Технологическая карта непрерывной образовательной деятельности по финансовой грамотности в старшей группе
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности (старшая группа)

МОСКАЛЕВА ЛИЛИЯ НИКОЛАЕВНА
Технологическая карта непрерывной образовательной  деятельности  по финансовой грамотности  в  старшей  группе
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл karta_dlya_nod_finansovaya_gramotnost.docx46.53 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ ЦРР детский сад «Теремок»

Конспект непрерывной образовательной  деятельности

 по Финансовой грамотности

в  старшей  группе

                                                                                         

   Воспитатель:  Москалева Лилия Николаевна

                                                                                                                                                                     

г. Северобайкальск

2021г.

Организация непосредственно образовательной  деятельности детей в старшей группе

по теме «Бюджет семьи»

Автор конспекта непрерывной непосредственно образовательной  деятельности  (далее – ННОД): Москалева Лилия Николаевна, воспитатель без категории, МБДОУ ЦРР д/с «Теремок», г.Северобайкальск.

Цель: Создание условий для финансового просвещения и экономического восприятия детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

Образовательные:

- формировать разумное отношение к расходованию денег;

- закрепить знания детей о понятии «семейный бюджет», его структурой (формы доходов и расходов);

- способствовать умению планировать семейный бюджет;

- способствовать формированию первоначальных представлений о потребностях;

Развивающие:

- развивать умения определять жизненно важные потребности человека;

- развивать логическое мышление, память, внимание, связную речь, умение объяснять принятые решения.

- развивать умение делать логические выводы.

Воспитательные:

- воспитывать дружеские взаимоотношения, умение работать в команде, учитывать другое мнение, сообща принимать решения; Приоритетная образовательная область: Познавательное развитие.

Область в интеграции: «Познавательное развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие».

Материалы: магнитная доска, , магниты, картинки плакаты для показа , монеты номиналом один  , два, пять, десять рублей  (муляж),

РППС: в родительском уголке отражена тема недели, вопрос дня по теме недели « Финансовая грамотность» , группа оформлена по тематике недели «Финансовая грамотность»,   картотека НОД по финансовой грамотности детей 5-6 лет, картотека дидактических игр по финансовой грамотности,  пополнена игровая зона  по теме  недели, созданы атрибуты для сюжетно ролевой игры «Парикмахерская».

 Мотивационный, подготовительный этап(Вводная часть)

Образовательные

задачи

 Содержание НОД

Образовательная область, вид деятельности

Формы реализации Программы

(вид детской деятельности: методы приемы)

Средства реализации ООП

(Оборудование и материалы)

Планируемый результат

 

Воспитывать дружеские взаимоотношения.

Мотивация  детей к предстоящей деятельности.

Способствовать к умению планировать свой бюджет.  Развивать связную речь; логическое мышление, внимание.

Проблемная ситуация

Приветствие. 

В: Ребята сегодня к нам пришли гости, чтобы посмотреть на нас.  Давайте с ними поздороваемся.

Д: Здравствуйте!

В: Встанем мы в кружочек дружно, поздороваться нам нужно Говорю тебе: «Привет!» Улыбнись скорей в ответ. Здравствуй правая рука, здравствуй левая рука,

Здравствуй друг, здравствуй друг, здравствуй весь наш дружный круг.                 Дети рассаживаются на стульчики.                      

 В: Послушайте загадку Кто с фонариком веселый носит синий сюртучок;          Вместо шапки удлиненный, красный-красный колпачок? Заповедные тропинки по утрам, кто подметает? И грибы по две корзинки в чаще леса собирает? На полянке старый дом… Кто живет в нем, детки?. (Гном)                  

                                         Гномэконом: Здравствуйте, ребята!

Я веселый, добрый Гном, добрый Гном ,Люблю денежки считать и хозяйство возглавлять.                            С вами рядом я живу, с экономикой дружу.   ( рассказывает грустно стихотворение)

Воспитатель: Да, это гном и у него очень странное имя – Гном Эконом и почему-то он совсем не веселый .

- Что случилось Гном ? Гном- Ребята я стал совсем старенький и память стала совсем плохая , я забыл как надо экономить .

  Воспитатель:  Ребята, а что такое экономика?  

Экономика –учит нас правильно распределить ведение хозяйства в семье.   Гном Эконом приглашаю  вас познакомиться , с одной очень интересной семьей

Социально – коммуникативное развитие,

речевое развитие

Восприятие художественной литературы.

Физическое развитее.

Познавательное развитие.

Речевое развитие.

Дети входят  в группу и  становятся в полукруг около воспитателя (выполняют движения согласно тексту).

Дети садятся на стульчики полукругом.

Предполагаемые ответы:

( гном).

 Экономика это когда родители экономят

Речь педагога.

Выполнение стихотворного приветствия.

Речь педагога.

Вопросы к детям

Худ.слово.

Сформирована мотивация детей на предстоящую деятельность, обеспечено общение и  взаимодействие ребёнка со взрослым.

формированы знания о грамотном распределении денежных средств.

Развит интерес к познавательной деятельности.

Основная часть (содержательный, деятельностный этап)

Образовательные

задачи

Содержание НОД

Образовательная область, вид деятельности

Формы реализации Программы

Средства реализации ООП

Планируемые результаты

Познакомить детей с понятием «семейный бюджет»

Закрепить знания детей о понятии семейный  бюджет, доход, расход.

Закрепить знания детей о понятиях: доход-расход.

Развивать логическое мышление, память, внимание, связную речь, умение объяснять принятые решения.

Закрепить знания детей о понятии потребность.

Развивать умения определять жизненно важные потребности человека.

Формировать интерес принимать решения сообща работать в команде.

В:  Что такое семья?  

Вы согласны? Итак, давайте тогда познакомимся с семьей .

(Гном садится на стульчик вместе с ребятами и слушает внимательно про экономику)

В: Ребята  давайте разберемся, что такое семейный бюджет?  И вы узнаете, почему нужно бережно относиться к деньгам. 

Ребята- это папа Посмотрите и скажите, где и кем он работает? За свою работу он получает зарплату.

В: Это мама. Где и кем работает мама? За свою работу она получает зарплату.

Бабушка и дедушка – уже нигде не работают, т. к. старенькие. Но они получают пенсию, потому что работали, когда были молодыми.

 Знакомьтесь, это старший брат. Брат не работает, т. к. учится в институте. Учеба тоже труд, за него он получает стипендию. Стипендия – это тоже деньги. Что получает брат за свой труд?                    Сестра нигде не учится и не работает. Она еще маленькая и ходит в детский сад. Никаких денег она еще не получает.

Воспитатель: Сейчас мы проверим, внимательно ли вы меня слушали: Как называются деньги, которые родители получают за свой труд?

Что получают бабушка и дедушка? Что такое стипендия? Кто в семье ее получает?                         Молодцы! Вы справились!

Заработная плата, пенсия, стипендия = семейный бюджет.

Семейный бюджет – это сумма всех доходов и расходов.

Чтобы бюджета хватило на все в, чем нуждается каждая семья. (ДОХОД).

Физкультминутка: «Будем денежки считать»

Один, два, три, четыре, пять

Будем денежки считать.

Один и два оплатим дом

Дом, в котором мы живем

Третья монетка – одежду купить

На четвёртую монетку купим есть и пить

Ну а пятую пока

Спрячем на донышке кошелька!

 

Гном Эконом: Эврика я вспомнил! Бюджет семьи – это кошелек доходов и расходов. Подумайте, на какие нужды в вашей семье в первую очередь расходуют месячный бюджет. Это то, на что мы тратим деньги:

В:товары первой необходимости (еда, вещи, обувь);

коммунальные услуги (оплата за квартиру, свет, газ, телефон) и др

Есть  еще товары длительного пользования (дорогостоящие вещи – машина, холодильник, пылесос, мебель

Гном:Давайте поиграем с вами в игру: «Доход – расход».  Возьмите пожалуйста сигнальные карточки (смайлики красного и зеленого цвета) плюс –это доход семьи, минус- расход.

Я буду проговаривать события, а вы должны определить, что это – доход или расход семьи?

Нужно поднять соответствующую сигнальную карточку и объяснить свой выбор:

 Мама с папой получили зарплату (доход)

- Мама заплатила за детский сад (расход)

- Вы нашли клад (доход)

- Бабушка купила молоко  (расход)

- Мама купила ботиночки  (расход)

- Дедушка получил пенсию  (доход)

- Папа заплатил за стрижку  (расход)

- Вы купили билеты в кино  (расход)

- Выиграла приз  (доход)

- Потеряла кошелёк  (расход)

- Продала бабушка пирожки (доход)

- Заплатили за квартиру  (расход)

- Нашла монетку ( доход)

- Купили куклу  (расход)

Молодцы справились с ответами.

Воспитатель: Ребята у нас есть вот такая цветная коробочка отгадайте пожалуйста что там лежит  Подсказка: Их делают из бумаги и металла.

У одних людей их много, а у других мало.

В разных странах их называют по-разному.

Воспитатель: Правильно, это деньги. Ребята это деньги не простые а деньги семейного бюджета которые семья зарабатывала целый месяц , а давайте мы с вами разделимся на 2 команды и попробуем распределить семейный бюджет сами , а если у вас останутся деньги вы положите их в копилку ,так мы с вами научимся экономить.

 Гном показывает новые деньги для игры 10 рублей каждой команде , Гном эконом;  Молодцы ребята  вы справились с заданием и много чему научились сегодня , а я вспомнил что такое экономика  До свидания ребята , желаю вам быть послушными ребятами и слушаться взрослых. До новых встреч.

Речевое развитие,

познавательное развитие.

Социально – коммуникативное развитие.

Социально – коммуникативное развитие,

речевое развитие.

Речевое развитие,

познавательное развитие.

Физическое развитие.

Игровая, двигательная

Познавательное развитие,  социально-куммуникативное  развитие.

Познавательная деятельность

социально –коммуникативное развитие, игровая.

Предполагаемые ответы:

(это люди которые живут вместе в одном доме , они родня).

На стройке. Он строитель)

(Мама работает в больнице, она детский доктор- педиатр)

Это деньги всех членов семьи (мамы, папы, бабушки и дедушки, сестер и братьев).

Предполагаемые ответы детей.

Зарплата

 Пенсия

Брат студент получает стипендию

 

Предполагаемые ответы детей.

Дети выполняют физ. минутку согласно тексту.

(шагаем на месте)

сжимаем и разжимаем пальцы рук

(пальцы в кулак, отгибаем мизинец и безымянный) (отгибаем средний палец) (отгибаем указательный палец) , (шевелим большим пальцем)

(спрятать большой палец в кулак согнув все пальцы)

Дети садятся на стульчики.

 

Дети проходят на свои места.

Ребята на месте играют в игру ( плюс и минус)

Дети проходят на свои стульчики садятся

Предполагаемые ответы детей (Деньги)

Игра «Семейный бюджет». Дети делятся на 2 команды и проходят за столы  задача ребят договорится между собой ,НА ЧТО ПОТРАТИТЬ СЕМЕЙНЫЙ БЮДЖЕТ

Ребята говорят до свидания  Гному

Речь воспитателя.

Вопросы к детям.

Картинки слайды

Речь воспитателя.

Вопросы к детям

Д/И: Доход-расход

Речь воспитателя.

Физминутка «Будем денежки считать»

Речь воспитателя.

схема жизненно важных потребностей.

Схема жизненно важных потребностей (для каждой команды)  и монеты (картинки)

Д/И  «Доход или расход»

Речь воспитателя.

Речь воспитателя.

Сформированы знания о бюджете. Сформированы навыки размышлять, высказывать свое мнение.

                                           

Сформированы знания о доходах и расходах.

Развито логическое мышление путем решения простых задач.

Согласовывают речь с движениями, сформирована координация.

Сформированы знания о потребностях.

Сформированы знания о жизненно важных и необходимых потребностях.

Развито логическое мышление путем решения простых задач.

Сформированы  знания о жизненно важных потребностях.

Общение, взаимодействие ребенка со взрослым и со сверстниками; самооценка собственной деятельности.

Заключительная  часть (рефлексивный этап)

Образовательные

задачи

Содержание ННОД

Образовательная область, вид деятельности

Формы реализации Программы

Средства реализации ООП

Планируемые результаты

Установление обратной связи с детьми, развитие способности ребенка к самоанализу.

Воспитывать интерес к пройденному материалу.

Подведем итоги занятия.

Давайте вспомним, с какими новым  понятиями мы познакомились сегодня? 

Из чего состоит семейный бюджет?

Чему мы научились на нашем занятии?

В: Я надеюсь, когда вы станете взрослыми, то будете хорошо уметь планировать свой семейный бюджет.  

В:   Ребята давайте попробуем сформулировать правила:

1. Деньгами нужно распоряжаться экономно и бережно, не тратить по пустякам.

2. Нужно работать или учиться и помогать семье. Или зарабатывать на свою мечту.

Мы с вами сегодня хорошо  с экономили  , монеты которые остались в копилке мы обменяем на наклейки.

В: А теперь давайте попрощаемся с нашими гостями.

Социально – коммуникативное развитие

Речевое развитие.

Рассуждение,

Диалог.

Индивидуальные ответы детей, рассуждения(семейный бюджет, доходы, расходы, потребности)

(из доходов и расходов семьи)

, определять жизненно важные потребности). 

Похвала детей.

Дети говорят до  свидания гостям.

Интелект-карта составленная совместно во время занятия; схема распределения жизненно важных потребностей.

Слово воспитателя,

речь детей.

Диалог с детьми.

Речь воспитателя.

Общение, взаимодействие ребёнка со взрослым и со сверстниками; самооценка собственной деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта непрерывной образовательной деятельности "Развитие классификационных умений у детей дошкольного возраста".

Технологическая картанепосредственно образовательной деятельностипо образовательной области «Познавательное развитие».Раздел «Ознакомление с предметным окружением. Ознакомление с миром природы»...

Технологическая карта непрерывной образовательной деятельности воспитателя с детьми «Комнатные растения».

Материалы непрерывной  образовательной  деятельности  предназначены для работы   с детьми  средней  группы, в возрасте 4-5 лет, группа общеразвивающей направленности...

Технологическая карта непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие». Раздел «Ознакомление с предметным окружением. Ознакомление с миром природы» Младшая группа.

Цель – развитие классификационных умений у детей дошкольного возраста.Формировать представления о природных и рукотворных объектах;Учить детей разделять объекты материального мира по признакам пр...

Технологическая карта непрерывной образовательной деятельности в ДОУ

Речевое развитие. Составление описательного рассказа о игрушке  «Кто у нас в гостях?»...

Технологическая карта «Непрерывной непосредственной образовательной деятельности на тему «Одежда русского человека» (социально-коммуникативная) с использованием технологии «Река времени»

Конструкт НОД на тему "Одежда русского человека" для детей пятого и шестого года жизни. Форма организации групповая, подгрупповая....

Технологическая карта непрерывной образовательной деятельности "Снежные комочки" вторая группа раннего возраста

Образовательная область данной деятельности - познаваетльное развитие, интеграция образовательных областей - речевое развитие, социально-коммуникативное развитие...

Технологическая карта непрерывной образовательной деятельности по познанию в средней группе «Дары осени»

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие».Используемая современная образовательная технология: информационно-коммуникационные технологи...