Учебно - тематическое планирование к программе "Основы финансовой грамотности"
методическая разработка по основам финансовой грамотности

Сергачёва Елена Владимировна

Содержание учебно - тематического планирования к программе "Основы финансовой грамотности"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prilozhenie_plany.docx35.77 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание учебно-тематического планирования 1-ого года обучения.

Тема 1: «Давайте, познакомимся!»

Игры на знакомство «А я знаю…», «Что я люблю…», «Бусы»

Заинтересовать детей предстоящими занятиями

Входная диагностика перед изучением курса

Форма занятия: беседа, игра, чтение художественной литературы, игровое упражнение

Методическое обеспечение:

Входная диагностика по базовому модулю «Финансовая азбука»

Раздел 2: Потребности:

Тема 2.1 Потребности семьи

Практика: С/р игра «Семья», загадки, рассматривание картинок, Д/и «Кому что нужно».  Исследование: что необходимо человеку для жизни,  игра «Выбираем самое важное»

Тема 2.2 Что я хочу?

Игровое упражнение «Хочу и надо», изобразительная деятельность

Тема2.3 Что мне нужно?

Д/и «Кому что нужно», Игра-беседа  «Что такое хорошо, что такое плохо».

Раздел 3: Труд

Тема 3.1 Почему все взрослые работают?

Игровая или проблемная ситуация, беседа, рассматривание картинок.

Тема 3.2 Почему нельзя получить что-то бесплатно?

Решение проблемной ситуации. Игра «Платное-бесплатное».

Тема 3.3 Профессии родителей

С/р игры: «Больница», «Парикмахерская», «Шоферы»

Знакомство с профессиями  родителей, Игра « Угадай  профессию по движениям»

Раздел 4: Товар

Тема 4.1 Что такое магазин?

С/р игра «Магазин», рассматривание картинок, мультфильмов.

Тема 4.2 Как кот Белобок  узнал, что такое товар.

Беседы: Что такое товар? Откуда берутся товары в магазине? В чем состоит полезность товара?

Тема 4.3 Какие бывают магазины?

Игра «Где что купить?», дидактические игры.  

Тема 4.4 Покупка товаров.

Игра «Покупаем подарки на день рождения», дидактические игры

Раздел 5: Деньги

Тема 5.1Что такое деньги?

Беседа «Детям о деньгах»,  проектная деятельность «Деньги- помощники»

Дидактическая игра, решение экономических задач

Тема 5.2 Деньги. Монета. Банкнота

Пальчиковая игра «Будем денежки считать». Дидактическая игра, изобразительная деятельность

Раздел 5: Копилка

Тема 5.1 Для чего нужна копилка?

Рассматривание иллюстраций. Дидактическая игра.  Детская экономическая игра  «Копилка»

Тема 5.2 «Копилка малыша»

Изобразительная деятельность, мини-музей, проектная деятельность.

Раздел 6: Кошелек

Тема 6.1 «Что такое кошелек?»

Решение проблемных ситуаций. Рассматривание иллюстраций. Дидактическая игра

Тема 6.2 «Что лежит в кошельке?»

Дидактические игры, сенсорные игры

Тема 6.3 «Каким бывает кошелек?»

Изобразительная деятельность, мини-музей, проектная деятельность.

Содержание учебно-тематического планирования 2-ого года обучения.

Тема 1: «Давайте, познакомимся!»

Игры на знакомство «А я знаю…», «Что я люблю…»

Заинтересовать детей предстоящими занятиями

Форма занятия: беседа, игра, чтение художественной литературы, игровое упражнение

Раздел 2: Потребности:

Тема 2.1 Что необходимо человеку?

Теория: Рассматривание картинок разных  жизненных ситуаций, беседы.

 Практика: Дидактические игры, «Определи общие потребности», детско-родительские презентации.

Тема 2.2 Потребности семьи

Теория: Рассматривание картинок, беседы, загадки.

Практика: С/р игра «Семья», загадки,  Д/и «Кому что нужно».  Исследование: что необходимо человеку для жизни, игра «Что важнее»

Тема2.3  Что мне нужно?

Теория: Игра-беседа  «Что такое хорошо, что такое плохо»

Практика:  Д/и «Кому что нужно».  Игровое упражнение «Хочу и надо», изобразительная деятельность.

Раздел 3: Труд

Тема 3.1 Как кот Белобок решил построить дом

Теория: фрагмент НОД из методического пособия,

Практика: просмотр мультфильма «Уроки тетушки Совы» (6-я серия) «Работа и зарплата».

Тема 3.2 Как деньги приходят в дом?

Теория: НОД «Как приходят деньги в семью?»

Практика: загадки, дидактические игры.

Тема 3.3  Почему все взрослые работают?

Теория: беседа, рассматривание картинок.

Практика: Игровая или проблемная ситуация

Тема 3.4 Профессии родителей

Теория: Беседы, рассматривание иллюстраций, чтение отрывка «А что у вас?», «Кем быть?». Чтение пословиц.

Практика:  С/р игры: «Больница», «Парикмахерская», «Шоферы».

Знакомство с профессиями  родителей, проектная деятельность, презентации. Игра «Угадай  профессию по движениям».

Раздел 4: Товар

Тема 4.1 Что такое магазин?

Теория: рассматривание картинок, мультфильмов

Практика: С/р игра «Магазин», «Развези товар по магазинам».

Тема 4.2 Как кот Белобок  узнал, что такое товар.

Теория: Беседы: «Что такое товар? Откуда берутся товары в магазине? В чем состоит полезность товара?»

Практика: С/р «Супермаркет»

Тема 4.3 Что такое стоимость товара?

Теория: НОД «Деньги, цена. Стоимость»,

Практика: дидактические игры.  

Тема 4.4 Покупка товаров.

Теория: НОД «Идём за покупками».

Практика: Игра «Покупаем подарки на день рождения», дидактические игры

Раздел 5: Деньги

Тема 5.1Что такое деньги?

Теория: НОД «Что такое деньги и зачем они нужны?»,  Беседа «Детям о деньгах»,  проектная деятельность «Деньги - помощники»

Практика: Дидактическая игра, решение экономических задач

Тема 5.2 Деньги. Монета. Банкнота

Теория:  НОД «Деньги. Монеты. Купюра»

Практика: Экспериментальная деятельность «Проверим деньги на прочность», «Какие деньги легче, прочнее?» . Пальчиковая игра «Будем денежки считать». Дидактическая игра, изобразительная деятельность

Раздел 6: Семейный бюджет

Тема 6.1 Мои первые накопления?

Теория: НОД «В поисках клада».  Рассматривание иллюстраций.

Практика: Игра — загадка «Что продается, а что — нет»

Дидактическая игра.  Детская экономическая игра «Копилка»

Тема 6.2 «Какие бывают копилки для денег?»

Теория: НОД «МОЯ КОПИЛКА», рассматривание иллюстраций.

Практика: «Аппликация «Моя первая копилка»

Мини-музеи, проектная деятельность.

Тема 6.3 «Семейный бюджет и экономия ресурсов»

Теория: беседа-размышление  «Семейный бюджет», «Экономия ресурсов». Презентация «Правила экономии энергоресурсов».

Практика: Игра-диалог «Доходы-расходы», рассматривать картинки из серии «Основные правила энергосбережения; запрещающие знаки – «береги воду»«береги вещи»«береги игрушки»«береги электроэнергию»«береги книги».

Тема 6.4. «Правила поведения в магазине»

Теория:  игра-путешествие «Мы идём в магазин», презентация

Практика: игра «Назови одним словом».

Тема 6.5 «Семейные покупки»

Теория: чтение художественной литературы «Три копейки на покупку», «Муха-цокотуха», просмотр м/ф «Как старик корову продавал», беседы.

Практика: дидактические игры, С/р игра «Подарки для всей семьи»

Раздел : Кошелек

Тема 6.1 «Что такое кошелек?»

Теория: чтение художественной литературы «Хранители бюджета» Ястребова Л., Мальгина Н.  Решение проблемных ситуаций. Рассматривание иллюстраций.

 Практика: Дидактическая игра

Тема 6.2 «Каким бывает кошелек?»

Теория: рассматривание иллюстраций, презентаций

Практика: Изобразительная деятельность, конструирование из бумаги,  мини-музей, проектная деятельность.

Тема 6.3 «Жители кошелька»

Теория: НОД «Путешествие в сказочную страну Экономики», чтение художественной литературы «Хранители бюджета»

Практика: Дидактические игры «Разложи монетки по кошелькам», сенсорные игры

Содержание учебно-тематического планирования 3-ого года обучения.

Тема 1: «Давайте, познакомимся!»

Игры на знакомство «А я знаю…», «Что я люблю…», «Бусы»

Заинтересовать детей предстоящими занятиями

Входная диагностика

Форма занятия: беседа, игра, чтение художественной литературы, игровое упражнение

Методическое обеспечение:

Входная диагностика  

Раздел 2: Потребности:

Тема 2.1 Что такое потребности

Теория: Что такое потребности? Потребности как экономическая категория. Демонстрация фрагмента мультфильма «Телефон». Основные потребности и желания, загадки, упражнение

 Практика: Дидактическая игра «Заветные желания»

Тема 2.2 Что необходимо человеку?

Теория: Разнообразие потребностей человека. Жизненно важные потребности человека. Потребности в безопасности и сохранения здоровья: потребности в воздухе, воде, солнце, жилье пище, одежде. Демонстрация мультфильма «Уроки тетушки Совы»

Практика: Дидактическая игра «Кому что нужно?», игровое упражнение.

Тема 2.3 Потребности семьи

Теория: Разнообразие потребностей членов семьи.

Практика: Дидактическая игра «Потребности семьи», игровое упражнение.

Тема 2.4 Что мне нужно?

Теория: Личные жизненные потребности и желания

Практика: Изобразительная деятельность, игровое упражнение

Раздел 3: Труд

Тема 3.1 Как кот Белобок лень преодолевал

Теория: Что такое труд? Труд - потребность человека. Труд помогает удовлетворить разнообразные потребности.

Практика: игровое упражнение в тетради по финансовой грамотности.

Тема 3.2 Как кот Белобок решил построить дом

Теория: Труд, которому человек посвящает всю свою жизнь.

Практика: Игровые упражнения в рабочей тетради

Тема 3.3 Почему все взрослые работают?

Теория: Знакомство с профессиями: врач, продавец, повар, маляр, бухгалтер, спасатель, швея. Что такое работа? Для чего родители ходят на работу?

Практика: Игровые упражнения в рабочей тетради, соревнования, дидактическая игра.

Тема 3.4 Путешествие в страну профессий

Теория: Знакомство с профессиями: строитель, артист, врач. Знакомство со специальностями (каменщик, стекольщик, маляр, стоматолог, ветеринар)

Практика: Игровые упражнения в рабочей тетради, сюжетно-ролевая игра, отгадывание загадок.

Тема 3.5 Всякому делу надо учиться

Теория: Чтобы стать в какой-нибудь сфере специалистом, мастером своего дела, нужно много и упорно трудиться

Практика: Изобразительная деятельность, выставка рисунков

Раздел 4: Товар

Тема 4.1 Как кот Белобок, узнал, что такое товар

Теория: Что такое товар? Откуда берутся товары в магазине? В чем состоит полезность товара?

Практика: Дидактическая игра, игровое упражнение в рабочей тетради

Тема 4.2 Что такое стоимость товара?

Теория: От чего зависит стоимость товара?

Практика: Дидактическая игра, игровое упражнение в рабочей тетради

Тема 4.3 Обмен и покупка товаров

Теория: Чем обмен отличается от купли-продажи?

Практика: Дидактическая игра, решение экономических задач

Тема 4.4 Что такое цена?

Теория: От чего зависит цена товара? Все ли можно купить?

Практика: Дидактическая игра, решение экономических задач

Тема 4.5 Ярмарка

Теория: От чего зависит цена товара? Зачем проводят распродажи? Что такое ярмарка? Реклама?

Практика: Ролевая игра

Раздел 5: Деньги

Тема 5.1Что такое деньги?

Теория: Необходимость обмена для удовлетворения потребностей людей. Деньги как универсальное средство обмена. Все ли можно купить?

Практика: Дидактическая игра, решение экономических задач

Тема 5.2. Деньги. Монета. Банкнота

Теория: Отличительные и сходные признаки между монетой и банкнотой, между банкнотами разного достоинства

Практика: Дидактическая игра, изобразительная деятельность

Тема 5.3.Дом, где живут деньги

Теория: Банки ( банк принимает деньги на хранение, выдает деньги вкладчикам, представляет деньги в долг). Монетный двор, валюта

Практика: Дидактическая игра.

Тема 5.4.Как правильно тратить деньги?

Теория: Обучение детей пользованию деньгами. Разумное отношение к расходованию денег. Что такое вклад и кредит

Практика: Дидактическое упражнение

Раздел 6: Семейный бюджет

Тема 6.1. «Доверили Андрюше вести бюджет семьи?»

Теория: Семейный бюджет. Доходы семьи. Необходимые расходы семейного бюджета.

Практика: Дидактическая игра «Доход-расход», решение арифметических задач

Тема 6.2. Как приходят деньги в семью Андрюши или азбука доходов

Теория: Составляющие семейного бюджета (формы дохода). Зарплата, трудовая пенсия, стипендия, премия. За что получат деньги?

Практика: Дидактическая игра «Семейный бюджет», решение арифметических задач, составление обобщающих рассказов.

Тема 6.3. Андрюша с мамой идут в магазин

Теория: На что тратятся деньги, заработанные членами семьи. Основные потребности семьи и как эти потребности удовлетворяются

Практика: Отгадывание загадок, составление рассказов

Тема 6.4. Семейные доходы и расходы

Теория: Составляющие семейного бюджета (формы доходов и расходов). Статьи расходов семьи: оплата услуг (квартплата, газ, свет ремонт обуви, одежды), питание, одежда, развлечения, отдых.

Практика: Дидактическая игра «Семейные расходы», решение арифметических задач, составление обобщающих рассказов, составление экономического словаря

Тема 6.5. Аукцион знаний, или как накопить на любимую игрушку

Теория: Способы накопления и формы сбережения денежных средств семейного бюджета (банковские вклады, неприкосновенные запасы, сэкономленные денежные средства)

Практика: Викторина, упражнения, проблемная ситуация, игра-соревнование, игра- размышление, кроссворд

Дополнительный раздел 7: Труд

Тема 7.1. Как кот Белобок узнал, откуда берутся товары в магазине

Теория: закрепить первоначальное представление о потребностях человека и роли труда в его жизни посредством различных видов деятельности – игровой, художественно-речевой, театрализованной, изобразительной, двигательной, коммуникативной. закрепить понимание экономических категорий «потребности»,

«труд», «продукт труда», «профессия»;

Практика: Изобразительная деятельность, игровое упражнение

Тема 7.2. В гостях у кота Белобока

Теория: уметь соотносить свои желания со своими возможностями; продолжить формирование элементарных представлений о различных профессиях;

Практика: Изобразительная деятельность, отгадывание загадок, дидактическая игра

Тема 7.3. Мир профессий транспорта

Теория: продолжить формирование элементарных представлений о различных профессиях; дать представление о профессиях людей работающих на разных видах транспорта.

Практика: Изобразительная деятельность, дидактические и подвижные игры, решение проблемных ситуаций

Тема 7.4. Как кот Белобок спасателям помогал

Теория: познакомить детей с профессией спасателя; учить детей быть внимательными и острожными на воде.

Практика: подвижная игра, демонстрация мультфильма

Тема 7.5. «Профессии модного мира»

Теория: познакомить детей с профессией модельера, портного.

Практика: подвижная игра, отгадывание загадок, рассказ

Тема 7.6. Профессии на свете важнее не бывает

Теория: продолжить знакомство детей с профессией врача.

Практика: сюжетно-ролевая игра, дидактическая игра, отгадывание загадок.

Тема 7.7. От купца до продавца

Теория: расширить представление детей о профессии продавца; познакомить с историей возникновения профессии

Практика: изобразительная деятельность, дидактическая игра, отгадывание загадок.

Тема 7.7. «Программист – великий волшебник»

Теория: познакомить детей с профессией программиста

Практика: отгадывание загадок, игра-пазл.

Тема 7.8. Сила печатного слова

Теория: познакомить детей с профессией программиста

Практика: отгадывание загадок, дидактические и подвижные игры, изобразительная деятельность.

Содержание учебно-тематического планирования 4-ого года обучения.

Дополнительный раздел        «Деньги»

Тема 1.1Профессий много в мире есть

Теория: - Обобщить и расширить представление детей о профессиях.

Практика: Интерактивная игра, отгадывание загадок.

Тема 1.2. Денежные истории

Теория: Формировать умение составлять описательные рассказы о людях разных профессий, используя план схему; активизировать словарь экономических понятий

Практика: Дидактическая игра, составление обобщающих рассказов.

Тема 1.3. Как кот Белобок узнал, что такое номинал и как деньги разменивают

Теория: Сформировать понятия «номинал», «размен»; научить детей определять номинальную стоимость денежной единицы

Практика: Дидактическая игра, подвижная игра

Тема 1.4. Для чего родители ходят на работу

Теория: Продолжить формировать представление дошкольников о причинно- следственной связи между понятием труд и деньги

Практика: Дидактическая игра, изобразительная деятельность

Тема 1.5. Жители кошелька

Теория: Сформировать первоначальное о наличных и безналичных деньгах; продолжить формировать представление о понятиях цена, сдача, банкнота, монета

Практика: Сюжетно-ролевая игра с подвижными элементами, изобразительная деятельность

Тема 1.6. Как поступать с деньгами?

Теория: Научить соотносить доходы и расходы ; развивать установки о необходимости сбережения части заработанных денег.

Практика: Дидактическое упражнение, подвижная игра.

Тема 1.7. Путешествие денег в разные страны

Теория: Сформировать первоначальные представления о национальной валюте как одной из отличительных черт государства; об основных элементах защиты денежных монет и банкнот.

Практика: Дидактическое упражнение, беседа-рассуждение, творческая изобразительная деятельность.

Тема 1.8. Как кот Белобок узнал, что магазины бывают разные

Теория: Продолжить формировать представление детей о видах магазинов и их назначении.

Практика: Дидактическое упражнение.

Тема 1.9. Как правильно делать покупки

Теория: формировать правильное покупательское поведение у детей дошкольного возраста, объяснить значимость составления списка покупок в целях экономии средств

Практика: Дидактическое упражнение, беседа-рассуждение, подвижная игра

Тема 1.10. Как кот Белобок в магазин ходил

Теория: Продолжить формировать правильное покупательское поведение у детей, учить выбирать товар.

Практика: Дидактическое упражнение, рассказ.

Тема 1.11. Как правильно выбирать товары в магазине

Теория: Продолжить формировать правильное покупательское поведение, познакомить с назначением рекламы.

Практика: Сюжетно-ролевая игра, дидактическая и подвижная игра

Тема 1.12. Кот Белобок идет в банк

Теория: формировать представление о банке и его роли

Практика: Дидактическое упражнение, виртуальная экскурсия, беседа.

Тема 1.13. Центральный банк

Теория: Сформировать первоначальные понятие о структуре банковской системы в России и многообразии банков.

Практика: Дидактическое упражнение, театрализованная игра

Тема 1.14. Профессии работников банка

Теория: формировать представление об основных профессиях сотрудников банка; учить взаимодействовать с сотрудниками банка.

Практика: Дидактическое упражнение, беседа-рассуждение, подвижная игра.

Тема 1.15. Раз не найден клад – беги в банк делать вклад

Теория: формировать представление о возможности выгодного хранения денег в банке

Практика: Сказка с элементами театрализации

Тема 1.16. Ежик берет деньги в банке.

Теория: формировать первоначальное представление о кредитовании

Практика: мастерская по изготовлению продуктов детского творчества

Дополнительный раздел 2 «Семейный бюджет»

Тема 2.1. Семейный бюджет

Теория: Продолжить формировать представление об основных понятиях и характеристиках семейного бюджета

Практика: проблемный диалог, анализ игровой ситуации, дидактическая игра.

Тема 2.2. Бюджет моей семьи

Теория: Продолжить формировать представление об основных доходах семейного бюджета

Практика: Дидактическое упражнение, сюжетно-ролевая игра, изобразительная деятельность

Тема 2.3. Семейные расходы

Теория: Продолжить формировать представление о видах расходов семейного бюджета (обязательные, основные и необязательные – неосновные)

Практика: Дидактическое упражнение, беседа-рассуждение, творческая изобразительная деятельность.

Тема 2.4. Как распределить бюджет семьи

Теория: Развивать представление о составляющих семейного бюджета; продолжить формировать рациональное экономическое поведение

Практика: Дидактическое упражнение, беседа-рассуждение, проблемный диалог, игра.

Тема 2.5. Как стать экономным

Теория: Продолжить формировать рациональное экономическое поведение, способствовать воспитанию бережливости, экономности при использовании денежных средств.

Практика: Дидактическое упражнение, беседа-рассуждение, проблемный диалог.

Тема 2.6. Сбережения

Теория:        формировать представление о том, что такое сбережения и где можно хранить деньги

Практика: Дидактическое упражнение, беседа-рассуждение, анализ игровой ситуации, подвижная игра, выставка

Тема 2.7. Копилка

Теория: Способствовать пониманию смысла денежных средств накоплений; развивать воображение и речь детей в разработке собственных проектов; стимулировать к экспериментированию и конструированию из бросового материала; способствовать воспитанию усидчивости, аккуратности, трудолюбия

Практика: Ситуация проектирования, упражнение, изготовление копилки.

Тема 2.8. Покупка велосипеда

Теория:        формировать представление основы экономической культуры, развивать умение составлять рассказы, используя опорные картинки и употреблять в речи экономические термины.

Практика: Дидактическое упражнение, отгадывание загадок, составление описательного рассказа

Тема 2.9. Кошелек

Теория: Активизировать в речи в речи детей слов: кошелек, деньги, монеты, крупные банкноты, мелочь, покупка, товар, зарплата, копейка, рубль; воспитывать аккуратность, желание сделать поделку качественно, развивать конструктивное мышление

Практика: Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества, дидактическая игра.

Тема 2.10. Идем в магазин

Теория: Отработать навык покупки товара, способствовать уложиться в лимит выделенных средств.

Практика: Сюжетно-ролевая игра

Тема 2.11. Путешествие по финансовой азбуке

Теория: Способствовать развитию интереса к получению экономических знаний.

Практика: Экономическая игра - КВН

Тема 2.12.Тетушка Сова.

Теория: Учить планировать свою деятельность, действовать с учетом задания, использовать приемы рационального распределения материала (целое, части)

Практика: Дидактическое упражнение, беседа-рассуждение, творческая деятельность.

Тема 2.13. Карманные деньги

Теория: Продолжить формировать представление об основных способах накопления и сбережения денежных средств, учить рационально их расходовать

 Практика: Дидактическое упражнение, беседа-рассуждение, проблемный диалог, просмотр мультфильма.

Тема 2.14. Занимательная экономика от кота Белобока

Теория: Способствовать развитию интереса к получению экономических знаний, навыков устного счета

Практика: Проблемный диалог, решение арифметических задач, дидактическая игра

Тема 2.15. Экономическая игра «Что? Где? Когда?»

Теория: Способствовать развитию интереса к получению экономических знаний

Практика: Игра-викторина


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование НОД по финансовой грамотности в старшей группе.

: Содействовать финансовому  просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста; создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности....

Планирование на Неделю финансовой грамотности с детьми 4–5 лет

Планирование на Неделю финансовой грамотности с детьми 4–5 лет...

Учебно-методическое пособие по повышению финансовой грамотности «Первые шаги по ступенькам финансовой грамоты»

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста - сравнительно новое направление в дошкольной педагогике, является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с самых ранних...

Учебно-методическое пособие по повышению финансовой грамотности

laquo;Первые шаги по ступенькам финансовой грамоты»(для дошкольников)...

Перспективное планирование по обучению финансовой грамотности детей младшей группы

Перспективное планирование по обучению финансовой грамотности детей младшей группы...

Тематический план мероприятий по финансовой грамотности с детьми старшей группы «Малинка»

Тематический план   мероприятий  по финансовой грамотности с детьми старшей группы «Малинка»Воспитатели: Голышкина Р.В., Тарасова Е.В....