Учебно - тематическое планирование к программе "Основы финансовой грамотности"
методическая разработка по основам финансовой грамотности

Сергачёва Елена Владимировна

Содержание учебно - тематического планирования к программе "Основы финансовой грамотности"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prilozhenie_plany.docx35.77 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание учебно-тематического планирования 1-ого года обучения.

Тема 1: «Давайте, познакомимся!»

Игры на знакомство «А я знаю…», «Что я люблю…», «Бусы»

Заинтересовать детей предстоящими занятиями

Входная диагностика перед изучением курса

Форма занятия: беседа, игра, чтение художественной литературы, игровое упражнение

Методическое обеспечение:

Входная диагностика по базовому модулю «Финансовая азбука»

Раздел 2: Потребности:

Тема 2.1 Потребности семьи

Практика: С/р игра «Семья», загадки, рассматривание картинок, Д/и «Кому что нужно».  Исследование: что необходимо человеку для жизни,  игра «Выбираем самое важное»

Тема 2.2 Что я хочу?

Игровое упражнение «Хочу и надо», изобразительная деятельность

Тема2.3 Что мне нужно?

Д/и «Кому что нужно», Игра-беседа  «Что такое хорошо, что такое плохо».

Раздел 3: Труд

Тема 3.1 Почему все взрослые работают?

Игровая или проблемная ситуация, беседа, рассматривание картинок.

Тема 3.2 Почему нельзя получить что-то бесплатно?

Решение проблемной ситуации. Игра «Платное-бесплатное».

Тема 3.3 Профессии родителей

С/р игры: «Больница», «Парикмахерская», «Шоферы»

Знакомство с профессиями  родителей, Игра « Угадай  профессию по движениям»

Раздел 4: Товар

Тема 4.1 Что такое магазин?

С/р игра «Магазин», рассматривание картинок, мультфильмов.

Тема 4.2 Как кот Белобок  узнал, что такое товар.

Беседы: Что такое товар? Откуда берутся товары в магазине? В чем состоит полезность товара?

Тема 4.3 Какие бывают магазины?

Игра «Где что купить?», дидактические игры.  

Тема 4.4 Покупка товаров.

Игра «Покупаем подарки на день рождения», дидактические игры

Раздел 5: Деньги

Тема 5.1Что такое деньги?

Беседа «Детям о деньгах»,  проектная деятельность «Деньги- помощники»

Дидактическая игра, решение экономических задач

Тема 5.2 Деньги. Монета. Банкнота

Пальчиковая игра «Будем денежки считать». Дидактическая игра, изобразительная деятельность

Раздел 5: Копилка

Тема 5.1 Для чего нужна копилка?

Рассматривание иллюстраций. Дидактическая игра.  Детская экономическая игра  «Копилка»

Тема 5.2 «Копилка малыша»

Изобразительная деятельность, мини-музей, проектная деятельность.

Раздел 6: Кошелек

Тема 6.1 «Что такое кошелек?»

Решение проблемных ситуаций. Рассматривание иллюстраций. Дидактическая игра

Тема 6.2 «Что лежит в кошельке?»

Дидактические игры, сенсорные игры

Тема 6.3 «Каким бывает кошелек?»

Изобразительная деятельность, мини-музей, проектная деятельность.

Содержание учебно-тематического планирования 2-ого года обучения.

Тема 1: «Давайте, познакомимся!»

Игры на знакомство «А я знаю…», «Что я люблю…»

Заинтересовать детей предстоящими занятиями

Форма занятия: беседа, игра, чтение художественной литературы, игровое упражнение

Раздел 2: Потребности:

Тема 2.1 Что необходимо человеку?

Теория: Рассматривание картинок разных  жизненных ситуаций, беседы.

 Практика: Дидактические игры, «Определи общие потребности», детско-родительские презентации.

Тема 2.2 Потребности семьи

Теория: Рассматривание картинок, беседы, загадки.

Практика: С/р игра «Семья», загадки,  Д/и «Кому что нужно».  Исследование: что необходимо человеку для жизни, игра «Что важнее»

Тема2.3  Что мне нужно?

Теория: Игра-беседа  «Что такое хорошо, что такое плохо»

Практика:  Д/и «Кому что нужно».  Игровое упражнение «Хочу и надо», изобразительная деятельность.

Раздел 3: Труд

Тема 3.1 Как кот Белобок решил построить дом

Теория: фрагмент НОД из методического пособия,

Практика: просмотр мультфильма «Уроки тетушки Совы» (6-я серия) «Работа и зарплата».

Тема 3.2 Как деньги приходят в дом?

Теория: НОД «Как приходят деньги в семью?»

Практика: загадки, дидактические игры.

Тема 3.3  Почему все взрослые работают?

Теория: беседа, рассматривание картинок.

Практика: Игровая или проблемная ситуация

Тема 3.4 Профессии родителей

Теория: Беседы, рассматривание иллюстраций, чтение отрывка «А что у вас?», «Кем быть?». Чтение пословиц.

Практика:  С/р игры: «Больница», «Парикмахерская», «Шоферы».

Знакомство с профессиями  родителей, проектная деятельность, презентации. Игра «Угадай  профессию по движениям».

Раздел 4: Товар

Тема 4.1 Что такое магазин?

Теория: рассматривание картинок, мультфильмов

Практика: С/р игра «Магазин», «Развези товар по магазинам».

Тема 4.2 Как кот Белобок  узнал, что такое товар.

Теория: Беседы: «Что такое товар? Откуда берутся товары в магазине? В чем состоит полезность товара?»

Практика: С/р «Супермаркет»

Тема 4.3 Что такое стоимость товара?

Теория: НОД «Деньги, цена. Стоимость»,

Практика: дидактические игры.  

Тема 4.4 Покупка товаров.

Теория: НОД «Идём за покупками».

Практика: Игра «Покупаем подарки на день рождения», дидактические игры

Раздел 5: Деньги

Тема 5.1Что такое деньги?

Теория: НОД «Что такое деньги и зачем они нужны?»,  Беседа «Детям о деньгах»,  проектная деятельность «Деньги - помощники»

Практика: Дидактическая игра, решение экономических задач

Тема 5.2 Деньги. Монета. Банкнота

Теория:  НОД «Деньги. Монеты. Купюра»

Практика: Экспериментальная деятельность «Проверим деньги на прочность», «Какие деньги легче, прочнее?» . Пальчиковая игра «Будем денежки считать». Дидактическая игра, изобразительная деятельность

Раздел 6: Семейный бюджет

Тема 6.1 Мои первые накопления?

Теория: НОД «В поисках клада».  Рассматривание иллюстраций.

Практика: Игра — загадка «Что продается, а что — нет»

Дидактическая игра.  Детская экономическая игра «Копилка»

Тема 6.2 «Какие бывают копилки для денег?»

Теория: НОД «МОЯ КОПИЛКА», рассматривание иллюстраций.

Практика: «Аппликация «Моя первая копилка»

Мини-музеи, проектная деятельность.

Тема 6.3 «Семейный бюджет и экономия ресурсов»

Теория: беседа-размышление  «Семейный бюджет», «Экономия ресурсов». Презентация «Правила экономии энергоресурсов».

Практика: Игра-диалог «Доходы-расходы», рассматривать картинки из серии «Основные правила энергосбережения; запрещающие знаки – «береги воду»«береги вещи»«береги игрушки»«береги электроэнергию»«береги книги».

Тема 6.4. «Правила поведения в магазине»

Теория:  игра-путешествие «Мы идём в магазин», презентация

Практика: игра «Назови одним словом».

Тема 6.5 «Семейные покупки»

Теория: чтение художественной литературы «Три копейки на покупку», «Муха-цокотуха», просмотр м/ф «Как старик корову продавал», беседы.

Практика: дидактические игры, С/р игра «Подарки для всей семьи»

Раздел : Кошелек

Тема 6.1 «Что такое кошелек?»

Теория: чтение художественной литературы «Хранители бюджета» Ястребова Л., Мальгина Н.  Решение проблемных ситуаций. Рассматривание иллюстраций.

 Практика: Дидактическая игра

Тема 6.2 «Каким бывает кошелек?»

Теория: рассматривание иллюстраций, презентаций

Практика: Изобразительная деятельность, конструирование из бумаги,  мини-музей, проектная деятельность.

Тема 6.3 «Жители кошелька»

Теория: НОД «Путешествие в сказочную страну Экономики», чтение художественной литературы «Хранители бюджета»

Практика: Дидактические игры «Разложи монетки по кошелькам», сенсорные игры

Содержание учебно-тематического планирования 3-ого года обучения.

Тема 1: «Давайте, познакомимся!»

Игры на знакомство «А я знаю…», «Что я люблю…», «Бусы»

Заинтересовать детей предстоящими занятиями

Входная диагностика

Форма занятия: беседа, игра, чтение художественной литературы, игровое упражнение

Методическое обеспечение:

Входная диагностика  

Раздел 2: Потребности:

Тема 2.1 Что такое потребности

Теория: Что такое потребности? Потребности как экономическая категория. Демонстрация фрагмента мультфильма «Телефон». Основные потребности и желания, загадки, упражнение

 Практика: Дидактическая игра «Заветные желания»

Тема 2.2 Что необходимо человеку?

Теория: Разнообразие потребностей человека. Жизненно важные потребности человека. Потребности в безопасности и сохранения здоровья: потребности в воздухе, воде, солнце, жилье пище, одежде. Демонстрация мультфильма «Уроки тетушки Совы»

Практика: Дидактическая игра «Кому что нужно?», игровое упражнение.

Тема 2.3 Потребности семьи

Теория: Разнообразие потребностей членов семьи.

Практика: Дидактическая игра «Потребности семьи», игровое упражнение.

Тема 2.4 Что мне нужно?

Теория: Личные жизненные потребности и желания

Практика: Изобразительная деятельность, игровое упражнение

Раздел 3: Труд

Тема 3.1 Как кот Белобок лень преодолевал

Теория: Что такое труд? Труд - потребность человека. Труд помогает удовлетворить разнообразные потребности.

Практика: игровое упражнение в тетради по финансовой грамотности.

Тема 3.2 Как кот Белобок решил построить дом

Теория: Труд, которому человек посвящает всю свою жизнь.

Практика: Игровые упражнения в рабочей тетради

Тема 3.3 Почему все взрослые работают?

Теория: Знакомство с профессиями: врач, продавец, повар, маляр, бухгалтер, спасатель, швея. Что такое работа? Для чего родители ходят на работу?

Практика: Игровые упражнения в рабочей тетради, соревнования, дидактическая игра.

Тема 3.4 Путешествие в страну профессий

Теория: Знакомство с профессиями: строитель, артист, врач. Знакомство со специальностями (каменщик, стекольщик, маляр, стоматолог, ветеринар)

Практика: Игровые упражнения в рабочей тетради, сюжетно-ролевая игра, отгадывание загадок.

Тема 3.5 Всякому делу надо учиться

Теория: Чтобы стать в какой-нибудь сфере специалистом, мастером своего дела, нужно много и упорно трудиться

Практика: Изобразительная деятельность, выставка рисунков

Раздел 4: Товар

Тема 4.1 Как кот Белобок, узнал, что такое товар

Теория: Что такое товар? Откуда берутся товары в магазине? В чем состоит полезность товара?

Практика: Дидактическая игра, игровое упражнение в рабочей тетради

Тема 4.2 Что такое стоимость товара?

Теория: От чего зависит стоимость товара?

Практика: Дидактическая игра, игровое упражнение в рабочей тетради

Тема 4.3 Обмен и покупка товаров

Теория: Чем обмен отличается от купли-продажи?

Практика: Дидактическая игра, решение экономических задач

Тема 4.4 Что такое цена?

Теория: От чего зависит цена товара? Все ли можно купить?

Практика: Дидактическая игра, решение экономических задач

Тема 4.5 Ярмарка

Теория: От чего зависит цена товара? Зачем проводят распродажи? Что такое ярмарка? Реклама?

Практика: Ролевая игра

Раздел 5: Деньги

Тема 5.1Что такое деньги?

Теория: Необходимость обмена для удовлетворения потребностей людей. Деньги как универсальное средство обмена. Все ли можно купить?

Практика: Дидактическая игра, решение экономических задач

Тема 5.2. Деньги. Монета. Банкнота

Теория: Отличительные и сходные признаки между монетой и банкнотой, между банкнотами разного достоинства

Практика: Дидактическая игра, изобразительная деятельность

Тема 5.3.Дом, где живут деньги

Теория: Банки ( банк принимает деньги на хранение, выдает деньги вкладчикам, представляет деньги в долг). Монетный двор, валюта

Практика: Дидактическая игра.

Тема 5.4.Как правильно тратить деньги?

Теория: Обучение детей пользованию деньгами. Разумное отношение к расходованию денег. Что такое вклад и кредит

Практика: Дидактическое упражнение

Раздел 6: Семейный бюджет

Тема 6.1. «Доверили Андрюше вести бюджет семьи?»

Теория: Семейный бюджет. Доходы семьи. Необходимые расходы семейного бюджета.

Практика: Дидактическая игра «Доход-расход», решение арифметических задач

Тема 6.2. Как приходят деньги в семью Андрюши или азбука доходов

Теория: Составляющие семейного бюджета (формы дохода). Зарплата, трудовая пенсия, стипендия, премия. За что получат деньги?

Практика: Дидактическая игра «Семейный бюджет», решение арифметических задач, составление обобщающих рассказов.

Тема 6.3. Андрюша с мамой идут в магазин

Теория: На что тратятся деньги, заработанные членами семьи. Основные потребности семьи и как эти потребности удовлетворяются

Практика: Отгадывание загадок, составление рассказов

Тема 6.4. Семейные доходы и расходы

Теория: Составляющие семейного бюджета (формы доходов и расходов). Статьи расходов семьи: оплата услуг (квартплата, газ, свет ремонт обуви, одежды), питание, одежда, развлечения, отдых.

Практика: Дидактическая игра «Семейные расходы», решение арифметических задач, составление обобщающих рассказов, составление экономического словаря

Тема 6.5. Аукцион знаний, или как накопить на любимую игрушку

Теория: Способы накопления и формы сбережения денежных средств семейного бюджета (банковские вклады, неприкосновенные запасы, сэкономленные денежные средства)

Практика: Викторина, упражнения, проблемная ситуация, игра-соревнование, игра- размышление, кроссворд

Дополнительный раздел 7: Труд

Тема 7.1. Как кот Белобок узнал, откуда берутся товары в магазине

Теория: закрепить первоначальное представление о потребностях человека и роли труда в его жизни посредством различных видов деятельности – игровой, художественно-речевой, театрализованной, изобразительной, двигательной, коммуникативной. закрепить понимание экономических категорий «потребности»,

«труд», «продукт труда», «профессия»;

Практика: Изобразительная деятельность, игровое упражнение

Тема 7.2. В гостях у кота Белобока

Теория: уметь соотносить свои желания со своими возможностями; продолжить формирование элементарных представлений о различных профессиях;

Практика: Изобразительная деятельность, отгадывание загадок, дидактическая игра

Тема 7.3. Мир профессий транспорта

Теория: продолжить формирование элементарных представлений о различных профессиях; дать представление о профессиях людей работающих на разных видах транспорта.

Практика: Изобразительная деятельность, дидактические и подвижные игры, решение проблемных ситуаций

Тема 7.4. Как кот Белобок спасателям помогал

Теория: познакомить детей с профессией спасателя; учить детей быть внимательными и острожными на воде.

Практика: подвижная игра, демонстрация мультфильма

Тема 7.5. «Профессии модного мира»

Теория: познакомить детей с профессией модельера, портного.

Практика: подвижная игра, отгадывание загадок, рассказ

Тема 7.6. Профессии на свете важнее не бывает

Теория: продолжить знакомство детей с профессией врача.

Практика: сюжетно-ролевая игра, дидактическая игра, отгадывание загадок.

Тема 7.7. От купца до продавца

Теория: расширить представление детей о профессии продавца; познакомить с историей возникновения профессии

Практика: изобразительная деятельность, дидактическая игра, отгадывание загадок.

Тема 7.7. «Программист – великий волшебник»

Теория: познакомить детей с профессией программиста

Практика: отгадывание загадок, игра-пазл.

Тема 7.8. Сила печатного слова

Теория: познакомить детей с профессией программиста

Практика: отгадывание загадок, дидактические и подвижные игры, изобразительная деятельность.

Содержание учебно-тематического планирования 4-ого года обучения.

Дополнительный раздел        «Деньги»

Тема 1.1Профессий много в мире есть

Теория: - Обобщить и расширить представление детей о профессиях.

Практика: Интерактивная игра, отгадывание загадок.

Тема 1.2. Денежные истории

Теория: Формировать умение составлять описательные рассказы о людях разных профессий, используя план схему; активизировать словарь экономических понятий

Практика: Дидактическая игра, составление обобщающих рассказов.

Тема 1.3. Как кот Белобок узнал, что такое номинал и как деньги разменивают

Теория: Сформировать понятия «номинал», «размен»; научить детей определять номинальную стоимость денежной единицы

Практика: Дидактическая игра, подвижная игра

Тема 1.4. Для чего родители ходят на работу

Теория: Продолжить формировать представление дошкольников о причинно- следственной связи между понятием труд и деньги

Практика: Дидактическая игра, изобразительная деятельность

Тема 1.5. Жители кошелька

Теория: Сформировать первоначальное о наличных и безналичных деньгах; продолжить формировать представление о понятиях цена, сдача, банкнота, монета

Практика: Сюжетно-ролевая игра с подвижными элементами, изобразительная деятельность

Тема 1.6. Как поступать с деньгами?

Теория: Научить соотносить доходы и расходы ; развивать установки о необходимости сбережения части заработанных денег.

Практика: Дидактическое упражнение, подвижная игра.

Тема 1.7. Путешествие денег в разные страны

Теория: Сформировать первоначальные представления о национальной валюте как одной из отличительных черт государства; об основных элементах защиты денежных монет и банкнот.

Практика: Дидактическое упражнение, беседа-рассуждение, творческая изобразительная деятельность.

Тема 1.8. Как кот Белобок узнал, что магазины бывают разные

Теория: Продолжить формировать представление детей о видах магазинов и их назначении.

Практика: Дидактическое упражнение.

Тема 1.9. Как правильно делать покупки

Теория: формировать правильное покупательское поведение у детей дошкольного возраста, объяснить значимость составления списка покупок в целях экономии средств

Практика: Дидактическое упражнение, беседа-рассуждение, подвижная игра

Тема 1.10. Как кот Белобок в магазин ходил

Теория: Продолжить формировать правильное покупательское поведение у детей, учить выбирать товар.

Практика: Дидактическое упражнение, рассказ.

Тема 1.11. Как правильно выбирать товары в магазине

Теория: Продолжить формировать правильное покупательское поведение, познакомить с назначением рекламы.

Практика: Сюжетно-ролевая игра, дидактическая и подвижная игра

Тема 1.12. Кот Белобок идет в банк

Теория: формировать представление о банке и его роли

Практика: Дидактическое упражнение, виртуальная экскурсия, беседа.

Тема 1.13. Центральный банк

Теория: Сформировать первоначальные понятие о структуре банковской системы в России и многообразии банков.

Практика: Дидактическое упражнение, театрализованная игра

Тема 1.14. Профессии работников банка

Теория: формировать представление об основных профессиях сотрудников банка; учить взаимодействовать с сотрудниками банка.

Практика: Дидактическое упражнение, беседа-рассуждение, подвижная игра.

Тема 1.15. Раз не найден клад – беги в банк делать вклад

Теория: формировать представление о возможности выгодного хранения денег в банке

Практика: Сказка с элементами театрализации

Тема 1.16. Ежик берет деньги в банке.

Теория: формировать первоначальное представление о кредитовании

Практика: мастерская по изготовлению продуктов детского творчества

Дополнительный раздел 2 «Семейный бюджет»

Тема 2.1. Семейный бюджет

Теория: Продолжить формировать представление об основных понятиях и характеристиках семейного бюджета

Практика: проблемный диалог, анализ игровой ситуации, дидактическая игра.

Тема 2.2. Бюджет моей семьи

Теория: Продолжить формировать представление об основных доходах семейного бюджета

Практика: Дидактическое упражнение, сюжетно-ролевая игра, изобразительная деятельность

Тема 2.3. Семейные расходы

Теория: Продолжить формировать представление о видах расходов семейного бюджета (обязательные, основные и необязательные – неосновные)

Практика: Дидактическое упражнение, беседа-рассуждение, творческая изобразительная деятельность.

Тема 2.4. Как распределить бюджет семьи

Теория: Развивать представление о составляющих семейного бюджета; продолжить формировать рациональное экономическое поведение

Практика: Дидактическое упражнение, беседа-рассуждение, проблемный диалог, игра.

Тема 2.5. Как стать экономным

Теория: Продолжить формировать рациональное экономическое поведение, способствовать воспитанию бережливости, экономности при использовании денежных средств.

Практика: Дидактическое упражнение, беседа-рассуждение, проблемный диалог.

Тема 2.6. Сбережения

Теория:        формировать представление о том, что такое сбережения и где можно хранить деньги

Практика: Дидактическое упражнение, беседа-рассуждение, анализ игровой ситуации, подвижная игра, выставка

Тема 2.7. Копилка

Теория: Способствовать пониманию смысла денежных средств накоплений; развивать воображение и речь детей в разработке собственных проектов; стимулировать к экспериментированию и конструированию из бросового материала; способствовать воспитанию усидчивости, аккуратности, трудолюбия

Практика: Ситуация проектирования, упражнение, изготовление копилки.

Тема 2.8. Покупка велосипеда

Теория:        формировать представление основы экономической культуры, развивать умение составлять рассказы, используя опорные картинки и употреблять в речи экономические термины.

Практика: Дидактическое упражнение, отгадывание загадок, составление описательного рассказа

Тема 2.9. Кошелек

Теория: Активизировать в речи в речи детей слов: кошелек, деньги, монеты, крупные банкноты, мелочь, покупка, товар, зарплата, копейка, рубль; воспитывать аккуратность, желание сделать поделку качественно, развивать конструктивное мышление

Практика: Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества, дидактическая игра.

Тема 2.10. Идем в магазин

Теория: Отработать навык покупки товара, способствовать уложиться в лимит выделенных средств.

Практика: Сюжетно-ролевая игра

Тема 2.11. Путешествие по финансовой азбуке

Теория: Способствовать развитию интереса к получению экономических знаний.

Практика: Экономическая игра - КВН

Тема 2.12.Тетушка Сова.

Теория: Учить планировать свою деятельность, действовать с учетом задания, использовать приемы рационального распределения материала (целое, части)

Практика: Дидактическое упражнение, беседа-рассуждение, творческая деятельность.

Тема 2.13. Карманные деньги

Теория: Продолжить формировать представление об основных способах накопления и сбережения денежных средств, учить рационально их расходовать

 Практика: Дидактическое упражнение, беседа-рассуждение, проблемный диалог, просмотр мультфильма.

Тема 2.14. Занимательная экономика от кота Белобока

Теория: Способствовать развитию интереса к получению экономических знаний, навыков устного счета

Практика: Проблемный диалог, решение арифметических задач, дидактическая игра

Тема 2.15. Экономическая игра «Что? Где? Когда?»

Теория: Способствовать развитию интереса к получению экономических знаний

Практика: Игра-викторина


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-тематическое планирование занятий на учебный год для детей с ТНР

Учебно-тематический план работы – это курс коррекционных подгрупповых занятий, направленных на развитие и коррекцию речевых возможностей и психических процессов детей дошкольного возраста. Плани...

Учебно-методическое пособие по повышению финансовой грамотности «Первые шаги по ступенькам финансовой грамоты»

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста - сравнительно новое направление в дошкольной педагогике, является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с самых ранних...

Учебно-методическое пособие по повышению финансовой грамотности

laquo;Первые шаги по ступенькам финансовой грамоты»(для дошкольников)...

Тематический план мероприятий по финансовой грамотности с детьми старшей группы «Малинка»

Тематический план   мероприятий  по финансовой грамотности с детьми старшей группы «Малинка»Воспитатели: Голышкина Р.В., Тарасова Е.В....

Тематический план работы по финансовой грамотности в подготовительной группе

МесяцПлан занятийРабота с родителямиСентябрьБеседа «Что такое деньги. Виды денег»»Сюжетно-ролевая игра «Магазин»Консультация «Формирование экономических навыков в с...