов, зарисовок, картин, иллюстраций и др.);
  • практические (исследование, экспериментирование и др.).

Базовой формой и методом реализации совместной деятельности с детьми является игра. В целях достижения оптимального результата используются разные игры: театрализованные, режиссерские, сюжетно-ролевые, интеллектуальные, семейные и др.

Интерактивный мини-спектакль (обучающая сказка)- один из самых эффективных методов обучения, лучшая среда для раскрытия и роста творческого потенциала,обогащения внутреннего мира ребенка, возможность обсуждения и советов.

Ситуационная задача представляет один из видов интерактивного обучения, методический прием, включающий совокупность условий, направленных на решение практически значимой ситуации, и способствующий развитию мотивации к познавательной деятельности.

Решение ситуационных задач способствует формированию умения объяснять явления действительности, ориентироваться в мире ценностей.

Для того чтобы заинтересовать дошкольника, задача должна быть актуальной и представлять реальную ситуацию, которая стимулирует проявление разнообразных эмоций (сочувствие, удивление, радость, гнев и т.д.) Главным элементом задачи является проблемный вопрос, который должен быть сформулирован таким образом, чтобы ребёнку захотелось найти на него ответ.

Занятия-исследования- один из основныхпутей познания. Взрослый ставит проблему, сам намечает стратегию и тактику её решения. Решение же находит сам ребёнок.

Беседы, разговор, рассказывание, объяснение

Викторины и конкурсы- своеобразные формы познавательной деятельности с использованием информационно- развлекательного содержания.

Папка-передвижка предназначена для работы с семьёй. Темы папок самые разнообразные: «Наша семья трудится», «Мы идем в магазин» «Мы копим» и пр. В каждой папке указана тема, содержание и правила работы с ней. Родители берут папки на выходные дни, занимаются с детьми, пишут свои отзывы, наблюдения, пожелания. Осуществляется обратная связь с семьёй.

Чтение-основная форма восприятия художественной литературы как особого вида детской деятельности, а также эффективная форма развития познавательно-исследовательской, коммуникативной деятельности, решения задач психолого-педагогической работы таких образовательных областей, как «социо-коммуникативное развитие», «познавательное развитие», «художественно-эстетическое развитие», «речевое развитие».

Тематические стенды с наглядным и консультативным материалом по различным вопросам, который меняется раз в месяц.  Например: «Школа для родителей», «Учимся бережливости» и др.

Выставки по темам кружкас использованием фотоснимков игровой, учебной, трудовой деятельности детей и взрослых.

Проекты по темам кружка –эффективный метод, позволяющий установить взаимосвязь «воспитатель-родитель-ребёнок». Участники проекта осваивают новые понятия и формируют представления о финансовой культуре.

  1. Ожидаемые результаты проекта

Личностные результаты:

  • дети разбираются в значении основных экономических и финансовых понятий;
  • четко осознают, что труд- основа жизни, любой труд- это хорошо, плохо сидеть без дела;
  • знают, что деньги зарабатывают трудом, являются мерой оценки труда, универсальным средством обмена;
  •  понимают, что бережливость и экономия- это разумное отношение к расходам (они не бессмысленны, а направлены на достижение конкретных целей), умение ценить результаты труда, умение делиться и отдавать, в случае острой необходимости прийти на помощь ближнему, делиться своими сбережениями, порой абсолютно бескорыстно;
  • осознают необходимость выделения главного (умение видеть преимущества того или иного предмета, действия).

Практические результаты:

  • дети освоили начальные навыки обращения с деньгами, осознают  необходимость грамотно и бережливо относиться к ним;
  • научились принимать свои первые финансовые решения относительно расходов и трат, соотносить понятия хочу и могу. Понимать, что тратить можно мудро, с пользой для себя, а можно напрасно, без толку, бесполезно, бессмысленно
  • освоили начальные навыки планирования: интересно и с пользой использовать свободное время, принадлежащие ребёнку вещи (игрушки, канцтовары и пр.), денежные средства и пр.;
  • у детей заложены  нравственно-этические привычки (возвращать долги, уважать свой и чужой труд, сопереживать, делиться и пр.), которые в будущем будут способствовать успешному управлению личными финансами

Перспективный план работы кружка «Экономыч» с детьми 5-6лет.

Месяц

Тема

Формы и методы проведения

Без труда нет жизни на земле

Сентябрь

Труд-основа жизни

Беседа, игра-соревнование «Мои домашние обязанности», папка-передвижка «Наша семья трудится», тематический стенд о труде

Сентябрь

Сентябрь

 Работать и зарабатывать

Беседа, ситуационные задачи, игра «Вот так заработали!», фотовыставка, конкурс проектов «Трудиться полезно и почетно»

Сентябрь

Октябрь

Все работы хороши, выбирай на вкус

Игры: «Что создается трудом», «Как продукт труда в товар превращается», викторина «Угадай профессию», загадки

Октябрь

Октябрь

Творческое занятие

Читаем, обсуждаем, разгадыванием загадки, представляем-рисуем

Октябрь

Ноябрь

Мини-спектакль «Без труда не вытащишь рыбку из пруда

Интерактивный мини-спектакль

Ноябрь

Что такое деньги, откуда они берутся  и зачем они нужны

Ноябрь

Как придумали деньги

Беседа, чтение, рассказ

Ноябрь

Декабрь

Какие бывают деньги, как они выглядят и откуда берутся

Беседа, исследование. Чтение, игра «Нарисуем деньги для нашей группы, тематический стенд «Какие деньги были и какими стали (эволюция денег)»

Декабрь

Декабрь

Как деньги попадают к нам в дом. Трудовая денежка всегда крепка

Беседа, обсуждение, игра «Как потопаешь, так и полопаешь», ситуационные задачи, сказка «Трудовые деньги». Рассказ для родителей «Отец и сын»

Декабрь

Январь

Где живут деньги

Игра «Денежкин домик», сказка «Где живут денежки?», обсуждение. Папка-передвижка «Мы идем в банк»

Январь

Февраль

Мини-спектакль «Зайкина находка»

Интерактивный мини-спектакль

Февраль

Покупаем, продаем и обмениваем

Февраль

 Потребности и желания

Исследование: что необходимо человеку для жизни, игра «Выбираем самое важное», ситуационные задачи, рассказ «Про капризного Артёма», обсуждение

Февраль

Март

Мини-спектакль «Желания Волчонка-зубастика»

Интерактивный мини-спектакль

Март

Март

Где покупают и продают разные товары

Игра «Где что купить?», обсуждение, тематический стенд, папка-передвижка «Мы идем запокупками»

Март

Апрель

Наша мастерская

Творческо-трудовая деятельность (изготовление товаров для ярмарки)

Апрель

Апрель

Русская ярмарка

Обсуждение, игра-праздник «Русская ярмарка»: покупаем и продаем свои поделки, торгуемся, обмениваемся, заключаем торговые соглашения.

Организация мини-спектакля на тему «Лесная ярмарка»

Апрель

Стоимость и цена товара

Игра «Сколько это стоит?», беседа «Как складывается стоимость товара», обсуждение

Май

Май

Выгодно-невыгодно

Ситуационные задачи, игра «Выбираем: дорого-дёшево, выгодно-невыгодно», сказка «Как старик корову продавал»-что может реклама, обсуждение

Май

Перспективный план работы кружка «Экономыч» с детьми 6-7лет.

Тратим разумно, сберегаем и экономим

Сентябрь

Тратим разумно, экономим

Беседа, чтение, игра «Деньги получил-ерунды накупил», викторина «Разумные траты сказочных героев», загадки «Отгадай, кто это?», игра «открываем бутербродную, закупаем товар

Сентябрь

Сентябрь

Мини-спектакль «Хочу и могу»

Интерактивный мини-спектакль

Сентябрь

Октябрь

Копим и сберегаем

Ситуационные задачи, папка-передвижка «Мы копим», обсуждение, игра «Копим и сберегаем»

Октябрь

Ноябрь

Мини- спектакль «Мишкина копилка»

Интерактивный  мини-спектакль

Ноябрь

Декабрь

Творческое занятие «Наша мастерская»

Дети занимаются посильным ремонтом игрушек и пр., в том числе принесенных из дома. Делают поделки и экономят материал: бумагу, краски, пластилин.

Декабрь

Декабрь

Мини-спектакль «Новый год»

Интерактивный мини-спектакль

Декабрь

Учимся занимать и отдавать долги

Январь

Занимаем и одалживаем

Беседа, ситуационные задачи, игра «Занять и одолжить», папка-передвижка «Занимаем и одалживаем»

Январь

Февраль

Долги

Чтение, обсуждение, читаем рассказ «Долг», обсуждаем рассказ т русскую поговорку

Февраль

Февраль

Заплатить долг скорее, так будет веселее

Обсуждаем русские пословицы: «Умей взять- умей и отдать», «Бери да помни! Не штука занять, штука отдать», «В долг брать легко, а отдавать тяжелее»

Февраль

Март

Мини-спектакль «Долг платежом красен»

Интерактивный  мини-спектакль

Март

Учимся планировать

Март

Всё по плану!

Игра «План на следующий день, папка- передвижка «Мы планируем», беседа

Март

Ставим цели

Ситуационные задачи, игра «Наши цели», тематический стенд

Апрель

Сделал дело-гуляй смело

Игра «Сделал дело-гуляй смело», исследование ситуационные задачи, обсуждение

Апрель

Мини-спектакль «Всё по плану»

Интерактивный  мини-спектакль

Богатство и бедность

Апрель

Хочу купить всё!

Беседа, ситуационные задачи, игра «Что нельзя купить?»,

Апрель

Май

Наше богатство

Читаем и обсуждаем сказки «Бедные и богатые», «Ум и богатство» (абазинская народная сказка), конкурс проектов «Наше богатство», беседа, ситуационные задачи

Май

Жадность

Читаем и обсуждаем рассказ В Сухомлинского «Жадный мальчик», ситуационные задачи, обсуждаем поговорки

Май

Творческое занятие: изображаем щедрость и жадность

Читаем о щедрости т жадности и изображаем щедрость и жадность: «Жадина» Аким Яков, «Жадина» Татьяна Казырина, «Жадина» Эмма Мошковская

       Май

Мини- спектакль «Бережливые друзья»

Интерактивный мини-спектакль

  1. Оборудование и материал: столы, мягкая мебель, стульчики; карточки с изображением различных видов труда, картонные монеты(условные деньги),банкноты любого номинала, бумага белая и цветная, клей, ножницы, цветные карандаши; таблички с изображением кошелька, сейфа, шкатулки, копилки, сейф, банк, банковская карта, шкатулка и пр

Книги: Г. Ладонщиков «Миша- мастер», «Домашние дела», «Скучать некогда», «Самокат»; А.Барто «Помощница»; Е Пермяк «Для чего руки нужны», «Как Миша хотел иаиу перехитрить», «Филя», «Птичьи домики», «Как Маша стала большой»; В.Сухомлинский «Не потерял , а нашел», «Пекарь и портной»,  «Пахарь и крот»; В. Осеева «Сыновья»; Н.Носов «Заплатка». «На горке», «Первая рыбка»; «Золотая монета» (армянская народная сказка); «Колосок» (сказка); Л. Стахонович «Где живут денежки», «Про капризного Артёма»; Л.Ястребова «Хранители бюджета»; В.Сутеев «Это что за птица?»; р.н.с. «Как старик корову продавал»; И. Ревю «Бережливая птица»; С.Михалков «Строим»; В.Осеева «Долг»

  1. Мониронинг:

Для изучения результатов усвоения детьми материалов кружка, достижения планируемых навыков, формирования у них качеств, которые они должны приобрести в результате ее освоения к 7 годам, а также для контроля над ходом реализации кружковой работы необходим регулярный мониторинг, основными целями мониторинга являются оптимизация работы с группой детей и поддержка каждого ребенка.

       Мониторинг может осуществляться с помощью регулярных наблюдений за детьми, анализа поведения ребёнка в различных ситуациях.

       Эффективным методом сбора информации о поведении и результата освоения программы является анкетирование и опросы родителей.

Анкета 1

Цель: определить, насколько родители заинтересованы в обучении детей основам финансовой грамотности и формирования у них азов финансовой культуры; выявить отношение, запросы и ожидания родителей от реализации Программы по формированию азов финансовой культуры у детей.

.        Уважаемые родители!

       Приглашаем вас принять участие в анкетном опросе, ваши ответы помогут сотрудникам детского сада выявить и учесть ваши интересы, пожелания при организации и образовательной и воспитательной работы по формированию у дошкольников азов финансовой культуры. Просим вас ответить на следующие вопросы:

Ф.И. ребёнка_________________________________

1. Считаете ли вы целесообразным начинать формировать азы финансовой культуры у ребёнка с дошкольного возраста?

- Да.

- Нет.

- Затрудняюсь ответить.

2. Почему? (кратко)_____________________________________

3. Чтобы вы порекомендовали в целях улучшения совместной работы ДОУ и семьи в процессе приобщения детей к финансовой культуре?

___________________________________________________________________

4. Существует ли у вас необходимость получить информацию о том, как организовать обучение и воспитание ребёнка в области финансов в семье?

- Да.

- Нет.

- Затрудняюсь ответить.

5. Укажите, в получении какой информации по финансовому воспитанию ребёнка в семье вы испытываете потребность _____________________________________________________________________________

6. Как вы оцениваете уровень вашей собственной финансовой культуры?

- Высокий

- Низкий

- Средний

7. Отметьте темы Программы, которые вы хотели бы обсудить на встрече с воспитателем:

- Без труда нет жизни на земле.

- Что такое деньги, откуда они берутся и зачем они нужны.

- Покупаем, продаём и обмениваем.

- Тратим разумно, сберегаем и экономим.

- Учимся занимать и отдавать долги.

- Учимся планировать.

- Богатство и бедность.

Спасибо за сотрудничество!

Анкета 2

       Цель:оценить степень готовности родителей к участию и формировании у детей азов финансовой культуры.

       Уважаемые родители!

       Приглашаем вас принять участие в анкетном опросе. Ваши ответы помогут сотрудникам детского сада учесть ваши интересы и оценить степень готовности к участию в формировании азов финансовой культуры ребенка. Просим вас ответить на следующие вопросы:

Ф.И. ребёнка _______________________________

1. Считаете ли вы важным, чтобы у вашего ребёнка были своевременно сформированы такие экономически значимые качества, как ответственность, целеустремлённость, трудолюбие, деловитость?

- Да.

- Нет.

- Затрудняюсь ответить.

2. Готовы ли вы вместе с ребёнком участвовать в образовательной Программе по формированию азов финансовой культуры?

- Да.

- Нет.

- Затрудняюсь ответить.

3. Можете ли вы посоветоваться с ребенком, несмотря на его возраст?

- Да.

- Нет.

- Иногда.

4. Способны ли вы поставить себя на место ребёнка?

- Да.

- Нет.

- Иногда.

5. В состоянии ли вы устоять против слез, капризов, просьб ребёнка, если известно, что они отражают ту или иную его прихоть?

- Да.

- Нет.

- Иногда.

6. Обсуждаете ли вы с ребёнком в доверительной беседе каждый прожитый им день?

- Да.

- Нет.

- Иногда.

Спасибо за сотрудничество!

Анкета 3

Цель: оценить степень усвоения материала Программы

       Уважаемые родители!

       Приглашаем вас принять участие в анкетном опросе. Ваши ответы помогут сотрудникам детского сада оценить степень усвоения материала Программы. Просим вас ответить на следующие вопросы:

Ф.И. ребёнка___________________________________________

1. Часто ли ваш ребёнок делится с вами впечатлениями о том, что изучалось на занятиях в ДОУ?

- Никогда.

- Всегда.

- Иногда.

- Довольно часто.

2. Проявляет ли ребёнок интерес к изучению мира финансов?

- Да, он проявляет живой интерес.

- Да, но Программа сложна для его восприятия.

- Нет.

- Затрудняюсь ответить.

3. Обогатился ли словарный запас ребёнка, использует ли он в жизни термины, с которыми познакомился в процессе обучения?

- Да, ребёнок стал осознанно употреблять финансово-экономические термины

- Нет, осознанно финансово-экономические термины ребёнок не употребляет

- Ребёнок употребляет финансово-экономические термины очень редко.

4. Появилась ли у ребёнка мотивация к бережливости, накоплению, полезным тратам?

- Да.

- Нет.

- Затрудняюсь ответить.

5. Развивается ли у ребёнка ответственность и самоконтроль?

- Да.

- Нет.

- Затрудняюсь ответить.

Спасибо за сотрудничество!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познание. ФЭМП» в интеграции с образовательной областью «Коммуникация». Тема: "Потерянная сказка".

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познание. ФЭМП (ориентировка в пространстве)» в интеграции с образовательной областью «Коммуникация» в старшей группе ...

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Образовательная область: Познание Возрастная группа: Подготовительная к школе группа Тема: «Солнце – большая звезда» Интеграция образовательных областей: Художественное творчество

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИОбразовательная область: ПознаниеВозрастная группа: Подготовительная к школе группаТема: «Солнце – большая звезда»Интеграция образовательных ...

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Образовательная область: Познание Возрастная группа: Подготовительная к школе группа Тема: «Солнце – большая звезда» Интеграция образовательных областей: Художественное творчество

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИОбразовательная область: ПознаниеВозрастная группа: Подготовительная к школе группаТема: «Солнце – большая звезда»Интеграция образовательных ...

Интеграция образовательной области «Безопасность» с другими образовательными областями по задачам и содержанию психолого-педагогической работы, а также по средствам организации и оптимизации образовательного процесса.

Дошкольное образование призвано обеспечить создание основного фундамента развития ребенка. В современной системе дошкольного образования складываются новые модели организации воспитательно-образовател...

Конспект непосредственно образовательной деятельности для старшей группы "Знакомство с календарём".Образовательная область познание (математическое развитие) +образовательная область коммуникация (развитие речи)

Цель:  Познакомить детей с календарём.Учить отвечать детей полным предложением.Развивать логическое мышление , сообразительность.Закрепить пространственные представления : слева , справа, между.М...